Научная статья на тему 'Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке'

Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная интеграция / торговая политика / зона свободной торговли / рамочное соглашение / доступ на рынок / упрощение торговли / Африканская континентальная зона свободной торговли / АКЗСТ / Африка / Regional integration / trade policy / free trade area / framework agreement / market access / trade facilitation / African Continental Free Trade Area / Africa

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баквенье Татьяна Александровна, Пономарева Ольга Владимировна

В мае 2019 года вступило в силу соглашение о формировании Африканской континентальной зоны свободной торговли (АКЗСТ). В основу данного рамочного соглашения легли уже сформированные в Африке региональные блоки, включая Трехстороннюю зону свободной торговли. На сегодняшний день страны согласовали ключевые положения горизонтального характера. Специфические обязательства по доступу на рынок товаров и услуг находятся на стадии обсуждения. В случае успешного завершения переговоров Африканская континентальная зона свободной торговли станет крупнейшим региональным мега-блоком и обозначит новый этап интеграции в Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

African Continental Free Trade Area as a New Step in African Integration

The African Continental Free Trade agreement Area entered into force in May 2019. This framework agreement is based on the regional blocs already formed in Africa, including the Tripartite Agreement. So far the countries have agreed on key horizontal provisions. Specific market access obligations for trade in goods and services are under consideration. If completed, the African Continental Free Trade Area will become a regional mega-bloc and mark a new stage of integration in Africa.

Текст научной работы на тему «Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке»

Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап интеграции в Африке

Татьяна Александровна БАКВЕНЬЕ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), Институт международной экономики и финансов - заместитель директора, E-Mail: tatyanaflegontova@gmail.com; Ольга Владимировна ПОНОМАРЕВА, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), Институт международной экономики и финансов - научный сотрудник, E-Mail: olia.v.ponomareva@gmail.com

УДК :339.543.624; ББК:65.428; Б191 DOI: 10.24412/2072-8042-2021-11-58-71

Аннотация

В мае 2019 года вступило в силу соглашение о формировании Африканской континентальной зоны свободной торговли (АКЗСТ). В основу данного рамочного соглашения легли уже сформированные в Африке региональные блоки, включая Трехстороннюю зону свободной торговли. На сегодняшний день страны согласовали ключевые положения горизонтального характера. Специфические обязательства по доступу на рынок товаров и услуг находятся на стадии обсуждения. В случае успешного завершения переговоров Африканская континентальная зона свободной торговли станет крупнейшим региональным мега-блоком и обозначит новый этап интеграции в Африке.

Ключевые слова: региональная интеграция, торговая политика, зона свободной торговли, рамочное соглашение, доступ на рынок, упрощение торговли, Африканская континентальная зона свободной торговли, АКЗСТ, Африка.

African Continental Free Trade Area as a New Step in African Integration

Tat 'yana Aleksandrovna BAKVEN E,

Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobiyovskoe shosse, 119285, Moscow), Institute of International Economics and Finance - Deputy Director, E-Mail: tatyanaflegontova@gmail.com; Olga Vladimirovna PONOMAREVA,

Russian Foreign Trade Academy (6А Vorobiyovskoe shosse, 119285, Moscow), Institute of International Economics and Finance - Researcher, E-Mail:olia.v.ponomareva@gmail.com

& 58

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

Abstract

The African Continental Free Trade agreement Area entered into force in May 2019. This framework agreement is based on the regional blocs already formed in Africa, including the Tripartite Agreement. So far the countries have agreed on key horizontal provisions. Specific market access obligations for trade in goods and services are under consideration. If completed, the African Continental Free Trade Area will become a regional mega-bloc and mark a new stage of integration in Africa.

Keywords: Regional integration, trade policy, free trade area, framework agreement, market access, trade facilitation, African Continental Free Trade Area, Africa.

СИСТЕМА ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЗСТ)

На момент подписания АКЗСТ между странами континента был заключен ряд соглашений экономического и политического характера. В соответствии с принципами соглашения об АКЗСТ (ст. 5), АКЗСТ должна быть сформирована на основе уже функционирующих соглашений о создании Региональных экономических сообществ, заключенных между странами континента. В основу формируемой континентальной ЗСТ легли следующие соглашения, признанные Африканским Союзом: Союз арабского Магриба (AMU), Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA), Сообщество государств Сахель-Сахары (CEN-SAD), Восточно-африканское сообщество (EAC), Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ECCAS), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ECOWAS), Межправительственный орган по вопросам развития (IGAD), Сообщество развития Юга Африки (SADC).

