УДК: 94.(549.1)
DOI: 10.31249/hoc/2020.04.14
Усов В.А.
АФРИКАНЦЫ В ИНДИИ: ОЧЕРК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА®
Институт Африки РАН, Москва, Россия, usovva@mail. ru
Аннотация. Данная статья посвящена изучению малоизвестного в России вопроса - истории появления выходцев из Африки в Индии и формированию в этой стране африканских общин. Прослеживаются основные этапы данного процесса, при этом особое внимание уделяется историко-культурному синтезу, приведшему к адаптации вчерашних африканцев к индийским условиям.
Ключевые слова: Индия; Африка; африканская диаспора; историко-культурные связи; сидди.
Поступила: 16.07.20 Принята к печати: 30.07.20
Usov V.A.
Africans in India: An essay on historical and cultural synthesis
Institute of Africa RAS, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article is devoted to the study of a little-known issue in Russia - the appearance of people from Africa in India and the formation of African communities in this country. The main stages of this process are traced, with special attention paid to the historical and cultural synthesis that led to the adaptation of former outsiders to Indian conditions.
© Усов В.А., 2020
Keywords: India; Africa; African Diaspora; historical and cultural relations; Siddi.
Received: 16.07.20 Accepted: 30.07.20
Цель данной статьи состоит в том, чтобы приоткрыть российскому читателю настоящую «терра инкогнита», практически неизвестный в нашей стране и мало известный за ее пределами мир. В нем, как в настоящем индийском кино, есть все: средневековые интриги и романтические истории, похожая на сказку жизнь бывшего чернокожего мальчика-раба, ставшего героем и спасителем чужой для него поначалу страны, княжеские династии, основанные бывшими рабами, всплески межрасовой и социальной неприязни, жестокие убийства и необходимость поиска своего места в непростом и зачастую недружелюбном окружающем мире.
Если не говорить о предыстории человечества и вероятном происхождении всех людей из Африки, то нынешнее африканское рассеяние по миру твердо ассоциируется со временами европейских колониальных держав, работорговлей, плантациями хлопка и тростника в обеих Америках и на островах Карибского моря. Африканская диаспора, хотя это слово не всегда уместно в отношении живущих уже много поколений в Новом Свете потомков африканских рабов, в документах Африканского союза даже названа «шестым регионом» Африки. И если посмотреть на страны типа Гаити или Ямайки, то нельзя не согласиться с тем, что данное определение имеет смысл.
Чуть менее, но также достаточно широко известен факт массового завоза индийских рабочих в Африку в XIX - начале XX в., позволивший колониальным властям восполнить потери африканской рабочей силы после запрета рабства и работорговли в первой половине XIX в. Потомки этих рабочих-кули и мелких лавочников, выходцев с Индийского субконтинента, сегодня стали неотъемлемой частью предпринимательской и профессиональной прослойки многих африканских стран Восточной Африки и юга континента, составляют более миллиона жителей Южно-Африканской Республики. Значителен их вклад в современную культуру Африки, причем не только так называемую высокую (прежде всего, литературу), но и в бытовую. Известно, что одним из наиболее распространенных в Восточной Африке блюд
национальной кухни сегодня считаются индийские по происхождению лепешки «чапати». А визитной карточкой южноафриканской кухни помимо вездесущего карри многие считают «банни-чоу» - хлеб с тушеным мясом и специями, завезенный в ЮАР выходцами из Индии более ста лет назад.
На этом фоне существование небольших африканских общин в странах Азии, особенно в таких странах-гигантах как Индия, практически незаметно. Немногочисленные африканцы, казалось бы, должны затеряться в многоэтническом, многоконфессиональном и многоукладном принимающем индийском обществе. Однако, напротив, в течение последних нескольких лет взаимоотношения недавних мигрантов-африканцев и индийцев все чаще оказываются в центре внимания индийских и африканских СМИ, вызывают взаимные раздражение и обиды.
При этом практически для всех, как в Индии, так и в Африке, почти неизвестным остается тот факт, что в Индии, в течение многих столетий не только жили, но и активно действовали многие африканцы. Их имена сегодня в основном забыты, а те, о ком помнят, и чьи деяния изучают в школе, не всегда даже называются африканцами. Подобная метаморфоза, в частности, произошла с Маликом Амбаром, видным государственным и военным деятелем Индии XVI-XVII вв., родившимся в Эфиопии, привезенным в Индию рабом, который со временем стал фактическим правителем султаната Ахмаднагар и возглавил сопротивление народов Деккана империи Великих Моголов.
Куратор прошедшей с большим успехом в 2013 г. в Нью-Йорке выставки «Африканцы в Индии: от рабов к генералам и правителям», американка сенегальского происхождения Силвиан Диуф говорила, что была очень удивлена, когда осознала, что приглашенная ею на открытие выставки посол Индии в США, хорошо помнившая про Малика Амбара со времен школы, только на данном мероприятии узнала, что этот герой индийской истории по происхождению был африканцем. Комментируя данную ситуацию, С. Диуф заключила, что «Африканское присутствие в Индии практически исчезло из памяти [индийцев] и из индийских школьных учебников» [Goffe, 2013, p. 68]. Изучавший этот вопрос канадский исследователь, работающий в США Джон Маклеод, также отметил, что роль африканцев в истории Индии «не рассматривается как часть собственно индийской истории» [VOA News ..., 2009]. Способствует этому небольшое количество потомков
африканцев, число которых в Индии даже по самым оптимистичным прогнозам не превышает 250 тыс. человек [Lodhi, 2008], а большинством исследователей оценивается в 50-60 тыс. [Blench, 2012].
