УДК 354.48(47+57:581) «1978/1989» ББК 63.3(2)635-65
М.Ф. Полынов, И.А. Рудь
АФГАНИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СССР. 1978-1991 гг.
Анализируется политика СССР в отношении Афганистана с момента прихода к власти НДПА и до распада самого СССР. Показывается, что после установления просоветского правительства Тараки, Советский Союз проводил политику дружбы и сотрудничества с Афганистаном. Опираясь на многочисленные документы и мемуары, в статье раскрываются причины и мотивы ввода советских войск в эту страну. Показано, что эта мера не оправдала себя. Руководство СССР, поняв, что афганская проблема не имеет перспективы военного решения, изменило свою политику и приняло решение о выводе войск. Отмечается, что СССР в период войны оказывал Афганистану значительную экономическую помощь.
Ключевые слова:
Амин, Ю.В. Андропов, Афганистан, Л.И. Брежнев, ввод войск, вывод войск, СССР, Тараки, М.С. Горбачев, экономическая помощь.
Полынов М.Ф., Рудь И.А. Афганистан во внешней политике СССР. 1978-1991 гг. // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 3. -С. 26-36.
© Полынов Матвей Федорович - доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Рудь Илья Андреевич - магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
О
На 2019 год выпали юбилеи двух важных исторических событий: 30-летие окончания Афганской войны с участием СССР и 40-летие ввода советских войск в Афганистан. Эти даты заставляют вновь возвращаться к этим событиям и переосмысливать их.
Война в Афганистане была самой продолжительной в ХХ веке, в которой Советскому Союзу пришлось принимать непосредственное участие. Она продолжалась более 9 лет и затронула судьбы сотен тысяч советских людей. Эта война одновременно стала героической и трагической страницей нашей истории и оказала серьезное влияние на будущее нашей страны.
Исследованию политики СССР по отношению к Афганистану, афганских событий уделяется серьезное внимание: Т.А. Воробьева [7], Ю.В. Рубцов [37], В.С. Христофоров [39, 40] и др.
Вместе с тем, остро дискуссионными по-прежнему продолжают оставаться такие вопросы, как причины ввода советских войск, была ли альтернатива этому решению, какие цели Советский Союз преследовал своим присутствием в этой стране, и почему после прихода к власти в 1985 года М.С. Горбачева СССР стал пересматривать свою прежнюю политику? Мало исследованной, но исключительно актуальной является такая важная тема, как помощь СССР Афганистану в экономической и социальной сферах.
В данной статье предпринята попытка дать анализ политики Советского Союза с
момента прихода к власти НДПА в апреле 1978 года и до распада самого СССР в 1991 году.
Отношения СССР с Афганистаном динамично развивались с момента установления дипломатических отношений в мае 1919 года. Сотрудничество между ними особенно плодотворным было в 1960-1970-е годы. СССР превратился в главного торгового партнера и инвестора, на него приходилось 40% внешней торговли Афганистана и 54% внешних займов и кредитов. При финансовом, техническом и кадровом содействии СССР в этой стране к 1978 году было построено примерно 70 промышленных и транспортных объектов. [10, с. 9, 67, 73]. К этому времени в СССР было подготовлено около 60 тыс. специалистов, в том числе 3 тыс. военных кадров. Непосредственно в Афганистане находилось более 2 тыс. гражданских и военных советников и специалистов [2, с. 126].
Отношения между двумя государствами развивались на высоком уровне как при короле Захир-шахе, так и после его свержения в 1974 году - при премьер-министре, а затем - президенте Мохаммаде Дауде.
Демонстративное и реальное невмешательство СССР в афганские дела, деидео-логизация отношений обеспечивали, - отмечает историк-востоковед, академик РАН А.М. Васильев, - и доверие к СССР афганского руководства, и широко распространенные симпатии населения к русским, советским (шурави) [5, с. 254].
