Научная статья на тему 'АГОНАЛЬНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕНИЯ'

АГОНАЛЬНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агональность / толерантность / счастье / агрессия / терпимость / нормы / отклонения / здоровье / удовлетворённость / мировоззрение / agonality / tolerance / happiness / aggression / patience / norms / deviations / health / satisfaction / worldview

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.В. Уженцева, Ю.В. Панова

В статье рассмотрена сущность агональности, точки зрения различных авторов по вопросу классификации дискурсов, выявлена проблема смешения агональности и толерантности в коммуникации современного общества. Представлены факторы, выступающие в качестве причин и предпосылок возникновения каждого из явлений в России. Затронута проблема серьёзного влияния интернета на настроения отдельного человека и общества в целом. Сделаны выводы о возможных причинах особенной популярности рассмотренных явлений в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGONALITY AND TOLERANCE IN MODERN COMMUNICATION

The article examines the essence of agonality, the point of view of various authors on the classification of discourses, identifies the problem of mixing agonality and tolerance in the communication of modern society. The factors acting as the causes and prerequisites for the occurrence of each of the phenomena in Russia are presented. The problem of the serious influence of the Internet on the mood of an individual and society as a whole is touched upon. Conclusions are drawn about the possible reasons for the particular popularity of the considered phenomena in the modern world.

Текст научной работы на тему «АГОНАЛЬНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕНИЯ»

- Социологические науки -

АГОНАЛЬНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕНИЯ

А.В. Уженцева, магистрант

Ю.В. Панова, старший преподаватель

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-5-54-56

Аннотация. В статье рассмотрена сущность агональности, точки зрения различных авторов по вопросу классификации дискурсов, выявлена проблема смешения агональности и толерантности в коммуникации современного общества. Представлены факторы, выступающие в качестве причин и предпосылок возникновения каждого из явлений в России. Затронута проблема серьёзного влияния интернета на настроения отдельного человека и общества в целом. Сделаны выводы о возможных причинах особенной популярности рассмотренных явлений в современном мире.

Ключевые слова: агональность, толерантность, счастье, агрессия, терпимость, нормы, отклонения, здоровье, удовлетворённость, мировоззрение.

В настоящее время легко обнаружить смешение двух достаточно противоположных явлений в общении. Первое - стремление сгладить максимально все острые углы, чтобы не обидеть собеседника, готовность мириться с наличием иного мировоззрения и в то же время жить с параллельно существующей другой своей точкой зрения на тот или иной предмет/явление. Второе - явно выраженная агональность собеседников, когда в общении собеседников легко видеть противоборство мнений и попытки применить различные стратегии поведения с целью добиться признания превосходства своей точки зрения. С первым явлением, на наш взгляд, всё относительно логично. Человечество развивается, стремится к тому, чтобы не ущемлять права кого бы то ни было, оттого готово признавать наличие любых возможных мнений как имеющих место быть, временами опираясь, возможно, лишь на то, что люди с явно выраженными ложными убеждениями не станут представлять абсолютное большинство и благодаря этому не уведут человека в тупиковую ветвь развития, когда он верит во что-то наперекор, например, научным сведениям. Второе же явление абсолютно точно вызывает сегодня некоторые вопросы. Чем же вызвано существование коммуникативной борьбы как вида общения и откуда

параллельно развивается противоположный тип терпимого гуманистически настроенного общения - разберёмся далее.

Для начала, выясним, что же представляет собой агональность и как понять её, применительно к коммуникации.

На данный момент не существует единого общепринятого определения аго-нальности в плоскости общения. Часто сейчас его рассматривают для отдельных сфер общения, либо просто отождествляют конфликту. Разберём несколько точек зрения разных авторов. А.К. Михальская предлагает деление риторик на мирную и военную, тогда как к первой она как раз относит толерантную, гармонизирующую, где коммуникация направлена на поиск некоторого консенсуса, а ко второй - ту самую агональную, которая охватывает, по её мнению, разные проявления агрессии и конфликтности.

В.П. Конецкая предлагает более широкую классификацию данного явления в зависимости от изначальной цели собеседников. Так, ею выделяются:

- Комплементарный дискурс, направленный на получение дополнительной информации.

- Координирующий - цель его в структурировании и установлении соответствия информации для выявления истины.

- Социологические науки -

- Компетитивный - направленный на противодействие, конкурирующий, конфликтный [1, с. 145-146].

Очевидно, что именно последний вид в большей степени отражает рассматриваемое нами явление.

Важно отметить, что явление атональности изучается уже много лет. Его впервые попытался сформулировать в 1860 году швейцарский учёный и философ культуры Якоб Буркхардт. Тогда он обозначил таким образом один из признаков греческой культуры, заключавшийся в соревновательности. Сам по себе термин «атональность» возник ещё от древнегреческого ayrov, описывавшего изначально некое собрание, а затем и борьбу, и от появившегося позднее ayrovtGTiK^, что означало «искусство состязания или борьбы» [2, с. 101]. По сей день вопрос агональности является актуальным для рассмотрения, но для каждой отдельной науки со своей точки зрения. При этом именно наш интерес вызван причинами активного развития агрессивной направленности в современной коммуникации и параллельным существованием направления толерантности речи.

