Научная статья на тему 'Специфика африканской миграции в Великобританию колониальной эпохи (XVI - XIX вв. )'

Специфика африканской миграции в Великобританию колониальной эпохи (XVI - XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЭПОХА / АФРИКАНЦЫ / MIGRATION / GREAT BRITAIN / EPOCH / AFRICANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпов Григорий Алексеевич

История пребывания африканцев на территории современной Великобритании, по данным археологии, начинается с I в. н.э. Этой исторической эпохой датируются древнейшие захоронения людей африканского происхождения в пределах Лондона (основан римлянами в 43 г. н.э.). Будущая столица Британской империи уже тогда была заметным поселением, где проживали отставные военные, торговцы, мореплаватели. Город имел довольно разнообразный этнический состав, включавший представителей многих народов Римской империи. Вполне логичными здесь выглядят и следы проживания выходцев из Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF AFRICAN MIGRATION TO BRITAIN OF THE COLONIAL ERA (16-19th CENTURIES)

The history of Africans ' existence in the territory of modern Great Britain, according to archaeology, begins from the I century A.D. The oldest burials of people of African origin within London (founded by the Romans in 43 A.D.) are dated from this historical era. The future capital of the British Empire was already a notable settlement, home for retired soldiers, merchants, and seafarers. The city had a fairly diverse ethnic composition, which included representatives of many peoples of the Roman Empire. Traces of the residence of immigrants from Africa also seem quite logical here.

Текст научной работы на тему «Специфика африканской миграции в Великобританию колониальной эпохи (XVI - XIX вв. )»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

SOCIAL SCIENCES.

2019. No. 4

УДК 94(410)

DOI 10.23683/0321-3056-2019-4-39-44

СПЕЦИФИКА АФРИКАНСКОЙ МИГРАЦИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭПОХИ (XVI - XIX вв.)

© 2019 г. Г.А. Карпов а

а Институт Африки Российской академии наук, Москва, Россия

THE SPECIFICS OF AFRICAN MIGRATION TO BRITAIN OF THE COLONIAL ERA (16-19th CENTURIES)

G.A. Karpov a

а Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Карпов Григорий Алексеевич -

кандидат исторических наук,

младший научный сотрудник,

Институт Африки Российской академии наук,

ул. Спиридоновка, 30/1, Москва, 123001, Россия.

E-mail: grigoriyal@inbox.ru

Grigory A. Karpov -

Candidate of History, Junior Researcher, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Spiridonovka St., 30/1, Moscow, 123001, Russia. E-mail: grigoriyal@inbox.ru

История пребывания африканцев на территории современной Великобритании, по данным археологии, начинается с I в. н.э. Этой исторической эпохой датируются древнейшие захоронения людей африканского происхождения в пределах Лондона (основан римлянами в 43 г. н.э.). Будущая столица Британской империи уже тогда была заметным поселением, где проживали отставные военные, торговцы, мореплаватели. Город имел довольно разнообразный этнический состав, включавший представителей многих народов Римской империи. Вполне логичными здесь выглядят и следы проживания выходцев из Африки.

Ключевые слова: миграция, Великобритания, эпоха, африканцы.

The history of Africans ' existence in the territory of modern Great Britain, according to archaeology, begins from the I century A.D. The oldest burials of people of African origin within London (founded by the Romans in 43 A.D.) are dated from this historical era. The future capital of the British Empire was already a notable settlement, home for retired soldiers, merchants, and seafarers. The city had a fairly diverse ethnic composition, which included representatives of many peoples of the Roman Empire. Traces of the residence of immigrants from Africa also seem quite logical here.

Keywords: migration, Great Britain, epoch, Africans.

В 1953 г. в Восточном Сассексе были обнаружены останки женщины-африканки, относящиеся приблизительно к 245 г. н.э. [1, 2]. В 2013 г. археологические находки вновь подтвердили присутствие африканцев на Британских островах в средние века, возраст найденных захоронений был датирован промежутком времени с 896 г. по 1025 г. [3].

