Научная статья на тему '"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН: ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК (XVI - НАЧАЛО XX ВЕКА)'

"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН: ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК (XVI - НАЧАЛО XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"АФРИКАНСКИЙ ЛОНДОН" / АФРИКАНЦЫ / ТОПОГРАФИЯ / РАЙОНЫ ЛОНДОНА / ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОПОГРАФИИ "АФРИКАНСКОГО" ЛОНДОНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинова Елизавета Викторовна

В статье представлен процесс формирования топографии «африканского» Лондона. Лондон, столица крупнейшей метрополии, на протяжении веков принимая большие потоки людей извне, вместил немалое число африканцев. Источники о местах их расселения в британской столице немногочисленны, в них не отражена детальная информация, а сами африканцы нередко были включены в общий корпус «черных» без какого-либо различия. Наиболее информативными источниками являлись записи церковных приходов Лондона, материалы личного происхождения, а с XIX в. - документы статистики, фотодокументы. Расселение африканцев происходило пропорционально эволюции их статуса. Их диверсификация, напрямую связанная с уровнем образования и освоением ими новых профессий, проецировалась на топографию города: профессионалы закрепились в центральных районах, беднота освоила восточную часть города, африканцы, занятые в сфере услуг, проживали во многих районах британской столицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "AFRICAN” LONDON: TOPOGRAPHIC CHRONICLES (XVI - EARLY XX CENTURIES)

The article presents the process of topographical formation of “African” London. Over the centuries as a capital of the world’s largest metropolis, London has hosted large flows of people from outside; these included a considerable number of Africans. Sources describing their habitat surroundings in the British capital are limited in number, they do not reveal much detailed information, and the Africans themselves were frequently included in the general category of all “blacks” of London. The most informative sources were London church parish records, materials of private origin and from the XIX century - statistical and photographic records. The settlement geography of Africans in London was proportional to the evolution of their status in the society. Their diversification, directly related to the level of education and their development of new professions, was projected onto the topography of the city: professionals gained a foothold in the Central districts, the poor mastered the Eastern part of the city, Africans employed in the service sector settled throughout the British capital.

Текст научной работы на тему «"АФРИКАНСКИЙ" ЛОНДОН: ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК (XVI - НАЧАЛО XX ВЕКА)»

УДК 94.6 ББК 63.3(0)5

DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-307-317

«АФРИКАНСКИМ» ЛОНДОН: топографический очерк (XVI - начало XX века)

Е.В. Блинова

Аннотация. В статье представлен процесс формирования топографии «африканского» Лондона. Лондон, столица крупнейшей метрополии, на протяжении веков принимая большие потоки людей извне, вместил немалое число африканцев. Источники о местах их расселения в британской столице немногочисленны, в них не отражена детальная информация, а сами африканцы нередко были включены в общий корпус «черных» без какого-либо различия. Наиболее информативными источниками являлись записи церковных приходов Лондона, материалы личного происхождения, а с XIX в. — документы статистики, фотодокументы. Расселение африканцев происходило пропорционально эволюции их статуса. Их диверсификация, напрямую связанная с уровнем образования и освоением ими новых профессий, проецировалась на топографию города: профессионалы закрепились в центральных районах, беднота освоила восточную часть города, африканцы, занятые в сфере услуг, проживали во многих районах британской столицы.

Ключевые слова: «африканский Лондон», африканцы, топография, районы Лондона, источники формирования топографии «африканского» Лондона.

Для цитирования: Блинова Е.В. «Африканский» Лондон: топографический очерк (XVI -начало XX века) // Преподаватель XXI век. 2022. № 3. Часть 2. С. 307-317. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-307-317

Topographic Chronicles (XVI - Early XX Centuries) | E.V. Blinova

Abstract. The article presents the process of topographical formation of "African" London. Over the centuries as a capital of the world's largest metropolis, London has hosted large flows of people from outside; these included a considerable number of Africans. Sources describing their habitat surroundings in the British capital are limited in number, they do not reveal much detailed information, and the Africans themselves were frequently included in the general category of all "blacks" of London. The most informative sources were London church parish records, materials of private origin and from the XIX century — statistical and photographic records. The settlement geography of Africans in London was proportional to the evolution of their status in the society. Their diversification, directly related to the level of education and their development of new professions, was projected onto the topography of the city:

THE "AFRICAN" LONDON:

307

© Блинова Е.В., 2022

ES

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

professionals gained a foothold in the Central districts, the poor mastered the Eastern part of the city, Africans employed in the service sector settled throughout the British capital.

Keywords: "African" London, Africans, the topography, districts of London, sources of topographical formation of "African" London.

