Научная статья на тему '"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН: СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА'

"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН: СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

162
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН / "ЧЕРНЫЙ" / АФРИКАНЦЫ / МИГРАЦИЯ / ДИАСПОРА / БРИТАНИЯ / "AFRICAN" LONDON / "BLACK" / AFRICAN / MIGRATION / DIASPORA / BRITAIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинова Елизавета Викторовна

В статье речь идет о генезисе и развитии феномена «африканский» Лондон. Автор раскрывает ключевые вопросы и механизмы, послужившие основой для оформления феномена «африканский» Лондон, формирование которого происходило во временном и пространственном единстве. Африканцы в силу соматических признаков были заметны в имперской столице, в этой связи приводятся дефиниции понятия «африканец» применительно к Лондону. Аргументируется использование термина «африканский» Лондон, применительно к изучению истории африканцев в Британии в отечественной историографии наряду с «черным» Лондоном, когда исследователи Африки и сами африканцы встали на путь повторной презентации своей истории, ее репрезентации - переосмысления. В контексте существования феномена «африканский» Лондон на современном этапе рассматриваются достижения лондонских африканцев в интеллектуальной, творческой, спортивной областях, приводятся статистические данные численности африканцев в Лондоне. Говорится о характере изучения «африканского» Лондона на профессиональном уровне, представлена краткая характеристика этапов британской историографии по проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"AFRICAN" LONDON: THE GENERATION OF THE PHENOMENON

The article studies the genesis and development of the phenomenon of “African” London. It demonstrates how the making of the phenomenon was possible in London, the capital of the world’s largest colonial empire, a giant city, and the “City of Nations”. The author reveals key issues and mechanisms that served as a basis for the establishment of the phenomenon of “African” London, the formation of which occurred in the temporal and spatial unity. Due to their somatic appearance Africans were visible in the imperial capital. The article provides the definitions of the concept of “African” relevant to London. The author discusses the use of the term “African” London in the context of the history of Africans in Britain in the Russian historiography, and in relation to “black” London, when African researchers and Africans themselves embarked on the path of representation of their history, its representation-rethinking. The achievements of London Africans in the intellectual, artistic, and sport fields are reviewed within the present context of the existence of the phenomenon of “African” London. Also, the author gives some statistical data on the number of Africans in London. The article describes the state of studies of “African” London on a professional level and provides a brief description of the stages of the British historiography regarding the issue.

Текст научной работы на тему «"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН: СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА»

африка в мировом

культурно-историческом

контексте

Е. В. Блинова

«АФРИКАНСКИЙ» ЛОНДОН: СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

АннотАция. В статье речь идет о генезисе и развитии феномена «африканский» лондон. Автор раскрывает ключевые вопросы и механизмы, послужившие основой для оформления феномена «африканский» лондон, формирование которого происходило во временном и пространственном единстве. африканцы в силу соматических признаков были заметны в имперской столице, в этой связи приводятся дефиниции понятия «африканец» применительно к лондону. Аргументируется использование термина «африканский» лондон, применительно к изучению истории африканцев в Британии в отечественной историографии наряду с «черным» лондоном, когда исследователи Африки и сами африканцы встали на путь повторной презентации своей истории, ее репрезентации — переосмысления. В контексте существования феномена «африканский» лондон на современном этапе рассматриваются достижения лондонских африканцев в интеллектуальной, творческой, спортивной областях, приводятся статистические данные численности африканцев в лондоне. говорится о характере изучения «африканского» лондона на профессиональном уровне, представлена краткая характеристика этапов британской историографии по проблеме.

