Научная статья на тему 'Афонская корреспонденция британского посла при Порте лорда Г. Бульвера Литтона (март — октябрь 1863 г.)'

Афонская корреспонденция британского посла при Порте лорда Г. Бульвера Литтона (март — октябрь 1863 г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Афон / Форин Офис / Г. Бульвер / Дж. Рассел / русское монашество / Россия / Соединенное княжество Молдавии и Валахии / Athos / Foreign Office / Н. Bulwer / J. Russell / Russian monasticism / Russia / United Principality of Moldavia and Wallachia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Ирина Юрьевна

Вниманию читателей предлагается публикация донесений и частных писем британского посла в Константинополе лорда Генри Бульвер-Литтона к министру иностранных дел Великобритании лорду Дж. Расселу, относящихся к поездке посла на Святую Гору в 1863 г. Афонская корреспонденция лорда Бульвера отражает опасения британских дипломатов по поводу усиления российского влияния на Афоне, который играл важную роль в стратегии Британии в Восточном Средиземноморье. Содержание донесений включает описание Афона и уклада святогорских монастырей, соображения британского посла о политике России в отношении Афона и мерах британских дипломатов, проблемы афонского монастыря Кутлумуш и молдовлахийских подворий греческих монастырей. Итогом афонской поездки лорда Бульвера стало установление тесных контактов с Протатом и настоятелями греческих монастырей в целях протидействия России на Афоне, были предложены рекомендации по осуществлению британской политики в Восточном Средиземноморье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Athos Correspondence of the British Ambassador to the Port, Lord G. BulwerLytton (March — October 1863)

Readers are invited to the publication of the reports and private letters of the British Ambassador in Constantinople, Lord Henry Bulwer-Lytton, to the British Foreign Secretary, Lord J. Russell, relating to the ambassador’s trip to the Holy Mountain in 1863. Lord Bulwer’s Athos correspondence reflects the fears of British diplomats about the strengthening of the Russian influence on Athos, which played an important role in the strategy of Britain in the Eastern Mediterranean. The content of the reports includes a description of Athos and the lifestyle of the Svyatogorsk monasteries, the British ambassador’s thoughts on Russia’s policy towards Athos and the measures of British diplomats, the problems of the Athos monastery of Kutlumush and the Moldovlachian farmsteads of Greek monasteries. The result of Lord Bulwer’s Athos trip was the establishment of close contacts with the Protatus and the abbots of the Greek monasteries in order to counter Russia on Athos, recommendations were made for the implementation of British policy in the Eastern Mediterranean.

Текст научной работы на тему «Афонская корреспонденция британского посла при Порте лорда Г. Бульвера Литтона (март — октябрь 1863 г.)»

Смирнова Ирина Юрьевна

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории религии и церкви, Институт российской истории РАН

Адрес: 117036, Российская Федерация, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19 E-mail: irinasmirnowa@mail.ru

Афонская корреспонденция британского посла при Порте лорда Г. Бульвера-Литтона (март — октябрь 1863 г.)*

DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00020

Вниманию читателей предлагается публикация донесений и частных писем британского посла в Константинополе лорда Генри Бульвер-Литтона к министру иностранных дел Великобритании лорду Дж. Расселу, относящихся к поездке посла на Святую Гору в 1863 г. Афонская корреспонденция лорда Бульвера отражает опасения британских дипломатов по поводу усиления российского влияния на Афоне, который играл важную роль в стратегии Британии в Восточном Средиземноморье. Содержание донесений включает описание Афона и уклада святогорских монастырей, соображения британского посла о политике России в отношении Афона и мерах британских дипломатов, проблемы афонского монастыря Кутлумуш и молдовлахийских подворий греческих монастырей. Итогом афонской поездки лорда Бульвера стало установление тесных контактов с Протатом и настоятелями греческих монастырей в целях протидействия России на Афоне, были предложены рекомендации по осуществлению британской политики в Восточном Средиземноморье.

Ключевые слова: Афон, Форин Офис, Г. Бульвер, Дж. Рассел, русское монашество, Россия, Соединенное княжество Молдавии и Валахии.

Для цитирования: Смирнова И.Ю. Афонская корреспонденция британского посла при Порте лорда Г. Бульвера-Литтона (март — октябрь 1863 г.) // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 1. С. 165-195.

* Исследование выполнено в соответствии с госзаданием Института российской истории Российской академии наук в рамках Программы фундаментальных научных исследований по направлению «Россия и Ближний Восток: исторические, политические и культурные контакты и взаимосвязи» Минобрнауки России и МОО «ИППО» в 2023 г.

Irina Yu. Smirnova

Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher, Center for the History of Religion and Church, Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences

Address: 19 Dmitry Ulyanov St., Moscow, Russian Federation, 117036 E-mail: irinasmirnowa@mail.ru

Athos Correspondence of the British Ambassador to the Port, Lord G. Bulwer-Lytton (March — October 1863)*

DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00020

Readers are invited to the publication of the reports and private letters of the British Ambassador in Constantinople, Lord Henry Bulwer-Lytton, to the British Foreign Secretary, Lord J. Russell, relating to the ambassador's trip to the Holy Mountain in 1863. Lord Bulwer's Athos correspondence reflects the fears of British diplomats about the strengthening of the Russian influence on Athos, which played an important role in the strategy of Britain in the Eastern Mediterranean. The content of the reports includes a description of Athos and the lifestyle of the Svyatogorsk monasteries, the British ambassador's thoughts on Russia's policy towards Athos and the measures of British diplomats, the problems of the Athos monastery of Kutlumush and the Moldovlachian farmsteads of Greek monasteries. The result of Lord Bulwer's Athos trip was the establishment of close contacts with the Protatus and the abbots of the Greek monasteries in order to counter Russia on Athos, recommendations were made for the implementation of British policy in the Eastern Mediterranean.

Keywords: Athos, Foreign Office, H. Bulwer, J. Russell, Russian monasticism, Russia, United Principality of Moldavia and Wallachia.

For citation: Smirnova I.Yu. Athos Correspondence of the British Ambassador to the Port, Lord G. Bulwer-Lytton (March — October 1863). Christianity in the Middle East, 2023, vol. 7, no. 1, pp. 165-195.

* The study was carried out in accordance with the state assignment of the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences within the framework of the Program of Fundamental Scientific Research in the direction «Russia and the Middle East: Historical, Political and Cultural Contacts and Relationships» of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the International Public Organization «Imperial Orthodox Palestine Society» in 2023.

Предлагаемая ниже публикация новых архивных документов осуществляется в качестве продолжения исследования, направленного на изучение роли британских дипломатов в церковных делах Православного Востока и, в частности, Святой Горы Афон, результаты которых были опубликованы в ряде статей и монографий [Смирнова, 2022 (a) (b) (c)]. Уже после выхода последней монографии «А.Н. Муравьев и афонский вопрос», где, среди прочего, рассматривался курс британской дипломатии в отношении Святой Горы и русско-греческих отношений, в Национальном архиве Великобритании мною были найдены документы, прямо подтверждающие выводы о включении Афона во внешнеполитическую стратегию Великобритании в Восточном Средиземноморье. К этим документам относятся донесения британского посла при Порте лорда Г. Бульвера-Лит-тона к министру иностранных дел Великобритании лорду Дж. Расселу1, в которых поднимаются вопросы, связанные с ситуацией на Афоне в 1863 г.