Cite as: Blinova E.V. The "African" London: Topographic Chronicles (XVI — Early XX Centuries). Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 3, part 2, pp. 307317. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-307-317

308

Лондон — «глобус многих наций» — мегаполис, отличающийся этническим и расовым многообразием [1, с. 805]. Его облик формировался в ходе столетий. Город рос за счет миграционных процессов. История топографии «африканского» Лондона как части истории самого Лондона — столицы Англии (империя, метрополия) — встроила его в некий хронотоп, обеспечивший возможность исследования формирования облика города с учетом взаимосвязи и взаимозависимости комплекса временных и пространственных характеристик.

Изучение расселения африканцев по Лондону неразрывно связано с эволюцией их статуса. Анализ сферы занятий, социального положения и настроений позволяет выявить не только механизм самореализации африканцев в городе, но и ареалы их расселения по территории британской столицы, изначально, воспринимавшейся ими как "terra incognita". Различия в статусе накапливались веками. Диверсификация африканцев, напрямую связанная с освоением ими

новых профессий, отразилась в топографии города.

Африканцев в Лондоне в XVI в. насчитывалось по некоторым данным около 300 человек [2]. Реально их было больше. Сведения об их численности не фиксировались английскими властями. В отношении к черным маврам1 проявляли терпимость — никто не препятствовал их обустройству.

Национальный архив Великобритании хранит уникальную запись рола лондонского казначейства о том, что в ноябре 1507 г. был зафиксирован первый платеж в размере 20 шиллингов Джону Блэнку [4] — черному трубачу, прибывшему в Лондон в составе свиты Екатерины Арагонской (1484-1536) в 1501 г. предположительно из Испании. Дж. Блэнк состоял на королевской службе в качестве трубача в придворном оркестре и являлся одним из участников Вестминстерского турнира 1511 г.2, что нашло отражение в списке Большого рола3 турнира Вестминстера (1511 г.), где он упомянут дважды как африканский трубач в составе духового

1 Словами "moor" (мавр), "blackamoor" (африканец, эфиоп, негр) обозначали всех выходцев из Западной Африки. С XVI в. выражения прочно вошли в разговорный английский язык, обрели значение нарицательных, лингвистически встав в один ряд с понятием "englishman" (англичанин) [3, с. 4-5].

2 Английский исследователь Сидней Англо провел анализ записей Джона Хэрона, сотрудника казначейской палаты, отвечавшего за выдачу заработной платы участникам фестивалей Генриха VII, и пришел к выводу, что черный трубач, фигурирующий как в казначейском роле 1507 г., так и в Вестминстерском турнире 1511 г. являлся одним и тем же лицом, а именно африканцем Дж. Блэнком [5, с. 42].

3 Вестминстерский турнирный свиток, составленный в память турнира 1511 г. в Вестминстере. Он представлял собой длинную ленту из подклеенных один к другому листов, которые сворачивались в свиток (рол).

оркестра и зарисован [6, т. 1, с. 98-99; т. 2, с. 3-5, 26-28] (случай едва ли не единственный!). О том, где проживал черный трубач, точно неизвестно, но предположительно он мог иметь квартирование по месту своей службы в Вестминстерском дворце (Вестминстер).

Наличие пажа-африканца в семьях лондонской аристократии, привязывало его к аристократической семье хозяина. Определить ее местоположение на карте Лондона не представляет больших сложностей. Елизавете I (1558-1603) в последней четверти XVI в. прислуживал африканский паж, а 3-й граф Дерби4 (1509-1572) в 1569 г. имел черного слугу [7, с. 177]. Соответственно можно говорить о дворце Уайтхолл5 (Вестминстер) и небольшом доме Дерби — Гровнохаус на Гросвенор стрит в Лондоне6 в районе Мейфэр.

Основным источником информации об африканцах на протяжении столетий являлись записи церковных приходов Лондона. Как правило, африканцы и их хозяева жили в границах прихода, что дает возможность составить топографическую карту их расселения по городу. В приходах велся учет рождаемости, крещений, браков, смертей. Графы, регистрирующие профессию, место жительство и прочие уточнения, редко учитывали африканцев. Более полно подобную информацию в приходах (не во всех) начали фиксировать на исходе XVIII в. [8, с. 35-38].

Сведения о рождаемости и смерти практически отсутствовали. В брачных записях не учитывалась этническая принадлежность. Считалось, что «цветной» брак

не противоречил английским нормам права, и делать акцент на происхождении жениха и невесты не имело смысла [9, с. 125]. Хотя некоторая информация присутствует: в 1599 г. на Хартстрит (Сити) жил человек по имени Джон Кэтман, он венчался с «черной служанкой» Констанцией в церкви Святого Олафа (Харт стрит, Сити). Немногим позднее в той же церкви состоялось бракосочетание мавра Джеймса Карреса и служанки Маргарет Персон [2].

Записи прихода Святого Ботольфа (Сейнт Ботолф стрит, Сити) содержат информацию о том, что мавры работали слугами у аристократов, зажиточных торговцев, подмастерьями в ремесленных мастерских и церквях. Проживали они либо непосредственно в домах своих господ, либо вблизи места работы.

