Михайлова Н.В.
Профессор кафедры публичной политики и истории государства и права.
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Савушкин Д.С.
Соискатель кафедры публичной политики и истории государства и права.
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Африка: место России в континентальной конкуренции
В последние годы активизируется конкуренция между Россией и странами Запада на африканском континенте. Это объясняется не только известной сырьевой составляющей континента, но и повышенным спросом на человеческий капитал и новые рынки сбыта.
Страны Африканского Союза имеют положительный демографический индекс и не сталкиваются с проблемой депопуляции населения, в отличие от России. В 2022 году соотношение количества детей на одну женщину в России составляет 1,44, что на 0,06 меньше предыдущего года и свидетельствует о непрерывном демографическом кризисе, начавшемся в России с 2016 года.
Таким образом, Россия сталкивается с дополнительной проблемой в конкуренции с другими странами за ресурсы и рынки на африканском континенте, в свете ее демографических проблем [1].
Современная конкуренция между Россией и странами Запада на африканском континенте неизбежно влияет на экономическую стабильность РФ и ее способность к самообеспечению рабочей силой. По данным экспертов, для дальнейшего развития экономики России необходимо привлекать не менее 0,7-1 миллиона трудовых мигрантов ежегодно. Однако в 2022 году приток мигрантов в РФ сократился вдвое, что затрудняет достижение необходимого количества рабочей силы. Таким образом, активизация конкуренции между Россией и Западом на африканском континенте может привести к экономическим и демографическим проблемам для РФ [2].
Данное явление также характерно для европейских и азиатских государств, при этом в некоторых регионах западной Европы демографическая ситуация становится еще более критической и может достигать соотношения 1,17 детей на одну женщину. Это обуславливает реальность международной конкуренции за африканские трудовые ресурсы и поддержку миграционных программ [3].
Согласно прогнозам Африканского банка развития, к 2030 году население континента достигнет отметки в 1,3 миллиарда человек, однако темпы роста населения будут неоднородными и колебаться в пределах 0,5-4% [4]. Для многих африканских стран бурный рост населения представляет собой как проблему, так и возможность для будущего экономического процветания.
Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие десятилетия страны Африки станут одними из самых быстро развивающихся в мире, при этом их участие в мировой экономике будет увеличиваться, а тесное экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона будет ключевым фактором их внутреннего роста [5]. Африканское население имеет самый низкий средний возраст в мире - 25 лет, что делает его огромным потенциальным рынком и силой рабочей силы, заинтересованной в продуктах транснациональных компаний. В свете этого, нарастающее сотрудничество между Россией и Африкой является оправданной инвестицией в будущее, которое предъявляет высокие требования к конкурентоспособности. Это особенно важно в контексте конкуренции с Европейским союзом.
Европейский союз продолжает оставаться главным инвестором и потребителем товаров в Африке. Он заинтересован в расширении торгового сотрудничества, чтобы укрепить свои позиции на континенте. Данные показывают, что 36% всего экспорта из Африки направляется в Европу, в то время как только 9% направляется в Китай, который является единственным стратегическим партнером для России на континенте. Одновременно объём импорта в Европейский союз составляет 33%, что существенно превышает показатели Китая (5%) и России, которая пока не является одним из лидеров в данном аспекте [6].
В тоже время, специфика отношений между ЕС и странами АС находит свое отражение в экономической парадигме, тем самым открывая окно возможностей как для России, так и для Китая.
В частности, на протяжении длительного промежутка времени финансовая помощь и инвестиции ЕС для стран АС обеспечивались только
под гарантии проведения внутриэкономических и внутриполитических реформ, а также реализации иных политических требований [6].
С течением времени подобные отношения все более явно воспринимались африканскими руководителями и еврокритиками как «патерналистские», неизжитым наследием колониальной эпохи, которые препятствуют равноправию отношений по линии Европа-Африка, уважению прав на политическое и культурное самоопределение и автономность в принятии национально важных решений.