Редкое обнаружение следов присутствия людей африканского происхождения говорит нам, вероятно, о случайном попадании представителей Африки на территорию страны. Впрочем, достоверно утверждать, что африканцы не проживали на постоянной основе в средневековой Англии, нельзя. Соответствующие источники информации могли просто не сохраниться до наших дней.

Говоря о европейской работорговле, мы не можем игнорировать тот факт, что торговля людьми процветала в Африке и до эпохи колониализма. Африканский континент как источник живого товара фигурирует в исторических анналах с древнейших времен. Рабов-африканцев вывозили в Египет, Финикию, Грецию, Рим, Византию, Персию, Аравию, Турцию. Рудиментарно рабство и работорговля не изжиты в Африке (Мавритания, Судан, Сомали, Нигер) до сих пор.

Арабская работорговля, распространенная, прежде всего, в Северной и Юго-Восточной Африке, в отличие от европейской в течение Нового времени никогда не прекращалась. В XIX в. европейцы вообще работорговлю законодательно запретили и в меру сил и возможно-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

стей боролись с ней в Африке. Торговля рабами была приравнена к пиратству. Некоторых во-сточноафриканских правителей в середине и второй половине XIX в. британцы вынудили подписать соглашения о запрете работорговли. Фактически же арабы-работорговцы продолжали заниматься своим промыслом даже в ХХ в. В отношении к институту рабства властные элиты многих мусульманских стран, особенно в Саудовской Аравии, не испытывали в прошлом и не испытывают сейчас ни малейшей рефлексии.

Английская исследовательница М. Шервуд (M. Sherwood) отмечала, что в Британии отношение к африканцам ухудшалось по мере расширения колониальных владений и подъема работорговли. После начала активного завоза рабов из Африки в Северную Америку африканцев стали воспринимать как источник обогащения. Распространялась идея о том, что они только выиграют от порабощения, поскольку познакомятся с достижениями европейских стран. Широкое распространение позднее, на рубеже XVIII - XIX вв., получают идеи мессианства и продвижения цивилизации через христианизацию [4].

Вопрос о существовании потока рабов в саму Англию и соответственно масштабе присутствия там африканцев именно в качестве рабов остается весьма дискуссионным. Нет сведений о проведении в метрополии крупных аукционов по продаже рабов. Вероятно, африканцев в качестве рабов и личной прислуги могли оставлять себе капитаны, занимавшиеся работорговлей, но говорить о широком распространении этого явления не приходится.

Основной поток африканских рабов шел в североамериканские колонии, но поскольку трансатлантическая торговля не носила исключительно односторонний характер, часть африканцев (в статусе рабов и свободных) оседала в английских портовых городах. В 1730-х гг. африканцы-моряки сформировали, наверное, старейшую на Британских островах общину - в Ливерпуле [5]. Главная причина возникновения первой африканской коммуны именно в этом портовом городе проста. Ливерпуль в XVIII в. был одним из центров работорговли. К 1795 г., например, более половины (62,5 %) всей европейской торговли невольниками проходило через этот порт.

К 1770-м гг. можно говорить о существовании на туманном Альбионе уже четырех больших африканских анклавов - в Ливерпуле, Лон-

доне, Бристоле и Портсмуте [6]. Состав населения общин африканцев в Англии в конце XVIII в. разбавили лоялисты из числа невольников. После войны Североамериканских штатов за независимость 1775-1783 гг. незначительное число африканских рабов (за содействие английским войскам) получили свободу и смогли приехать на постоянное местожительство в метрополию.

Одной из возможностей для африканцев остаться в Англии была служба на флоте (торговом и военном). До 3 % моряков королевского флота в североамериканских колониях накануне Американской революции имели африканское происхождение. Службу на британском флоте того времени нельзя было назвать легкой. И африканцы, и британцы подвергались физическим наказаниям, с ними, как правило, не заключали прямые трудовые договора, работодатель мог фактически не платить им заработанные средства [7].