Одной из первых проблем, связанных с появлением африканцев на территории исторической Индии, включающей в себя современные Индию, Пакистан и Бангладеш, а также цивилизационно и географически примыкающую к ним Шри-Ланку, является происхождение их наименований. Некоторые из них достаточно понятны и содержат очевидные отсылки к географическому происхождению этих людей или роду их занятий. Так, «хабши» или «хабаш» [Jayasuriya, 2008, p. 9-10] является производным от арабского названия Эфиопии (аль-Хабаш). «Занджами» или «зинджами», т.е. происходящими из Восточной Африки (от арабского аз-Зиндж), арабы называли африканских рабов еще в ранее Средневековье. Слово «сомали» или «шамали», как не трудно догадаться, происходит от названия этнической группы с Африканского Рога. На Шри-Ланке завезенные туда португальцами, голландцами и англичанами африканцы стали именоваться арабским словом «кафиры» (kaffirs), что значит «неверные». Группа африканцев, проживающая в индийском г. Хайдарабаде, и являющаяся потомками телохранителей местного мусульманского правителя, называет себя «чауш» (chaush), что, вероятно, является отсылкой к османскому военному термину, означающему воина с алебардой [там же, с. 25-26].
Наиболее сложно определить происхождение слова «сидди» (в Пакистане - «шидди»), которое в настоящее время стало основным для обозначения всех потомков африканцев в Индии, и далее будет употребляться в настоящей монографии для их общего наименования.
По основной версии, «сидди» (Siddi, Sidi, Seed и т.д.) происходит от арабских терминов «Sayyad» или «Sayyid» и может означать потомков пророка Муххамеда, иметь значение «хозяин» и «правитель», а также относиться к капитанам кораблей, привозившим в Индию африканских невольников. По другой версии, «сидди» происходит от арабского же слова «saydi» и обозначает пленника [Lodhi, 2008]. Большинство исследователей сегодня придерживаются версии, что верным является происхождения слова «сидди» от значения «правитель». В то же время индийский исследователь Абдулазиз Лоди обращает внимание, что слово «Sayyid» обычно имеет религиозное значение и обозначает именно потомков Пророка, которыми мусульман-
ские правители Индии не были. Более того, исторические «сидди» не были не только слугами потомков Пророка, но зачастую служили вовсе не мусульманам, а тем, кто мог им заплатить, в том числе индусским раджам или торговцам-парсам [Basu, 2001, p. 255]. Таким образом, определить подлинное происхождение этого термина исследователям еще только предстоит.
Помимо происхождения наименования «сидди» история африканцев в Индии полна и многих других загадок. Однако реальные доказательства присутствия африканцев в Индии появляются только примерно с XIII в. В исторических трудах арабских и европейских путешественников в Индию, а также в индийских хрониках содержатся отрывочные свидетельства о наличии при дворах и в армиях мусульманских правителей Индии немалого количества слуг, администраторов и солдат африканского происхождения.
Арабские и индийские средневековые географы и историки выделяют две группы африканцев в Индии. К первым относятся выходцы из Эфиопии, т.е. «хабши», не имеющие, по мнению средневековых авторов, «рабской внешности», с желтым, красным или коричневым цветом кожи. К «занджам» они причисляют выходцев из Восточной и Центральной Африки, имеющих типичные африканские черты с темной кожей и курчавыми волосами [Wink, 1990, p. 32].
Известный арабский историк Ибн-Баттута, совершивший путешествие в Индию в 1333-1342 гг., подчеркивает воинскую специализацию «хабши», которых он называет эфиопами и отмечает, что они умелые воины и гаранты безопасности Индийского океана. «Если хотя бы один из них присутствует на борту торгового корабля, индийские пираты будут избегать его», - пишет Ибн-Баттута. Также ибн-Баттута отмечает, что наместником города Алапур в период его там пребывания был «хабши», т.е. эфиоп по имени Бадр, храбрость которого вошла в поговорку. При этом Бадр был рабом султана Муххамада Туглука (Muhammad bin Tughluq), правящего этими землями [Ibn Bat-tuta, 1988, p. 6].
Примерно с того же времени - XIV в. - изображения «хабши» начинают регулярно появляться в индийских миниатюрах [Blench. Detecting...]. Ранние европейские путешественники, например, француз Тома Пирес, бывший в Индии с 1512 по 1515 г., отмечали важную роль «хабши» при дворах правителей Индии, их участие в управлении страной и командовании армиями. «.кажется, что люди, которые
правят этим королевством, - эфиопы (абиссинцы). Они выглядят как рыцари... высоко ценятся... После самого правителя этим людям население королевства более всего повинуется из страха» [cit. on: Kazi, 2012, p. 3].
