Научная статья на тему 'Агентурная разведка (HumInt) в борьбе с международным терроризмом: опыт США'

Агентурная разведка (HumInt) в борьбе с международным терроризмом: опыт США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1532
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / БЮДЖЕТ / ПЕРЕОРИЕНТИРОВКА НАПРАВЛЕНИЯ / HUMAN INTELLIGENCE (HUMINT) / INTERNATIONAL TERROR / ETHNICAL GROUPS / INTELLIGENCE COMMUNITY / BUDGET / DIRECTION REORIENTATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лымарев Алексей Валерьевич

В данной статье рассматриваются основные аспекты работы агентурной разведки США в борьбе с международным терроризмом. Отмечаются сложности в организации и проведении агентурной работы за границей. Делаются предложения по усовершенствованию работы Разведывательного сообщества США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Intelligence (HUMINT) Fighting the International Terrorism: the USA Experience

In this article the author observes the main aspects of the US human intelligence fight against the international terrorism. The difficulties in organization and holding the HumInt jobs are mentioned. The suggestions to improve the work of the US Intelligence Community are made.

Текст научной работы на тему «Агентурная разведка (HumInt) в борьбе с международным терроризмом: опыт США»

УДК 32

А. В. Лымарев

Агентурная разведка (HUMINT) в борьбе с международным терроризмом: опыт США

В данной статье рассматриваются основные аспекты работы агентурной разведки США в борьбе с международным терроризмом. Отмечаются сложности в организации и проведении агентурной работы за границей. Делаются предложения по усовершенствованию работы Разведывательного сообщества США.

Ключевые слова: агентурная разведка, международный терроризм, этнические группы, разведывательное сообщество, бюджет, переориентировка направления.

A. V. Lymarev

Human Intelligence (HUMINT) Fighting the International Terrorism: the USA Experience

In this article the author observes the main aspects of the US human intelligence fight against the international terrorism. The difficulties in organization and holding the HumInt jobs are mentioned. The suggestions to improve the work of the US Intelligence Community are made.

Keywords: human intelligence (HumInt), international terror, ethnical groups, Intelligence Community, budget, direction reorientation.

Актуальность исследования

В настоящее время, к сожалению, не одно из государств в мире не защищено от террористических угроз. СМИ периодически информируют о совершенных или предотвращенных терактах. Разные разведки мира по-разному пытаются бороться с террористами, но все без исключения спецслужбы стремятся, прежде всего, предотвратить теракт, а не расследовать преступление по горячим следам. В своей статье мы предприняли попытку проанализировать основные аспекты работы агентурной разведки США в борьбе с международным терроризмом как страны, которой удалось добиться наибольших успехов в данном направлений.

Эмпирическая база исследования

Мы провели исследование в 2009-2011 гг., основу которого составили

- контент-анализ электронных статей в США (п=834; N=43200; период с 2008 по 2011 г.), посвященных проблеме борьбы с террористической угрозой в США;

- контент-анализ стенограмм заседаний Конгресса США;

- анализ сообщения официальных представителей разведки США о проблеме борьбы с террористической угрозой.

Основные выводы

Раскрытие террористических заговоров, таких как аресты членов террористических групп в Европе, а также предотвращение рассылки смертельных писем-бомб в синагоги США можно отнести к успеху деятельности агентурной разведки в борьбе с международным терроризмом. Агентурная разведка часто упоминается в зарубежной литературе как НИМЮТ (Ьишашп1е1%епсе). К функциям НиМШТ относят сбор и обработку информации человеческими ресурсами. Агентурная разведка - наиболее важный источник сбора и предоставления информации, особенно после того, как средства электронной разведки (8ЮШТ) во многом дискредитировали себя.

Главной спецслужбой США, осуществляющий этот вид сбора развединформации в США, является Центральное разведывательное управление.

Существует мнение, что для борьбы с международным терроризмом разведывательным органам США необходимо произвести количественную и качественную переоценку объема работы агентурной разведки по сбору необходимой информации. Оперативный директорат ЦРУ несет на себе основной груз ответственности за контролем над НИМШТ, однако часть сходных функций относятся и к различным департамен-

© Лымарев А. В., 2011

там Министерства обороны США. Совокупный бюджет, затраченный на содержание агентурной разведки этими двумя ведомствами, несравнимо меньше тех цифр, которые американское правительство затрачивает на создание и содержание новых спутниковых и электронных разведывательных систем. Однако, несмотря ни на что, агентурная разведка является основополагающей «разведывательной дисциплиной» в борьбе с международным терроризмом.

