Научная статья на тему 'Митрополит Нил Пентапольский и его роль в грекороссийских церковных отношениях второй половины XIX в'

Митрополит Нил Пентапольский и его роль в грекороссийских церковных отношениях второй половины XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / АФОН / ПРЕКЛОНЕННЫЕ ИМЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОСТОК / БОРЬБА ЗА ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ / НОВОГРЕЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ROMANIAN CHURCH / PATRIARCHATE OF ALEXANDRIA / PATRIARCHATE OF CONSTANTINOPLE / ATHOS / INCLINATED PROPERTIES / RUSSIAN FOREIGN POLICY / ORTHODOX EAST / STRUGGLE FOR PATRIARCHAL THRONE / NEW GREEK STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрунина Ольга Евгениевна

Несмотря на то что митрополит Нил Пентапольский (1809-1887) занимал важные посты в Церкви и считался одним из самых образованных клириков эпохи, его жизнь и деятельность до сих пор специально не изучались. В статье биография преосвященного Нила реконструируется по найденным в нескольких отечественных архивах неизвестным ранее источникам, собранным по крупицам опубликованным письмам и документам. Их анализ позволил восстановить основные этапы биографии преосвященного Нила как церковного и общественного деятеля и дать им оценку в контексте греко-российских отношений. В 1840-1860-е гг. архимандрит Нил управлял афонскими имениями в Молдавии. В борьбе за неприкосновенность церковной собственности, на которую посягали местные власти, архимандрит Нил, который к 1860 г. стал уполномоченным всех афонских монастырей по вопросу о судьбе их имуществ в Молдавии и Валахии, тесно сотрудничал с российскими дипломатами и общественными деятелями. В конце 1860-х гг. архимандрит Нил стал одним из главных участников борьбы за патриарший престол в Александрийской церкви. Он был избран местоблюстителем патриаршего престола, хиротонисан во митрополита Пентапольского, а затем избран патриархом Александрийским. Однако, несмотря на поддержку российской дипломатии, патриарх Нил не сумел добиться прекращения политической борьбы и оставил патриарший престол. Затем он проживал преимущественно на Афоне и не оставался в стороне от важных для Церкви событий, действуя в интересах русских монахов и Церкви. Многолетнее тесное сотрудничество греческого иерарха с русскими было следствием его глубокого убеждения в том, что только Россия могла искренне и эффективно защищать интересы вселенского Православия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEILOS, METROPOLITAN OF PENTAPOLIS AND HIS ROLE IN GREEKRUSSIAN CHURCH RELATIONS IN THE 2ND HALF OF THE 19TH CENTURY

Despite the fact that Metropolitan Neilos of Pentapolis (1809-1887) was an important Church figure known as one of the most educated clergymen of his epoch, his life and work have not been studied yet. This paper reconstructs Neilos’ biography drawing on previously unknown sources from Russian archives as well as on fragments of information from printed letters and other documents. It analyses main periods of Neilos’ biography as a church and public figure and evaluates them in the context of Greek-Russian relations. In the 1840-1860s, Neilos was in charge of Athos property in Moldavia. In his resistance to multiple attempts of local authorities to expropriate church properties in Moldavia and Walachia, Neilos collaborated closely with Russian diplomats and public figures. In the late 1860s, he took part in the struggle for the Patriarchal Throne in Alexandria. He was elected Locum Tenens of Alexandrian Throne, became Metropolitan of Pentapolis and then Patriarch of Alexandria. However, despite Russian diplomatic support, he failed to stop political struggle in Alexandrian Church and had to leave the Throne. Afterwards, he resided on Mount Athos being an active participant in church life and a proponent of Russian monastic community. Neilos’ longstanding collaboration with Russians was motivated by his conviction that Russia was the only genuine and efficient defender of the Oecumenic Orthodoxy.

Текст научной работы на тему «Митрополит Нил Пентапольский и его роль в грекороссийских церковных отношениях второй половины XIX в»

Петрунина Ольга Евгениевна, д-р ист. наук, доцент, проф. Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 21, корп.4 petrunina@narod.ru

Митрополит Нил Пентапольский

И ЕГО РОЛЬ В ГРЕКО-РОССИЙСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.*

Несмотря на то что митрополит Нил Пентапольский (1809—1887) занимал важные посты в Церкви и считался одним из самых образованных клириков эпохи, его жизнь и деятельность до сих пор специально не изучались. В статье биография преосвященного Нила реконструируется по найденным в нескольких отечественных архивах неизвестным ранее источникам, собранным по крупицам опубликованным письмам и документам. Их анализ позволил восстановить основные этапы биографии преосвященного Нила как церковного и общественного деятеля и дать им оценку в контексте греко-российских отношений. В 1840— 1860-е гг. архимандрит Нил управлял афонскими имениями в Молдавии. В борьбе за неприкосновенность церковной собственности, на которую посягали местные власти, архимандрит Нил, который к 1860 г. стал уполномоченным всех афонских монастырей по вопросу о судьбе их имуществ в Молдавии и Валахии, тесно сотрудничал с российскими дипломатами и общественными деятелями. В конце 1860-х гг. архимандрит Нил стал одним из главных участников борьбы за патриарший престол в Александрийской церкви. Он был избран местоблюстителем патриаршего престола, хиротонисан во митрополита Пентапольского, а затем избран патриархом Александрийским. Однако, несмотря на поддержку российской дипломатии, патриарх Нил не сумел добиться прекращения политической борьбы и оставил патриарший престол. Затем он проживал преимущественно на Афоне и не оставался в стороне от важных для Церкви событий, действуя в интересах русских монахов и Церкви. Многолетнее тесное сотрудничество греческого иерарха с русскими было следствием его глубокого убеждения в том, что только Россия могла искренне и эффективно защищать интересы вселенского Православия.

В церковной истории XIX столетия еще много белых пятен. Особенно это касается роли отдельных церковных, государственных и общественных деятелей в развитии исторических событий. Одно из таких белых пятен — фигура эсфигмен-ского монаха, а впоследствии митрополита Пентапольского Нила (1809—1887), которая неоднократно появляется на горизонте греко-российских церковных отношений. Но до сих пор его деятельность никем специально не изучалась.

О. Е. Петрунина

* Статья написана при поддержке гранта РГНФ 16-01-00306.

