353^*^ Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011
экономика
методикой. Например, завышенная стоимость хозяйствующего субъекта с большим количеством долговых обязательств, полученная методом реальных опционов, может быть скорректирована стоимостью, полученной методом дисконтирования будущих денежных потоков. Относительную значимость каждого частного показателя в итоговой величине стоимости следует определять методом взвешивания.
Для расчета весовых коэффициентов были использованы методы расстановки приоритетов, дискретных и индексных оценок.
Для того чтобы обеспечить детальное рассмотрение каждого из методов, следует выделить факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на адекватность величины оценки. Оценка каждого метода по каждому предложенному фактору в рамках процедуры способствует снижению рисков, характерных для процедуры оценки. По уровню соответствия целям оценки были выделены следующие факторы, учитывающие способность методики оценить хозяйствующий субъект:
- приемлемость метода (оценивается адекватность применения метода, использованные при оценке допущения, релевантность);
- возможность отражения в оценке будущих конъюнктурных изменений (оценивается, в достаточном ли объеме учитываются конъюнктурные изменения рынка и ее своевременность в прогнозируемом периоде);
- объективность информации, используемой при оценке (оценивается достоверность информации, используемой в процессе оценки, адресность, доверие к источникам ее получения, адекватность выбора средств коммуникации);
- полнота информации (оценивается объем использованной информации).
Помимо этого, следует определить фактор, отражающий способность методик учитывать особенности каждого хозяйствующего субъекта, влияющие на инвестиционную привлекательность.
В качестве такого фактора предлагается оценивать возможность учета интересов перспективных групп инвесторов. Оценка этого фактора отражает предпочтения отдельных групп
инвесторов при выборе методик оценки. Например, если хозяйствующий субъект нацелен на привлечение стратегических инвесторов, то наиболее важным является метод дисконтированных будущих доходов.
Объектами наблюдения в мониторинге выступают социально-экономические отношения внутри предприятия и во внешней среде.
В качестве субъектов следует рассматривать руководителей и авторитетных специалистов, способных судить о внутренних механизмах деятельности хозяйствующего субъекта, приоритетах его развития, состоянии и перспективах развития отрасли.
Целью создания системы мониторинга является анализ управленческой ситуации для оперативного обнаружения и эффективного устранения препятствий роста инвестиционной привлекательности. Важной предпосылкой создания системы мониторинга стало использование концепции VBM для обоснования принятия инвестиционных решений и, как следствие, использование в числе прочих методического инструментария стоимостной модели.
Литература
Бутко Г. П. Экономическая оценка инвестиций. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008. 157 с.
Бутко Г. П., Раменская Л. А. Исследование системных связей и закономерностей повышения инвестиционной привлекательности лесного комплекса Урала. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2009. 160 с.
Бутко Г. П. [и др.] Анализ инвестиционной деятельности. Екатеринбург : УГТУ-УПИ имени первого президента России,
2010. 158 с.
Волков А. С. Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации. М. : Вершина, 2006. 255 с.
Москвин В. А. Инвестиционный риск-менеджмента - ключевой фактор инновационного развития страны // Инвестиции в России. 2007. № 6.
Раевский С. В., Третьяков А. Г Инвестиционная активность в регионе. М. : Экономика, 2006.
Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем. М. : ДМК Пресс, 2002.
Устименко В. А. Модель дисконтирования денежных потоков на инвестированный капитал // Вопросы оценки.
2004. № 4. С. 38—45.
9. Сухарев О. «Портретный анализ» инвестиционных проектов и программ // Инвестиции в России. 2007. № 3. С. 24—28.
10. Шмидт С., Бирман ГЭкономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 631 с.
11. Шагин П. И., Кожухов Н. И. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий лесного сектора. М. : МГУЛ, 2006. 154 с.
ПРАВОВОЕ РЕгУЛИРОВАНИЕ
сельскохозяйственной деятельности
В США И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Б. А. воРонин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой права, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. (343) 371-33-63
Ключевые слова: сравнительное правоведение, Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, аграрное законодательство, правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности и аграрного рынка.
Keywords: comparative jurisprudence, the United States of america, the russian Federation, the agrarian legislation, legal regulation of agricultural activity and the agrarian market.