Тем не менее, среди перечисленных выше, не все соглашения включают положения о либерализации товаров или услуг в формате таможенных союзов и зон свободной торговли. Так, AMU, CEN-SAD, IGAD, ECCAS не имеют на текущий момент торговых договоренностей между странами-членами. Согласно данным ВТО, следующие соглашения, сформированные между странами Африки, можно причислить к соглашениям в области региональной экономической интеграции, при этом, в свою очередь, не все из них, согласно договоренностям в рамках АКЗСТ, лягут в основу континентального соглашения.

Таблица 1

Региональные торговые соглашения, сформированные между странами Африки

РТС Охват Тип Дата нотификации в ВТО Тип нотификации Дата вступления в силу

Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) Товары Таможенный союз 1995 Разрешающая оговорка 1994

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

59 Q

РТС Охват Тип Дата нотификации в ВТО Тип нотификации Дата вступления в силу

Восточноафриканское сообщество (EAC) Товары и услуги Таможенный союз 2000 (товары), 2012 (услуги) Разрешающая оговорка, ГАТС ст. V 2000 (товары), 2010 (услуги)

Экономическое сообщество стран Центральной Африки (CEMAC) Товары Таможенный союз 1999 Разрешающая оговорка 1999

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ECOWAS) Товары Таможенный союз 2005 ГАТТ ст. XXIV 1995

Намибия-Зимбабве Товары Зона свободной торговли 2021 ГАТТ ст. XXIV 1993

Южноафриканский таможенный союз (SACU) Товары Таможенный союз 2007 ГАТТ ст. XXIV 2004

Сообщество развития Юга Африки (SADC) Товары Зона свободной торговли 2004 ГАТТ ст. XXIV 2000

Западноафриканский экономический и валютный союз (WAEMU) Товары Таможенный союз 1999 Разрешающая оговорка 2000

Источник: WTO RTA Database.

Уже функционирующие до момента формирования АКЗСТ зоны свободной торговли и таможенные союзы будут сохранены, по сути, переговоры о либерализации торговли будут идти в первую очередь между странами, ранее не связанными торговыми договоренностями.

Отметим, что я ряде случаев внутрирегиональные соглашения между странами Африки, несмотря на наличие существенного числа изъятий, являются по своей сути таможенными союзами, что накладывает на страны определенные обязательства в ходе переговорного процесса по другим соглашениям1. Так, в части переговоров по вопросам снижения тарифных ограничений предложения о либерализации должны были быть направлены как от отдельных стран, так и от представителей интеграционных объединений2.

ХОД ПЕРЕГОВОРОВ

Соглашение о формировании АКЗСТ было подписано на 10-м внеочередном саммите Ассамблеи Африканского Союза 21 марта 2018 г. в Кигали, Руанда3 и вступило в силу 30 мая 2019 г. после ратификации соглашения 22 членами4.

^ 60

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

На сегодняшний день соглашение подписали 54 страны (из 55 членов Африканского Союза, исключение составляет Эритрея), представительницы африканского континента, 36 из них ратифицировали соглашение (в его рамочной форме)5. В число стран, для которых соглашение уже вступило в силу, входят крупнейшие экономики континента - ЮАР и Нигерия. Отметим, что Нигерия выступала против участия в соглашении, опасаясь роста конкуренции со стороны иностранных поставщиков товаров и услуг, и присоединилась к соглашению лишь в 2019 г.6.

Сама идея углубления интеграционных процессов в Африке была озвучена в ходе 18-й сессии Африканского Союза 29 января 2012 г. в Аддис-Абебе, Эфиопия7. По итогам заседания, странами-членами Африканского Союза была согласована дорожная карта, фиксирующая ключевые вехи на пути формирования АКЗСТ, ключевой из которых стала финализации формирования соглашения между EAC, COMESA и SADC (Трехсторонняя ЗСТ, Tripartite Agreement) к 2014 г.