Китайская Народная Республика (КНР) смогла воспользоваться подобным положением, что стало залогом устойчивости ее позиций в Африке. Так руководством КНР были продекларированы и на практике реализованы «пять принципов невмешательства» при сотрудничестве со странами континента, которые касались сугубо обоюдной экономической заинтересованности без доминирования политических факторов [6].
Ко всему прочему, специфика сотрудничества между КНР и АС характеризуются не столько «донорской поддержкой», которая свойственна ЕС, сколько способствованием роста покупательской способности африканских стран и создания условий для торговли с ними. Достигается это путем реализации совместных инфраструктурных, энергетических, добывающих и коммерчески-организационных проектов, таких как:
Железная дорога Момбаса-Найроби в Кении, строительство которой было завершено в 2017 году за счет китайских инвестиций в размере 3,8 миллиарда долларов;
Электростанция Гидроагрегатов Лонген-Рукви в Камеруне, в которую Китай вложил более 1,3 миллиарда долларов;
Проект по строительству порта и зоны свободной торговли в Луанде, Ангола, оцениваемый в 1,8 миллиарда долларов;
Строительство нефтегазового комплекса в Бенине, на сумму в 4,5 миллиарда долларов;
Постройка железной дороги от Джибути до Эфиопии и затем до столицы Кении, Найроби, на общую сумму в 4,2 миллиарда долларов [7].
За счет развития данных направлений африканские страны ускоряют свою индустриализацию, становятся менее зависимыми от Европейского Союза, наращивая внутриконтинентальный товарооборот и создают условия для разнообразных иностранных инвесторов и коммерческих партнеров.
При этом Китай по условиям большинства таких проектов приобре-
тает льготные условия на африканском рынке, в частности из-за условий выплаты кредитов. Часть из них предполагают погашение путем экспорта сырья по более низким ценам и содействие китайскому бизнесу за счёт налоговых преференций в рамках свободных экономических зон, а также получение государственных контрактов в порядке приоритетной очереди [8].
Таким образом, несмотря на сравнительно меньшее влияние КНР по сравнению с ЕС, объем прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) Пекина увеличился на 50% с 2015 года, что является одним из рекордных показателей среди главных партнеров африканских стран [9]. Подобная интенсивность обуславливает имеющий место западноевропейский внутриполитический резонанс, который поднял вопрос обновления отношений с Африкой в Брюсселе на еще более приоритетный уровень.
Так в феврале 2022 г. был проведен шестой саммит ЕС-АС, итоги которого можно свести к следующим заключениям:
Африканскими странами особенно подчеркивалась необходимость в увлечении финансовой и гуманитарной помощи для урегулирования последствий пандемии COVID-19, а также поддержка текущих инфраструктурных проектов и развития частного бизнеса;
Страны Европейского Союза акцентировали внимание на надежде скорейшего разрешения миграционного кризиса, а также вопросах континентальной безопасности, в том числе и экологической, которые создают дополнительные препятствия для реализации совместных экономических и гуманитарных программ.
Участниками была принята Совместная стратегия до 2030 года (Joint Vision for 2030), текущая форма которой была сочтена большинством стран как позитивной, а оставшимися удовлетворительной, что подтверждаются заявлениями Маки Салл, председатель Африканского союза, о принципиальных изменениях в двустороннем сотрудничестве между ЕС и АС.
Был принят инвестиционный пакета, сумма которого превышает 150 миллиардов евро, что ставит объем европейских инвестиций на недосягаемый уровень даже для КНР. Также были определены конкретные направления для реализации выделенных средств, где особым положением продолжает пользоваться инфраструктура [10].
Важно отметить, что свою исключительную роль при определении новой политики Европейского Союза играет председательство Франции, имеющая глубокие исторические связи с рядом стран АС и одни из са-
мых масштабных постколониальных политически-экономических проектов, известный в политологической среде как «Франсафрик».