30

Будущий митрополит был родом из Галлиполи, в 1830 г. отправился монашествовать на Афон, где его принял настоятель монастыря Эсфигмен архимандрит Агафангел, его земляк. Практика поступления в монастырь, где среди священноначалия имелись земляки, была вполне обычной в то время: например, в Си-монопетрской обители несколько поколений настоятелей были выходцами из одного и того же города Алацаты (Малая Азия)1. В Эсфигмене молодой послушник был пострижен в монахи с именем Нил. Через некоторое время он заболел туберкулезом и был отправлен на лечение к греческим врачам Смирны. Помимо монашеского делания монах Нил уделял много внимания своему образованию и особенно изучению иностранных языков. Этот труд дал свои плоды, и отец Нил приобрел славу одного из наиболее образованных людей в Церкви. «Это муж великий своей ученостью, рассудительностью и благородством чувств, он гордость Святой Горы и слава нашего духовенства, он пользуется благорасположением Высокой Порты и нашей нации», — так, по утверждению его биографа Ф. Аристоклиса, характеризовал бывший Константинопольский патриарх, затем Синайский архиепископ Константий2.

Его административные способности и ученость были замечены в обители, и архимандрит Агафангел отправил его в одно из монастырских имений в Молдавию. Там в городе Хуш в церкви святого Илии Пророка он был рукоположен в иеромонаха местным епископом3. Вскоре архимандрит Нил был назначен управлять крупным и богатым эсфигменским метохом во Флорештах (Бессарабия), затем — также метохами в честь Трех Святителей и Кутрочану. В тот период он назывался не только Нилом Эсфигменитом, но и Нилом Триерархитисом4.

Служение архимандрита Нила в качестве управляющего монастырскими ме-тохами в Молдавии пришлось на сложное время. На протяжении всего XVIII в. и до 1821 г. княжествами Молдавией и Валахией управляли господари из числа греков-фанариотов, назначаемых Портой. Однако начало греческой революции 1821 г. дискредитировало греков в глазах султанского правительства, и бразды правления княжествами вернулись в руки господарей из местного боярства. Одной из их забот стало возвращение государству принадлежавшей Восточным Церквам недвижимости, составлявшей до трети всех сельскохозяйственных угодий в княжествах. По данным на конец 1820-х гг., ежегодный доход всех преклоненных зарубежным церковным учреждениям монастырей в Молдавии составлял почти 700 тыс. турецких пиастров (курушей), из них афонские монастыри, владевшие 13 метохами, получали свыше 250 тыс. пиастров5. Так что греческим владельцам имений приходилось непрестанно бороться за свои права. В этом им

1 Дневники путешествия по России греческих монахов афонского монастыря Симоно-петра игумена Неофита и иеродиакона Иоанникия 1888—1892 / Л. А. Герд, О. Е. Петрунина, подгот. изд. М.: Индрик, 2014. С. 91-92.

2АрютохХцд &■ Кмуотаутюи А' той аяо 2дуаюи аоьбщои Патрюрхои КмуотаутьуошоХшс; той Ви£;аутюи BlOYpафíа ха1 2и77рафа1 а[ ё^аоооуед ёхх^лошотька! ха1 фЛоА,о71ха1 %аí тьуед ётотоА,а1 той айтои. 'Еу Кмуотаутьуошо^а, 1866. 2. 30.

3 Архим. Нил — Н. П. Игнатьеву, 26.07. 1869 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2906. Л. 45 об.

4 ГЕ8ЕЮУ М.■ Аяоограм^ата хроуочрафои. 1800-1913. Еу А6г|уа1£, 1932. 2. 209.

5 РГВИА. Ф. 438. Оп. 1. Д. 65. Л. 18-21 об.

старалась помогать Россия6. Судя по всему, уже в это время у архимандрита Нила сложилось убеждение, что только Россия может и хочет эффективно отстаивать интересы православия.

Однако поражение России в Крымской войне подорвало ее авторитет в регионе, лишило права покровительствовать Дунайским княжествам и вывело в новую плоскость как вопросы государственного устройства княжеств, так и вопрос о судьбе монастырских имуществ. Греческие владельцы имений, не желавшие идти ни на какие уступки и компромиссы, были вынуждены объединить усилия в борьбе за свои права. Афонские монастыри решили назначить единого эпитропа и уполномоченного для защиты своих прав. Поскольку архимандрит Нил имел большой опыт управления церковными имуществами, он был назначен таким эпитропом для всех афонских метохов в Молдавии. Однако Константинопольский патриарх Кирилл VI, видя в этом назначении угрозу своим прерогативам, стал ему противиться. 24 октября 1856 г. афонский Кинот получил от патриарха письмо с требованием отменить его7. Но все более реальная перспектива потерять имения в Молдавии навсегда заставила патриархию пересмотреть свою позицию. Через год, 21 октября 1857 г., флорештский настоятель получил от патриарха официальное письмо, признающее его назначение в качестве афонского эпитропа8. Действия архимандрита Нила на поприще решения монастырского вопроса были одобрены патриархией, которая назначила его своим полномочным представителем для ведения переговоров с правительством Соединенных княжеств Молдавии и Валахии. В марте 1860 г. патриарх направил о. Нилу письмо с уведомлением о его назначении и необходимый пакет до-кументов9. В это время архимандрит Нил считался крупнейшим знатоком всех деталей монастырского вопроса. По мнению Синайского архиепископа Кон-стантия, о. Нил внушал уважение не только соплеменникам, но и оппонентам, в частности молдавскому господарю Михаилу Стурдзе, своими исключительными душевными качествами, глубокими знаниями, образцовым монашеским житием, умелой и энергичной борьбой за разрешение монастырского вопроса10. Помимо переговоров с господарями и правительствами княжеств архимандрит Нил летом 1863 г. посетил Париж и Лондон, чтобы познакомить французское и английское правительства, а также общественное мнение этих стран с позицией владельцев метохов и представить документы, подтверждающие их владельче-

6 Подробнее см.: Герд Л. А. Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. и Россия // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 9—10.

7AeXtxâvnçК. Ш:plYpaфl%öç xaxâ^OYOç töv êv toXç xmôi|i той naTpiapxixoû Археюфи^ахеюи omZo^evmv êmori^wv êxx^rioiaoTixMV êYYpâфмv nepi töv êv Абм ^ovöv. 1630-1863. 'Ev KMVOTa-VTivounô^ei, 1902. 2. 121.

8 Ibid. 2. 123.

9 AeXtxâvnçK. Ш:plYpaфlXÖç xaTâ^oç ... 2. 131-132; AeXtxâvnçK. naTpiapxixöv ё77рафоп' to^oç tpîtoç Atoi та êv toXç xmôi|i той naTpiapxixoû Археюфи^ахеюи OM^ô^eva êmori^a êxx^noiaoTixà Е77рафа та йфор^та etç Taç oxéoeiç той Olxou^evixoü Патрюрхеюи npoç Taç Exx^noiaç PMOOiaç, B^axiaç xai Mo^ôaßíaç, 2ep|3iaç, AxpiÔMV xai Пехюи. 1564-1863. Ev KMVOTavTivounô^ei, 1905. 2. 641.

10АрютохХщ 0. Op. cit. 2. 30-31.