Радикальные изменения во взаимоотношениях между двумя государствами произошли после Саурской (Апрельской) революции 1978 году. К власти в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) во главе с Нур Мухаммедом Та-раки. «Для Москвы этот переворот стал полной неожиданностью, - отмечает известный дипломат Г.М. Корниенко, - первое известие о нем появилось по линии английского агентства Рейтер, а уже потом постфактум пришло сообщение от посольства СССР в Кабуле» [18, с. 237]. За переворотом не стоял Советский Союз. Это обвинение в адрес СССР не раздавалось из серьезных источников на Западе даже в разгар антисоветской пропагандистской кампании [5, с. 256].
В СССР приход этой партии к власти был встречен положительно, о чем свидетельствует тот факт, что советский посол А.М. Пузанов уже 30 апреля, первым в мире, официально известил Тараки о признании нового афганского правительства. Решающее значение в столь быстром признании сыграло не только то, что в Москве НДПА знали как левую партию, но и заявления Тараки, сделанные во время его встречи с советским послом: «Афганистан следуя марксизму-ленинизму, пойдет по пути строительства социализма». Он предложил СССР тесное экономическое и политическое сотрудничество [6, с. 22].
В оценке Апрельской «революции» в СССР доминировал идеологический подход. К власти пришла левая партия, провозгласившая курс на строительство социалистического общества, следовательно, ее нужно поддерживать. Это соответствовало традиционной политике КПСС, которую она проводила в странах «третьего мира».
«Наши партийные идеологи и международники в лице, прежде всего М.А. Суслова и Б.Н. Пономарева, сразу стали рассматривать Афганистан как еще одну социалистическую - в ближайшей перспективе - страну» [18, с. 238].
Другой причиной, заставлявшей СССР уделять этой стране огромное внимание, была борьба двух сверхдержав - СССР и США - за расширение своего влияния в мире. Просоветский режим, провозглашенный в этой стране, позволял Советскому Союзу укрепить свое геополитическое положение в этом регионе мира. «С точки зрения Кремля "революция" в Афганистане из-за близости этой страны к советским границам в Средней Азии, - пишет исто-
рик В.М. Зубок, - имела для СССР совсем другое значение, чем события в Африке. По мере того как росла нестабильность у южных рубежей, в Москве все сильнее крепло убеждение превратить Афганистан в надежного сателлита» [15, с. 374].
Вышеназванные стратегические цели, причины и факторы предопределили содержание, формы и масштабы сотрудничества с новым кабульским режимом.
О важности «афганского направления» во внешней политике Советского Союза говорит и факт создания особой Комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану во главе с А.А. Громыко в марте 1979 г. В нее вошли Ю.В. Андропов, М.А. Суслов, Д.Ф. Устинов, Б.Н. Пономарев, заместитель председателя Совета Министров СССР И.В. Архипов. О роли и значении Комиссии свидетельствует то, что именно она фактически готовила важнейшие решения по Афганистану, которые затем принимались на Политбюро [39, с.50].
Главная задача СССР в отношении Афганистана теперь заключалась в том, чтобы помочь удержаться у власти идеологически близкой партии, находящейся у власти. Первая советская помощь новой афганской власти оказывалась в виде советников, которые стали прибывать в Кабул в 1978 году [19, 18 ноября; 13, с. 310] хотя, как выше было подчеркнуто, здесь еще до «революции» 1978 года советники уже имелись. Теперь их количество постоянно возрастало. На заседании Политбюро 11 июня 1986 года Горбачев назвал их число - 9000 человек [4, с. 64]. В Кабул из СССР командировались специалисты и советники, помогавшие создавать армию, спецслужбы, милицию, реализовывать экономические и социальные реформы. Находились также и партийные работники.
Афганистан и СССР планировали строить свои отношения на длительную перспективу. Этим целям служил Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанный 5 декабря 1978 года в Москве Л.И. Брежневым и Н.М. Тараки сроком на 20 лет.