«Доминго — черный слуга-негр сэра Уильяма Уинтера, Кассанго — темнокожий слуга купца Томаса Барбера, Саймон Валенсия — черный мавр, слуга иголь-щика Стивена Драйфилда», «один из африканцев жил неподалеку от колокольной мастерской церкви Святого Ботольфа» [там же], «в 1597 г. Мэри Филлис, двадцатилетняя черная женщина, была служан- эдд кой у вдовы Баркер с улицы Марк лейн (Сити). До прихода в ее дом Мэри была в услужении у швеи Миллисент Портер, жившей на Ист-Смитфилд (Фаррингдон)» [там же]. В приходе церкви Всех Святых (Бейвард стрит, Сити) упоминаются четверо: «три негритянских женщины: Клэр, Мария, Мэри и один негр» (его имя написано неразборчиво) [7, с. 177].

Ареал обитания африканцев в XVI в. можно очертить районами Фаррингдон и

4 Эдуард Стэнли (3-й граф Дерби, 2-й лорд Мэна), английский аристократ, приближенный к королевской семье, член тайного совета Елизаветы I.

5 Официальной резиденцией Елизаветы I считался Уайтхолл, но она часто появлялась в Вестминстерском дворце, в Виндзорском замке, во дворце Плацентия (Гринвич).

6 Главной резиденцией дома Стэнли являлся дворец Ноузлихолл недалеко от Ливерпуля. В XVI в. в Лондоне Стэнли имели дом в районе Мейфэр, который с XVIII в. превратился в роскошный особняк семьи Стэнли.

Сити, где в кварталах Олдгейт и Тауэр проживало их абсолютное большинство. Благодаря аристократам африканцы были отмечены в Вестминстере и Мейфэре.

Приходские записи о крещении содержат наибольший объем информации об африканцах, что позволяет наиболее точно проследить их топографию по Лондону. В архивах церковных приходов ряда районов Лондона (Саутварка, Ротерхита, Ньюингтона) сохранились записи о крещении африканцев (черных мавров). В Саутварке 11 октября 1668 г. в церкви Святого Спасителя (Лондон Бридж, Саут-варк) крещение принял черный мавр Ральф Транкет двадцати лет. Там же в августе 1686 г. была крещена двадцатилетняя Мэри Лукреция. В ноябре 1681 г. в церкви Святого Томаса (Сейнт Томас стрит, Саутварк) был крещен Роберт — сын негра Квэкка. В сентябре 1684 и 1696 гг. в церкви Святого Великомученика Георгия (Ламбет роуд, Саутварк) в христианскую веру были обращены черные мавры Роберт Адам 18 лет и Уильям Инкам 19 или 20 лет. В Ротерхите в январе 1682 г. и сентябре 1683 г. крещение приняли мо-310 лодые юноши-мавры Джон Джарратсон (восемнадцати лет) и Чарльз Томас в церкви Святой Марии (Сейнт Мери-черч стрит). В Ньюнгтонской церкви Святой Марии (Кеннингтон-парк роуд) крещение приняли Грейс Корнелиус в марте 1682 г. и Элизабет Холл в сентябре 1683 г. [10, с. 22-23]. Африканцы расселялись на южном берегу Темзы в восточной части города, в Саутварке, Ньюингтоне, Ротер-хире соответственно.

Дополнением церковно-приходских записей стали источники личного происхождения (воспоминания современников, дневники, жизнеописания и пр.). Ценные самонаблюдения африканцев и не африканцев позволяют найти их адреса. «Из уст в уста» распространялась

информация о черных куртизанках и «черных» борделях. Друг У Шекспира (15641616), поэт Джон Уивер (1576-1632), который в начале XVII в. жил в доме прихода Св. Джеймса в Клеркенвэлле (Сейнт Джеймссуолк), восхвалял женщину «с лицом черным, как черное дерево, как черная смоль» [2]. Среди чернокожих рабынь известно имя Люси Негро, танцовщицы при королевском дворе. Ей принадлежал знаменитый бордель в лондонском районе Клер-кенвэлле, где проживали ювелиры, часовщики, мебельщики. Многие африканки обитали вокруг пивнушки Дэнаса «Лебедь» на Тернмилл-стрит (Фаррингдон). Питейное заведение пользовалось популярностью. Джентльмены были не прочь развеяться с куртизанками [11, с. 10-11]. В 1602 г. некий Денис Эдвардс писал своему другу: «Будь добр, узнай, свободна ли моя негритянка, и закажи ее мне. Она сейчас работает в датской пивной «Лебедь», на Тернвилл-стрит» [2]. Чернокожих девушек можно было встретить и в борделях Саут-варка на южном берегу Темзы.

В начале XVII в. число африканцев в Лондоне оставалось невелико. Приблизительно около 100 имен упоминается в записях церковных приходов. Депортация [12, с. 221-222] и ассимиляционные процессы повлекли за собой сокращение их численности, хотя некоторые жили вместе с аристократическими семьями, которые могли позволить себе «дорогой товар» и «экзотические игрушки»: за каждого африканского (и индийского) слугу хозяин должен был платить налог.