Сравнительное правоведение как метод обладает ценным свойством, ибо оно расширяет и обогащает знания в области предмета правового регулирования. Сравнительное правоведение позволяет расширить сферу познания в сфере правоведческой деятельности государств с различными правовыми системами.
Современный этап развития российского государства характеризуется активной интернализацией правовой жизни. Особенно этот процесс ускоряется в связи с вхождением Российской
Федерации во многие международные организации, в том числе и во Всемирную торговую организацию (ВТО), а это налагает на органы государственной власти ответственность за достоверное знание состояния экономики, в том числе и аграрной, в мировых странах.
Немаловажно также знать, как на юридическом уровне осуществляется правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности и обеспечивается продовольственная безопасность в государствах мира.
Как отмечают К. Цвайгерт и Х. Кетс1, наиболее важное значение в этих условиях приобретает ценность повсеместного изучения сравнительного правоведения: оно указывает, в противовес позитивизму, догматическому и органическому национализму, на всеобъемлющую ценность права и универсальность правовой науки, помогает преодолеть узкую специализацию с помощью более широких категорий эффективного, обобщающего правового мнения, которое вооружает критический ум широким «набором решений», в
1 Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. I. М : Международные отношения, 1998. 36 с.
www.m-avu. па^. ги
Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 г. -
Экономика
которых сконцентрирован опыт всего мира.
Для российского аграрного сектора, еще окончательно не вышедшего из экономического кризиса, применение мирового опыта правового регулирования и, в первую очередь, США как лидера международного агропродовольствен-ного рынка, представляет интерес и практическую значимость.
В США правовое регулирование фермерской деятельности рассматривается в качестве основного фактора достижения успехов аграрного сектора. Правовое и организационное устройство создает фермерам условия для эффективного производства сельскохозяйственной продукции.
Аграрную политику правительства США определяет целая система законодательных актов, регулирующих сельскохозяйственную деятельность и развитие агропродовольственного рынка. Начало современному юридическому урегулированию сельского хозяйства в США положил Закон о регулировании сельскохозяйственного производства 1933 г. Осознавая особую роль сельского хозяйства в условиях выхода страны из экономического кризиса, было принято законодательное решение, способствующее государственному проекционному в аграрной сфере.
Из истории известно, что именно такое внимание со стороны государства развитию сельского хозяйства и его главной производительной силе -фермерству позволили США в те годы успешно выйти из мирового финансовоэкономического кризиса, а впоследствии занять лидирующее положение на мировом агропродовольственном рынке. С 1933 г. в Соединенных Штатах Америки сложился порядок, когда каждые пять лет принимается очередной законодательный акт о регулировании сельского хозяйства с учетом социально-экономических, экологических и других задач, актуальных для данного этапа развития сельского хозяйства страны. Всего в США принято свыше 20 таких законов. Остановимся подробнее на Государственном акте «О национальном сельском хозяйстве и продовольственной безопасности» 2007 г., который действует в настоящее время. Чтобы понять, о чем идет речь в этом законодательном акте США, приведем краткое содержание его структуры.
Часть 1. Защита, организация, управление и планирование в сфере национального сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
Пар. 101. Сельское хозяйство и продовольственная безопасность: управление, организация и полномочия органов, осуществляющих руководство.
Пар.102. Полномочия Департамента внутренней безопасности.
Пар.103. Полномочия и роль Департамента сельского хозяйства.
Пар. 104. Полномочия и роль Департамента здравоохранения.
Пар. 105. Государственная стратегия сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
шшш.т-ауи. пагоб. ги
Пар.106. Государственный совещательный комитет Ветеринарии и Резервов.
Пар.107. Подчинение сводного бюджета продовольственной безопасности.
Часть 2. Государственная деятельность в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
Пар. 201. Государственная деятельность в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности.
Пар. 202. Корпус государственной защиты сельского хозяйства.
Часть 3. Партнерство в частом секторе.
Пар. 301. Координирующие советы.
Часть 4. Система государственных лабораторий по исследованиям,реагиро-ванию и восстановлению.
Пар. 401. Система государственных лабораторий по исследованиям,реагиро-ванию и восстановлению.
Пар. 402. Интеграция лабораторных систем.
Пар. 403. Инструменты оперативной диагностики.
Часть 5. Противодействие загрязнению и стандарты размещения.
Пар. 501. Доводы Конгресса.
Пар. 502. Противодействие загрязнению, стандарты и планы размещения продовольствия.