Он значительно активизировал отношения между ними практически во всех сферах, особенно торгово-экономической. Во время визита заместителя председателя Совета Министров СССР И.В. Архипова в Кабул 1 марта 1979 года было подписано Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и ДРА, по которому в 1979-1984 гг. при содействии советской стороны предусматривалось строительство горно-обогатительного
о
комбината «Айнак», строительство завода по переработке нефти в объеме 500 тыс. тонн в год, реконструкция Кабульского аэропорта и 6 аэропортов местного значения в северо-восточных районах Афганистана и т.д. [36, д. 2703, л. 13-19].
Целям сближения двух государств должна была служить организованная советская выставка в Кабуле в апреле-мае 1979 года. На ней были представлены разные экспозиции, в частности: автомобильного транспорта; сельскохозяйственного и промышленного оборудования; советской медицины; бытовых приборов, детских игрушек и т.д. Помимо этого Таджикская ССР организовала собственный павильон, рассказывающий о жизни советских мусульман. В целом выставку посетило более 100 000 человек [12, с. 98].
Нужно, однако, заметить, что НДПА с самого прихода к власти стала проводить радикально-экстремистские реформы, мало учитывавшие национально-исторические традиции, уровень религиозности и безграмотности населения и социальную структуру афганского общества.
Именно поэтому проводимые реформы быстро породили огромное количество недовольных, особенно среди духовенства, по отношению к которому новой власти не удалось выработать правильную политику. Оно стало главной оппозиционной мобилизующей силой режиму НДПА в стране. Многие афганцы эмигрировали в Пакистан. Если в 1973 году здесь афганских эмигрантов насчитывалось только несколько сотен человек, то в конце 1979 году - уже более 400 тысяч [26, с. 107]. Из них стали формировать непримиримых вооруженных противников афганского режима.
В СССР огромное беспокойство вызывало положение в самой НДПА, которая раздиралась непримиримой борьбой двух фракций - «Хальк» (Народ) и «Парчам» (Знамя). Уже в июле-августе 1978 года началось изгнание с руководящих постов парчамистов, в отношении них проводились жестокие репрессии. Для урегулирования ситуации в НДПА в сентябре этого года в Кабул был отправлен кандидат в члены Политбюро, секретарь ЦК КПСС, член «афганской комиссии» Б.Н. Пономарев, но ситуацию изменить не удалось. И Москве ничего не оставалось делать, как признать победу халькистов [6, с. 23-24].
Драматические процессы в НДПА серьезно беспокоили руководство СССР. Члены «афганской комиссии» Громыко, Андропов, Устинов, Пономарев вынуждены были на-
править 1 апреля 1979 года в Политбюро записку «О нашей дальнейшей линии в связи с положением в Афганистане», в которой отмечалось: «НДПА остается не только малочисленной, но и серьезно ослабленной в результате внутрипартийной борьбы между группировками "Хальк" и "Парчам". Наиболее видные руководители группировки "Парчам" были либо уничтожены, либо отстранены от партийной работы...» [33, оп.14, д. 27, л. 4].
Несмотря на то, что режим Тараки-Амина уже тогда во многом держался благодаря советской военной и экономической помощи, - поставить его под свой контроль все равно не удалось.
В упомянутой Записке подчеркивалось: «Советское руководство неоднократно давало руководителям ДРА... рекомендации и советы, обращало внимание на их ошибки и перегибы. Однако афганские руководители, проявляя политическую гибкость и отсутствие опыта, далеко не всегда и не во всем учитывали эти советы» [33, д. 27, л. 6].
Вместе с тем, некоторую ответственность за сложившуюся ситуацию несут и советские советники, которые оказывали определенное влияние на содержание проводимых реформ. Посол СССР в ДРА в 1988 году Н.Г. Егорычев в этой связи пишет: «... они несли в Афганистан наш советский опыт, который сегодня и у нас подвергается серьезной критике... Мы должны взять на себя известную долю вины за упущения, недостатки и ошибки, допущенные в Афганистане после Апрельской революции» [13, с. 311-312].