Однако важность «хабши» при дворах исламских правителей Индии не стоит преувеличивать. Несмотря на наличие отдельных свободных воинов-наемников и моряков, большинство африканцев в Индии попадали в Индию и оставались в ней рабами, даже если при этом занимали высокие должности. Но, вероятно, в отношении черных рабов и рабынь учитывался тот факт, что согласно исламской традиции близким соратником пророка Муххамеда был Билял, сын эфиопской рабыни и первоначально сам раб. Обратившись в ислам, Билял претерпел муки за новую веру от своего хозяина, который был противником Муххамеда, и затем был выкуплен из рабства будущим первым халифом мусульман Абу Бакром. Благодаря своей доблести и голосу Билял стал первым муэдзином мусульманской общины и до сего дня остается одним из самых уважаемых фигур в исламском мире, а имя Билял очень популярно среди мусульман на Африканском Роге [там же].
Первым достоверным фактом возвышения чернокожего раба в истории Индии можно считать историю с Джалалуддином Якутом, бывшим черным рабом султана Илтутмиша, правившего в Делийском султанате в первой половине XIII в. После смерти Илтутмиша его наследником стала дочь Разия-султан, назначившая Якута своим главный конюшим. Ставший, по сути, правой рукой Разии, Якут вызывал огромную ненависть правящей тюрской знати, и так не готовой принять над собой женщину-правительницу. Вскоре Разия-султан и Якут погибли во внутриусобной борьбе за трон. Их история популярна в Индии по сей день, о взаимоотношениях принцессы и ее помощника-африканца, возможно, любовника или даже тайного мужа, в Индии сняли художественный фильм и написали книгу [Omar, 2011; Singh, 2008, p. 277-279].
В дальнейшем частота появления африканцев в индийских и арабских хрониках, а потом и в записках европейцев об Индии только возрастает. Известно, что в XV в. в Бенгалии группа хабши захватила власть и на короткий срок даже основала здесь свою династию. После потери власти в Бенгалии в 1493 г. тысячи хабши были высланы из этой страны и нашли прибежище у мусульманских правителей обла-
сти Деккан в Индии и в Гуджарате, где уже до того имелись значительные группы африканцев.
Примерно в те же годы, как считается, группа наемников-хабши сумела захватить остров Джанджира, расположенный недалеко от современного Мумбаи. Это событие, по индийским меркам весьма незначительное, стало, однако, отправной точкой существования почти уникальной в мировой истории африканской правящей династии в неафриканской стране. Первоначально находившиеся на службе одного из мусульманских правителей индийской области Деккан и считавшиеся его наместниками, наемники-африканцы постепенно стали де-факто независимыми правителями острова Джанджира и примыкающих к нему районов побережья и приняли наименование «сидди». На протяжении нескольких столетий сидди Джанджиры, активно привлекавшие к себе соплеменников со всей Индии, успешно отбивали атаки мусульманских и индусских правителей окрестных земель, португальцев и маратхов, пытавшихся выбить их со стратегически расположенного острова, превращенного сидди в настоящую крепость. Обладавшие мощным флотом, сидди Джанджиры, считавшиеся вассалами императора Великих Моголов, долгое время оставались основной военно-морской силой значительной части западного побережья Индии, периодически устраивали набеги на соседей и жестоко угнетали подчиненное индусское население. Упадок сидди Джанджиры наступил только в самом конце XVIII в. после утверждения в Индии англичан. Тем не менее княжеская династия сидди Джанджиры вместе с менее заметной династией сидди мелкого княжества Сачин просуществовала до самого момента получения Индией независимости в 1947 г. Сегодня потомки сидди Джанджиры и Сачина входят в высшие слои индийского общества. Хотя они не имеют почти ничего общего с основной массой потомков африканцев в Индии, находящихся в самом внизу индийской социальной лестницы, их принятое наименование - «сидди», овеянное отблеском былой воинской славы, стало общим наименованием почти для всех потомков африканцев в Индии, стремящихся идентифицировать себя не с рабами, а независимыми правителями индийского княжества [Chauhan, 1993; Pinto, 2008, p. 151].
Однако наиболее заметной фигурой среди африканцев в истории Индии все же являются не сидди Джанджиры, а Малик Амбар - личный враг могольского султана Джахангира, повесившего в собствен-
ном дворце портрет с изображением головы Малика Амбара и собой, стреляющим в эту голову из лука, но так и совладавшего с ним на поле боя. Бывший раб, родом из эфиопского города Харар, сделавший благодаря своим талантам и отваге военную карьеру в нескольких мусульманских государствах Южной Индии, а затем возглавивший независимый военный отряд из нескольких тысяч воинов-хабши, Малик Амбар со временем стал регентом султаната Ахмаднагар, одного из пяти султанатов Деккана. Он прославился тем, что основал несколько городов, в том числе новую столицу данного султаната, построил оросительную систему, но главное, что, используя партизанскую тактику и налаживая дипломатические альянсы, смог в конце XVI - начале XVII в. до самого конца свой жизни противостоять могольскому завоеванию Деккана. Будучи мусульманином, Малик Амбар наладил тесный военный союз с индуистами-маратхами, военная конфедерация которых через 100 с лишним лет, по сути, сокрушила империю Великих Моголов. Некоторые индийские историки считают Малика Амбара создателем военной тактики маратхов, их учителем военному делу, отмечая, что его правой рукой был маратхский вождь Малоджи, прадед национального героя маратхов и всей Индии - Шиваджи, под руководством которого маратхи стали главной военной силой Индии и успешно боролись с Великими Моголами [Omar, 2011; Malik Ambar: Black ..., 2014; Malik Ambar ..., 2006].