Многие сведения о черных (африканцах) были утрачены в результате череды пожаров. Во время Великого пожара в сентябре 1666 г. Лондон практически выгорел дотла: документов этого времени сохранилось мало [13].

Растущее промышленное производство требовало дешевой рабочей силы,

африканцев использовали для постройки мостов, дорог, для разработки угольных шахт и на тяжелых работах на фабриках. С конца XVII в. начался массовый ввоз африканцев в Англию. Их везли с Золотого Берега, наиболее интенсивного района работорговли ^П^К вв.) [14, с. 2], с территории Атлантического побережья — фанти, га, эве; с Дагомы и Гонжи [там же, с. 33-37, с. 40]; с «Львиной Горы» [15, с. 16]; из государств Дельты; в XVIII в. — из державы Ойо (основные порты Лагос и Порт-Ново) [16, с. 26, с. 44] на торговых судах «Королевской африканской компании» и кораблях купцов, промышлявших работорговлей, в порты Ливерпуля и Манчестера. Оттуда живой товар транспортировали в Лондон, Глазго, Бристоль, Бирмингем [17, с. 27].

В 1772 г. в Англии насчитывалось уже более 20 000 чернокожих [18, с. 493]. Термин «черный» в церковных приходах понимался дословно: человек с черной/темной/смуглой кожей. К черным относили африканцев, афроамериканцев, вест-индийцев, индийцев, арабов. Как следствие, точное число африканцев определить невозможно [9, с. 18], но на основе оценок можно предположить, что они составляли по крайней мере половину, если не большинство. Анализ церковно-при-ходских записей позволяет сделать вывод о том, что на 1771 г. в Лондоне насчитывалось от 10 до 14 тысяч черных [18, с. 493; 9, с. 20].

«Я был крещен в церкви Святой Маргариты (Сейнт Маргарет стрит) в Вестминстере в феврале 1759 г.», — уточняет в своем жизнеописании Олаудо Эквиано (1745-1797) [19, с. 134]. В период 17801812 гг. христианство приняли 159 африканцев, из них 34 женщины и 125 мужчин. Наиболее популярными у африканцев были приходская церковь Святой Мери ле Боу (Боу Черч-ярд) вблизи Сити (в ней

было крещено 32 африканца и 25 африканок), церковь Святого Великомученика Георгия (Ламбет роуд) в Саутварке (35 мужчин и 6 женщин «черного цвета»), церковь Святого Павла (Дептфорд-черч стрит) в Дептфорде (16 мужчин и одна женщина), церковь святой Анны (Бейт стрит) в Лаймхаусе (13 африканцев и 2 африканки), святой Екатерины Коулман (Фен-черчстрит) недалеко от Тауэра (14 африканцев) [9, с. 32]. Кем были эти люди? Вопрос остается открытым. Возможно, что в центральных районах преобладали слуги, а в Восточной части это могли быть моряки, разнорабочие, беднота.

Актуальной оставалась и тема проституции. В Сохо в конце XVIII в. был открыт «черный» бордель. «Древнейшая профессия» предоставляла африканкам возможность жить в центральных районах Лондона.

Образование позволило африканцам заявить о себе. На страницах жизнеописаний, философских трактатов, писем их авторы — Игнатио Санчо (17291780), О. Эквиано — делились с читателями информацией о своих адресах: Гринвич, Вестминстер. Джордж Бриджта-уэр (1778-1780 {?}-1860), снискавший славу гениального музыканта, большую часть жизни провел в Лондоне, где жил в районе Пекхем.

К концу XVIII столетия африканцы проживали в центральных лондонских районах: Мейфэре и Вестминстере, Сохо, Сити и Фаррингдоне, на южной стороне Темзы — в Саутварке и Ньюингтоне, в восточной части города — Лаймхаусе, Ротерхире и Дептфорде, на юге — Пек-хем и даже в Гринвиче.

Опираясь на статистические данные (перепись населения), в первое 30-летие после отмены работорговли (1807 г.) общее население Лондона каждые десять лет вырастало на 200 тыс. человек:

в 1801 г. — 864,845 чел., в 1811 г. — 1,009,546 чел., в 1821 г. — 1,225,694 чел. и в 1831 г. — 1,474,069 чел. [там же, с. 28]. Процент черных составлял примерно 0,22-0,55% от общего числа жителей. В среднем прирост черного населения в Лондоне пополнялся на 45 тыс. человек каждые десять лет [там же, с. 29]. Таким образом, приблизительное число черных в Лондоне составляло 30-40 тыс. человек. Определить точное количество прибывавших в Лондон африканцев, как и ранее, не представляется возможным. Наплыв черных увеличивался, их фиксация начала осуществляться наряду с белыми. По сути, черные растворились в общих списках церковных приходов [там же, с. 13]. В первой половине XIX в. наметились ареалы расселения африканцев, которые формировались в прямой зависимости от их социального положения. Профессионалы предпочитали (и имели финансовую возможность) селиться в центральной части города. Прислуга, работающая у аристократов, в большинстве своем пыталась закрепиться в привычных для нее центральных райо-312 нах столицы. Моряки и маргиналы (разнорабочие, африканская беднота) селились на окраинах Лондона.