Письма сохранились в двух фондах Национального Архива: в фонде Форин Офис (FO 881/3640. Рр. 1-6) и в фонде Государственного архива Великобритании (Public Record Office) (PRO 30/22/92/23. Рр. 129-134 back)2. Два письма из фонда Форин офис были опубликованы отдельной брошюрой от 7 июня 1878 г., предназначенной для внутреннего пользования Министерства иностранных дел Великобритании.

Первое письмо, помеченное грифом «конфиденциально», было послано из Константинополя и датировано 30 апреля 1863 г. К нему прилагалась докладная записка «По вопросу о монастыре Кутлумуш» от 20 марта 1863 г. Второе письмо, опубликованное в брошюре, также написанное

1 Джон Рассел, 1-й граф Рассел — британский государственный деятель, 32-й и 38-й премьер-министр Великобритании с 1846 по 1852 гг. и с 1865 по 1866 гг., лидер вигов.

2 Бульвер-Литтон Г. Письма на имя министра иностранных дел лорда Дж. Рассела // FO 881/3640, Рр. 1-6, PRO 30/22/92/23. Рр. 129-134 back.

в посольстве в Константинополе, датировано 24 сентября 1863 г.

Другие два письма из фонда Государственного архива Великобритании, от 14 сентября 1863 г. и 1 октября 1863 г., также связаны с афонской тематикой: первое из них написано непосредственно в Карее — административном центре Афона, во время пребывания там британского посла, второе, как и письмо от 24 сентября, написано по возвращении Бульвера в Константинополь из поездки на Святую Гору.

«Афонские» письма лорда Бульвера представляют собой служебные донесения на имя главы Форин Офиса лорда Рассела, в которых посол затрагивает целый ряд вопросов, представлявших особое значение для британской дипломатии: о влиянии России на афонское монашество, о политике князя А. Кузы3 в отношении подворий святогорских обителей в Соединенных княжествах Молдавии и Валахии, о ситуации в монастыре Кутлумуш, связанной со сменой настоятеля по распоряжению Патриарха Константинопольского.

Последний сюжет послужил главным аргументом для обоснования решения Бульвера совершить поездку на Святую Гору. Решимость посла вмешаться в дело избрания настоятеля, носившее, казалось бы, сугубо церковный характер, объясняется тем, что среди насельников Кутлумуша (а также монастыря Святого Павла) были греки с Ионических островов, с 1815 г. находившихся под администрацией Великобритании, что давало им возможность в случае конфликтных ситуаций обращаться к британским дипломатам4 — консулам в Салониках и послам в Константинополе — как к своим официальным покровителям. Бульвер, полагавший, что за действиями Патриарха Иоакима II5 стоя-

3 Александру Ион Куза (1820-1873) — князь Соединенных княжеств Молдавии и Валахии, первый правитель объединенной Румынии (1859-1866).

4 Ионические острова с 1815 г. по 1864 г. находились под протекторатом Великобритании.

5 Иоаким II (в миру Иоанн Коккодис или Курсулудис; 1802-1878), патриарх Константинопольский. Дважды занимал константинопольский престол: 16.10.1860 — 21.07.1863 и 5.12.1873 — 16.08.1878.

ла российская дипломатия, желавшая поставить своего кандидата на пост игумена Кутлумуша, считал, что решение этого вопроса станет своего рода тестом на влиятельность той или иной стороны.

Другая, не менее важная цель визита Бульвера на Святую Гору, упомянутая им в конфиденциальном письме к лорду Дж. Расселу от 24 сентября 1863 г., касалась вопроса о собственности греческих монастырей в Соединенных Княжествах, обсуждение которого велось в дипломатических кругах среди представителей держав-гарантов [Смирнова, 2022 (a)]. Британский посол считал «интересным и полезным» лично ознакомиться с имущественным положением тех святогорских обителей, которые «входят в число основных владельцев монастырей в Молдавии и Валахии»6.

Из отчета о посещении Афона можно видеть, что Бульвер был вполне удовлетворен его итогом: проявленная им «справедливость и беспристрастность» в «монастырском вопросе» и противостоянии политике князя Кузы привели к тому, что позиция британских дипломатов приобрела «значительный вес, от чего косвенную выгоду извлекли именно греческие и ионические монастыри»7.

В донесениях Бульвера отчетливо прослеживается российско-британское соперничество, насаждаемое британскими дипломатами. В письмах к лорду Расселу звучит озабоченность в связи с ростом русского монашества и, соответственно, российского авторитета на Афоне, в чем посол хочет видеть планомерную и целенаправленную политику России, которая, по мнению Бульвера, «всегда старалась размещать русских, число которых ежедневно растет за счет вновь прибывающих, в различных монастырях, что дает им возможность взять бразды правления в свои руки. Если она (Россия. — И.С.) не может достичь своей цели таким путем, она использует иные возможные средства, чтобы поставить

6 Письмо Г. Бульвер-Литтона к лорду Дж. Расселлу. Константинополь, 24 сентября 1863 г. // FO 881/3640. P. 4.

7 Ibid . P. 5.

во главе монастырей людей, приверженных ее интересам»8. Однако посетив Афон, британский посол убедился в преувеличении роли российского влияния на афонское (прежде всего греческое) монашество.

В целом, публикуемые ниже письма лорда Бульвера, отличающиеся откровенной антироссийской тональностью, убеждают в том, что Афон играл далеко не последнюю роль в стратегии Британии в Восточном Средиземноморье, когда укрепление позиций русского монашества на Святой Горе, наметившееся в 1860-е гг., послужило поводом к вмешательству британских дипломатов в дела афонских монастырей и усугублению британо-российского соперничества.

Лорд Бульвер оказался истинным представителем паль-мерстоновской школы, главной установкой которой было противодействие России как «главной православной державы», интересы, которой, по утверждению Пальмерсто-на, были «диаметрально противоположны» британским [Виноградов, 1993. С. 43].

Как достойный преемник сэра Стрэтфорда Каннинга, лорд Бульвер не жалел усилий, направленных на ослабление авторитета России на Православном Востоке, разрушение православного единства и межцерковных связей, удаление с кафедр патриархов Восточных Православных Церквей, заподозренных в пророссийских настроениях.

Визит Бульвера способствовал установлению тесных контактов со Священным Кинотом и настоятелями греческих монастырей, и налаживанию каналов влияния для осуществления пробританской политики. Несмотря на признание в письме к лорду Расселу в предвзятости своего мнения по поводу влиятельности российской дипломатии на Афоне и развенчивании убеждений насчет «завоевательных замыслов» русских [Наз1иск, 1924. Р. 59], Бульвер предложил свой проект «настойчивого и упорного предотвращения махи-

8 Бульвер-Литтон Г. Докладная записка, Константинополь, 20 марта 1863 г. //

ГО 881/3640. Р. 2.