Во времена британского владычества в Индии африканцы уже не играли такой роли как ранее, но сохранялись в качестве военного или уже скорее церемониального сословия в ряде индийских княжеств, в частности при дворе низама (правителя) Хайдарабада. Так называемые «чауш» составляли отряд дворцовой стражи и служили телохранителями низама, но после получения Индией независимости и включения множества формально независимых ранее княжеств в состав индийского государства центральной властью все эти церемониальные подразделения придворной гвардии и другие атрибуты княжеской власти были упразднены. В настоящее время эти чернокожие «чауш», ранее притязавшие на родство с йеменской диаспорой Хайдарабада, носящей такое же название, частично уже приняли название «сидди». В массе своей они маргинализированы и их небольшая группа постепенно ассимилируется в мусульманской общине Хайдарабада [Basu, Schwerin, Minda, 2008, p. 288-303; Ifthekhar, 2011].
Помимо мусульманских правителей черных рабов в Индию завозили также европейцы. Особенно отличались этим португальцы, обосновавшиеся в Индии еще в конце XV в. [De Souza T., 2008, p. 170]. Местом происхождения этих рабов была в основном Восточная Африка. Значительная их часть, как считается, потом бежала от португальцев на соседние индийские земли, поселившись в лесах современного штата Карнатака. В отличие от потомков африканцев, проживающих в Гуджарате и Хайдарабаде и являющихся в основном мусульманами, в Карнатаке многие сидди являются индуистами и христианами, что, несомненно, служит отражением истории их появления в Индии. Сидди-христиане почти всегда оказываются потомками рабов из португальского Гоа, а индуистами, как считается, стали те, кто был продан работорговцами, как арабскими, так и португальскими, индуи-стам-брахманам в обмен на продовольствие [Kumar, 2008, p. 37-40].
Интересным эпизодом в истории африканцев в Индии стала история так называемых «бомбейцев» - освобожденных британским флотом черных рабов, которых арабские работорговцы везли на продажу в Индию, Занзибар и страны Персидского залива. Основной восточной базой британского флота в Индийском океане был Бомбей, в который многие из этих бывших рабов отправлялись вместо Африки, где, как считается, их могли снова захватить и обратить в рабов. Еще одним обстоятельством в пользу Бомбея было значительное количество христианских миссий в этом городе и его округе, которые примерно в середине XIX в. начали организовывать приюты для освобожденных рабов [Bombay Africans 1850-1910 (Part One)]. Первый приют, специально организованный для укрытия и обучения бывших рабов, был организован в г. Насик. Католические миссии организовали приюты в Бандоре (современный район Бандра в Бомбее (Мумбаи) и г. Пуне. Во всех этих приютах обучали освобожденных рабов языкам - английскому и хинди, а также различным техническим навыкам. С подачи английского губернатора Бомбейского президентства и по совместительству президента Королевского географического общества Генри Бартла Фрира бывшие рабы начали рекрутироваться европейскими, в основном английскими, путешественниками по Африке в качестве проводников и помощников. Освобожденные африканцы приняли активное участие в ставших всемирно известными экспедициях Д. Ли-вингстона и Г. Стенли и многих других. Имена и фотографии некоторых из этих африканцев остались в истории. Среди самых знаменитых
был Сиди Мубарак Бомбей, который за свою жизнь участвовал в экспедициях Р. Бертона, Дж. Спика, Дж. Гранта, Г. Стенли и В. Камерона, прошел по Африке 9600 км и в 1876 г. был награжден британским правительством серебряной медалью и пенсией. Частица имени этого человека - Сиди - совсем не случайна.
Ричард Бертон, один из наиболее известных европейских исследователей Африки в XIX в., в середине 1850-х годов описал происхождение этого неординарного человека: «.он один из тех характерных сиди (seedies), беглых рабов, нанимаемых как матросы и рубиль-щики угля, которые поддразниваниями, ужимками и россыпями смеха, различными песнями и танцами вызывали восхищение пассажиров англо-индийских пароходов». По словам Р. Бертона, Сиди Мубарак Бомбей был продан молодым в г. Килве, привезен неким индийским торговцем-банья в Индию, затем стал свободным и ждал момента, когда богатым сможет вернуться в свою деревню Ухиайо где-то на границе Танзании и Мозамбика [Bombay Africans 1850-1910 (Part Two)].
В целом из описания Р. Бертона и других данных по «бомбейцам» можно сделать вывод, что к середине XIX в. название «сиди» употреблялось в несколько другом значении, чем было ранее. Теперь оно связывалось с бывшими рабами, которые после освобождения в значительном числе работали на англо-индийских пароходных линиях в качестве матросов и обслуживающего персонала.
