Научная статья на тему 'АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зейналов Иса Мусаевич, Кемрюгов Тенгиз Хатызович

Рассмотрены вопросы и проблемы, возникающие при реализации политики государственного протекционизма в аграрной сфере. К обсуждению предложены вопросы конкурентоспособности национального аграрного производства, создание единого экономического пространства, развитие аграрного потенциала и человеческого капитала.The questionsandproblems arising in theimplementation of the policyof state protectionismin agriculture.To discuss theproposedquestionsof competitivenessof the nationalagricultural production, the creation of a single economic space, the development of agricultural potentialand human capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 338.439

Зейналов И. М., Кемрюгов Т. Х.

Zeinalov I. M., Kemryugov T. H.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

AGRARIAN POLICY OF RUSSIA IN THE ECONOMIC AND NATIONAL SECURITY

Рассмотрены вопросы и проблемы, возникающие при реализации политики государственного протекционизма в аграрной сфере. К обсуждению предложены вопросы конкурентоспособности национального аграрного производства, создание единого экономического пространства, развитие аграрного потенциала и человеческого капитала.

Ключевые слова: государственный протекционизм, конкурентоспособность, экономическое пространство, формы хозяйствования.

Зейналов И. М. -

кандидат политичнских наук, профессор, зав. кафедрой общего права и международной политики Санкт-Петербургский государственный аграрный университет г. Санкт-Петербург E-mail: sadovaya14@mail.ru

Кемрюгов Т. Х. -

старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Санкт-Петербургский государственный аграрный университет г. Санкт-Петербург

The questionsandproblems arising in theimplementation of the policyof state protectionismin agriculture.To discuss theproposedquestionsof competitivenessof the nationalagri-cultural production, the creation of a single economic space, the development of agricultural potentialand human capital.

Key words: state protection, competitiveness, economic space, the form of management.

Zeinalov I.M. -

PhD in Political Sciences, professor,

head of the department of the common law and

international policy

St. Petersburg State Agrarian University St.Petersburg

E-mail: sadovaya14@mail.ru Kemryugov T.H. -

senior lecturer in land and environmental law St. Petersburg State Agrarian University St.Petersburg

На определенном этапе социально-экономического развитияперед каждым государством встают вопросы выбора приоритетов аграрной политики, способствующие укреплению национальной безопасности. Решающая роль здесь принадлежит государственной аграрной политике, приоритетное направление которой заключается в определении продовольственной безопасности в качестве генеральной цели аграрной политики.

Как метод постановки и решения задач развития аграрного сектора приоритетность имеет преимущества по сравнению с более распространенным методом преодоления узких мест, поскольку предполагает концентрацию ресурсов для комплексного решения задач интенсивного развития доминирующих направлений. Именно исключение сельского хозяйства из числа приоритетных отраслей экономики в 1990-е годы вызвало резкий рост издержек производства; замедленный, по сравнению с ростом издержек производства, рост сельскохозяйственных цен, связанный с ограничениями платежеспособного спроса населения, монополией отраслей переработки и торговли, вытеснением отечественной продукции импортной, установлением налога на добавлен-

ную стоимость; резкое снижение расходов на сельское хозяйство в структуре государственного бюджета[3,с. 145].

В текущей российской ситуации государственный протекционизм выступает приоритетом аграрной политики в обеспечении экономической и национальной безопасности, обретая тем самым политический характер.

Практика рыночного реформирования указывает на важность государственного регулирования аграрного сектора. Бесспорным является факт энергичной поддержки практически всеми государствами мира аграрного сектора национальной экономики в интересах достижения двух независимых, но взаимосвязанных между собой целей: - повышения эффективности сельского хозяйства, пищевой промышленности и совершенствования модели международной торговли их продукцией. В качестве политического аргумента проведения государственной аграрной политики в подобном ключе выступает реализация национальной продовольственной безопасности через мощный и устойчивый аграрный сектор, способный обеспечить население достаточным объемом продовольствия отечественного производства[3,с. 145].

Речь здесь идет о государственном протекционизме сельскохозяйственного произ-

в

№ 4(16), 2014

Экономика

255

водства, о прямой государственной бюджет-нойподдержке, об административных формах, методах и инструментах экономического механизма государственного вмешательства в экономику аграрного сектора через интересы рыночных субъектов и экономические рычаги, используемые для повышения эффективности сельского хозяйства, как важнейшего слагаемого потенциала экономического роста, для придания ему невиданного ранее свойства -конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, для развитияпредпринимательства и производства, достижения высокого уровня жизни сельского населения.