Со второй половины XIX в. Лондон — «современный Вавилон», по мнению Бенджамина Дизраэли (1804-1881) [20], — получил репутацию наиболее толерантного города из всех мировых столиц [21, с. 1], где были гарантированы свобода, работа и кров. Численность жителей так называемого Большого Лондона в начале ХХ в. достигла 6 млн. человек. Сколько африканцев проживало в Лондоне? Ответ на данный вопрос затруднителен [22, с. 7]. Ясно одно: согласно переписям, приток населения из колоний в Британскую столицу с середины XIX столетия постоянно возрастал.

В 1841 г. их число составило 17248 человек, в 1851 г. — 33688, в 1861 г. — 51572, в 1871 г. — 70812 человек [23, с. 214]. Установить точное число африканцев невозможно: переписи (как ранее записи церковных приходов) так и не учитывали ни этническую принадлежность, ни регион происхождения, но, как правило, африканцы были представлены выходцами из Западной Африки [24, с. 2] и преимущественно мужчинами. Где проживали африканцы? Это можно установить благодаря информации статистической и миграционной служб, записям общественных организаций, документам личного происхождения. Появление новых профессий — фотографов, которые фиксировали мимолетные моменты официальной или, напротив, повседневной, подчас рутинной жизни человека, — предоставило совершенно новый корпус источников, в том числе о жизни африканцев в британской столице.

Африканцы Лондона XIX в. представляли практически все социальные слои и категории: от попрошаек и нищих до образованных профессионалов и селебрити. Они продолжили формирование не только социально-культурного, но и территориального образа «африканского» Лондона, который, как и в предыдущие столетия, зависел от их социального положения. Специализация деятельности способствовала расслоению, возникновению особой иерархии в кругу африканцев.

Маргиналы (африканская беднота, рабочие) и моряки, чье материальное положение оставляло желать лучшего, прочно закрепились в восточной части города (Лаймхаус, Поплар). Лондонские власти старались ограничить стихийное распространение нищеты, пытаясь обеспечить людей жильем. Строились специальные заведения для проживания бездомных, в том числе африканцев: в 1857 г. был

открыт «Дом для бездомных африканцев и азиатов» (Вест Индиа док роуд, Лаймха-ус), здесь же находился «Дом для чужестранцев» [25, с. 26]. В 1881 г. на Уэлл стрит (Поплар) была открыта больница для моряков. Лечебница принимала африканцев и азиатов, что запечатлено фотографом в 1880-е гг. На снимке черные моряки сидят в больничном холле в ожидании приема врача [26]. В доме 18 по Стефней Козвей (Лаймхаус) располагался детский приют, так называемый «спасительный дом» Барнардо. Доктор Джон Барнардо (1845-1905) основал его в 1870 г. Приют был открыт для бездомных детей всех рас и национальностей [там же].

Матросы жили преимущественно в морских доках на востоке Лондона [27, с. 99], в «Грин Хоум» (Кеннинг Таун). Ричард Грин (1803-1863), судовладелец, в середине XIX в. специально для чернокожих матросов оплатил постройку приюта. Матросы называли приют просто: «Грин Хоум» («Дом Грина»). В нем была столовая, комнаты отдыха, библиотека с читальным залом. Дом обслуживали сестры из церковных приютов [28, с. 3-5, с. 48]. «Грин Хоум» существовал до начала XX в., пока согласно указу мэра Лондона в нем не разместилось вновь образованное Министерство морской торговли. Матросы расселились по Кеннинг Таун [29; 30].

Прислуга, портные, бухгалтеры, так называемый средний класс обслуживающей сферы, расселились по всей территории Лондона. Корабельный повар и стюарт Джон Филлипс, сьерра-леонец, жил на 21 Копенгхэмплэйс (Лаймхаус); африканский портной — в районе Уайтчепел на Востоке Лондона; сьерра-леонец Ко-лин Грэхем работал бухгалтером [26], проживал на 4 Крофтонроад (Кэмбер-велл). Прислуга нередко жила в

благополучных и даже престижных районах Лондона (Челси, Вестминстер, Кенсингтон), что указано в объявлениях о найме, которые африканцы публиковали на страницах лондонских газет: «Цветной гражданин ищет место повара или слуги. Обращаться: Симондс стрит, Челси (август 1880 г.); Цветной молодой человек ищет работу камердинера. Обращаться: Винсэентсквэр, Вестминстер (октябрь 1883 г); Цветной молодой человек 22-х лет ищет работу домашней прислуги. Обращаться: 43 Бэссетт-роуд, Норз Кенсингтон (ноябрь 1883 г.); Цветной мужчина в возрасте 27 лет ищет место дворецкого. Обращаться: 1 Ментон-роуд, Кенсингтон (июнь 1886 г.)» [там же].

