Научная статья на тему 'Африканская диаспора в США: история и современность'

Африканская диаспора в США: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / США / африкано-американцы / диаспоры / культурная идентичность / Africa / USA / African Americans / diasporas / cultural identity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хохолькова Надежда Евгеньевна

В условиях наблюдающейся интенсификации миграционных процессов изучение диаспор приобретает особую актуальность. Статья посвящена истории становления и специфике развития африканских сообществ в США. В центре внимания автора значение и применение категории «африканская диаспора». Основной акцент сделан на изучении «старой» и «новой» африканских диаспор в контексте проблемы идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

African Diaspora in the USA: History and Modernity

In the context of the intensification of migration processes, the study of diasporas is becoming more relevant. Historically, Africa has been assigned the status of one of the main providers of human resources. As a result of forced and voluntary migrations of Africans, a global community has been formed. It is called the African diaspora. The geography of African migrations is vast. However, in some countries, African presence and influence on the cultural landscape are more prominent. The United States has become one of the largest recipients of migrants from countries in Sub-Saharan Africa. The article is devoted to the history of the formation and specifics of the development of African communities in the United States. The author focuses on the meaning and the application of the term “African diaspora.” The sociocultural experience of migrants is not uniform, which necessitated the distinguishing and examination of specific groups within the global African diaspora. The main emphasis is placed on the study of such concepts as “Old African diaspora” and “New African diaspora” in relation to the problem of identity. After analyzing several different definitions, the author comes to the conclusion that the concept of the “African diaspora” is fluid (constantly in progress) and inextricably linked with cultural identity, its preservation, and transformation.

Текст научной работы на тему «Африканская диаспора в США: история и современность»

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

АФРИКАНСКАЯ ДИАСПОРА В США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ1

О 2022 Н.Е. Хохолькова

ХОХОЛЬКОВА Надежда Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории и культурной антропологии Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: khokholkova@gmail.com

Аннотация. В условиях наблюдающейся интенсификации миграционных процессов изучение диаспор приобретает особую актуальность. Статья посвящена истории становления и специфике развития африканских сообществ в США. В центре внимания автора значение и применение категории «африканская диаспора». Основного акцент сделан на изучении «старой» и «новой» африканских диаспор в контексте проблемы идентичности.

Ключевые слова: Африка, США, африкано-американцы, диаспоры, культурная идентичность

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-61-4-115-124

С XV столетия африканский континент постепенно утверждался в статусе «донора» людских ресурсов. Вследствие вынужденных и добровольных миграций африканцев сформировалось глобальное сообщество, именуемое африканской диаспорой.

«Изучать африканскую диаспору, значит, на самом деле, изучать мир», - гласит первая строка введения «Энциклопедии африканской диаспоры» [1, с. xxxi]. Основаниями для подобных утверждений служит не только растущая численность переселенцев, позволяющая журналистам называть африканскую диаспору «секретным оружием» [2] континента, но также и многовековой опыт, и обширная география миграций африканцев. Они не только свидетельствуют о необходимости критического осмысления его гомогенности, но и указывают на высокую степень актуальности комплексных исследований сообщества.

К вопросу о категории «африканская диаспора»

Категория «африканская диаспора», введенная в научный оборот в середине XX в.2 [3, с. 64], до сих пор остается предметом острых споров. Обе ее составляющие

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-09-00075 А «"Черное наследие": историческая роль африканцев и их потомков в культурной памяти США».

2 Согласно утверждениям исследователей Карлтона Уилсона и Эдварда Алперса, понятие вошло в академический тезаурус благодаря британскому историку Джорджу Шепперсону, который использовал его в своем докладе на Международном конгрессе историков-африканистов в Дар-эс-Саламе (Танзания)

вместе и по отдельности [4, с. 5-6] неоднократно подвергались строгому критическому анализу со стороны представителей самых разных академических школ и интеллектуальных течений. Состоятельность и «эвристическая ценность» [5, с. 23] термина «диаспора», используемого применительно к африканцам, оказавшимся за пределами Африки, ставилась под сомнение в работах Э. Алперса [6], Д.М. Бондаренко [5], С. Дюфо [7], П. Зелезы [8], Т. Мартина [9], К. Шрамм [10]. Однако критика концепта не только не способствовала снижению частотности употребления словосочетания, но и наоборот, открывая новые аспекты дискуссии, провоцировала ее увеличение.

