АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА
AGRARIAN REFORM BY P.A. STOLYPIN
А.В. МАЛИНОВСКАЯ,
студент 1 курса Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск
A.V. MALINOVSKAYA,
student 1st year of the Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
Научный руководитель: Т. А. Яковлева - кандидат исторических наук, доцент.
Research supervisor: Т.А. Yakovleva - PhD in History, associate professor.
Аннотация
Аграрный вопрос на протяжении всей нашей истории играл огромную роль. Земля была важна для русского народа, так как однообразный ландшафт сам способствовал однотипной хозяйственной деятельности, а именно сельскому хозяйству. Столыпинская аграрная реформа в начале XX в. - это часть социальной, политической и экономической программы, нацеленной на коренное преобразование существующей системы при сохранении царизма.
В 1906 г. Столыпин начал новую аграрную политику, которая необратимо повлекла за собой целую серию последующих преобразований. Сам Столыпин считал, что для успеха его реформ потребуется 15-20 лет, но, к сожалению, реформам был отведен намного меньший срок.
The agrarian matter has been playing a pivotal role throughout all our history. The land was important for the Russian people since uniform land-
Abstract
scape was contributing itself to mono-type economic activity - in particular, agriculture. Stolypin agrarian reform implemented in the beginning of the 20th century is a part of social, political and economical program aimed at transformation of existing system at grass root level along with preservation of monarchy.
In 1906 new agrarian policy was launched by Stolypin which resulted in a whole series of subsequent inevitable transformations. Stolypin himself considered that it would take a time period amounting to 15-20 years to witness the success of his reforms - however, regretfully, quite lesser period was allotted for them.
Ключевые слова: биография П.А. Столыпина; аграрная реформа; капитализм; политическое и экономическое положение России; промышленность.
Keywords: P.A. Stolypin biography; agrarian reform; capitalism; political and economical status; industry;
Биография П.А. Столыпина
Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 г. В 1874 году 12-летний Петр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса. В 1881 г. он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания он служит в министерстве государственного имущества на скромных чиновничьих должностях. Но через год перевелся в МВД и попал в Ковенскую губернию, где проработал 12 лет. То были годы интенсивного занятия сельским хозяйством в собственных имениях и его развития. Столыпин занимался просвещением крестьян и помещиков, приобщением их к передовым приемам ведения хозяйства.
В 1902 г. В.К. Плеве назначил его исполняющим должность Гродненского губернатора. Служба в разных губерниях дала Столыпину возможность сравнивать различные системы пользования землей и ведения хозяйства (подворное, хуторское и общинное). В 1903 г. П.А. Столыпин стал Саратовским губернатором, где были крестьянские волнения. Наводя порядок, он понимал, что нужно не только устранить бунты, но и понять причины восстания. Именно в этот период в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался карать, если деятельность людей переходила за рамки закона. Во-вторых, Петр Аркадьевич Столыпин был храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой.
Экономическое и политическое положение в России в конце XIX - начале XX века
В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет в очень интенсивном темпе. Самыми высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, кото -рая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет (Табл. 1)
Таблица 1
Динамика сбора хлебов и картофеля в Европейской России
70-е 80-е 90-е 1900- 1909-
годы годы годы 1905 гг. 1913 гг.
Зерновые, млн чтв. 243,4 284,2 335,5 381,2 395,5
Картофель, млн чтв. 40,8 49,8 96,4 118,8 168,2
Всего 257,0 300,8 367,6 420,8 451,6
В % к предыдущему периоду - 117,8 122,2 114,5 107,3
Среднегодовой прирост в % - 1,7 2,22 2,41 1,46
Табл. 1 (Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность) [электронный ресурс]: Электронная версия книги / И.Д. Ковальченко // Научно-просветительский журнал «Скепсис». - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_2207.html.
Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Например, в 1980 г. было построено 24 041 версты железных дорог, а в 1913 г. - уже 68 370 версты (1 верста -1,06679 км).
В начале XX столетия начался экономический кризис, который затем сменился длительной депрессией 1904-1908 гг. Она была вызвана Русско-японской войной 1904-1905 гг., которая потребовала колос -сальных затрат, и революцией 1905-1907 гг.
