Соколов С.Н.
Доцент, доктор географических наук, профессор кафедры
географии,
Нижневартовский государственный университет АГЛОМЕРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАССЕЛЕНИЯ ЮГРЫ
Аннотация
В статье исследуются критерии выделения агломераций и рассматривается связь агломераций с экономико-географическим положением региона. Данная статья может повлиять на оптимизацию Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Доказывается, что в Югре имеются лишь две агломерации, а не восемь, согласно опубликованной Стратегии.
Ключевые слова: агломерация, делимитация, экономико-
географическое положение, Югра, город.
Любой пространственный объект в социально-экономической
географии приходится сопоставлять с ему подобными, увязывать с окружающими территориями, выявлять его взаимодействие по принципу главенства и соподчиненности. Это позволяет определить категорию экономико-географического положения (ЭГП), введенное в научный оборот Н.И. Баранским. По его мнению, ЭГП есть отношение какого-либо места, имеющего то или иное экономическое значение, будут ли это объекты природные или же созданные в ходе хозяйственной деятельности человека [1, 129]. В основе ЭГП лежат совершенно определенные географические моменты, которые и составляют базу и создают возможности для ЭГП.
ЭГП резко индивидуализирует объект, придает ему одному присущие, характерные черты. При анализе ЭГП следует включать все особенности положения территории, выявить ее пространственную конкретику. ЭГП базируется на оценке мест размещения географических объектов - стран,
регионов, отдельных районов, поселений, производственных и социальных комплексов и др. в территориальной структуре хозяйства, географическом разделении труда. Сферой применения такой оценки являются сложившиеся системы пространственных отношений, иерархических связей, а также факторы и последствия пространственных взаимосвязей и взаимовлияний указанных объектов [16]. Рассмотрим ЭГП городских поселений Югры.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре расположено 16 городов и 24 поселка городского типа. В этих поселениях суммарно проживает около 1,485 млн. человек или 92,1% населения округа [15].
Для изучения динамики какого-либо процесса применяются точечные
центры роста - отдельные города сменяются агломерированными формами, при которых группы смежных городов тесно связаны трудовыми, технологическими и информационными потоками [5]. Поэтому изучение исторических закономерностей необходимо для прогноза систем расселения. Как отмечает В. А. Безденежных [2], процесс агломерирования идет не только вокруг крупных городов, но и вокруг поселений меньшего размера - таким образом, совокупность взаимосвязанных поселений называется системой агломерированного расселения.
Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас - совокупность центрального города и радиальных транспортных магистралей. Опорный каркас - интегральная составляющая в территориальной структуре хозяйства и в расселении [8]. Каркас показывает направление развития агломерации и обеспечивает взаимодействие составляющих ее частей между собой.
В Стратегии развития ХМАО говорится о необходимости перейти «от управления отраслями к управлению территориями». Условно автономный округ можно разделить на восемь агломераций. Общий вектор преобразований пространства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры способствует формированию новой, полицентричной его организации на основе нескольких крупных городских агломераций (что соответствует
современной мировой и российской практике создания «мегагородов» в результате естественной интеграции соседних городов, расположенных в пределах часовой - полуторачасовой автомобильной доступности друг от друга) [14].
Для каждой выявленной системы расселения был рассчитан коэффициент развитости, предложенный П.М. Поляном [11]. Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости должен быть не меньше 1.
Коэффициент развитости (Кр) рассчитывается следующим образом
Кр = P*(M*m + N*n) (1)
где P - численность населения агломерации; M - количество городов в составе агломерации; N - количество поселков городского типа в составе агломерации; m - доля численности городского населения городов в агломерации; n - доля численности населения поселков городского типа в агломерации.
В период до 2030 г., согласно «Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года» [14] в автономном округе получат развитие восемь городских агломераций (табл. 1.), которые сформируют каркас
поселенческой структуры региона.
Таблица 1. Характеристика планируемых агломераций (2015 г.)
№ п/п Планируемые агломерации Людность, тыс. чел. Количество городов /п.г.т Коэффициент развитости
1 Большой Ханты-Мансийск 113,2 1 / 0 0,113
2 Нягань - Приобье 82,6 1 / 4 0,136
3 Югорск - Советский 84,8 2 / 6 0,239
4 Урай - Междуреченский 67,7 1 / 4 0,133
5 Берёзово - Игрим 46,4 1 / 2 0,066
6 Сургут - Нефтеюганск 628,1 4 / 3 4,461
7 Мегион - Нижневартовск 445,4 4 / 3 1,746
8 Покачи - Когалым 109,4 2 / 1 0,194
Согласно этому коэффициенту развитости, из предложенных «Стратегией» агломерациями можно считать только две: Сургут -
Нефтеюганск и Мегион - Нижневартовск.