Положение свободных африканцев в метрополии в целом было близко к положению беднейших слоев английского общества. Не всегда благосостояние свободных африканцев-моряков было выше, чем, например, у африканцев-слуг, находящихся в статусе рабов. Кроме того, в те времена был широко распространен принудительный детский и подростковый труд без всяких скидок на цвет кожи и этническое происхождение. Свободное положение африканцев после отъезда из Англии не подтверждалось властями [6].

До отмены рабства в 1807 г. свободные африканцы-моряки в Англии не всегда обладали четким правовым статусом. С одной стороны, в британском флоте рабы практически не служили, централизовано их в метрополию не завозили. С другой стороны, рабский труд широко применялся в колониях, а работорговля в XVII -XVIII вв. успешно развивалась по обе стороны Атлантики. При таком раскладе неизбежны ситуации, когда свободные африканцы могли быть порабощены, а беглые рабы из Северной Америки выдавали себя за свободных моряков. Судьба африканцев, кем им быть, свободными или рабами, часто зависела от решения капитана судна, где волею судеб они оказались [6].

История сохранила несколько имен африканцев, служивших в армии и на флоте в конце XVIII - начале XIX в. Среди них был капитан Джон Перкинс [8], вероятно, первый офицер-мулат в Королевском флоте Великобритании.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

Натаниел Веллс [9], имевший валлийско-африканское происхождение, стал не только офицером британской армии, но и первым африканцем, занявшем пост верховного шерифа (в уэльском графстве Монмутшир) [10].

Можно предположить, что второй по замет-ности и численности группой африканцев после моряков были слуги. Первые сведения о слугах-африканцах, как мы могли видеть выше, относятся к XVI в. Рацвет моды на слуг африканского происхождения среди английской аристократии пришелся на XVIII в.

Слуги мужского пола были признаком высокого статуса, среди них была своя иерархия и специализация. Мальчики-пажи сопровождали дам из нобилитета вне дома. На кухне молодые африканцы часто становились помощниками поваров. Лакеи передавали письма, визитки, сообщения, бронировали для хозяев жилье на выездах и во время путешествий. Камердинер поддерживал в порядке снаряжение и одежду. Дворецкий присматривал за домашним имуществом, закупал продукты питания. Для управления большими хозяйствами привлекался стюард. Женщины обычно были горничными или простыми домработницами [11].

XIX в. в вопросе о присутствии и роде занятий африканцев в Великобритании примечателен несколькими обстоятельствами.

Во-первых, к 1840-м гг. практически полностью исчезают упоминания о выходцах из Африки, служивших на военно-морском флоте. С начала викторианской эпохи и вплоть до Первой мировой войны сохранялся официальный курс на исключение из армии мужчин африканского происхождения. Игнорировался этот курс только в отношении тех африканцев, кто имел востребованные вспомогательные специальности (кочегары, плотники, бондари) [12, р. 11].

Во-вторых, африканцы после отмены рабства в 1807 г. начали постепенно укреплять свои позиции в сфере оказания услуг и развлечений. Перестав быть чьим-то движимым имуществом, бывшие рабы стали экономически свободными и включились в капиталистические отношения. Объявления о поиске и предложении работы викторианской эпохи все чаще стали содержать вполне определенные упоминания об африканцах как об участниках рынка труда [13, р. 169].

Африканцы стали востребованы. В печатных органах нередко размещались объявления о поиске «цветных» работников с указанием, что небелый цвет кожи есть обязательное условие

2019. т. 4

для соискателей. Возможно, экзотическое происхождение работника повышало статус работодателя или работодатель, уже имея несколько «цветных» сотрудников, подбирал таких же для большей эффективности труда, не исключено, что указание цвета гарантировало непритязательность соискателей [13].

В последней четверти XIX - начале XX в. африканцы мужского пола обычно искали работу в сфере услуг, быта и домашнего хозяйства (дворецкий, камердинер, кучер, конюх, лакей, путешествующий слуга, официант, бармен, повар), а также развлечений (клоуны, музыканты, танцоры, дрессировщики, канатоходцы). Женщины занимали вакансии медсестер, сиделок, горничных, уборщиц [13].