С 1909 по 1913 г. вновь начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. Временные предпринимательские объединения замещаются крупными монополиями, картелями, синдикатами («Продуголь», «Проднефть»,
«Гвоздь», «Продвагон» и т.д.). Одновременно с этим идет укрепление банковской системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки).
Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал полуфеодальным формам хозяйства. Русская деревня, как в зеркале, отражала пережитки феодализма: крупные помещичьи землевладения, отработки - прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства. Крестьянство включало около 85% населения страны. Оно состояло из кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%).
России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.
Аграрный вопрос в России в начале XX в.
Крестьянское хозяйство все время было ведущей формой организации сельскохозяйственного производства. С другой стороны была крестьянская община, которая тормозила развитие крепких и устойчивых хозяйств со своей системой уравнительных земельных переделов и круговой порукой.
Также само помещичье хозяйство было не в состоянии быстро перестроиться на буржуазный лад после отмены крепостного права, так как в период крепостничества подавляющая часть помещиков не имела собственной производственно-технической базы (рабочий скот и сельскохозяйственные орудия) или она была крайне неразвитой. Тем самым не был накоплен опыт ведения хозяйства на основе собственной производственно-технической базы и эксплуатации лишенного средств производства крестьянства. Эта неготовность, а также нежелание лишиться дарового крепостного труда обусловили сохранение привилегированного дворянского землевладения и потребовали переходного периода, необходимого для создания в помещичьем хозяйстве условий для буржуазной организации. В результате возникла отработочная система помещичьего хозяйства, во многом сохранявшая его крепостнические черты (крестьянин отрабатывал у помещика со своим рабочим скотом и инвентарем аренду земли и различные ссуды). В итоге крестьянское хозяйство оказалось под мощным гнетом феодально-крепостнических пережитков, ограничивавших потенциальные возможности его развития (табл. 2).
Таблица 2
Крестьянское и помещичье хозяйства в 1906-1913 гг.
Показатели Северный район (1 губ.) Нечерн. район (4 губ.) Западный район (3 губ.) Среднечерн. район (7 губ.) Южный район (2 губ.) Южный район (4 губ.)
Дворов (1906-07) 199,4 529,5 378,4 2162,4 462,4 -
Дворов (1912-13) 238,5 706,9 460,8 2462,8 506,4 1081,9
Всего крестьянск. и частн. земель (1906-07) 1879,8 8723,6 6966,6 25903,5 9193,7 -
Всего крестьянск. и частн. земель (1912-13) 1912,2 8782,9 7052,5 25165,0 9354,4 21943,9
Частновладельческих (1906-07) 6,2 11,1 32,2 23,4 27,9 -
Частновладельческих (1912-13) 3,4 8,6 28,1 19,8 26,1 24,9
Крестьянск. земли, % надельной (1906-07) 96,8 95,0 97,3 88,1 69,5 -
Крестьянск. земли, % надельной (1912-13) 91,8 95,2 91,5 84,9 74,9 72,0
купчей (1906-07) 1,8 3,2 2,4 5,5 11,6 -
купчей (1912-13) 4,2 3,7 8,0 10,1 8,9 10,9
арендованной (1906-07) 1,4 1,8 0,3 6,4 18,8 -
арендованной (1912-13) 4,0 1,1 0,5 5,0 16,9 17,1
Всего землепользования (1906-07) - 14,6 32,5 9,5 12,9 -
Всего землепользования (1912-13) - 11,4 11,1 8,6 12,8 15,2
Всего крестьянских (1906-07) 596,4 2794,5 2692,7 13013,4 5436,8 -
Всего крестьянских (1912-13) 671,2 3137,3 2829,2 14417,9 5905,4 14673,7
Всего частновладельческих (1906-07) 4,0 7,7 31,3 21,7 22,5 -
Всего частновладельческих (1912-13) 3,0 7,8 27,3 17,2 20,0 19,0
Показатели Северный район (1 губ.) Нечерн. район (4 губ.) Западный район (3 губ.) Среднечерн. район (7 губ.) Южный район (2 губ.) Южный район (4 губ.)