Другая группа «бомбейцев» стала ядром, вокруг которого при поддержке английских колониальных властей и христианских миссий в Восточной Африке были основаны поселения, названные Фриртаун и Рабаи [там же]. Их задачей была не только борьба с сохраняющейся в Африке работорговлей, но и развитие местных африканских обществ. С точки зрения британских колониальных властей, «бомбей-цы» являлись удобным инструментом управления недавно приобретенными африканскими колониальными владениями. Из их числа, например, не только набирались уже упоминавшиеся проводники для европейских экспедиций в Африку, но и формировались первые местные африканские кадры в административном аппарате колониальных Кении и Уганде. Однако «бомбейцы» сумели стать чем-то большим, чем проводниками решений колониальных властей, выйдя далеко за пределы отведенной им роли. Они строили школы, церкви и больницы, участвовали в строительстве железных дорог, проложенных вдоль бывших маршрутов торговли рабами [De Souza E., 2008].
Эти «бомбейцы» внесли заметный вклад в предоставление африканцам доступа к современному образованию и навыкам современной жизни, полученных ими в Индии. Они же участвовали в развитии ранних форм африканского бизнеса и производства в Кении, способствовали появлению здесь первых печатных изданий на английском и суахили.
Хотя полное наследие «бомбейцев» до конца не изучено и не осознано ни в Африке ни в Индии, не подлежит сомнению, что их история служит почти идеальным примером гуманитарного индийско-африканского сотрудничества, и в этом качестве могла быть весьма полезна и поучительна.
В современной Индии почти все потомки африканцев, за небольшим исключением потомков правящих династий княжеств Джанджи-ра и Сачин, находятся в самом низу социальной лестницы и заняты преимущественно ручным неквалифицированным трудом. Кроме социальной дискриминации им регулярно приходится сталкиваться с притеснениями и оскорблениями на расовой почве. Большинство индийцев не имеют представления о существовании в стране исторических общин выходцев из Африки, являющихся такими же гражданами Индии, как и они сами, и принимают сидди за недавних иммигрантов-африканцев, отношение к которым в индийском обществе зачастую весьма предвзято.
Основными социальными лифтами для сидди в настоящее время могут считаться музыка и спорт. Сохранившиеся музыкальные африканские традиции среди сильно ассимилированных в индийской культуре сидди являются одной из наиболее ярких характеристик их сообщества, отмечаемой всеми исследователями и наблюдателями жизни сидди. Самый известный из их музыкальных коллективов - «Сидди Гома» из Гуджарата объехал почти весь мир, с неизменной популярностью исполняя африканскую по типу музыку и танцы на африканских же инструментах [Siddi Goma. Dance...].
Помимо музыки и танцев, являющихся отголосками африканского наследия и часто смешанных с суфийскими исламскими традициями, другой возможностью для сидди вырваться из нищеты является спорт. Являясь страной с более чем миллиардным населением, Индия в сфере профессионального спорта, особенно в его олимпийских видах, остается почти незаметной. С целью изменения ситуации в этом вопросе индийские власти еще в 1987 г. приняли программу по подго-
товке индийских спортсменов, прежде всего легкоатлетов, из числа сидди, африканское происхождение которых, по мнению индийских спортивных чиновников, гарантировало успех. Программа была закрыта в 1993 г. в период бюджетных трудностей в Индии, но несколько лет назад опять заработала и имеет своей целью подготовить для Индии олимпийских чемпионов к Олимпийским играм 2024 г. [Watch: The African Community ..., 2016].
C 2000-х годов по мере усиления интереса к диаспорам и их роли в жизни принимающих обществ, в том числе культурной жизни, стало появляться все больше исследований сидди с точки зрения изучения их как представителей африканской диаспоры Индии. При этом отмечается, что продолжающаяся маргинализация сидди в индийском обществе независимо от их религиозной принадлежности приводит к постепенному осознанию в их среде необходимости выработки новой идентичности, например представления о себе как об единой диаспоре. Этим же, по мнению ряда исследователей, вызваны переход различных групп потомков африканцев в Индии, достаточно слабо связанных между собой местом происхождения, языком, обычаями предков и истории, к самоназванию сидди и наметившаяся тенденция к объединению всех их организаций в одну большую ассоциацию, способную эффективнее отстаивать интересы сидди на общеиндийском уровне [Kumar, 2008, p. 73-75]. Характерно, что в данных условиях важнейшим средством самоидентификации сидди становятся их воссоздаваемые «африканские традиции», которые зачастую отражают всего лишь запрос на экзотику, но в реальности часто весьма далеки от подлинных и давно утраченных африканских культурных навыков, привычек и одежды.
Список литературы
Basu H. Africans in India - Past and Present // Internationales Asienforum. International Quarterly for Asian Studies.-2001. - Vol. 32, N 3-4. - P. 253-274. - URL: https://crossasia-journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/iaf/article/view/909/882 (дата обращения: 06.05.2019).