Развлекательная сфера стала уделом многих африканцев с XVI в., когда в Англии появились этнографические шоу. Мигранты из Африки в подобных мероприятиях часто были всего лишь живыми экспонатами. Во второй половине XIX в. такие перформансы в связи с продвижением Великобритании на Африканском континенте стали особенно популярны. Они представляли из себя демонстрацию африканцев из различных племен и народностей. Большим успехом пользовались шоу с участием пигмеев, зулусов, бушменов [12, р. 15-16].

Африканцы также участвовали в театрализованных представлениях, где, как правило, играли отрицательные или малозначительные роли. Для викторианской Англии были нередки успешные карьеры отдельных призжих из Африки в узких сферах (боксеры, певцы, актеры, музыканты) [14].

Помимо этого, приезжие из Африки могли быть садовниками, каменщиками, шахтерами, мелкими бродячими торговцами [11]. К рубежу XIX - XX вв. встречаются сведения об африканцах, работавших в автомобильной промышленности, инженерах, строителях, пекарях [15, р. 174].

Совсем незначительную категорию африканцев в Великобритании XVIII - XIX вв. представляли дети [16] и студенты, отправленные на обучение в метрополию. Это могли быть выходцы из африканской элиты [17], будущие кадры для миссионерских структур, военные [18], служащие колониальных компаний. В последней четверти XIX в. практиковалась отправка на несколько месяцев в Великобританию полицейских из западноафриканских колоний для обучения на специальных курсах при военных учебных заведениях [12, р. 11].

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

Очень активна в этом отношении была западноафриканская знать, ее представители использовали любую возможность для отправки в Великобританию молодых людей на обучение. Юноши из племенной верхушки получали востребованные специальности врача, юриста, торговца [12, p. 3].

Вопрос о численности африканских мигрантов в Великобритании колониальной эпохи остается весьма неясным. Как мы отметили выше, значительное число африканцев были матросами, перемещавшимися из одного порта в другой. К постоянному населению они не относились, в официальные документы попадали редко, от случая к случаю. Поводом для записи о присутствии африканцев мог послужить обычно тот или иной казус, например, нарушение закона, болезнь, смерть, трудоустройство на берегу, женитьба и т.д. Если ничего существенного или курьезного не происходило, мигранты из Африки могли не попадать в статистику десятилетиями [12, p. 6].

Информацию об африканцах, проживающих в стране в XVIII - XIX вв., можно почерпнуть из объявлений и заметок о поиске беглых рабов, преступников, военнослужащих, подмастерьев, слуг. Надо принять во внимание ограниченность и ситуативность этих данных. В объявлениях не всегда указывался цвет кожи и этническое происхождение. Даже при регистрации брака, когда один или оба супруга имели африканское происхождение, в метриках местных властей цвет кожи молодожёнов в обязательном порядке не фиксировался. Такие детали прописывались только в случае необходимости, когда такой брак нес изменение (повышение или понижение) социального статуса супругов, мог повлиять на вопросы наследования [11, p. 114-116].

Африканцы в Великобритании появлялись в прессе не только в процессе поиска работы. Они могли стать героями публикаций специализированного лондонского издания «Полис Ньюс» («Police News»), известного своим неравнодушием к скабрезным новостям с криминальным уклоном [15, p. 173]. Этническое разнообразие стало визитной карточкой портовых городов Англии (особенно Лондона) достаточно давно. Уже с XVIII в. не редкостью было пребывание в Лондоне арабов, немцев, евреев, ирландцев, испанцев, французов. Африканцы к этому этнорелигиозному разнообразию добавляли свой колорит.

Неподтвержденные сведения из прессы говорят о том, что в 1764 г. в Лондоне проживало

2019. т. 4

около 20 тыс. слуг африканского происхождения [19]. Есть очевидно преувеличенные цифры о 30 тыс. африканцев, присутствовавших в XVIII в. на территории страны [20].

В 1787 г. британские власти вывезли около 4 тыс. африканцев из Лондона в колонию Сьерра-Леоне. Через пять лет к ним из Новой Шотландии присоединилась группа из приблизительно 1 тыс. африканских лоялистов. Они были эвакуированы из США после Войны за независимость, потому что выступали на стороне английских войск в обмен на освобождение от рабства.