На практике же, достичь данной цели в установленные сроки странам не удалось. 10 июня 2015 г. в Шарм-эш-Шейхе, Египет8 страны-участницы подписали соглашение о формировании Трёхсторонней ЗСТ, по сути, включающее в себя только рамочные договоренности не преференциального характера. На текущий момент 8 стран-участниц уже ратифицировали соглашение9, при этом, для вступления соглашения в силу необходима ратификация 14 подписантов соглашения. Тем не менее, как было отмечено раньше, данное соглашение на сегодня имеет исключительно не преференциальный характер, так как перечни страновых и региональных обязательств по снижению тарифных ограничений, соответствующие правила происхождения, а также перечни по либерализации рынков услуг еще не согласованы.

Учитывая тот факт, что Трехсторонняя ЗСТ должна стать основой для АКЗСТ, вероятность заключения АКЗСТ в формате классической зоны свободной торговли в ближайшей перспективе не столь велика.

ОБЩИЙ ОБЗОР СОГЛАШЕНИЯ О АФРИКАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

С точки зрения типа и структуры соглашение о АКЗСТ (далее также - соглашение) представляет собой рамочное соглашение, которое включает общие положения по сотрудничеству стран-участниц и отдельные протоколы по основным сферам регулирования. На сегодняшний день согласовано три прокола первой фазы: торговля товарами, торговля услугами, правила и процедуры разрешения споров. Еще три протокола находятся на стадии переговоров и посвящены вопросам регулирования инвестиций, конкурентной политики, защите прав интеллектуальной собственности. В рамках протоколов по торговле товарами и торговле услугами согласованы приложения по конкретным вопросам регулирования (тарифные уступки, правила происхождения товаров, технические барьеры в торговле и др.). Прежде чем переходить к точечным вопросам регулирования и соответствующих

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

обязательств, обратимся к вступительной части соглашения, которая покрывает вопросы целей и задач АКЗСТ, взаимодействия существующих интеграционных группировок на африканском континенте, различные административные вопросы и информационную открытость.

Общие цели создания АКЗСТ можно разделить на две группы. К первой относятся меры, которые связаны непосредственно с конкретными политическими шагами и намерениями: формирование единого рынка посредством либерализации торговли услугами и товарами, перемещения физических лиц и движения капитала и в конечном итоге создание Континентального таможенного союза в будущем. Вторая группа целей представляет в большей степени декларативные стремления по созданию инклюзивной социально-экономической среды, обеспечению равенства полов, структурной трансформации экономик, повышению конкурентоспособности африканских стран на мировом рынке, содействию промышленному развитию, диверсификации и развитию региональных цепочек добавленной стоимости (ЦДС). Разрешение противоречий и сложной структуры множественных торговых режимов взаимодействия на африканском континенте - отдельная цель формирования единой ЗСТ.

Помимо установления стандартных принципов прозрачности регулирования, взаимности, национального режима, режима наибольшего благоприятствования, гибкости и специального и дифференцированного режима, существенной либерализации в АКЗСТ отдельно прописан принцип «изменяемой геометрии» (variable geometry). В контексте интеграционных процессов этот термин означает гибкость интеграционных процессов с учетом уже сформированных преференциальных режимов и, наоборот, постепенного подключения к преференциальной торговле стран, не связанных такими обязательствами. Аналогом здесь может выступать термин «разноскоростная» интеграция, широко используемый для характеристики интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ

В соответствии со ст. 2 Протокола о торговле товарами АКЗСТ, страны-подписанты соглашения выступают за либерализацию рынка товаров за счет прогрессивного снижения тарифных и нетарифных ограничений, упрощения процедур торговли, наращивания сотрудничества в области технического, а также санитарного и фитосанитарного регулирования.

В основе договоренностей в части торговли товарами между странами-членами АКЗСТ лежат принципы недискриминации в понимании, зафиксированном в соглашении ГАТТ. Важно отметить, что принципы недискриминации будут распространены и на страны, не присоединившиеся на текущий момент к ВТО, среди них страны-наблюдатели: Алжир, Коморы, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Судан, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Южный Судан; а также страны, не

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

являющиеся наблюдателями: Эритрея, частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика, непризнанное государство Сомалиленд10. При этом, в части действия режима наибольшего благоприятствования в соглашении АКЗСТ прописано, что в соответствии с континентальными преференциями положения АКЗСТ фиксируют, что в случае заключения новых РТС, либо углубления договоренностей между отдельными подписантами АКЗСТ, преференции будут распространяться на всех участников АКЗСТ. С другой стороны, эти положения не распространяются на ранее заключенные РТС с участием стран-членов АКЗСТ.