Попытаемся ответить на сформировавшийся вопрос. В России, особенно в последние годы наблюдаются серьёзные проблемы с равенством внутри населения страны, с благоустроенностью многих граждан нашей страны, что неизбежно приводит к проявлениям агрессии со стороны тех, кто остался в так называемом минусе в данной ситуации. Безусловно, наблюдая за знакомым всем нам элитарным множеством, которое с экранов телевизоров долгие годы рассказывало нам о своей красивой и успешной жизни, у тех, кому таких результатов по тем или иным причинам достичь не удалось, возникало временное возмущение и накапливалось ощущение несостоятельности. Затем, с бурным развитием интернета, к тем успешным людям добавились новые лица, захватившие первенство на новых площадках, при этом в моду вошло хвастовство большими деньгами и красивым дорогостоящим имуществом. Тем временем, в стране всё также понемногу беднеет население. Это вызвано постоянным удо-

рожанием различных предметов потребления при зачастую отсутствующей индексации заработных плат и наличии разного уровня инфляции. Таким образом, демонстрируемый различными развлекательными ресурсами контент здорово влияет на настроение населения. Далеко не каждый способен радоваться чужим стабильным успехам, когда с его успехами дела обстоят не так хорошо. В то же время в своей статье Д.А. Игнатенко в качестве факторов счастья населения, помимо финансового выделяет также: продолжительность жизни, экологическую обстановку, грамотность населения, развитость инфраструктуры и климат [3, с. 198-199]. На сегодняшний день уместно, на наш взгляд, было бы добавить к перечисленным выше факторам также такой фактор как безопасность жизни. Учитывая, что Россия обладает богатыми человеческими ресурсами, недовольство населения может возникать не точечно, а скоплениями и временами распространяться от одного человека на целые группы. Это может проявляться в массовом плохом настроении, грубости, хамстве, агрессивной настроенности и желании по тем или иным причинам доказать своё собеседнику вне зависимости от чего бы то ни было.

Важно также не забывать, что сегодня широко распространился в нашу жизнь интернет. Он, с одной стороны, стёр границы общения, что позволило нам знакомиться, общаться и заводить друзей далеко за пределами нашего круга общения. С другой стороны, та открытость, которую мы получили благодаря интернету, сделала нас более доступными для враждебно настроенных людей. Одни из них делают неприятные вбросы лишь оттого, что им нечем себя занять, используя это как способ развлечься, другие же ставят целью вывести человека на некоторые негативные эмоции или поступки и зачастую буквально засыпают человека в самом деле способными ранить вещами. Кроме того, интернет также способен помочь и так называемым потенциальным сталкерам в поиске своих «жертв». Исходя из всего вышеописанного теперь необходимо подходить и к своей виртуальной жизни очень

Социологические науки

аккуратно, стараясь не делиться очень личной информацией и максимально не обращать внимание на негативные комментарии.

На общее развитие терпимости бесспорно также влияет текущий тренд на неё. Сейчас весь мир сконцентрирован на данном явлении и те, кто пока не пресытился им, часто способны заинтересоваться и проникнуться этим качеством.

Таким образом, подводя итоги данного исследования, следует отметить, что аго-нальность - давно изучаемое с разных его сторон явление. Агональность многозначна и может проявляться в разных сферах как в мирном свете, как например, в спорте, интеллектуальной игре или научном исследовании, так и в негативных красках,

как, например, в физическом, моральном унижении, проявлении агрессии, нападках на других с целью самоутверждения и т.д. При этом разрушение границ и налаживание контактов между людьми из разных слоёв населения, разных стран, разных направлений деятельности и т.п. позволяет людям привыкать к тому, что многие люди - люди, вне зависимости от того, какой у них цвет кожи, в кого они верят, как одеваются и кого любят. Вкупе с популярным сейчас в мире явлением общей толерантности это производит хороший эффект на снижение нетерпимости. Наличие смешения двух столь разных явлений можно объяснить смешением моды, прививаемой нам миром и ситуацией, которая вызывает озабоченность внутри страны.

Библиографический список

1. Шейгал Е.И., Дешевова В.В. Агональность в коммуникации: структура понятия // Вестник ЧелГУ. - 2009. - №34.

2. Рекутина, Н.В. Агонистика Античной Греции в архаическую и классическую эпохи / Н.В. Рекутина; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2006. - 239 с. - ISBN 5-7065-0277-3. - EDN QVUEUD.

3. Игнатенко, Д.А. Современное состояние показателя удовлетворённости жизнью населения и оценка влияния на него различных факторов / Д.А. Игнатенко // Современное состояние и перспективы развития научной мысли: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нур-Султан, 17 апреля 2019 года. - Нур-Султан: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. -С. 197-203. - EDN BRZFQX.

AGONALITY AND TOLERANCE IN MODERN COMMUNICATION

A.V. Uzhentseva, Graduate Student J.V. Panova, Senior Lecturer

Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article examines the essence of agonality, the point of view of various authors on the classification of discourses, identifies the problem of mixing agonality and tolerance in the communication of modern society. The factors acting as the causes and prerequisites for the occurrence of each of the phenomena in Russia are presented. The problem of the serious influence of the Internet on the mood of an individual and society as a whole is touched upon. Conclusions are drawn about the possible reasons for the particular popularity of the considered phenomena in the modern world.

Keywords: agonality, tolerance, happiness, aggression, patience, norms, deviations, health, satisfaction, worldview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.