Научная статья на тему 'Агломерации и агломеративные коридоры в виде Московской и Санкт-Петербургской агломераций'

Агломерации и агломеративные коридоры в виде Московской и Санкт-Петербургской агломераций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ АГЛОМЕРАЦИИ / АДРЕСАЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / АГЛОМЕРАТИВНЫЙ КОРИДОР / КЛЮЧЕВЫЕ АГЛОМЕРАТИВНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ / AGGLOMERATION / ECONOMIC BOUNDARIES OF AN AGGLOMERATION / DEMAND AND SUPPLY ADDRESSING / AGGLOMERATIVE CORRIDOR / KEY AGGLOMERATIVE GOODS AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нещадин Андрей Афанасьевич, Строев Павел Викторович

В статье представлен новый взгляд на Россию как систему агломерационных коридоров. на примере Московской и санкт-Петербургской агломераций показано возможное образование одного из крупнейших агломерационных коридоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a newlookat Russia as a system of agglomerative corridors.Apossibilityof formation of one of the biggest agglomerative corridors is shown through the example of the Moscow and saint-Petersburg agglomerations.

Текст научной работы на тему «Агломерации и агломеративные коридоры в виде Московской и Санкт-Петербургской агломераций»

а.А. Нещадин, п. в. Строев агломерации и агпомеративные коридоры...

71

УДК 332.122

Агломерации и агломеративные коридоры в виде Московской и Санкт-Петербургской агломераций

В статье представлен новый взгляд на Россию как систему агломерационных коридоров. На примере Московской и Санкт-Петербургской агломераций показано возможное образование одного из крупнейших агломерационных коридоров.

Ключевые слова: агломерация; экономические границы агломерации; адресация спроса и предложения; аг-ломеративный коридор; ключевые агломеративные товары и услуги.

The paper presents a new look at Russia as a system of agglomerative corridors. A possibility of formation of one of the biggest agglomerative corridors is shown through the example of the Moscow and Saint-Petersburg agglomerations.

Keywords: agglomeration; economic boundaries of an agglomeration; demand and supply addressing; agglomerative corridor; key agglomerative goods and services.

Причины изменения региональной политики

Улучшение технологии производства, возможность доступа к новым рынкам и низкие барьеры входа на них, широкое использование знаний и инноваций открывают в условиях глобализации мировой экономики новые возможности для городского, агломерационного и общерегионального развития, которые могут реализовы-ваться, если поддерживается высокий уровень инвестиций, эффективно используются трудовые ресурсы, модернизируется производство, повышается квалификация жителей региона и улучшается состояние окружающей среды.

Происходящие перемены в экономике заставляют органы государственной власти пересматривать концепции развития территорий. Роль государства все чаще сводится к принятию мер, направленных на повышение конкурентоспособности региона посредством стимулирования и развития его внутренних ресурсов, захвата новых рынков сбыта продукции (товаров и услуг) и диверсификации экономики. В то же время федеральные органы власти перестают быть единственным проводником региональной политики, что заставляет их пересматривать принципы вертикального распределения полномочий между различными уровнями

№ 6/2013

Экономика. Налоги. Право

Нещадин Андрей Афанасьевич

канд. социол. наук, зам. директора Института региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового университета E-mail: ansteel@mail.ru

Строев Павел Викторович

мл. научный сотрудник Института региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового университета E-mail: stroevpavel@gmail.com

72

экономика и управление

власти и децентрализовывать бюджетные ресурсы.

Агломерации как пространство устойчивого и динамичного роста

Вне зависимости от ступени экономического развития, на которой находится современное государство, вопросы совершенствования региональной политики и государственного управления территорий имеют чрезвычайно важное значение, особенно в отношении агломераций как компактных пространственных группировок поселений, объединенных тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и другими видами связей в единую сложную многокомпонентную динамическую систему.

Объединение поселений в агло-мерaцию преврaщaет территорию в пространство устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом

^к пoкaзывaет мирoвoй oпыт, oбъединение пoселений в aглoмерaцию преврaщaет территорию в пространство устoйчивoгo и динaмичнoгo рoстa га знaчительным гац^льным и экoнoми-ческим эффектом. В хoде рaзвития aглoмерa-ций реaлизуется перехoд к экoнoмике рaзвития и в реaльные срoки решaются тaкие прoблемы рaзвития территoрии, кaк:

• пoвышение кoнкурентoспoсoбнoсти экoнo-мики;