Basu H., von Schwerin K., Minda A. Daff Music of Yemeni-Habshi in Hyderabad // Journeys and Dwellings Indian Ocean Themes in South Asia / Ed. by Basu Helen. - Hyderabad: Orient Longman Private Limited, 2008. - P. 288-303.
Blench R. Detecting the cultural impact of slavery from Africa in the Indian Ocean. Abstracts. - URL:
http://www.academia.edu/3442467/Detecting_the_cultural_impact_of_slavery_from_Africa _in_the_Indian_Ocean (дата обращения: 06.05.2019).
Blench R. Using diverse sources of evidence for reconstructing the prehistory of musical exchanges in the Indian Ocean and their broader significance for cultural prehistory.-2012, - 1 November. - URL:
http://www.rogerblench.info/Archaeology/Africa/AAR%20paper%20Indian%200cean.pdf (дата обращения: 07.05.2019).
Jayasuriya S. de S. Identifying Africans in Asia: What's in a name? // Uncovering the History of Africans in Asia / Ed. by Shaihan de Silva Jayasuriya and Jean-Pieree Angenot. -Brill: Leiden, 2008. - Chapter 2. - P. 9-10. - ISBN 978-90-04-16291-4.
Bombay Africans 1850-1910 (Part One). Introduction. Royal Geographical Society. -URL: http://www.antislavery.ac.uk/items/show/879 (дата обращения: 26.12.2018).
Bombay Africans 1850-1910 (Part Two). The Bombay Africans. Royal Geographical Society. - URL:
http://www.friendsofmombasa.com/app/download/29319758/sisi+BombayAfricansPartTwo. pdf (дата обращения: 26.12.2018).
Chauhan R.S. Siddis of Janjira and the Portuguese. Ph.D Thesis. University of Goa, 1993. - URL: http://shodhganga.inflibnet.ac.in:8080/jspui/handle/10603/31595 (дата обращения: 08.05.2019).
Cit. on: Kazi R. From African Slave to Deccani Military and Political Leader: Examining Malik Ambar's Life and Legacy // TCNJ Journal of Student Scholarship. - 2012. -April, Vol. 14. - URL: http://joss.pages.tcnj.edu/files/2012/04/2012-Kazi.pdf (дата обращения: 07.05.2019).
De Silva J.S. Identifying Africans in Asia: What's in a name? // Uncovering the History of Africans in Asia / Ed. by de Silva S. J, Angenot J.P. - Brill: Leiden, 2008. - Chapter 2. -P. 7-36.
De Souza E. Bombay Africans // Mumbai Mirror. - 2008. - 23 October. - URL: https://mumbaimirror.indiatimes.com/opinion/columnists/eunice-de-souza/articleshow/15863518.cms (дата обращения: 26.12.2018).
De Souza T. Manumission of Slave in Goa During 1682 to 1760 as Found in Codex 860 // TADIA. The African Diaspora in Asia. Explorations on a Less Known Fact / Ed. by Pra-sad K.K., Angenot J.P. - Bangalore: Jana Jagrati Prakashana, 2008. - URL: https://www.researchgate.net/publication/200764409_Manumission_of_Slaves_in_Goa_Durin g_1682_to_1760/link/088038974b488f601b8251f2/download (дата обращения: 26.12.2018).
Goffe L. Africans in India, a hidden history // New African. - 2013. - N 530, July 2. -P. 68-69. - URL: https://www.questia.com/magazine/1G1-338119511/africans-in-india-a-hidden-history-a-new-exhibition (дата обращения: 27.12.2018).
Ibn Battuta. Travels in Asia and Africa // Indian Sources for African History. - Delhi: International Writers Emporium, UNESCO, 1988. - Vol. 1 / by S.A.I. Tirmizi. - P. 6-7.
Ifthekhar J.S. 'Marfa' band of the Siddis 'losing' its beat // The Hindu. - 2011-10 July. -URL: http://www.thehindu.com/news/cities/Hyderabad/marfa-band-of-the-siddis-losing-its-beat/article2216021.ece (дата обращения: 26.12.2018).
Kumar S. Issues of Identity and Assimilation of African Diaspora in India: A Study of Siddi Community of Karnataka: Thesis submitted to Jawaharlal Nehru University for the award of Degree of Doctor of Philosophy. School of International Studies of the Jawaharlal Nehru University. - New Delhi, 2008. - 265 p. - URL: http://shodhganga.inflibnet.ac.in:8080/jspui/bitstream/10603/32295/7/07_chapter%201.pdf; http://shodhganga.inflibnet.ac.in/handle/10603/32295 (дата обращения: 26.12.2018)
Siddi Goma. Dance of Gujarat - an Indian Dance. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_aS-WKFSq8U (дата обращения: 26.12.2018).
Lodhi A. Y. Bantu origin of the Sidis of India // Pambazuka News. - 2008. - 29 October Issue 404. - URL: https://www.pambazuka.org/global-south/bantu-origins-sidis-india (дата обращения: 07.05.2019).
Malik Ambar: A remarkable life // The Tribune of India. - 2006. - 13 August. - URL: https://www.tribuneindia.com/2006/20060813/spectrum/art.htm (дата обращения: 28.12.2018).