клЮЧЕВыЕ слоВА: «африканский» лондон, «черный», африканцы, миграция, диаспора, британия

удк 94(410.111)

DOI 10.31250/2618-8619-2019-4(6)-168-175

Блинова елизавета викторовна

им. п. г. демидова (Россия, ярославль) E-mail: liztitkova@yandex.ru

— ярославский государственный университет

Африканскую диаспору1 (ее формирование пришлось главным образом на вторую половину ХХ в.) относят к разряду «новых» (Harris 1968; Shepperson 1968; Gomez 2006; The African diaspora population in Britain 2016; Asfa-Wossen 2018; Акинин 1997; Гавристова 2002; Иванова 2009; Карпов 2013). Между тем африканцы появились в Лондоне гораздо раньше: они пришли с солдатами Римской империи. В XVI в., когда Африка стала основным поставщиком рабочей силы, африканцы волею судеб расселились по обе стороны Атлантики (Strickrodt 2015: 8-9).

Лондон — мегаполис, всемирный торговый центр, мозг и сердце, столица крупнейшей в мире колониальной империи (Jones 2018: 2), включавшей африканские владения, — стал одним из очагов африканского присутствия. «Кипучий водоворот жизни», город с самого начала своего основания производил впечатление необъятности и безграничности, словно «плавильный котел» (Акройд 2005: 804-805). На протяжении веков он принимал большие потоки людей извне, и они, в свою очередь, воспринимали английский язык и культуру.

К началу XX в. Лондон, наряду с Нью-Йорком и Токио, вошел в тройку городов-гигантов как самый большой город Европы (A People History of London 2012: 10). Это город феноменального богатства и ужасающей бедности, где величие и помпезность аристократических резиденций центральной части граничила с уличными лачугами восточной, условия которой были совершенно не пригодны для жизни. гигантский и беспощадный, скоростной и бездушный, Лондон создавал впечатление бессердечности, грубости и жестокости, особенно в отношении иных: азиатов, африканцев и т. д. Хотя именно им — выходцам из колоний — принадлежала заслуга превращения британской столицы в столицу империи, оазис свободы, «город наций» (Акройд 2005: 789).

Веками в Лондоне преобладало белое население, чернокожие составляли меньшинство. Очевидные в силу цвета кожи, они быстро превратились в объект интереса. Так было в периоды Средневековья (Ренессанса), Нового времени (в эпоху Просвещения). В Новейшее время африканцы перестали восприниматься как некая диковинка, хотя на протяжении веков они были предметом неустанного наблюдения со стороны властей, миграционных служб и исследователей.

В силу активизации иммиграционных потоков ХХ-ХХ1 вв., несмотря на существующие половозрастные и социально-профессиональные ограничения миграционного законодательства, численность африканцев в Лондоне постоянно и динамично росла. В 1911 г. она составляла 4540, в 1921 г. — 4940, в 1931 г. — 5202, 2011 г. — 621 тыс., 2016 г. — 636 тыс., 2017 г. — 612 тыс., 2018 г. — 581 тыс. человек (Killingray 1994: 2; Population of the UK by country of birth and nationality 2011; Census Data Catalogue).

Миграционная активность и увеличение числа африканцев в британской столице сделали их «видимыми». Во второй половине ХХ в. начался процесс изучения африканского присутствия в Великобритании. В исследовательских трудах появился термин «черный» Лондон.2 Его история

1 «Большая советская энциклопедия» определяет диаспору (от греч. diaspora — рассеяние) как пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения (Большая российская энциклопедия 2007: 1024). «Большая российская энциклопедия» трактует диаспору как совокупность еврейских общин, образовавшихся в различных частях ойкумены в результате исхода евреев из Палестины после разрушения первого и второго Храмов (Большая советская энциклопедия 1972: 592). «Православная энциклопедия» возводит термин диаспора к грекоязычной иудейской среде и трактует его как совокупность евреев, переселенных или добровольно переселившихся за пределы Палестины и оказавшихся в окружении язычников (Втор 28. 25; 30.4) (Православная энциклопедия 2006: 1095). В «Лингвистическом словаре» отмечается, что впервые существительное «диаспора» было засвидетельствовано в Септуагинте, греческом переводе еврейской Библии, именно в значении рассеяния евреев среди язычников (Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 685). В Британии проблемами диаспоры занимались многие исследователи, в том числе У. Сафран (Safran 1991: 83—99), Э. Скиннер (Skinner 1982), Дж. Клиффорд (Clifford 1997).