Повышение конкурентоспособности национального аграрного производства - задача комплексная, - отмечают исследователи, - и решить ее исключительно усилиями субъектов конкуренции в современных условиях крайне сложно. В большинстве экономически развитых стран государство как субъект регулирования прибегает к воздействию на конкурентную среду организаций, проводя экономическую политику аграрного протекционизма. Данная политика направлена на защиту национальных поставщиков от конкуренции со стороны импорта, что позволяет им реализовывать аг-ропродовольственную продукцию по более высоким ценам, чем в ситуации «свободной торговли», и наращивать объемы выпуска. Сочетание в политике аграрного протекционизма защиты внутреннего рынка и рациональной поддержки национального производства, несомненно, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российского АПК. Возросшая доходность аграрного производства сделает возможным ускорение технического перевооружения, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, а встроенные в систему протекционизма экономические и административные регуляторы позволят сгладить присущую рыночным отношениям стихийность, сохранив способность рыночной экономики к санации неэффективных экономических субъектов [1].

Государственная поддержка АПК определяется комплексом принимаемых субъектами поддержки (органами власти всех уровней в пределах своей компетенции) мер по повышению конкурентоспособности национальных производителей в сфере АПК.Объектами воздействия (получателями поддержки) при этом выступают являются национальные производители (поставщики). Аграрный протекционизм можно представить в данном случае, как процесс сознательного и планомерного государственного управления конкурентоспособностью национального производства,как комплексный вид государственного регулирования, при котором важнейшие экономические параметры во всех сферах АПК (издержки, доходы, прибыль, тип воспроизводства) регулируются как с помощью инструментов поддержки (субсидии, дотации, льготное кредитование

и пр.), так и с помощью инструментов защиты внутреннего аграрного рынка с целью достижения наибольшего совокупного эффекта[1].

Заметим при этом, что государством формируется единое рыночное пространство в масштабах страны. В рамках этого пространства происходит свободное движение продукции, капитала, рабочей силы. Это представляет особую важность в условиях протяженности российской территории, существования значительных природно-климатических, экономических, социокультурных различий между регионами страны. Вот почему в задачи государственного регулирования сельскохозяйственного рынка входит и противодействие изоляционистским тенденциям в экономике отдельных регионов, гарантирование свободного экономического обмена в рамках единого экономического пространства между краями, областями и национальными республиками. Посредством государственного регулирования сельского хозяйства решаются и задачи по стабилизации социально-экономической жизни страны: государство препятствует чрезмерной инфляции цен на сельскохозяйственную продукцию, противодействует влиянию колебаний сельскохозяйственного производства на доходы товаропроизводителей и общий уровень жизни населения страны, обеспечивая таким образом, известное экономическое равновесие[б].

Аграрный протекционизм остается одним из важнейших принципов государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли, поскольку обеспечивает защиту отечественного производителя от конкуренции со стороны иностранных компаний. После десятилетия реформ 1990-х гг. Россия пришла к выводу о необходимости возрождения протекционистской политики государства в сфере сельского хозяйства.

Государственный протекционизм, как приоритет аграрной политики в обеспечении экономической и национальной безопасности, напрямую связан с решением базовых проблем аграрного сектора. Во-первых, это земельные отношения. Дифференциация сельского хозяйства на крупное и сверхкрупное частное земледелие и мелкие хозяйства населения, с одной стороны, ведет к концентрации производства, а, следовательно, к повышению его эффективности, с другой - при чрезмерных размерах собственности - к обезземеливанию основной части крестьянства. Отсюда вытекает другая проблема: в каком виде сохранится российское крестьянство? Есть ли у него будущее? Каким оно станет? Кто будет «хранить» нашу землю, территорию, а, следовательно, государственность? Прекращение деятельности на одной трети сельскохозяйственной территории, а именно на такую площадь сократились посевы сельскохозяйственных культур, означает образование «пустот», которые или зарастут лесом, кустарником, заболотятся или, в другом случае, станут местом обитания иных народов. И еще одна базовая проблема: перспек-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

тивные организационно-правовые формы хозяйствования. Поддерживать следует все формы, но наиболее правильным было бы особое внимание уделить развитию различных видов кооперации на всех уровнях[5].