На рис. 1 показаны агломерации на Югры согласно упомянутой выше Стратегии [14]. По нашему мнению, границы данных агломераций неверны, также как и перечень входящих в них населенных пунктов.
Рис. 1. Планируемые агломерации ХМАО - Югры
Методики, позволяющие определить границы любой агломерации или выявить региональную систему агломераций довольно достаточно известны. Первая из них разработана в Институте географии АН СССР, в ее основе лежит выявление потенциальных ядер - городов, определение границ
потенциальных агломераций и их проверка на развитость на основе расчета значений специального коэффициента развитости. Согласно второй методики, разработанной в ЦНИИП градостроительства, делимитация границ агломерации лежит транспортная доступность. Эта методика ориентирована в основном на выделение групп взаимосвязанных поселений, способных стать в перспективе базой для формирования планово-регулируемых групповых систем населенных мест.
Реально действующие границы городских агломераций определяются методом изохрон на основе выделения транспортной доступности центра агломерации, а количество и размеры, опоясывающее ядро зон ближних и дальних спутников зависит от уровня сформированности системы.
В качестве критериев выделения агломераций и определения их границ Н.И. Наймарк [9] предлагает использовать следующие признаки: группа взаимосвязанных населенных мест выделяется в качестве сложившейся или складывающейся агломерации, если наибольший из образующих ее городов имел людность не менее 100 тыс. человек, а в зоне его влияния (2-х часовой транспортной доступности) располагались, как минимум еще два городских поселения (города или поселки городского типа).
Университет Беркли принял следующие критерии для агломерации (метрополитенский ареал) - совокупность, насчитывающая не менее 100 тыс. жителей, в пределах которой находится, по меньшей мере, один город (ареал непрерывной городской застройки) с населением не менее 50 тыс. человек плюс прилегающие административные единицы со сходными чертами, где не менее 65% населения занято несельскохозяйственной деятельностью [3].
Еще один подход к установлению границ агломераций предлагает Ю.Л. Пивоваров [10]. Он выделяет зоны влияния всех городов с населением свыше 50 тыс. жителей. Затем необходимо провести объединение зон влияния смежных городов, если расстояние между ними не превышало 25 км, независимо от численности населения этих городов, а количество смежных
городов составляло не менее трех. Автономные города не учитываются. Зоны непосредственного влияния городов определяются по формуле:
где L; - зона влияния города (км), P; - население города (человек).
По нашему мнению, указанная формула уже устарела, поэтому зоны непосредственного влияния городов нужно определяются по формуле:
Совмещая разные подходы к выделению агломераций, минимальный порог для выделения агломераций возьмем в 100 тыс. жителей (на 2015 г.), зоны влияния смежных городов определим по формуле (2), при условии, что в этой зоне (очерченном изохроной 2-часовой транспортной доступности центра всеми видами наземного и водного транспорта, совмещенная с получасовой изохроной от больших и средних городов, расположенных на периферии) окажутся не менее двух городских поселения и система успешно преодолеет тест на развитость (т.е. коэффициент развитости больше 1), то выделенную систему поселений следует отнести к разряду сложившихся агломераций. [12]. Отдельно выделяется группа потенциальных
агломерационных образований, которые не удовлетворяют одному из перечисленных условий. Если через какой-либо промежуток времени потенциальная агломерация удовлетворяет всем требованиям, то ее вносят в списки сложившихся агломераций [6].
Наряду с образованием новых городских поселений и расширением их географии формируются групповые системы расселения [7], включающие несколько близкорасположенных городских поселений, между которыми устанавливаются тесные экономические, трудовые, культурно-бытовые и информационные связи. Такие системы поселений сложились в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре вокруг Сургута, Нижневартовска,
(2)
(3)
Нефтеюганска и Югорска [13]. В настоящее время выделяются две сформировавшихся агломерации: Сургутско - Нефтеюганская и
Нижневартовская (табл. 2).