Частновладельческих по-севообрабатываемых (крестьянами?) % (1906-07) 100,0 91,7 71,0 53,2 68,1 -
Частновладельческих по-севообрабатываемых (крестьянами?)% (1912-13) 100,0 97,7 90,0 55,9 82,4 76,0
Всего крестьянс. и частн. (1906-07) 117,2 1161,3 691,0 3237,5 929,2 -
Всего крестьянс. и частн. (1912-13) 125,4 1061,0 762,2 3457,8 956,6 2581,4
Частновладельческого (1906-07) 2,3 7,1 22,2 11,6 15,2 -
Всего частновладельческих (1912-13) 1,3 4,5 24,6 9,7 16,4 14,8
У крестьян на двор посевов(1906-07) 2,9 4,9 4,9 4,7 9,1 -
У крестьян на двор посевов(1912-13) 2,7 4,1 4,5 4,9 9,3 11,1
У крестьян на двор голов раб. скота (1906-07) 1,2 2,0 1,4 1,3 1,7 -
У крестьян на двор голов раб. скота (1912-13) 1,2 1,4 1,2 1,3 1,6 2,0
(Таблица составлена по данным ЦСК. ЦГИАСССР ф. 1290 оп. 5 д. 119-120, 130-132. В первой строке сведения за 1906/07 г., во второй -за 1912/13 г.; Северный район - Вологодская губ.; Нечерноземный -Костромская, Новгородская, Псковская, Петербургская, Западный, -Виленская, Грозненская, Ковенская; Среднечерноземный - Орловская, Тамбовская, Воронежская, Курская, Харьковская, Полтавская, Черниговская; Южный - за оба периода - Таврическая, Саратовская, а за второй - еще Екатеринославская, Донская губернии.)
Табл. 2 (Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность) [электронный ресурс]: Электронная версия книги / И.Д. Ковальченко // Научно-просветительский журнал «Скепсис». - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_2207.html)
Однако значительно более мощным прессом, ограничивавшим развитие крестьянского хозяйства, были те платежи, которые несло крестьянство за выкуп надельных, покупку и аренду помещичьих земель.
Известно, что к 1906 г. крестьяне выплатили 2,5 млрд руб. выкупных платежей. С начала 60-х гг. XIX в. до 1910 г. они затратили 8 млрд руб. на покупку частновладельческих земель. Кроме того, крестьяне арендовали у помещиков как минимум 20 млн дес. земли. На это уходило ежегодно в конце XIX - начале XX в. примерно 150 млн руб., а в период столыпинской аграрной реформы - не менее 250 млн руб.
Тормозящая роль помещичьего землевладения и хозяйства приобрела наибольшую остроту в начале XX в. На новый уровень вышло развитие аграрного капитализма. В начале века происходило интенсивное формирование единого аграрного капиталистического рынка, и для этого был необходим единый рынок на основное средство сельскохозяйственного производства - землю. Но в силу ограниченности этого рынка (из свободного товарного оборота были исключены надельные земли, составлявшие в Европейской России, по земельной переписи 1905 г., 138,8 млн дес. против 101,7 млн дес. частновладельческих земель) и господства на нем привилегированного помещичьего землевладения в начале XX в. формирование его находилось лишь в самой начальной стадии. Так же сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.
Ношу трудоемкого реформирования крестьянского землеустройства принял на себя кабинет П. А. Столыпина. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы.
1. снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства;
2. создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства.
Причины и цели реформ Столыпина
Причины столыпинских реформ связаны со следующими обстоятельствами:
1. Нерешенность аграрного вопроса в России. Это выражалось в существовании некоторых проблем в российском сельском хозяйстве:
• Малоземелье крестьян;
• Сохранение помещичьих землевладений, которые использовались неэффективно;
• Сохранение крестьянских общин.
2. Социальная напряженность в деревнях.
3. Низкий уровень аграрной техники в сельском хозяйстве.
4. Активное участие крестьян в первой русской революций 1905— 1907 гг.
Целей у реформы было несколько:
1. социально-политическая: создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников (фермеров), отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей;
2. социально-экономическая: разрушить общину, то есть создать частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;
3. экономическая: обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:
1. Разрушение общины и развитие частной собственности;
2. Создание крестьянского банка;
3. Кооперативное движение;
4. Переселение крестьян;
5. Агрокультурные мероприятия.