ские права11. Затем, как явствует из его переписки, архимандрит Нил продолжил свою миссию в Санкт-Петербурге12.

Тем не менее усилия архимандрита Нила по сохранению неприкосновенности монастырских имуществ не привели к положительному результату. Главными причинами этого были внутренние противоречия между греческими владельцами имений, а также отсутствие единой позиции у дипломатов европейских держав, взявших на себя роль посредников13. Такая позиция вдохновляла правительство княжеств и господаря И. Кузу на более решительные действия по достижению главной цели — полной секуляризации монастырских имуществ. В декабре 1863 г. в Соединенных княжествах был принят закон о секуляризации монастырских имуществ, их владельцам была обещана компенсация в 82 млн пиастров.

Но сами владельцы не желали ни на йоту поступаться своими правами и от компенсации отказывались. Эту позицию архимандрит Нил выразил в частном письме А. С. Норову в январе 1865 г. Необходимость сохранения недвижимости за церковными учреждениями он аргументировал двумя доводами: каноническим запретом на отчуждение церковных имуществ, подтвержденным византийским светским законодательством, а также опасностью полной утраты Восточными Церквами своей самостоятельности в условиях иноверного государства, каковым была Османская империя. Опираясь на предшествующий опыт, о. Нил возложил надежду на решение вопроса в пользу монастырей на Российскую им-перию14. Судя по содержанию следующего письма, аргументы пастыря нашли горячую поддержку Норова15.

Однако российской дипломатии, на протяжении нескольких предшествующих десятилетий успешно защищавшей права владельцев метохов, в силу разных обстоятельств не удалось предотвратить конфискацию имений в 1860-е гг. Одной из причин этого стала неуступчивость самого греческого духовенства, которая в конечном счете обернулась полной конфискацией преклоненных имений без какой-либо компенсации. К чести архимандрита Нила надо сказать, что он проявил в этом вопросе определенную гибкость. В то время как практически все греческое духовенство заняло жесткую позицию, Нил согласился обсуждать один из компромиссных вариантов.

В 1866 г. в Соединенных княжествах произошел государственный переворот, в ходе которого господарь И. Куза был свергнут, а на княжеский престол приглашен немецкий принц Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген. В связи с этим у бывших владельцев румынских имений возродилась надежда их вернуть. В октябре того же года новый румынский правитель посетил Константинополь, где встречался с представителями патриархии, в том числе с афонским уполномоченным. В беседе с Карлом архимандрит Нил, в отличие от многих своих собратий вполне осознававший, что вернуть владельческие права на имения в полном объеме не

11 Герд■ Указ. соч. С. 19.

12 ГА РФ. Ф. 730. Оп.1. Д. 3543. Л. 12-13 об.

13 Подробнее см.: Герд■ Указ. соч. С. 13-20.

14 N1108 а ЛЬгаИаш Когой, 12.01.1865 // ОР РНБ. Ф. 531. Ед. хр. 471. Л. 1 об. — 2.

15 Там же. Л. 4-4 об.

удастся, согласился с румынским предложением отдавать треть доходов с имений румынскому правительству, треть вкладывать в развитие самих имений и треть посылать их владельцам. Правда, румынское правительство настаивало на сохранении имений за собой, а о. Нил просил вернуть их владельцам. Князь Карл (рум. Кароль) сделал вид, что готов пойти навстречу церковным учреждениям16. Но очень быстро выяснилось, что все заявления нового румынского князя были пустыми словами. В середине 1867 г. румынское правительство заявило об окончательной конфискации имений без какой-либо компенсации17.

Подобный исход событий был вполне предсказуем. Епископ Порфирий (Успенский) прогнозировал его еще в 1860 г. В беседе с Александрийским патриархом Каллиником 28 ноября 1860 г. тогда еще архимандрит Порфирий высказался о судьбе монастырских имений в княжествах: если владельцы срочно продадут их и положат вырученные деньги в банки, то смогут поправить свои дела, в противном случае они потеряют всё18. Так и случилось. Но надеяться на разрешение вопроса о монастырских имениях в Румынии теперь уже бывшие их владельцы продолжали даже в начале 1870-х гг.19

Отрывочные сведения, которые мы имеем из разных источников, показывают, что в начале 1860-х гг. архимандрит Нил занимался не только вопросом о судьбе монастырских имений, но активно участвовал в разрешении и других важных для Святой Горы вопросов. Причем уже в это время он проявил себя как последовательный сторонник России, что было весьма редким случаем для греческого духовенства. По всей видимости, пастырь искренне полагал, что только Россия защищала и будет защищать Церковь от внешних врагов, а потому считал необходимым сотрудничать именно с ней.

Показателем его позиции может служить следующий эпизод. В 1860 г. в Кут-лумушском монастыре недовольная игуменом Иоасафом братия решила его сместить под тем предлогом, что он имел подданство Ионических островов, находившихся под британским протекторатом. Его место занял российский подданный монах Амфилохий, поддержанный Кинотом. Но конфликт в монастыре на этом не закончился по причине вмешательства британского консула в Салониках и османских властей. Иоасаф был восстановлен в своих полномочиях. В этой ситуации архимандрит Нил принял сторону России и как афонский эпи-троп в дунайских княжествах, вероятно с согласия Кинота, дал указание управляющему кутлумушскими имениями в Валахии архимандриту Афанасию не посылать в монастырь доходы с имений20.

Положение архимандрита Нила в Церкви и его авторитет были столь высоки, что он наравне с архиереями в начале 1867 г. претендовал на Константи-

16 IraparônovXoçА. Метаррйбщоп xat е%%оощ%ешг|. npoç ща avaoi)v6eor| tî|ç tOTopiaç тои Oixou^evixoî) ПатрюрхЕюи tov 190 atrâva. A6f|va, 2003. 2. 269.

17 Подробнее см.: Герд. Указ. соч. С. 25-31.

18 Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Т. VII: Часть 1854 года и годы 1855, 1856, 1857, часть 1858 и годы 1859, 1860 и часть 1861-го. СПб., 1901. С. 287-289.

19 См., напр.: И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву. 27.12.1871 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3291. Л. 205.

20 Zrn^arônovXoç А. Op. cit. 2. 220-221.

нопольский патриарший престол21. Патриархом в итоге был избран Григорий VI (1867—1871), но для архимандрита Нила, «слава о котором шла по всей Церкви», вскоре открылся путь к Александрийскому патриаршему престолу. В июне 1867 г. Александрийский патриарх Никанор решил «передать бразды правления человеку мудрому, добродетельному, известному своими добрыми делами и способному разумно и не принимая ничьей стороны возвратить долгожданный мир»22 переживавшему тогда большие потрясения Престолу Святого Марка. Архимандрит Нил был соборно избран местоблюстителем Александрийского патриаршего престола и преемником Блаженнейшего Никанора.