Таблица 2. Характеристика существующих агломераций (2015 г.)
№ Агломерации Люд- Количес Коэффиц Доля
п/п ность, тво иент ядра в
тыс. чел. городов развитос людност
/п. г. т ти и, %
1 Сургутско - Нефтеюганская 640,3 4 / 4 2,561 53,2
2 Нижневартовская 459,1 5 / 2 2,216 58,5
В состав Сургутско-Нефтеюганской агломерации входят города Сургут, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Лянтор, поселки Федоровский, Барсово, Белый Яр и Пойковский и 11 сельских населенных пунктов. В состав Нижневартовской агломерации входят города Нижневартовск, Мегион, Лангепас, Покачи, Стрежевой (Томская область), поселки Высокий, Излучинск и 15 сельских населенных пунктов (в том числе 4 в соседней Томской области).
Устойчивость агломерации как системы расселения, поддерживается процессами саморазвития, самоорганизации и саморегулирования.
Ключевыми факторами развития должны стать транспортная инфраструктура, а также стратегия и координация. Необходимо заметить, что агломерацию нельзя создать, «сверху», административным путем или упразднить, потому что она не является административным образованием или управленческой конструкцией, она является продуктом самоорганизации людей формируется естественным образом [4]
Таким образом, агломерация - это устойчивая пространственная форма расселения, представляющая собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих городов. Агломерация представляет собой
качественный сдвиг в расселении, новую стадию его эволюции, в котором города, как составляющие части образуют целостную систему. Сближенность городов открывает возможность для развития ближних связей, которые приводят к взаимодополнению элементов в сфере производства и в сфере обслуживания. Высокая концентрация центров и их ориентирование друг на друга определяют функциональные системы с наибольшим экономическим эффектом, сосредотачивая в себе наиболее прогрессивные элементы производительных сил.
Работа выполнена при поддержке РГНФ (Проект №15-12-86003 а(р).
Литература
1. Н.Н. Баранский - Становление советской экономической географии.
- М., 1980. - 287 с
2. В. А. Безденежных - Агломерированные центры и их экономикодемографические особенности (по материалам РСФСР). - Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 1981. - 25 с.
3. Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо - Очерки географии городов. - М.,1967. -
424 с.
4. Е.Е. Горяченко, Н.Л. Мосиенко, Н.В. Демчук. - Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития // Регион: экономика и социология. - 2011. - №3. - С. 94-112.
5. В.М. Гохман, П.М. Ильин, Ю.Г. Липец - Роль центров роста в национальных системах расселения. - М., Киев, 1979. - 13 с.
6. Н.Р. Ижгузина. Подходы к делимитации городских агломераций // Дискуссия. - 2014. - № 9 (50). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://joumal-discussion.ru/issue.php?id=50.
7. Г.М. Лаппо - География городов. - М., 1997. - 480 с.
8. Г.М. Лаппо - Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое
значение // Известия АН СССР. Сер. географическая. - 1983. - №5. - С. 1628.
9. Н.И. Наймарк - Современная сеть городских агломераций СССР // Известия АН СССР. Сер. географическая. - 1985. - №6. С. 82-91.
10. Ю.Л. Пивоваров - Сжатие «экономической ойкумены» России // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 4. - С. 63-69.
11. П.М. Полян. - Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. - Часть 1. - М., 1988. - 220 с.
12. С.Н. Соколов - Агломерации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их развитие // Город как система: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, посвященной 100-летию основания поселения в Нижневартовске, 10-13 ноября 2009 г. / Нижневарт. гуманит. ун-т. - Нижневартовск. - 2010. - С. 55-59.
13. С.Н. Соколов - Пространственно-временная организация производительных сил Азиатской России. - Нижневартовск, 2006. - 317 с.
14. Стратегия социально-экономического развития Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.depeconom. admhmao.ru/wps/portal/ecr/home/ser_hmao/material_ser/6a7e92c4-3f50-4519-a34c-6334a0f0886c/strateg.
15. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра: Единый официальный сайт государственных органов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao.
16. В.М. Яцухно - Экономико-географическое положение как фактор устойчивого развития аграрного природопользования // Географические науки а обеспечении стратегии устойчивого развития в условиях глобализации (к 100-летию со дня рождения профессора Н.Т. Романовского): Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25-28 октября 2012 г. / Белорусский гос. ун-т. - Минск, 2012. - С. 130-132.