наций России». Замысел посла предполагал выдвижение на правительственные посты в Османской империи христиан, для которых в приоритете будут интересы Великобритании, в чем он усматривал определенные выгоды и для османского правительства9.

Из донесений Бульвера можно видеть, что в основе его курса в отношении Святой Горы лежали антироссийские установки: покровительство афонским «ионическим» обителям в силу права протектората над британскими подданными на Ионических островах; активное вмешательство в дела «монастырских имений» в Молдо-Влахии в целях устранения российских дипломатов из процесса принятия решений по «монастырскому вопросу»; обвинение России в «попытках вытеснить греков» со Святой Горы с тем, чтобы «забрать будто бы в свои руки весь Афон»10 [Письма выдающихся церковных и светских деятелей России.., 2015. С. 290]. Во многом на Бульвере лежит ответственность за распространение среди святогорских греков антироссийских настроений, приведших к возбуждению греко-русских конфликтов на Святой Горе.

9 Бульвер-Литтон Г. Докладная записка, Константинополь, 20 марта 1863 г. // ГО 881/3640. Р. 4.

10 Письмо архим. Антонина Антонина (Капустина). Иерусалим, 5 октября 1887 г

Приложение.

Письма лорда Генри Бульвера-Литтона к лорду Джону Расселу

1. Письмо лорда Г Бульвера к лорду Дж. Расселу Константинополь, 30 апреля 1863 г.11

Отметка: получено 9 мая 1863 г.

Конфиденциально

Милорд,

Вашей Светлости хорошо известно о том, какое важное место занимают монастыри Святой Горы в жизни здешней греческой общины. Их огромные богатства, по-видимому, суровая дисциплина и ценнейшие библиотеки придают им и известность, и значительность, и власть.

Одна из целей политики России заключалась в особом влиянии на эти монастыри, и прилагаемая пояснительная записка, заслуживающая внимания Вашей Светлости, покажет, насколько ей это удалось.

Почти все монастыри, за исключением двух, состоявших в основном из ионийцев, оказались в руках сторонников России. А оставшиеся два монастыря Россия старалась заполучить, сея разногласия среди монахов, а в одном из них даже попыталась сместить игумена или настоятеля.

Похоже, в последнее время даже патриарх [Константинопольский Иоаким II] по тем или иным причинам позволил увлечь себя этими замыслами. Один монах из монастыря Кутлумуш был обвинен в крупной растрате, будучи отправленным с миссией в Соединенные княжества (Молдавии и Валахии). Ему было приказано явиться в Константинополь, чтобы ответить за свои деяния. По прибытии он должен был, согласно нынешнему устройству Греческой Церкви,

11 Письмо опубликовано в отдельной брошюре от 7 июня 1878 г. для служебного использования в Министерстве иностранных дел Великобритании.

предстать перед Смешанным советом, состоящим из мирян и священнослужителей. Однако в беседе с патриархом, во время которой, как сообщается, стороны обменялись более вескими вещами, нежели слова, монах смог убедить патриарха в своей невиновности, обвинив во всем настоятеля монастыря. Вследствие этого настоятель был смещен со своей должности без суда и следствия, не имея права ни вмешаться в монастырские назначения, ни осудить кого-либо из священников за гражданское правонарушение, кроме как с согласия вышеупомянутого Совета.

Настоятель при поддержке большинства монахов сопротивлялся незаконной попытке патриарха изгнать его из монастыря. Патриарх же не только направил экзарха или представителя с полными полномочиями, который должен был занять место настоятеля, и взбудоражил все другие монастыри, и без того настроенные против этого человека, но и призвал на помощь вооруженные силы, чтобы изгнать его.

Поскольку настоятель, будучи ионийцем, имел право на нашу защиту, за которой он обратился, я сказал Али-Паше12, что турецкие силы, которые поначалу отозвались на призыв, должны быть отведены, иначе я буду вынужден послать к месту военный корабль, и что я убежден в том, что если Его Высочество расследует это дело, то увидит, что патриарх неправ. В результате Али-паша приказал отвести турецкие войска, но экзарх, поддерживаемый фракцией, которую он возглавлял, по-прежнему настаивал на исполнении приказов патриарха, которые Его Святейшество отказался отменить.

12 Мехмед Эмин Аали-паша (1815-1871) — государственный деятель Османской империи, великий визирь, министр иностранных дел, представитель Османской империи на Парижском конгрессе. С 1846 г. министр иностранных дел (занял пост после ухода Мустафы Решид-паша). В 1852 г. получил должность великого везиря, но спустя несколько месяцев ушел в отставку; в 1854 г. избран президентом Учредительного Совета; с 1855 г. несколько раз назначался великим везирем. Был одним из ревностных сторонников проведения в Османской империи реформ по западному образцу.

Поскольку это был тот самый случай, когда уступить было бы непристойно, то, изложив суть дела Порте, я сообщил патриарху, что, если он не прекратит свои незаконные действия и не отступится, я буду вынужден использовать все влияние на Османское правительство, греческое духовенство и общину, чтобы добиться его отстранения; и, наконец, поняв, что турецкий министр иностранных дел тоже убежден в моей правоте, патриарх согласился отозвать своего экзарха и восстановить в должности настоятеля, чтобы тот затем в сопровождении обвиняемого монаха прибыл в Константинополь для ответа в соответствующем суде на все выдвинутые против него обвинения.

Я углубился в эти подробности, потому что это дело косвенно повлияло на то доминирующее положение, на которое Россия имеет обыкновение претендовать и которым она пользуется в греческих делах, равно как и на самоуправство, присущее главе Греческой Церкви. То, чем завершится это дело, будет проверкой для обоих.

Я намерен вскоре посетить гору Афон и убедиться, что справедливость восторжествовала.

Имею честь оставаться покорным слугой Вашей светлости,

ГЕНРИ Л. БУЛЬВЕР

. The National Archive UK. FO 881/3640. Рр. 1-2.

*****

2. Приложение к донесению от 30 апреля 1863 г.

Пояснительная записка по вопросу о монастыре Кутлумуш

20 марта 1863 г.

Вопрос о монастыре Кутлумуш, расположенном на горе Афон, не возник сам по себе. Он лишь следствие общего состояния дел на Святой Горе и неуемного давления России, которая после Восточной войны, будучи уже не в состоянии вести открытую войну против Османской империи, прибегает к различным махинациям, чтобы всколыхнуть народы, проживающие в этой Империи.

Посетив Афон и изучив эти махинации шаг за шагом до мельчайших подробностей, мы думаем, что смогли бы дать точное и достоверное описание этой политики, рискуя быть несправедливо объявленными русофобами.

Вот уже десять лет политическая и стратегическая позиция этой пустыни привлекает пристальное внимание России. Гора Афон, расположенная в Эгейском море, вполне может стать центром дьявольской пропаганды на все окрестные острова. Имея давние связи с Македонией, она может в любое время привести в движение эту страну, причем довольно легко, равно как и Россия, которая, желая удержать в своих руках эту обширную и плодородную провинцию Османской империи, направляла туда своих тайных эмиссаров и сумела-таки заронить там зерно панславизма: жители уже нескольких деревень в этой провинции заявляют, что являются чистокровными славянами. Кроме того, у Святой Горы Афон есть обширные и многочисленные владения в княжествах, и собственник может легко распорядиться ими в пользу того, кого сочтет достойным. Так как же нам туда попасть?