2 «Черный» Лондон — «Black» London.

была связана с изучением достижений африканцев, выходцев с континента, и, кроме них, вест-индийцев и африкано-американцев (Merriman 1993; Braidwood 1994; Gretchen 1995; Okokon 2009; Matera 2015). Подробный анализ историографии и источников по истории африканцев Нового времени — выходцев из Африки южнее Сахары позволили автору заявить о появлении феномена «африканского» Лондона, обозначить его черты, особенности, механизмы формирования, структуру, политические симпатии и ориентиры (Блинова 2013; 2014; 2015 и др.). Становление феномена происходило на протяжении столетий во временном и пространственном единстве и стало следствием процветания имперских традиций.

Феномен «африканского» Лондона динамично развивался. Изначально его формирование было стихийным и шло «снизу», диверсифицируя африканцев по роду занятости. Со временем британские власти взяли под контроль нарастающую интеграцию и ассимиляцию африканцев в лондонском обществе, процессы складывания стали более упорядоченными, шли «сверху».

Закономерным следствием развития «африканского» Лондона стало его структурирование: появление внутренних связей, сети взаимодействия в африканской среде. Структура «африканского» Лондона формировалась на протяжении столетий: вбирала в себя, адаптировала, словно «переплавляя», разнообразные и многочисленные категории африканцев, расширяла круг их социальной активности. В итоге «африканский» Лондон включал попрошаек и нищих, разнорабочих и моряков, домашнюю прислугу и профессионалов. Профессионализация способствовала расслоению африканцев, оформлению иерархии «африканского» Лондона.

Изучение адаптации и перцепции африканцев, их идентичности в принимающем обществе, сфер их жизнедеятельности, гендерных ролей, анализ вовлеченности в профессиональную среду Лондона, процессов консолидации способствовали формированию комплексного подхода к исследованию африканцев в британской столице, зарождению и развитию феномена «африканского» Лондона, отличительной чертой которого стала многогранность и вариативность.

Название «африканский» Лондон в значительной мере условно и связано с тем, что изначально мало кто задумывался об истинном смысле этого определения. Африканцами, неграми, черными в Британии первоначально называли всех — выходцев из Африки и Вест-Индии, рабов и свободных. В настоящее время к ним применяется более корректное и точное определение «черный», «чернокожий». Проблема дефиниций чрезвычайно важная и сложная. Как называть людей, чьи предки во втором, третьем или пятом колене проживали в Африке? Африканцами или лицами африканского происхождения? Можно ли применять термин «африканец» к тем, кто никогда не видел Африканский континент, как называть рожденных от смешанных браков, если по соматическим признакам они попадают в категорию черных или белых? Представляется возможным использование ряда дефиниций: «мавр», «афран», «негр», «черный», «чернокожий», «цветной», «африканец», «вест-индиец», «креол», «метис», «афро-британец». К Лондону, к «очевидному» в массе белых, прежде всего в силу цвета кожи, меньшинству применимы определения «черный», «африканец» (Office for National Statistics).

Стремление интегрироваться в лондонское общество, определить приоритетную сферу занятости, реализоваться позволило африканцам проявить себя в области науки и культуры и получить ведущую роль в складывании «африканского» Лондона. Из «рудиментарного» меньшинства они

3 "

постепенно, но динамично превратились в «акторов»3 мировой политики, культуры, науки, шоу-бизнеса, спорта. Хотя, для того, чтобы стать неотъемлемой частью британского общества, им по-

3 Актор (от лат. actor — «деятель») — участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом (Актор).

требовались столетия, вместившие в себя историю рабства, дискриминации, сегрегации и остракизма.

Могут ли субалтерны4 — притесняемые, наиболее незащищенные и бесправные социальные слои, те, кто находятся внизу властной иерархии, те, чей голос в пространстве политического взаимодействия наименее распознаваем как самостоятельные высказывания (Симон 2016: 64), — говорить сами за себя? В границах постколониального дискурса африканцы становятся все очевиднее, а их голос — все заметнее.

