Научная статья на тему 'Афроцентристский феминизм в США (Концепт интеллектуального насилия и виктимизация)'

Афроцентристский феминизм в США (Концепт интеллектуального насилия и виктимизация) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
афроцентризм / феминизм / интеллектуальное насилие / виктимизация / Afrocentricity / feminism / intellectual violence / victimization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хохолькова Н.Е.

В условиях глобализации, в границах мультикультурных обществ, в рамках многонациональных государств появление симбиотических версий феминизма стало очевидным на рубеже ХХ–XXI вв. Статья посвящена теории афроцентристского феминизма, существующей на стыке классической и постколониальной разновидностей женского движения. Особое внимание уделяется концепту интеллектуального насилия и вопросу виктимизации. Автор рассматривает историю появления, суть, основные компоненты и критику теории, предложенной африкано-американкой, социологом Патрисией Хилл Коллинз в 1990 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afrocentric feminism in the USA

In the context of globalization within the framework of multicultural states the uprise of symbiotic forms of feminism became apparent. The article is dedicated to Afrocentric feminism, existing at the interface of liberal and postcolonial types of women’s rights movement. The author focuses on the concept of intellectual violence and the issue of victimization. The article depicts the history of emergence, essence, the main constituents and criticism of the theory, which was proposed by African American sociologist Patricia Hill Collins in 1990

Текст научной работы на тему «Афроцентристский феминизм в США (Концепт интеллектуального насилия и виктимизация)»

Хохолькова Н.Е., аспирантка

АФРОЦЕНТРИСТСКИЙ ФЕМИНИЗМ В США

Концепт интеллектуального насилия и виктимизация

Ключевые слова: афроцентризм, феминизм, интеллектуальное насилие, виктимизация

В условиях глобализации, в границах мультикультурных обществ, в рамках многонациональных государств появление симбиотических версий феминизма стало очевидным на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Статья посвящена теории афроцентристского феминизма, существующей на стыке классической и постколониальной разновидностей женского движения. Особое внимание уделяется концепту интеллектуального насилия и вопросу виктимизации. Автор рассматривает историю появления, суть, основные компоненты и критику теории, предложенной африкано-американкой, социологом Патрисией Хилл Коллинз в 1990 г.

Khokholkova N.E., postgraduate student Afrocentric feminism in the USA

The concept of intellectual violence and victimictimization

Keywords: Afrocentricity, feminism, intellectual violence, victimization

In the context of globalization within the framework of multicultural states the uprise of symbiotic forms offeminism became apparent.

The article is dedicated to A frocentric feminism, existing at the interface of liberal and postcolonial types of women's rights movement. The author focuses on the concept of intellectual violence and the issue of victimization. The article depicts the history of emergence, essence, the main constituents and criticism of the theory, which was proposed by African American sociologist Patricia Hill Collins in 1990.

В последней трети XX в. феминизм из западного социально-политического движения превратился в глобальное явление. В процессе своей эволюции (и диверсификации) он распространился на регионы, где положение женщин традиционно характеризовалось как зависимое и подчиненное. Идейные ростки феминизма и женской эмансипации, распространившись в странах Ближнего Востока, Африки, Азии и Карибского бассейна, сформировали новое направление, известное под названием «феминизм постколониальной волны»1. В его рамках переосмысливались вопросы идентичности, равенства и различных форм угнетения.

В условиях глобализации, в границах мультикультурных обществ, в рамках многонациональных (полиэтнических) государств появление симбиотических версий феми-

низма стало очевидным на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Афроцентристский феминизм, существующий на стыке либеральной и постколониальной разновидностей женского движения, можно рассматривать как одну из подобных версий.