Большинство советников из СССР до этого никогда не бывали в этой стране, впервые сталкивались с совершенно новой цивилизацией и культурой, традициями и устоями. Проявилось стремление подталкивать афганцев к тому, чтобы копировать и внедрять опыт КПСС [23, с. 33]. Такие подходы особенно проявлялись в 19781979 годах, то есть в период правления Тараки и Амина. Сказывалось также и то, что советники были носителями атеистического сознания и культуры.
Недовольство режимом через год пребывания у власти НДПА охватило практически все слои афганского общества. Эти настроения распространились и в армии, являвшейся его опорой. 15 марта 1979 года в городе Герате подняла антиправительственный мятеж 17-я дивизия афганской армии. Он быстро был подавлен - в течение двух дней, но Тараки и его сторонникам стало ясно, что без советско-
го военного присутствия власть они удержать не смогут.
Мятеж в Герате стал тревожным сигналом и для Москвы. Для обсуждения положения дел в Афганистане было созвано экстренное заседании Политбюро 17-19 марта 1979 года. На первом заседании, 17 марта, Громыко, Устинов и другие не отвергали возможность ввода войск. Громыко убеждал: «Мы ни при каких обстоятельствах не можем потерять Афганистан». Устинов: «У нас разработано два варианта относительно военной акции». Председательствующий на заседании А.П. Кириленко подвел итог: «Я думаю, мы должны согласиться с предложением Устинова относительно помощи афганской армии в преодолении трудностей, с которыми она встретилась, силами наших подразделений». Два последних заседания прошли в более спокойной обстановке. 19 марта присутствовал Л.И. Брежнев, который сделал вывод: «Мне думается, правильно определили члены Политбюро, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну» [10, с. 46].
С решением Политбюро был ознакомлен Тараки, прилетевший с секретным визитом 20 марта в Москву. Он сразу же был принят Косыгиным, Громыко, Устиновым, Пономаревым. Косыгин отклонил просьбу Тараки о вводе советских войск: «Вопрос о вводе войск рассматривался нами со всех сторон... и пришли к выводу о том, что если ввести наши войска, то обстановка в вашей стране не только не улучшится, а наоборот, осложнится» [33, д. 26. л. 3]. Через несколько часов, Тараки имел встречу с Брежневым, который объяснил афганскому руководителю: «Вопрос о вводе войск мы всесторонне рассмотрели, тщательно взвесили, и скажу прямо: этого делать не следует. Это сыграло бы лишь на руку врагам - и вашим, и нашим» [33, д. 25, л. 3-4].
После бесед с Тараки, 12 апреля 1979 г., Политбюро приняло руководящий документ «О нашей дальнейшей линии в связи с положением в Афганистане». В нем была изложена официальная позиция советского руководства по вопросу о вводе войск: «Наше решение воздержаться от удовлетворения просьбы руководства ДРА о переброске в Герат советских воинских частей было совершенно правильным. Этой линии следует придерживаться и в случае новых антиправительственных выступлений в Афганистане, исключить которых не приходится» [33, д. 27, л. 7].
Отказ ввести войска СССР компенсировал значительной военно-экономической помощью. 24 мая 1979 года на Политбюро
принято решение об оказании дополнительной помощи. В 1979-1981 годах должны были поставить безвозмездно специмущество на сумму 53 млн рублей, в т.ч. 140 орудий и минометов, 48 тыс. единиц стрелкового оружия, около 1000 гранатометов, 680 авиационных бомб, медикаменты и оборудование на сумму 50 тыс. рублей [33, д. 30, л. 2]. В течение двух недель поставить 1500 автомобилей [33, д. 30, л. 1]. 1 марта 1979 года Афганистану был выдан кредит на сумму 200 млн рублей на экономические цели [33, д. 33, л. 34]. По утверждению О.А. Вестад, Афганистан получал теперь больше советской помощи, чем любая другая страна [6, с. 25].