Сочетание факторов взаимодействия агентурной разведки с данными, получаемыми в результате совместной деятельности других разведывательных управлений, будет обеспечивать постоянное развитие Разведывательного сообщества США на протяжении ближайших десятилетий, что неизменно будет влиять на высокое положение США на международной политической арене. Взаимодействие информационной и агентурной разведки является весьма недорогостоящим в плане расходования бюджетных средств. Несмотря на сложность и опасность работы агентурных сетей по противодействию терроризму за границей и на территории США, стоимость их создания невысока; обеспечение разведывательных управлений необходимой информацией требует затрат преимущественно на технологическую составляющую. Однако распределение бюджетных средств между информационной и агентурной разведкой все равно зависит от целей той или иной миссии или потребностей той или иной «разведывательной дисциплины».

На настоящее время наблюдается снижение акцента на сборе разведывательной информации традиционным путем, так как появляется сложность в изменении вектора изучения сфер жизни в стране разведывательными аналитиками от дипломатии международных отношений, экономических факторов, военных оборонных способностей государства к изучению и раскрытию террористических группировок, вовлеченных в религиозные распри и криминальную деятельность.

Агентурная разведка сама по себе не является дорогостоящей, однако она требует определенных затрат на оказание поддержки влиятельных правящих групп в том или ином государстве, а также затрат на предостережение возможных противодействий деятельности заграничных HumInt. Потенциальные сложности, связанные с раскрытием и захватом разведчиков США на территории другого государства, и возможные последствия требуют отдельного обсуждения. Разоблачение секретных операций, проводимых

заграницей, может повлечь за собой дипломатические проблемы США с другими странами. Эта проблема особенно существенна при возникновении подобной ситуации в странах, с которыми США формировали дипломатические и экономические отношения на протяжении не одного десятка лет.

Работа агентурной разведки по противодействию терроризму влечет за собой требования к существенным изменениям в работе разведывательных агентств США. Террористические сети невозможно разоблачить в обыденной ситуации: на светском приеме или в окружении местного американского бизнесмена. Чаще всего они вовлечены в криминальную деятельность на территории отдельного штата США. Зачастую террористы являются выходцами из одной этнической или религиозной группы. Деятельность террористических организаций часто сопровождается нарушением прав человека. Налаживание контактов с нелегальными организациями такого рода является сложной, но необходимой задачей, которая ставится перед разведывательными агентствами США. Такая деятельность требует долгой и скрупулезной подготовки, а также желания работать в непосильных условиях, взаимодействуя с неблагонадежными гражданами. Во многих случаях невозможно проведение таких операций под прикрытием влиятельных политических сил или военного прикрытия на территории США. Работа агентурной разведки требует определенных специфических глубоких познаний о той группе, в которую происходит внедрение: обычаи, диалекты, типичное поведение.

Тем не менее, список группировок по всему миру, которые могут быть в будущем вовлечены в террористическую деятельность различного масштаба, постоянно растет. Поиск и рекрутирование агентов, способных снабжать власти США необходимой и важной информацией о деятельности определенной потенциально опасной группировки, является сложным вызовом Разведывательному сообществу США, поскольку в подобных ситуациях появляется риск к смазыванию позитивного образа США на международной политической арене при провале таких операций.

Текущее положение дел агентурной разведки США указывает на некоторые институциональные сложности. В одном из отчетов бывшего сотрудника ЦРУ говорится, что «США, возможно, не имеют ни одного квалифицированного арабо-говорящего сотрудника с хорошим восточным

Агентурная разведка (ИиМШТ) в борьбе с международным терроризмом: опыт США

161

прошлым, который может правдоподобно играть роль мусульманского фундаменталиста фанатика, а также который вызовется провести многие годы своей жизни в горах Афганистана» [1].

Некоторые исследователи указывают, что персонал ЦРУ, занимающий ключевые позиции по работе с той или иной территорией, не знает языков местностей, за которые отвечает [3].

Бывший резидент ЦРУ в Таджикистане, работавший на территории этой страны в начале 1990-х, сообщает: «В то время как гражданская война в Афганистане закипала с новой силой, я запрашивал кого-нибудь, кто говорит на языках дари или пушту, на тех языках, на которых разговаривает большинство населения Афганистана, для работы с беженцами из этой страны. Это настоящий кладезь информации. Мы могли завербовать некоторых из них и заслать обратно для снабжения нас необходимыми данными. Однако мне сообщили, что людей, говорящих на этих двух языках, найти невозможно, а также говорилось, что сбор информации по Афганистану необходимо было прекратить, что, соответственно, откладывало необходимость в использовании этих языков» [2].

Однако такие сообщения нельзя не рассматривать критически, так как при отсутствии реального доступа к засекреченной управлением информации нельзя четко говорить о том, какие шаги предпринимало Разведывательное сообщество при реализации деятельности HumInt.