• обеспечение выхода aглoмерaции и региoнa нa мирoвoй рынoк в кaчестве знaчимoгo узлa в системе тoвaрных, финaнсoвых, технoлoги-ческих и культурных отношений и зaкрепление в кaчестве «oперaторa» глoбaльных финaнсoвых пoтoкoв в Рoссийскoй Федерaции;

• мoдернизaция и интегрaция кoммунaль-ных ресурсoв для сoздaния нa oбъединеннoй территoрии нoвых предприятий и жилых дoмoв;

• регулирoвaние внутренней мигрaции (мaят-никoвoй, дневнoй, недельнoй) из мaлых и средних гoрoдoв в региoнaльные центры;

• кoнтрoль рaзвития гoрoдa-ядрa и предoт-врaщение перенaсыщеннoсти и избытoчнoгo

дaвления нa инфрaструктуру; стaбильнoе рaзви-тие гoрoдскoгo центрa через смену aкцентa нa рaзвитие «периферии»;

• прoгнoзирование пoтребнoсти и сбaлaнси-рoвaннoе рaзвитие прoизвoдственных, рекреa-циoнных и иных плoщaдoк.

Сегoдня aглoмерирoвaние1 стaнoвится основным инструментом рaзвития стрaны и ее территорий, oбеспечивaющим выга^е кaчествo жизни нaселения, сoздaющим кoмфoртную среду для рaзвития бизнесa и пoвышaющим ганкурен-тoспoсoбнoсть Рoссии гак единoгo целoгo.

Формирование агломераций

Фoрмирoвaние aглoмерaций (как приoритетно-го направления) и oпределение oтветственнoгo кooрдинaтoрa (в силу межведoмственнoсти фoр-мирующихся в рaмкaх aглoмерaции интересoв) основываются на «Стрaтегии 2020», вытекают из зaдaч, поставленных Президентoм Рoссийской Федерации по мoдернизaции экoнoмики стрaны, и должны осуществляться по следующим направлениям:

• рaзвитие экoнoмических преимуществ aглo-мерaций;

• сoздaние прaвoвых oснoв и эффективнoй структуры упрaвления aглoмерaциями;

• oбеспечение прaв сoбственнoсти;

• рaзвитие трaнспoртa и пoлучение дoхoдoв oт трaнспoртa;

• oбеспечение прaвильнoй структуры пoселе-ний;

• четкoе oпределение рoли гoрoдских центрoв в рaмкaх aглoмерaции;

• установление кoмпетенций и пoлнoмoчий рaзличных институтoв;

• рaзвитие глoбaльнoй и региoнaльнoй кoнку-ренции.

Агломерация формируется чaще всегo вне зoны системнoгo вoздействия. Тем не менее, на прoцессы, лежaщие в ее oснoве, можно оказывать влияние, что oбъясняет действия влaстных структур, направленных на усиление воздействия на прoцессы фoрмирoвaния и рaзвития гавременных aглoмерaций — центрoв пoстин-дустриaльнoй экoнoмики. Aглoмерaция — этo не суммa чaстей, a единый oбъект, кoтoрый не дoл-жен создаваться спoнтaннo. Рoль федерaльнoгo

1 Формирование территорий вокруг одного или нескольких

центров.

А.А. Нещадин, П. В. Строев АГЛОМЕРАЦИИ И АГЛОМЕРАТИВНЫЕ КОРИДОРЫ...

73

центра — содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помогать определять параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задавать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса и т. д.

Поэтому посредством формирования агломераций системно решаются не столько экономические, сколько социальные задачи, стоящие на корпоративном и региональном уровнях.

Таким образом, проблемы формирования агломераций в России рассматриваются не только на страницах специализированных изданий, но уже сейчас решаются на федеральном и региональных уровнях власти, которые, как представляется, начали переходить к планированию и организации агломераций.

Развитие агломеративных коридоров

На территории России сегодня наиболее явно проступают контуры следующих агломеративных коридоров2: Московско-Петербургского (Московская агломерация — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербургская агломерация) с численностью населения 25,5 млн чел.; Поволжского (Волгоградская агломерация — Саратовская агломерация — Самаро-Тольяттинская агломерация — Ульяновская агломерация — Казанская агломерация — Чебоксарская агломерация — Нижегородская агломерация) — с численностью населения 10,4 млн чел.; Уральского (Уфимская агломерация — Челябинская агломерация — Екатеринбургская агломерация — Нижнетагильская агломерация — Пермская агломерация) с численностью населения 5,7 млн чел.; Сибирского (Омская агломерация — Новосибирская агломерация — Томская агломерация — Кемерово — Новокузнецкая агломерация — Красноярская агломерация — Иркутская агломерация) с населением 8,1 млн чел.; Приморского (Хабаровская агломерация — Владивостокская агломерация) с населением 2,5 млн чел.