Профессионалы и богема (врачи, юристы, журналисты, деятели сферы искусства) предпочитали Вестминстер, Ковент-Гарден, Сохо, Блумсбери, где размещались университеты, колледжи, театры и мюзик-холлы, клубы и рестораны, парки и церкви.

В Блумсбери, который традиционно считался сердцем интеллектуальной жизни Лондона, местом, которое для многих стало вторым домом, куда всегда хоте- 313 лось вернуться [31, с. 13], располагались Лондонский университет, колледжи, Королевская академия драматического искусства, Британский музей. Блумсбери славился большим скоплением разнообразных магазинов, кафе, пабов и ресторанов — центром притяжения и собраний лондонской богемы. Многие африканцы жили и работали здесь, останавливались во время гастрольных турне. Афроамери-канская актриса и певица Флоренс Миллс (1896-1927) предпочитала Блумсбери на время гастролей в 1920-е гг; Лесли Э. Дж. Томпсон (1901-1987) ямайский джазовый музыкант, жил в Лондоне с 1929 г., имел квартиру недалеко от Марчмонтстрит (Блумсбери) [32, с. 11]. Африканские

ЕК

студенты селились в Блумсбери, где жили на съемных квартирах на Фитзроу стрит [31, с. 11, с. 33] и в общежитии для «студентов-переселенцев» на Расселл-сквер (дом 32), открытом в 1917 г. [33].

Топография «африканского» Лондона многогранна, она формировалась на протяжении столетий, напрямую зависела от социальной, культурной и политической эволюционной парадигмы лондонских африканцев, стала своеобразным оттиском их жизнедеятельности.

Изначально местожительство африканцев зависело и было связано с их хозяевами-аристократами, спустя столетия определяющим стал социально-культурный фактор. Образование и профессия позволили африканцам закрепиться в центральных (престижных) районах Лондона. Беднота была вытеснена на окраины города (преимущественно его восточная часть). Касательно африканцев, занятых в сфере услуг, можно говорить о сохранении ими исторической топографии.

314

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акройд, П. Лондон: биография / пер. с англ. В. Бабкова, Л. Матьиева. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2005. 896 с.

2. Чернокожая община появилась в Британии при Елизавете I. URL: http://www.bbc.co.uk/ russian/uk/2012/07/120720_black_community_elizabethan_london.shtml (дата обращения: 04.12.12).

3. Gretchen, G. Black England. Life before Emancipation. L.: John Murray, 1995. 233 p.

4. Pay Day for John Blanke. E 36/214, f. 109. URL: https://www.nationalarchives.gov.uk/pathways/ blackhistory/early_times/docs/blanke_payment.htm (дата обращения: 30.05.2022).

5. Anglo, S. The Court Festivals of Henry VII: A Study Based upon the Account Books of John Heron, Treasurer of the Chamber. Manchester: John Rylands Library, 1960. 45 p.

6. Anglo, S. The Great Tournament Roll of Westminster. The Collotype Reproduction of the Manuscript (2 Vols.) Oxford: Clarendon Press, 1968.

7. Edwards, P., Walvin, J. Africans in Britain, 1500-1800 // The African Diaspora. Interpretive Essays. Cambridge: Harvard University Press, 1976. 510 p.

8. Chater, K. Untold History. Black People in England and Wales During the Period of the British Slave Trade, c. 1660-1870. Manchester: Manchester University Press, 2009. 272 p.

9. Myers, N. Reconstructing the Black Past: Blacks in Britain, c. 1780-1830. L.: F. Cass, 1996. 157 p.

10. Bourne, S. Speak of Me as I Am. The Black Presence in Southwark since 1600. L.: London Borough of Southwark, 2005. 104 p.

11. Walvin, J. Black Ivory. Slavery in the British Empire. Oxford: Blackwell Publishing, 1992. 324 p.

12. From the Early Tudor to the Late Tudor. Vol. 3: The Late Tudor (1588-1603) / ed. by P.L. Hughes, J.F. Larkin. New Haven-London: Yale University Press, 1969. 439 p.

13. Robinson, B. London's Burning: The Great Fire // BBC History. URL: https://www.bbc.co.uk/ history/british/civil_war_revolution/great_fire_01.shtml (дата обращения: 30.05.2022).

14. История Ганы в Новое и Новейшее время / под ред. Ю.В. Луконина, М.Ю. Френкеля. М.: Наука, 1985. 304 с.

15. История Сьерра-Леоне в Новое и Новейшее время / под ред. Ю.Н. Зотовой, Е.Г. Смирнова, М.Ю. Френкеля. М.: Наука, 1994. 358 с.