Афроцентристский феминизм

Вторая половина XX в. ознаменовалась возникновением стратегий отхода от навязываемых веками стереотипов, механизмов и инструментов борьбы с доминированием, в том числе и интеллектуальным, центра над периферией, метрополии над колонией, Запада (Occident) над Востоком (Orient) - сильных над слабыми . Одним из показателей выхода на новый уровень этой борьбы стало обращение к теме устранения интеллектуального давления Запада. Одним из первых, кто заговорил о необходимости устранения интеллектуального давления Запада, следовавшего «имперской траектории» и традиционно диктующего нормы морали и непреложные ценности на Восток (Азию и Африку), подчинявшийся и воспринимавший, был американский интеллектуал палестинского происхождения Эдвард Вади Саид3. В книге «Культура и империализм»4 он писал: «Западный человек мог уйти из своих прежних колоний в Африке и Азии физически, но сохранил их не только в качестве рынка, он продолжает там править также морально и интеллектуально. "Покажите мне зулусского Толстого", - так недавно выразился один из американских интеллектуалов. Агрессивно-надменная инклюзивность (inclusiveness) этого взгляда проступает в речах тех, кто говорит сегодня для Запада и от имени Запада, от лица того, что Запад сделал, а также того, чем весь остальной мир был, есть или мог бы быть. Позиции этого дискурса исключают любой разговор о "потерянном", утверждая, что колониальный мир, онтологически выражаясь, был потерян с самого начала, он безнадежен и неоспоримо ущербен»5.

Концепция ориентализма Э.В.Саида сломала множество стереотипов, связанных с интерпретацией истории (и культуры), став одновременно платформой для развития достаточно радикальных ревизионистских концепций. В их числе концепция афроцен-тризма, в свою очередь, послужившая основой для целого ряда общественно-политических учений и движений, в том числе и для афроцентристского феминизма, в рамках которого концепт интеллектуального насилия получил принципиально новое обоснование.

Американская версия афроцентризма, по словам ее создателя, африкано-американ-ца профессора Темпльского университета Молефи Кете Асанте6, представляет собой «теорию, согласно которой африканцы должны воспринимать себя как субъектов с собственным нарративом, а не как второсортный народ на периферии европейской истории» . Афроцентризм, объединив общественно-политическую теорию (парадигму), претендующую на универсальный характер, расово-националистическую идеологию чернокожей интеллектуальной элиты США и практику, трансформировался в движение, направленное на реабилитацию и консолидацию чернокожего населения, одновременно став методологией науки и образования, именуемой африкологией. В основе концепции лежит идея о ключевой роли Африки и людей африканского происхождения в истории и культуре. Цель афроцентризма - обретение «подлинной идентичности» представителями чернокожего населения всего мира путем «деколонизации сознания» и всесторонней реабилитации.

Начиная с 1980-х гг. афроцентристский феминизм развивался внутри глобальной теории афроцентризма и был ориентирован на весь панафриканский мир. Активное сближение афроцентристского движения с женским прослеживалось почти во всех ранних публичных выступлениях их лидеров. Озабоченность афроцентристов «женским

вопросом» не ограничилась сочувствием и содействием. В русле афроцентристской теории постепенно начал развиваться комплекс идей о роли женщины, ее предназначении и положении в рамках предлагаемых его создателями социальных моделей. И если мужчины-афроцентристы обращались к африканским «корням», связанным с традициями матриархата, и предпочитали говорить об образе женщины-матери, проафроцентри-стски настроенные женщины апеллировали к образу свободной прогрессивной женщины. Афроцентризм рассматривался ими как способ (путь) эмансипации.

Автором теории афроцентристского, или черного, феминизма считается профессор социологии университета Мэриленд Патрисия Хилл Коллинз. Сфера ее исследовательского интереса затрагивает проблемы пола, расы и общественного статуса африкано-американцев, и в первую очередь африкано-американок. Родилась она 1 мая 1948 г. в Пенсильвании (штат Филадельфия) в семье рабочего, в 1969 г. получила степень бакалавра в Брандейском университете, где позднее (в 1984 г.) получила степень доктора философии (в 1970 г. ей была присвоена степень магистра в Гарвардском университете). Ее первая и самая известная книга «Черная феминистическая мысль: знание, сознание, политика расширения прав и возможностей» («Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness, and the Politics of Empowerment»)9 впервые была опубликована в 1990 г., получила ряд престижных наград (в их числе премия имени Джесси Бернард10 Американской социологической ассоциации11) и впоследствии переиздавалась более десяти раз.