В настоящее время понятие «африканская диаспора» зачастую носит условный характер. Существуя в области глобальных идей и макронарративов, оно отсылает не к некоему формальному сетевому объединению выходцев из стран континента, а скорее к сложному воображаемому фрагментированному трансконтинентальному сообществу. Согласно замечанию американского историка, специализировавшегося на изучении африканской диаспоры Колина Палмера (1944-2019), такое состояние не уникально. Оно характерно для многих диаспоральных общностей - «они представляют собой не реальные, а воображаемые, символические сообщества и политические конструкты» [11], которые становятся частью действительности по воле тех или иных акторов (представителей диаспор или принимающего их общества, ученых, политиков, писателей и т.д.).

Существует множество определений термина «африканская диаспора». Большинство из них указывают на процессы миграции и адаптации в инокультурной среде людей африканского происхождения. Одна из самых ранних концептуализаций понятия была предложена участниками конференции «Первый институт изучения африканской диаспоры» {First African Diaspora Studies Institute, FADST), проведенной в 1979 г. в Университете Говарда (Вашингтон, США): африканская диаспора - «добровольное и вынужденное расселение африканцев в разные исторические периоды в разных направлениях; становление культурной идентичности без утраты африканских основ (как духовных, так и физических); психологическое или фактическое возвращение на родину, в Африку; <...> динамичный, непрерывный и сложный феномен, простирающийся сквозь время и пространство» [12, с. 5]. Одна из самых популярных дефиниций была дана Комиссией Африканского союза: «африканская диаспора» объединяет «людей африканского происхождения, живущих за пределами континента, вне зависимости от их гражданства и национальности, желающих внести свой вклад в развитие континента и Африканского союза» [13].

Приведенные трактовки не исчерпывающие и не окончательные. Категория «диаспора» неразрывно связана с категорией «идентичности», и подобно ей постоянно находится «в процессе» [14, с. 222], в развитии, в стадии формирования. По мере того, как африканская диаспора диверсифицируется, обновляются ее дефиниции и коннотации.

«Старая» и «новая» африканские диаспоры

Социокультурный опыт мигрантов различен, что обусловило необходимость выделения и изучения конкретных групп внутри глобальной африканской диаспоры. Они могут формироваться в соответствии с хронологическими, региональными, социально-экономическими или иными критериями. Одним из наиболее универсальных и распространенных стало деление африканской диаспоры на «старую» и «новую».

b 1965 r. (cm. Alpers E.A. Defining the African Diaspora. Paper presented to the Center for Comparative Social Analysis Workshop. October 25, 2001. https://www.ces.uc.pt/formacao/materiais_racismo_pos_racismo/ alpers.pdf; Wilson C. Conceptualizing the African Diaspora. Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 1997, t. 17, h. 2, c. 118-122.)

Известный историк нигерийского происхождения, профессор Техасского университета в Остине, Тойин Фалола (родился в 1953 г.), воспринимающий африканскую диаспору как следствие взаимодействий Африки и Запада [15, с. 1], утверждал, что «старая африканская диаспора», сформировалась в ходе трансатлантической работорговли, а «новая» - в результате добровольных индивидуальных миграций, совершенных африканцами во второй половине XX - начале XXI в. Кенийский историк и политолог Али Мазруи (1933-2014) и интеллектуал нигерийского происхождения, писатель, литературный критик Исидор Окпеху (1941-2016), высказывали аналогичные суждения. Первый называл «новую» африканскую диаспору «диаспорой империализма» [16], второй - «постколониальной диаспорой» [17, с. 63].

По мнению Т. Фалолы, понятие «старая африканская диаспора» отсылает нас к таким общностям, как «африкано-американцы»3, «афро-бразильцы», «афро-кубинцы». В то время как категория «новая африканская диаспора» связана с более абстрактными сущностями, ее синонимами могут служить «транснациональные» или «современные мигранты» [15, с. 2].

По сравнению со «старой африканской диаспорой» «новая» выглядит более гетерогенной и включает в себя людей самых разных статусов: политических беженцев, нелегальных мигрантов, студентов, востребованных профессионалов, представителей «креативного класса». Она является постколониальной не только потому, что объединяет выходцев из независимых государств Тропической Африки (Нигерии, Ганы, Либерии, Сьерра-Леоне и др.), но в силу того, что внутри нее выделился особый сегмент представителей «третьего пространства» - тех, кто рожден в смешанных браках, чьи семьи многократно мигрировали. Членов «новой африканской диаспоры» зачастую отличает высокий уровень образования, профессионализм, целеустремленность, пассионар-ность, транскультурность.

Особенно видимой и релевантной дихотомия глобальной африканской диаспоры становится в тех странах, где широко представлены оба ее компонента, например, в Бразилии и США, занимающих первое и второе место по численности выходцев из Африки среди населения соответственно [18].