Политику на горе Афон, в целом, и в монастырях, в частности, диктовали настоятели или игумены этих монастырей по своему усмотрению; теперь, если одной из сторон удастся

назначить игуменов из числа своих сторонников, она может быть уверена в успехе своих будущих замыслов.

Россия, хорошо зная все это, всегда старалась размещать русских, число которых ежедневно растет за счет вновь прибывающих, в различных монастырях, что дает им возможность взять бразды правления в свои руки. Если она не может достичь своей цели таким путем, она использует иные возможные средства, чтобы поставить во главе монастырей людей, приверженных ее интересам. Порой, когда это удается, она просит у них выделить немного пустующей земли, чтобы построить небольшую келью или даже поставить небольшой валун на берегу моря, чтобы пришвартовать лодку; именно так она смогла приобрести участок земли у русского монастыря на Афоне, вопреки фирманам (т.е. указам) султана Османской империи и уставам монастырей, запрещающим всякую продажу имущества монастырей.

Однако с официального одобрения Патриарха Константинопольского появились скит Святого Василия и Ильинский скит совсем рядом с монастырем Пантократора (Вседержителя), скит Успения Богородицы возле Ватопедского монастыря и скит возле Ксерксова канала между горой Афон и Комицей. Она [Россия] строит монастыри, она привозит русских, чтобы населить их. Русский монастырь на Афоне, уже не вмещавший отшельников, был расширен, чтобы в нем могли разместиться до 2000 человек. Теперь из 5000 человек, проживающих на Афоне, 2000 — русские. Регулярно к этой крутой горе пристает русский пароход, который привозит провиант и вещи для насельников.

Гражданский губернатор Святой Горы Афон хотел, чтобы этот пароход причаливал к главной пристани, где есть подходящий порт и служба санитарно-карантинного контроля; но она делается недоступной даже при малейшем дуновении ветра. Большим преимуществом этого места является то, что вы можете загружать и выгружать там все, что угодно, никем не замеченные.

Время от времени Святую Гору посещают знатные и влиятельные русские. Севастьянов13 оставался там с 1857 года по 1860 год; Андрей Муравьев14 тоже пробыл там долгое время, а совсем недавно там побывал первый секретарь Русского Священного Синода, Саломон15, в сопровождении своего секретаря. И что хорошего во всем этом движении?

Я позволил себе эти несколько слов в начале своего небольшого доклада, хотя Его Превосходительство лучше, чем кто-либо другой знает, чего хотят добиться эти господа. Используя религию, церковные дары, ложные обещания и тысячи других уловок, они просачиваются и завоевывают симпатии своих единоверцев. Таково, в двух словах, поведе-

13 Севастьянов Петр Иванович (1811-1867), археолог, юрист, коллекционер, действительный статский советник. Род. в купеческой семье. Окончил Московский университет (1831); во время путешествий по России, Западной Европе и Востоку собрал коллекции, известные под именем «Севастьяновское собрание» (иконы, церковная утварь, рукописи в подлинниках и снимках, слепки, рисунки и фотографии памятников искусства, планы и карты местностей христианского Востока, библиотеки, гравюры, монеты и проч.). Положил начало изучению христианских древностей. По его инициативе и под его руководством в 1859 г. состоялась экспедиция на Афон для собирания и изучения церковных древностей. Основатель первого музейного собрания христианских древностей в составе Румянцевского музея.

14 Муравьев Андрей Николаевич (1806-1874), церковный деятель, историк, духовный писатель, агиограф, д.с.с., действительный член Имп. академии наук (с 1837 г.). В августе 1828 г. поступил на службу в Коллегию иностранных дел; в 1833-1842 гг. обер-секретарь Св. Синода; с 21.05.1836 камергер Двора Е.И.В.; в 1842-1858 гг. чиновник по особым поручениям в Азиатском департаменте МИД. Как эпитроп Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского престолов принимал деятельное участие в межцерковных отношениях Св. Синода с Восточными Православными Церквами. С 1849 г. ктитор Андреевского скита и болгарского монастыря Зограф на Афоне. Трижды был на Православном Востоке (в 1830, 1849-1850 и 1874 гг.). Автор около пятидесяти томов трудов по истории Вселенской и Русской Церкви, агиографии, литургике и пр.

15 Саломон Петр Иванович (1819-1905) — русский государственный деятель. Из потомственных дворян. Образование получил в Императорском Царскосельском лицее; в январе 1840 г. определен в ведомство Министерства юстиции. В январе 1850 г. назначен помощником статс-секретаря Гос. Совета. С 1855 занимал пост и.д. директора канцелярии Государственного контроля. С 27.04.1858 по 23.05.1864 — старший чиновник за обер-прокурорским столом в Св. Синоде и управляющий синодальной канцелярией; с 30 апреля по 26 октября 1860 г. находился в командировке для сбора сведений о состоянии православных церквей и монастырей на Востоке. В мае 1864 г. назначен сенатором. С 1883 г. — действительный тайный советник.

ние, которое Россия неизменно демонстрирует в этой провинции.

Вполне понятно, что она не хочет, чтобы на ее пути были люди, приверженные другой политике либо в силу своей национальной принадлежности, либо из-за покровительства, которое им оказывает другая держава, враждебная России. Таких людей нужно убрать с дороги. Так, Севастьянов во время своего трехлетнего пребывания, стремясь привлечь на свою сторону монастырь Кутлумуш, почти два года, как и сегодня, был озабочен тем, как отстранить самого игумена Иосафата, и смог добиться того, чтобы на его место был поставлен новый человек. И кто? Драгоман Амфилохий, который через месяц после вступления в должность был изгнан и заменен старым игуменом благодаря усилиям Его Превосходительства и мудрости Хюсню-паши. Последний, лично изучив все эти вопросы на месте, восстановил на посту вышеназванного Иосафата и, признав всю важность этой Горы, поставил во главе правительства этой страны Узеир-бея, человека, способного распознать все эти интриги и не поддаться им, но тот позже был снят с должности самой партией.

В то время, когда игумена Иосафата преследовали, а потом восстанавливали, Патриарх Константинопольский, который благосклонно к нему относился, поддержал его, написав, что знает о происходящем и хочет, чтобы его вернули. Тогда как же может сторонний наблюдатель связать тогдашнее поведение патриарха с нынешним?

Но обратимся к истории этого конфликта, чтобы лучше понять его нынешнее состояние. Почти два года прошло с тех пор, как игумена Иосафата восстановили в должности, и Кутлумушский монастырь жил тихо и мирно, когда общине показалось разумным послать экзарха [поверенного] в Валахию для управления монастырским имуществом, поскольку тамошний управляющий Афанасий вел дела в ущерб монастырю.