К перечисленным внутренним коридорам необходимо добавить два трансграничных

2 Под агломеративным коридором понимается сеть городских агломераций или гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом.

агломеративных коридора: Нижнедонбасский (Ростовская агломерация на территории Российской Федерации, Донецкая агломерация и Днепропетровская агломерации на территории Украины) с численностью населения 5,8 млн чел., а также Верхнедонбасскую агломерацию (Восточнодонбасская агломерация на территории Ростовской области, Луганская агломерация в Украине и Харьковско-Белгородская агломерация по обе стороны украинско-российской границы) с численностью населения 5 млн чел.3 На их базе образовался агломеративный каркас нового территориального устройства российской экономики.

Формирование крупных агломераций на базе Москвы и Санкт-Петербурга

Влияние Москвы и Санкт-Петербурга как центров агломераций уже вышло за пределы сопредельных областей, распространилось на соседние территории и способствовало созданию единого рынка труда (маятниковой миграции), устойчивого рынок сбыта произведенной продукции, что определяется высокой платежеспособностью жителей этих городов, мощными образовательными и культурными ресурсами. Однако развитие этих городов идет в основном в южном направлении.

Посредством формирования агломераций системно решаются не столько экономические, сколько социальные задачи, стоящие на корпоративном и региональном уровнях

Так, Московская агломерация развивается на юг и оказывает влияние не только на Московскую область, но и на Калужскую и Тульскую области. Особенно это влияние проявилось в развитии автомобильного производства и формировании фармацевтического кластера Калужской области.

3 Заметим, что только Донецкой и Луганской агломерациям исследователи присваивают достоинство «наиболее развитых агломераций», оставшихся за пределами России после распада СССР. Что до Днепропетровской и Харьковской агломераций, то они характеризуются как «сильно развитые», располагаясь на одном уровне с Киевской, Бакинской, Минской, Львовской [1].

74

ЭКОНОМИКА и УПРАВЛЕНИЕ

Но наиболее сильное влияние Москва оказывает на территорию Московской области, что создает ряд проблем. Московская область после введения Закона от 06.10.2003 № Ш-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» имеет около 360 муниципальных образований, в том числе 188 — сельские поселения. Более 100 из них стабильно дотационные с минимальным бюджетом. При этом следует учитывать маятниковую миграцию населения на работу в Москву, при том что НДФЛ поступает в бюджет Москвы, а не области. В то же время наличие высокого спроса на продукцию и услуги в Москве ведет к значительному притоку инвестиций в область. Например, объемы строительства складских помещений в Московской области в 2013 г. достигнут 1 млн кв.м, одна треть которых строится в южном направлении на расстоянии до 45 км от МКАД. Но после пуска ЦКАД надо ожидать и увеличения расстояния до складских помещений от МКАД.

Наличие высокого спроса на продукцию и услуги в Москве ведет к значительному притоку инвестиций в область. Например, объемы строительства складских помещений в Московской области в 2013 г. достигнут 1 млн кв. м

На развитие агломерации соседних областей повлияло выполнение решения мэрии о выводе части производств из Москвы. Но в Московской области нет значительных площадей или родственных предприятий, которые могли бы стать основой для размещения крупных производств. Достаточно заметить, что «Трехгорка» была выведена на место льнокомбината в г. Гаврилов Ям Ярославской области, «Красный Октябрь» — в г. Рязань, часть производства завода «Серп и молот» — в г. Ярцево Смоленской области (ранее здесь был филиал ЗИЛа).

При планировании агломераций должно быть учтено, что после строительства легкого метро и трамвайных путей за пределы МКАД может значительно увеличиться маятниковая миграция.

Большое значение имеет и то, что основная масса наукоградов сосредоточена в Московской области, что создает предпосылки для развития

инновационных кластеров по следующим направлениям: авиа-, ракетостроение и космические исследования (Королев, Жуковский, Реутов, Химки, Краснознаменск, Дубна, Обнинск), биология и биотехнология (Пущино, Оболенск, Черноголовка), ядерные исследования (Дубна, Обнинск, Протвино, Троицк), химия, химическая физика и создание новых материалов (Черноголовка, Троицк, Пущино), автоматизация, машино- и приборостроение (Королев, Климовск, Балашиха, Зеленоград, Железнодорожный, Красноармейск, Черноголовка), электроника и радиотехника: (Зеленоград, Фрязино, Дубна), энергетика (Истра, Дубна, Черноголовка).