Африканские сообщества в США и проблема идентичности

США стали одним из крупнейших реципиентов мигрантов из стран Субсахарской Африки, одним из главных центров формирования целого ряда африканских сообществ.

Локальная «историческая афро-атлантическая диаспора» [4, с. 10] начала здесь формироваться до появления самого государства. Точная дата появления первых африканцев на территории современных Соединенных Штатов неизвестна. Американский историк, литературный критик, руководитель Центра африканских и африкано-американ-ских исследований Хатчинс при Гарвардском университете, профессор Генри Луис

3 Вопрос о том, как называть американцев - потомков порабощенных африканцев, вывезенных в период с середины XVI в. до начала XIX в., всегда был одним из самых обсуждаемых как в зарубежной, так и в российской историографии и СМИ. На протяжении веков их официальные названия менялись: Coloree1 people («цветные»). Negros («негры»), Blacks («черные»), Afro-Americans («афроамериканцы»), Africcm Americans («африкано-американцы»). Неоднозначность наименований отразилась и в официальных документах. Согласно рекомендации Административно-бюджетного управления (Office ofiManagement and Budget, OMB), в документах Бюро переписи населения США с 1997 г. используются категории Black («черный») или African American («африкано-американец»). Автор главы, вслед за российским африканистом, специалистом в области социальной и культурной антропологии Д.М. Бондаренко, соглашаясь с приведенной им аргументацией, использует термин «африкано-американцы» применительно к черным американцам.

Гейтс-младший утверждал, что в их числе был «черный конкистадор» Хуан Гарридо, отправившийся вместе с легендарным Хуаном Понсе де Леоном на поиски «источника вечной молодости» во Флориду в 1513 г. [19]. Вопреки приведенному факту история «старой африканской диаспоры» в США по-прежнему отсчитывается с начала XVII столетия. Символической датой стало 20 августа 1619 г. По мнению американского исследователя Ибрама Кенди, «Африканская Америка как порабощенный человек сама выбрала день своего рождения» [20, с. 4]. Основанием такого выбора было первое письменное упоминание о прибытии 20-30 выходцев из африканского королевства Ндонго5 в Джеймстаун (британская колония Вирджиния). Несмотря на то, что некоторые из привезенных африканцев считались «наемными слугами» [21, с. 198], 20 августа 1619 г. вошло в историю как дата «начала американской истории рабства» [22], в ходе которой сформировалось африкано-американское сообщество.

К 1776 г. люди африканского происхождения уже представляли значительную часть населения. Известно, что в 1790 г. их численность составляла более 20% от общей численности населения страны (3,9 млн. человек) [23, с. 3]. До отмены трансатлантической работорговли в 1807 г. она продолжала неуклонно расти и к 1860 г. составила уже более 4,4 млн. человек [24].

Добровольная миграция африканцев в США началась в 1860-х гг., однако до 1965 г. ее масштабы оставались незначительными [5, с. 9]. Они резко увеличились в 19801990-х гг., «когда многие африканцы утратили обретенную вместе с независимостью веру в возможность построения политически стабильного, социально справедливого и экономически преуспевающего общества в своих странах» [5, с. 9]. Усилению миграционного потока и формированию «новой африканской диаспоры» в США также способствовали Закон о беженцах 1980 г. [25], Закон об иммиграции 1990 г. [26] и визовые программы, направленные на поддержание этнического разнообразия (первая была запущена в 1986 г.). На современном этапе наблюдается увеличение общей численности чернокожего населения США, к которому относятся не только африкано-американцы и африканские иммигранты6, но и афрокарибцы, выходцы из стран Латинской Америки. В 2000 г. она составила 34,6 млн человек, в 2010 г. - 38,9 млн человек [27], в 2013 г. -39,9 млн человек [28], в 2019 г. - 48,2 млн человек (или 14,6% от всего населения США) [29].

Для всех поколений африканской диаспоры, заметно отличающихся друг от друга, общей стала проблема идентичности. США на всем протяжении своей истории были полиэтническим государством, и вопросы «оседания» - ассимиляции, аккультурации, сохранения и трансформации идентичности - всегда оставались крайне важными. Основателями американского государства, социальным ядром нации традиционно считались белые англосаксонские протестанты (White Anglo-Saxon Protestant, WASP), вследствие чего представители многих этнокультурных групп были вынуждены пройти через сложный этап обретения самости.

