Научная статья на тему 'Аграрные техникумы Башкирской АССР в 30-е годы ХХ века'

Аграрные техникумы Башкирской АССР в 30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
2
Поделиться
Ключевые слова
АГРАРНЫЕ ТЕХНИКУМЫ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНТИНГЕНТ / СПЕЦИАЛИСТЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАДРЫ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / AGRICULTURAL TECHNICAL COLLEGES / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / ENROLMENT / PROFESSIONALS / AGRICULTURE / HUMAN RESOURCES / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зиязетдинов Р.М.

В статье рассмотрено становление среднеспециального аграрного образования в республике. Открытие большинства техникумов сельскохозяйственного направления с 1930 г. объясняется, прежде всего, началом сплошной коллективизации сельского хозяйства с конца 20-х годов и острой необходимостью кадрового обеспечения колхозов, совхозов и МТС. Особо не рассматривая их учебно-воспитательную деятельность, основное внимание уделено развитию сети сельскохозяйственных учебных заведений. Прослеживаются многочисленные организационные и реорганизационные процессы, которые проводились в сфере аграрного образования на протяжении всего исследуемого периода и, как показала жизнь, не всегда оказывались продуманными и обоснованными. Приведены обобщенные сведения о контингенте, национальном и социальном составе обучающихся, а также о подготовленных специалистах-техниках, которые позволяют судить о результатах деятельности учебных заведений. Размещенная в статье таблица конкретизирует сказанное и ярко демонстрирует состояние аграрных техникумов в начале 30-х годов. Исследование показывает, что коллективы студентов в основном состояли из крестьян-колхозников. Значительная доля в них рабочих объясняется размещением отдельных учебных заведений в городах Уфа и Белебей. Как известно, решающим фактором при зачислении абитуриентов в учебное заведение являлось их социальное происхождение. В работе также отражены специальные меры правительства по увеличению количества студентов из числа коренного населения. Подчеркивается огромное значение рабфаков и подготовительных курсов в подготовке абитуриентов для поступления в учебное заведение, особенно, башкир и татар. Подавляющее большинство преподавательского корпуса имело высшее образование и вполне соответствовало требованиям того времени. Подчеркнута негативная роль необоснованных политических репрессий во второй половине 30-х годов.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зиязетдинов Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Agricultural Technical Colleges of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic in the 1930s

The article considers the formation and development of agrarian professional secondary education in the republic. The foundation of the majority of agricultural colleges since 1930 is primarily due to the beginning of total collectivization of agriculture in the late 1920s and the most urgent necessity to provide collective farms, state farms and machine tractor stations with skilled personnel. The author focuses on the development of a network of agricultural educational institutions. Many organizational and restructuring processes are traced in the article initiated in the area of agricultural education over the period under study. As life has shown, they were not always thought out and reasonable. Summarized data are given on the enrolment, national and social composition of students and also in professional technicians being trained that allow estimating the results of educational activities. The table in the article gives specific figures and demonstrates clearly the state of the agricultural colleges in the early 1930s. The research shows that student groups consisted primarily of collective-farm peasants. A large share of factory workers was due to the location of some agricultural educational institutions in Ufa and Belebey. As is known, the decisive factor in admitting to any educational institution was the social background. The article describes special measures taken by the government to increase the number of students from among indigenous people. It also emphasizes the paramount importance of workers' schools and training courses in preparing applicants, especially the Bashkirs and Tatars, to enter colleges or schools. The overwhelming majority of the teaching staff had higher education and complied with the requirements of the time. Consideration is given to the negative role of unjustified political repressions in the second half of the 1930s.

Текст научной работы на тему «Аграрные техникумы Башкирской АССР в 30-е годы ХХ века»

АГРАРНЫЕ ТЕХНИКУМЫ БАШКИРСКОМ АССР В 30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

© Р.М. Зиязетдинов,

доктор исторических наук,

профессор кафедры,

Башкирский государственный аграрный

университет,

ул. 50-летия Октября, 34,

450001, Уфа, Российская Федерация,

эл. почта: rafis.ziazetdinov@yandex.ru

В статье рассмотрено становление среднеспециального аграрного образования в республике. Открытие большинства техникумов сельскохозяйственного направления с 1930 г. объясняется, прежде всего, началом сплошной коллективизации сельского хозяйства с конца 20-х годов и острой необходимостью кадрового обеспечения колхозов, совхозов и МТС.