Пятая республика является главным иностранным инвестором Африки, противопоставлять себя которой могут только Нидерланды, чей объем инвестиций в Африку с 2013 г. увеличился в более чем 3 в раза (что на общесоюзном уровне представляется скорее позитивным исходом). В это же время Соединённое Королевство и США уступили свои позиции на 19% и 24% [6]. Однако положительная динамика в трансатлантических отношениях за последние два года делает маловероятной агрессивную конкуренцию среди стран западного блока за континент.
Тем не менее, закономерным можно считать и то, что Франция будет стремиться не только сохранить, но и расширить свое присутствие в Африке, в том числе под эгидой общеевропейских проектов, ввиду все более нарастающего экономического, политического и военного присутствия со стороны других иностранных государств.
Африканские страны и в особенности бывшие колонии Франции имеют для Парижа фундаментальное значение, являясь буквально залогом текущего благосостояния, что объясняет расставленные Парижем приоритеты во внешнеполитической стратегии. Понимание значимости этих стран для Пятой Республики будут определяющим в вопросах прогнозирования и оценки дальнейших действий Франции на континенте, противодействовать которым России видится неизбежным.
Особым вниманием со стороны французского руководством пользуется созданные им в постколониальную эпоху двухвалютные зоны, общим названием для которых является CFA (Coopération financière en Afrique) Franc.
CFA BEAC (Banque des États de l'Afrique Centrale) является общей валютой для таких центральноафриканских стран как Габон, Чад, Экваториальная Гвинея, Центральноафриканская Республика, Республика Конго и Камерун. В то время как CFA BCEAO (Communauté Financière d'Afrique) объединяет по валютному признаку западноафриканские страны вроде Кот-д'Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Сенегал, Гвинея-Бисау и Того. Часть аналитиков небезосновательно связывают проводимую Францией валютную политику по линии CFA Franc с экономической вехой «неоколониализма» несмотря на декларируемые и ее доказанные преимущества [11].
Опираясь на структурные особенности и исторические аспекты данной системы, можно отметить, что Франция обеспечила возможность
странам, перечисленным выше, иметь устойчивую и надежную валюту, которая является гарантом внутренней экономической стабильности и важнейшим фактором для инвестиционного климата и международной торговли. Более того, интеграция двух валют в финансовую систему Франции способствует упрощению взаимодействия с французскими компаниями и создает более благоприятные условия для европейских инвестиций в целом. CFA Franc также позволила бывшим африканским колониям существенно снизить гуманитарные потери в постколониальный период по сравнению с другими африканскими государствами.
В тоже время, CFA Franc базируется на обязательствах 14 африканских стран вкладывать 15% своих зарубежных резервов в французский бюджет, а также направление 20% на погашение имеющихся финансовых обязательств. Помимо невозможности свободно распоряжаться собственными средствами, печать обеих валют находится под юрисдикцией Центрального банка Франции, чей контроль над африканскими резервами стран CFA Franc, как и других французских банков, настолько велик, что их правовая природа позволяет Парижу распоряжаться данными средствами также свободно как своими собственными [11].
Из этого следует, что в случае, если африканские вкладчики захотят получить доступ к собственным средствам, то они будут вынуждены увеличить свои финансовые обязательства перед Францией посредством займа по фиксированному коммерческому курсу. Таким образом, предоставление кредитов от Франции также нередко происходит за счет резервов самих стран-участниц CFA Franc.
Контроль финансовых потоков равным образом находится в юрисдикции французских банков, что существенно ограничивает способность центральноафриканских и западноафриканских стран к диверсификации собственных экономик. Обуславливая их ограниченную возможность к создание равноправных условий на внутреннем рынке даже в целях стимуляции Франции на более добропорядочное сотрудничество.