Идентичность может быть императивной и выбранной, пассивной и активной, временной и постоянной, негативной и позитивной, но в каждом из перечисленных случаев она влечет за собой принадлежность к определенной группе или элиминацию из нее. «Идентичность создается как изнутри, так и извне, когда наши собственные представления о себе встречаются с восприятием нас другими людьми» [30, с. 213]. Мнения вы-

4 В 2019 г. к 400-летней годовщине события издательство The New York Times открыло «Проект 1619» (The 1619 Project; https://www.nytimes.com/interactive/2019/08/14/magazine/1619-america-slavery.html).

5 Королевство Ндонго - доколониальное государственное образование, созданное народом мбунду, располагалось на территории современной Анголы.

6 Согласно данным Pew Research Center, численность африканских иммигрантов, проживающих в США, в 2015 г. составила 2,1 млн человек (https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/02/14/african-immi-grant-population-in-u-s-steadily-climbs/).

ходцев из стран Африки о самих себе далеко не всегда совпадали с мнениями других членов американского общества. Исторический опыт африкано-американцев служит тому подтверждением. Характерные соматические признаки в совокупности с изначально угнетенным положением наложили на них «расовую стигму», сохранившуюся в их сознании на долгие годы.

В 1897 г. американский просветитель, социолог Уильям Эдвард Беркхардт Дюбуа (1868-1963) писал: «История американского негра - история его противоборства, его страстного стремления достичь зрелого самосознания и слить двойственное "я" в лучшую и более полноценную личность. Но в этом сплаве он не хочет потерять ни одну из своих прежних личностей. Он не стремится африканизировать Америку, ибо она может многому научить мир и Африку. Не собирается он и отбелить в потоке белого американизма свою негритянскую душу, ибо верит, что ей также есть, что сказать миру. Он просто хочет сделать возможным для человека быть как негром, так и американцем, не навлекая на себя проклятий и презрения» [31, с. 17]. Вопрос африкано-американской идентичности волновал и продолжает волновать как членов сообщества, так и его исследователей.

Африкано-американцы отличаются от других групп населения США. «Они не соответствуют образу добровольных иммигрантов, не только потому, что были привезены в Америку насильно, в качестве рабов, но также и потому, что их интеграция была предотвращена (вместо того, чтобы быть поощряемой) институтами культуры большинства (например, расовой сегрегацией, законами против мисцегенации и обучения грамоте). Также их нельзя считать национальным меньшинством, так как у них нет родины на территории Америки или общего исторического языка» [32].

Африкано-американцы представляют собой уникальное этнокультурное сообщество. Их предки - выходцы из разных африканских стран, носители разных культур и языков. Однако существование множества африкано-американских социальных институтов (партии, организации, церкви, СМИ) позволяет говорить о них как об общности, сплотившейся на основе расовой принадлежности.

Опыт представителей сообществ, условно объединенных понятием «новая африканская диаспора», принципиально иной. Для большинства современных африканских иммигрантов расовое самосознание нехарактерно [5]. Известная нигерийско-американская писательница Чимаманда Нгози Адичи в своем романе «Американа» [33] акцентировала внимание на том, что выходцы из стран Африки открывают свою «черноту» только в США под воздействием определенного общественно-политического дискурса.

Д.М. Бондаренко, в целом ряде работ которого на основе полевого материала подробно анализируются взаимоотношения африкано-американцев и современных переселенцев из стран Субсахарской Африки, справедливо отметил, что «"опорной точкой" идентичности большинства африканских мигрантов в первом поколении является страна происхождения» [34]. В последние годы приоритетной идентичностью африканских иммигрантов становится этническая (например, йорубская идентичность) или национальная. В США сложились нигерийская, ганская, кенийская, эфиопская, суданская, диаспоры и многие другие.

В отличие от представителей «старой диаспоры», «укоренившихся в новой стране» [15, с. 11], современные мигранты видят себя как культурно-этническое сообщество в иной среде. Их связи со «страной исхода» прочнее, а самосознание более флюидно.

Согласно утверждению британского социолога Стюарта Холла, идентичность «в равной степени касается как сущности личности, так и процессов ее становления» [14, с. 225], она изменчива и принадлежит прошлому ровно настолько, насколько и будущему. Амбивалентность положения представителей африканской диаспоры -людей, в большинстве своем частично или полностью утрачивающих связь с историче-

ской родиной и нередко находящихся на периферии принимающего общества, - побуждает некоторых их них обращаться к разного рода идеологемам, течениям и практикам, способствующим преодолению кризиса идентичности.

