Научная статья на тему 'Афганский наркобизнес в контексте политики НАТО (2001-2014)'

Афганский наркобизнес в контексте политики НАТО (2001-2014) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
493
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАКТЫ 11 СЕНТЯБРЯ / АФГАНСКИЙ НАРКОБИЗНЕС / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НАТО В АФГАНИСТАНЕ / SEPTEMBER 11 ATTACKS / AFGHAN DRUG BUSINESS / NATO COMBAT OPERATIONS IN AFGHANISTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Митрофаненкова Ольга Евгеньевна

Статья посвящена проблеме афганского наркобизнеса в контексте военной операции НАТО в Афганистане. На начальном этапе США удалось достигнуть поставленную перед ними цель по ликвидации режима талибов и наркобизнеса. Однако дальнейшие действия и политика, проводимая Соединенными Штатами в Афганистане, не имели успеха. Из-за определенных причин США стали терять влияние на данном направлении. Автор рассматривает такие факторы, как эскалация кризиса в Афганистане, разочарование в политике США и рост объемов наркопроизводства. Анализируются современная ситуация внутри страны и последствия вывода войск НАТО из Афганистана в конце 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afghan Drug Business within the Context of NATO's Policy (2001-2014)

The article is devoted to the problems of drug business in Afghanistan in the context of the NATO combat operations there. At the start of the combat operations USA achieved their goals in elimination of Taliban regime and drug trade. But further U.S. policies and activities in Afghanistan didn't succeed. In a context of certain factors USA started loosing their influence in the region. The author emphasizes such factors as escalation of the Afghan crisis, disillusionment with the US policy and a rise of drugs' production. The article ponders on current situation in Afghanistan and events tied with the withdrawal of NATO forces in 2014.

Текст научной работы на тему «Афганский наркобизнес в контексте политики НАТО (2001-2014)»

О.Е. Митрофаненкова

АФГАНСКИЙ НАРКОБИЗНЕС В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКИ НАТО (2001-2014)

Статья посвящена проблеме афганского наркобизнеса в контексте военной операции НАТО в Афганистане. На начальном этапе США удалось достигнуть поставленную перед ними цель по ликвидации режима талибов и наркобизнеса. Однако дальнейшие действия и политика, проводимая Соединенными Штатами в Афганистане, не имели успеха. Из-за определенных причин США стали терять влияние на данном направлении. Автор рассматривает такие факторы, как эскалация кризиса в Афганистане, разочарование в политике США и рост объемов наркопроизводства. Анализируются современная ситуация внутри страны и последствия вывода войск НАТО из Афганистана в конце 2014 г.

Ключевые слова: теракты 11 сентября, афганский наркобизнес, военная операция НАТО в Афганистане.

Теракты 11 сентября 2001 г. в США перевернули новую страницу в истории Афганистана. Эти события стали легитимной основой для военной интервенции и реализации новых геостратегических задач ведущих держав на этом направлении.

Руководство США в тот же день выдвинуло обвинение в произошедшем в адрес «Аль-Каиды». Такое обвинение во многом было не случайным, так как ранее, в 90-е гг., целый ряд терактов в отношении американцев был осуществлен этой организацией1.

Президент США Дж. Буш объявил, что страна находится в состоянии войны с международным терроризмом. Целями Соединенных Штатов стали искоренение международного терроризма во всех его проявлениях, ликвидация основных его лидеров и лишение террористических группировок финансовой подпитки2.

Терроризм сегодня - глобальное явление, не знающее границ и не имеющее структуры с четкой организацией. Уничтоженная в одном месте, террористическая ячейка появляется снова, но уже

© Митрофаненкова О.Е., 2015

в другом месте. Сетевой принцип организации террористических группировок обеспечивает их неуловимость. Само понятие «терроризм» выглядит очень расплывчатым, и до сих пор не было выработано конкретного его определения. Из этого можно сделать вывод, что враг, которому США объявили войну, довольно абстрактен. Поэтому «война с терроризмом» не может быть до конца успешной - ведь противник не является чем-то конкретным.