Тем не менее, даже при подобных условиях Париж вынужден пересматривать свое отношение к текущей системе взаимодействия с бывшими колониями. Поводом для этого служит все более открытые запросы молодого населения Африки на изменения, которые лишены исторической памяти прошлых поколений и имеют куда больше возможностей к изучению различной информации и сравнения посредством различных
гуманитарных программ, стажировок, обмена и туризма. В очередной раз отметим и расширяющееся присутствие в Африке Китая и России, чья экономическая и политическая стратегия в отношении стран АС можно охарактеризовать как более прагматичную и значительно менее политически требовательную, создавая тем самым угрозу и для сырьевой зависимости Франции от стран единых CFA Franc. Особенно в период кризиса отношений с России в связи со СВО на Украине.
Так страны северной Африки ввиду своего уникального территориального положения имеют особенный логистический и транзитный потенциал, который благодаря трансафриканским магистралям во многом определит будущий торговый и геополитический облик Африки. Из этого следует закономерный статус Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта как особых стратегических партнёров, с которыми Россия уже имело или начинает развивать сотрудничество необременённое колониальным прошлым.
В 2016 г. ПИИ России в пользу стран северной Африки составлял рекордные 22,3 млн. долларов, превалирующий процент которых был направлен в пользу Египта [12]. Причинность подобного инвестиционного фаворитизма кроется не только в длительной истории российско-египетских отношений, но и внутреннем и внешнем потенциале Каира причастность к развитию которых позволит оставаться небезучастным в определении дальнейшего вектора развития Африки. Так вопрос инфраструктуры и логистики снова демонстрируют свою значимость. Пересекая Средиземное море, египетский коридор через греческий портовый город Пирей соединяет центральную и восточную Европу со странами восточной и южной Африки. Его общая протяженность составляет более 10 тыс. км. от египетского Каира до южноафриканского Кейптауна.
Чтобы сделать данный маршрут максимально коммерческим выгодным, Египту важно мобилизовать не только свои людские, производственные и энергетические ресурсы, с дефицитом которых проблем не наблюдается благодаря в том числе российским компаниям, но и повысить общую вместимость контейнеров.
В этом отношении Россия и Китай смогли заметно выделиться на фоне европейских инвесторов. Так компании обеих стран расширяют имеющиеся порты в Думьяте и Порт-Саиде, а в Абукире планируется строительство нового контейнерного терминала. Но эти проекты не повлекут за собой преимущества в долгосрочной перспективе с учетом текущего состояния сухопутной инфраструктуры восточной Африки, в развитие
которой Россия принимает самое непосредственное участие, особенно по части развития железных дорог [13].
В качестве примера отечественной конкурентоспособности рассмотрим и Марокко, для которой Франция была продолжительное время ведущим инвестором. Тандем Пекина и Москвы поднял для Парижа и других иностранных инвесторов инвестиционную планку, поскольку помимо кредитов две страны отличились и активным участием по внедрению промышленных, энергетических, инфраструктурных и сельскохозяйственных инноваций по более доступным ценам и оптимальным качеством. Так Пекин взводит высокотехнологичную промышленную зону известную как «техногород Танжер», а Россия строит новые нефтеперерабатывающие заводы и уже имеет намерения участвовать в развитии региональных инфраструктурных проектов на протяжении ближайших десятилетий [14].
Анализирую общее положение России в Северной Африке можно констатировать, что хоть с инвестиционными вложениями Пекина и Брюсселя Москва пока что конкурировать не может по объемам, она, тем не менее, компенсирует свое отставание нарастающим товарооборотом в отдельных областях.
Так экспорт России в североафриканские страны увеличился в более чем 2,4 раза, а импорт в 1,9 раз к 2020 г. При этом среднегодовой темп прироста российского импорта в среднем растет на 1,1 % в год, что является удовлетворительным результатом учитывая акценты России и на других альтернативных рынках, вроде Индии и центральной, а также восточной Азии. В ближайшие годы рост данного показателя будет ожидаемым учитывая все более обостряющиеся отношения с ЕС, экономические отношения с которым будут требовать существенного пересмотра с переадресацией экспорта на другие страны [15].
Так основными товарами, которые поставляются в Африку Россией, но имеют существенный спрос и в западноевропейских странах, являются зерно, энергоресурсы, группы товаров под секретный кодом (т.н. ББ), которые, как правило, имеют военное назначение, древесина и от нее производные, удобрения, а также металлы, преимущественно сталь и чугун [16].