Пар. 503. Здания и склады в сельской местности.
Пар. 504. Исследования в области деактивации продуктов.
Раздел 2. Обоснование Конгресса.
(a) обоснование Конгресса в аспекте национальной безопасности - в том, что конгресс сознает, что:
(1) Сельское хозяйство и продовольственная система Соединенных Штатов является фундаментальной частью
(A) государственной безопасности Соединенных Штатов,
(B) стабильности национальной экономики и
(C) производства сырья и энергии Соединенных Штатов, Соединенные Штаты должны защищать и отстаивать сельское хозяйство и продовольственную систему Соединенных Штатов;
(b) довод, принимающий во внимание Единую Медицину, заключается в том, что:
(1) большое количество инфекционных заболеваний влияют как на человека, так и на животных, а их значительное количество заражают две различные популяции,
(2) для защиты здоровья человека и животных в США необходимо разработать единообразную медицинско-ветеринарную концепцию защиты от инфекционных заболеваний, которая:
(a) предупреждает эволюцию заболеваний,
(b) действует прогрессивно.
(c) основание, принимающее во внимание уязвимость - это довод, основанный на том, что сельское хозяйство является уязвимым со стороны заболеваний, вредителей и ядовитых веществ, которые:
(1) возникают и образовываются естественным путем,
(2) вносятся в окружающую среду ненамеренно;
(3) выпускаются в окружающую среду намеренно посредством актов терроризма.
^) Довод Конгресса, касающийся влияния - довод, основанный на том, что сельское хозяйство США экстенсивной, открытой, взаимосвязанной, многообразной структурой, которая является потенциальной целью для террористических актов, что может иметь катастрофические последствия для человеческого здоровья и экономики.
(е) Довод Конгресса, касающийся человеческого здоровья, - в том, что здоровье граждан Соединенных Штатов зависит от атак на сельское хозяйство и продовольственную систему, потому что:
(1) некоторые заболевания животных передаются человеку;
(2) популяции животных могут:
(A) быть переносчиками заболеваний,
(B) могут использоваться как распространители заболеваний человека;
(3) продукты питания могут стать механизмом распространения заболеваний и ядовитых веществ;
(4) высококонтагиозные заболевания животных могут подорвать систему продуктовых запасов в Соединенных Штатах;
(0 Довод о многоступенчатой безопасности состоит в том, что федеральной правительство, правительства штатов, местные органы и племенные советы, а также частный сектор солидарно ответственны за совместную защиту и безопасность сельского хозяйства и продовольственной системы Соединенных Штатов, создавая многоуровневую защиту, образованную на уровне федерации, штатов и местном уровне.
(д) Политическое обоснование: Конгресс США должен оберегать сельское хозяйство и продовольственную систему от террористических атак, масштабных катастроф, и других чрезвычайных ситуаций:
(1) обозначая и делая приоритетом критические инфраструктуры и ключевые ресурсы для установления требований безопасности;
(2) улучшая осведомленность и системы раннего предупреждения и распознавания угроз указанной инфраструктуре и ресурсам;
(3) смягчая риски инфраструктуре и ресурсам в производстве, находящемся в критическом состоянии и затруднительном положении;
(4) развивая защитные процедуры как для продуктов, произведенных внутренним производителем, так и для импортируемых товаров;
(5) развивая ресурсы для отслеживания и обнаружения продуктов, произведенных внутренним производителем, так и для импортируемых товаров;
(6) развивая ответные и восстановительные меры.
Рассматриваемый закон США состоит из свыше 300 статей. Это интегрированный правовой документ прямого действия, не требующий дополнительного принятия
73
большого количества подзаконных и иных нормативных правовых актов.
Аграрная политика США отличается особенностями, которые на всем этапе ее формирования создают предпосылки экономического эффекта государственных преобразований. К ним относится преемственность и непрерывность процесса совершенствования; продуманность и многовариантность; аналитический научный подход, многолетняя практическая апробация; отсутствие скоропалительных решений, гласность и открытость, полное финансовое обеспечение принимаемых программ.
На сегодня можно выделить такие законодательно утвержденные основные направления участия государства в аграрной сфере:
- стабилизация цен и доходов фермеров;
- развитие сельской инфраструктуры;
- научно-исследовательская работа, внедрение результатов исследований, сбор, обработка и распространение статистических данных;
- охрана окружающей среды и рациональное использование земельных и водных ресурсов;
- обеспечение продовольствием нуждающихся групп населения;
-обеспечение безопасности продовольствия.