В это время Александрийская Церковь была разделена политической борьбой, в центре которой находился патриарший престол. Суть конфликта заключалась в противоречиях между патриархией и греческими общинами Египта, с одной стороны, и в борьбе Александрийской Церкви за освобождение от опеки со стороны Константинопольского патриарха — с другой. Традиционно Православная Церковь была во владениях османского султана единственной общественной организацией христиан. Однако за время арабского, а затем османского владычества ее паства сильно сократилась. В 1766 г. египетские христиане писали Константинопольскому патриарху Самуилу, что Александрийская Церковь испытывает серьезные финансовые проблемы, а верующие очень бедны23. Но, несмотря на все трудности, патриархия стремилась выполнять социальные функции: например, 100 беднейших православных семей получали от нее денежное пособие24.

Ситуация стала меняться в первой половине XIX в. в правление Мухаммеда Али. В целях развития экономики Мухаммед Али создал в стране благоприятные условия для притока в нее предприимчивых христиан. Православные греки, а также арабы из Сирии и Ливана стали значимым фактором в жизни Египта. К середине столетия, по данным греческого консула М. Тосицаса, в Египте было уже около 5 тыс. греков25, а в 1878 г., по официальным данным, — более 20 тыс.26 По данным же историка греческой диаспоры в Египте А. Политиса, их было в это время намного больше27. Значительная часть египетских греков имела подданство греческого короля и других зарубежных держав.

Среди греков Египта было много преуспевающих предпринимателей и коммерсантов. Теперь уже паства Александрийского патриарха не была малочисленной и бедной. По инициативе богатых греков были созданы светские обществен-

21 Ira^aronovkogЛ. Op. cit. 2. 275.

22 D Me|avôpeiaç NtxâvMp тй отрахлтф '^атьёф, 12.06. 1867 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2904. Л. 46 об. — 47.

23 Порфирий (Успенский). Александрийская патриархия: Сб. материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. СПб., 1898. Т. 1. С. 59—62.

24 Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. С. 319.

25 Порфирий (Успенский). Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия // Труды Киевской духовной академии. Май 1868. С. 199-200.

26 Fahmy Z. Jurisdictional Borderlands: Extraterritoriality and "Legal Chameleons" in Precolo-nial Alexandria, 1840-1870 // Comparative Studies in Society and History. 2013. Vol. 55 (2). P. 313.

27 Politis A. G. L'Hellénisme et l'Égypte moderne. Tome 1er. Histoire de l'hellénisme égyptien de 1798 à 1927. P., 1929. P. 527.

ные организации — общины, которые взяли на себя традиционные социальные функции патриархии: поддержку неимущих, создание школ, больниц, а затем и других благотворительных учреждений. Общины стали заявлять претензии и на управление финансами и имуществами самой патриархии, на более активное участие в делах патриархии, посягая, таким образом, на традиционные прерогативы патриархов. В патриаршество Блаженнейшего Никанора (1866-1869) начавшийся несколькими годами ранее конфликт принял особенно острую форму в связи с нежеланием патриарха согласиться с вмешательством светских лиц и организаций в церковно-административные дела. Масла в огонь подливало то обстоятельство, что в Константинопольской патриархии, бывшей своего рода эталоном для других восточных Церквей, в 1850-х гг. прошли серьезные реформы, расширившие вмешательство светских лиц в церковную организацию.

Конфликтом между патриархом и общинами воспользовался монах афонского Ксиропотамского монастыря архимандрит Евгений (Дангос), который, как и архимандрит Нил, прежде управлял молдавскими метохами своей обители. Затем архимандрит Евгений был близким сотрудником Александрийского патриарха Каллиника (1868-1861) и надеялся после него занять патриарший престол. Но в 1861 г. египетские христиане не приняли архимандрита Евгения, несмотря на то что из Молдавии он вывез большие богатства: в греческом квартале Каира говорили о его аморальном поведении28. В 1866 г. о. Евгений решил вновь попытаться занять патриарший престол. По словам известного греческого историка Церкви архиепископа Хризостома (Пападопулоса), архимандрит Евгений «с первого дня прибытия патриарха в Александрию был настроен против него и, движимый честолюбием, писал Великой церкви в Константинополь, представляя его неспособным к управлению»29. В конце 1866 г. группа оппозиционных патриарху мирян, считавших себя полномочными представителями греческих общин, провозгласила о. Евгения местоблюстителем патриаршего престола. В это время его поддерживала и русская дипломатия, считавшая, что окружение патриарха противится ему, «боясь, чтоб не открылись через него в патриархате разные мошенничества, в которых они замешаны»30. В своих письмах Н. П. Игнатьеву российский генеральный консул и дипломатический агент в Каире И. М. Лекс сообщал, какую конкретно поддержку он оказывает архимандриту Евгению в соответствии с инструкциями посла31.

Такое развитие событий усилило разделение между православными Египта. В конфликт оказались втянутыми также местные власти и иностранные дипломаты. Им воспользовалась Константинопольская патриархия для вмешательства в дела автокефальной Александрийской Церкви32. В июне 1867 г. архимандрит Евгений, опираясь на поддержку местных властей, захватил патриаршие

28 Порфирий (Успенский)■ Книга бытия моего. С. 319.

29 ПаладолоиЛод X. 1отор£а тл; 'Ехх^г^а; Ме^аубреСад (62-1934). ©шоаЪу£хг|, 2009. 2. 843.

30 И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву. 23.04/05.05.1867 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3291. Л. 38.

31 И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву. 30.05.1867; 6/18.06.1867; 20.06/02.07.1867; 15/24.08.1867; 28.08.1867 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3291. Л. 39-50 об., 57-60.

32 О том, как в это время строились отношения Великой Церкви с другими восточными Церквями, см.: Петрунина О. Е■ Афины — Фанар — Иерусалим: особенности взаимоотношений

резиденции в Александрии и Каире и организовал физическую расправу над патриархом Никанором и поддерживавшими его архиереями33.

Накануне этих печальных и позорных для Церкви событий архимандрит Нил был избран патриаршим местоблюстителем. В приписке к своему письму А. Н. Муравьеву от 26 июня 1867 г. патриарх Никанор сообщил о полученной им от о. Нила телеграмме с согласием на избрание34. Но на самом деле Нил не торопился в Египет, не желая вмешиваться в политическую борьбу. Он написал патриарху Никанору, что согласится принять свое избрание только в том случае, если в Церкви воцарится мир35.