К лету 1979 года членам Комиссии по Афганистану стало совершенно ясно, что радикально-экстремистсткая политика афганских руководителей будет вести к дальнейшей эскалации гражданской войны, в ходе которой новая власть потерпит поражение. Новый подход советского руководства по афганскому вопросу теперь заключался в том, чтобы добиться создания правительства, в которое были бы включены не только парчамисты, но и представители старого монархического режима. Вопрос этот был настолько серьезен, что в Кабул 18-19 июля 1979 года снова был отправлен Б.Н. Пономарев. Но убедить Тараки и его сторонников в необходимости подобных перемен не удалось [8, с. 210, 218, 223].
Между тем, отношения в руководстве партии, особенно между двумя лидерами НДПА Тараки и Амином, ставшего премьер-министром в марте 1979 года, до предела обострились. Последний стремился к полному захвату всей власти. 14 сентября 1979 года в резиденцию Тараки был приглашен Амин. В это время в кабинете Та-раки находились посол Пузанов, генерал армии И.Г. Павловский, главный военный советник Л.Н. Горелов, представитель КГБ Б.С. Иванов, а также переводчик Д. Рюриков [1, с.125; 5, с. 262]. Перед входом в кабинет Тараки стоявшая там охрана открыла огонь. Начальник охраны Тараки подполковник Тарун, встречавший Амина, был убит, но Амину удалось покинуть здание целым и невредимым. Кто организовал покушение? На этот вопрос достоверного ответа до сих пор никто не дал.
Знали ли советские представители о готовящемся покушении на Амина, остается неизвестным. Но все это не могло не вызвать взаимных подозрений. Министр иностранных дел ДРА Шах Вали 10 октября 1979 года созвал пос-
о
лов социалистических стран и заявил: «К нашему великому сожалению, заговорщикам помогал посол дружественной Афганистану державы - Советского Союза - А.М. Пузанов. Он помог заманить в ловушку Х. Амина...» [38, с. 135].
Амин использовал это трагическое событие для окончательного захвата власти: Тараки был арестован и освобожден со всех занимаемых постов. Амин же стал генеральным секретарем ЦК НДПА, председателем Революционного совета и премьер-министром ДРА.
Москва, не доверявшая Амину, вынуждена была признать нового диктатора Афганистана. Уже 17 сентября Брежнев и Косыгин поздравили его как нового Генерального секретаря ЦК НДПА, председателя Революционного совета и премьер-министра Афганистана.
Национальный центр внешнеполитических оценок США 28 сентября 1979 года подготовил документ под названием «Межведомственный разведывательный меморандум», в котором отмечалось: «Захват Амином в середине сентября единоличной власти в рамках халькистского режима еще больше осложнил для Советов проблемы отношений, как с режимом, так и с повстанцами. Полагаем, что в СССР, скорее всего, не провоцировали и даже не предвидели таких действий со стороны Амина» [27, с. 112].
8 октября 1979 года Тараки по указанию Хафизуллы Амина был задушен. Убийство Тараки стало переломным событием в советско-афганских отношениях. В беседе с президентом Франции Жискар д'Эстеном в 1980 года Брежнев говорил: «Президент Тараки был моим другом. Он приезжал ко мне в сентябре. После возвращения Амин его убил. Это настоящая провокация. Это я ему не мог простить» [14, с. 332]. Убийство Тараки спровоцировало психологический перелом, который в конечном итоге привел к принятию решения о вводе войск. А.С. Черняев в своем дневнике записал: «Александров* (Александров-Агентов А.М. - М.П., И.Р.) на другой день после убийства Тараки сказал Брутенцу**, что надо вводить войска» [41, с. 386].
Амин перестал устраивать СССР еще и по другим важным причинам. Его репрессивная политика вела к дальнейшей дискредитации идеалов Апрельской революции и формированию еще более агрес-
* Александров-Агентов А.М. - помощник Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.