16. История Нигерии в Новое и Новейшее время / под ред. Ю.Н. Зотовой, И.В. Следзевского. М.: Наука, 1981. 360 с.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 3 / 2022

ВЕК

17. Sherwood, M. After abolition. Britain and the Slave Trade since 1807. L.: I.B. Tauris, 2007. 246 p.

18. The Gentleman's Magazine and Historical Chronicle. 1764. Vol. 34.

19. Equiano, O. The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, or Gustavus Vassa, the African. Written by Himself. L.: Union-Street, Middlesex-Hospital, 1789. 272 p.

20. Benjamin Disraeli Quotes. URL: http://thinkexist.com/quotation/london_is_a_modern_ babylon/258510.html (дата обращения: 01.06.2022).

21. Kershen, A.J. London: The Promised Land: The Migrant Experience in a Capital City. Aldershot: Avebury on Behalf of the Centre for the Study of Migration, 1997. 167 p.

22. Donovan, J. We Don't Buy Sickness, it just Comes: Health, Illness and Health Care in the Lives of Black People in London. Aldershot: Gower, 1986. 294 p.

23. Lorimer, D.A. Colour, Class and the Victorians. English Attitudes to the Negro in the Mid-Nineteenth Century. Leicester: Leicester University Press, 1978. 300 p.

24. Killingray, D. Africans in Britain. L.: F. Cass, 1994. 245 p.

25. Banton, M.P. The Coloured Quarter. Negro Immigrants in an English City. L.: Jonathan Cape, 1955. 254 p.

26. A Map of Black History in Nineteenth Century London7. URL: https://www.ucl.ac.uk/equiano-centre/projects/black-londoners-1800-1900 (дата обращения: 08.04.2022).

27. Мильто, А. Сомалийские беженцы в Европе: к вопросу формирования диаспоры // Африканский сборник. 2017. СПб.: МАЭ РАН, 2017. 478 с.

28. Bulleng, F. With Christ in Sailor Town: What the Seamen's Mission is Doing. L.: Hodder & Stoughton, 1901. 162 p.

29. Colonial Administration Records (Migrated Archives). URL: https://cdn.nationalarchives.gov.uk/ documents/migrated-archives-4-guidance.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

30. Homage to Canning Town. African Ancestors. URL: https://www.irokotheatre.org.uk/projects/6. pdf (дата обращения: 09.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Merriman-Labor, A.B.C. Britons Through Negro Spectacles, or a Negro on Britons: With a Description of London. L.: The Imperial and Foreign Company, 1909. 238 p.

32. Matera, M. Black London: The Imperial Metropolis and Decolonization in the Twentieth Century. Oakland, California: University of California Press, 2015. 410 p.

33. Drawing over the Colour Line: Geographies of Art and Cosmopolitan Politics in London, 19191939. Exploring Diverse British Histories. URL: https://drawingoverthecolourline.wordpress.com/ page/2/ (дата обращения: 09.04.2022).

REFERENCES

1. Akrojd, P. London: biografiya [London: The Biography], transl. by V. Babkov, L. Motyleva. Moscow, Izdatelstvo Olgi Morozovoj, 2005, 896 p. (in Russ).

2. Chernokozhaya obshchina poyavilas v Britanii pri Elizavete I [The Black Community Appeared in Britain under Elizabeth I]. Available at: http://www.bbc.co.uk/ russian/uk/2012/07/120720_black_ community_elizabethan_london.shtml (accessed: 04.12.12). (in Russ).

315

7 В рамках цифровой истории доктором Каролиной Брессей (Эквиано центр, Университетский колледж Лондона) на основе церковно-приходских записей была разработана интерактивная карта «черного» Лондона, где автор указала места (район/улица) проживания «найденных» ею африканцев в Лондоне в XIX в.; представлена краткая биографическая справка лондонских африканцев. Проект существует с 2015 г.

316

3. Gretchen, G. Black England. Life before Emancipation. London, John Murray, 1995, 233 p.

4. Pay Day for John Blanke. E 36/214, f. 109. Available at: https://www.nationalarchives.gov.uk/ pathways/blackhistory/early_times/docs/blanke_payment.htm (accessed: 30.05.2022).

5. Anglo, S. The Court Festivals of Henry VII: A Study Based upon the Account Books of John Heron, Treasurer of the Chamber. Manchester, John Rylands Library, 1960, 45 p.

6. Anglo, S. The Great Tournament Roll of Westminster. The Collotype Reproduction of the Manuscript (2 vols.). Oxford, Clarendon Press, 1968.

7. Edwards, P., Walvin, J. Africans in Britain, 1500-1800. The African Diaspora. Interpretive Essays. Cambridge, Harvard University Press, 1976, 510 p.

8. Chater, K. Untold History. Black People in England and Wales During the Period of the British Slave Trade, c. 1660-1870. Manchester, Manchester University Press, 2009, 272 p.