Однако экспорту продовольственных товаров, в частности - зерна, присуща более долгосрочная актуальность даже вопреки вышеописанным причинам. Хрестоматийным примером можно считать поставки Россией зерна на Ближний Восток, ряд стран которого находятся на бо-
лее технологически высоком уровне, чем африканские, что при этом не приводит к сокращению зерновой зависимости от России, которая продолжает играть важную роль для обоих регионов.
Объемы поставок российского зерна в Африку равняются 38,6% от ее общемирового импорта, то есть, почти половине такового. Его стоимость приближена к 3,1 млрд. долларов и этот показатель будет расти еще больше с учетом роста африканского населения, однако для этого российскому руководству и частному бизнесу необходимо развить и свои собственные мощности, ускорить внедрение аграрных инноваций. Уже сейчас зерновой экспорт России занимает только 13,5% для Африки и этот процент может как возрасти, так и снизиться, если будут приняты своевременные решения как коммерческого, так и политического характера. Основными потребителями российской пшеницы являются наиболее развивающиеся страны, позиция на рынках которых имеет стратегическое значение: Египет, Кения, Марокко, Нигерия, ЮАР, а также Судан и Ливия [16].
В течение длительного времени Россия сохраняла непревзойденное лидерство в определении военного баланса сил на континенте Африка за счет поставок вооружений. В период 2015-2019 годов российский экспорт оружия составлял 49% общеконтинентального объема, в то время как США и Китай достигали только 14% и 13% соответственно. Для Алжира Россия является основным поставщиком оружия, что укрепляет ее позиции не только в экономическом, но и в стратегическом партнерстве. Однако, обстоятельства, вызванные специальной военной операцией, могут повлиять на экспортные возможности России и открыть возможности для стран западного блока укрепить свои позиции в Африке [16].
России необходимо установить основательный и взаимный диалог с Китаем, который в данном контексте будет наиболее выгодополучате-лен для закрепления своих позиций. Мы считаем, что российское руководство должно также рассмотреть возможность финансирования и оснащения военно-промышленного комплекса в Африке, предоставления патентов и технологий производства, что позволит компенсировать временные ограничения в полном объеме удовлетворения спроса и окончательно закрепить свою военно-стратегическую значимость для Африки.
На основании рассмотренных выше фактов можно сделать вывод, что Африканский континент становится объектом сильной геополи-
тической конкуренции. Рост населения в Африке перестает считаться недостатком в свете мирового кризиса рождаемости, особенно после пандемии. Страны Африканского Союза имеют больше возможностей выбирать политических и экономических партнеров, и поэтому становятся равными участниками в международных отношениях. Россия и Китай имеют много общих интересов в Африке, что делает их взаимодействие для противодействия западноевропейскому влиянию не только возможным, но и вероятным. России необходимо начать пересмотр своего экспорта в Африку, чтобы не потерять текущие позиции и возможности для развития, а также стараться участвовать в проектах промышленной и инфраструктурной модернизации, которые сегодня являются ключевыми для континента.
Список литературы:
1. Ильдарханова Ч.И., Ибрагимова А. А., Абдульзянов А.Р. Динамика естественного движения населения как угроза демографической безопасности России // Народонаселение. 2022. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-estestvennogo-dvizheniya-naseleniya-kak-ugroza-demograficheskoy-bezopasnosti-rossii (Дата обращения: 12.05.2023).
2. Маргалитадзе О.Н. Трудовая миграция, как фактор, компенсирующий прогнозируемый дефицит на рынке рабочей силы России на средне и долгосрочную перспективу // Московский экономический журнал. 2022. № 1. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/trudovaya-migratsiya-kak-faktor-kompensiruyuschiy-prognoziruemyy-defitsit-na-rynke-rabochey-sily-rossii-na-sredne-i-dolgosrochnuyu (Дата обращения: 12.05.2023).
