Научная статья на тему 'Аграрная реформа в России XIX - начале XX века'

Аграрная реформа в России XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
667
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛЫПИН / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ашинов Руслан Нальбиевич

В статье анализируется аграрная реформа Столыпина. Реформы, которые были необходимы для России, были начаты при Николае II, но не закончены. Аграрная реформа предусматривала программу переселения из европейской части в Сибирь и на Дальний Восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аграрная реформа в России XIX - начале XX века»

условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию муниципальной собственности.

Закон закрепляет за органами местного самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности.

Еще одной гарантией минимальной финансовой базы является то, что о федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых бюджетов. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления3. В настоящее время общемировой тенденцией стало участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий1. Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач. Хотя о полном равенстве между местными и государственными органами говорить нельзя, так как органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.

Переход России к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

Специфической чертой модели местного самоуправления в Росси является вопрос о ее природе.2 Таким образом, для оптимальной модели местного самоуправления характерно многообразие черт. Приведенные черты являются основными и позволяют говорить о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.

Литература

1. Аяиков Д. Ф. Становление местного самоуправления в Российской Федерации в 90-х годах XX века.

2. Юркова С., Широков А. Местное самоуправление. Рыночный облик. М. 1997. С. 89.

3. ЯсюнасВ. Местное самоуправление. Комментарии. М.1997. С. 49

4. Щахов Ш. К. Местное самоуправление как одна из форм обустройства народов России // Регионология. 1994. №4. С. 54

5. АлексеевЮ. П. Основы местного самоуправления. М. РАГС, 1997. С. 14

Аграрная реформа в России XIX - начале XX века Ашинов Р. Н.

АшиновРуслан Нальбиевич /АзЫпсю Иывкт Ма1Ыеу1ск - преподаватель общественных дисциплин, Отдел социально-экономических дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарский краевой базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Краснодарского края (ККБМК), г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируется аграрная реформа Столыпина. Реформы, которые бъти необходимы для России, быти начаты при Николае II, но не закончены. Аграрная реформа предусматривала программу переселения из европейской части в Сибирь и на Дальний Восток. Ключевые слова: Столыпин, аграрная реформа, переселение, земля.

1 Щахов Ш.К. Местное самоуправление как одна из форм обустройства народов России. // Регионология. 1994. №4. С.54

2 Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. М. РАГС, 1997. С.14

Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Нет сомнений, что Столыпин получил свой пост под Думу в том смысле, что ему было доверено проложить политический курс в новых исторических условиях -обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с «народным представительством». Вскоре Столыпин сменяет Горемыкина на посту председателя Совета министров. И здесь судьба I Думы оказалась взаимосвязанной с судьбой Столыпина. Роспуск I думы произошел в день назначения Столыпина премьером - 8 июля 1906 года1.

П.А. Столыпин начал политику успокоения народа. Меры были очень строгие - введение военно-полевых судов, где кучка офицеров решала судьбу человека. Частое применение армии «в помощь гражданской власти» На «успокоение» были брошены все силы правительства и временно удалось подавить революционное движение2. Столыпин, проводя такую политику, был просто необходим дворянству и классу имущих.

Политика Столыпина была не по душе агрессивно настроенным партиям, тем же кадетам. Это вылилось в террористический акт, который произошел 12 августа 1906 года. В результате взрыва погибло 27 человек. Пострадали и дети Столыпина, который сам не пострадал, в момент взрыва он находился в своем рабочем кабинете, который находился в противоположном конце дачи.

24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа, которая состояла из двух частей - репрессивной и реформистской. В ней говорилось, что правительство противопоставит насилию силу. В местностях, объявленных на военном положении, вводились военно-полевые суды («скоро-решительные»)3. Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы, автоматически появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907 года. Нужно отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские «разъяснения» исключили из числа избирателей большие группы крестьян и рабочих. Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные собрания, масса манипуляций была предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных повесток, назначение дня и места выборов. Но несмотря на это, и хоть выборы проходили в обстановке спада революционного движения, II Дума оказалась более левой, чем первая.

3 июня Николай II сам объявил о роспуске думы и назначил созыв на 1 ноября 1907 года. В манифесте, провозгласившим роспуск Думы, было объявлено о коренных изменениях в законе о выборах. Акт 3 июня 1907 года был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905 года, согласно которому ни один закон не может быть принят без санкции Государственной Думы. Надежды Столыпина на то, что может удасться склонить «центр», который был приемлем правительству, но уже с первых дней стало понятно, что

4

надежда нереальна .

Мысль о необходимости изменения избирательного закона стала главной задачей не только для правительства и царя, но и для всей буржуазии. В это время начались разработки проектов. Он был разработан Советом объединенного дворянства спустя всего лишь неделю после открытия II Думы, на заседании 27 февраля 1907 года. Проекты избирательного закона вышли из октябристской среды. I и II Думы явно не вписывались в самодержавную систему, и надо было создать новую Думу, более «покладистую», а для этого все средства хороши5.

Теперь, избавившись от оппозиционной думы, Столыпин мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Почва для этого была подготовлена новым избирательным законом.

Думский справочник 1916 года рисует такую картину: дворяне, составлявшие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в III думе 43% мест от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики6. Лица либеральных профессий 84 (19,4%), торговцы -36 (7,5%), священники и миссионеры получили 44 места, что примерно (10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили всего 11 мест. Таким образом, Дума получилась такой, какая нужна была Столыпину7.

16 ноября 1907 года Столыпин выступает перед Думой с правительственной декларацией. Первая и основная задача, как он говорил, это не реформы, а борьба с революцией, которая может сорвать все, что было задумано им. После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это был либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию капитализма в деревне. Конечно, это был прогрессивный закон.

Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и крестьян. Речь, в которой затрагивались эти вопросы прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года. Вскоре в Думе возник «Польский вопрос», он появился в

59

1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет.

Законопроект был принят 29 мая 1910 года. Но, несмотря на быстрые темпы, срок введения земства в западных губерниях в законопроекте пришлось передвинуть на год: Государственный совет уже не успевал принять его до 1 июля, то есть до срока выборов.

Законопроект о выделении из Царства Польского Холмщины был по-настоящему первым выходом нового столыпинского «центра». Законопроект о Холмщине был принят 26 апреля 1912 года правооктябристским большинством. 4 мая его передали в Государственный совет, а уже 23 июля того же года утвердил царь и законопроект стал законом8.

Между тем, к осени с полной очевидностью обнаружилось, что реформ не будет. Это привело к резкому обострению противоречий всех звеньев системы - между правой и либеральной частью Думы.

Столыпин в интервью одной из немецких газет суть случившегося с Западным земством объяснял следующим образом: Дума «еще слишком юна и чересчур нестройна по духу политической подготовке своих членов, чтобы ее взгляды и решения считались без дальнейших справок непогрешимыми».

Столыпин ставил изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачу реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. 5 декабря 1908 года в речи о «земельном законопроекте и землеустройстве крестьян» Столыпин утверждал, что «настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения».

Литература

1. Попов Г. О столыпинской реформе. Наука и жизнь, N Х, ХХХХ.

2. Румянцев М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // История СССР №10.М. 1990.

3. Кузнецов Н. В. Споры вокруг Столыпина и его политики // Специалист. 1994. №3.

4. Бондарев В. Кто есть кто и почему. М., 1995.

5. Верт Н. История советского государства. М.: ИПА, 1995.

6. ЭйдельманН. «Революция сверху» в России. М.: «Книга», 1989.

7. Косулина А. А., Данилов Л. Г. История России, ХХ век. М., 1995.

8. Шацилло К. Ф. Нам нужна великая Россия. М.1991.

Промышленное развитие России в 1900-1914 гг. Ашинов Р. Н.

АшиновРуслан Нальбиевич /АяЫпоу Ни$1ап Ма1Ыеу1сН - преподаватель общественных дисциплин, Отдел социально-экономических дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарский краевой базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Краснодарского края (ККБМК), г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируется экономическое развитие России на рубеже XIX - XX вв. Была высокая степень концентрации производства, на этой основе быстро развивались монополии в различных формах (картели, синдикаты, тресты, в годы первой мировой войны - также и концерны). Концентрация промышленности вела к концентрации банковского капитала, к образованию финансового капитала. Россия являлась объектом крупного приложения иностранного капитала в виде государственных, городских и других займов, а также вложений в разные отрасли хозяйства страны.

Ключевые слова: промышленное производство, машиностроение, развитие, концерн, финансовый капитал, отрасли хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.