Как и в 1861 г., архимандрит Евгений не пользовался любовью и уважением в Церкви. Его дурная репутация была подтверждена и действиями в отношении патриарха. Проходивший 24—27 июля в Александрии Поместный собор подтвердил законность избрания архимандрита Нила, а архимандрит Евгений был извержен из сана. К осени 1867 г. позиция и египетских властей, и российского посла Н. П. Игнатьева изменилась: дискредитировавший себя архимандрит Евгений лишился их поддержки36. В ноябре того же года Константинопольский патриарх Григорий VI отозвал архимандрита Евгения из Египта, но тот все еще надеялся на занятие патриаршего престола и до конца мая 1868 г. продолжал смущать верующих. Лишь после отъезда архимандрита Евгения претерпевший множество злоключений патриарх Никанор смог 6 июня 1868 г. вернуться в свою резиденцию.

Патриарх Никанор и поддерживавшие его архиереи настойчиво просили архимандрита Нила прибыть в Египет, неоднократно обращаясь и к нему самому, и к российскому послу в Константинополе Н. П. Игнатьеву с просьбой его поторопить37. Но о. Нил медлил. Его промедление могло объясняться желанием разобраться в чрезвычайно сложной ситуации, сложившейся в Александрийской Церкви, выяснить подлинные намерения приглашавших его патриарха и архиереев, настроения египетских греков: после отъезда архимандрита Евгения у последнего остались верные сторонники в Египте.

О накале страстей, потрясавших патриарший престол, можно судить по тому обстоятельству, что даже позднейшие греческие церковные историки ока-

во второй половине XIX — начале ХХ века // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 52. Октябрь 2015 г. С. 38—60.

33 Подробнее см.: Петрунина О. Е., ВахК. А. Слабоумие Александрийского патриарха Ни-канора (1866—1869): правда или вымысел? // Каптеревские чтения: Сб. ст. Вып. 12. М., ИВИ РАН, 2014. С. 82-97.

34 Перевод письма опубл. в: Порфирий (Успенский). Александрийская патриархия... С. 287-288.

35 Хархриуад X. Ю О'ьхощеуьхбд Патрюрхл? Кмуотаутьуошб^емд Грлтбрюд 2Т' о Фоиртоиуюбпд ¿V ^шм ёэуьхму xаí ёбуофи^етьхйу аутачато^йу. Дьбахтмрьхл бштрфл. ©еооаХоу£хг|, 2006. 2. 366.

36 И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву, 11/23.09.1867; 09/21.10.1867; 30.10.1867 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3291. Л. 61, 67 об. - 68 об., 79-79 об.

37 Ю Ме^аубреСад Мхаумр тф отратлтФ '^уатьёф, 12.06. 1867 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2904. Л. 47; Ю Ме|аубре(ад Мхаумр тй отратлтФ 1туат1Ёф, 01.08. 1868 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2905. Л. 54-55 об.; Ю Ме^аубреСад Мхаумр тй отратлтФ '^уатьёф, 02.09. 1868 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2905. Л. 18-18 об.

зались под их влиянием. Они относятся к архимандриту Нилу предвзято, считая его русофилом и агентом русской политики, и часто принимают на веру порочащие его бездоказательные утверждения. Так, у М. Гедеона содержится заимствованное следующими поколениями историков упоминание о том, будто бы о. Нил через своих доверенных лиц обещал митрополитам Константинопольской Церкви и другим влиятельным лицам огромные деньги за признание его в качестве нового Александрийского патриарха38. Между тем архимандрит Нил до последнего момента сомневался, стоит ли ему ехать в Египет, и не исключал, что, «прибыв в Египет и разобравшись в ситуации по своему вопросу, сочтет за лучшее вернуться»39. На его решение все же поехать в Египет, и то в качестве простого клирика, повлияло торжественное возвращение патриарха Никанора в патриархию, создававшее видимость установления мира в Церкви, а также позиция российского посла в Константинополе Н. П. Игнатьева и греческого посла И. Делияниса, полагавших, что присутствие архимандрита Нила в Египте ускорит разрешение кризисной ситуации40. Как позже писал о. Нил временно заменявшему посла поверенному в делах при Высокой Порте Е. Е. Стаалю, «генерал Игнатьев после нашего возвращения в августе прошлого (1868. — О. П.) года из Валахии настойчиво склонял нас к этому и даже снабдил рекомендательными письмами к г-ну Николаеву41. Но поскольку мы тогда не воспользовались приглашением, а отправились на Афон, нам были направлены повторные письма с тем же приглашением, так что мы решили наконец покориться Провидению, принять на себя эту миссию и сделать все возможное для защиты священных прав Патриархии»42. Кроме того, архимандрит Нил планировал «поднять уровень образования духовенства, пребывающего ныне в глубочайшем невежестве и развращении, подготовить греческих и арабских проповедников, которых ныне нет совсем, и открыть семинарию для подготовки местного духовенства»43.

18 декабря 1868 г. архимандрит Нил прибыл в Александрию, а 8 января был принят хедивом Исмаилом. Во время аудиенции правитель Египта высказал пожелание, чтобы о. Нил принял управление делами патриархии, но официального признания в качестве местоблюстителя архимандрит Нил пока не по-лучил44. Но уже 20 января Блаженнейший Никанор направил Н. П. Игнатьеву письмо, подписанное также митрополитами Пелусийским, Триполийским и Киренским, где сообщал о готовности хедива признать полномочия архимандрита Нила и запросить издание соответствующего фирмана Высокой Портой. В письме патриарх Никанор подчеркивал, что о. Нил был избран «общим мнением и голосованием всех архиереев нашей Патриархии и прочего духовенства

38 ге5еыу. Op. cit. 2. 37, 208-210.

39 Nilos Esphigmenite à général N. Ignatieff, 11.12.1868 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2905. Л. 45 об.

40 Xa^xovytaçX. D Olxou^evixôç naTpiâpxnÇ... 2. 367.

41 А. Н. Николаев в это время управлял делами российского генерального консульства в Египте, замещая отсутствовавшего И. М. Лекса.

42 Nilos élu Patriarche d'Alexandrie à G. Staal, 26.07/07.08.1869 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2906. Л. 43 об.

43 Там же. Л. 51-51 об.

44 Nilos Esphigmenite à général N. Ignatieff, 20.01.1869 // Там же. Л. 9-10.

при одобрении всей православной паствы, за исключением немногочисленных противников из эпитропии александрийской больницы и школы, которые, однако, не имеют никакого права вмешиваться в дела Патриархии, к тому же один из них греческий подданный, другой французский, а третий английский»45. Это замечание свидетельствует, что чаемый мир среди египетских христиан так и не установился. Две противоборствующие партии — одна поддерживала архимандрита Нила, другая — архимандрита Евгения — продолжали враждовать между собой, не желая искать компромисса.