Однако уже к концу сентября 2001 г. была полностью сформирована антитеррористическая коалиция во главе с США. Основными ее целями стали ликвидация очага мирового терроризма в лице талибов и террористической организации «Аль-Каида», борьба с наркобизнесом, обеспечение прав человека, достижение мира и безопасности в Афганистане3. В самом начале военной кампании союзники США по НАТО (Канада, Великобритания, Франция, Германия и др.) поддерживали их действия и принимали активное участие в боевых операциях. Кампания имела большую популярность среди населения Штатов, верившего в военную мощь своей страны и скорую победу над терроризмом4.

7 октября американские ВВС приступили к массированным бомбовым ударам по крупнейшим городам Афганистана, авиабазе в Баграме и объектам инфраструктуры талибов. Важнейшую роль в успехе наземных военных действий сыграли подразделения «Северного альянса» (объединение полевых командиров в Афганистане, образованное в 1991 г.; под его контролем находились северные провинции страны). 15 октября США официально объявили о намерении совместно с ООН контролировать создание институтов власти в Афганистане5.

На первых этапах США удалось реализовать поставленные ими цели. В 2001 г. подразделениям Сил специальных операций США и ЦРУ совместно с афганскими войсками и при поддержке ВВС США удалось свергнуть режим талибов менее чем за три месяца, при этом потеряв около дюжины американцев6.

Соединенные Штаты сумели достигнуть своих задач и по ликвидации наркопроизводства внутри Афганистана. Так, согласно докладу Управления ООН по наркотикам и преступности (иМОБС)7 за 2001 г., объем производимого героина в Афганистане упал до 185 т, что составляло 6 % от уровня прошлого года. Но успех в этой области был недолговременным: уже в следующем году отмечалось повышение объема производства героина.

Еще в 90-е гг. мировое сообщество пыталось вести борьбу с афганским наркобизнесом. В тот период уже стало общеизвестно, что Бен Ладен и члены движения «Талибан» получают финансирова-

ние за счет наркоторговли. Россия представила подробный отчет об этом и других аспектах деятельности «Талибана» в Совет Безопасности ООН в марте 2001 г., но США, согласно Jane's Intelligence Review, решили в своих действиях не основываться на этой информации8. Проблема афганской наркоторговли никогда не была серьезной угрозой для Соединенных Штатов, так как основными поставщиками наркотиков на их черные рынки являются страны Латинской Америки.

В США в то время появился своего рода негласный запрет на публикацию подобных материалов об «Аль-Каиде» (такие статьи также появились во Франции, Великобритании и Канаде). Связано это было с тем, что в них речь шла об использовании США «Северного альянса» как поставщика наркотиков с целью борьбы с «Талибаном»9.

Противник «Талибана» «Северный альянс» во главе с Гульбед-дином Хекматияром контролировал только 5 % афганского наркобизнеса, в то время как талибы - 75-80 %. Полевые командиры длительное время использовали доходы от наркоторговли для вооружения своих армий и проведения боевых операций.

Однако еще до начала военной интервенции США в Афганистан ситуация начала меняться. В конце октября 2001 г. Jane's Intelligence Review сообщал о том, что в зоне, подконтрольной талибам, плантации мака почти полностью исчезли, причем поток наркотиков из зон, контролируемых «Северным альянсом», наоборот, существенно увеличился10.

С середины 90-х гг. Афганистан и наркоторговля стали неразделимыми понятиями. Очаг основного производства героина переместился из «Золотого треугольника» (Мьянма, Лаос, Таиланд) в «Золотой полумесяц» (Афганистан, Иран, Пакистан). В конце XX в. самые высокие урожаи опиумного мака давала подконтрольная талибам провинция Гильменд. Именно в этот период объем наркотиков, производимых в Афганистане, стал превышать объем наркотиков, которые производились в Мьянме.