Афро-британцы заявили о себе в области политики, экономики, культуры, осознав себя если не «победителями», то по крайней мере субъектами британской и лондонской истории. Профессиональная и творческая актуализация африканцев в Лондоне повлекла за собой включение их в номинальный «золотой фонд» британской империи, о чем свидетельствует признание заслуг ученых и писателей африканского происхождения, «дарование» им британского гражданства, разнообразных почетных титулов и званий. Скульптор Йинка Шонибаре MBE5 (род. 1962 г.), художник Джон Акомфра OBE, CBE (род. 1957 г.) являются членами Королевской Академии искусств (Royal Academicians). Писатели Воле Шойинка (род. 1934 г.) и Бен Окри OBE (род. 1959 г.) — действующие члены Королевского литературного общества (About the RSL. All fellows...). Кинорежиссер Стив Маккуин OBE, CBE (род. 1963 г.) получил членство Британского института кино в 2016 г. (BFI Fellows.). В. Шойинка — лауреат Нобелевской премии в области литературы «За изображение драмы существования в широкой культурной и поэтической перспективе», 1986 г. (The Nobel Prize in Literature 1986), Б. Окри в 1991 г. стал лауреатом премии Букера за роман «Голодная дорога» (The Famished Road.). Актер Идрис Эльба OBE (род. 1972 г.) в 2018 г., по мнению группы «Тайм аут Медиа. Лондон», вошел в «топ 50 лондонцев», которые сделали город удивительным (50 Londoners who make the city awesome.). Орденом Британской империи была награждена писательница Бучи Эмечета OBE (1944—2017), спортсмены: футболист Иан Райт MBE (род. 1963 г.), легкоатлетка (бегунья на короткие дистанции) Кристин Охуруогу MBE (род. 1984 г.), боксер Энтони Джошуа MBE (род. 1989 г.).

В настоящее время в диаспоре актуализируется процесс поиска идентичности. По мнению французского историка Пьера Нора,6 «мир затопила нахлынувшая волна вспоминания, прочно соединив верность прошлому — действительному или воображаемому — с чувством принадлежности, с коллективным сознанием и индивидуальным самосознанием, с памятью и идентичностью» (Нора 2005: 40-41). Это касается и африканцев.

Создание позитивного образа Африки — задача, которую могут решить только сами африканцы, для них она наиболее актуальна, что, с одной стороны, связано с все еще существующей необходимостью преодоления стереотипов в отношении черной расы на международном уровне,

4 Субалтерн (от лат. sub — «под», alter — «другой») — зависимый, подведомственный, подчиненный. Первоначально термин, появившийся в «Тюремных тетрадях» итальянского философа и политического деятеля Антонио Грамши (1891-1937), был заимствован исследователями из Южной Азии, преимущественно индийцами. В постколониальную эпоху его разработка и введение в академическую науку принадлежало г. спивак. термин «субальтерн» стал ключевым в постмодернистских исследованиях по культурной, социальной и исторической антропологии. (См.: Can the Subaltern Speak? 2010; Zene 2011).

5 Орден Британской империи — Most Excellent Order of the British Empire — девятый кавалерский орден из десяти рыцарских орденов, учрежден британским королем Гергом V (1865-1936) в 1917 г. Может вручаться подданным Великобритании и других государств Содружества. Граждане других стран могут быть приняты в орден в качестве почетных членов. Орден состоит из пяти классов гражданского и военного подразделений: рыцарь Большого Креста GBE (Knight Grand Cross) или дама Большого Креста GBE (Dame Grand Cross), рыцарь-командор KBE (Knight Commander) или дама-командор DBE (Dame Commander), командор CBE (Commander), офицер OBE (Officer), кавалер (член) MBE (Member). Официальный список награжденных см.: (Birthday and New Year Honours Lists).

6 Пьер Нора (род. 1931), историк, издатель, член французской Академии, составитель семитомного издания «Leslieux de Memoire» («Места памяти», 1984-1986).

