п
es
АфИшА
100
ЖИВАЯ Россия
Стихийные бедствия минувшего года заставили многих оценить простые вещи, которые мы не замечаем
photoxpress
_û Œ Cü CÛ
CK
9 января
Санкт-Петербург. Мариинский театр. Концертный зал
Знаменитые органные произведения и испанская
рождественская музыка
Исполнитель - Даниэль Оярсабаль (Испания). Главный органист Немецкой церкви в Мадриде, органист Национального оркестра Испании Даниэль Оярсабаль в 1998 году завоевал Первую премию за импровизацию на Международном музыкальном конкурсе в Риме. А в 2002 году стал единственным представителем Испании, награжденным во всех номинациях на престижном XIX Органном международном конкурсе в Неймегене (Голландия) и получившим Третью премию.
Даниэль - постоянный участник международных фестивалей Европы и Японии. Среди его последних проектов -«Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха, представленные музыкантом во многих городах Испании, в Реджо-Эмилия и Бари (Италия), а также в Вене (Австрия). В январе в Мариинском театре в исполнении Даниэля прозвучат: Финал из Сонаты №1 ре минор Александра Гильмана; Puer Natus Est, Вильянсико Хесуса Гуриди; «Рождественское впечатление» («Поклонение Младенцу Иисусу») Хуана Баутиста Ламберта; «Концертное болеро» Луи Джеймса Альфреда Лефебюр-Вели; «Рождественская песнь в старинном стиле» Хуана Сунье Синтеса; Вильянсико Мартина Горостиди Алтуна; «Ноэль на тему рождественских колоколов» Гонсало Ареналя; Токката Эжена Жигу; Пастораль Иоганна Баха; хоральные прелюдии Puer Natus in Bethlehem, «Хвала Тебе, Иисус Христос!», «Такой радостный день», «С небес высоких Я прихожу»; Токката из Симфонии №5 Шарля-Мари Видора; «Баскская
рождественская песнь» Эдуардо де Горосарри; Токката из Готической сюиты Леона Боэльмана; Pro Tempore Nativitatis Domini, Пастораль падре Хосе Антонио Доностия; Литании Жана Алена.
16, 18, 20, 22, 25, 28 января
Милан. «Ла Скала» (La Scala)
Премьера
на сцене театра оперы в одном действии «Сельская честь»
Музыка Пьетро Масканьи на либретто (по-итальянски) Гвидо Менаши и Джованни Тарджони-Тоццетти, по пьесе Джованни Верги. Первое исполнение: Рим, театр «Костанци», 1890 год. Это небольшое произведение было удостоено премии на конкурсе одноактных опер, проведенном миланским издателем Эдвардом Сонзоньо. Опера в одну ночь прославила неизвестного композитора, которому было тогда 27 лет.
Никакая другая опера Масканьи (а всего их 15) не имела такого же успеха, как «Сельская честь». Время и место действия оперы - конец XIX века, деревня на Сицилии. Недавно вернувшийся с воинской службы молодой солдат Туридду встречается со своей возлюбленной Лолой, которая, не дождавшись его из армии, вышла замуж за возчика Альфио. Туридду любит крестьянская девушка Сантуцца. Она-то из ревности и отчаяния, что молодой человек оставил ее ради замужней соперницы, проклинает его и раскрывает тайну неверности Лолы ее супругу Альфио.
Между соперниками должен состояться поединок. Солдат, раскаиваясь в пренебрежении к Сантуцце, клянется жениться на ней, если... Но слишком поздно. Альфио побеждает на дуэли.
Музыка оперы насыщена гибкой, страстной кантиленой, близкой к народным песням. Ее эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности, драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы. Дирижер - Даниель Хардинг. В ролях: Лучьяна Динтино/Марианна Корнети, Джузепина Пиунти, Сальваторе Личитра.
16, 19, 27 января
Париж. Гранд Опера (Grand Opera, Opera Bastille)
Премьера
на сцене театра оперы в трех действиях «Мадам Баттерфляй»
Музыка Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики, основанное на одноименной драме Давида Беласко, которая, в свою очередь, является обработкой новеллы Джона Лютера Лонга. Интересно, что премьера оперы в «Ла Скала» 17 февраля 1904 года провалилась с треском. Несмотря на великолепную музыку зал встретил постановку свистом, а газетные обозреватели в целом были немногим более вежливы. Пуччини, обескураженный и подавленный, отменил второе запланированное исполнение оперы в театре и переработал партитуру, в том числе разделив длинное второе действие на две части. Теперь в опере стало три действия. Три с половиной месяца спустя «Мадам Баттерфляй» была поставлена в Брешии под управлением Артуро Тосканини и имела огромный успех! В первом действии публика аплодировала декорациям и потребовала повторения на бис небольшой арии Пинкертона, а также полностью всего дуэта с Чио-Чио-сан.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (105) 2011
\АФИША \
106 107
проза Жизни
Кто счастлив на Руси?