Пришедшие к власти в 1995 г. талибы сделали торговлю опиумным маком и его производными ключевым сектором региональной экономики. Деньги, получаемые от его продажи, шли на содержание армий и ведение войны. Тысячи мирных крестьян были втянуты в процесс производства и торговли как самим опиумным маком, так и его конечными продуктами. Соответственно, объемы посевов опиумного мака и наркотрафика существенно росли. «Талибан» не просто расширил ареал, доступный для выращивания опиумного мака. Завоевания талибов на территории Афганистана укрепили

торговлю и расширили дорожную сеть. Одни караваны шли на юг через пустыни Белуджистана к портам Макранского побережья в Пакистане, другие - на запад в Иран, огибая Тегеран и достигая Восточной Турции. Третьи двигались на северо-запад, в Герат и Туркменистан. В 1997 г. наркоторговцы стали возить опиум самолетами из Кандагара и Джелалабада в порты Персидского залива -Шарджу и Абу-Даби.

Однако по нескольким причинам в этот период правительство «Талибана» начинает предпринимать попытки по сокращению объемов наркопроизводства. К этим причинам относятся: 1) внимание к афганскому наркопроизводству со стороны мирового сообщества и перспектива лишиться гуманитарной помощи; 2) перенасыщение черного рынка героина и падение его стоимости, попытка создать искусственный дефицит и простимулировать рост цен на опий и его производные.

Существенную часть бюджета Афганистана составляла гуманитарная помощь от мирового сообщества. Сомнительная экономическая деятельность, поощряемая правительством талибов, не могла не вызывать его недовольства. Западные правительства были обеспокоены развитием событий в стране и угрозой дальнейшей дестабилизации ситуации не только внутри Афганистана, но и в приграничных государствах. В результате, чтобы не потерять гуманитарную помощь, талибам пришлось предпринять меры по борьбе с наркотрафиком. Лидер движения «Талибан» Мулла Омар в июле 2000 г. издал указ, запрещающий выращивать опиумный мак. Эффект от этого указа стал ощутим уже в следующем году: и иМОБС, и правительства стран Запада подтвердили, что в том году опиумный мак не выращивался, но их беспокоили сохранившиеся запасы готовых к продаже опиумных производных.

Так, по данным ИМОБС, в 1999 г. было произведено 4600 т героина, что являлось максимумом всего производства наркотиков в Афганистане за 90-е гг. В 2000 г. этот показатель снизился до 3276 т, а основные очаги производства сосредоточились на территории, которую контролировал «Северный альянс».

В результате военной операции США остатки талибов и представителей «Аль-Каиды» были вынуждены бежать в граничащие с Афганистаном районы Пакистана, откуда они потом проводили свои операции против интервентов. А наркопроизводство на территории, подконтрольной движению «Талибан», упало фактически до нулевого уровня. Как уже говорилось выше, меньше всего героина в Афганистане было произведено в 2001 г. - всего 185 т, но уже в 2002 г. объем его производства достиг 1900-2007 т. Несмотря

на все попытки, которые предпринимало временное правительство, в последующие годы сохранялась тенденция к росту наркопроизводства, в основном зависевшего от климатических условий и других факторов, влияющих на урожай опиумного мака. При этом в 2000-е гг. был побит рекорд 1999 г. по наркопроизводству, и в некоторые годы (2003, 2007, 2008) он составлял от 7000 до 8000 т.

Руководитель группы по исследованию проблем мира и конфликтов Института мировой экономики и международных отношений РАН Е.А. Степанова объясняет увеличение потока наркотиков из Афганистана после 2001 г. тем, что в стране могли быть значительные запасы опия. Вторая причина связана, согласно ее мнению, с тем, что талибы не контролировали переработку опия в героин11.

Таким образом, поток наркотиков из Афганистана никогда не прекращался12.