Malik Ambar: Black Sultan of India & Military guru of the Marathas // Sanskriti Mag-azine.-2014. 27 July. - URL: https://www.sanskritimagazine.com/history/malik-ambar-black-sultan-india-military-guru-marathas (дата обращения: 20.08.2020).
Omar H. Ali. The African Diaspora in the Indian Ocean World. - 2011. - URL: http://exhibitions.nypl.org/africansindianocean/index2.php (дата обращения: 08.05.2019).
Omar H. Ali. Malik Ambar: The Legacy of an Ethiopian Ruler in India. - URL: https://libres.uncg.edu/ir/uncg/f70_Ali_MalikAmbar_2011.pdf (дата обращения: 08.05.2019).
Pinto J. The African Native in Indiaspora // Uncovering the History of Africans in Asia / Ed. by Shaihan de Silva Jayasuriya and Jean-Pieree Angenot. - Brill: Leiden, 2008. -Chapter 9. - P. 139-154.
Siddi Goma. Dance of Gujarat - an Indian Dance. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_aS-WKFSq8U (дата обращения: 26.12.2018).
Singh J. African Indians in Bolliwood. Kamal Amrohi's Razia Sultan // India in Africa, Africa in India. Indian Ocean Cosmopolitanisms / Ed. by Hawley J.C. - Indiana: Indiana University Press, 2008. - P. 273-288.
VOA News: From Slavery to Monarchy - Rise of African Elites in India. US Fed News Service. - 2009. - 27 October. - URL: https://www.voanews.com/archive/slavery-monarchy-rise-african-elites-india (дата обращения: 07.05.2019).
Watch: The African Community That Is India's Hope For An Olympic Medal // The Wire. - 2016. - 3 March. - URL: https://thewire.in/40598/siddis-africans-in-india-video (дата обращения: 06.05.2019).
Wink A. Al Hind: The Making of the Indo-Islamic World // Kenoyer J. Mark, Bhan Kuldeep K. Sidis and the Agate Bead Industry of Western India. - Delhi: Oxford University Press, 1990. - Vol. 1. - P. 32-33. - URL: https://www.harappa.com/sites/default/files/pdf/Kenoyer2004_Sidis%20in%20the%20Agate %20Bead%20Industry%20of%20Western%20Indi.pdf (дата обращения: 06.05.2019).
References
Basu, H. (2001). Africans in India - Past and Present. In: Internationales Asienforum. In International Quarterly for Asian Studies, (Vol. 32), (3-4), 253-274. Retrieved from: URL: https://crossasia-journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/iaf/article/view/909/882 (date of the application: 06.05.2019).
Basu, H., von Schwerin, K. & Minda, A. (2008). Daff Music of Yemeni-Habshi in Hyderabad. Basu Helen (ed.). In Journeys and Dwellings Indian Ocean Themes in South Asia (pp. 288-303). Hyderabad: Orient Longman Private Limited.
Blench, R. Detecting the cultural impact of slavery from Africa in the Indian Ocean. Abstracts. Retrieved from: URL:
http://www.academia.edu/3442467/Detecting_the_cultural_impact_of_slavery_from_Africa _in_the_Indian_Ocean (date of the application: 06.05.2019).
Blench, R. (2012, 1 November). Using diverse sources of evidence for reconstructing the prehistory of musical exchanges in the Indian Ocean and their broader significance for cultural prehistory. Retrieved from: URL:
http://www.rogerblench.info/Archaeology/Africa/AAR%20paper%20Indian%20Ocean.pdf (date of the application: 07.05.2019).
Jayasuriya, S. de S. (2008). Identifying Africans in Asia: What's in a name? Shaihan de Silva Jayasuriya and Jean-Pieree Angenot (eds.). In Uncovering the History of Africans in Asia, Chapter 2, (pp. 9-10). Brill, Leiden. ISBN 978-90-04-16291-4.
(Anonymous). Bombay Africans 1850-1910 (Part One). Introduction. Royal Geographical Society. Retrieved from: URL: http://www.antislavery.ac.uk/items/show/879 (date of the application: 26.12.2018).
(Anonymous). Bombay Africans 1850-1910 (Part Two). The Bombay Africans. Royal Geographical Society. Retrieved from: URL:
http://www.friendsofmombasaxom/app/download/29319758/sisi+BombayAfricans PartTwo.pdf (date of the application: 26.12.2018).
Chauhan R.S. (1993). Siddis of Janjira and the Portuguese. Ph.D Thesis. University of Goa. Retrieved from: URL:
http://shodhganga.inflibnet.ac.in:8080/jspui/handle/10603/31595 (date of the application: 08.05.2019).
Cit. on: Kazi, R. (2012, April). From African Slave to Deccani Military and Political Leader: Examining Malik Ambar's Life and Legacy. In TCNJ Journal of Student Scholarship, (Vol. XIV). Retrieved from: URL: http://joss.pages.tcnj.edu/files/2012/04/2012-Kazi.pdf (date of the application: 07.05.2019).
De Silva, J.S. (2008). Identifying Africans in Asia: What's in a name? De Silva S.J. & Angenot J.P. (eds.). In Uncovering the History of Africans in Asia. Chapter 2. (pp. 7-36.) Brill: Leiden.
De Souza, E. (2008, 23 October). Bombay Africans. In Mumbai Mirror. Retrieved from: URL: https://mumbaimirror.indiatimes.com/opinion/columnists/eunice-de-souza/articleshow/15863518.cms (date of the application: 26.12.2018).
De Souza, T. (2008). Manumission of Slave in Goa During 1682 to 1760 as Found in Codex 860. Prasad K.K. & Angenot J.P. (eds.). In TADIA. The African Diaspora in Asia. Explorations on a Less Known Fact - Bangalore, Jana Jagrati Prakashana. Retrieved from: URL:
https://www.researchgate.net/publication/200764409_Manumission_of_Slaves_in_Goa_Durin g_1682_to_1760/link/088038974b488f601b8251f2/download (date of the application: 26.12.2018).
Goffe, L. (2013, July). Africans in India, a hidden history. In New African, (530), pp. 68-69. Retrieved from: URL: https://www.questia.com/magazine/1G1-338119511/africans-in-india-a-hidden-history-a-new-exhibition (date of the application: 27.12.2018).
Ibn Battuta (1988). Travels in Asia and Africa. In Indian Sources for African History. By S.A.I. Tirmizi. UNESCO. (Vol. 1), (pp. 6-7). Delhi: International Writers Emporium.
Ifthekhar, J.S. (2011, 10 July). 'Maria' band of the Siddis 'losing' its beat. In The Hindu. Retrieved from: URL: http://www.thehindu.com/news/cities/Hyderabad/marfa-band-of-the-siddis-losing-its-beat/article2216021.ece (date of the application: 26.12.2018).
Kumar, S. (2008). Issues of Identity and Assimilation of African Diaspora in India: A Study of Siddi Community of Karnataka. Thesis submitted to Jawaharlal Nehru University for the award of Degree of Doctor of Philosophy. School of International Studies of the Jawaharlal Nehru University. New Delhi. Retrieved from: URL: http://shodhganga.inflibnet.ac.in:8080/jspui/bitstream/10603/32295/7/07_chapter%201.pdf; http://shodhganga.inflibnet.ac.in/handle/10603/32295 (date of the application: 26.12.2018).
(Anonymous). Siddi Goma Dance of Gujarat - an Indian Dance. Retrieved from: URL: https://www.youtube.com/watch?v=_aS-WKFSq8U (date of the application: 26.12.2018).
Lodhi, A.Y. (2008, 29 October). Bantu origin of the Sidis of India. In Pambazuka News, (Issue 404). Retrieved from: URL: https://www.pambazuka.org/global-south/bantu-origins-sidis-india (date of the application: 07.05.2019).
(Anonymous) (2006, 13 August). Malik Ambar: A remarkable life. In The Tribune of India. Retrieved from: URL:
https://www.tribuneindia.com/2006/20060813/spectrum/art.htm (date of the application: 28.12.2018).
(Anonymous) (2014, 27 July). Malik Ambar: Black Sultan of India & Military guru of the Marathas. In Sanskriti Magazine. URL:
https://www.sanskritimagazine.com/history/malik-ambar-black-sultan-india-military-guru-marathas (дата обращения: 20.08.2020).
Omar, H. Ali. (2011). The African Diaspora in the Indian Ocean World. Retrieved from: URL: http://exhibitions.nypl.org/africansindianocean/index2.php (date of the application: 08.05.2019).
Omar, H. Ali. Malik Ambar: The Legacy of an Ethiopian Ruler in India. Retrieved from: URL: https://libres.uncg.edu/ir/uncg/fZO_Ali_MalikAmbar_2011.pdf (date of the application: 08.05.2019).
Pinto, J. (2008). The African Native in Indiaspora. Shaihan de Silva Jayasuriya and Jean-Pieree Angenot (eds.). In Uncovering the History of Africans in Asia, Chapter 9, 139154. Brill: Leiden.
Singh, J. (2008). African Indians in Bolliwood. Kamal Amrohi's Razia Sultan. Haw-ley J.C. (ed.). In India in Africa, Africa in India. Indian Ocean Cosmopolitanisms, 273-288. Indiana University Press.
(Anonymous) (2009, 27 October). VOA News: From Slavery to Monarchy - Rise of African Elites in India. US Fed News Service. Retrieved from: URL: https://www.voanews.com/archive/slavery-monarchy-rise-african-elites-india (date of the application: 07.05.2019).
(Anonymous) (2016, 3 March). Watch: The African Community That Is India's Hope For An Olympic Medal. In The Wire. Retrieved from: URL: https://thewire.in/40598/siddis-africans-in-india-video (date of the application: 06.05.2019).
Wink, A. (1990). Al Hind: The Making of the Indo-Islamic World. In Kenoy-er J. Mark, Bhan Kuldeep K. Sidis and the Agate Bead Industry of Western India, (Vol. 1), pp. 32-33. Delhi: Oxford University Press. Retrieved from: URL: https://www.harappa.com/sites/default/files/pdf/Kenoyer2004_Sidis%20in%20the%20Agate %20Bead%20Industry%20of%20Western%20Indi.pdf (date of the application: 06.05.2019).