В одной из статей автор поясняла, что к исследованию ее подтолкнули не только накопившиеся вопросы, но и желание осмыслить личный опыт и изучить опыт тех аф-рикано-американок, чья жизнь и деятельность оказали значительное влияние на развитие черного феминизма. П.Х.Коллинз пишет: «... я часто использую местоимение

"наш" вместо "их", когда говорю об африкано-американках, я предпочитаю включать

12

себя в группу, которую я изучаю, а не дистанцироваться от нее» . В монографии научное, социологическое объяснение проблем идентичности чернокожих женщин слилось с персональным восприятием и целым спектром субъективных переживаний автора.

Автор характеризовала главную идею книги как сложную и с трудом поддающуюся определению. Свой труд она воспринимала как миссию: «Моя цель - изучить, как познание может ускорить расширение прав и возможностей африкано-американок». Концепция П.Х. Коллинз основывается на следующих исходных постулатах: гендер нельзя рассматривать вне зависимости от расы; чернокожие женщины имеют собственную философскую традицию, имя которой - Афроцентристская феминистическая эпистемология; корни афроамериканской философской традиции следует искать в Африке; чернокожие женщины были и зачастую до сих пор остаются жертвами интеллектуального насилия.

П.Х. Коллинз в традиционной для афроцентристов манере заявляет об уникальности чернокожих женщин. Подобно М. К. Асанте, именующему всех чернокожих - африканцами, она объединяет африкано-американок, представительниц диаспоры и африканок категорией «чернокожие женщины»: «Несмотря на различные исторические судьбы, общества чернокожих людей демонстрируют наличие элементов основных африканских систем ценностей, которые существовали задолго до и независимо от расового угнетения. Более того, если посмотреть на результат колониализма, империализма, рабства, апартеида и других форм расового доминирования, чернокожие люди разделяют общий опыт угнетения. Эти факторы способствовали распространению афроцентричных ценностей, которые касаются семьи, религиозных институтов, культуры и общественной жизни чернокожих в разных частях Африки, стран Карибского бассейна, Южной

13

Америки и Северной Америки» .

Чаще всего П.Х.Коллинз обращается к более близкому ей опыту африкано-амери-канок. Она убеждена, что для них, насильно привезенных в США и испытавших на себе все формы угнетения, как и для других чернокожих женщин, не может быть приемлема ни одна из феминистических парадигм, предложенных белыми. У чернокожих женщин сформировалась особого рода виктимность. Их цели и задачи отличаются от стремлений белых феминисток, в чье движение не вписываются проблемы чернокожих женщин, отношение к которым у них носит весьма снисходительный и порой расистский характер. Вслед за известным теоретиком постколониального феминизма Чандрой Мо-ханти14 П.Х.Коллинз упоминает о двойной системе дискриминации (со стороны как белых мужчин, так и белых женщин), но избегает конкретных примеров.

Теория П.Х.Коллинз, как и другие идеи афроцентризма, не является оригинальной. Она берет свои корни в уникальной интеллектуальной традиции, созданной чернокожими женщинами, среди которых особенно выделялись Зора Нил Хёрстон15, бел хукс16,

17 18 19*

Одр Лорд , Нтозаке Шанге и Элис Уокер . В их произведениях чернокожая женщина (ее опыт и ценности) помещены в центр повествования. Каждая из них рассматривает определенный пласт мировоззрения чернокожей феминистки. З.Н.Хёрстон интересовали вопросы антропологии, культуры и устной литературной традиции, бел хукс -проблемы, возникающие на пересечении дискурсов расы, гендера и капитализма, О.Лорд - темы самоопределения и борьбы за гражданские права, Н.Шанге и Э.Уокер -вопросы женской психологии и сексуальности, политика мужского шовинизма и насилия над женщиной, но все они выступали за освобождение чернокожих женщин и процветание их интеллектуальной традиции, долгое время подавляемой белым большинством.

Концепт интеллектульного насилия и виктимность

Насилие в гендерном аспекте представляет собой сложное мультикомпонентное явление, в основе которого лежит дискриминация по признаку пола. В настоящее время социологи, антропологи, историки, психологи, юристы и лингвисты нередко обращаются к осмыслению различных форм насилия над женщиной. Из трех его основных форм - физической, психологической (эмоциональной) и интеллектуальной - последняя остается наименее обсуждаемой и едва ли не самой опасной.