Необходимо отметить, что в качестве самостоятельного актора НАТО начинает играть серьезную роль в Афганистане лишь с августа 2003 г., когда альянс принял на себя функции стратегического командования, контроля и координации деятельности Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF) для Афганистана13.

На первом этапе задача НАТО заключалась в обеспечении локальной безопасности в относительно спокойных районах Афганистана и постепенном расширении зоны безопасности на территорию всей страны, на втором - в создании условий для восстановления Афганистана при доминирующей политической роли и военном контроле США14.

В отношении Афганистана НАТО разработала общеполитическую стратегию, которая базировалась на трех принципах: безопасность, управление и развитие. Но время показало, что до конца эта стратегия не может быть реализована, так как первые два компонента имеют гражданский характер и НАТО не располагает опытом и навыками для их выполнения. Только «безопасность» соответствует концепции НАТО15.

Несмотря на быстрый успех США в начале боевых действий, к 2006 г. ситуация кардинально изменилась. Происходила стремительная эскалация кризиса внутри Афганистана, вызванная целым рядом причин: 1) Пакистан стал пристанищем для боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды», переходивших границу и проводивших операции на территории Афганистана; 2) пораженное коррупцией правительство Афганистана теряло способность управлять страной, в результате чего к нему росло недоверие со стороны населения; 3) действия американцев, не соответствующие их же официальным

заявлениям, вызывали недовольство местного населения. Так, в 2005 г. США объявили о приостановке расширения своего военного контингента в связи с необходимостью сосредоточить основные силы на войне в Ираке, где, по мнению американского руководства, находился основной источник мирового терроризма. Однако, несмотря на эти заявления, американские войска продолжали прибывать в Афганистан. Для сравнения: в 2001 г. численность ISAF составляла 5000 солдат, но к 2006 г. увеличилась до 20 00016.

Все эти факторы привели к усилению повстанческих движений внутри Афганистана и потере США своих позиций на этом направлении. Резкое ухудшение ситуации вызвало недовольство и внутри военного контингента ISAF. Так, американцы придумали несколько альтернативных расшифровок аббревиатуры ISAF, например "I saw American Fight" («Я смотрю, как сражаются американцы») или "I Sunbathe at FOBs'" («Я загораю на передовом опорном пункте»)17. Недовольство со стороны солдат США было связано с военными неудачами, эскалацией конфликта и увеличением срока пребывания американских солдат в Афганистане.

Ослабление заинтересованности США в Афганистане повлияло и на позицию их союзников по НАТО, которые не хотели в одиночку контролировать ситуацию в стране. Однако США не стремились полностью терять свои позиции в Афганистане.

По мнению отечественного исследователя А. П. Барышева, цели США на афганском направлении при Бараке Обаме не претерпели существенных изменений. Они по-прежнему заключаются в создании на территории Афганистана и соседнего с ним Пакистана мощного плацдарма для распространения влияния США в этом стратегически важном регионе, прилегающем к КНР, России, Индии, Ирану, Ближнему Востоку и Центральной Азии18. Но данная оценка ситуации выглядит очень категоричной. Нельзя исключать и того, что США действительно обеспокоены своей безопасностью, выдвигая в качестве своей основной цели борьбу с международным терроризмом.

Положение, связанное с производством наркотиков в Афганистане, по мысли А.П. Барышева, осложняется еще и тем, что в годы администрации Обамы американские силы устранились от проведения масштабных антинаркотических операций в этой стране исходя из того, что лишение афганских крестьян практически единственного источника доходов может привести к нарастанию терроризма в Афганистане19.