Политическое руководство осознает необходимость и значимость государственного протекционизма как приоритета аграрной политики. В феврале 2012 года, выступая на Всероссийском аграрном форуме, собравшем участников из всех регионов страны (Уфа), В. В. Путин заявил, что аграрный сектор относится к стратегическим отраслям экономики, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, широкие возможности применения новейших технологий, создание новых рабочих мест. Он подтвердил также, что аграрный сектор, как и все остальные отрасли российской экономики, Россия никому на откуп не отдаст, что инструментов защиты отечественных производителей внутри страны много и нужно только, чтобы соответствующие ведомства совместно с аграриями заранее приняли необходимые меры[4].

Решение задач обеспечения аграрной и продовольственной безопасности страны конкретизируется на уровне политической воли и политических институтов. Однако востребованность этих задач в политической реальности зависит от целого ряда причин и обстоятельств. Являясь составной частью общегосударственной политики, аграрная политика проявляется через взаимосвязь субстанциональных (государственная власть), личностных (политические субъекты), институциональных (правительство) и процессуальных компонентов системы управленческого влияния государственных органов на реализацию основных задач и функций государства в обеспечении жизнедеятельности граждан. Государственная политика всегда преследует определенные цели, которые связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, а также выполняет определенные функции в обществе, которые способствуют его консолидации, регламентации политических отношений, выражению интересов различных групп общества. Однако на механизмах формирования государственных стратегий сказываются противоречия интересов различных противоборствующих «кланов» и деформированные управленческие практики бюрократии, что ведет к нарастающему расхождению между словом и делом.

Как приоритет аграрной политики, государственный протекционизм призван играть значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности.

Рассмотрение проблем обеспечения экономической и продовольственной безопасности во всем многообразии их современных трактовок все более тесно переплетается с задачами развития аграрного потенциала и человеческого капитала. Традиционные подходы к обеспечению продовольственной безопасности связываются с акцентированием двух основополагающих

элементов: собственного производства необходимых объемов продовольствия и создания (поддержания) адекватных резервов. Во второй половине XX в. произошло переосмысление концепции продовольственной безопасности, заключающееся в обосновании необходимости экономической доступности продовольствия. В 1990-х годах экспертами ООН было обосновано положение, что продовольственная безопасность является неотъемлемым элементом качества жизни населения[2].

Приоритетным направлением в аграрном секторе становится ускорение темпов наращивания производства продукции сельского хозяйства в крупных и средних предприятиях путем стимулирования товаропроизводителей, возрождения их научно-технического потенциала, освоения новых прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции и снижение издержек производства. По мере развития общественного разделения труда, роста масштабов товарооборота участниками рыночных структур становятся сельскохозяйственные товаропроизводители, заготовители, переработчики, обслуживающие их группы, регулирующие и координирующие субъекты рыночных отношений.

Решение задач обеспечения продовольственной безопасности в системе экономической безопасности обусловливается тем, что система экономической безопасности представляет собой совокупность институтов и механизмов, обеспечивающих такое состояние социально-экономической системы страны, при котором осуществляется их защита от внешних и внутренних экономических угроз. Для аг-ропродовольственной сферы, как базы продовольственной безопасности, характерны угрозы и риски, возникающие как в воспроизводственном и инновационном процессах, так и в процессе реализации продовольствия и сырья.

Однако в современной России все еще недостаточно осознается важность обеспечения продовольственной безопасности как одного из основных факторов устойчивого экономического развития.

Известно, что на определенном этапе социально-экономического развития перед каждым государством встают вопросы выбора приоритетов аграрной политики, способствующих укреплению национальной безопасности. В условиях нарастающих вызовов современности решающая роль принадлежит государственной аграрной политике, приоритетное направление которой заключается в определении продовольственной безопасности в качестве генеральной цели аграрной политики.

В текущей ситуации отечественный государственный протекционизм выступает как приоритет аграрной политики в обеспечении экономической и национальной безопасности, обретая тем самым политический характер. Бесспорным является факт энергичной поддержки практически всеми государствами мира аграрного секто-

в

№ 4(16), 2014

Экономика

257

ра национальном экономики в интересах достижения независимых, но взаимосвязанных между собой целей: во-первых, повышения эффективности сельского хозяйства и пищевой промышленности; во-вторых, совершенствования модели международной торговли их продукцией. В качестве политического аргумента проведения государственной аграрной политики в подобном ключе выступает реализация национальной продовольственной безопасности через мощный и устойчивый аграрный сектор, способный обеспечить население достаточным объемом продовольствия отечественного производства.