Термин «интеллектуальное насилие» был введен в научный оборот французским

20

исследователем Пьером Мертенсом в 1981 г. , но комплексного определения ему до сих пор не было предложено. На основании существующих дефиниций категории «насилие» и трактовок проявления его интеллектуальной формы можно сделать следующий вывод: интеллектуальное насилие - преднамеренное ограничение свободы познания, манипулирование поведением индивидуума (или социума) в когнитивной сфере, принуждение к принятию определенных парадигм, оценочных суждений и стереотипов.

Концепт интеллектуального насилия стал одной из ключевых идей теории афроцен-тристского феминизма. По мнению П.Х.Коллинз, на протяжении столетий происходило подавление критической мысли чернокожих женщин, в том числе в университетах, в угоду доминированию представлений белого мужчины - носителя взглядов среднего

В 1979 г. Э. Уокер ввела термин «вуманизм», в настоящее время обозначающий комплекс социальных теорий, направленных на изучение вопросов расового и гендерного угнетения чернокожих женщин. П.Х.Коллинз воспринимает вуманизм как один из подходов внутри концепции черного феминизма.

класса. Чернокожие женщины, с ее точки зрения, слишком долго жили в плену стереотипов, им (белым мужчиной) созданных. Они были лишены любой возможности получать «подлинные» знания, пользоваться и делиться ими. В лучшем случае им предлагалась система знаний белого большинства. Афроцентристы всегда считали, что белые, а под их давлением и черные, веками фальсифицировали факты и теперь перед ними стоит задача восстановить справедливость, сформировать собственную систему знаний, отличающуюся от западной (оксиденциальной).

Продолжительное интеллектуальное насилие, манипуляции сознанием и насаждение евроцентристской системы знаний привели не только к «драме антиинтеллектуа-21

лизма» , развернувшейся в среде малообеспеченных африкано-американок, но способствовали усилению их комплекса неполноценности и развитию виктимности. Понятие виктимности (от лат. victima - жертва) в данном контексте следует рассматривать не с точки зрения науки криминологии, внутри которой традиционно развивалась виктимо-логия, а с позиций социальной и исторической психологии, как приобретенное качество, свойство и чувство, характеризующиеся предрасположенностью к поведению «жертвы». Процесс его формирования у индивида (или группы людей) называется вик-тимизацией.

П.Х.Коллинз применяет виктимологический подход к чернокожим женщинам, пострадавшим от дискриминации со стороны белых мужчин в гораздо большей степени, чем белые женщины. В отличие от последних, третируемых исключительно по половому признаку, чернокожих женщин угнетали еще и в силу их расовой принадлежности, таким образом, в представлении социолога они имеют статус «двойной жертвы».

Слово «жертва» и однокоренные с ним слова встречаются 56 раз на 335 страницах книги П.Х.Коллинз. Она пишет о виктимизации не только как процессе воздействия извне, но и как о внутреннем комплексе. Помимо расовой, гендерной и социальной исследовательница выделяет трудовую виктимизацию чернокожих женщин. Вспоминая сравнение З.Н.Хёрстон, приведенное в романе «Их глаза видели Бога»22 - «чернокожие

23

женщины - мулы этого мира» , П.Х.Коллинз делает вывод о том, что в их жизни работе всегда отводилось особое место; они воспринимались обществом, а иногда сами собой как «неодушевленные объекты, мулы, живые машины, часть декораций»24.

Ручной труд чернокожих женщин считался естественным и незаметным, в то время как интеллектуальный - невидимым. Его сознательно игнорировали, а в тех исключительных случаях, когда на произведения чернокожих женщин обращали внимание, он, как правило, дискредитировался обрушивающейся на него евроцентристской критикой, применимой, по мнению П.Х.Коллинз, лишь к трудам западных авторов25. Однако, несмотря на интеллектуальную дискриминацию, а иногда и благодаря ей, внутри африка-но-американского и международного чернокожего сообщества сформировалась прочная традиция - афроцентристская феминистическая эпистемология, которая, как считают П. Х.Коллинз и ее сторонники, должна вернуть женщин африканского происхождения в границы их нарратива.