16 марта 1869 г. архимандрит Нил был рукоположен во митрополита Пента-польского. 19 марта Блаженнейший Никанор отрекся от престола в его пользу. 21 марта он писал: «Епископы и духовенство канонически избрали нас Папой и Патриархом Александрийским. Это избрание было одобрено и православными мирянами, направившими хедиву петиции с тысячами подписей в нашу поддержку, а также египетским правительством, поспешившим запросить императорский фирман о нашей инвеституре после получения ходатайства епископата об этом»46.

Но это событие не завершило политическую борьбу в Александрийской Церкви: в Константинополе продолжал свои интриги архимандрит Евгений, а в Египте — его сторонники. Этой ситуацией опять воспользовался Константинопольский Патриархат. По прошествии почти двух месяцев после хиротонии и избрания патриархом митрополита Нила Константинопольский патриарх Григорий VI заявил, что не признает Нила патриархом, поскольку тот, будучи клириком Константинопольской Церкви, должен был прежде получить от него разрешение перейти в другую Церковь. Чрезвычайно странно выглядела не только сама эта претензия, но и срок, в который она была предъявлена. Назначение архимандрита Нила местоблюстителем произошло почти за два года до этого. В Фанаре о нем, конечно, знали. Архимандрит Нил получил разрешение от настоятеля монастыря Эсфигмен, однако ни традиции, ни тем более какого-либо канонического постановления о том, чтобы афонские монахи получали разрешение от патриарха, на тот момент не было. Другие современные Нилу иерархи Александрийской Церкви — митрополит Феофан Триполийский, прежде монашествовавший на о. Самос, и митрополит Амфилохий Пелусийский, постриженик афонского Руссика, — таких разрешений не имели47.

На письмо Григория VI от 9 мая 1869 г. ответ дал не только сам новоизбранный патриарх Нил, но и участвовавшие в его избрании архиереи Александрийской Церкви. Они указали, что выборы патриарха прошли в полном соответствии с канонами, и высказали недоумение фактом вмешательства Константинопольского патриарха во внутренние дела автокефальной Александрийской Церкви48.

45 D Me|avôpeiaç Ntxâvwp xrà oxpax^YW lyvaxté^, 20.01. 1869 // ÂBnPH. O. 180. On. 517/2. fl. 2905. H. 5-8.

46 Nilos élu Patriarche d'Alexandrie à G. Staal, 26.07/07.08.1869 // TaM xe. H. 44.

47 TaM xe. H. 46-46 06.

48 Traduction de la lettre de Nilos élu Patriarche d'Alexandrie au Patriarche de Constantinople, ot 22.05.1869; Traduction de la lettre des Métropolitains du Trône Patriarcal d'Alexandrie au Patriarche de Constantinople, 22.05.1869 // ÂBnPH. O. 180. On. 517/2. fl. 2906. H. 47-50.

Между тем Иерусалимский и Антиохийский патриархи признали Нила новым патриархом Александрийским. Как утверждает Х. Пападопулос, они это сделали под давлением Н. П. Игнатьева49.

Но политика на этот раз оказалась сильнее церковных канонов. Взаимное озлобление двух противоборствующих партий египетских греков было столь велико, что ни одна не хотела уступать. Новому патриарху не удалось принести Александрийской Церкви долгожданный мир. В отличие от архимандрита Евгения, долгое время жившего в Египте и имевшего связи среди местных греков, патриарх Нил был для них чужим. Не сумев добиться единства своей паствы, не обретя признания со стороны Константинопольского патриарха, он стал терять поддержку светской власти и русской дипломатии. Григорий VI трижды обращался к митрополиту Нилу с требованием покинуть Египет и, наконец, 23 сентября объявил о лишении его пресвитерского сана (епископскую хиротонию Нила в Фанаре считали недействительной)50. Но и тогда Нил отказался подчиниться, «говоря, что отлучение его от церкви совершенно неправильно, и что оно не имеет никакой силы», что «члены Вселенского синода были подкуплены» его врагами, а Иерусалимский и Антиохийский патриархи продолжали его поддерживать51.

После отлучения Нила большинство архиереев перестали считать его патриархом, на его стороне остался только митрополит Триполийский Феофан. Уже в конце сентября 1869 г. И. М. Лекс советовал Нилу покинуть страну52. Но тот категорически отказывался это сделать. Накануне Рождества И. М. Лекс сообщал: «Нилос упорствует не покидать страны, и по всей вероятности нам будет еще с ним много хлопот»53. Эти слова оправдались уже через несколько дней. 25 декабря скончался Блаженнейший Никанор, а его похороны стали поводом для открытого столкновения двух партий. Однако завладеть зданием патриархии Нилу тогда не удалось54. В конце февраля 1870 г. он предпринял новую попытку утвердиться в патриаршей резиденции в Каире, но опять неудачно55. Фактически митрополит Нил повторил путь своего предшественника архимандрита Евгения.

Единственным приемлемым выходом из создавшегося положения была отставка патриарха Нила и избрание нового первоиерарха, не связанного ни с одной из партий. Египетское правительство приняло решение об этом уже после событий вокруг похорон Блаженнейшего Никанора. В конце концов, после энергичного вмешательства Константинопольской Патриархии, 30 мая 1870 г. александрийским первосвятителем стал бывший Константинопольский патриарх Софроний. Такой поворот означал не только поражение российской дипломатии, дважды пытавшейся укрепиться в Египте, лоббируя занятие патриарше-

49 ПаладолоиХодX. Op. cit. 2. 857-858.

50 Ibid. 2. 368.

51 И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву. 12/24.10.1869 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3291. Л. 115115 об.

52 И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву. 29.09.1869 // Там же. Л. 103-104.

53 И. М. Лекс — Н. П. Игнатьеву. 14/26.12.1869 // Там же. Л. 120.

54 ПаладолоиХод. Op. cit. 2. 858; teôemv. Op. cit. 2. 212.

55 Ю Пг|^ошюи Â^iXoxioç Kai ô Kupfvriç 2nupiÔMV тф отратптф '^атьёф, 06.03.1870 // АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 2907. Л. 25-26 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го престола сначала много лет проведшим в России Никанором, а затем Нилом. Поражение потерпела и сама Александрийская Церковь, не сумевшая освободиться от опеки Фанара.

Митрополиту Нилу пришлось покинуть Египет. Некоторое время он жил у себя на родине, в Галлиполи, неоднократно обращаясь в Фанар за прощением. В 1871 г. после отставки Григория VI Константинопольским патриархом стал Ан-фим VI, постриженик монастыря Эсфигмен. В 1872 г. митрополит Нил получил от него полное прощение и был признан в архиерейском сане. В этот период митрополит Нил принимал посильное участие в решении болгарского церковного вопроса, поддерживая точку зрения российского посольства56. Получив прощение, митрополит Пентапольский Нил отправился жить на Святую Гору, где и пребывал до самой своей смерти.