Как приоритет аграрной политики, государственный протекционизм в обеспечении экономической и национальной безопасности предполагает комплекс принимаемых субъектами поддержки (органами власти всех уровней в пределах своей компетенции) мер по повышению конкурентоспособности национальных производителей в сфере АПК таким образом, что объектами воздействия (получателями поддержки) являются национальные производители (поставщики). В итоге аграрный протекционизм представляется как процесс сознательного и планомерного государственного управления конкурентоспособностью национального производства, комплексный вид государственного регулирования, при котором важнейшие экономические параметры во всех сферах АПК (издержки, доходы, прибыль, тип воспроизводства) регулируются как с помощью инструментов поддержки, так и с помощью инструментов защиты внутреннего аграрного рынка с целью достижения наибольшего совокупного эффекта.

Аграрный протекционизм выступает одним из важнейших принципов государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли,

Литература

1. Дудник А. В. Экономическая политика аграрного протекционизма в современной России: концептуальные основы, пути повышения эффективности // Проблемы современной экономики, 20ll, № 3(39) // http://www.m-economy.ru/

2. Ефимов А. Б. Организационно-экономические аспекты достижения продовольственной безопасности в России. Автореф. дисс. ...канд. экон. наук. - Воронеж, 2009.

3. Малоземов С. И. Концептуальные основы реализацииаграрной политики России в кризисных условиях // Вестник Мордовского государственного университета, 2010, № 4-5.

4. Нивы Зауралья, 2012, № 2 (91), март.

5. Пономаренко Т. В. Государственная политика по модернизации сельскохозяйственной отрасли современной России (политологический анализ). Автореф. дисс. ... канд. полит.наук. - Ростов-на-Дону, 2011.

6. Серков А. Ф. Аграрная политика России в XXI веке: вызовы и перспективы // http:// www.vniiesh.ru/

поскольку обеспечивает защиту отечественного производителя от конкуренции со стороны иностранных компаний.

Государственный протекционизм призван играть важную роль в обеспечении продовольственной безопасности. Решение задач обеспечения аграрной и продовольственной безопасности страны конкретизируется на уровне политической воли и политических институтов. Однако востребованность этих задач в политической реальности зависит от целого ряда причин и обстоятельств. Являясь составной частью общегосударственной политики, аграрная политика проявляется через взаимосвязь субстанциональных (государственная власть), личностных (политические субъекты), институциональных (правительство) и процессуальных компонентов системы управленческого влияния государственных органов на реализацию основных задач и функций государства в обеспечении жизнедеятельности граждан. Государственная политика всегда преследует определенные цели, которые связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, она выполняет также определенные функции в обществе, способствующие его консолидации, регламентации политических отношений, выражению интересов различных групп общества. Однако на механизмах формирования государственных стратегий впрямую отражаются противоречия интересов различных противоборствующих «кланов», а также деформированные управленческие практики бюрократии, что ведет к нарастающему расхождению между словом и делом.В итоге, неотложное развитие российского села и подъем сельского хозяйства приобретают характер политического вопроса.

References

1. Dudnik A. V. The economic policy ofagri-cultural protectionismin modern Russia:the conceptualframeworkto improve the efficiency // Problems of Modern Economics, 2011, № 3(39) // http://www.m-economy.ru/

2. Efimov A. B. Organizational andeconom-ic aspects offood securityin Russia. Author. diss. ...Candidate. econ.sciences. - Voronezh, 2009.

3. Malozemov S. I. Conceptual bases ofthe im-plementationof the agrarianpolicy of Russi-ain the crisis // HeraldMordovia State University, 2010, № 4-5.

4. Niva Zauralye, 2012, № 2 (91), March.

5. Ponomarenko T. V. Public policyon modernization ofthe agricultural sectorof modern Russia (political analysis). Author.diss. ...Candidate. polit.nauk. - Rostov-on-Don, 2011.

6. Serkov A. F. Agrarian policy of Russia in the XXI Century: challengesand prospects // http: //www.vniiesh.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.