«Путь от виктимизации к свободному разуму...»26

Традиционная стигматизация женщин африканского происхождения в европейском или американском обществе осложняла их повседневную жизнь, но в то же время способствовала формированию особой интеллектуальной традиции. Существуя в условиях враждебности, испытывая на себе дискриминацию и давление, представительницы африканского сообщества, в первую очередь африкано-американки, становились носителями двойного сознания. Они воспринимали стандарты поведения, манеры, язык, куль-

туру и систему знаний угнетающего их общества, обретая иллюзию защищенности. Амбивалентность положения чернокожих американок красноречиво описала домохозяйка Элла Саррей, опрошенная коллегой П.Х.Коллинз: «Мы всегда были лучшими в мире актрисами... Мы были вынуждены проживать две жизни: одну для них, другую для себя»27. П.Х.Коллинз полагает, что, выпрямляя волосы, отбеливая кожу, изучая историю и литературные произведения, написанные белым мужчиной, африкано-амери-канки продолжали напевать африканские песни, хранить и рассказывать семейные истории, разделять традиционные ценности и создавать собственное культурное пространство.

П. Х.Коллинз выделяет два типа знания, присущих чернокожим женщинам: собственно знание, само по себе и мудрость, доступная благодаря «памяти крови». Мудрость, передаваемая из поколения в поколение, хранящаяся в устной традиции, и знание, приобретаемое посредством ежедневного опыта, являются основой афроцентрист-ской феминистической эпистемологии. В теории афроцентристского феминизма европейское знание, характеризуемое П.Х.Коллинз как маскулинное28, противопоставляется феминной афроцентричной эпистемологии. Автор теории обозначила новую «бинарную оппозицию»: «. чернокожие женщины-интеллектуалы чаще всего встречаются с двумя различными эпистемологиями: одна отражает интересы белых мужчин, предста-

29

вителей элиты, другая - идеи афроцентристского феминизма . П.Х.Коллинз считает, что эпистемологический выбор является не только академической, но и мировоззренческой проблемой. Одной из важнейших целей исследовательницы стало обоснование парадигмы афроцентристского феминизма как правильного онтологического и эпистемологического выбора для чернокожих женщин.

Среди тех, кто начал «путь от виктимизации к свободному разуму»30, сделал значительный вклад в развитие и распространение черной феминистической мысли,

31

П.Х.Коллинз называет африкано-американок - Иду Уэллс-Барнетт , Мэри Мак-Леод

32 33 34 35

Бетьюн , Тони Моррисон и африканок - Аму Ата Айдо , Бучи Эмечету и Эллен Кузуэй36. Все эти женщины-интеллектуалы придерживаются различных взглядов на феминизм и идентичность женщины, однако все они солидарны с П.Х.Коллинз в одном - путь преодоления последствий расовой и гендерной дискриминации, путь спасения и возрождения, путь к независимости и процветанию чернокожих женщин лежит через просвещение и образование. Б.Эмечета считала, что только образование дает женщине настоящую свободу: «Всем девушкам я говорю - учитесь. Образование - Ваша свобо-

37

да. Так обстоят дела во всем мире» .

Говоря о необходимости расширения прав и возможностей чернокожих женщин,

38

П.Х.Коллинз вспоминает диалог Марии Стюарт , который она вела сама с собой. На вопрос: «Как долго прекрасные дочери Африки будут вынуждены хоронить свой ум и таланты под грузом железных кастрюль и чайников?», известная аболиционистка отве-

39

чала: «До тех пор, пока согласие, знание и любовь не поселятся среди нас» . Основой поведенческих стратегий афроцентричной феминистки должны стать принципы сплоченности, солидарности40 и гуманности, берущие истоки в культурах африканских стран41. В соответствии с этими принципами должна выстраиваться новая система знаний, способная устранить комплекс неполноценности, а вместе с ним одно из двух сознаний, а именно: «чуждое», сформированное под воздействием белого мужчины, что позволило бы приступить к формированию справедливого гражданского общества чернокожих.

По мнению П.Х.Коллинз, афроцентричная ориентация ее феминизма не должна препятствовать контактам как с белыми феминистками, так и с представителями белого научного сообщества, равно как и феминистическая направленность ее афроцентризма

не должна влиять на взаимодействие с афроцентристами-мужчинами. В качестве единственно возможной формы общения П.Х.Коллинз выбирает диалог.