Главным фактором американской государственной хозяйственной политики является благополучное состояние природных ресурсов, которые составляют основу жизнеспособности аграрного сектора. Законы, направленные на охрану почвы, ограничение использования и загрязнения воды, регулированное использование пестицидов и других сельскохозяйственных удобрений, являются доказательством этой политики.
Примером охранного законодательства являются принятые стандарты важных сельскохозяйственных продуктов, таких как зерно, молоко, мясо, сельскохозяйственные удобрения и др.
Пожалуй, наиболее важной функцией аграрного сектора является обеспечение людей здоровой и разумно оцененной пищей. Это общенациональный вопрос, так как необходимо кормить свой народ, торговать во всем мире и помогать продовольствием нуждающимся у себя дома и за рубежом. Американская правовая система в целом направлена на достижение этой цели, но существуют правовые нормы, предназначенные для особой защиты качества продовольственного обеспечения США. Показательна в этом плане деятельность Аптечного Управления, заключение которого требуется для применения пищевых добавок, а также Продовольственной Инспекции, проверяющей мясо и овощи на предмет химического загрязнения.
Все сказанное наглядно показывает значение американской правовой системы для сельского хозяйства.
Аграрный сектор экономики российского государства с 1990 г. находится в состоянии реформирования и адаптации к работе в рыночных условиях. За
74
эти годы на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации было принято значительное количество законодательных и иных нормативных правовых актов, цель которых - создать правовые основы для функционирования сельскохозяйственных организаций и предприятий в условиях политической и экономической свободы.
В связи с этими задачами особая роль отводится законодательству об участии государства в регулировании агропромышленного производства. В начале современной аграрной реформы российское государство, переоценив значение рыночных механизмов в аграрном секторе экономики, практически заняло пассивную позицию и резко сократило экономическое воздействие на аграрное производство, что сразу же негативно отразилось на сельской экономике. Осознав неперспективность такого поведения, 14.07.97 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства»1, установивший правовые основы участия государства в экономической поддержке отечественного аграрного производства. Основными направлениями в этой области были признаны:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села;
Принятие этого закона позволило в
последующие годы выработать определенную систему государственного регулирования и протекционизма в аграрной экономике.
В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный закон № 264 ФЗ от 29.12.2006 г.3
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социальноэкономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности -сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
Государственная аграрная политика, определенная ФЗ № 264, представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их
2 СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.
3 СЗ РФ. 2007. № 1 (21).
стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышения уровня его жизни, рациональное использование земель.
Основными целями государственной аграрной политики являются:
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Наряду с этим базовым законом в систему современного аграрного законодательства Российской Федерации входят и другие законодательные и нормативные правовые акты, прямо или опосредованно регулирующие сельскохозяйственную деятельность, функционирование аграрного рынка и социальное развитие сельских территорий.
В совокупности в этот правовой массив входит свыше 900 юридических документов, и даже простая инкорпорация потребует издания огромного фолианта.
На практике такое количество правовых актов вызывает определенные трудности в их эффективном применении как самими сельскохозяйственными товаропроизводителями, так и органами власти всех уровней, а также правоохранительной системы.
Дифференциация правового регулирования аграрной сферы в Российской Федерации направлена на детализацию правовых норм по видам сельскохозяйственной деятельности. Примером этого могут служить законы «О зерне» от 14 мая 1993 г.; «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г.; «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г.; «О племенном животноводстве» от 3 августа 1995 г.; «О карантине растений» от 15 июля 2000 г.; «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. и т. д. Как видим, все основные аграрные законы приняты 10-15 лет назад, когда в стране
шшш.т-ауи. пагоб. ги
только зарождались рыночные отношения, и сегодня многие нормы этих законов или устарели, или очевидно требует изменений и дополнений.
Другой особенностью правового регулирования сельского
хозяйства в современной России явля-
ется программно-целевой метод. Сегодня в стране действуют Государственная программа развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.; Федеральная целевая программа
«Социальное развитие села до 2021 г.»; и ряд других целевых программ как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Целевые программы, как правило, утверждаются Правительством страны или субъекта РФ, но имеется большое количество и отраслевых целевых программ, утвержденных Минсельхозом России и соответствующими органами управления сельским хозяйством в регионах страны.