** Брутенц К.Н. - заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС.
сивного отношения населения к режиму НДПА. Кроме того, Амина начали подозревать в том, что он может переориентировать внешнеполитический курс Афганистана в пользу США. Основанием для подобных выводов стали встречи Амина с американскими дипломатами в Кабуле, о содержании которых советской стороне ничего не было известно [7, с. 118]. Советский посол в Афганистане в 1988-1989 гг. Ю.М. Воронцов подчеркивал, что руководители СССР всерьез восприняли слухи о возможности ввода американских войск в Афганистан и создании на южных границах СССР военных баз, опираясь на ошибочную информацию разведслужб [17, с. 311]. Встречи Амина для руководства СССР казались опасными, прежде всего потому, что его подозревали в сотрудничестве с ЦРУ [16, с. 235] и не исключали, что он может обратиться к США с просьбой ввести войска, если Москва откажет ему в своем расположении [24, с. 72].
Заигрывания Амина с американскими дипломатами советской стороной считались недопустимыми, тем более что о содержании своих бесед он советских представителей в известность не ставил. СССР не знал подлинного содержания его переговоров, что только усиливало подозрительность и недоверие к нему.
Боязнь укрепления позиций США в Афганистане стала едва ли не решающей причиной ввода советских войск в Афганистан. Именно это и имел в виду Брежнев во время его встречи с французским президентом Жискар д'Эстеном в Варшаве в 1980 года: «Если бы не советский контингент, то уже в январе Афганистан превратился бы во враждебный для Советского Союза плацдарм» [14, с. 320].
Как пишет Корниенко, «мучительные размышления "тройки" (Громыко, Андропова, Устинова - М.П., И.Р.) над проблемой - вводить, или не вводить войска -продолжались в течение октября, ноября и первой декады декабря» [18, с. 244].
Действия СССР обуславливались не только внутриполитическими изменениями в Афганистане, но и многими геополитическими факторами, в особенности политикой США. Находясь в конфликте с Ираном, осенью 1979 года они ввели свои корабли и авианосцы в Персидский залив. Складывалось впечатление, что они готовились к вторжению в Иран. «Если США позволяют себе такое за десятки тысяч километров от своей территории... то почему мы должны бояться защищать свои позиции в соседнем нам Афганистане? - так
примерно рассуждал Устинов», - пишет Корниенко [18, с. 243].
К декабрю 1979 года у членов «афганской комиссии» сформировалось твердое убеждение о необходимости ввода войск в ДРА. Оставалось «склонить на свою сторону Брежнева» [15, с. 379]. В начале декабря Андропов представил Брежневу записку, в которой он убеждал Генсека в необходимости ввода войск: «Сейчас нет гарантий, что Амин, стремясь утвердить личную власть, не переметнется на Запад» [15, с. 379]. 9 декабря Андропов и Устинов информировали Брежнева о том, что велика вероятность размещения американских ракет среднего радиуса действия в Афганистане, которые могут быть нацелены на важнейшие советские объекты на территории Казахстана и Сибири [15, с. 379].
Вероятно, последней каплей развеявшей сомнения советских руководителей в пользу ввода войск стало принятие решения 12 декабря 1979 года Советом НАТО о размещении американских крылатых ракет нового поколения (Першинг-2 и крылатые ракеты) в пяти странах Западной Европы, нацеленных против СССР и его сторонников по Варшавскому Договору.
Решение о вводе войск в Афганистан Политбюро ЦК КПСС приняло 12 декабря 1979 года [33, д. 31, л. 2]. Советские войска стали пересекать советско-афганскую границу 25 декабря, а 27 декабря во время штурма президентского дворца «Тадж-Бек» Хафизулла Амин был убит. Новым руководителем Афганистана стал лидер парчамистов Бабрак Кармаль, вернувшийся в страну вместе с советскими войсками. В приветственной телеграмме Л.И. Брежнева Кармалю, говорилось: «Уверен, что в нынешних условиях афганский народ сумеет защитить завоевания Апрельской революции» [30, 28 декабря].
В Кремле прекрасно понимали, что для мировой общественности нужно найти логическое объяснение ввода советских войск в соседнюю страну. Поэтому уже 27 декабря 1979 года Политбюро принимает комплекс документов (всего 8 наименований) под общим названием «О наших шагах в связи с развитием обстановки вокруг Афганистана» [33, д. 33, л. 1-14].