Но и там он не оставался в стороне от важных для Церкви событий, действуя в интересах русских монахов и Церкви, за что, как и прежде, его недолюбливали и преследовали соплеменники. Некоторое время владыка жил в своем Эсфигменском монастыре, но в феврале 1874 г. был оттуда изгнан. Случилось это при следующих обстоятельствах. В это время представители Эсфигмена собирали в России милостыню и, как это часто бывало у греческих монахов, вели двойную бухгалтерию57. Митрополит Нил через Н. П. Игнатьева уведомил об этом и других злоупотреблениях сборщиков милостыни российский Святейший Синод. О его действиях стало известно некоторым монахам в обители, которые, по словам самого преосвященного Нила, «решили изгнать меня из монастыря, <...> 17 февраля, в Неделю Торжества Православия, после литургии они самым отвратительным образом изгнали отсюда меня, больного, в ужасную погоду, не проявляя ни малейшего уважения к моему сану, с криками и обвинениями, будто я покровительствую болгарам и сторонник панславизма!!!»58

Такое обращение со стороны соплеменников не поколебало убеждений преосвященного Нила. Вскоре он принял деятельное участие в пантелеймоновском процессе на стороне русских. 3 октября 1874 г. он прибыл в Руссик, где беседовал с духовником обители о. Иеронимом о греко-русской распре и высказал удивившие русского старца суждения в поддержку русского братства. Митрополит Нил хорошо знал ситуацию в Фанаре и механизмы принятия решений и потому дал русской братии весьма разумные советы. По его мнению, патриарх Иоаким II намеренно затягивал разрешение конфликта в обители, полагая, что время работает на греков. Русским следовало бы обратиться за помощью к турецким

властям59.

Владыка Нил в последующие месяцы продолжал внимательно следить за развитием событий и, используя свое влияние, действовал в пользу русских: предостерегал, помогал вести переговоры с другими обителями и Протатом, ин-

56 ПашболоиАод. Op. cit. 2. 857—862.

57 О том, как происходил обычно сбор милостыни, подробнее см.: Дневники путешествия по России...

58 Nilos à général N. Ignatieff, 10.03.1874 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3543. Л. 5-6.

59 Русский Афон Х1Х—ХХ веков. Т. 5: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Святая Гора Афон, 2015. С. 356—358.

формировал о текущих событиях Н. П. Игнатьева60. Он считал, что радикально решить проблему могут только выборы нового настоятеля на смену престарелому игумену Герасиму, который уже фактически не мог управлять многочисленной братией и хозяйством. «Полагая выборы, на которых я настаивал с самого начала, спасительной мерой для русского монастыря, поскольку несомненно будет избран архимандрит Макарий, надеюсь, что они достигнут желаемого результата и раз и навсегда решат нынешний вопрос и успокоят возбуждение умов, которые не смогут противиться существующему на Афоне древнему обычаю избрания настоятеля того или иного монастыря, когда он избирается большинством монахов без различия национальностей», — писал преосвященный Нил Н. П. Игнатьеву61.

Смерть игумена Герасима в мае 1875 г. подтолкнула русскую братию к решительным действиям, но еще несколько месяцев ушло на утверждение избрания архимандрита Макария (Сушкина) новым игуменом Русского монастыря. В сентябре того же года мы находим митрополита Нила в Фанаре, откуда он срочно отправляется на Афон по просьбе оо. Макария и Иеронима62. В благодарность за оказанную помощь священноначалие Русского монастыря обещало владыке Нилу принять его в общежитие. Но русофильские действия Нила вызывали резкое неприятие не только среди националистически настроенных греческих монахов Святой Горы, но и в патриархии. Узнав о переезде митрополита Нила в Руссик, патриарх выразил игумену Макарию свое неудовольствие и потребовал его удаления63.

Пребывание Нила в Руссике вызывало опасения и со стороны некоторых русских. В частности, архимандрит Леонид (Кавелин) в письме настоятелю монастыря архимандриту Макарию от 3 апреля 1876 г. выражал большую радость о мирном разрешении длительного конфликта с греками, но о митрополите Ниле писал следующее: «Слышал также, что у вас поселился бывший Патриарх Александрийский — Нил. Правда ли это? Безопаснее было бы, кажется, за его услуги обители поместить его в монастырском конаке на Карее — успокоив по всему, но не в монастыре, где он всегда может сделаться опорою своих земляков против русских варваров...»64. Эти опасения были совершенно необоснованными: за многие годы служения Церкви митрополит Нил продемонстрировал глубокое понимание того, что Восточные Церкви не в состоянии решить свои проблемы без помощи России.

Удалось ли патриарху Иоакиму II добиться удаления митрополита Нила из Руссика в 1876 г., нам неизвестно: сведений о последнем периоде его жизни очень мало. Во всяком случае, во второй половине 1870-х — 1880-е гг. митрополит Нил

60 Nilos à général N. Ignatieff, 21.04. 1875, 07.05.1875 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3543. Л. 1718 об.; Русский Афон XK-XX веков. Т. 12: Граф Игнатьев и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Святая Гора Афон, 2016. С. 82.

61 Nilos à général N. Ignatieff, 06.02.1875 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3543. Л. 7-7 об.

62 Nilos à général N. Ignatieff, 28.09.1875 // Там же. Л. 11.

63 Русский Афон XIX-XX веков. Т. 12. С. 89, 104, 109.

64 Русский Афон XIX-XX веков. Т. 10: Письма выдающихся церковных и светских деятелей России старцам Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Святая Гора Афон, 2013. С. 173-174.

часто бывал и, вероятно, подолгу жил в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где рукополагал русских монахов в священный сан. В частности, преосвященный Нил совершил иерейские хиротонии преподобного Аристоклия (Амвросиева) и иеросхимонаха Агафодора (Буданова)65. Митрополит Нил по делам бывал также в Константинополе, где был всегда притесняем за свою репутацию славянофила. Действительно, он продолжал поддерживать отношения с Н. П. Игнатьевым, а во время Русско-турецкой войны 1877-1878 г. «горячо молился Всевышнему о даровании России победного торжества»66.

Таким образом, на протяжении многих лет митрополит Нил Пентаполь-ский последовательно и целенаправленно действовал согласованно с русской дипломатией в важных для судеб православия вопросах. Его позиция объяснялась не политическим или материальным интересом, а глубоким убеждением, что из всех православных государств именно Россия была способна действовать в церковных вопросах, руководствуясь пользой для вселенского православия, и решать их во благо не отдельных групп, а всей Церкви. Поэтому ему часто приходилось идти вразрез со взглядами своих соплеменников, которые часто руководствовались греческой национальной идеей. С этой точки зрения митрополит Нил, поднявшийся выше узконациональных интересов, предстает подлинным защитником православия.

Ключевые слова: Румынская Церковь, Александрийский патриархат, Константинопольский патриархат, Афон, преклоненные имения, внешняя политика России, Православный Восток, борьба за патриарший престол, новогреческие исследования.

Список литературы

Герд Л. А. Секуляризация имений восточных монастырей и церквей в Валахии и Молдавии в начале 1860-х гг. и Россия // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 7-34. Петрунина О. Е. Афины — Фанар — Иерусалим: особенности взаимоотношений во второй половине XIX — начале ХХ века // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 52. Октябрь 2015 г. С. 38-60. Петрунина О. Е., Вах К. А. Слабоумие Александрийского патриарха Никанора (18661869): правда или вымысел? // Каптеревские чтения: Сб. ст. Вып. 12. М., ИВИ РАН, 2014. С. 82-97.

Порфирий (Успенский). Александрийская патриархия: сборник материалов, исследований

и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии. Т. 1. СПб., 1898. Порфирий (Успенский). Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине девятнадцатого столетия // Труды Киевской духовной академии. Май 1868.

Русский Афон ХК-ХХ веков. Т. 5: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря

на Афоне с 1735 до 1912 года. Святая Гора Афон, 2015. Русский Афон ХК-ХХ веков. Т. 12: Граф Игнатьев и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Святая Гора Афон, 2016.

65 Русский Афон Х1Х—ХХ веков. Т. 2: Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Святая Гора Афон, 2013. С. 41, 42.

66 Nilos à général N. Ignatieff, 06.12.1877 // ГА РФ. Ф. 730. Оп. 1. Д. 3543. Л. 15—15 об.

Fahmy Z. Jurisdictional Borderlands: Extraterritoriality and "Legal Chameleons" in Precolonial Alexandria, 1840-1870 // Comparative Studies in Society and History. 2013. Vol. 55 (2). P. 305-329.

Politis A.G. L'Hellénisme et l'Égypte moderne. Tome 1er. Histoire de l'hellénisme égyptien de 1798 à 1927. P., 1929.

nanaôénovÀoçX. Toxopia Tfç 'ExxXnoiaç MeÊavôpeiaç (62-1934). 0eooaXovixn, 2009. Ira^arénovÀoç A. Mexapp^B^ion xai exxoo^ixeuon. npoç avaoûvBeon xnç toxopiaç tou

Oixou^evixoi) naTpiapxeiou tov 19o aiéva. A0f|va, 2003. Xa/u%ovyiaç X. V Oixov/uevixéç narpiâpxqç KmvaravTivovnôXemç rpqyépioç IT'ô @ovpwuviâôqç Èv /uéoœ tOvix&v xai È6voq>vXcTix6>v âvrayœvio/uœv. Aiôaxrœpixtf ôiarpi^tf. 0£ooaXovixq, 2006.

Neilos, Metropolitan of Pentapolis and his Role in Greek-Russian Church Relations in the 2nd Half of the 19th Century

Despite the fact that Metropolitan Neilos of Pentapolis (1809-1887) was an important Church figure known as one of the most educated clergymen of his epoch, his life and work have not been studied yet. This paper reconstructs Neilos' biography drawing on previously unknown sources from Russian archives as well as on fragments of information from printed letters and other documents. It analyses main periods of Neilos' biography as a church and public figure and evaluates them in the context of Greek-Russian relations. In the 1840-1860s, Neilos was in charge of Athos property in Moldavia. In his resistance to multiple attempts of local authorities to expropriate church properties in Moldavia and Walachia, Neilos collaborated closely with Russian diplomats and public figures. In the late 1860s, he took part in the struggle for the Patriarchal Throne in Alexandria. He was elected Locum Tenens ofAlexandrian Throne, became Metropolitan of Pentapolis and then Patriarch of Alexandria. However, despite Russian diplomatic support, he failed to stop political struggle in Alexandrian Church and had to leave the Throne. Afterwards, he resided on Mount Athos being an active participant in church life and a proponent of Russian monastic community. Neilos' longstanding collaboration with Russians was motivated by his conviction that Russia was the only genuine and efficient defender of the Oecumenic Orthodoxy.

Keywords: Romanian Church, Patriarchate of Alexandria, Patriarchate of Constantinople, Athos, inclinated properties, Russian foreign policy, Orthodox East, struggle for Patriarchal Throne, New Greek studies.

St. Tikhon's University Review.

Series II: History. Russian Church History.

2017. Vol. 79. P. 30-45

Petrunina Olga, Doctor of Sciences in History, Professor, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University 27/4 Lomonosovskii Prospect, Moscow, 119192, Russian Federation petrunina@narod.ru

O. Petrunina

0. E. neTpyHHHa. MHTponojiHT HHI nemranoiLCKHH H ero pojiL.

References

Gerd L. A., "Sekuljarizacija imenij vostochnyh monastyrej i cerkvej v Valahii i Moldavii v nachale 1860-h gg. i Rossij a", in: Vestnik PSTGU, Ser. II: Istorja. Istorja Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 6 (61), 2014, 7-34.

Petrunina O. E., "Afiny — Fanar — Ierusalim: osobennosti vzaimootnoshenij vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vekov", in: Go-sudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik, 52, 2015, 38-60.

Petrunina O. E., Vah K. A., "Slaboumie Alek-sandrijskogo patriarha Nikanora (18661869): pravda ili vymysel?" in: Kapterevskie chtenja, 12, 2014, 82-97.

Russkj Afon XIX—XX vekov, T. 5: Istorija Russkogo Svjato-Panteleimonova monastyrja na Afone s 1735do 1912goda, Svjataja Gora Afon, 2015.

Russkj Afon XIX—XX vekov, T. 12: Graf Ignat'ev i Russkj Svjato-Panteleimonov monastyr' na Afone, Svjataja Gora Afon, 2016.

Fahmy Z., "Jurisdictional Borderlands: Extraterritoriality and «Legal Chameleons» in Precolonial Alexandria, 1840-1870", in: Comparative Studies in Society and History, 55 (2), 2013, 305-329.

Politis A. G., L'Hellénisme et l'Egypte moderne. T. 1er. Histoire de l'hellénisme égyptien de 1798à 1927, Paris, 1929.

Papadopoulos Ch., Historia tés Ekklésias Alex-andreias (62—1934), Thessalonike, 2009.

Stamatopoulos D., Metarrythmisé kai ekkosmikeusé. Pros mia anasynthesé tés isto-rias tou Oikoumenikou Patriarcheiou ton 19o aiona, Athena, 2003.

Chamchougias Ch., Ho Oikoumenikos Patriarchés Konstantinoupoleos Grégorios ST'ho Phourtouniadés en meso ethnikon kai ethnophyletikon antagonismon. Didaktorike diatribé, Thessalonike, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.