Отказавшись в 2009 г. от уничтожения посевов опиумного мака, НАТО заявила, что ее приоритетной задачей является уничтожение нарколабораторий. При этом в 2010 г. уничтожено было всего

2 тыс. гектаров наркопосевов, а количество нарколабораторий увеличилось в 2,5 раза - со 175 в 2008 г. до 425 в 2010 г.20

Стоит отметить, что конфликт в Афганистане с участием США продолжается уже 13 лет. Это вторая по продолжительности военная кампания США конца XX - начала XXI в., которая стоит между Иракской (8 лет) и Вьетнамской (18 лет) войнами. Сложно определить истинную цель американцев в Афганистане. Мнения ученых, как отечественных, так и западных, по этому вопросу существенно отличаются. Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой США специально дестабилизируют ситуацию в Афганистане и Центральной Азии для получения доступа к энергоресурсам. Так, Д. Фридман в работе "The Next Hundred Years" указывает на такой важный аспект политики США, как дестабилизация регионов мира и усиление конфликтности в разных точках земного шара21. Другие ученые видят цель США в том, чтобы устранить все возможные угрозы для их безопасности и статуса «великой державы».

Так или иначе, затянувшаяся военная кампания и отсутствие успеха на афганском направлении привели к тому, что США больше не заинтересованы в военном присутствии в Афганистане, поскольку это отнимает у них много сил и ресурсов.

В связи с этим летом 2011 г. начался процесс постепенного вывода американского контингента из Афганистана. К концу 2014 г. члены НАТО должны завершить передачу ответственности за страну афганским силам безопасности, подготовка которых сейчас ведется усиленными темпами с участием как региональных, так и международных структур. Однако обстановка в Афганистане до сих пор остается напряженной. Это связано и с межэтническими проблемами, и с колоссальными объемами коррупции, наркобизнеса, сросшегося с чиновничьим аппаратом на высшем уровне, потребления наркотиков внутри страны. Все эти процессы происходят на фоне малой эффективности международных и региональных структур, в том числе ООН22.

Вывод войск из Афганистана в 2014 г. не внушает особого оптимизма. После этого внутриафганский кризис может развиться по непредсказуемому сценарию. Если ранее США удавалось сдерживать конфликт на определенном уровне и решать поставленные задачи в области борьбы с международным терроризмом, то после вывода войск может начаться очередной этап борьбы за власть между полевыми командирами, талибами, правительством Афганистана и другими возможными силами, которые будут втянуты в новый конфликт.

Афганистан до сих пор остается на уровне средневекового государства, где основной сегмент экономики представлен сельским хозяйством. Сегодня это государство все больше и больше зависит от экспорта наркотиков. Однако, по некоторым данным, мировой рынок сегодня перенасыщен героином, поэтому не весь героин, произведенный в Афганистане, идет на экспорт. Часть его хранится на складах, и если даже Афганистан откажется от производства этого наркотика, его количества на складах хватит еще на несколько десятков лет23.

На сегодняшний момент видно, что ни международные, ни региональные силы не могут стабилизировать ситуацию внутри Афганистана. Выполняя функцию контроля над большинством административных центров, включая столицу Кабул, они поддерживают лишь относительное равновесие в стране. При этом проблемы, которые планировали решить в 2001 г., остаются до сих пор острыми. Таким образом, можно говорить о том, что политика, которую США проводили в отношении Афганистана, не принесла положительных результатов.

Директор Аналитического центра МГИМО А.А. Казанцев предлагает четыре возможных сценария развития событий после вывода военного контингента США из Афганистана. Согласно первому сценарию, государства (Россия, Китай и страны Центральной Азии) успешно взаимодействуют в борьбе с новыми угрозами безопасности в Центральной Азии, а США и НАТО поддерживают с ними диалог в рамках «доктрины Обамы» по перебазированию. Во втором сценарии к существующему соперничеству между Россией и США в регионе добавится соперничество между США и Китаем. Также отмечается возможность возрастания роли негосударственных акторов, а именно террористических, криминальных и коррупционных сетей, распространения религиозного экстремизма, увеличения объемов наркобизнеса и неконтролируемой миграции. Эти криминализированные негосударственные акторы могут стать куда более значимыми, чем формальные государства.