Особо не рассматривая их учебно-воспитательную деятельность, основное внимание уделено развитию сети сельскохозяйственных учебных заведений. Прослеживаются многочисленные организационные и реорганизационные процессы, которые проводились в сфере аграрного образования на протяжении всего исследуемого периода и, как показала жизнь, не всегда оказывались продуманными и обоснованными. Приведены обобщенные сведения о контингенте, национальном и социальном составе обучающихся, а также о подготовленных специалистах-техниках, которые позволяют судить о результатах деятельности учебных заведений. Размещенная в статье таблица конкретизирует сказанное и ярко демонстрирует состояние аграрных техникумов в начале 30-х годов.

Исследование показывает, что коллективы студентов в основном состояли из крестьян-колхозников. Значительная доля в них рабочих объясняется размещением отдельных учебных заведений в городах Уфа и Белебей. Как известно, решающим фактором при зачислении абитуриентов в учебное заведение являлось их социальное происхождение.

В работе также отражены специальные меры правительства по увеличению количества студентов из числа коренного населения. Подчеркивается огромное значение рабфаков и подготовительных курсов в подготовке абитуриентов для поступления в учебное заведение, особенно, башкир и татар. Подавляющее большинство преподавательского корпуса имело высшее образование и вполне соответствовало требованиям того времени. Подчеркнута негативная роль необоснованных политических репрессий во второй половине 30-х годов.

Ключевые слова: аграрные техникумы, студенты, учебный процесс, контингент, специалисты, сельское хозяйство, кадры, учебные заведения

© R.M. Ziyazetdinov

AGRICULTURAL TECHNICAL COLLEGES OF THE BASHKIR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN THE 1930s

Bashkir State

Agrarian University,

34, ulitsa 50-letiya Oktyabrya,

450001, Ufa,

Russian Federation,

e-mail: rafis.ziazetdinov@yandex.ru

The article considers the formation and development of agrarian professional secondary education in the republic. The foundation of the majority of agricultural colleges since 1930 is primarily due to the beginning of total collectivization of agriculture in the late 1920s and the most urgent necessity to provide collective farms, state farms and machine tractor stations with skilled personnel.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

V

/21

2017, том 23, № 2 (86) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll

The author focuses on the development of a network of agricultural educational institutions. Many organizational and restructuring processes are traced in the article initiated in the area of agricultural education over the period under study. As life has shown, they were not always thought out and reasonable. Summarized data are given on the enrolment, national and social composition of students and also in professional technicians being trained that allow estimating the results of educational activities. The table in the article gives specific figures and demonstrates clearly the state of the agricultural colleges in the early 1930s.

The research shows that student groups consisted primarily of collective-farm peasants. A large share of factory workers was due to the location of some agricultural educational institutions in Ufa and Belebey. As is known, the decisive factor in admitting to any educational institution was the social background.

The article describes special measures taken by the government to increase the number of students from among indigenous people. It also emphasizes the paramount importance of workers' schools and training courses in preparing applicants, especially the Bashkirs and Tatars, to enter colleges or schools. The overwhelming majority of the teaching staff had higher education and complied with the requirements of the time.

Consideration is given to the negative role of unjustified political repressions in the second half of the 1930s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: agricultural technical colleges, students, educational process, enrolment, professionals, agriculture, human resources, educational institutions

В современной России сельское хозяйство является наиболее динамично развивающимся сектором экономики, успешно преодолевающим и западные санкции. Хорошие урожаи позволяют стране стать одним из ведущих экспортеров зерна в мире. Изменения в экономической системе обостряют вопрос о дальнейшем наращивании подготовки квалифицированных кадров для аграрной отрасли, что повышает актуальность изучения опыта деятельности техникумов республики.

Истории становления и развития среднего профессионального образования страны посвящены работы Б.А. Кузьмина, Д.И. Чу-прунова, Ю.С. Борисова и др. [1; 2; 3]. Однако в них материалы по аграрным техникумам Башкирской АССР скудны или отсутствуют вообще. Причиной тому является, видимо, неразработанность проблемы на республиканском уровне.

Некоторые сведения о подготовке кадров среднего звена в Башкортостане можно найти в монографиях В.К. Гололобова, В.Г. Иванова, А.И. Кропачева [4; 5].

В исследовании М.Н. Маркеловой приведены цифровые показатели, характеризующие деятельность сельскохозяйственных техникумов республики, анализ их учебно-методической работы [6].