Принимая во внимание эти обстоятельства, численность африканцев, проживавших в Великобритании в XVIII в. оценивается примерно в 10 тыс. человек [11, p. 114-116]. Не особо изменилась эта цифра и к рубежу XVIII - XIX вв. [21]. Хотя ряд исследователей склоняется к предположению, что в Англии XVIII в. вполне могло проживать и до 15 тыс. выходцев из Африки [22]. Это не так мало, как может показаться на первый взгляд, особенно, если учесть, что эта цифра составляла от 1 до 3 % всего населения Лондона в XVIII в. [23].

Значительное число сведений о возрасте африканцев относятся к группе 10-19 лет, меньше, но вполне сопоставима по частоте упоминаний группа 20-29 лет. Подрастающее поколение и люди старше 30 лет встречаются в записях крайне редко. В записи попадали, прежде всего, люди молодые, здоровые, способные к обучению языку и длительному тяжелому труду. Высокая физическая нагрузка и специфика деятельности (мореплавание, работа на дому) определили абсолютное преобладание среди африканцев в Англии мужчин (75-80 % от общей численности) [7, p. 69-71].

Как видим, по археологическим данным, первые африканцы на территории Британских островов появились приблизительно в I в. н.э. Согласно подтвержденным письменным источникам, присутствие выходцев из Африки становится в Англии постоянным с XVI в. Первые упоминания о заметном (несколько сотен человек) в масштабе всей страны пребывании африканцев относится к правлению Елизаветы I.

Прибытие значительного числа представителей африканского континента в портовые города Англии (Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Бристоль) и формирование там в XVIII в. их первых общин полностью совпадают с периодом становления британской колониальной им-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

перии и расцвета европейской трансатлантической работорговли. После законодательного запрета этого бизнеса в 1807 г. приток африканцев в метрополию практически полностью прекратился. Численность выходцев из Африки, постоянно проживавших в Великобритании в XVIII - XIX вв., составляла приблизительно 1015 тыс. человек.

Основными сферами деятельности, где использовался труд африканцев, были мореплавание, а также сфера услуг и развлечений. Мигранты из Африки занимали преимущественно низкоквалифицированные и плохо оплачиваемые рабочие места. Статус и материальное положение абсолютного большинства африканцев как свободных, так и зависимых, находящихся на положении рабов, был близок к положению бедных слоев английского общества.

Период миграции африканцев в Великобританию с XVI по XIX в. можно обозначить как эпизодический. Для данного этапа миграции характерны редкие и случайные упоминания о нахождении в стране выходцев из Африки. В это время отсутствовали стабильные каналы приезда африканцев. Правовой статус и вопрос о легальности пребывания в стране мигрантов из Африки далеко не всегда носили ясный характер.

Между тем именно этот этап заложил фундамент для качественного изменения африканской миграции в первой половине XX в. Выходцы из Африки заняли свою мало для кого привлекательную нишу в принимающем обществе. Их присутствие по крайней мере в портовых городах страны стало обыденной реальностью. Несколько выдающихся личностей из числа африканских мигрантов даже добились успеха и высокого положения в метрополии.

Литература и примечания

1. The surprising diversity of Roman London // Muséum of London Docklands, Jule 1, 2018. URL: https://www.museumoflondon.org.uk/discover/surprising -diversity-roman-london-docklands (дата обращения: 10.07.2019).

2. Centuries old Beachy Head Lady's face revealed // BBC. February 1, 2014. URL: https:// www.bbc.com/news/uk-england-sussex-25962183 (дата обращения: 10.07.2019).

3. Gover D. The First Black Briton? 1,000 Year Old Skeleton of African Woman Discovered by Schoolboys in Gloucestershire River. URL: https:// www.ibtimes.co.

uk/fairford-sub-sahara-africa-skeleton-gloucestershire-507102 (дата обращения: 10.07.2019).