В числе наиболее популярных в США концепций культурной ориентации выделяется пришедшая на смену панафриканизму7 теория афроцентричности. Учение, в основе которого лежит утверждение о центральном положении Африки и африканцев (всех людей африканского происхождения) в их собственной истории и культуре, было предложено африкано-американцем, профессором Университета Темпл (Филадельфия) Молефи Кете Асанте в 1980 г. Ключевыми задачами его приверженцев стали реабилитация (ликвидация «ментального рабства») и консолидация всех выходцев из стран Африки.

Слово «африканцы», афроцентристы всегда воспринимали глобально. Приверженцы афроцентризма редко используют такие понятия, как «старая» и «новая африканская диаспора», предпочитая им более универсальные категории - «Диаспора», «рассеянный народ Африки» [9] и т.д. В качестве общности, с которой, по их мнению, должны себя отождествлять африкано-американцы и другие люди африканского происхождения выступает международное африканское сообщество. Оно представляет собой наднациональную систему, объединяющую африканцев, проживающих на континенте и за его пределами. Африкано-американцев, как и афро-британцев, афро-французов, афро-бразильцев, М.К. Асанте рассматривает в качестве представителей африканской диаспоры, которые отлучены, зачастую насильно, от «настоящих африканских ценностей» [35, с. 17].

В представлении афроцентристов африканцем может считаться любой представитель негроидной расы, ощущающий прочную духовную связь с континентом предков. Они убеждены, что, несмотря на множество различий между африканцами, проживающими в различных частях света, существует нечто общее, способное их объединить. Прежде всего, это - негативный историко-социальный опыт. Едва ли не каждый африканец пережил угнетение и дискриминацию, каждый обладал или обладает до сих пор комплексом неполноценности. Африканские мигранты также рассматриваются афро-центристами как жертвы. Эмиграция, согласно точке зрения М.К. Асанте, - одна из форм психологической дезориентации, с которой афроцентричное движение призвано бороться. В новых условиях, по его мнению, африканцы сталкиваются с той же проблемой, что и чернокожие рабы в США, - с потерей идентичности.

Несмотря на впечатляющую риторикой и эмоциональностью аргументацию, афро-центристам не удалось привить новый паттерн идентичности и идею трансконтинентальной общности подавляющему большинству черного населения США. На современном этапе диаспоральное сознание не абсолютизируется ни в среде африкано-американцев, ни внутри какой-либо из африканских диаспор США. Пропагандируемое афро-центристами «черное единство» по-прежнему остается идеалом, однако все чаще проявляет себя в ситуации участившихся случаев насилия и произвола в отношении черных американцев и следующих за ними активизаций движения Black Lives Matter8.

7 Панафриканизм - универсальная идея общности и солидарности людей африканского происхождения, выразившаяся в целом комплексе социально-политических, идеологических, культурных и интеллектуальных движений, зародившаяся на рубеже XIX - XX вв. У ее истоков стояли либерийский просветитель и дипломат Эдвард Блайден (1832-1912), тринидадский адвокат Генри Сильвестр-Уильямс (1869-1911), социолог и общественный деятель Уильям Дюбуа.

8 Black Lives Matter (буквальный перевод «Жизни черных имеют значение») - международное общественное движение, возникшее в США в 2014 г. и направленное на противодействие насилию и расовой дискриминации в отношении чернокожих. Его история началась с появления и распространения в социальных сетях в 2013 г. одноименного хэштега, призванного выразить возмущение африкано-аме-риканцев оправданием патрульного Джорджа Циммермана, застрелившего 17-летнего африкано-американца Трэйвона Мартина. Активисты движения организуют акции протеста и демонстрации, оказывают правовую поддержку лицам, терпящим расовую дискриминацию. В 2020 г. после убийства африкано-американца Джорджа Флойда поднялась новая более масштабная волна движения.

* * *

Африкано-американцы и африканские иммигранты, будучи названными членами глобальной африканской диаспоры, сами провозглашают себя таковыми только в том случае, если разделяют идеи панафриканизма и/или афроцентризма. В условиях американской действительности такие термины, как «старая» и «новая африканская диаспора» существуют не для обозначения конкретных реальных сообществ, а для категоризации и концептуализации сложного и многообразного исторического опыта африканских мигрантов.

Источники

1. Encyclopedia of the African Diaspora: Origins, Experiences, and Culture. A-C, т. 1. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2008. 1010 c. ISBN 978-1-85109-700-5.

2. Africa's Secret Weapon: The Diaspora. CNN. 1.11.2013. https://edition.cnn.com/2013/ll/01/ opinion/africas-secret-weapon-diaspora/index.html (дата обращения 20.01.2022)

3. Keywords for African American Studies. Ed. by E.R. Edwards, R.A. Ferguson, I.O.G. Ogbar. N.Y.: NYU Press, 2018. 272 c. ISBN 978-1-47985-489-9.