Результаты реформы
Замысел, на котором стояла программа Столыпина - это европейский путь развития капитализма в деревне. Он предлагал организовать широкое содействие созданию крепких индивидуальных крестьянских хозяйств на государственных и банковских землях.
Каковы же были итоги столыпинского аграрного курса, который был последней ставкой царизма в борьбе за свое выживания?
Во время реформы Столыпина земля продавалась через Крестьянский поземельный банк. За время его существования по 1913 г. «сельскими обществами» было куплено 3,06 млн дес. земли, «товарищест-
вами» (кооперативами) - 10 млн, а частными хозяевами - 3,68 млн Если учесть, что всего в России в 1911-1915 гг. посевных площадей было 85 млн дес., то видно, что распродать в руки частников удалось немного земли.
Еще в августе 1906 г. банку для продажи крестьянам были переданы удельные земли и часть казенных земель. Но свой главный земельный фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель, которые он потом дробил и пускал в продажу как отдельным крестьянам, так и разным земельным объединениям. В короткое время Крестьянский банк стал крупнейшим земельным собственником.
Всего за 1907-1915 гг. из фонда банка было продано 3909 тыс. дес., разделенных примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных участков. Ступив на банковскую землю, крестьянин как бы восстанавливал для себя те изнурительные и бесконечные выкупные платежи, которые под давлением революции правительство отменило с 1 января 1907 г. Вместе с тем это не исключало того, что на банковских землях появились и достаточно крепкие фермерские хозяйства. При этом всем было очевидно, что вести хозяйство на крупных участках выгоднее: трудозатраты на десятину составляли в хозяйствах до 5 дес. 22,5 дней, а в хозяйствах свыше 25 дес. - 6,1 день. Значит, переход к капиталистическим фермам нес крестьянам такие потери, которые перекрывали эту огромную выгоду.
Деятельность крестьянского банка не дала желаемых результатов. Всего за 1906-1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников.
Третьеиюньский государственный переворот коренным образом изменил обстановку в стране. Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой «прирезке». Темпы реализации указа 9 ноября 1906 г. резко возросли. В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило полмиллиона. В 1909 г. был достигнут рекордный показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Но с 1910 г. темпы укрепления стали снижаться. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г. «О землеустройстве». Однако вновь приблизиться к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось.
Закон 14 июня 1910 г. (принятый вместо указа 1906 г.) принудительно распускал общины независимо от желания крестьян. Он действовал в течение восьми-девяти лет (1907-1915 гг.). На 1905 г. в Европейской части России насчитывалось 12,3 млн крестьянских дворов.
Из них 9,5 млн дворов, или 77,1%, владели на общинном праве 115,4 млн десятин земли, что составляло 83,2% всех надельных земель. На 1 сентября 1914 г. заявлений об укреплении земли в личную собственность подало 2,7 млн крестьянских хозяйств. Из них только 26,6% получили согласие сельских сходов, причем и оно зачастую давалось лишь под нажимом земского начальника. Наибольшее количество вы-делов падает на 1908-1909 гг. Последующие годы дают резкое снижение (табл.3).
Таблица 3
Количество выделившихся хозяйств из общины
Годы 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 Итого
Выделилось хозяйств (в тыс.) 48,3 508,3 579,4 342,2 145,6 122,3 134,6 97,8 29,8 2008,3
Табл. 3 (Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформы в России [электронный ресурс]: электронная версия книги / А.Я. Аврех // Научно-просветительский журнал «Скепсис». - Режим доступа: 1йр://5сер515. пе1/ИЪгагуМ_1360.Ыш1.)
К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостовери-тельные акты на 2,8 млн дес. 1,3 млн домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн дес.). По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн домохозяев. Из общинного оборота было изъято 22% земель.
Движение за упразднение «мирского» правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 г и 1909 г. (около полумиллиона запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (около 130 тыс.). «Свободные» крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.
Вместе с тем, после окончания революции и до начала Первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось. Во-
первых, с 1907 г. были отменены выкупные платежи, которые крестьяне выплачивали в течение 40 с лишним лет. Во-вторых, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно. В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение, и поэтому уменьшились и кабальные формы эксплуатации. И в заключении, за весь период был только один неурожайный год (1911), но зато подряд два года (1912-1913 гг.) были отличные урожаи. Что же касается аграрной реформы, то такое широкомасштабное мероприятие, потребовавшее столь значительной земельной перетряски, не могло положительным образом сказаться в первые же годы своего проведения. Огромное количество укрепленной земли шло в продажу. Покупателем иногда являлось сельское общество, и тогда земля возвращалась в мирской котел. Чаще же укрепленные участки покупали отдельные крестьяне-общинники, богатые и средние. Иногда и бедняки покупали одну-две полосы.