9. Myers, N. Reconstructing the Black Past: Blacks in Britain, c. 1780-1830. London, F. Cass, 1996, 157 p.

10. Bourne, S. Speak of Me as I Am. The Black Presence in Southwark since 1600. London, London Borough of Southwark, 2005, 104 p.

11. Walvin, J. Black Ivory. Slavery in the British Empire. Oxford, Blackwell Publishing, 1992, 324 p.

12. From the Early Tudor to the Late Tudor, vol. 3: The Late Tudor (1588-1603), ed. by P.L. Hughes, J.F. Larkin. New Haven-London, Yale University Press, 1969, 439 p.

13. Robinson, B. London's Burning: The Great Fire. BBC History. Available at: https://www.bbc.co. uk/history/british/civil_war_revolution/great_fire_01.shtml (accessed: 30.05.2022).

14. Istoriya Gany v Novoe i Novejshee vremya [The History of Ghana in Modern and Modern Times], ed. by Yu.V. Lukonin, M.Yu. Frenkel. Moscow, Nauka, 1985, 304 p. (in Russ).

15. Istoriya Serra-Leone v Novoe i Novejshee vremya [The History of Sierra Leone in Modern and Modern Times], ed. by Yu.N. Zotova, E.G. Smirnov, M.Yu. Frenkel. Moscow, Nauka, 1994, 358 p. (in Russ).

16. Istoriya Nigerii v Novoe i Novejshee vremya [The History of Nigeria in Modern and Modern Times], ed. by Yu.N. Zotova, I.V. Sledzevsky. Moscow, Nauka, 1981, 360 p. (in Russ).

17. Sherwood, M. After abolition. Britain and the Slave Trade since 1807. London, I.B. Tauris, 2007, 246 p.

18. The Gentleman's Magazine and Historical Chronicle, 1764, vol. 34.

19. Equiano, O. The Interesting Narrative of the Life of Olaudah Equiano, or Gustavus Vassa, the African. Written by Himself. London, Union-Street, Middlesex-Hospital, 1789, 272 p.

20. Benjamin Disraeli Quotes. Available at: http://thinkexist.com/quotation/london_is_a_modern_ babylon/258510.html (accessed: 01.06.2022).

21. Kershen, A.J. London: The Promised Land: The Migrant Experience in a Capital City. Aldershot, Avebury on Behalf of the Centre for the Study of Migration, 1997, 167 p.

22. Donovan, J. We Don't Buy Sickness, it just Comes: Health, Illness and Health Care in the Lives of Black People in London. Aldershot, Gower, 1986, 294 p.

23. Lorimer, D.A. Colour, Class and the Victorians. English Attitudes to the Negro in the Mid-Nineteenth Century. Leicester, Leicester University Press, 1978, 300 p.

24. Killingray, D. Africans in Britain. London, F. Cass, 1994, 245 p.

25. Banton, M.P. The Coloured Quarter. Negro Immigrants in an English City. London, Jonathan Cape, 1955, 254 p.

26. A Map of Black History in Nineteenth Century London. Available at: https://www.ucl.ac.uk/ equiano-centre/projects/black-londoners-1800-1900 (accessed: 08.04.2022).

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 3 / 2022

ВЕК

27. Milto, A. Somalijskie bezhency v Evrope: k voprosu formirovaniya diaspory [Somali Refugees in Europe: On the Formation of the Diaspora]. In: Afrikanskij sbornik [African Collection]. St. Petersburg, Muzej antropologii i etnografii Rossijskoj akademii nauk, 2017, 478 p. (in Russ).

28. Bulleng, F. With Christ in Sailor Town: What the Seamen's Mission is Doing. London, Hodder & Stoughton, 1901, 162 p.

29. Colonial Administration Records (Migrated Archives). Available at: https://cdn.nationalarchives. gov.uk/documents/migrated-archives-4-guidance.pdf (accessed: 08.04.2022).

30. Homage to Canning Town. African Ancestors. Available at: https://www.irokotheatre.org.uk/ projects/6.pdf (accessed: 09.04.2022).

31. Merriman-Labor, A.B.C. Britons Through Negro Spectacles, or a Negro on Britons: With a Description of London. London, The Imperial and Foreign Company, 1909, 238 p.

32. Matera, M. Black London: The Imperial Metropolis and Decolonization in the Twentieth Century. Oakland, California, University of California Press, 2015, 410 p.

33. Drawing over the Colour Line: Geographies of Art and Cosmopolitan Politics in London, 19191939. Exploring Diverse British Histories. Available at: https://drawingoverthecolourline. wordpress.com/page/2/ (accessed: 09.04.2022).

Блинова Елизавета Викторовна, соискатель ученой степени кандидата наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, liztitkova@yandex.ru Elizaveta V. Blinova, applicant for an academic degree, P.G. Demidov Yaroslavl State University, liztitkova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.06.2022. Принята к публикации 22.07.2022 The paper was submitted 12.06.2022. Accepted for publication 22.07.2022

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.