4. Sherwood M. British attitudes to 'others'. URL: http://revealinghistories.org.uk/africa-the-arrival-of-europeans-and-the-transatlantic-slave-trade/articles/ british-attitudes-to-others.html (дата обращения: 11.07.2019).

5. Costello R. The Liverpool-born black community // Diverse Magazine. May 14, 2015. URL: http:// di-versemag.co.uk/the-liverpool-born-black-community/ (дата обращения: 11.07.2019).

6. Foy Ch. R. "Unkle Sommerset's" freedom: liberty in England for black sailors // Journal for Maritime Research. 2011. Vol. 13, № 1. P. 21-36.

7. Chater K. Black People in England, 1660-1807 // Parliamentary History. 2007. Vol. 26. P. 68-80.

8. Джон Перкинс (ум. 1812 г., англ. John Perkins) -английский капитан смешанного афро-британского происхождения (точная дата и место рождения неизвестны). Участник войны Североамериканских штатов за независимость.

9. Натаниел Веллс (1779-1852, англ. Nathaniel Wells) - сын валлийского работорговца и африканской невольницы, унаследовавший состояние отца (плантации, рабы). Получил хорошее образование в Лондоне, владел большими земельными угодьями в Монмутшире, где занимал несколько высоких административных должностей (в т. ч. мирового судьи).

10. The London Gazette. January 27, 1818. № 17326. P. 188. URL: https://www.thegazette.co.uk/London/ is-sue/17326/page/188 (дата обращения: 11.07.2019).

11. Chater K. Job Mobility amongst Black People in England and Wales during the Long Eighteenth Century // Immigrants & Minorities. Historical Studies in Ethnicity, Migration and Diaspora. 2010. Vol. 28, Iss. 2-3: Belonging in Europe.

12. Killingray D. Africans in the United Kingdom: An introduction // Immigrants & Minorities. 1993. Vol. 12, Iss. 3: Africans in Britain.

13. Bressey C. Looking for Work: The Black Presence in Britain 1860-1920 // Immigrants & Minorities. Historical Studies in Ethnicity, Migration and Diaspora. 2010. Vol. 28.

14. Osborne D. Op. cit. P. 15-18.

15. Green J. Some findings on Britain's black working class, 1900-1914 // Immigrants & Minorities. Historical Studies in Ethnicity, Migration and Diaspora. 1990. Vol. 9, № 2.

16. К 1794 г. относятся сведения о присутствии в Ливерпуле от 50 до 70 африканских детей (Morning Gazette).

17. Король народа темне Наимбана II (Naimbanna) отправил двух сыновей на обучение в Европу, одного в 1785 г. во Францию, второго в 1791 г. в Англию. Саму-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4

ел Морока (Samuel Moroka), сын правителя тсвана, получал образование в Кентербери. Сыновья короля лози, Леваника I, в начале XX в. обучались в частной школе «Бетани скул» («Bethany School») графства Кент.

18. В 1850-х гг. военное министерство оплатило обучение трех африканцев из Сьерра-Леоне специальности армейского врача. Одним из них был Афри-кан Хортон, известный африканский писатель.

19. Такая численность африканских слуг («Negree servants») фигурировала в журнале «Gentleman's Magazine»

20. Газетные сведения (Morning Gazette).

21. What evidence is there of a black presence in Britain and north west England? // Revealing Histories. URL: http://revealinghistories.org.uk/what-evidence-is-there-of-a-black-presence-in-britain-and-north-west-england.html (дата обращения: 11.07.2019).

22. Frederick Douglass Project: Terry's Allen's "Blacks in Britain" Essay // River Campus Libraries. URL: https:// rbscp.lib.rochester.edu/2509 (дата обращения: 11.07.2019).

23. The First Black Britons // BBC. 17.02.2011. URL: http://www.bbc. co.uk/history/british/empire_seapower/ black_britons_01. shtml (дата о бращения: 11.07.2019).

References

1. The surprising diversity of Roman London. Museum of London Docklands. Jule 1, 2018. Available at: https://www.museumoflondon.org.uk/discover/surprising-diversity-roman-london-docklands (accessed 10.07.2019).