а с другой — с потребностью самореализации на социально-профессиональном уровне и преодолением комплекса неполноценности. Образованные африканцы, живущие за пределами континента, в течение многих десятилетий содействовали его дестигматизации. Веками на уровне стереотипов Африка воспринималась как средоточие дикости и варварства, как объект «цивилизаторской миссии» белого человека. Исследователи Африки и сами африканцы, где бы они ни жили, на континенте или вне его, встали на путь повторной презентации своей истории, ее репрезентации — переосмысления (Урсу 1990; In search of Sunjata 1999: 111-112). В центре внимания оказались вопросы статуса и этоса африканцев в Африке и за ее пределами, эволюция этнорасовой и социально-профессиональной идентичности, кросс-культурный диалог (Кризис идентичности 2013; Поиски идентичности 2014). «Откуда мы? Как мы сюда попали?» (Todd 2004: 9) — обращение к корням, желание идентифицировать себя на генном уровне, определить свое место в мировом историческом процессе привело к появлению исследований по истории африканцев с привязкой к месту их существования, способствовало акцентированию и актуализации внимания исследователей именно на изучении феномена «африканского» Лондона, его генезиса и эволюции.

Африканская составляющая населения Лондона привлекала внимание исследователей с середины XIX в. Ее изучение происходило преимущественно в рамках африканской и африкано-аме-риканской общины. Интерес к ней проявляли М. Делани (Delany 1971; 2004), У. Дюбуа (1997; 2004), Дж. Пэдмор (Padmore 1936; 1949).

На профессиональном уровне изучение «африканского» Лондона началось в последней трети XX в. и продолжается до сих пор. Особую активность проявляли британские ученые, для них проблема имела не только актуальный, но и злободневный характер. С одной стороны, в силу нарастающего «присутствия» африканцев во всех сферах общественно-политической и культурной жизни, с другой — из-за роста столкновений на этнорасовой основе, обострение которых наблюдалось на рубеже ХХ — начала XXI в. Изучение шло в контексте истории миграций и «новых диаспор». Интерес к африканцам проявляли историки, политологи, социологи, специалисты в области социальной и культурной антропологии, экономисты, демографы, географы, психологи, культурологи.

Первые работы, посвященные африканцам на Британских островах, начали появляться после Второй мировой войны. Приоритетным направлением в исследованиях были расовые отношения. Дальнейшие исследования (Walvin 1973; Shyllon 1977; Fryer 1984) включали больше фактологического материала, их хронологические рамки сузились. В исследованиях на первый план вышло мнение о том, что африканцы — не индифферентная черная масса, поверженная силой британского оружия, а индивиды, не уступающие в своем интеллектуальном развитии представителям белой элиты. Этот тезис определил вектор британской африканистики в 1990-е годы, способствовал активному изучению вклада чернокожих в историю и культуру Великобритании.

История африканцев в Лондоне пока еще мало изучена. Такого понятия, как «африканский» Лондон, долгие годы не существовало, несмотря на наличие самого феномена. Присутствие африканцев в столице рассматривалось в контексте либо общей истории африканцев в Англии (Великобритании), либо миграционной политики. В XXI в. изучение проблемы стало более диверсифицированным и представлено преимущественно монографиями, в центре внимания авторов оказались люди и судьбы, проблемы источниковедения, истории церкви, интеллектуальной и культурной истории. Расширилась источниковая и эмпирическая база исследований. Очевидным стало изменение методологии и инструментария благодаря интеграции в науку чернокожих интеллектуалов — ученых, публицистов, стремящихся к реконструкции и репрезентации объективной картины прошлого.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

Акинин В. Е. Африканцы в Европе: африканская диаспора во Франции и Великобритании в 6080-е гг. XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997.

Актор // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/93500 (дата обращения: 03.10.2019).

Акройд П. Лондон: биография / пер. с англ. В. Бабкова, Л. Матылева. М., 2005.

Блинова Е. В. «Африканский Лондон» второй половины XIX в. в мемуарах африканских интеллектуалов // Африканский сборник — 2013 / отв. ред. А. Ю. Желтов. СПб., 2013. С. 3-8.