производственный перерыв
108
благотворительность
Художник-кукольник Галина Масленникова создала первый частный Музей шелкоткачества
110
прямая линия
Юристы отвечают на вопросы читателей
проза Жизни
Бывшему доценту Масачухину однажды крупно повезло
112
поздравляем именинников
С тех пор «Мадам Баттерфляй» пользуется неизменным успехом у публики. Сегодня это одна из самых известных и посещаемых опер. Трагическая история любви и смерти юной гейши Чио-Чио-сан (мадам Баттерфляй) происходит около 1900 года в Нагасаки. Влюбленная девушка выходит замуж за американского морского офицера Пинкертона. Жених знает, что брачный договор временный, и он в любой момент может отказаться от местной невесты, а потом и жены. Ничего не подозревающая девушка полна надежд на счастливое будущее и даже готова принять веру супруга -христианство, чем накликает на себя проклятие родных. Вскоре после свадьбы молодой муж отправляется на родину. В его отсутствие Чио-Чио-сан (мадам Баттерфляй, как ошибочно называет ее американский консул) родила сына, в имени которого по восточной традиции отразилось душевное состояние матери. Малыша зовут Страдание, но когда его отец вернется, ребенок получит новое имя - Счастье. Однако возвращение Пинкертона через три года с новой, «настоящей» женой -американкой - приносит горе и гибель. Гордая Чио-Чио-сан заканчивает жизнь самоубийством.
Сознательно экзотическая история наивной японки - рассказ о коварстве и жестокости цивилизованных народов, которые подчас несут варварство, замаскированное под культуру. Варваром оказывается западный человек, а подлинную цивилизацию воплощает хрупкая женщина, внешне кажущаяся, напротив, олицетворением примитивной культуры, полной суеверий. Она чувствует необходимость отступить от этой культуры, но убежища ищет в ненадежных объятиях человека из так называемого мира прогресса и реализма. Дирижер - Маурицио Бенини. В главных ролях: Микаэла Карози и Джеймс Валенти.
19, 22, 25, 29 января
Вена. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper)
Премьера на сцене театра оперы в двух действиях «Так поступают все»
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, возможно, вдохновленного одним из реальных событий придворной жизни. Эта опера шла на сценах мира под множеством разных названий. Например, в «Метрополитен-опера» она называлась «Женщины, подобные этой». В Англии -«Услуга за услугу». В Германии у нее была дюжина разных наименований, включая такие невероятные, как «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и даже «Партизаны». В Дании она шла под названием «Побег из монастыря», во Франции проходила как «Китайский чернорабочий» и позже - «Бесплодные усилия любви». Первое исполнение: Вена, «Бургтеатр», 1790 год. Комедия начинается в неаполитанском кафе в конце XVIII века. Два молодых офицера Гульельмо и Феррандо затевают спор со старым философом-циником доном Альфонсо. Он утверждает, что их невесты - юные сестры Фьордилиджи и Дорабелла, будь они подвергнуты испытанию, никогда не сохранят верность женихам. По мнению дона Альфонсо, женская верность - это блеф. Мужчины заключают денежное пари на солидную сумму, на кон поставлена преданность невест их возлюбленным. Девушкам объявляют, что молодые люди срочно отправляются в военный поход. Но на самом деле Гульельмо и Феррандо возвращаются переодетые албанцами, чтобы склонить барышень к измене. Обманом и коварством им это все-таки удается.
Однако, как и следует ожидать в комедии, финал действия благополучен.
Влюбленные должным образом воссоединяются, и все персонажи дружно провозглашают мораль: счастлив тот, кто честен и справедлив, кто во всех случаях свои поступки определяет разумом. Типичная сентенция века Просвещения. Дирижер - Джереми Рорер. В ролях: Миа Персон, Кейтлин Хулкап, Ильдебрандо д'Арканджело, Топи Лехтипуу.
29 января
Москва. Концертный зал им. Чайковского
Абонемент №12
Московский
государственный
академический
симфонический
оркестр (МГАСО)
под управлением
Павла Когана
В программе: Франц Шуберт. Симфония №4 («Трагическая»). Густав Малер. Симфония №9 (к 100-летию со дня смерти композитора). Дирижер - Павел Коган.
МГАСО был основан в 1943 году выдающимся дирижером, народным артистом СССР Львом Штейнбергом. В 1989 году должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра занял маэстро Павел Коган, возглавивший коллектив по приглашению музыкантов. «Визитной карточкой» МГАСО является исполнение «полных собраний сочинений», включающих все симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шумана, Брамса, Брукнера, Дворжака, Сибелиуса, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича.
При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
в
Q) "О
СГ
\АФИША \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (105) 2011
99