3. Кривихина А.А. Анализ демографической обстановки в различных странах мира // Скиф. 2019. № 11 (39). // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-demograficheskoy-obstanovki-v-razlichnyh-stranah-mira (Дата обращения: 12.05.2023).
4. Нуше К.Г. Демография Африки: экономическая проблема или источник возможностей? // Экономические исследования. 2020. № 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demografiya-afriki-ekonomicheskaya-problema-ili-istochnik-vozmozhnostey (Дата обращения: 12.05.2023).
5. Леденёва М.В., Плаксунова Т.А. Экономический рост и перспективы экономического развития стран Африки южнее Сахары // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-rost-i-perspektivy-ekonomicheskogo-razvitiya-stran-afriki-yuzhnee-sahary (Дата обращения: 12.05.2023).
6. Биссон Л.С. Новая стратегия ес для Африки: в поисках подлинного партнёрства // Современная Европа. 2020. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-strategiya-es-dlya-afriki-v-poiskah-podlinnogo-partnyorstva (Дата обращения: 12.05.2023).
7. Карина А.Г. Китайские инфраструктурные проекты в странах Африки южнее Сахары: кредитное финансирование // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 5. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-infrastrukturnye-proekty-v-stranah-afriki-yuzhnee-sahary-kreditnoe-finansirovanie (Дата обращения: 12.05.2023).
8. Татьяна Л.Д. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 5. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v-afrike-neokolonializm-ili-win-win-strategiya (Дата обращения: 12.05.2023).
9. Chinese Debt Relief: Fact and Fiction, The Diplomat, 15.04.2020. // URL: https://thediplomat.com/2020/04/chinese-debt-relief-fact-and-fiction/ (Дата обращения: 12.05.2023).
10. Бережнов А.И., Кулакова П.О., Митина В.К. Об итогах VI cаммита Африканский союз - Европейский союз // Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН. // URL: https://www.inafran.ru/node/2632 (Дата обращения: 12.05.2023).
11. Хоружий В.В. Французский неоколониализм в Африке: международно-правовой аспект // Сборник статей II Всероссийского научно-исследовательского конкурса: в 2 ч.. Том Часть 2. Пенза, 2020. // URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_42928533_60144021.pdf (Дата обращения: 12.05.2023).
12. Родионова Е.С., Приходько Д.В. Анализ торгового и инвестиционного сотрудничества российской федерации со странами северной Африки // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-torgovogo-i-investitsionnogo-sotrudnichestva-rossiyskoy-federatsii-so-stranami-severnoy-afriki (Дата обращения: 12.05.2023).
13. Немкевич С.Ю., Шафиев Р.М. Инвестиционная привлекательность Египта для России // E-Scio. 2021. № 7 (58). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-privlekatelnost-egipta-dlya-rossii (Дата обращения: 12.05.2023).
14. Тарасова А.А. Россия - Марокко - Китай: есть ли шанс усиления российских позиций? // StudNet. 2020. № 9. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiya-marokko-kitay-est-li-shans-usileniya-rossiyskih-pozitsiy (Дата обращения: 12.05.2023).
15. Bilateral Trade between Africa and Russian Federation // ITC. // URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c%7 c7%7c643%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c1 (Дата обращения: 12.05.2023).
16. Константинова О.В. Торговля России с Африкой: современное положение дел // Контуры глобальных трансформаций: по-
литика, экономика, право. 2021. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/torgovlya-rossii-s-afrikoy-sovremennoe-polozhenie-del (Дата обращения: 12.05.2023).
17. Абрамова И.О. Потенциал африканского континента в обновленной стратегии развития Российской Федерации. Пленарный доклад. - М.: Институт Африки РАН, 2017. 18 с.
Bibliography
1. Ildarkhanova Ch.I., Ibragimova A.A., Abdulzyanov A.R. Dynamics of the natural movement of the population as a threat to the demographic security of Russia // Population. 2022. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-estestvennogo-dvizheniya-naseleniya-kak-ugroza-demograficheskoy-bezopasnosti-rossii (05.12.2023).
2. Margalitadze O.N. Labor migration as a factor that compensates for the predicted deficit in the Russian labor market in the medium and long term. Moscow Economic Journal. 2022. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-migratsiya-kak-faktor-kom-pensiruyuschiy-prognoziruemyy-defitsit-na-rynke-rabochey-sily-rossii-na-sredne-i -dolgosrochnuyu (05.12.2023).
3. Krivikhina A.A. Analysis of the demographic situation in various countries of the world // Skif. 2019. № 11 (39). // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-demograficheskoy-obstanovki-v-razlichnyh-stranah-mira (05.12.2023).
4. Nushe K.G. Demography of Africa: an economic problem or a source of opportunity? // Economic research. 2020. № 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demografiya-afriki-ekonomicheskaya-problema-ili-istochnik-vozmozhnostey (05.12.2023).
5. Ledeneva M.V., Plaksunova T.A. Economic growth and prospects for the economic development of sub-Saharan Africa // Theoretical and Applied Economics. 2020. № 2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-rost-i-perspektivy-ekonomicheskogo-razvitiya-stran-afriki-yuzhnee-sahary (05.12.2023).
6. Bisson L.S. The new EU strategy for Africa: in search of a true partnership // Modern Europe. 2020. № 3. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/novaya-strategiya-es-dlya-afriki-v-poiskah-podlinnogo-partnyorstva (05.12.2023).
7. Karina A.G. Chinese infrastructure projects in sub-Saharan Africa: credit financing // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018. № 5. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-infrastrukturnye-proekty-v-stranah-afriki-yuzhnee-sahary-kreditnoe-finansirovanie (05.12.2023).
8. Tatyana L.D. China in Africa: "neocolonialism" or "win-win" strategy? // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2018. № 5. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v-afrike-neokolonializm-ili-win-win-strategiya (05.12.2023).
9. Chinese Debt Relief: Fact and Fiction, The Diplomat, 15.04.2020. // URL: https://thediplomat.com/2020/04/chinese-debt-relief-fact-and-fiction/ (05.12.2023).
10. Berezhnov A.I., Kulakova P.O., Mitina V.K. On the results of the VI Summit African Union - European Union // Center for Global and Strategic Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. // URL: https://www.inafran.ru/node/2632 (05.12.2023).
11. Khoruzhy V.V. French neo-colonialism in Africa: international legal aspect // Collection of articles of the II All-Russian research competition: at 2 o'clock. Volume Part 2. Penza, 2020. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42928533_60144021 .pdf (05.12.2023).
12. Rodionova E.S., Prikhodko D.V. Analysis of trade and investment cooperation between the Russian Federation and the countries of North Africa // Uchenye zapiski St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy. 2022. № 1 (81). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-torgovogo-i-investitsionnogo-sotrudnichestva-rossiyskoy-federatsii-so-stranami-sever-noy-afriki (05.12.2023).
13. Nemkevich S.Yu., Shafiev R.M. Investment attractiveness of Egypt for Russia // E-Scio. 2021. № 7 (58). // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/investitsionnaya-privlekatelnost-egipta-dlya-rossii (05.12.2023).
14. Tarasova A.A. Russia-Morocco-China: is there a chance of strengthening Russian positions? // Studnet. 2020. № 9. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rossiya-marokko-kitay-est-li-shans-usileniya-rossiyskih-pozitsiy (05.12.2023).
15. Bilateral Trade between Africa and Russian Federation // ITC. // URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7c%
7c7%7c643%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c1% 7c1%7c1%7c1 (05.12.2023).
16. Konstantinova O.V. Russia's trade with Africa: the current state of affairs // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2021. № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/torgovlya-rossii-s-afrikoy-sovremennoe-polozhenie-del (05.12.2023).
17. Abramova I.O. The potential of the African continent in the updated development strategy of the Russian Federation. Plenary report. - M.: Institute for African Studies RAS, 2017. 18 p.