инновационной безопасности региона//Региональная экономика: теория и практика 2015. № 17. С. 13-19
Багова О.И., к.э.н. старший преподаватель кафедра «Финансы предприятий и инвестиции» Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет
Россия, г. Нальчик АГРАРГНЫЕ РИГИОНЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
В России одной из актуальных становится проблема развития регионов в условиях санкций со стороны стран Евросоюза и ряда других стран. Взаимные санкции стали причиной изменений не только в экономике страны в целом, но и в экономике отдельных её регионов. В настоящее время региональные экономики должны стремиться к более полному удовлетворению потребностей субъектов экономики и государства в отечественных продуктах и услугах.
Ключевые слова: региональная экономика, санкции, государственная программа.
In Russia a topical problem of development of regions in conditions of sanctions by the EU and several other countries. Mutual sanctions have caused changes not only in the economy as a whole, but also in the economy of its regions. At present, the regional economy should aim for a more full satisfaction of needs of the economic subjects and the state in domestic products and services.
Keywords: regional economy, sanctions, state program.
Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро высветили проблему высокой зависимости региональной промышленности от импорта товаров и технологий. Вместе с тем, они создали российским производителям крайне благоприятные условия для более активного и обширного импортозамещения. Российская экономика оказалась перед необходимостью за очень короткий срок совершить рывок в повышении конкурентоспособности своей продукции, а также импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы [2].
Положительным эффектом от введения санкций для отечественных производителей являются открывшиеся возможности увеличить своё присутствие на рынке за счет расширяющихся каналов сбыта собственной продовольственной и промышленной продукции. Все это должно подстегнуть предпринимателей к расширению и модернизации производства, ведь главной причиной сдержанного роста экономики Российской Федерации остаётся низкий уровень технического и технологического обновления и недостаточная конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.
Однако нельзя не отметить и отрицательный эффект, сложившийся в
процессе введения контрсанкций, поскольку прошедший год позволяет сделать некоторые выводы. В частности, введенные запреты сразу же обнаружили провалы отечественного продовольственного рынка., необходимо организовать ценовой мониторинг и контроль, поскольку завышение цен на многие продовольственные товары не всегда обусловлено объективными причинами.
Сразу после введения запрета произошло удорожание практически всех наблюдаемых статистикой видов мясо- и рыбопродуктов. По данным Росстата, уже в августе - 2014 года в группе мясопродуктов наиболее значительно выросли цены на птицу и рыбу. Таким образом, при общем снижении месячного индекса цен на продовольствие цены на отдельные товары из списка запрещенных к ввозу заметно подросли. [3]. Однако вряд ли этот рост непосредственно отразил факт снижения поставок, соответствующих продуктов, поскольку в таких случаях неизбежен временной промежуток, очевидно, решающую роль в повышении цен сыграл ажиотажный спрос, высокие инфляционные ожидания, курсовые колебания национальной валюты, а также недобросовестные, спекулятивные действия отдельных поставщиков.
Стратегическая задача в агропромышленном комплексе - сохранение целостности села. Региональной власти необходимо обеспечить развитие конкурентных преимуществ в тех отраслях АПК, которые имеют для той или иной области стратегический потенциал.
В рамках Государственной программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике» на 2014-2020 годы, определено, что одной из наиболее приоритетных программ является - развитие отрасли растениеводства республики. В связи с чем, в качестве одной из подпрограмм, обозначенной выше программы является - Подпрограмма
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» на 2014-2020 годы. [1]
Основную долю сельскохозяйственного производства республики занимает продукция растениеводства. В растениеводстве приоритетными направлениями являются производство зерновых культур (зерновое хозяйство), овощеводство открытого и закрытого грунта, интенсивное садоводство.
Зерновое хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность республики и является залогом успешного развития отрасли животноводства. Одним из самых перспективных направлений зернового хозяйства является семеноводство, для более эффективного развития которого необходимо наладить селекционную работу. В республике ведется работа по увеличению производства семенного материала основных сельскохозяйственных культур, особое внимание уделяется селекции и семеноводству кукурузы.
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо реализовать ряд основных мероприятий.
- развитие элитного семеноводства;
- развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;
- развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;
- государственная поддержка кредитования отрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
- управление рисками в подотраслях растениеводства;
- поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в подотрасли растениеводства.
Финансовое обеспечение реализации подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы, устанавливается законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 3708918,12тыс. рублей [1]
Вышеперечисленные мероприятия позволят удержать свои позиции на рынке с приходом новых торговых партнёров и при возвращении через год конкурентов из санкционного списка. Региональная экономика должна серьёзно, структурно измениться. Для решения этой задачи необходима совместная работа предпринимателей, федеральных и региональных органов власти.
Использованные источники:
1. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2014 г. № 154-ПП Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике» на 2014-2020 годы.
2. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Проблемы, концепции и сравнительный анализ социально-экономического развития регионов РФ // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». - 2013. - № 1. - С. 29-33.
3. Р. Гумеров. Новейшая эволюция российской агроэкономики: барьеры управленческой некомпетентности //Российский экономический журнал. -2014. - №6. - С. 62-68.
4. Думнова Н.А., Лазаренко А.Л., Солдатова М.А. Проблемы и перспективы развития региональной экономики в условиях санкций // Фундаментальные исследования - 2015 -№ 2, - с. 15-21.