В задачу переселенческого управления входило разрядить земельную тесноту, прежде всего в центральных губерниях России, где малоземелье и безземелье крестьян были особенно остры. Основными районами переселения являлись Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия.
В 1908-1909 гг. за Урал двинулась огромная масса крестьян -1,3 млн. Главным итогом стало массовое возвращение на родину, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано. За 1906-1916 г. из-за Урала возвратилось более 0,5 млн человек, или 17,5%; в 1910-1916 гг. доля возвратившихся составила 30,9%, а в 1911 г. - 61,3%
Вторым крупным районом колонизации были Казахстан и Средняя Азия. У казахов и киргизов отнимали лучшие земли, сгоняя их и их стада на солончаки. Переселение не разрядило сколько-нибудь значительно земельной тесноты. Число переселенцев и ушедших в города не поглощало естественного прироста населения. Большинство оставалось в деревне, еще более увеличивая земельную тесноту и аграрное перенаселение.
Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 г. и 1914 г. 3,5 млн человек выехали в Сибирь. В основном это были крепкие молодые люди, принесшие большую пользу Сибири. Были распаханы пустующие земли, появились новые города. Большинство переселенцев сумело устроиться на новом месте, завести более прочное, чем на родине, хозяйство. Не всех, однако, встречала удача.
В течение 1906-1911 гг. возвратилось около 1 млн из них, вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.
Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня вместе с хуторами и отрубами осталась такой же низкопроизводительной и нищей, как и до Столыпина. Да и какую более высокую производительность и агрокультуру мог создать новый владелец хутора или отруба на своих 5-7 десятинах, зачастую без пастбища, воды, дороги и без денег?
Причин краха реформ было несколько:
1. противодействие крестьянства,
2. недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение,
3. плохая организация землеустроительных работ,
4. подъем рабочего движения в 1910-1914 гг.
Таким образом, реформы Столыпина не осуществились, во-первых, из-за гибели реформатора; во-вторых, у него не было опоры в российском обществе, и он остался один по следующим причинам:
• крестьянство на Столыпина озлобилось, потому что у них отнимали землю, и община стала революционизироваться;
• дворянство было в целом недовольно его реформами;
• помещики испугались реформ, так как кулаки, выделившиеся из общины, могли разорить их;
• Столыпин хотел расширить права земств, дать им широкие полномочия, отсюда недовольство бюрократии;
• он хотел, чтобы правительство формировало Госдуму, а не царь, отсюда недовольство царя и аристократии;
• церковь тоже была против реформ Столыпина, потому что он хотел уравнять все религии.
Также Столыпин совершил несколько ошибок.
Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. В России, несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 года о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, равно как и закон от 1903 года о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Разрешенные профсоюзы были под бдительным контролем полиции и не пользовались доверием среди рабочих. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой стал в 1912 году.
Второй ошибкой стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Он открыто проводил националистическую политику и восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства.
Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Следует вывод, что российское общество не было готово принять радикальные реформы Столыпина и не смогло понять их цели.
Библиографический список
1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформы в России / А.Я. Аврех. - М.: Политиздат, 1991. - 290 с.
2. Верт Н. История советского государства/ Н. Верт. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 480 с.
3. Еремин А.М. Современные аграрные проблемы и реформа Столыпина // Гос-во и право № 4. - М. - 1994.
4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с.
5. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность) // История СССР. - 1991. - № 2. - с. 52-72.
6. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. - М.: Вече, 2002. - 480 с.
7. Румянцев М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги / М. Румянцев // Вопросы экономики. - 1990. - № 10.
8. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. - М.: Экономика, 1989. -420 с.
Контактная информация
Тел.: 8-902-768-06-82
E-mail: irbiczckaia@yandex.ru
Contact links
Tel.: 8-902-768-06-82
E-mail: irbiczckaia@yandex.ru