Развитие агентурной разведки в таких условиях является сложной задачей, которая ставится перед Разведывательным сообществом США, особенно перед Оперативным директоратом ЦРУ, ФБР и более мелкими управлениями, осуществляющими подобные и смежные функции.

Для создания более благоприятных условий работы HumInt в борьбе с международным терроризмом необходимо сделать ряд определенных шагов, направленных на реорганизацию агентурной разведки.

В первую очередь, необходимо увеличить деятельность агентов, находящихся на территории иностранного государства под неофициальным прикрытием. Под таким видом деятельности понимается, что агенты работают в стране на работодателя или являются собственниками бизнеса, не поддерживают официальное взаимодействие с посольствами и консульствами США, однако будут полезными в качестве секретной агентурной сети в случае необходимости.

В таких ситуациях агент разведки должен полностью посвящать себя деятельности в сфере своего местного бизнеса. У разведчика в данном случае будет отсутствовать дипломатический иммунитет, что автоматически исключает возможность немедленного возвращения в США в случае возникновения опасности. Агент может быть подвержен аресту, заключению и т. д. Для разведчиков, работающих в коммерческих организациях, существует опасность вовлечения в нелегальную деятельность, что может стать провалом разведки и дискредитацией местного представительства США.

Во-вторых, необходимо повышать уровень требований к знанию иностранных языков и местных обычаев персоналом. Лишь единицы из выпускников американских колледжей обладают необходимыми знаниями. Рекрутирование в ряды разведывательных сообществ, которые являются выходцами с Востока, близкими этнически к членам террористических группировок, может повлечь за собой неприятности и дополнительное давление на новых агентов из-за возможной угрозы родственникам сотрудника, проживающим на территории данной страны. В Комитете по разведке Палаты представителей США в сентябре 2001 г. обсуждалось, что Разведывательному сообществу США «наибольшее внимание необходимо уделить подбору иноязычного персонала» [4].

В-третьих, необходимо отметить, что сам процесс вовлечения сотрудников разведки в посольства и представительства США в некоторых странах является сложным и дорогостоящим, особенно в странах со сложной политической обстановкой, таких как Афганистан, Косово, Сомали.

В целом, переориентация работы агентурной разведки США к проблемам по противодействию международному терроризму стала организационной сложностью для Разведывательного сообщества США. Несмотря на рост выделяемого на разведывательные нужды бюджета, нанять дюжину высококвалифицированных разведчиков, способных качественно работать на территории другого государства, на данный момент обойдется не намного дешевле, чем запустить спутник. Увеличение финансирования агентов под неофициальным прикрытием также является необходимым. На обсуждении финансирования разведывательных организаций в Сенате по итогам 2004 Финансового года рассматривалась даже возможность создания полуавтономной органи-

зации, основой которой должна была стать только агентурная сеть, занимающаяся добыванием информации о потенциальной угрозе США со стороны иностранных террористических группировок. К сожалению, данный проект не был принят, однако были сделаны рекомендации по развитию НитШ; в системе уже существующих управлений и агентств [5].

Безусловно, не весь опыт работы агентурной разведки США в борьбе с международным терроризмом применим для России, но уже тот факт, что терроризм - это проблема для всего человечества, заставляет вырабатывать совместную стратегию по предотвращению терактов. Спецслужбам мира необходимо более тесно сотрудничать и более открыто взаимодействовать в данном направлении. Только совместными усилиями можно не только существенно сократить террористическую угрозу, но и полностью ее исключить.

Библиографический список

1. A Message from the Inspector General, Central Intelligence Agency, January, 19, 2001 reprinted on the Web site of the Federation of American Scientists [http://www.fas.org].

2. Baer, See No Evil, pp. 164-165.

3. Richard Perle, a Defense Department consultant, quoted by Ken Adelman, "Facingthe Enemy", Washingto-nian, November 2001, p. 33.

4. U.S. Congress, 107th Congress, 1st session, House of Representatives, Permanent SelectCommittee on Intelligence, Intelligence Authorization Act for Fiscal Year 2002, H.Rept. 107-219, September 26, 2001, pp. 18-19.

5. U. S. Congress, 108th Congress, 1st session, Senate, Select Committee on Intelligence,Authorizing Appropriations for Fiscal Year 2004 for Intelligence and Intelli-gence-RelatedActivities of the United States Government, the Community Management Account, and theCentral Intelligence Agency Retirement and Disability System, S.Rept. 108-44, May 8, 2003, pp. 23-24.

Агентурная разведка (ИиМ1ЫТ) в борьбе с международным терроризмом: опыт США

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.