4. Zeleza P.T. African Diasporas: Toward a Global History. African Studies Review. 2010, т. 53. № 1, с. 1-19.

5. Бондаренко Д.М. Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки и США. М., ЯСК, 2016. 216 с. ISBN 978-5-99061-333-1.

6. Alpers Е.А. Defining the African Diaspora. Paper presented to the Center for Comparative Social Analysis Workshop. October 25, 2001. https://www.ces.uc.pt/formacao/materiais_racismo_ pos_racismo/alpers.pdf (дата обращения 20.01.2022)

7. Dufoix S. Diasporas. Berkeley: University of California Press, 2008. 136 c. ISBN 978-052025-360-5.

8. Zeleza P.T. Reconceptualizing African Diasporas: Notes from a Historian. Transforming Anthropology. 2010, т. 18. № 1, с. 74-78.

9. Martin Т. Garvey and Scattered Africa. Global Dimensions of the African Diaspora. Washington: Howard University Press, 1993, c. 441-450.

10. Schramm K. Leaving Area Studies Behind: The Challenge of Diasporic Connections in the Field of African Studies. African and Black Diaspora: An International Journal 2008, т. 1. № 1, с. 1-12.

11. Palmer С. Defining and Studying the Modern African Diaspora. Perspectives on History. September 1, 1998. https://www.historians.org/publications-and-directories/perspectives-on-history/ September-1998/defining-and-studying-the-modern-african-diaspora (дата обращения 20.01.2022)

12. Harris I.E. Introduction. Global Dimensions of the African Diaspora. Washington: Howard University Press, 1993, c. 3-10.

13. The Diaspora Division. African Union. 2003. https://au.int/en/diaspora-division (дата обращения 20.01.2022)

14. Hall S. Cultural Identity and Diaspora. Identity: community, culture, difference. Ed. by I. Rutherford. London: Lawrence and Wishart, 1990, c. 222-237.

15. Falola T. The African Diaspora: Slavery, Modernity, and Globalization. N.Y.: University of Rochester Press, 2013. 454 c. ISBN 978-1-58046-452-9.

16. Mazrui A.A. English in Africa: After the Cold War. Clevedon: Multilingual Matters, 2004. 152 c. ISBN 978-1-85359-689-6.

17. Adebayo A.G. The New African Diaspora: Engaging the Question of Brain Drain-Brain Gain. Journal of Global Initiatives: Policy, Pedagogy, Perspective. 2011, т. 6. № 1, с. 61-89.

18. Introduction to the African Diaspora across the World. The ICD 'Experience Africa" Program, https://www.experience-africa.de/index.php7en_the-african-diaspora (дата обращения 21.02.2022)

19. Gates Ir. H.L. Who Was the First African American? The Root. October 22, 2012. https://theroot.com/who-was-the-first-african-american-1790893808 (дата обращения 21.02.2022)

20. Four Hundred Souls: A Community History of African America, 1619-2019. Ed. by I.X Kendi, K.N. Blain. N. Y., One World, 2021. 528 c. ISBN 978-0-59313-404-7.

21. Grizzard F.E., Grizzard, Jr. F.E., Boyd Smith D. Jamestown Colony: A Political, Social, and Cultural History. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2007. 448 c. ISBN 978-1-85109-637-4.

22. The 1619 Project, https://www.nytimes.com/interactive/2019/08/14/magazine/1619-america-slavery.html (дата обращения 21.02.2022)

23. Immigration and America's Black Population. Population Bulletin. 2007, т. 62. № 4, 17 с.

24. Demography. 1860.BlackPast, http://www.blackpast.org/1860 (датаобращения21.02.2022)

25. Refugee Act of 1980. National Archives Foundation, https://archivesfoundation.org/ documents/refugee-act-1980/ (дата обращения 21.02.2022)

26. Immigration Act of 1990. Congress.gov. https://www.congress.gov/bill/101st-congress/sena-te-bill/358 (дата обращения 21.12.2021)

27. Race - The Black Alone Population in the United States. http://webcache.googleusercontent. com/search?q=cache:http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-06.pdf&gws_rd=cr&ei=eQ-PWNfiFOvA6ASV5b6wDQ (дата обращения 21.02.2022)

28. Anderson M. A Rising Share of the U.S. Black Population is Foreign Born. URL: http://www.pewsocialtrends.org/2015/04/09/a-rising-share-of-the-u-s-black-population-is-foreign-born/ (дата обращения 14.12.2021)

29. Rutz К. Changing face of America: Nonwhites and Hispanics now make up majority of people under age 16, as census data shows non-Hispanic whites could become a minority in 25 years. Daily Mail. 25 June 2020. https://www.dailymail.co.uk/news/article-8458133/Census-shows-white-decline-nonwhite-majority-youngest.html (дата обращения 21.02.2022)

30. Эриксен T.X. Что такое антропология? Учебное пособие. М., Высшая школа экономики (Государственный университет), 2014. 238 с. ISBN 978-5-7598-1096-4.