В третьем сценарии террористическая и экстремистская деятельность, наркобизнес и другие новые угрозы безопасности усилятся. Однако основными игроками останутся государства, которые в своих геополитических интересах могут прибегать к поощрению отдельных коррупционных, криминальных и экстремистских групп. Четвертый сценарий развития событий автор характеризует как катастрофический. Он предусматривает образование серии «несостоявшихся государств». Их территория будет располагаться от северо-запада Пакистана до Центральной Азии. В таком случае будет нарастать тенденция к образованию наркогосударств; тер-

рористические и экстремистские группы установят контроль над существенными территориями; резко вырастут миграционные потоки из Афганистана и Центральной Азии. Роль государств в регионе значительно уменьшится, а роль негосударственных новых игроков станет определяющей24.

Пока сложно сказать, как именно изменится ситуация в Афганистане, однако из этих сценариев видно, что основные государственные акторы сохранят свое влияние в регионе, но, возможно, существенно возрастет роль негосударственных игроков (террористические организации, преступные группировки и т. д.).

Кроме эскалации конфликта внутри страны, существует угроза ухудшения ситуации, связанной с наркотрафиком. Е.А. Степанова отмечает, что в результате вывода сил США и НАТО могут увеличиться объемы наркотрафика из Афганистана. Правда, она полагает, что катастрофического роста объемов транспортировки наркотиков в Россию не будет. Согласно ее оценке, пик увеличения объемов наркотрафика для России пришелся на начало XXI в. Также она полагает, что Россия может снова стать зоной транзита наркотиков25.

В отличие от других государств, осуществляющих присутствие в этом регионе, только США обладают полнотой всех ресурсов для борьбы с наркотической угрозой. Россия без США не сможет справиться ни с наркотрафиком, ни с другими угрозами, идущими из Афганистана. Если бы НАТО активнее взаимодействовала с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) или Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то на данном направлении могли бы быть достигнуты неплохие результаты. Но в настоящий период НАТО проводит единоличную политику, также затруднены пути для нахождения консенсуса между Россией и США. Государства Центральной Азии, с которыми Россия сотрудничает в области противодействия афганскому наркобизнесу, не имеют достаточного количества необходимых для этого ресурсов (финансовых, военных, человеческих).

После вывода войск США основной удар от угроз, идущих из Афганистана, примут на себя его ближайшие соседи - государства Центральной Азии и Россия, а также Пакистан, у которого довольно сильные связи с Афганистаном. Китай, Иран и Индия пострадают в значительно меньшей степени. Эти три государства, в отличие от России, Центральной Азии и Пакистана, имеют более защищенные границы. Иран в прошлом проводил политику по борьбе с афганским наркобизнесом и по укреплению своих границ26.

Афганистан граничит с тремя государствами Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан), которые имеют важное

геостратегическое значение для России. Одной из главных угроз для Центральной Азии и России является афганский наркобизнес. В Россию и Центральную Азию наркотики из Афганистана поступают уже с 90-х гг. Слабые границы в Центральной Азии, политическая нестабильность и порождаемая ею коррупция открывают наркотикам и экстремизму дорогу в Россию. Ведь еще в 90-е гг. российская мафия наладила связь и каналы поставки наркотиков из Афганистана. Помимо этого, для России существенную угрозу представляет исламский экстремизм, идущий из Афганистана. Известно, что талибы поддерживали чеченских экстремистов. В Центральной Азии существует участок концентрации террористических группировок, расположенный в Ферганской долине (особенно области Фергана, Андижан, Наманган, Ош). На территории Центральной Азии эти группировки (Исламское движение Узбекистана, «Братья-мусульмане», Центр исламского развития и др.) пропагандируют сепаратизм и радикальный фундаментализм. Деятельность этих организаций тесно связана с наркотрафиком из Афганистана, а во многих государствах Центральной Азии (Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан) давно уже пролегают отработанные наркомаршруты.

Афганский наркобизнес ослабляет границы государств Центральной Азии и России, делая их прозрачными, является фактором роста коррупции в пограничных войсках. В Центральной Азии он приводит к росту коррупции на уровне чиновничьего аппарата. В этих государствах стремительно растет процент наркозависимого населения, существенно ухудшается демографическая ситуация и криминогенная обстановка в больших городах.

В заключение еще раз отметим, что несмотря на то что в будущем присутствие США в Афганистане существенно уменьшится, полностью американцы не покинут регион. При этом очевидно, что только совместные усилия мирового сообщества, активное взаимодействие всех заинтересованных государств в рамках международных организаций могут стабилизировать ситуацию в этом неспокойном регионе и уменьшить его конфликтный потенциал.

Примечания

1 Кузнецов Д.В. События 11 сентября 2001 г. и проблема международного терроризма в зеркале общественного мнения. М.: УРСС, 2009. С. 12.

2 Белокреницкий В.Я. Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии. М.: ИВ РАН; Крафт+, 2012. С. 135.

3 Коргун В.Г. История Афганистана XX в. М.: Крафт+; ИВ РАН, 2004. С. 462.

4 Flashback: The invasion of Afghanistan // YouTube. URL: http://www.youtube. com/watch?v=EV068w7RpqI (дата обращения: 01.09.2014).

5 Белокреницкий В.Я. Указ. соч. С. 136.

6 Джонс Сет Дж. Война США в Афганистане. На кладбище империй. М.: Эксмо, 2013. С. 18.

7 Доклад международного комитета по контролю за наркотиками 2001. Нью-йорк: ООН, 2002.

8 Скотт П.Д. Наркотики, нефть и война. США в Афганистане, Колумбии и Индокитае. М.: Кучково поле, 2012. С. 49.

9 Там же.

10 Там же. С. 51.

11 Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М.: Весь мир, 2005. С. 73-75.

12 Сикоев Р.Р. Талибы: религиозно-политический портрет. М.: Крафт+; ИВ РАН, 2004. С. 141.

13 Бурлинова Н. Война в Афганистане (2001-2011 гг.): обзор и перспективы [Электронный ресурс] // Портал «Перспективы». URL: http://www.perspektivy.info/

rus/desk/vojna_v_afganistane_2001_2011_gg_obzor_i_perspektivy_2011-07-01.

htm (дата обращения: 12.09.2014).

14 Там же.

15 Там же.

16 About ISAF [Электронный ресурс] // Сайт Международных сил содействия безопасности. URL: http://www.isaf.nato.int/history.html (дата обращения: 12.09.2014).

17 Джонс Сет Дж. Указ. соч. С. 20.

18 Барышев А.П. Современная стратегия США и НАТО (в контексте проблем национальной безопасности России). М.: ОГИ, 2011. С. 59.

19 Там же. С. 62.

20 Там же. С. 67.

21 Friedman G. The Next 100 Years: A Forecast for the 21st Century. N. Y.: Knopf Dou-bleday Publishing Group, 2009. P. 288.

22 Бурлинова Н. Указ. соч.

23 ООН: в 2007 г. Афганистан произвел 93 % всего опиума в мире [Электронный ресурс] // Портал «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://top.rbc.ru/ society/28/08/2007/115120.shtml (дата обращения: 13.09.2014).

24 Казанцев А.А. Сценарии и тенденции эволюции ситуации в центральноазаиат-ском регионе коллективной безопасности ОДКБ после 2014 года // Аналитические доклады МГИМО (У) МИД России. 2013. № 2 (37). С. 5.

25 Степанова Е.А. Россия, США и противодействие наркотрафику из Афганистана. М., 2013. С. 102-103.

26 Марсден П. Талибан: война и религия в Афганистане / Пер. с англ. под общ. ред. Е. Егорова, Е. Клинова. М.: Городец, 2002. С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.