Отдельное внимание в соглашении уделяется специальному и дифференцируемому режиму. Так, в соответствии со ст. 6, в случае наличия у страны-члена соглашения «индивидуальных особенностей, признаваемых членами соглашения», по отношению к данному члену соглашения будет проявлена гибкость. В частности, могут быть предоставлены более длительные переходные периоды.

Что касается снижения тарифных ограничений, стороны договорились о постепенном снижении ограничений в торговле друг с другом. На текущий момент стороны согласовали только модальности переговоров в области снижения тарифных ограничений. Соответствующее решение было принято в феврале 2019 г. на заседании Ассамблеи Африканского Союза11. В частности, стороны пришли к соглашению по следующим вопросам:

• общий уровень либерализации должен достичь 90% взаимной торговли;

• страны должны предоставить перечни исключений, обоснованных причинами необходимости обеспечения продовольственной безопасности, поддержки уровня жизни населения, индустриализации, а также формирования доходов в бюджет;

• чувствительные товары должны составлять 7% от общего объема взаимной торговли, еще 3% могут быть полностью исключены из процесса либерализации;

• были согласованы переходные периоды: начало процесса снижения ограничений на товары из списков чувствительных может быть осуществлено в течение 5 лет, при этом страны взяли на себя обязательства по обеспечению полной реализации договоренностей в течение 10 лет в случае развивающихся стран и 13 лет - в случае наименее развитых. На товары, не относящиеся к чувствительным, страны договорились о снижении ограничений в течение 5 лет для развивающихся стран и 10 лет - для наименее развитых.

Зона свободной торговли должна была начать функционировать 1 января 2021 г.12 Однако на сегодняшний день, по данным TRALAC13, 41 страна направила перечни тарифных уступок для согласования, но переговорный процесс еще не был завершен. Малави, Маврикий, Сан-Томе и Принсипи направили индивидуальные перечни, интересы остальных стран были представлены в рамках уже функционирующих в формате таможенных союзов региональных блоков. Так, свои предложения по тарифным уступкам были направлены CEMAC, EAC, ECOWAS и SACU.

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

ПРАВИЛА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

Глава по закреплению правил происхождения товаров является неотъемлемой частью региональных торговых соглашений, закрепляя основные принципы и критерии, по которым тот или иной товар может считаться произведенным на территории интеграционного блока. Весь перечень обязательств можно разделить на горизонтальные и специфические в товарном разрезе. В случае АКЗСТ, в то время как горизонтальные договоренности уже были согласованы, переговоры по специфическим обязательствам еще идут. По данным ТИЛЬЛС14, на текущий момент 41 страна направила соответствующие предложения, кроме того, сторонам удалось согласовать правила происхождения для порядка 86% от общего числа тарифных линий. Среди оставшихся наиболее спорных вопросов можно выделить переговоры по текстилю и автомобилям15.

Тем не менее, как было сказано выше, горизонтальные аспекты регулирования сторонам уже удалось согласовать. Так, в соответствии с текстом соглашения, компаниям стран-членов могут быть предоставлены преференции в случае полного производства, достижения соответствующего уровня доли регионального компонента, или существенной переработки на территории одной или нескольких из стран-членов соглашения в соответствии с принципом региональной кумуляции, зафиксированном в ст. 8 Приложения II. Данный принцип имеет ключевое значение с точки зрения стимулирования развития внутрирегиональных цепочек добавленной стоимости.

Важно отметить и решение проблемы многоуровневой интеграции, то есть одновременного участия ряда стран в АКЗСТ и других внутрирегиональных зонах свободной торговли и таможенных союзах. В соответствии с базовыми принципами формирования АКЗСТ (ст. 5 соглашения), континентальная зона свободной торговли базируется на уже функционирующих региональных блоках. Таким образом, в случае наличия между отдельными странами договоренностей, ввозные таможенные пошлины и соответствующие критерии по правилам происхождения будут сохранены в соответствии со сформированными ранее договоренностями.

ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ

Соглашение АКЗСТ содержит главы по сотрудничеству в области таможенного администрирования, вопросам упрощения процедур торговли, а также регулированию транзитных перевозок. В целом, положения данных глав базируются на соответствующих статьях ГАТТ (ст. V, ст. VIII и ст. X) и положениях Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (СУПТ).

Тем не менее, необходимо отметить следующие особенности соглашения АКЗСТ:

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

• В части обязательств по публикации имеющихся нормативных правовых актов и соответствующих изменений в части осуществления экспорта, импорта и транзита товаров, в то время как положения СУПТ обязывают публиковать соответствующую информацию, в соответствии с текстом Приложения IV АКЗСТ, стороны будут стремиться к выполнению договоренностей по публикации соответствующих актов в системе Интернет, учитывая имеющиеся технические возможности страны. При этом, положения, касающиеся информационных центров, имеют более жесткие и обязывающие формулировки в случае соглашения АКЗСТ, нежели СУПТ.

• В соглашении АКЗСТ отсутствует ряд положений, включенных в договоренности в рамках СУПТ16, в том числе к таким вопросам относятся обязательства по нотификациям; возможности внесения и рассмотрения комментариев заинтересованных лиц до вступления в силу нормативных правовых актов; прочих мер повышения беспристрастности, недискриминации и транспарентности; возможности перенаправить или осуществить возврат забракованных товаров; осуществления временного допуска товаров с целью обработки на и вне таможенной территории.

ТРАНЗИТ

В целях формирования АКЗСТ отдельно отмечается важность содействия торговле, в том числе посредством обеспечения благоприятных условий для транзита по всему африканскому континенту. Значение этого аспекта возрастает, если учитывать внутриконтинентальное положение многих стран и большое количество сухопутных границ. Свобода транзита гарантируется сторонами в соответствии с обязательствами в ГАТТ и Соглашении по упрощению процедур торговли. Основные положения по транзиту выведены в отдельное Приложение VIII к соглашению об АКЗСТ.

Договоренности по транзиту базируются на положениях Конвенции МДП 1975 г., согласованной под эгидой ЕЭК ООН (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП). В частности, терминология, представленная в начале текста приложения, основана на терминах и определениях Конвенции МДП. Конвенция вводит специальный документ таможенного транзита (TIR Carnet), в рамках АКЗСТ также введен специальный документ в этих целях. При этом, также как и в случае с МДП, на транспортном средстве регламентировано наличие особого распознавательного знака белыми буквами на синем фоне: «AfCFTA TRANSIT». Отметим, что на 2021 г. к Конвенции присоединились 77 участников, и при этом только 5 стран Африки - Алжир, Либерия, Марокко, Тунис и Египет17. Однако договоренности по транзиту ориентированы на положения Конвенции в региональных экономических объединениях: Восточноафриканское сообщество, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Экономическое сообщество стран Западной Африки, Сообщество развития Юга Африки.

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

Среди ключевых требований следует выделить необходимость получения лицензии перевозчиками, осуществляющими транзит, одобрения вида транспорта таможенными органами, оформления поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налоговых сборов при таможенном транзите. Эти требования также аналогичным положениям Конвенции МДП.

Стороны соглашения должны обеспечить необходимую инфраструктуру для организации быстрого транзита, оформления и проверки документов, при замене вида транспорта - соответствующие условия для разгрузки и погрузки.

НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ (НТМ)

Нетарифному регулированию в соглашении о формировании АКЗСТ уделяется особое внимание. Приложения VI и VII, посвященные вопросам технического регулирования и санитарным и фитосанитарным мерам соответственно, в основном инкорпорируют договоренности, зафиксированные в рамках соответствующих соглашений ВТО. Напротив, общее приложение о нетарифном регулировании (см. Приложение V) не имеет аналогов в соглашениях ВТО.