Ценный материал накоплен в публикациях по истории отдельных техникумов [7; 8].

Рассматриваемая нами проблема отражена в совместной монографии И.П. Плотниковой и автора данной работы [9]. Однако деятельность аграрных техникумов в предлагаемой формулировке в печати еще не освещена.

В данной статье предпринята попытка проследить развитие сети аграрных техникумов республики в 30-е годы. Тогда они прошли сложный и противоречивый путь развития.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ ,

/2017, том 23, № 2 (86) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll

В 20-е годы прошлого века в республике функционировали лишь три техникума сельскохозяйственного профиля: Милов-ский (с 1920 г.), Уфимский (с 1922 г.), Ку-юргазинский (с 1924 г.) [10, с. 366]. Контингент учащихся в них из-за нехватки преподавателей, помещений для учебных занятий и общежития был небольшой. В 1924 г., например, в Уфимском землеустроительном техникуме обучалось 308 учащихся, а в Миловском сельскохозяйственном -лишь 105 человек [9, с. 22]. Потребность же в кадрах с высшим и средним специальным образованием была огромная. Совхозы, колхозы, машинно-тракторные станции (МТС)

остро нуждались в компетентных специалистах. По мере утверждения колхозного строя значимость сельскохозяйственных учебных заведений ощущалась еще больше. Башкирский сельскохозяйственный институт, созданный в 1930 г., выпустил первых специалистов (86 человек) в декабре 1933 г. [11, с. 12]. Дефицит кадров в сельском хозяйстве в значительной степени могла покрыть только эффективная работа аграрных техникумов.

К 1 сентября 1931 г. в Башкирской АССР действовало уже 9 сельскохозяйственных техникумов. Их контингент [9, с. 35] наглядно отражен в следующей таблице:

Таблица - Контингент студентов аграрных техникумов Башкирской АССР на 01.11.1931 г.

Наименование учебных заведений Год создания, направление подготовки Всего, чел. Социальный состав Национально сть

рабоч., чел. крестьяне, чел. служ., чел. башкиры, чел. татары, чел. русские, чел. другие, чел.

Миловский с/х техникум 1920 г. животновод., полеводство 193 46 118 29 50 53 61 29

Куюргазинский с/х техникум 1924 г. животновод. 230 51 158 21 34 53 101 42

Аксеновский с/х техникум 1931 г. животновод., полеводство 114 27 63 24 12 28 57 17

Дуванский с/х техникум 1931 г. полеводство 59 5 45 9 - - 50 9

Топорнинский с/х техникум 1931 г. овощеводство 109 26 73 10 26 36 37 10

Ляховский с/х техникум 1930 г. животновод. 98 21 66 11 4 10 74 10

Белебеевский техн. индустр. земледелия 1930 г. механизация с/х 199 88 88 23 39 24 ПО 26

Уфимский землеустроит. техникум 1922 г., землеустройство 481 171 251 59 142 124 178 37

Техникум защиты растений (г. Уфа) 1930 г., защита растений 141 81 49 11 20 9 105 7

Итого: в% - 1624 100 516 31,8 911 56 197 12,1 327 20,1 337 20,7 773 47,6 187 11,5

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/2017, том 23, № 2 (86) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Как видно из таблицы, наибольшее количество студентов имели Уфимский землеустроительный (481 человек) и Куюрга-зинский сельскохозяйственный (230 человек) техникумы. Контингент Дуванского техникума насчитывал лишь 59 человек. Это объясняется тем, что данное учебное заведение в 1931 г. только начало функционировать и произвело первый прием учащихся. Направления подготовки специалистов охватывали основные отрасли сельскохозяйственного производства - полеводство и животноводство. К тому же Топорнинский (ныне - Кушнаренковский - Р. З.) сельхозтехникум готовил кадры по овощеводству; появились и новые направления: механизация сельского хозяйства (Белебеевский техникум) и защита растений (Уфимский техникум). Сравнительно большой процент рабочих (31,8%) в составе учащихся объясняется размещением ряда техникумов в городах Уфа и Белебей.