Блинова Е. В. «Африканский» Лондон на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 2 (28). С. 21-23.

Блинова Е. В. Гендерная история «африканского» Лондона в Новое время // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 4 (34). С. 23-27.

Большая российская энциклопедия: в 30 т. / отв. ред. С. Л. Кравец. М., 2007. Т. 8.

Большая советская энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. М., 1972. Т. 8.

Гавристова Т. М. Африканские интеллектуалы за пределами Африки. Ярославль, 2002.

Иванова Л. В. Сомалийская диаспора в Великобритании // Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя: сб. науч. ct / отв. ред. А. Б. Давидсон. М., 2009. С. 278-303.

Карпов Г. А. Динамика и особенности формирования афро-азиатских сообществ Великобритании во второй половине ХХ — начале XXI в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2013.

Кризис идентичности в мировой истории и культуре: сб. мат-лов регион. науч. конф., 1112 апреля 2013 г. / под ред. Т. М. Гавристовой. Ярославль, 2013.

Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990.

Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3. URL: http:// magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 21.07.2014).

Поиски идентичности в мировой истории и культуре: сб. мат-лов круглого стола, 26-27 июня 2014 г. / отв. ред. Т. М. Гавристова. Ярославль, 2014.

Православная энциклопедия: в 30 т. / под. ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. М., 2006. Т. XIV.

Симон М. Голос субалтернов: репрезентации инакости в музыкальных практиках «черной Атлантики» // Логос. 2016. Т. 26. № 4 (113). С. 63-94.

Урсу Д. П. историография истории Африки. М., 1990.

50 Londoners who make the city awesome // Time Out. URL: https://www.timeout.com/london/ things-to-do/50-londoners-who-make-the-city-awesome (дата обращения: 19.08.2019).

A People History of London / ed. by L. German, J. Rees. L., 2012.

About the RSL. All fellows // The Royal Society of Literature. URL: https://web.archive.org/ web/20100312182821/http://www.rslit.org/content/fellows/A (дата обращения: 18.08.2019).

Asfa-Wossen A. African Exodus: Migration and the Future of Europe / transl. by P. Lewis; intr. by D. Goodhart. L., 2018.

BFI Fellows // BFI. URL: https://www.bfi.org.uk/about-bfi/senior-staff-governors-bfi-fellows/bfi-fellows (дата обращения: 19.08.2019).

Birthday and New Year Honours Lists (1940 to 2019). Resource // The Gazette. URL: https://www. thegazette.co.uk/honours-lists (дата обращения: 21.08.2019).

Braidwood S. J. Black poor and white philanthropists: London's Blacks and the foundation of the Sierra Leone settlement, 1786-1791. Liverpool, 1994.

Clifford J. «Diasporas» in Routes: Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge, 1997.

Can the Subaltern Speak? Reflections on the History of an Idea / ed. by R. C. Morris. N.Y.: Columbia University Press, 2010.

Delany M. R. The Condition, Elevation, Emigration, and Destiny of the Colored People of the United States; and, Official Report of the Niger Valley Exploring Party / ed. by T. Falola. N. Y., 2004.

DelanyM. R., CampbellR. Search for a Place: Black Separatism and Africa, 1860 / ed. by Howard H. Bell. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1971.

Du Bois W. E. B. Africa, its Geography, People and Products; and, Africa, its Place in Modern History / ed. by Herbert Aptheker. N. Y., 1977.

Du Bois W. E. B. The Social Theory of W. E. B. Du Bois / ed. by Phil Zuckerman. L., 2004. Fryer P. Staying Power: the History of Black People in Britain. L., 1984. Gomez A. Diasporic Africa. N. Y.; L., 2006.

Gretchen G. Black London. Life before Emancipation. New Brunswick, 1995. Harris J. E. Introduction to the African Diaspora // Emerging Themes of African History / ed. by T. O. Ranger. Nairobi, 1968.