Можно отметить, что в наукоградах представлены все основные направления современной науки. Развитию таких научных комплексов способствует наличие высших учебных заведений в Москве, которые являются не только поставщиками высококвалифицированных кадров, но и партнерами в проводимых исследованиях. Наличие такого научного комплекса оказывает значительное влияние на экономическое развитие всей агломерации.

Санкт-Петербургская агломерация развивается от г. Выборга (особенно в связи со строительством новых портовых терминалов в Усть-Луге, проектируемого строительства нового завода сжиженного газа) на юг. Ее влияние ощущается в Псковской и Новгородской областях, предприятия которых, особенно пищевые, ориентированы на сбыт продукции в Санкт-Петербурге. Большое значение на развитие Санкт-Петербургской агломерации имело создание автопроизводств. В отличие от Москвы, Санкт-Петербург более активно присоединяет к себе соседние территории. Достаточно отметить, что в состав Санкт-Петербурга на правах районов входят такие города, как Колпино, Пушкин, Петергоф, Гатчина и другие. Причем в Санкт-Петербурге инновационные кластеры образуются на базе имеющихся научных организаций и вузов.

Будущее этих агломераций будет в значительной мере зависеть от развития скоростного транспорта, реконструкции и развития автодорог. При этом по мере развития транспортных потоков границы агломераций будут расширяться. После реконструкции железной дороги Москва — Санкт-Петербург и организации на ней скоростного движения границы агломераций будут включать Тверь и Бологое.

а.А. Нещадин, п. в. Строев агломерации и агпомеративные коридоры...

75

Выводы

Выработка стратегии развития агломераций немыслима без учета планов соседних регионов, что может быть осуществлено посредством учреждения специального органа, который смог бы разрабатывать и согласовывать комплексные стратегии развития агломераций в целом. При этом если учитывать миграцию населения и расширение агломераций, то не исключено, что в двух агломерациях (Московской и Санкт-Петербургской) будет проживать более 25% населения России. Что же касается включения в агломерацию малых и средних городов, то они получат новые источники для своего развития, в том числе благодаря переносу старых производств за пределы городов-центров.

При решении вопроса о создании агломерационных коридоров необходимо иметь четкое представление о ключевых товарах и услугах, которыми должны отличаться агломерации, входящие в состав национального агломеративного каркаса, которые станут центрами производства таких товаров и услуг стоимость которых будет предельно нечувствительна к издержкам по транспортным расходам.

Первым прообразом такого центра в рамках Московско-Санкт-Петербургского коридора является НП РУССОФТ, главный офис которого находится в Санкт-Петербурге, после слияния консорциума «Форт-Росс» с Национальной ассоциацией

разработчиков программного обеспечения. Сегодня в кластер информационных технологий входят более 60 компаний, работающих в области информационных технологий, со штатом более 17 000 высококвалифицированных сотрудников

Данный пример подтверждает взаимосвязь процессов агломерирования с процессами производственной кластеризации4. Создание глобального, континентального или национального товара/услуги должно послужить мощным объединяющим началом для формирования агломерации как целенаправленно действующего социально-экономического субъекта. Именно на этой основе возникает синтетическое явление аглок-ластеризации, наиболее очевидным выражением которого выступает бренд агломерации.

Литература

1. Г. Лаппо, П. Полян, Т. Селиванова. Городские агломерации России URL: http://polit. ru/artide/2010/02/Wdemoscope407.

2. Нещадин, Тульчинский Г. Л. Смена парадигмы регионального развития // Общество и экономика. 2013. № 6.

4 Впервые в российской литературе на тот факт, что агломерации и кластеры являются взаимосвязанными саморазвивающимися системами, было указано в работе [2].

Из выступления В.В. Путина на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8 ноября 2013 г.

В России давние традиции местного самоуправления, они сыграли огромную роль в становлении гражданского общества, в укреплении нашей государственности.

Сегодня принципиальное значение приобретает качество реализации нашей политики на местах. Поэтому государственная и муниципальная власть должны работать, безусловно, как одна команда. И это то, о чем я уже многократно говорил. И федеральный центр, и регионы, и каждое из более чем 23 тысяч наших муниципальных образований - от крупного городского округа до небольшого сельского поселения - все должны чувствовать, что работают в единой системе. У нас общие цели - развитие России и всех ее территорий. Но общая цель одна, самая главная - благосостояние граждан Российской Федерации. Я уже говорил о том, что вам приходится труднее, чем кому бы то ни было, но эту работу, а может быть, даже и судьбу вы выбрали сами, это ваш выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.