По национальности 47,6% учащихся являлись русскими. Причиной тому являлся низкий общеобразовательный уровень сельских жителей, а нерусское население, как известно, в основном проживало в сельской местности. К тому же при комплектовании учебных заведений в некоторых районах установленная норма представительства не выполнялась, т. к. в 1929-1930 гг. выпуски семилетних школ были незначительными, а именно на их базе организовывались техникумы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях оказания техникумам материальной помощи совещание при Наркомате земледелия БАССР 3 марта 1930 г. приняло решение о прикреплении сельскохозяйственных учебных заведений к следующим организациям и учреждениям: Миловский сельхозтехникум - к Башкоопхлебсоюзу, Ку-юргазинский - к Зернотресту и Совхозтре-сту, Уфимский землеустроительный техникум - к Наркомзему. В свою очередь, учебные заведения брали на себя обязанность обеспечения их молодыми специалистами.

Важное значение для дальнейшего развития техникумов имело утверждение отраслевого принципа руководства ими. 23 июля 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» сельскохозяйственные учебные заведения были переведены в ведение Наркомата земледелия [12, с. 41].

В целях совершенствования руководства аграрными учебными заведениями при Наркомате земледелия республики был создан отдел профессионального сельскохозяйственного образования, а программно-методическое руководство осуществлялось отделом сельскохозяйственного образования по линии Наркомата земледелия СССР [9, с. 32].

В дальнейшем в целях обеспечения приема и повышения качества обучения при всех техникумах открывались подготовительные группы. Благодаря их деятельности академические группы комплектовались наиболее подготовленной молодежью. Других путей подготовки представителей нерусских национальностей для поступления в учебные заведения не было. Башнарком-прос в виде исключения вынужден был для поступающей на основной курс молодежи коренной национальности понизить требования на предварительное образование до объема шестилетней школы. Такая ситуация объяснялась несколькими моментами:

- во-первых, неэффективная профориен-тационная работа на местах и достаточно низкий уровень преподавания в сельских школах;

- во-вторых, сравнительно слабое материальное обеспечение учащихся сельскохозяйственных техникумов;

- в-третьих, определенная часть принятых учащихся испытывала существенные материальные затруднения, поэтому вынуждена была оставить учебу. Отметим, что в 20-30-е годы значительный отсев учащихся в учебных заведениях

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ _

/2017, том 23, № 2 (86) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ш

по указанным и другим причинам был типичным явлением. Так, в 1931 г. техникумы вместо 428 запланированных выпустили лишь 205 (48%) человек [9, с. 37].

Следует подчеркнуть, что решающим фактором при поступлении в учебные заведения оставалось социальное происхождение абитуриентов. Секретариат Башкирского областного комитета партии в постановлении от 6 марта 1929 г. «О порядке приема в школы чуждых элементов» рекомендовал принимать, в первую очередь, детей рабочих, батраков, бедноты и среднего крестьянства; на вакантные места допускались выходцы из чуждых элементов, порвавших всякую связь с родителями. Учебным заведениям запрещалось принимать детей кулаков, нэпманов, торговцев, мулл, попов, дворянского сословия, жандармов и других высших чинов дореволюционного периода.

Исключение составляли лишь дети бывших белогвардейских офицеров, состоявших на должностях командного состава запаса Красной Армии [13].

Качественный состав преподавателей техникумов для того времени был вполне удовлетворительным. Так, в 1932 г. педагогический корпус имел в основном высшее (62%) и среднее (28%) образование. С низшим образованием (10%) работали, как правило, преподаватели военных дисциплин и физкультуры [9, с. 37].

В начале 30-х годов в сети аграрных техникумов осуществлялись частые реорганизационные процессы, которые, на наш взгляд, оказались не всегда продуманными, поспешными. Так, постановлением СНК БАССР от 31 августа 1931 г. Уфимский землеустроительный техникум в связи с развертыванием нового промышленного строительства в республике был реорганизован в строительный техникум и передавался со всем имуществом из ведения Наркомата земледелия в Центральный областной совет народного хозяйства. Тем самым, подготов-

ка землеустроительных кадров в республике прекратилась. Между тем, потребность народного хозяйства в них выражалась тогда в 711 человек. В августе 1931 г. их было в республике всего лишь 232 человека, поэтому Совнарком БАССР своим постановлением от 13 сентября 1932 г. восстановил деятельность бывшего Уфимского землеустроительного техникума в прежнем своем помещении и со всем учебным хозяйством [14]. Однако в апреле следующего года он был вновь закрыт.