In search of Sunjata: the Mande oral epic as history, literature and performance / ed. by Ralph A. Austen. Bloomington, 1999.

Jones D. An African in imperial London: the indomitable life of A. B. C. Merriman-Labor. L., 2018. Killingray D. Africans in Britain. L., 1994.

Matera M. Black London: the imperial metropolis and decolonization in the twentieth century. Oakland, California, 2015.

Merriman N. The peopling of London: fifteen thousand years of settlement from overseas / ed. by N. Merriman. L., 1993.

Office for National Statistics [GB]. URL: https://www.ons.gov.uk/ (дата обращения: 23.09.2019).

Okokon S. Black Londoners: a History. Stroud., 2009.

Padmore G. How Britain Rules Africa. L., 1936.

Padmore G. Africa: Britains Third Empire. L.: Dennis Dobson, 1949.

Population of the UK by country of birth and nationality // Office for National Statistics [GB]. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigration/internationalmigration/ datasets/populationoftheunitedkingdombycountryofbirthandnationality (дата обращения: 31.01.2019).

Royal Academicians // Royal Academy of Arts. URL: https://www.royalacademy.org.uk/royal-academicians (дата обращения: 21.08.2019).

Safran W. Diasporas in Modem Societies: Myth of Homeland and Return // Diaspora. 1991. № 1. 83-99.

Shepperson G. The African Abroad of the African Diaspora // Emerging Themes of African History / ed. by T. O. Ranger. Nairobi., 1968.

Shyllon F. Black People in Britain, 1555-1833. Oxford, 1977.

Skinner E. P. The Dialectic between Diasporas and Homeland // Global Dimensions of African Diaspora / ed. by J. E. Harris. Washington D. C., 1982.

Strickrodt S. Afro-European Trade in the Atlantic World: the Western Slave Coast, c. 1550 - c. 1885. Suffolk, 2015.

The African diaspora population in Britain: migrant identities and experiences / ed. by P. J. Aspinall, M. J. Chinouya. Basingstoke, Hampshire, 2016.

The Famished Road // The Booker Prize. URL: https://thebookerprizes.com/books/famished-road-by (дата обращения: 21.08.2019).

The Nobel Prize in Literature 1986. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/literature/1986/sum-mary/ (дата обращения: 21.08.2019).

The Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel 1979 // The Nobel Prize. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/economic-sciences/1979/summary/ (дата обращения: 21.08.2019).

ToddR. My Black British Experience Aired and Shared. Victoria, B. C., 2004. Walvin J. Black and White. The Negro and English Society. 1555-1945. L., 1973. Zene C. Self-Consciousness of the Dalits as «Subalterns»: Reflections on Gramsci in South Asia // A Journal of Economics, Culture & Society. 2011. Vol. 23 (1). P. 83-99.

«AFRICAN» LONDON: THE GENERATION OF THE PHENOMENON

AB STRACT. The article studies the genesis and development of the phenomenon of "African" London. It demonstrates how the making of the phenomenon was possible in London, the capital of the world's largest colonial empire, a giant city, and the "City of Nations". The author reveals key issues and mechanisms that served as a basis for the establishment of the phenomenon of "African" London, the formation of which occurred in the temporal and spatial unity. Due to their somatic appearance Africans were visible in the imperial capital. The article provides the definitions of the concept of "African" relevant to London. The author discusses the use of the term "African" London in the context of the history of Africans in Britain in the Russian historiography, and in relation to "black" London, when African researchers and Africans themselves embarked on the path of representation of their history, its representation-rethinking. The achievements of London Africans in the intellectual, artistic, and sport fields are reviewed within the present context of the existence of the phenomenon of "African" London. Also, the author gives some statistical data on the number of Africans in London. The article describes the state of studies of "African" London on a professional level and provides a brief description of the stages of the British historiography regarding the issue.

KEYWORDS: "African" London, "Black", African, Migration, Diaspora, Britain

ELIZAVETA V. BLINOVA — P. G. Demidov Yaroslavl State University (Russia, Yaroslavl) E-mail: liztitkova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.