Положения Приложения V, в соответствии с заявленными целями, предполагают, что страны-подписанты соглашения будут работать над выявлением, мониторингом, сбором отчетности, решением возникающих конфликтов интересов и снижением нетарифных ограничений. Работа будет проводиться соответствующим комитетом, членами которого будут выступать представители сторон, а также секретариатом интеграционного объединения. Что касается уже функционирующих интеграционных блоков, выступающих основой для АКЗСТ, в случае отсутствия подобных механизмов ранее, предполагается создание региональных комитетов. Тем не менее, в соответствии с текстом ст. 12 Приложения V, подобные региональные механизмы будут применяться только в случае, если ранее споры в отношении НТМ не были решены на региональном уровне, характер спора имеет межрегиональных характер, либо в споре участвует сторона, не являющаяся членом ранее сформированного интеграционного блока.

МЕРЫ ЗАЩИТЫ РЫНКА

Меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные пошлины) направлены на предотвращение и/или компенсацию ущерба отечественной отрасли от значительно возросшего импорта, неправомерных субсидий, демпинга со стороны зарубежных поставщиков. Положения АКЗСТ опираются на положения ВТО в области применения защитных мер, что отражено в Приложении IX. Такая ситуация характерна для многих, в том числе современных, РТС. При этом в соглашении обозначены договоренности по формированию Руководства АКЗСТ в области применения защитных мер. На сегодняшний день данный документ еще прорабатывается.

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

В Приложении IX подробно прописаны требования в отношении преференциальных специальных защитных мер в части уведомления и консультаций с страной происхождения импорта, последующих нотификаций в Секретариат, размера защитных мер. Кроме того, указан срок действия таких мер - не более 4 лет. Преференциальные спецзащитные меры не могут быть введены одновременно с глобальными. Также страна-член АКЗСТ может ввести временные спецзащитные меры, если того требует ситуация, максимум на срок 200 дней. По итогам завершения расследования в случае не подтверждения ущерба и/или причинно-следственной связи с импортом необходима выплата соответствующей компенсации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперты Международного торгового центра отмечают, что члены АКЗСТ не обладают опытом и экспертизой в части применения защитных мер, поэтому по мере имплементации соглашения использование данного инструмента в региональной торговле может быть связано со сложностями и формированием дополнительных барьеров в торговле, что, в свою очередь, может благоприятствовать некоторым отечественным поставщикам, так как конкуренция будет сдерживаться в таких условиях18.

ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

В протоколе по торговле услугами в преамбуле также обозначаются принципиальные фундаментальные основы для развития сотрудничества и либерализации в этой сфере. Отдельно можно выделить стремления консолидировать уже достигнутые результаты в сфере либерализации торговли услугами, создать благоприятную среду для африканских поставщиков услуг, учесть трудности менее развитых стран и принципиальное значение формирование единого рынка услуг в сфере авиатранспорта. Важной частью протокола является перечисление согласованных понятий и определений таких как «меры, влияющие на торговлю услугами», «поставщик услуги» и «монопольный поставщик», «торговля услугами» в понимании четырех способов поставки услуг.

В протоколе по торговле услугами выделено две части обязательств: первая касается общих обязательств и дисциплин горизонтального характера (часть IV протокола) и в целом повторяет положения ГАТС, вторая - с либерализацией доступа на рынок в соответствии с секторальными уступками (часть V). Рассмотрим второй блок вопросов подробнее.

Отметим, что стороны соглашения придерживаются принципа прогрессивной либерализации с целью устранения барьеров в торговле услугами, развития ре-гуляторного сотрудничества и реализации целей региональной экономической интеграции, которая помимо прочего базируется на уже сформированных преференциальных условиях в рамках существующих интеграционных блоков. После вступления соглашения в силу страны АКЗСТ договорились о начале дальнейших переговоров по либерализации торговли услугами.

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

Перечни по доступу на рынок в настоящее время находятся на стадии переговоров и формирования. Ожидается, что обязательства будут сформулированы в формате позитивного перечня с целью упрощения их соотнесения с секторальными договоренностями в существующих РТС. Переговоры идут по 5 приоритетным секторам: деловые услуги, коммуникационные, финансовые, туристические, транспортные.

В отличие от ГАТС в АКЗСТ подробно прописаны положения по техническому сотрудничеству и кооперации. В частности, подчеркивается необходимость мобилизации ресурсов с подключением внешних партнеров для развития потенциала в сфере торговли услугами, расширения возможностей поставщиков услуг получать необходимую информацию о регулировании на разных уровнях, осуществления сбора и анализа статистической информации, реализации экспортного потенциала, формирования соглашений о взаимном признании, развитии стандартов в сфере услуг и т. д.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОГЛАШЕНИЯ И ВЫВОДЫ

На сегодняшний день стороны соглашения ведут переговоры по тарифным уступкам и соответствующим правилам происхождения товаров, а также по секторальным обязательствам в сфере услуг. Согласование перечней обязательств станет завершающим этапом в реализации целей и задач первой фазы формирования АКЗСТ. Продвижение в процессе ратификации еще в большей степени приблизит АКЗСТ к функционированию в континентальном формате, как это и предполагается.

Членам АКЗСТ предстоит начать переговоры по трекам второй фазы: инвестиции, конкурентная политика, защита прав интеллектуальной собственности. Обсуждение этих вопросов на международном уровне тесно связано с уровнем развития внутреннего регулирования в указанных областях. С учетом того, что в многих странах Африки законодательное регулирование инвестиционной деятельности, политики в сфере конкуренции и интеллектуальной собственности находится на этапе развития можно предположить, что ключевым акцентом в положениях соглашения будет:

• развитие и обеспечение наличия нормативно-правовых основ (законы об антимонопольном регулировании, законы о поощрении и защите иностранных инвестиций, законы в сфере защиты прав интеллектуальной собственности) с ориентацией на лучшие мировые практики и рекомендации международных организаций;

• обмен опытом и сотрудничество с международными организациями по вопросам имплементации норм внутреннего регулирования и обязательств на международном уровне;

• гармонизация подходов к регулированию на этапе формирования законодательства в обозначенных сферах переговоров второй фазы.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

С точки зрения расширения состава участников соглашения первым кандидатом на присоединение к АКЗСТ является Эритрея. Участие этой страны позволит расширить охват соглашения до всего африканского континента, обеспечить участие страны, выходящей к морю и важнейшему торговому пути через Суэцкий канал.

Формирование АКЗСТ создает стимулы для развития сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями. Либерализация торговли товарами и услугами, а в будущем и инвестиционных потоков, упрощение правил и процедур торговли и транзита делают интеграционные проекты с членами АКЗСТ более привлекательными с точки зрения возможности реализации стратегий выхода на рынки стран Африки. Одним из ключевых позитивных эффектов от реализации положений АКЗСТ должно стать совершенствование норм внутреннего регулирования, что распространится не только на членов АКЗСТ, но и на других внешнеторговых партнеров.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 African Continental Free Trade Agreement: Comparative analysis of tariff offers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/infographic/15132-afri-can-continental-free-trade-agreement-comparative-analysis-of-tariff-offers.html. - Загл. с экрана.

2 Подробно об этом будет описано в части рассмотрения Протокола по торговле товарами АКЗСТ.

3 Agreement Establishing the African Continental Free Trade Area [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://au.int/en/treaties/agreement-establishing-african-continen-tal-free-trade-area. - Загл. с экрана.

4 В соответствии с взятыми договоренностями, соглашение должно было вступить в силу после ратификации как минимум 22 членами соглашения.

5 List of countries which have signed, ratified/acceded to the agreement establishing the African continental free trade area [электронный ресурс]. - режим доступа: list of countries which have signed, ratified/acceded to the agreement establishing thehttps://au.int/sites/ default/files/treaties/36437-sl-agreement%20establishing%20the%20african%20continental%20 free%20trade%20area.pdf. - Загл. с экрана.

Why we are worried over African Free Trade Agreement — Dangote, MAN, LCCI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bilaterals.org/7why-we-are-worried-over-african&lang=en. - Загл. с экрана.

7 18th Ordinary Session of the Summit of the African Union [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://au.int/pt/node/28894. - Загл. с экрана.

8 SADC-EAC-COMESA Tripartite Free Trade Area Legal Texts and Policy Documents [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/by-region/comesa-eac-sadc-tripartite-fta.html. - Загл. с экрана.

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

Implementation of the Tripartite FTA Agreement now in Sight [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.comesa.int/implementation-of-the-tripartite-free-trade-area-now-in-sight/. - Загл. с экрана.

10 Members and Observers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto. org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm. - Загл. с экрана.

11 Assembly Of The Union Thirty Second Ordinary Session 10 - 11 February 2019 Addis Ababa, Ethiopia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/documents/ resources/african-union/2818-au-assembly-decisions-declarations-resolution-and-motions-feb-ruary-2019/file.html. - Загл. с экрана.

12 AfCFTA FAQ by TRALAC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. tralac.org/documents/resources/faqs/4293-updated-tralac-afcfta-faqs-march-2021/file.html. -Загл. с экрана.

13 African Continental Free Trade Agreement: Comparative analysis of tariff offers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/infographic/15132-afri-can-continental-free-trade-agreement-comparative-analysis-of-tariff-offers.html. - Загл. с экрана.

14 AfCFTA Rules of Origin Factsheet by Tralac (1) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/infographics/15214-afcfta-rules-of-origin-fact-sheet-1. html. - Загл. с экрана.

15 AfCFTA Rules of Origin by TRALAC (2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/infographics/15304-afcfta-rules-of-origin-fact-sheet-2.html. -Загл. с экрана.

16 Соглашение об упрощении процедур торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/542600777. - Загл. с экрана.

17 United Nations Treaty Collection [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XI-A-16&chapter=11&clang=_en. - Загл. с экрана.

18 A business guide to the African Continental Free Trade Area Agreement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.intracen.org/uploadedFiles/intracenorg/Content/Publi-cations/AfCFTA%20Business%20Guide_final_Low-res.pdf. - Загл. с экрана.

ИСТОЧНИКИ:

Соглашение об упрощении процедур торговли @@Soglashenie ob uproshhenii procedur torgovli [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/542600777

A business guide to the African Continental Free Trade Area Agreement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.intracen.org/uploadedFiles/intracenorg/Content/Publica-tions/AfCFTA%20Business%20Guide_final_Low-res.pdf. - Загл. с экрана.

AfCFTA FAQ by TRALAC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac. org/documents/resources/faqs/4293-updated-tralac-afcfta-faqs-march-2021/file.html. - Загл. с экрана.

AfCFTA Rules of Origin by TRALAC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.tralac.org/resources/infographics/15304-afcfta-rules-of-origin-fact-sheet-2.html. - Загл. с экрана.

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

AfCFTA Rules of Origin Factsheet by Tralac [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/infographics/15214-afcfta-rules-of-origin-fact-sheet-1.html. -Загл. с экрана.

African Continental Free Trade Agreement: Comparative analysis of tariff offers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/infographic/15132-afri-can-continental-free-trade-agreement-comparative-analysis-of-tariff-offers.html. - Загл. с экрана.

Agreement Establishing the African Continental Free Trade Area [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://au.int/en/treaties/agreement-establishing-african-continen-tal-free-trade-area. - Загл. с экрана.

Assembly Of The Union Thirty Second Ordinary Session 10 - 11 February 2019 Addis Ababa, Ethiopia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/documents/re-sources/african-union/2818-au-assembly-decisions-declarations-resolution-and-motions-febru-ary-2019/file.html. - Загл. с экрана.

Implementation of the Tripartite FTA Agreement now in Sight [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.comesa.int/implementation-of-the-tripartite-free-trade-area-now-in-sight/. - Загл. с экрана.

List of countries which have signed, ratified/acceded to the agreement establishing the African continental free trade area [электронный ресурс]. - режим доступа: list of countries which have signed, ratified/acceded to the agreement establishing thehttps://au.int/sites/default/files/ treaties/36437-sl-agreement%20establishing%20the%20african%20continental%20free%20 trade%20area.pdf. - Загл. с экрана.

Members and Observers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org/ english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm. - Загл. с экрана.

SADC-EAC-COMESA Tripartite Free Trade Area Legal Texts and Policy Documents [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/resources/by-region/comesa-eac-sadc-tripartite-fta.html. - Загл. с экрана.

United Nations Treaty Collection [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://treaties. un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XI-A-16&chapter=11&clang=_en. -Загл. с экрана.

Why we are worried over African Free Trade Agreement — Dangote, MAN, LCCI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bilaterals.org/?why-we-are-worried-over-af-rican&lang=en. - Загл. с экрана.

18th Ordinary Session of the Summit of the African Union [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://au.int/pt/node/28894. - Загл. с экрана.

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.