Критика афроцентристского феминизма

Афроцентристский феминизм подвергался критике не только со стороны противников теории афроцентризма, но также и ее сторонников. Кленора Хадсон-Уимс42, автор концепции африкано-вуманизма43, выступила с резкой критикой феминизма, в любых проявлениях распространяющегося в среде чернокожих женщин. Она называла две причины, по которым феминизм не может быть воспринят африканскими женщинами. Во-первых, по ее мнению, феминизм - типичное европейское изобретение, в силу своей природы чуждое менталитету африканской женщины, а во-вторых, исторически феминизм - абсолютно расистское явление44. Поясняя второй тезис, К. Хадсон-Уимс обратилась к истории суфражистского движения. Она говорила о том, что изначально суфражистки выступали за равные права и устранение всех форм эксплуатации человека человеком, но принятие 3 февраля 1870 г. 15-й поправки к Конституции США заставило их пересмотреть свои взгляды, поскольку избирательное право было предоставлено не белым женщинам, а черным мужчинам. «Черный феминизм» К.Хадсон-Уимс считает

«калькой», «пародией» на «белый феминизм».

* * *

Для постколониального феминизма характерно утверждение о двойной системе дискриминации: угнетение по половому признаку и колониальное угнетение. Концепция афроцентристского феминизма, содержащая в себе этот тезис, стала результатом совмещения одной из форм расового национализма (афроцентризма) и феминизма, вследствие которого, вопреки ожиданиям, появилась не ультрарадикальная концепция борьбы и агрессии, а альтернативная философская парадигма, призванная удовлетворить гносеологические и психологические потребности представительниц мирового чернокожего сообщества. В рамках афроцентристского феминизма, нацеленного на консолидацию и активизацию чернокожих женщин, была переосмыслена проблема ген-дерной асимметрии в сфере познания и образования, которая, по мнению сторонников концепции, в ближайшем будущем может быть решена.

1 The Women's Movement Today: An Encyclopedia of Third-Wave Feminism / Ed. by L.L.Heywood. Vol. 1-2. Westport. 2006.

2 Глобальные и стратегические исследования. М.: Институт Африки РАН, 2002. С. 10.

3 Эдвард Вади Саид (1935-2003) - исследователь, критик, философ, литературовед, журналист, общественный деятель, выступавший в защиту прав палестинского народа. Автор книг «Ориентализм. Западные концепции Востока» и «Культура и империализм».

4 Сайд Э.В. Культура и империализм / Пер с англ. А.В.Говорунова. СПб., 2012.

5 Там же. С. 80.

6 Молефи Кете Асанте (Артур Ли Смит Младший; род. 14 августа 1942 г.) - специалист в области массовых коммуникаций, философ, общественный деятель, профессор кафедры африкано-американских исследований университета Темпл (Филадельфия). Автор теории афроцентризма.

7 «Африканская диаспора уникальна, потому что это не национальный союз». Интервью с М.К. Асанте. http://primerussia.ru/interview_posts/493

8 Негритюд // Африка. Энциклопедия. М.: Институт Африки РАН, 2010. Том 2 . С. 444-445.

9 Collins P.H. Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness, and the Politics of Empowerment. N.Y., 1990.

10 Джесси Бернард (1903-1996) - американский социолог, одна из основоположниц научного феминизма.

11 В 2008 г. стала первой африкано-американкой на посту президента Американской социологической ассоциации.

12 Collins P.H. Toward an Afrocentric Feminist Epistemology - http://www.woldww.net/classes/ Princi-ples_of_Inquiry/Collins-AfrocFemEpistemology+.htm

13 Ibidem.

14 Чандра Моханти (род. в 1955 г.) - теоретик постколониального и транснационального феминизма, социолог, профессор Сиракузского университета (штат Нью-Йорк), прославившаяся эссе «Под западным взглядом: феминистская наука и колониальные дискурсы», опубликованном в 1984 г. В своей работе исследовательница подвергла критике западный феминизм и идею «мирового сестринства». Она ввела термин «женщины третьего мира» и выдвинула тезис о двусторонней дискриминации и эксплуатации женщин колониальных стран: со стороны белых мужчин и белых женщин.

15 Зора Нил Хёрстон (1891-1960) - американская писательница, фольклорист, одна из самых известных деятелей движения Гарлемского ренессанса, автор романа «Их глаза видели Бога».

16 Глория Джин Уоткинс (род. 25 сентября 1952 г.) - афроамериканская писательница, феминистка и общественный деятель.

17 Одр Лорд (1934-1992) - американская писательница афро-карибского происхождения, феминистка, активистка движения в защиту гражданских прав чернокожих.

18 Нтозаке Шанге (род. 18 октября 1948 г.) - афроамериканская поэтесса и драматург, феминистка.

19 Эллис Уокер (род. 9 февраля 1944 г.) - афроамериканская писательница и общественный деятель, лауреат Пулитцеровской премии, одна из создательниц теории вуманизма.

20 Violence and its causes. P.: Unesco, 1981. P. 225-228.

21 Giroux S.S. Between Race and Reason; Violence, Intellectual Responsibility, and the University to Come. Stanford: Stanford University Press, 2010. P. 74.

22 Hurston Z.N. Their Eyes Were Watching God: A Novel. N.Y.: Harper Perennial Modern Classics, 2006.

23 Collins P.H. Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness, and the Politics of Empowerment. N.Y.: Rouledge, 2002. P. 45.

24 Ibidem.

25 http://www.woldww.net/classes/Principles_of_Inquiry/Collins-AfrocFemEpistemology+.htm Collins P.H. Toward an Afrocentric Feminist Epistemology...

26 Collins P.H. Black Feminist Thought. P. 112.

27 Ibid. P. 97.

28 Collins P.H. Toward an Afrocentric Feminist Epistemology...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Ibidem.

30 Collins P.H. Black Feminist Thought...P. 112.

31 Ида Белл Уэллс-Барнетт (1862-1931) - афроамериканская журналистка, издатель, суфражистка, общественный деятель, организатор кампании 1890-х против линчевания чернокожих.

32 Мэри Джейн Мак-Леод Бетьюн (1875-1955) - афроамериканская просветительница, преподаватель, основательница Национального совета негритянских женщин (1935 г., National Council of Negro Women, NCNW) и Университета Бетьюн-Кукман (Дайтона-Бич, штат Флорида).

33 Тони Моррисон (Хлоя Арделия Уоффорд; родилась 18 февраля 1931 г.) - афроамериканская писательница, просветитель, общественный деятель. Автор 10 всемирно известных романов, 7 научных монографий, ряда статей и эссе.

34 Кристина Ама Ата Айдо (род. 23 марта 1942 г.) - ганская писательница, министр образования Ганы в 1982-1983 гг. Проживает в Гане, Зимбабве и США, где периодически выступает с лекциями. В 2013 г. стала одной из учредительниц нигерийской литературной премии «Этисалат».

35 Бучи Эмечета (род. 21 иля 1944 г.) - нигерийская писательница, проживающая с 1962 г. в Великобритании. Автор более 20 романов, единственная африканка, удостоенная ордена Британской империи.

36 Нносенг Эллен Кейт Кузуэй (1914-2006) - южноафриканская защитница прав женщин, политик, президент Юношеской лиги Африканского национального конгресса (African National Congress (ANC) в 1960-х гг.

37 Цит. по: Гавристова Т.М. Бучи Эмечета: быть - значит быть знаменитой // Азия и Африка сегодня. 2015. № 1. С. 71-74.

38 Мария Стюарт (1803-1880) - аболиционистка, журналистка, защитница прав женщин, первая афри-кано-американка, выступавшая с публичными лекциями.

39 Collins P.H. Black Feminist Though. P. 290.

40 Прежде всего, по мнению П. Х.Коллинз, чернокожим феминисткам следует быть солидарными с другими сообществами в борьбе против расизма и дискриминации.

41 Collins P.H. Black Feminist Thought... P. 10.

42 КленораХадсон-Уимс (род. 23 июля 1945 г.) - филолог, профессор Университета Миссури.

43 Африкано-вуманизм - понятие и теория, введенные К.Хадсон-Уимс в 1980 г. Термин обозначает особую социальную теорию и идеологию, предложенную женщинам африканского происхождения в качестве альтернативы феминизму.

44 Encyclopedia of Black Studies / Ed. by M.K.Asante, A.Mazama. Thousand Oaks, 2004. P. 58-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.