Наркомат земледелия планировал открыть в 1932 г. дополнительно 10 новых техникумов различного профиля. Но из-за отсутствия средств в 1932 г. был открыт только Туймазинский техникум животноводства и Юматовский техникум пчеловодства в результате реорганизации Юматов-ской пчеловодческой сельскохозяйственной школы. Однако в силу слабой материальной базы в 1933 г. Туймазинский техникум был закрыт. Все имущество и студенты передавались Аксеновскому и Юматовскому техникумам.

Через год Ляховский техникум переводился в Бакалы, а учащиеся третьего курса были переданы Аксеновскому сельскохозяйственному техникуму. В 1935 г. техникум защиты растений был переведен в село Давлеканово и переименовывается в Давле-кановский сельскохозяйственный техникум. В следующем году в связи со сменой названия с. Топорнино в с. Кушнаренково происходит переименование и техникума [9, с. 41].

Следуя указаниям Наркомзема СССР и РСФСР об изменении профилей сельхозтехникумов, бюро Башкирского областного комитета партии постановлением от 16 мая 1935 г. «О комплектовании сельскохозяйственных техникумов в 1935 г.» изменило и определило профили сельскохозяйственных техникумов, главным образом, за счет открытия в них вторых отделений. Так, Аксеновский техникум имел два отделения:

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/2017, том 23, № 2 (86) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

животноводческое и полеводческое, Куюр-газинский техникум - животноводческое и вновь открываемое ветеринарное, Топор-нинский - овощеводческое и полеводческое, Дуванский - полеводческое, Ляховский (Ба-калинский) - животноводческое и вновь открываемое ветеринарное, Давлекановский -защиты растений, Юматовский - пчеловодческое и вновь открываемое отделение мелкого животноводства [15].

Как видим, постановление сыграло решающую роль в подготовке кадров новой специальности - ветеринаров, которых особенно не хватало в республике.

Следует отметить, что перевод Ляхов-ского техникума в Бакалы подтвердил ошибочность принятого решения. Техникум, организованный на базе Ляховской сельскохозяйственной школы имени Калинина, имел все условия для своего развития, а на новом месте они были существенно ограничены. Поэтому СНК БАССР 14 июля 1936 г., учитывая постановление бюро обкома партии от 8 апреля 1936 г., принял решение о закрытии Бакалинского зооветеринарного техникума ввиду недостаточной его материальной базы. Студенты 4 курса переводились в Башсельхозинститут, а студенты 1-3 курсов и преподавательский состав распределялись по другим техникумам. Одновременно была укреплена материальная база Юматовского и Куюргазинского техникумов. Юматовский техникум получил средства на дальнейшее укрепление материальной базы и строительство нового общежития, а Куюр-газинский техникум - также на расширение общежития.

Несмотря на регулярные реорганизационные процессы, в 1936-1938 гг. численность выпускников возросла со 136 до 290, т. е. более чем в два раза [10, с. 43].

Наибольший выпуск в 1936 г. был осуществлен в Аксеновском сельхозтехникуме (54 человека), в следующем - в Куюргазин-ском техникуме (34 человека), в 1938 г. -

в Юматовском техникуме (110 человек). По количеству контингента учащихся крупнейшими были Юматовский, Куюргазинский техникумы.

В 1936 г. в системе Башнаркомзема действовало всего 6 техникумов. Создание новых техникумов продолжалось и в самом конце 30-х годов. Так, в феврале 1939 г. в результате реорганизации Башкирской высшей коммунистической сельскохозяйственной школы был создан Башкирский колхозный сельскохозяйственный техникум (БКСХТ). Основной задачей техникума являлась «подготовка руководящих кадров социалистического земледелия для организации социалистического сельскохозяйственного производства на основе последних достижений науки и техники».

Особенностью данного учебного заведения являлось то, что большинство учащихся еще до поступления работали председателями колхозов и их заместителями, парторгами колхозов, совхозов и МТС, бригадирами и заведующими животноводческими фермами, звеньевыми, счетоводами и т. д. Это был единственный техникум, где из 40 преподавателей 34 имели высшее образование, в том числе двое - звание доцента. Все преподаватели занимались научно-исследовательской работой. Техникум вел большую работу по оказанию практической помощи колхозам республики: проводились занятия для работников колхозов и совхозов по основам кормления животных, курсы для механизаторов, осуществлялись научные наблюдения за посевами зерновых культур и др.

30 декабря 1939 г. техникум выпустил 131 специалиста, из которых 37% являлись башкирами. А через год планировалось выпустить 215 человек, но начало Великой Отечественной войны прервало учебный процесс. Осенью 1941 г. многие преподаватели и студенты техникума добровольцами отправились на фронт, оставшиеся - на уборку урожая. В связи с началом войны по-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/2017, том 23, № 2 (86) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!£!