Правовое регулирование сельского хозяйства в России и США отличается существенно. В США, как уже говорилось выше, базовый интегрированный сельскохозяйственный закон принимается каждые пять лет.
Это позволяет вносить коррективы в процесс юридического урегулирования сельскохозяйственный деятельности, исходя из политических, социальных, экономических, экологических и иных факторов, сложившихся в мире и непосредственно в США. Такой подход способствует осуществлению контроля за состоянием и развитием сельского хозяйства, а также эффективностью государственного регулирования аграрной экономики. Возвращаясь к правовому регулированию сельского хозяйства в Российской Федерации, необходимо отметить, что федеральный закон № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» содержит лишь восемнадцать статей и в нем нет сроков действия, кроме начала. Это обстоятельство, естественно, требует принятия дополнительных подзаконных актов и тем самым размывается ответственность органов власти за качество и эффективность правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в российском государстве. Опыт правотворческой деятельности в США и России, конечно же, разный.
Как отмечают авторы монографии под ред. проф. Б. А. Чернякова4, «исследуя опыт государственного регулирования агарного сектора США, нельзя не
упомянуть о положительном его аспекте, где особенно выделяется внешнеэкономическая стратегия».
Экспорт продовольствия становится орудием экспансии, призванной укрепить авторитет США на международной арене.
Американское государство приняло несколько программ, активно стимулирующих производство и вывоз из страны наиболее дефицитных видов сельскохозяйственной продукции. В результате, с одной стороны, государство реально помогает фермерам в решении хозяйственных задач, а с другой - способствует решению серьезных, вышеперечисленных задач страны в мировом сообществе.
Вектор современной аграрной политики в Российской Федерации также ориентирован на экспорт сельскохозяйственной продукции и на этой основе на модернизацию всего аграрного сектора экономики. В связи с этими обстоятельствами особый научный и практический интерес представляет сравнение опыта государственного регулирования аграрного производства России с Соединенными Штатами Америки. Надо брать все лучшее и внедрять в практику развития отечественного сельского хозяйства.
4 Аграрный сектор США в конце XX века. Изд. Института США и Канады, РАН. М, 1997.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА т. ю. Дегтярева,
старший преподаватель, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 24; тел. 89221063906
Ключевые слова: конкурентноспособность, агропроизводство, эффективность. Keywords: сompetitiveness, agromanufacture, efficiency.
В настоящее время в условиях формирования и развития новых экономических рыночных отношений в стране одним из важнейших условий выхода из кризиса является решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособной деятельности сельскохозяйственных организаций и всего аграрного сектора экономики. Необходимость применения в данном случае всего накопленного в зарубежной теории и практике опыта, учета преимуществ и недостатков научных тенденций не повышает существенно эффективности отечественных аграрных организаций, многие из которых до сих пор находятся в крайне тяжелом, кризисном положении из-за недостаточно продуманных механизмов перехода к рыночным отношениям [2].
Поэтому возникает необходимость в поиске путей повышения
шшш.т-ауи. пагод. ги
эффективности и конкурентоспособности аграрных хозяйств. К сожалению, предлагаемые отечественными авторами меры вывода аграрного сектора из кризиса недостаточно полно учитываются в программных разработках федерального и регионального уровней. Особенно это касается мотивационной составляющей экономического механизма повышения устойчивости сельскохозяйственного производства на основе более эффективного хозяйствования. В сельскохозяйственном производстве в условиях рынка не каждая организация имеет возможность использовать в управленческой деятельности более эффективные методы планирования, связанные с применением экономико-математических методов и современных средств вычислительной техники. Возникают трудности и в технико-технологическом
обновлении производства, а также в изучении рынка на основе современных методов агромаркетинга. То есть повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного производства на основе улучшения мотивационного механизма - проблема комплексная и решать ее целесообразно одновременно на макро- мезо- и микроуровнях.
Мотивация необходима также для рациональной политики федерализма, обеспечивающей эффективность управления и в АПК.
В связи с этим в данной работе (статье) предлагаются концептуальные положения повышения конкурентоспособности агропроизводства на основе совершенствования мотивационного механизма.
Рассмотрим важнейшую составляющую мотивационного механизма - алгоритм
75