Экзарх Мелетий прибыл в Константинополь и, получив от Патриарха верительные грамоты для удостоверения его

представительских полномочий в Княжествах, отправился по назначению. Управляющий, предвидя свою неминуемую отставку, столковался со знаменитым отцом Нилом16, его спутником Евлогием и другими отцами той же «шайки», и добился того, что румынское правительство отказалось признавать экзарха Мелетия, который, хоть и имел рекомендательные письма от посла к английскому консулу в Валахии, был признан только спустя долгое время, после официального выдворения отца Нила.

Все это время Патриарх Константинопольский продолжал обращаться к господарю Александру [Кузе], его министерству и митрополиту17 с просьбой восстановить Мелетия, Константинопольского экзарха, и вернуть в Константинополь Афанасия, управляющего монастырем, который, в конце концов, отправился в Константинополь с рекомендательными письмами к Его Святейшеству. Тогда же в Константинополь прибыл игумен Иосафат и через посла потребовал суда над Афанасием. Его Высокопревосходительство министр иностранных дел передал вопрос на рассмотрение Смешанного совета греческой общины. Но в отсутствие игумена, уехавшего на Афон по монастырским делам, патриарх вопреки строгому приказу Министерства предать обвиняемого суду, которому были делегированы полномочия монастыря Кутлумуш, отправил Афанасия на Афон вместе с экзархом, имевшем при себе письмо о разжаловании игумена под тем предлогом, что тот является ионийцем, а действующие на Афоне законы не допускают того, чтобы пост игумена занимали иностранные подданные. Однако патриарх, лишив игумена его сана, нарушил законы Афона, утверж-

16 По-видимому, речь идет об архимандрите афонского монастыря Эсфигмен Ниле (1809-1887), впоследствии митрополите Пентапольском, патриархе Александрийском (1869-1870). В 1860-1863 гг. был назначен уполномоченным представителем Константинопольского Патриарха и одновременно афонского Священного Протата по вопросу о судьбе афонских подворий в Соединенных княжествах Молдавии и Валахии. См. о нем: [Петрунина, 2017].

17 Митрополит Софроний (в миру Санду Миклеску; 1790-1861) — епископ Молдавской митрополии, митрополит Молдавский и Сучавский. В 1860 г. уволен на покой из-за выступлений против церковных реформ князя А. Кузы.

денные фирманами султана, особенно с учетом того, что два года назад, когда возник тот же вопрос, он сам уведомил этого игумена о том, что мы только что обсуждали. И разве не патриарх утвердил игумена монастыря Кутлумуш в Валахии, а также игуменов Ксеронофона и Григориата на Афоне, хотя те являются подданными Греции?

Легко понять причины, которые заставили Его Святейшество Патриарха Константинопольского изменить свое мнение. Он сговорился с другой стороной, чтобы низложить игумена Иосафата и поставить на его место сторонника шайки, которая уже несколько лет будоражит Афон. Как только руководство Кутлумуша окажется в руках одного из друзей этой партии, этот монастырь, расположенный в центре Святой Горы с тридцатью отдельными кельями, вскоре может стать центром движения этой партии, представленной на Святой Горе триумвиратом в лице преподобного Геннадия из Эсфигменского монастыря, секретаря Афонской общины, преподобного Герасима из Иверского монастыря и преподобного Даниила из монастыря Пантократора (Вседержителя), который преуспеет в низложении игумена Кутлумуша, и у того не останется иного выбора, кроме как отказаться от своих замыслов. Таким образом, камень преткновения будет устранен, и панславизм одержит победу на поле боя.

Но чтобы предотвратить все эти махинации России, одного сиюминутного маневра недостаточно; требуются настойчивость, упорство и прежде всего честные люди — люди, религиозная принадлежность и язык которых позволяет понять и расстроить все эти интриги. Таким образом, мы подходим к вопросу о назначении христиан на правительственные должности, что, по моему мнению, будет отвечать интересам как императорского правительства, так различных слоев населения империи.

. The National Archive UK. FO 881/3640. Рр. 2-4.

*****

3. Письмо лорда Г Бульвера к лорду Дж. Расселу Гора Афон, Карея, 14 сентября 1863 г.

В левом верхнем углу 1-й страницы письма пометка: «Частное».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мой дорогой лорд Рассел,

Пишу вам из такой деревни, какую вы никогда не видели и вряд ли когда-нибудь увидите. Из деревни, населенной монахами и мулами, петухами и котами. Место красивое и величественное, на фоне гор, на берегу моря, с чудесным климатом.

Весь полуостров, образующий это знаменитое место под названием Гора Афон, обладает характером под стать местному дикому горному пейзажу, по которому словно рассыпаны 20 больших монастырей, к которым примыкают монастыри поменьше. Половина из них общежительные, организованные по весьма распространенному уставу, когда все монахи подчиняются одной дисциплине, носят одну одежду, едят одну пищу и живут сообща. Они сами выбирают себе начальника, которого отстраняют по воле общины.

Другая половина позволяет любому монаху жить, как он хочет, и есть, что он хочет, лишь бы он соблюдал определенные правила в отношении молитвы и воздержания и не нарушал общих церковных установлений. Игумен или настоятель избирается ежегодно самоучрежденным советом старших монахов (архимандритов).

Здесь находится Центральный Совет [Протат. — И.С.], управляющий общими делами общины, в который каждый из 20 упомянутых мной монастырей посылает своего представителя. Старейший из сохранившихся до наших дней монастырей относится к 9 веку, а самый последний — к 15 или 16 веку. Минимальное число насельников в любом монастыре — 30, максимальное — 300, а среднее — 120.

Едва ступив на берег, оказываешься в средневековье. В чистом виде! 500 лет назад монахи носили те же одежды, произносили те же молитвы, ели ту же пищу, жили в тех же жилищах — вполне возможно, они были такими же людьми в мыслях и действиях, как те, на которых я смотрю сейчас. Ни в их внутреннем мире, ни в том, что их окружает, нет ничего, что дышит другой жизнью. Все здесь уникально и похоже на воспоминание из прошлого. Нет нужды говорить, что между различными монастырями существуют распри и раздоры. Но основное соперничество отмечается между греками и славянами.

У русских нет возможности распространять свое влияние и увеличивать число своих сторонников. — Страх перед дарами не означает боязни положения!

Пожалуй, я понял причину, по которой Россия не так горячо, как раньше, отстаивает вопрос об имуществе, принадлежащем Афону в Молдавии и Валахии; из-за бедности монастырские работники оказались в руках России [...]. Эти монастыри, бывшие когда-то обиталищами мудрости и до сих пор владеющие великолепными библиотеками, с общим падением Греческой Церкви тоже пришли в упадок в этом отношении и больше не служат колыбелью для деятелей науки и образования. Большинство монахов из крестьян; руководство — из среднего сословия, получившие сносное образование. И день, и ночь полностью заняты сном и молитвой, и если человек сохранит то, что знал по прибытии сюда, то это все, чего от него можно ожидать. [... ]

С другой стороны, жизнь монахов спокойная, размеренная и богоугодная. При некоторых монастырях есть общественные больницы или подготовительные школы. Лучшее, что я слышал о них, это то, что монастыри часто служат местом заключения для раскаявшихся преступников, которые признались в своих преступлениях, хотят уединиться от мира здесь и редко берутся за старое. К ним относятся как к монахам, хотя и содержат под стражей.