становлением ЦИК СССР в декабре 1941 г. БКСХТ был закрыт [9, с. 44].

К началу 1941 г. в республике действовало всего 8 сельскохозяйственных техникумов, в которых обучалось 1 127 студентов [16].

Как известно, вторая половина 30-х годов характеризуется массовым поиском «врагов народа», которых находили везде, в том числе, и в учебных заведениях. Так, в Куш-наренковском сельскохозяйственном техникуме была обнаружена и наказана «троцки-стско-бухаринская» группа в составе 12 человек, а в Юматовском техникуме - группа «буржуазных националистов» и др.

По Наркомату земледелия БАССР в 1937 г. было арестовано 146 человек [17]. Необоснованные политические репрессии сыграли негативную роль в учебно-воспитательном процессе.

Конкретным шагом в укреплении учебно-материальной базы техникумов являлось принятие СНК БАССР от 31 марта 1941 г. постановления «Об обеспечении учебными хозяйствами сельскохозяйственных техникумов». Кушнаренковскому плодоовощному техникуму представлялась возможность проводить учебные и производственные практики на организованном в учебно-производственном совхозе по плодоягодным культурам. Одновременно земельные участки, постройки сельскохозяйственного назначения

получили Аксеновский, Дуванский, Куюр-газинский и Юматовский техникумы.

Ввиду отсутствия возможности обеспечить учебным хозяйством полеводческое отделение Белебеевского сельскохозяйственного техникума в пределах г. Белебея, оно переводилось в Аксеновский сельхозтехникум со всем учебным оборудованием и наглядными учебными пособиями. Белебеев-ский сельхозтехникум реорганизовывался в техникум механизации сельского хозяйства [9, с. 44-45].

Таким образом, в 30-е годы прошлого века в республике проводилась целенаправленная работа по созданию и развитию аграрных техникумов. Их количество в 1941 г. было доведено до 8. В них в основном обучалась деревенская молодежь, а по национальности - представители всех основных народов, проживающих в республике. Благодаря передаче их в ведение отраслевых наркоматов улучшилось финансирование и материально-техническое обеспечение.

Однако в процессе создания и реорганизации отдельных техникумов допускались, как было показано выше, и поспешные решения. Отрицательно сказывались в их развитии политические репрессии конца 30-х годов.

Аграрные техникумы являлись молодыми учебными заведениями республики, которые ежегодно выпускали востребованных производством специалистов-техников.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Борисов Ю.С. Производственные кадры деревни. 1917-1941: Цивилизованные хозяйственники или «винтики» государственной машины. М.: Недра, 1991. 227 с.

2. Кузьмин Б.А. Техникумы и училища СССР М.: Высшая школа, 1974. 112 с.

3. Чупрунов Д.И. Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование. М.: Экономика, 1984. 200 с.

4. Гололобов В.К., Иванов В.Г. Среднее профессиональное образование в Республике Башкортостан. Уфа, 2003. 149 с.

5. Кропачев А.И. Специалисты средней квалификации: подготовка и использование их в Башкирской АССР Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. 144 с.

6. Маркелова Л.Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана. 1925-1985 гг.: становление и развитие. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. институт, 2005. 185 с.

7. Кузница кадров. К 75-летию ФГОУ СПО «Куш-наренковский сельскохозяйственный техникум». Уфа, 2006. 116 с.

8. Малыгина К.Л. Дуванский сельхоз-техникум. 1930-1990 гг. Мечетлино, 1990. 12 с.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

Б

2

2017, том 23, № 2 (86) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

9. Плотникова И.П., Зиязетдинов РМ. Подготовка кадров в сельскохозяйственных учебных заведениях Башкирской АССР (1919-1941 гг.). Уфа: Башкирский ГАУ, 2012. 116 с.

10. Зиязетдинов РМ. Практическая подготовка учащихся аграрных техникумов Башкирской АССР в 20-е годы 20 века // Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения: материалы Всероссийской научн. -практ. конф. (27 октября 2015 г.). Уфа: Мир печати, 2015. С. 366-369.

11. Башкирский государственный аграрный университет: история и современность / Сост. И.И. Габитов, РМ. Зиязетдинов, М.Н. Фархша-

тов, И.И. Фазрахманов. Уфа: ГУП РБ УПК, 2010. 224 с.