2. Centuries old Beachy Head Lady's face revealed. BBC. February 1, 2014. Available at: https:// www.bbc. com/ news/uk-england-sussex-25962183 (accessed 10.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gover D. The First Black Briton? 1,000 Year Old Skeleton of African Woman Discovered by Schoolboys in Gloucestershire River. Available at: https:// www. ibtimes.co.uk/fairford-sub-sahara-africa-skeleton-gloucestershire-507102 (accessed 10.07.2019).

4. Sherwood M. British attitudes to 'others'. Available at: http://revealinghistories.org.uk/africa-the-arrival-of-europeans-and-the-transatlantic-slave-trade/articles/british-attitudes-to-others.html (accessed 11.07.2019).

5. Costello R. The Liverpool-born black community. Diverse Magazine. May 14, 2015. Available at: http:// di-versemag.co.uk/the-liverpool-born-black-community/ (accessed 11.07.2019).

6. Foy Ch. R. "Unkle Sommerset's" freedom: liberty in England for black sailors. Journal for Maritime Research. 2011, vol. 13, No. 1, pp. 21-36.

7. Chater K. Black People in England, 1660-1807. Parliamentary History. 2007, vol. 26, pp. 68-80.

Поступила в редакцию / Received

8. John Perkins (d. 1812) - an English captain of mixed Afro-British descent (the exact date and place of birth are unknown). Participant of the North American Independence War.

9. Nathaniel Wells (1779-1852) - the son of a Welsh slave trader and African slave who inherited his father's condition (plantations, slaves). He received a good education in London, owned large land in Monmouthshire, where he held several high administrative posts (including Magistrate).

10. The London Gazette. January 27, 1818, № 17326, p. 188. Available at: https:// www.thegazette.co.uk/ Lon-don/issue/17326/page/188 (accessed 11.07.2019).

11. Chater K. Job Mobility amongst Black People in England and Wales during the Long Eighteenth Century. Immigrants & Minorities. Historical Studies in Ethnicity, Migration and Diaspora. 2010, vol. 28, iss. 2-3: Belonging in Europe.

12. Killingray D. Africans in the United Kingdom: An introduction. Immigrants & Minorities. 1993, vol. 12, iss. 3: Africans in Britain.

13. Bressey C. Looking for Work: The Black Presence in Britain 1860-1920. Immigrants & Minorities. Historical Studies in Ethnicity, Migration and Diaspora. 2010, vol. 28.

14. Osborne D. Op. cit., pp. 15-18.

15. Green J. Some findings on Britain's black working class, 1900-1914. Immigrants & Minorities. Historical Studies in Ethnicity, Migration and Diaspora. 1990, vol. 9, No. 2.

16. By 1794, there were reports of the presence in Liverpool from 50 to 70 African children (Morning Gazette).

17. The king of the Temne people -Naimbanna II sent two sons to study in Europe, the first - in 1785 to France, the second - to England in 1791. Samuel Moroka, son of the ruler of the Tswana, got education in Canterbury. Sons of the king of Lozi, Levanik I, at the beginning of 20th century studied at the private Bethany School, Kent.

18. In the 1850s the War Department paid for the training of three Africans from Sierra Leone specializing as a Military (Army) Doctor. One of them was African Horton, a famous African writer.

19. This number of African servants (Negro Servants) was featured in the Gentleman's Magazine.

20. Newspaper information (Morning Gazette).

21. What evidence is there of a black presence in Britain and north west England? Revealing Histories. Available at: http://revealinghistories.org.uk/what-evidence-is-there-of-a-black-presence-in-britain-and-north-west-england.html (accessed 11.07.2019).

22. Frederick Douglass Project: Terry's Allen's "Blacks in Britain" Essay. River Campus Libraries. Available at: https://rbscp.lib.rochester.edu/2509 (accessed 11.07.2019).

23. The First Black Britons. BBC. 17.02.2011. Available at: http:// www.bbc.co.uk/history/british/empire_ seapow-er/black_britons_01.shtml (accessed 11.07.2019).

18 ноября 2019 г. / November 18, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.