31. Dubois W.E.B. The Souls of Black Folk. N. Y.: Oxford University Press, 2007. 223 c. ISBN 978-0-19280-678-9.

32. Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A liberal Theory of Minority Rights. N. Y.: Oxford University Press, 1995. 296 c. ISBN 978-0-19829-091-9.

33. Adichie Ch. N. Americanah. N. Y.: Knopf, 2013. 477 c. ISBN 978-0-30727-108-2.

34. Бондаренко Д.М. Борьба за общее дело? Память о событиях недавнего прошлого и взаимовосприятие африкано-американцев и современных мигрантов из Африки в США. Азия и Африка сегодня. 2015. № 7, с. 34-41. ISSN 0321-5075

35. Asante М.К. The Afrocentric Idea. Philadelphia: Temple University Press, 1987. 232 c. ISBN 978-0-87722-573-7.

AFRICAN DIASPORA IN THE USA: HISTORY AND MODERNITY

© 2022 Nadezhda Khokholkova

KHOKHOLKOVA Nadezhda E., PhD (History), Senior Research Fellow, Center for History and Cultural Anthropology, Institute for African Studies. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: khokholkova@gmail.com

Abstract. In the context of the intensification of migration processes, the study of diasporas is becoming more relevant. Historically, Africa has been assigned the status of one of the main providers of human resources. As a result of forced and voluntary migrations of Africans, a global community has been formed. It is called the African diaspora.

The geography of African migrations is vast. However, in some countries, African presence and influence on the cultural landscape are more prominent. The United States has become one of the largest recipients of migrants from countries in Sub-Saharan Africa. The article is devoted to the history of the formation and specifics of the development of African communities in the United States.

The author focuses on the meaning and the application of the term "African diaspora. " The sociocultural experience of migrants is not uniform, which necessitated the distinguishing and examination of specific groups within the global African diaspora. The main emphasis is placed on the study of such concepts as "Old African diaspora" and "New African diaspora" in relation to the problem of identity. A fter analyzing several different definitions, the author comes to the conclusion that the concept of the "African diaspora " is fluid (constantly in progress) and inextricably linked with cultural identity, its preservation, and transformation.

Keywords: Africa, USA, African Americans, diasporas, cultural identity

DOI: 10.31132/2412-5717-2022-61-4-115-124

References

Adebayo A.G. The New African Diaspora: Engaging the Question of Brain Drain-Brain Gain. Journal of Global Initiatives: Policy, Pedagogy, Perspective. 2011. Vol. 6. № 1. pp. 61-89.

Adichie Ch.N. Americanah. NY.: Knopf,'2013. All p. ISBN 978-0-30727-108-2.

Africa's Secret Weapon: The Diaspora. CNN. November 1, 2013. https://edition.cnn.com/2013/ll/ 01/opinion/africas-secret-weapon-diaspora/index.html (accessed 20.01.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alpers E.A. Defining the African Diaspora. Paper presented to the Center for Comparative Social Analysis Workshop. October 25, 2001. https://ces.uc.pt/formacao/materiais_racismo_pos_racismo/ alpers.pdf (accessed 20.01.2022).

Anderson M. A Rising Share of the U.S. Black Population is Foreign Born. http://pewsocialtrends. org/2015/04/09/a-rising-share-of-the-u-s-black-population-is-foreign-born/ (accessed 14.12.2021)

Asante M.K. The Afrocentric Idea. Philadelphia: Temple University Press, 1987. 232 p. ISBN 978-0-87722-573-7.

Bondarenko D.M. Struggle for common cause? The memory of the events of the recent past and mutual perception of African Americans and contemporary African migrants in the USA. Asia & Africa Today, 2015. № 7, pp. 34-41. ISSN 0321-5075

Bondarenko D.M. The Shades of Black. Ciiltural-Antropological Aspects of Mutual Perceptions and Relations between African Americans and African Migrants in the USA. Moscow: LRC, 2016. 216 p. ISBN 978-5-99061-333-1.

Demography. 1860. Black Past, http://www.blackpast.org/1860 (accessed 21.02.2022)

Dubois WEB. The Souls of Black Folk. N. Y.: Oxford University Press, 2007. 223 p. ISBN 9780-19280-678-9.