12. Собрание законов СССР 1930. № 38. Ст. 411. С. 41.

13. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 8. Д. 23. Л. 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 933. Оп. 9. Д. 79. Л. 17.

15. Национальный архив Республики Башкортостан. Оп. 1. Д. 1532. Л. 1.

16. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 20. Д. 320. Л. 105.

17. Национальный архив Республики Башкортостан. Оп. 16. Д. 77. Л. 326.

R E F E R E N C E S

1. Borisov Yu.S. Proizvodstvennye kadry derevni. 1917-1941: Tsivilizovannye khozyaystvenniki ili «vintiki» gosudarstvennoy mashiny [Rural production personnel. 1917-1941: Civilized managers or «cogs» of the state machine]. Moscow, Nedra, 1991. 227 p. (In Russian).

2. Kuzmin B.A. Tekhnikumy i uchilishcha SSSR [Technical colleges and schools of the USSR]. Moscow, Vysshaya shkola, 1974. 112 p. (In Russian).

3. Chuprunov D.I. Spetsialisty srednego zvena: plan-irovanie, podgotovka, ispolzovanie [Mid-level professionals: Planning, training, using]. Moscow, Ekonomika, 1984. 200 p. (In Russian).

4. Gololobov VK., Ivanov V.G. Srednee professional-noe obrazovanie v Respublike Bashkortostan [Vocational secondary education in the Republic of Bashkortostan]. Ufa, 2003. 149 p. (In Russian).

5. Kropachev A.I. Spetsialisty sredney kvalifikacii: podgotovka i ispolzovanie ikh v Bashkirskoy ASSR [Mid-qualified professionals: Training and using in the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic]. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo, 1990. 144 p. (In Russian).

6. Markelova L.N. Srednee professionalnoe obrazovanie Bashkortostana. 1925-1985 gg.: stanovlenie i razvitie [Vocational secondary education in Bashkortostan. 1925-1985: Formation and development]. Sterlitamak, Sterlitamakskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut, 2005. 185 p. (In Russian).

7. Kuznitsa kadrov [Manpower training centre]. K 75-letiju FGOU SPO «Kushnarenkovskiy selskok-hozyaystvennyy tekhnikum» [On the 75th anniversary of the Kushnarenkovo Agricultural College]. Ufa, 2006. 116 p. (In Russian).

8. Malygina K.L. Duvanskiy selkhoz-tekhnikum [Du-van Agricultural College]. 1930-1990. Mechetlino, 1990. 12 p. (In Russian).

9. Plotnikova I.P., Ziyazetdinov R.M. Podgotovka kadrov v selskokhozyaystvennykh uchebnykh zave-deniyakh Bashkirskoy ASSR (1919-1941 gg.) [Personnel training in agricultural schools of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic (19191941)]. Ufa, Bashkirskiy gosudarstvennyy selskok-hozyaystvennyy institut, 2012. 116 p. (In Russian).

10. Ziyazetdinov R.M. Prakticheskaya podgotovka uchashchikhsya agrarnykh tekhnikumov Bashkirskoy ASSR v 20-e gody 20 veka [Practical training for students of agricultural technical colleges of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic in the 1920s]. Sotsialno-ekonomicheskie problem razvitiya agrarnoy sfery ekonomiki i puti ikh resheniya [Socio-economic problems of agricultural sector development and their solutions]. Materialy Sserossiyskoy nauchno-prakticeskoy konferentsii -Proceedings of All-Russian Science and Research Conference (October 27, 2015). Ufa, Mir pechati, 2015, pp. 366-369. (In Russian).

11. Bashkirskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet: istoriya i sovremennost [Bashkir State Agrarian University: History and contemporaneity]. Gabitov I.I., Ziyazetdinov R.M., Farkhshatov M.N., Faizrakhma-nov I.I. Ufa, GUP RB UPK, 2010. 224 p. (In Russian).

12. Sobranie zakonov SSSR [Code of Laws of the USSR]. 1930. no. 38, article 411, p. 41. (In Russian).

13. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 8, delo 23, list 67. (In Russian).

14. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 933, opis 9, delo 79, list 17. (In Russian).

15. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 933, opis 1, delo 1532, list 1. (In Russian).

16. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 20, delo 320,. list 105. (In Russian).

17. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 16, delo 77, list 326. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/21

2017, том 23, № 2 (86) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll