Научная статья на тему 'Афон в годы Балканских войн: проблема суверенитета'

Афон в годы Балканских войн: проблема суверенитета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЦИЯ / GREECE / АФОН / ATHOS / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ / BALKAN WARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрунина Ольга Евгениевна

Статья посвящена исследованию состояния Афона в переходный период его истории. На основе греческих и российских источников в статье уточняются обстоятельства занятия Афона греческими войсками в 1912 году, анализируются численность, этнический состав и другие характеристики афонского монашеского сообщества в период Балканских войн, рассматривается отношение разных этнических групп к возможности вхождения Святой Горы в состав Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Holy Mountain of Athos during the Balkan Wars

The paper is devoted to social and political situation on the Holy Mountain of Athos during transitional period of its history. The research is based on Russian and Greek sources and precises the actualities of Greek military occupation of Athos in 1912, analyses resident population of the Holy Mountain, its ethnical composition and other parameters of monastic community during the Balkan wars, examines the attitude of different ethnic groups towards the perspective of including Athos into Greece.

Текст научной работы на тему «Афон в годы Балканских войн: проблема суверенитета»

Петрунина О.Е.

Афон в годы Балканских войн: проблема суверенитета*

Петрунина Ольга Евгениевна — доктор исторических наук, доцент, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: petrunina@narod.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию состояния Афона в переходный период его истории. На основе греческих и российских источников в статье уточняются обстоятельства занятия Афона греческими войсками в 1912 году, анализируются численность, этнический состав и другие характеристики афонского монашеского сообщества в период Балканских войн, рассматривается отношение разных этнических групп к возможности вхождения Святой Горы в состав Греции.

Ключевые слова

Греция, Афон, межэтнические отношения, Балканские войны.

В последние годы среди исследователей растет интерес к изучению истории Афона — сокровищницы духовной культуры для всех православных народов. Это связано с юбилейными событиями — 100-летием окончания османского владычества над полуостровом (1912), приближающимся 1000-летним юбилеем русского присутствия на Святой Горе (2016), повышенным вниманием к православию как элементу национальной и культурной идентичности. За последние годы появилось несколько серьезных работ, посвященных различным аспектам истории афонской монашеской общины XIX-XX веков1. Тем не менее, как справедливо заметил греческий историк К. Хрисохоидис, изучение афонской истории этого периода только начинается, поскольку подавляющая часть архивных источников еще не освоена исследователями2. Для отечественных специалистов доступ к ним весьма ограничен, поскольку важнейшие архивные документы находятся в хранилищах монастырей Афона. Однако в нашем распоряжении имеются документы из отечественных архивов, а также опубликованные греческие источники, которые, как оказалось, очень плохо известны в России. Основываясь на них, а также на результатах новейших исследований греческих коллег, мы имеем возможность дополнить наши знания по

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 13-01-00289).

1 ГердЛ.А. Русский Афон 1878-1914 гг. Очерки церковно-политической истории. М.: Индрик, 2010; Троицкий П. История русских обителей Афона в Х1Х-ХХ веках. М.: Индрик, 2009; Шкаровский М.В. Русские обители Афона и Элладская Церковь в ХХ веке. М.: Индрик, 2010; Моифщд А. То А^от "Оро? ката т^ перю5о той МеаопоХедои. А0^а-Кодотп^, 2008; Палаёцрцтрюи-Аотад N. Ауюрегакт 0еа^ 843-1912/13. А0^а, 2002; ПажахриааувоиА. И Дюшпоп той Ауюи "Орои? (1600-1927). А0^а, 1999; РоЬаао$-Мг\к15ащ$ М. То А^от Оро? ка1 п Диап, 963-1963: Аууюате? пти^е? тп? а0ю\ак^ lаторíа?. А0^а, 2013.

2 ХрисюхоТдцд К. То А^от "Оро? ата хрогга т^? АпеХеи0£рюап? (5ок!дю уш т^ ереша т^? перю5ои) // То А^от "Оро? ата хр6Vlа т^? АпеХеи0ёрюап?. @еаааlоvíкn, 2012. Е. 27.

некоторым остро актуальным с научной и политической точки зрения вопросам, в частности ситуации, сложившейся на Афоне в сложный период перехода полуострова из Османской империи под власть греческого короля.

В течение почти 500 лет (с 1423 года) Афонский полуостров и расположенные на нем православные монастыри находились под властью османских султанов. Начало Первой балканской войны в октябре 1912 года вызвало воодушевление не только в Греции3. Греческие монахи Афона также восприняли его с энтузиазмом: монахи, имевшие греческое подданство, стали уходить на фронт, кинот4 выступил с инициативой пения ежедневных молебнов5. Появление греческих войск не было неожиданным: в течение всего октября на Афон и соседнюю Халкидику высаживались отряды греческих партизан и разведчиков. Так что, несмотря на прекращение телеграфной связи, на Святой Горе получали информацию о ходе боевых действий. Греческие обители оказывали помощь прибывшим соотечественникам. 29 октября два греческих эсминца подошли к пристани Иверского монастыря, высадили десант и получили материальное снабжение из обители. На следующий день два других эсминца подошли к Ватопеду6. 1 ноября главнокомандующий греческой сухопутной армией наследник престола Константин направил премьер-министру Э. Венизелосу телеграмму следующего содержания: «Необходимо занять десантом Св. Гору и водрузить на ней [наш] флаг, ибо мне стало известно о намерениях болгар занять ее с суши. Прошу отдать срочный приказ флоту»7. Соответствующий приказ был немедленно отдан командующему флотом адмиралу П. Кундуриотису. 2 ноября 1912 года Афон был оккупирован греческими войсками и перешел под управление греческого военного коменданта8. На следующий день представители греческих монастырей составили по этому поводу благодарственные письма в адрес короля Георга, наследника Константина и премьер-министра Э. Венизелоса9. 4 ноября

3 Об обстоятельствах вступления Греции в войну см.: Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII-XX вв. Очерки политического развития. М.: КДУ, 2010. С. 469-480.

4 Кинот — орган монашеского самоуправления Афона.

5 Äißavög N. И апеХеиберюап тои Ауюи "Орои;: 2 Noe^ßpiou 1912 // То 'Äyiov "Оро; ста xpovia т^с; АпеХеиберюап^. ©eccaloviKn, 2012. Е. 119-120.

6 Ibid. Е. 119.

7 Опубл. в: Äißavög N. И апеХеиберюсп тои Ауюи "Орои;: 2 Noe^ßpiou 1912. Е. 126.

8 Подробнее см.: Петрунина О.Е. Интеграция Афона в состав греческого государства в первой четверти ХХ в. // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2014. № 2. С. 107-110.

9 Письма опубликованы в: Мета^ащд М. То 'Äyiov "Оро; Kai ^ рютк^ лоХгак^ ¿v ÄvaxoXfl. Äöqvai, 1913. Е. 17-27.

греческое грузовое судно «Эол» высадило на пристани Дафни еще 750 военнослужащих, содержание которых взяли на себя монастыри10.

Уверенные победы балканских союзников над Османской империей возрождали давнюю надежду на полное изгнание турок и восстановление Византии. К этому времени в Греции Византия воспринималась не просто как неотъемлемая часть греческой истории, но как исключительно греческое по своему характеру государство. К примеру, византийские императоры именовались непривычным титулом «греческие императоры»11. Недаром в те дни в греческой прессе рядом с известиями с фронта публиковались старинные пророчества о времени и обстоятельствах падения турецкого государства и возрождении Византийской империи12. С самого момента оккупации Афона греческими войсками в Греции не сомневались в его скором окончательном присоединении. Греческие газеты в те дни писали о Святой Горе как о «нашем национальном достоянии», стараясь убедить читателей в том, что полуостров — неотъемлемая часть греческой истории и культуры с античных времен13. Авторы посвященных Афону материалов сообщали о том, что Святая Гора за тысячелетие своего существования привлекала не только греков, но и монахов других национальностей, а из двадцати монастырей лишь три не принадлежат грекам14. Но это обстоятельство не могло пошатнуть греческий характер Афона. Напротив, оно свидетельствовало о том, что греки были своего рода культурным ядром, притягивавшим другие народы.

Занятие греческими войсками Афона было воспринято как освобождение исконно греческой территории, но оказалось, что в самой Греции о ней мало что знают15. Поэтому афинская газета «Скрип» опубликовала серию просветительских статей о Святой Горе и ее монастырях.

К этому времени на полуострове существовала «федеративная монашеская республика, напоминающая античную амфиктионию»16, состоявшая из 20

10 Aipavoç N. И àneXeuBépœon xoù Ayiou "Opouç: 2 Noe^Ppiou 1912. E. 121-122.

11 См., напр.: EKpin. Âp. 6223. 6.11.1912.

12 В октябре — ноябре 1912 года газета «Скрип» публиковала сборник пророчеств из номера в номер.

13 См., напр.: EKpin. Âp. 6220. 3.11.1912 и сл. номера.

14 EKpin. Âp. 6221. 4.11.1912, àp. 6223. 6.11.1912.

15 Как явствует из афонской библиографии, составленной Иринеем Доэнсом, количество книг об Афоне, доступных широкой читающей публике в Греции, можно было пересчитать по пальцам одной руки: DoensI. Bibliographie de Sainte Montagne de l'Athos // Le millénaire du Mont Athos 963-1963. Études et Mélanges. Chevetogne, 1963-64. Vol. II. P. 337-495. См. тж.: AifiavoqN. Â0œviKéç epeuveç Kai àBœvixeç Xoytoi сто в щсо xoù 19ou Kai xiç àpxéç xoù 20où aiœva // To Aytov "Opoç cxà xpovia xrçç ÂneXeuBépœcnç. ©eccaloviKn, 2012. E. 207-219.

16 EKpin. Âp. 6224. 7.11.1912.

господствующих монастырей и зависимых от них монашеских поселений, в число которых входили 11 киновий и 9 идиоритмов17. Общежительными были Дионисиат, Кутлумуш, Зограф, Каракал, Симонопетра, Святой Павел, Ксенофонт, Григориат, Есфигмен, Святой Пантелеимон, Костамонит. По идиоритмическому уставу жили Лавра Святого Афанасия, Ватопед, Ивер, Хиландар, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар, Филофей, Ставроникита. Зависимые поселения составляли 14 скитов, 534 каливы, 206 келлий, 29 кафизм, 12 исихастериев18. В Карее, административном центре Афона, каждый монастырь имел свое представительство, называемое конак. Эти конаки фактически были небольшими монастырями со своим храмом, «иногда весьма роскошными»19.

В османском обществе православные монастыри занимали промежуточное положение между местными элитами и основной массой христиан-налогоплательщиков (райя)20. Но Афон имел особый статус. В составе Османской империи он пользовался правами автономии и управлялся в соответствии с собственным уставом. В 1911 году афонскими старцами и патриаршим экзархом был составлен новый устав, который юридически не успел вступить в силу в связи с занятием Святой Горы греческими войсками, но фактически именно по нему жили афонцы до 1924 года21.

Афон имел своих уполномоченных представителей в Константинополе и Салониках, важнейших с точки зрения Святой Горы центрах принятия решений. Эти уполномоченные должны были отстаивать интересы не отдельных монастырей, а Святой Горы как единого сообщества. Иметь свое доверенное лицо в Салониках святогорцам было необходимо для сношений с турецкой гражданской властью, Константинопольский представитель был аккредитован при патриархате, чтобы иметь возможность отстаивать святогорские интересы в столице22. Любопытно, что эти уполномоченные не имели никакого официального статуса, но их полномочия и положение фактически признавались османскими властями. Кроме того, из числа своих насельников либо других духовных и даже светских лиц каждый монастырь назначал управляющих своими имениями (метохами), находившимися за пределами СвятойГоры и составлявшими источник пропитания ее многочисленных обитателей. Афонские

17 Киновия — монашеская коммуна, обитатели которой живут, трудятся и молятся вместе и не имеют личного имущества, идиоритм — монастырь, где монахи сохраняют личную собственность и сами обеспечивают себя всем необходимым.

18 Екрш. Ар. 6224. 7.11.1912. О типах монашеских поселений на Афоне см.: Афон // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 103-105.

19 Екрш. Ар. 6224. 7.11.1912.

20 KoxZßysmpyng Ф. Та ^ovacrqpia ю; обюцаугке^ гопаке; еМт // Movaar^pia. oiKovo^ia Kai поХгак^. Ало тои; деасаютш; стоик; verarepou; xpovou;. Нрак^ею, 2011. E. 163-190.

21 Подробнее см.: Петрунина О.Е. Интеграция Афона в состав греческого государства в первой четверти ХХ в. С. 114-115, 118-121.

22 Подробнее см.: XpvGoxotöqqK. Op.cit. E. 29-30.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 191

метохи располагались как на соседнем полуострове Халкидика, занимая большую часть его обрабатываемых площадей, так и в других районах Македонии и Фракии, а также за пределами Османской империи23. Значительные имения афонские обители прежде имели в Молдавии и Валахии. Так, в конце 1820-х годов доходы афонских метохов в Молдавии составляли свыше 250 тыс. пиастров в год24. Эта сумма более чем в полтора раза превышала сумму дани, ежегодно выплачивавшуюся княжеством Порте (162,5 тыс. пиастров)25. Конфискация этих имений румынским правительством в 1860-е годы серьезно пошатнула материальное благополучие Святой Горы.

В газете «Скрип» приводятся краткие исторические сведения о каждом из 20 господствующих монастырей, а также число и этнический состав их насельников.

Таблица 1. Население Афона по данным газеты «Скрип»26

всего греки русские румыны болгары грузины сербы

Великая Лавра 1187 980 78 125 4

Ватопед 966 360 570 33 3

Ивер 456 350 48 10 48

Хиландар 385 60 220 92 13

Дионисиат 131 130 1

Кутлумуш 214 190 13 2 6 3

Пантократор 548 95 435 10 8

Ксиропотам 106 102 4

Зограф 155 155

Дохиар 60 60

Каракал 130 110 20

Филофей 133 75 55 3

Симонопетра 108 90 15 3

Св.Павла 250 170 80

Ставроникита 219 38 170 8 3

Ксенофонт 195 180 2 6 7

Григориат 105 92 12 1

Эсфигмен 91 91

Св.Пантелеимона 1928 38 1858 32

Констамонит 65 65

Всего на Афоне 7432 3276 3496 286 307 51 16

23 Подробнее см.: ©еоктюгодА. Та ауюрегака цетбхга ста xр6vш т^с; АлеХеиВершсп; той "Орои; // То "Ауют "Оро; ста xр6vш т^; АпеХеиберюсп;. @eссаlоvíкn, 2012. Е. 179-206.

24 Российский государственный военно-исторический архив (далее — РГВИА). Ф. 438. Оп. 1. Д. 65. Л. 18-20 об.

25 РГВИА. Ф. 438. Оп. 1. Д. 65. Л. 4.

26 Екрш. Ар. 6226. 9.11.1912, ар. 6227. 10.11.1912, ар. 6228. 11.11.1912, ар. 6230. 13.11.1912, ар. 6232. 15.11.1912.

Этнический состав афонской монашеской общины может быть представлен в следующем виде:

Рисунок 1. Этнический состав насельников Афона в 1912 году

Как видно из опубликованных самими греками данных, назвать Афон того времени греческим довольно трудно: греки составляли менее 50% от общего числа насельников. В российском МИДе имелись несколько иные данные об этническом составе населения Афона27. Российские данные относятся к более позднему периоду и основываются, вероятно, на информации представленной в МИД русским дипломатом Б.С. Серафимовым, находившимся на Афоне со специальной миссией с сентября по декабрь 1913 года28. Сопоставив данные обоих источников, получим следующую картину:

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

[реки русские румыны болгары сербы

I азе 1 а"Скрип" ноябрь 1912 г.

I МИД России ноябрь 1913 г.

Рисунок 2. Население Афона в 1912-1913 годах

27 Они опубликованы в: Петрунина О. Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников // Вестник архивиста. 2002. № 1. С. 66.

28 Герд Л.А. Указ. соч. С. 156.

Поскольку данные взяты из разных источников, то диаграмма не отражает изменений численности разных этнических групп. Она показывает лишь субъективность источников. Действительно, если верить данным, получится, что количество русских монахов за год существенно увеличилось. Между тем происходил обратный процесс. На 1913 год приходится имяславская смута среди русского афонского монашества, в ходе которой российское правительство насильственно вывезло с Афона несколько сотен русских иноков29. По подсчетам преосв. Илариона, в ходе этой акции русское афонское монашество уменьшилось примерно на тысячу человек30. Б.С. Серафимов приводил цифру в 850 человек31. Иными словами, численность русского монашества в ноябре 1912 года должна была составлять около 5 тыс. чел. Получается расхождение с греческими данными в полторы тысячи человек (30%). Интересно, что в более поздних греческих официальных источниках общая численность обитателей Святой Горы составляет 9 376 чел.32 Такая существенная разница в подсчетах может объясняться включением в общее число немонашеского населения Афона.

Судя по тому, что греческий источник выделяет грузин в отдельную категорию, население Афона классифицируется им по этнической принадлежности, а не по подданству. В таком случае возникает вопрос, кто записан в нем как румыны: имеющие российское подданство молдаване, или подданные Румынии, или и те, и другие? Русские данные ориентируются прежде всего на подданство, поэтому как «русские» могут быть записаны и представители других национальностей. Грузины, например, не выделяются в особую категорию.

Греческая газета «Скрип» приводит и другие интересные данные, касающиеся численности монахов в господствующих монастырях и в зависимых от них поселениях (см. Таблицу 2).

Несмотря на то, что имеются данные не по всем монастырям, картина получается следующая. В большинстве монастырей количество насельников в зависимых поселениях превышало число монахов в самой обители. Во всех указанных случаях, кроме Хиландара, где проживали также болгары и сербы, господствующий монастырь был населен исключительно греками, тогда как в подчиненных ему скитах и

29 Подробнее см: Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб.: Алетейя, 2007. С. 548-577.

30 Там же. С. 573.

31 Герд Л.А. Указ. соч. С. 156.

32 Етатютгк^ ¿пет^рг; т^; 'ЕХХа5о;. 1939. Абф'са, 1940. Е. 427.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 194

келлиях жили представители разных национальностей, причем значительную часть, а иногда и большинство, скитников и келлиотов составляли негреки.

Таблица 2. Число насельников в монастырях и зависимых поселениях,

по данным газеты «Скрип»33

всего монастырь зависимые поселения

Великая Лавра 1187 165 1022

Ватопед 966 178 788

Ивер 456 205 251

Хиландар 385 105 280

Дионисиат 131 100 30

Кутлумуш 214 60 154

В российском МИДе имелись детальные сведения о численности русских обителей и их насельников на Святой Горе накануне Первой мировой войны34:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Русское монашество на Афоне накануне Первой мировой войны

Монастырь Св.Пантелеимона 1040

Андреевский скит 509

Ильинский скит 345

Келлии (всего) 1354

Каливы (всего) 58

Всего 3306

Эти сведения не учитывали кавиотов (квартирантов) и пустынножителей. Даже с учетом уменьшения численности русского монашества в результате имяславской смуты, они расходятся как со статистикой Серафимова, так и с греческими данными, но общей картины не меняют: монахи российского происхождения составляли около половины обитателей Святой Горы. Как видим, значительная часть русского монашества жила в зависимых поселениях. Известно также, каким монастырям принадлежали эти келлии и каливы35 (см. Таблицу 4).

Как мы указывали выше, всего на Афоне было 206 келлий, то есть почти половина из них принадлежала выходцам из России36. Русское присутствие на Афоне

33 Екрш. Ар. 6226. 9.11.1912, ар. 6227. 10.11.1912, ар. 6228. 11.11.1912, ар. 6230. 13.11.1912, ар. 6232. 15.11.1912. Данные по другим монастырям отсутствуют.

34 Архив Внешней политики Российской империи (далее — АВПРИ). Ф. 151. Оп. 482. Д. 3876. Л. 183-187об.

35 АВПРИ. Ф. 151. Оп. 482. Д. 3876. Л. 183-187об.

36 Подробнее о русских келлиотах см.: Троицкий П. Указ. соч.

ощущалось также в монументальном строительстве в русском стиле и ликах русских святых в церквях, значительном числе паломников. И.К. Смолич даже говорил о «двух православных мирах» на Афоне в ту эпоху — греческом и русском37. И если для греческих монахов вхождение Афона в состав Греции еще могло восприниматься как освобождение, то для русских это было вовсе не очевидно.

Таблица 4. Русские зависимые обители на Афоне накануне Первой мировой войны

монастырь число келлий число калив

Великая Лавра 15

Ватопед 3

Ивер 7

Хиландар 8 3

Дионисиат 1

Кутлумуш 4 5

Пантократор 14 20

Каракал 1

Филофей 6

Симонопетра 2

Св. Павла 12

Ставроникита 13 21

Ксенофонт 2

Григориат 1

Эсфигмен 1

всего на Афоне 90 49

Несмотря на отсутствие соответствующих международных решений Греция уже с конца 1912 года фактически считала Афон частью своей территории и держала на нем свою администрацию, сначала военную, затем гражданскую. Греческие монахи были недовольны большим числом русских и вообще негреков на Афоне. Особое их беспокойство вызвало полученное от Б. С. Серафимова известие о том, что «в Лондоне уже приняты решения в пользу установления кондоминиума»38, то есть протектората всех православных государств над Святой Горой. В этой ситуации святогорские греки поспешили обратиться к греческому королю и международному

37 Smolitsch I. Le Mont Athos et la Russie // Le millénaire du Mont Athos 963-1963. Études et Mélanges. Chevetogne, 1963-64. Vol. I. P. 301.

38 lepà Ewa^iç npoç Патршр%^ Герцауо. Api0. Пршт. 293 // Tà 'Iepàv xoù Ayiou "Opouç A0œ ка! та стотаф^ ènicn^a еуурафа. ©eccalovÎKn, 1913. E. 18-19.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 196

сообществу в лице собравшейся в Лондоне на переговоры об османском наследстве международной конференции с просьбой о включении Афона в состав Греции. Греческая газета «Эмброс» в октябре 1913 года писала о событиях на Афоне: «Карея, 6 октября. Состоявшееся в этот день собрание монахов Святой Горы было многочисленным. Оно проходило в храме Предтечи. На нем было принято решение обратиться к королю Константину и Лондонской конференции с просьбой о присоединении к Греции. Это решение было одобрено представителями всех монастырей, кроме русского, представителя которого не пустил на собрание секретарь посольства России в Константинополе Борис Серафимов. Трогательная минута подписания этого решения, когда монахи пели псалом пророка Исайи «С нами Бог! Могущии, покаряйтеся!»39, никого не могла оставить равнодушным. Монахи готовы принять мученическую смерть»40.

Корреспондент газеты верно передал атмосферу, царившую среди греческих монахов Афона. Под руководством митрополита Китийского Мелетия (Метаксакиса), в своей «чрезвычайно красноречивой, изящной, полезной и трогательной до слез» речи обещавшего монахам нетленный мученический венец41, представители греческих монастырей и убежденные ими представители Зографа и Хиландара подписали постановление, в котором требовали принять Афон в состав Греции и умоляли короля Греции Константина I, которого они считали наследником византийских императоров и потому называли Константином XII, не допустить интернационализации Афона и перехода его под покровительство всех православных государств. Такой поворот они считали установлением нового ига взамен того, от которого только что их избавили победоносные войска «великого короля греков». Если их требования не будут исполнены, авторы постановления обещали оказывать всяческое сопротивление42.

Однако изложение событий корреспондентом газеты «Эмброс» содержит ошибки. Великое афонское собрание приняло указанное выше постановление не 6 октября, а 3 числа. 6 октября Эпистасия43 составила сопроводительные письма, адресованные тем инстанциям, которым предполагалось вручить постановление: королю Константину, премьер-министру Венизелосу, Константинопольскому патриарху Герману V, министрам иностранных дел России, Сербии, Румынии и

39 Ис. 8:8-10; Великое повечерие Рождества Христова.

40 'Едлро;. Ар. 6125. 07.11.1913.

41 Еw£5рía Д' '1ера; Еша^ею; // То '1ерот той Ауюи "Орои; 'А0ю ка та стшоф| етапда ёуурафа. Е. 16.

42 leр6v // То leр6v той Ауюи "Орои; А0ю ка! та стотаф^ елюпда ёуурафа. Е. 5-8.

43 Эпистасия — исполнительный орган Кинота.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 197

Черногории, а также участникам Лондонской конференции. Обоснование в газете позиции русского монастыря, присоединению которого к грекам якобы препятствовал Серафимов, совершенно не соответствует официальным документам Великого афонского собрания. В них подчеркивается, что представители русского монастыря (иеромонах Пимен, затем иеромонах Агафодор) присутствовали на всех его заседаниях и поставили свою подпись под их протоколами, но отказались подписывать постановление о присоединении Афона к Греции, ссылаясь на необходимость консультаций со своим монастырем44.

В середине октября 1913 года афонская депутация в составе представителей четырех греческих монастырей и Хиландара побывала в Афинах, где вручила постановление Великого собрания и сопроводительные письма королю Константину, премьер-министру Венизелосу, встретилась с Афинским архиепископом и другими официальными и неофициальными лицами. Афонские депутаты представлялись выразителями воли и интересов всей Святой Горы, вернее ее 19/20, поскольку 19 из 20 монастырей подписали постановление45. Однако, как мы уже видели, эта лукавая статистика не отражала реальной этнической ситуации на Афоне. Святогорцам везде был оказан теплый прием и даны обнадеживающие обещания46.

Оценка вхождения Афона в состав Греции как освобождения от иноземной и иноверной тирании, заложенная греками-святогорцами еще в годы Балканских войн, прочно утвердилась в греческой историографии: в 2012 году в Греции торжественно отметили столетний юбилей этих событий, в том числе изданием сборника «Святая Гора в годы освобождения»47. Само понятие «освобождение» предполагает создание более благоприятных условий для развития освобожденной области и ее населения. Но так ли благоприятно сказался на афонском монашестве переход из-под власти султана под власть греческого короля, а затем республики?

После включения Афона в состав Греции число его обитателей стало уменьшаться. По данным на 1920 год, оно было равно 5140 чел., к 1928 году

44 Такое объяснение озвучила и афонская депутация на приеме у короля Константина в Афинах: Euve5pía ОЕТ' // То lepóv той Ауюи "Орож; А0ю ка! та стотаф^ éníaq^a еуурафа. Е. 26.

45 '1ера Еша^с; про; 'EX. Веу^еХо. Api0. Прют. 294 // То lepóv той Ауюи "Орож; А0ю ка! та стотаф^ Мапда еуурафа. Е. 20-21.

46 Еuve5pía ОЕТ' // То '^óv той Ауюи "Орои; А0ю ка! та стотаф^ Мспда еуурафа. Е. 25-29.

47 То Aywv "Оро; cтá хр0\аа т^; АпеХеи0ерюсп;. @eccalоvíкn, 2012.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 198

уменьшилось до 4858 чел. Согласно переписи населения 1940 года, оно составило 4746 чел., из которых постоянно на Святой Горе проживали 3667 чел.48

Вхождение Афона в состав Греции привело к резкому сокращению численности монашествующих. Этого следовало ожидать в связи с вовлеченностью всех православных государств в Первую мировую войну. Однако в 1920-е годы тенденция к убыли числа насельников Афона сохранялась. Наибольшие потери понес русский Пантелеймонов монастырь: число его насельников к 1920 году сократилась с 1928 до 664 чел., к 1928 году — до 561 чел. Заметно сократилось число монахов в тех господствующих монастырях, от которых были зависимы русские скиты и другие обители, а также в славянских Зографе и Хиландаре. В связи с этим тезис о том, что в 1912 году Афон был освобожден, может быть поставлен под сомнение.

Констамонит Св.Пантелеймона Эсфигмен Григориа1 Ксенофонт Ставроникита Св.Павла Симонопетра Филофсй Каракал Дохиар Зо[раф Ксиропотам Пантократор Кутлумуш Дионисиат Хиландар И вор Ватопед Великая Лавра

0 500 1000 1500 2000 2500 Число насельников

Рисунок 3. Численность населения афонских монастырей в 1912-1928 годах49

48 ПХп0иод6; т^; 'ЕИа5о; ката т^ алоураф^ т^; 16 'Октафрюи 1940. А0ф'са, 1946. Е. 12. Из-за начавшейся через несколько дней войны с Италией собранные в ходе переписи данные не были полностью обработаны. Поэтому по Афону имеется только общая численность населения без расшифровки по монастырям.

49 Исчислено на основе: Шп0иод6; т^; 'ЕИа5о; ката т^ алоураф^ т^; 19 ДекедРрюи 1920. А0^а1, 1921; ПХп0иод6; т^; 'ЕИа5о; ката тф' алоурафф' т^; 15-16 МОши 1928. IV. Топо; у£\^оею; — ©р^окаа ко уХйооа — 'Ул^коотп;. А0^а1, 1935.

Анализ данных различного происхождения о численности насельников Святой Горы, их этническом составе, распределении монахов по монастырям и зависимым поселениям, численности и состоянии русского афонского монашества в период Балканских войн позволяет составить более точное представление о ситуации на Афоне в этот переломный период. Отношение монахов разных национальностей к перспективе включения Святой Горы в состав Греции было различным: греческие монахи не стеснялись в средствах, чтобы этого добиться, а русские опасались такого развития событий. Как оказалось впоследствии, эти опасения были вполне обоснованными.

Список литературы:

1. Архив Внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 151. Политический архив.

2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 438. Румыния.

3. Афон // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 103-181.

4. Герд Л.А. Русский Афон 1878-1914 гг. Очерки церковно-политической истории. М.: Индрик, 2010.

5. Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб.: Алетейя, 2007.

6. Петрунина О.Е. Афонский вопрос в 1912-1917 гг. по материалам русских дипломатических источников // Вестник архивиста. 2002. № 1. С. 64-82.

7. Петрунина О.Е. Греческая нация и государство в XVIII-XX вв. Очерки политического развития. М.: КДУ, 2010.

8. Петрунина О.Е. Интеграция Афона в состав греческого государства в первой четверти ХХ в. // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2014. № 2. С. 107-125.

9. Троицкий П. История русских обителей Афона в XIX-XX веках. М.: Индрик, 2009.

10. Шкаровский М.В. Русские обители Афона и Элладская Церковь в ХХ веке. М.: Индрик, 2010.

11. Doens I. Bibliographie de Sainte Montagne de l'Athos // Le millénaire du Mont Athos 963-1963. Études et Mélanges. Chevetogne, 1963-64. Vol. II. P. 337-495.

12. 'E^npôç. Ap. 6125. 07.11.1913.

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 200

13. OeÔKnoroçA. Ta ayiopsixiKa p,sxôxia axa xpôvia x^ç ÂrcsXsuQsproanç xoù Opouç // To Ayiov "Opoç axa xpôvia x^ç ÂrcsXsuQsproanç. ©saaaXovÎKn, 2012. E. 179-206.

14. KovÇaysœpyqç 0. Ta povaax^pia roç oQro^aviKsç xotciksç sMx // Movaax^pia. oiKovopia Kai noXixiK^. Ano xouç p,saairoviKoûç axouç vsroxspouç xpôvouç. HpaK^sio, 2011. E. 163-190.

15. AifiavôçN. 'H àrcsXsuQsproan xoù Ayiou Opouç: 2 NospPpiou 1912 // To Ayiov Opoç axa xpôvia x^ç ÂrcsXsuQsproanç. ©saaaXovkn, 2012. E. 117-127.

16. Aifiavôç N. ÂQroviKsç spsuvsç Kai àQrovixsç Xôyioi axô P ^iaô xoù 19ou Kai xiç àpxsç xoù 20où airàva // To Ayiov Opoç axa xpôvia x^ç ÂrcsXsuQsproanç. ©saaaXovÎKn, 2012. E. 207-219.

17. MsraÇàKqçM. Tô Ayiov Opoç Kai ^ proaiK^ noXixiK^ év ÂvaxoXfl. ÂQ-rçvai, 1913.

18. MovQxKnqA. Tô Ayiov Opoç Kaxa x^v rcspioôo xoù MsaonoXé^ou. ÂQ-rçva-Ko^ox^v^, 2008.

19. nanaôqjuqrpiov-AovKaçN. ÂyiopsixiKoi Qsap,oi 843-1912/13. ÂQ^va, 2002.

20. nanaxpvoâvOov A. H AioÎKnan xoù Ayiou Opouç (1600-1927). ÂQ^va, 1999.

21. n^nQua^oç x^ç 'EXXaôoç Kaxa x^v ànoypa^^v x^ç 15-16 Matou 1928. IV. Tônoç ysvv^asroç — ©pnaKsia Kai yXràaaa — 'YrcnKoôxnç. ÂQ-rçvai, 1935.

22. nXnQuapoç x^ç 'EXXaôoç Kaxa x^v ànoypa^^v x^ç 16 'OKxroPpiou 1940. ÂQ-rçvai, 1946.

23. nXnQuapoç x^ç 'EXXaôoç Kaxa x^v ànoypa^^v x^ç 19 AsKspPpiou 1920. ÂQ^vai, 1921.

24. Povoooç-MqÀiôrnvqçM. To Âyiov Opoç Kai n Aûan, 963-1963: Âyvroaxsç nxuxéç xnç aQroviK^ç iaxopiaç. AQ^va, 2013.

25. EKpin. Âp. 6226 9.11.1912, àp. 6227 10.11.1912, àp. 6228 11.11.1912, àp. 6230 13.11.1912, àp. 6232 15.11.1912.

26. Smolitsch I. Le Mont Athos et la Russie // Le millénaire du Mont Athos 963-1963. Études et Mélanges. Chevetogne, 1963-64. Vol. I. P. 279-318.

27. ExaxiaxiK^ énsxnpiç x^ç 'EXXàôoç. 1939. ÂQ^vai, 1940.

28. To Ispov ^^iapa xoù Ayiou Opouç AQro Kai xà auva^ énian^a syypa^a. ©saaaXovÎKn, 1913.

29. Xpvooxoïôqç K. Tô Âyiov 'Ôpoç axa xpôvia xnç ArcsXsuQsproanç (ôoKÎp,io yia x^v Épsuva xnç nspiôôou) // To 'Âyiov Opoç axa xpôvia xnç ArcsXsuQsproanç. ©saaaXovÎKn, 2012. E. 25-32.

Petrunina O.

The Holy Mountain of Athos during the Balkan Wars

Petrunina, Olga — Ph.D., Associate Professor, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: petrunina@narod.ru

Annotation

The paper is devoted to social and political situation on the Holy Mountain of Athos during transitional period of its history. The research is based on Russian and Greek sources and precises the actualities of Greek military occupation of Athos in 1912, analyses resident population of the Holy Mountain, its ethnical composition and other parameters of monastic community during the Balkan wars, examines the attitude of different ethnic groups towards the perspective of including Athos into Greece.

Keywords

Greece, Athos, Balkan wars, interethnic relations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Arhiv Vneshnej politiki Rossijskoj imperii (AVPRI). F. 151. Politicheskij arhiv.

2. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv (RGVIA). F. 438. Rumynija.

3. Afon. Pravoslavnaja jenciklopedija. Moscow: Cerkovno-nauchnyj centr «Pravoslavnaja jenciklopedija», 2002, 4, pp. 103-181.

4. Gerd L.A. Russkij Afon 1878-1914 gg. Ocherki cerkovno-politicheskoi istorii. Moscow: Indrik, 2010.

5. Ilarion (Alfeev), ep. Svjashhennaja tajna Cerkvi: Vvedenie v istoriju i problematiku imjaslavskih sporov. St. Petersburg: Aletejja, 2007.

6. Petrunina O.E. Afonskij vopros v 1912-1917 gg. po materialam russkih diplomaticheskih istochnikov.

Vestnik arhivista, 2002, 1, pp. 64-82.

7. Petrunina O.E. Grecheskaja nacija i gosudarstvo v XVIII-XX vv. Ocherki politicheskogo razvitija. Moscow: KDU, 2010.

8. Petrunina O.E. Integracija Afona v sostav grecheskogo gosudarstva v pervoj chetverti XX v. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshhestvo), 2014, 2, pp. 107-125.

9. Troickij P. Istorija russkih obitelel Afona vXIX-XXvekah. Moscow: Indrik, 2009.

10. Shkarovskij M.V. Russkie obiteli Afona i Jelladskaja Cerkov' vXXveke. Moscow: Indrik, 2010.

11. Doens I. Bibliographie de Sainte Montagne de l'Athos. Le millénaire du Mont Athos 963-1963. Études et Mélanges. Chevetogne, 1963-64. Vol. II, pp. 337-495.

12. Empros. Ar. 6125. 07.11.1913.

13. Theoktistos Docheiarites. Ta hagioreitika metochia sta chronia tes Apeleutherôsës tou Orous. To Hagion Oros sta chronia tes Apeleutherôsës. Thessalonikë, 2012. S. 179-206.

14. Kotzageôrgës PH. Ta monasteria os othomanikes topikes elit. Monastëria. oikonomia kai politikë. Apo tous mesaiônikous stous neôterous chronous. Ërakleio, 2011. S. 163-190.

15. Libanos N. HË apeleutherose tou Hagiou Orous: 2 Noembriou 1912. To Hagion Oros sta chronia tës Apeleutherôsës. Thessalonikë, 2012. S. 117-127.

16. Libanos N. Athonikes ereunes kai athonites logioi sto b miso tou 19ou kai tis arches tou 20ou aiona. To

Hagion Oros sta chronia tës Apeleutherôsës. Thessalonikë, 2012. S. 207-219.

17. Metaxakes M. To Hagion Oros kai hë rhôsikëpolitikë en Anatolë. Athenai, 1913.

18. Mouzakes D. To Hagion Oros kata ten periodo tou Mesopolemou. Athena-Komotene, 2008.

19. Papademetriou-Doukas N. Hagioreitikoi thesmoi 843-1912/13. Athena, 2002.

20. Papachrysanthou D. HEDioikese tou Hagiou Orous (1600-1927). Athena, 1999.

21. Plethysmos tes Hellados kata ten apographen tes 15-16 Maiou 1928. IV. Topos genneseös — Threskeia kai glossa — Hypekootes. Athenai, 1935.

22. Plethysmos tes Hellados kata ten apographen tes 16 Oktöbriou 1940. Athenai, 1946.

23. Plethysmos tes Hellados kata ten apographen tes 19 Dekembriou 1920. Athenai, 1921.

24. Roussos-Melidones M. To Agion Oros kai e Dyse, 963-1963: Agnöstes ptyches tes athönikes istorias. Athena, 2013.

25. Skrip. Ar. 6226 9.11.1912, ar. 6227 10.11.1912, ar. 6228 11.11.1912, ar. 6230 13.11.1912, ar. 6232 15.11.1912.

26. Statistike epeteris tes Hellados. 1939. Athenai, 1940.

27. To Hieron Psephisma tou Hagiou Orous Athö kai ta synaphe episema engrapha. Thessalonike, 1913.

28. Chrysochoides K. To Hagion Oros sta chronia tes Apeleutheroses (dokimio gia ten ereuna tes periodou). To Hagion Oros sta chronia tes Apeleutherôsës. Thessalonike, 2012. S. 25-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.