Dufoix S. Diasporas. Berkeley: University of California Press, 2008. 136 p. ISBN 978-0-52025360-5.

Edwards E.R., Ferguson R.A., Ogbar J.O.G. (ed.). Keywords for African American Studies. N.Y.: NYU Press, 2018. 272 p. ISBN 978-1-47985-489-9.

Encyclopedia of the African Diaspora: Origins, Experiences, and Culture. A-C. Vol. 1. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2008. 1010 p. ISBN 978-1-85109-700-5.

Eriksen T. H. What is Anthropology? Moscow: HSE University, 2014. 238 p. ISBN 978-5-75981096-4.

Falola T. The African Diaspora: Slavery, Modernity, and Globalization. New York: University of Rochester Press, 2013. 454 p. ISBN 978-1-58046-452-9.

Gates Ir. H.L. Who Was the First African American? The Root. October 22, 2012. https://www.theroot.com/who-was-the-first-african-american-1790893808 (accessed 21.02.2022)

Grizzard F.E., Grizzard, Ir. F.E., Boyd Smith D. Jamestown Colony: A Political, Social, and Cultural History. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2007. 448 p. ISBN 978-1-85109-637-4.

Hall S. Cultural Identity and Diaspora. Identity: community, culture, difference. Ed. by I. Rutherford. London: Lawrence and Wishart, 1990, pp. 222-237.

Harris I.E. Introduction. Global Dimensions of the African Diaspora. Washington: Howard University Press, 1993, pp. 3-10.

Immigration Act of 1990. Congress.gov. https://www.congress.gov/bill/101st-congress/senate-bill/358 (accessed 21.12.2021)

Immigration and America's Black Population. Population Bulletin. 2007. Vol. 62. № 4. 17 p. Introduction to the African Diaspora across the World. The ICD "Experience Africa" Program. https://www.experience-africa.de/index.php7en_the-african-diaspora (accessed 21.02.2022)

Kendi I.X, Blain K.N. (ed.) Four Hundred Souls: A Community History of African America, 1619-2019. N. Y.: One World, 2021. 528 p. ISBN 978-0-59313-404-7.

Kymlicka W. Multicultural Citizenship: A liberal Theory of Minority Rights. N. Y.: Oxford University Press, 1995. 296 p. ISBN 978-0-19829-091-9.

Martin T. Garvey and Scattered Africa. Global Dimensions of the African Diaspora. Washington: Howard University Press, 1993, pp. 441-450.

Mazrui A.A. English in Africa: After the Cold War. Clevedon: Multilingual Matters, 2004. 152 p. ISBN 978-1-85359-689-6.

Palmer C. Defining and Studying the Modern African Diaspora. Perspectives on History. September 1, 1998. https://www.historians.org/publications-and-directories/perspectives-on-history/sep-tember-1998/defining-and-studying-the-modern-african-diaspora (accessed 20.01.2022)

Race - The Black Alone Population in the United States, http://webcache.googleusercontent.com/ search?q=cache:http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-06.pdf&gws_rd=cr&ei=eQ-PWNfiFOvA6ASV5b6wDQ (accessed 21.02.2022)

Refugee Act of 1980. National Archives Foundation, https://www.archivesfoundation.org/ documents/refugee-act-1980/ (accessed 21.02.2022)

Rutz K. Changing face of America: Nonwhites and Hispanics now make up majority of people under age 16, as census data shows non-Hispanic whites could become a minority in 25 years. Daily Mail 25 lune 2020. https://www.dailymail.co.uk/news/article-8458133/Census-shows-white-decline-nonwhite-majority-youngest.html (accessed 21.02.2022)

Schramm K. Leaving Area Studies Behind: The Challenge of Diasporic Connections in the Field of African Studies. African and Black Diaspora: An International Journal 2008. Vol. 1, № 1, pp. 1-12.

The Diaspora Division. African Union. 2003. https://au.int/en/diaspora-division (accessed 20.01.2022)

The 1619 Project, https://wnytimes.com/interactive/2019/08/14/magazine/1619-america-slavery. html (accessed 21.02.2022)

Zeleza P.T. African Diasporas: Toward a Global History. African Studies Review, 2010, Vol. 53, № l,pp. 1-19.

Zeleza P.T. Reconceptualizing African Diasporas: Notes from a Historian. Transforming Anthropology, 2010, Vol. 18, № 1, pp. 74-78.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии «Cherry Pie» 115114, Москва, 2-й Кожевнический пер., д. 12. Тел./факс: +7 (495) 994-49-94. www.cherrypie.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.