Почти все эти учреждения зависят от спора вокруг Валахии. 3/4 их доходов поступают и всегда поступали от Соединенных княжеств. Как представляется, обычная рента за земли или даже всю общину составила 90 тысяч фунтов стерлингов, из которых около 30 тысяч было потрачено на месте (в княжествах), а 60 тысяч направлены сюда. (Следует помнить, что монастыри Святой Горы Афон — это лишь часть монастырей, имущество которых захватил князь Куза).

Как я указал коллегии, или здешнему представительству [Протату. — И.С.], хотелось бы, чтобы они предоставили копии большего количества отчетов, которыми завладел Куза, чтобы показать, какая собственность является русской в результате покупки, какая — в результате дарения, а какая — в результате посвящения, причем для последней необходимо будет доказать, какова обычная стоимость посвящения и размер дохода, на который оно дает справедливое и обоснованное право претендовать.

Ко всему этому они, якобы, готовы — и, как добавил один из самых умных, «устанавливая свою политическую независимость, молдо-валахи просто выбирают в истории устраивающие их договоры и периоды, а остальные игнорируют; что касается нас, то, вероятно, они выберут те годы, когда по каким-то особым государственным соображениям мы отдавали наибольшую часть наших доходов в казну, и сделают это обычной практикой».

На этом заканчиваю, чтобы не утомлять вас. Замечу только, что время для визита сюда было выбрано правильно. К несчастью, по пути я подхватил лихорадку. Но я уже выздоравливаю, и, надеюсь, у меня будет прекрасный день.

Мой дорогой Расселл, остаюсь искренне вашим,

Генри Л. Бульвер.

P.S. С тех пор, как я здесь, мне удалось решить несколько вопросов по просьбе ионических монастырей, незначительных сами по себе, но важных для этих людей, что, возможно, поможет им хотя бы на время обуздать посягательства русских.

Турок (Акакам), живущий посреди этой странной общины, ведет себя на удивление хорошо. Положение для мусульманина тяжелое. Никаких жен, никаких минаретов, никаких монахинь, только монахи и колокольный звон. Но он относится к этому философски, он здесь уже 5 лет, в целом доволен и вызывает мое восхищение.

Прошу меня извинить,

Г.Б.

. The National Archive UK. PRO 30/22192123. Рр. 129-131 back.

*****

4. Письмо лорда Г Бульвера к лорду Дж. Расселу Константинополь, 24 сентября 1863 г.18

Отметка: «Получено 6 октября».

Милорд,

Мне показалось, что было бы интересно и полезно сейчас, когда обсуждается вопрос о собственности греческих монастырей в Соединенных Княжествах, посетить монастыри Святой Горы, общины которых входят в число основных владельцев вышеназванных монастырей в Молдавии и Валахии. Исходя из этого, я побывал на Афоне, откуда только что вернулся.

18 Письмо опубликовано в отдельной брошюре от 7 июня 1878 г. для служебного использования в Министерстве иностранных дел Великобритании.

Самой главной особенностью монастырей на Горе Афон является то, что они занимают большую часть территории, которая полностью подчиняется очень строгому уставу.

На самом деле вся территория выступа, на котором расположена Гора Афон, до самой границы (то есть до того места, где, по приказу персидского царя Ксеркса, был прорыт знаменитый канал, видимые следы которого находят сегодня), управляется установлениями этих религиозных институтов; и эти установления запрещают находиться на Святой Горе не только женщинам, но и представительницам женского пола вообще, включая домашних животных и даже птиц; хотя я не склонен утверждать, что это правило строго соблюдается в отношении кур и кошек. Ни в одном другом случае я не заметил признаков его нарушения.

На Афоне около двадцати больших монастырей и много других принадлежащих им подворьев и скитов. Я думаю, что все религиозное население (мирян там очень мало, так как монахи различных чинов выполняют все повседневные обязанности) можно считать равным примерно 5000 человек; численность монахов в более крупном монастыре составляет в среднем около 120 человек, но есть еще отдельные обители, разбросанные во всех направлениях.

Монастыри бывают двух видов: киновитные (или общежительные), каковых девять, и идиоритмические (или особ-ножительные), каковых одиннадцать. В общежительных монастырях придерживаются более суровой дисциплины. Употребление мяса в них строго запрещено. Монахи сами выбирают себе настоятеля, снять которого можно только по их желанию.

В идиоритмических монастырях монахи живут обособленно или небольшими группами, или котериями, по собственному выбору. Мясо разрешено, устав в целом менее строгий, а настоятеля избирают каждый год старшие монахи, которые представляют собой своего рода аристократию и самопровозглашенную власть.

В Карее, живописной деревеньке в центре полуострова, находится духовная администрация всего монашеского государства. Каждый из двадцати крупных монастырей, о которых я упомянул, назначает делегата, и такого рода Совет или Собрание занимается всеми общими вопросами. Я был в Карее и видел примеры, когда этот Общий совет принимал оперативные и твердые решения.

Что касается быта монахов, то он достаточно прост. Они молятся чуть ли не полдня и полночи; а большую часть оставшегося времени спят, правда, еще ходят на церковные службы, выращивают виноград, собирают орехи и валежник; к тому же, они гостеприимны и доброжелательны, и их едва ли можно обвинить в чем-либо, кроме лености.

Поскольку подавляющее большинство из них являются выходцами из бедных и необразованных семей, то и сами они, как правило, невежественны и неграмотны, хотя среди них есть умные и хорошо образованные люди.

При самых богатых монастырях есть начальные школы и лазареты; но в чем они особенно полезны, насколько я могу судить, исходя из предоставленной мне информации, так это в предоставлении убежища, которое становится исправительным домом для не пойманных преступников, которые приходят туда, исповедуются и содержатся как монахи, будучи, на самом деле, заключенными.

Следовательно, было бы тенденциозно и несправедливо утверждать, что эти институты бесполезны, и игнорировать тот факт, что они в значительной степени отвечают моральным чувствованиям греческой общины, которая смотрит на них с благоговением и верит в святость и действенность их молитв — молитв, за которые хорошо платят, но которые, как известно, в точности исполняются. Тем не менее, я подолгу беседовал с ведущими членами общины и обратил их внимание на то, что они могут питать разумную надежду сохраниться в нынешнем мире, только если в той или иной степени приспособятся к современным представлениям о нем.

Они должны быть признаны покровителями наук и иметь репутацию благодетелей и учредителей благотворительных заведений, заниматься подготовкой способных и ученых мужей в своих семинариях и т.д.

Некоторые из наиболее способных и влиятельных людей признали это, но говорили, что главной помехой их усилиям является менталитет большинства их собратьев, которые, будучи необразованными, не понимают преимуществ мирских учений и слишком преувеличивают их недостатки.

Они сказали, что для того, чтобы изменить ситуацию, они недавно приняли решение посылать юношей для обучения в греческие семинарии и прежде всего на Халки, остров в Мраморном море недалеко от Константинополя, где есть весьма успешная и хорошо организованная семинария. И когда эти юноши вернутся в свои монастыри, они вдохнут в них новую жизнь и создадут совершенно иную атмосферу во всей общине.

В этом есть определенная доля правды, и взятый таким образом курс, пожалуй, лучший из возможных при данных обстоятельствах.

Сами монастырские постройки представляют собой огромные строения из неотесанных камней, возведенные вокруг двора, в центре которого, как правило, находится часовня. Несомненно, они служат для защиты, но ни в этом, ни в каком-либо другом отношении не являются образцами большого мастерства или искусства.

Их строительство датируется периодом с девятого по тринадцатый век. Самая ранняя постройка, Великая Лавра, на краю полуострова, самая большая и красивая. Источник (фиал водосвятия) на ее территории представляет собой прекрасный пример византийской архитектуры; а в часовне и трапезной есть несколько фресок Мануила Панселина с изображением святых в полный рост, которые по своему величию и легкости письма являются наиболее примечательными.

Я встретил французского художника, копирующего их для императора Франции [Наполеона III], и, поскольку они быстро исчезают со стен, был рад узнать, что хоть что-то делается, чтобы предотвратить их полную утрату. В Карее, когда я туда приехал, был еще член Французской академии (М. Миллер), посланный французским императором для поиска ценных рукописей. По его словам, в тех местах, где он еще не побывал, нет ничего ценного; хотя, возможно, он так говорит, чтобы не подстрекать конкурентов.

Сами монахи утверждают, что все ценные рукописи были уничтожены турками во время греческой революции; но так как турки тогда уничтожили не все рукописи, нет оснований утверждать, что они уничтожили наиболее ценные, и я склонен подозревать скорее хранителей, историков-любителей и покупателей как главных расхитителей этих древних коллекций.

Не следует полагать, однако, что даже на Афоне, несмотря на многие меры предосторожности, принятые для предотвращения беспорядков и ссор, царит идеальный мир и покой.

Монастыри делятся на две категории: славянские и греческие. Славяне в течение многих лет одерживали верх, но справедливость и беспристрастность, которые мы проявили, выразив протест против недавних действий князя Кузы, придали нам тогда значительный вес, от чего косвенную выгоду извлекли именно греческие и ионические монастыри.

К примеру, я узнал, что недавно представитель ионического монастыря был под надуманным предлогом исключен из Протата, но как только я сделал несколько разумных замечаний по этому поводу, его тотчас восстановили, поскольку, несмотря на преобладание двух упомянутых мною партий, существует какое-то количество относительно независимых монастырей, способных повлиять на исход любого спора между этими партиями.

Русские очень заинтересованы в защите монастырей, монахи которых являются славянами, равно как в образовании славянского большинства и в завоевании благосклонного отношения остальных к России.

Пароход из России заходит в главный русский монастырь раз в две недели. В отчете говорится, что в своих трюмах он часто привозит боеприпасы и военную амуницию, которые тайно доставляются на берег; но я склонен думать, что, если это и могло иметь место в прежние времена, влияние, которое Россия теперь стремится обрести в этих местах, скорее духовное, нежели физическое, и что главным оружием, которым она для этого пользуется, являются ризы, церковная утварь, картины, чай, ром и деньги.

Сейчас среди греков распространено мнение, что, хотя русские не могут отказаться от прав греческих монастырей в княжествах, чтобы не дискредитировать себя, в действительности они не прочь пожертвовать ими, потому что, утверждают они, в таком случае все эти монастыри всецело зависели бы от русской поддержки и покровительства и не имели бы другого источника, на который можно было бы надеяться. В основе этой идеи лежит скорее предположение, чем установленные факты, но несомненно, что если бы эти обители лишились своей собственности в Княжествах, то покровительство России превратилось бы в полную власть над ними, поскольку ему нечего было бы противопоставить, и такое покровительство могло бы таким образом снова распространиться на все греческое духовенство.

Находясь на Афоне, я не преминул воспользоваться предоставленной возможностью дать совет и получить информацию по вопросу, требующему решения.

Что касается первого, то я посоветовал Протату подготовить копии хранящихся в архиве документов, которые подтверждают право собственности на недвижимость, захваченную князем Куза. Во вторую очередь, я попросил подготовить краткий документ, в котором классифицировать

эту недвижимость по трем категориям: купленная, подаренная и освященная; разделив последнюю еще на две категории: монастыри, освященные в честь каких-либо святынь, связанных с ними, и монастыри, освященные без привязки к определенной святыне.

Я посоветовал им также поискать в своих архивах те документы, которые показали бы суммы, получаемые обычно за аренду каждого объекта недвижимости, и то, как используются остальные. При этом я добавил, что было бы совершенно бесполезно пытаться прибегать к несправедливости и навязыванию своей воли, но достоверные и подтвержденные сведения помогли бы определить истинную полную стоимость этой недвижимости.

Чего, по-видимому, опасались предводители монастырей, так это обмана со стороны господаря и его правительства. Они сказали: «Бывают, несомненно, исключительные периоды, когда в силу особых обстоятельств мы мало или совсем ничего не получали от Княжеств, как, например, в прошлом году; и хотя эти периоды составляют исключение, Княжества, вероятно, будут называть их обычными и нормальными, действуя в том, что касается их прав в этой сфере так же, как они действуют в том, что касается их политических прав, которые они обрели в результате побед и последовавших за ними договоров, совершенно упуская из виду поражения и договоры или условия, к которым они привели».

Судя по выслушанным мной заявлениям, монастыри, хотя и имеют небольшие земельные владения в других местах, почти полностью зависят от доходов своего княжества. По их оценке, эти доходы составляют примерно 90 000 фунтов стерлингов, из которых 30 000 были потрачены, как они утверждали, в Княжествах, а 60 000 были выплачены им.

Любые поступления меньше половины этой суммы, вероятно, будут равносильны гибели, а строения, огромные

и требующие постоянного ремонта, скоро сделаются непригодными для жилья.

Общие впечатления от посещения этого места необычные и грандиозные. Пейзаж просто великолепен: гряды гор, до вершин покрытые пышной зеленью, одна выше другой, вокруг главной горы (Афон), давшей название всему полуострову, чья почтенная непокрытая голова возвышается над раскидистым лесом. Монастыри расположены преимущественно вдоль побережья в небольших бухтах или над ними, куда летом заходят местные лодки, доставляющие провизию с соседних берегов. Кроме того, у каждого монастыря есть свои лодки, которыми он пользуется в летние месяцы, но зимой эти скалы практически недоступны, и монастыри зависят от сообщения с материком по перешейку. Высадившись на берег, сразу попадаешь в средневековье. Это действительно так и никак не иначе. Зданиям по несколько сотен лет, а их обитатели одеваются и живут точно так же, как и столетия назад. Нет ничего, кроме вас самих, что говорило бы о том, что вы в современном мире.

Особого фанатизма я не заметил. Новые духовные лидеры проявляют знание мира и отсутствие религиозных предрассудков; а община, похоже, сохраняет спокойную веру в то, что большую часть жизни человеку следует проводить в молитве и посте, а то, что отвлекает от этого, невнятно оправдывается целесообразностью. В защищенности такого рода было нечто, что могло бы получить если не ваше одобрение, то ваше уважение; и я не вижу ничего, что обманом или шарлатанством могло бы омрачить лучшие чувства.

Имею честь оставаться покорным слугой Вашей светлости,

Генри Л. Бульвер.

. The National Archive UK. FO 881/3640. Рр. 4-6.

5. Письмо лорда Г Бульвара к лорду Дж. Расселу Константинополь, 1 октября 1863 г.

В левом верхнем углу 1-й страницы письма пометка: «Частное».

Мой дорогой лорд Расселл,

Я вернулся с Афона, куда ездил, чтобы убедиться, что мне там рады.

Вы увидите, что произошло в Княжествах в том, что касается монастырей и нового устава. По сути, единственный важный вопрос заключается в том, чтобы достичь договоренности с другими властями относительно того, может ли князь Куза делать то, что ему заблагорассудится, или нет.

Что касается Сербии, то, мне кажется, нам остается только следовать утвержденному плану, требуя выполнения протокола, прежде чем переходить к другим вопросам.

Тогда Малый Зворник19 должен стать предметом арбитражного разбирательства. Рикеттс прислал старую карту, на которой обозначены границы Сербии, а Малый Звор-ник оставлен туркам. Думаю, что это не следует использовать или упоминать до передачи дела, когда это может иметь большое значение.

Я нахожу, что, в общем, дела идут потихоньку, как и можно было ожидать; однако, Сирия, боюсь, находится в плачевном состоянии и, очевидно, нуждается в сильной руке и власти. Я отправил Аали решительный протест по этому поводу. Мне также сказали, что на греческих островах витает мятежный дух: Хиос и Кандия растревожены. Я думаю нанести туда и, возможно, в Смирну (где наш консул находится в состоянии большой тревоги по поводу греческого восстания, во что я не верю) короткий визит. Если в конце моего короткого турне я смогу - не создавая препятствий для службы — съездить на несколько дней в Англию и иметь

19

Малый Зворник — небольшой городок на западе Сербии.

честь видеть Вас, я обязательно это сделаю. Приступы малярии и горячки, которыми я недавно страдал, прошли.

На ваше замечание относительно основных целей, которые Вы имеете в виду, осмелюсь сказать, что мне они представляются в высшей степени разумными. Громадное отличие государственных деятелей от людей, не являющихся таковыми, состоит в том, что первые умеют различать великую и второстепенную цель, и неуклонно преследуют первую, в то время как люди, не являющиеся государственными деятелями, постоянно отвлекаются то на одно, то на другое и в конце концов запутывают дела так, что не разберешь.

Сейчас особенно нужны ясный глаз и твердая рука, так как почти в каждом квартале есть тот или иной вопрос.

Мой дорогой Расселл, остаюсь искренне Вашим,

Генри Бульвер

. The National Archive UK. PRO 30/22/92/23. Рр. 133-134 back.

*****

Литература

Бульвер-Литтон Г. Письма на имя министра иностранных дел лорда Дж. Рассела // The National Archive UK. FO 881/3640, Рр. 1-6, PRO 30/22/92/23. Рр. 129-134 back.

Виноградов В.Н. Британских лев на Босфоре. М., 1993.

Петрунина О.Е. Митрополит Нил Пентапольский и его роль в грекороссийских церковных отношениях второй половины XIX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 79. С. 30-45.

Письма выдающихся церковных и светских деятелей России старцам Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне / Под ред. иером. Макария (Макиенко). Святая гора Афон: Изд-во Русского СвятоПантелеймонова монастыря на Афоне, 2015. Т. 10. 804 с.

Смирнова И.Ю. Россия и Англия в Святой Земле в канун Крымской войны. М.: Изд-во «Индрик», 2015. 395 с.

Смирнова И.Ю. (а) «Афонский» курс лорда Бульвера-Литтона: к истории британо-российских дипломатических отношений на Балканах в 1860-е гг. / Россия между Западом и Востоком: диалог культур в исторической ретроспективе / отв. ред. Т.Л. Лабутина // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. № 7 (117). DOI: 10.18254/S207987840022289-6

Смирнова И.Ю. (b) «Афонский вопрос» в контексте европейской дипломатии (2-я четверть XIX в.) // 1821 год в истории балканских народов (к 200-летию начала Греческой национально-освободительной революции) / Отв. ред. О.Е. Петрунина. М.: Институт славяноведения РАН, 2022. С. 123-142. DOI: 10.31168/0469-5.08

Смирнова И.Ю. (с) Андрей Николаевич Муравьев и афонский вопрос. М.: Индрик, 2022. 504 с.

Hasluck F.W. Athos and its Monasteries. Cambridge, 1924. 214 p.

References

Bulwer-Lytton G. Letters to Lord J. Russell // NAGB. FO. PRO 30/22/92/23. Рр. 129-134 back. The National Archive UK. FO 881/3640, Рр. 1-6, PRO 30/22/92/23. Рр. 129-134 back.

Hasluck F.W. Athos and its Monasteries. Cambridge, 1924. 214 pp.

Petrunina O. Neilos, Metropolitan of Pentapolis and his Role in Greek-Russian Church Relations in the 2nd Half of the 19th Century. Bulletin of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series 2: History. History of the Russian Orthodox Church, 2017, no. 79, pp. 30-45. [In Russian].

Smirnova I.Yu. «Athos» Course of Lord Bulwer-Lytton: About the History of British-Russian Diplomatic Relations in the Balkans in the 1860s. Russia between West and East: the Dialogue of Cultures in Historical Retrospect. Ed. by T. Labutina, E. Mironova. Electronic scientific and educational journal «History», 2022, vol. 13, no. 7 (117). DOI: 10.18254/S207987840022289-6 [In Russian].

Smirnova I.Yu. Andrey Nikolaevich Muravyov and the Athos issue. Moscow, Indrik Publ., 2022, 504 p. [In Russian].

Smirnova I.Yu. Russia and England in the Holy Land on the eve of the Crimean War. Moscow, Indrik Publ., 2015, 395 p. [In Russian].

Smirnova I.Yu. The Athos Question in the Context of European Diplomacy in the Second Quarter of the 19th Century. 1821 in the History of Balkan Peoples (On the 200th anniversary of the Greek Revolution). Moscow, Institute of Slavic Studies RAS, 2022, pp. 123-142. DOI: 10.31168/0469-5.08 [In Russian].

The Letters of outstanding church and secular figures of Russia to the elders of the Russian St. Panteleimon Monastery on Athos. Series: Russian Athos XIX-XX century; ed. by Hieromonk Macarius (Makienko), T. 10. Holy Mount Athos: publication of the Russian Holy Panteleimon Monastery on Athos, 2015, 803 p. [In Russian].

Vinogradov V.N. The British lion on the Bosphorus. Moscow, Nauka, 1991, 159 p. [In Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.