Во всех документах подчеркивалось, что советские войска введены по просьбе нового правительства во главе с Кармалем для защиты Афганистана от нападения извне. В частности, в письме ЦК, адресованном ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, разъяснялось: «Руководство во главе с Кармалем обрати-
лось к СССР с просьбой об оказании политической, материальной помощи, включая военную поддержку» [33, д. 33, л. 19]. В этом же документе указывалась и геополитическая причина ввода войск: «Амин мог бы повернуть развитие Афганистана... к смыканию с империализмом. Афганистан находился в непосредственной близости от наших границ... поэтому необходимо проявить заботу о безопасности нашей социалистической Родины» [33, л. 18-20].
Официальная позиция советского руководства была изложена в интервью Л.И. Брежнева газете «Правда» 13 января 1980 года. В нем он подчеркивал: «...империализм вместе со своими пособниками начал по сути дела необъявленную войну против революционного Афганистана... Поступить иначе - означало бы смотреть пассивно, как на нашей южной границе возникает очаг серьезной угрозы безопасности Советского государства» [31, 13 января].
У СССР были формальные основания для ввода войск. Статья 4 Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 года, предусматривала оказание взаимной военной помощи. Были также обращения афганских руководителей Тараки и Амина о введении войск в их страну. На Политбюро 26 февраля 1987 года А.А. Громыко говорил: «они 11 раз просили нас о вводе войск» [25, л. 614]. Такие же данные приводит так же и М.С. Горбачев [9, с. 184]. В книге А.А. Ляховс-кого «Трагедия и доблесть Афгана» приводятся более уточненные данные: «...просьб было около двадцати. Семь из них высказывались Амином уже после устранения им Тараки» [22, с. 126].
Таким образом, в принятии решения о вводе войск решающую роль сыграли неверные идеологические оценки о возможности построить в Афганистане новое, социалистическое общество; ошибочное представление о стремлении США разместить свои ракеты и взять под контроль эту страну; недоверие к Амину, подозреваемого в сотрудничестве с ЦРУ; недопущение прямого участия советских войск в военных действиях; убежденность в том, что советские войска будут находиться там год-полтора; просчеты в анализе того, какого масштаба агрессивная кампания против Советского Союза будет организована США.
С вводом войск начинается принципиально новый этап взаимоотношений между двумя государствами. Советский Союз с этого времени фактически вынужден был взять на себя ответственность за
о
судьбу афганского режима. Выполнение этой исторической миссии заставляло СССР нести огромные материальные, финансовые, военные траты, а также человеческие потери. Первые шаги правительства Кармаля были вполне разумными. Повысили закупочные цены на сельхозпродукцию, менее жестким стал контроль за предпринимательской деятельностью, провели амнистию политических заключенных. Началась выплата жалованья шейхам, муллам, а также воинам тех племен, которые брали на себя обязательства охранять границу между Афганистаном и Пакистаном [22, с. 165]. Однако Кармаль отвергал союз с оппозиционными силами, что сужало политическую и социальную базу власти. Нужно заметить, что влияние СССР на афганский режим сильно возросло, так как Кармаль был 100-процентным ставленником Москвы. Поставив у власти своего ставленника, СССР необходимо было добиться проведения такой политики, какую с 1985 года стал проводить Над-жибулла - политику национального примирения, развития мелкого частного бизнеса, уважительного отношения к исламу, меньше левой фразеологии, переговоров с главарями вооруженных формирований и т.д. Можно предположить, что в этом случае гражданская война в Афганистане была бы менее масштабной, чем стала, и новый афганский режим мог бы иметь перспективу. Однако советское руководство, добившись отказа от радикально-экстремистского курса Амина, в целом продолжало проводить свою прежнюю политику, направленную на строительство общества социалистической ориентации.
Советский Союз превратился в главного экономического и финансового донора своего сателлита. Афганистан стал получать выгодные долгосрочные кредиты, под низкие проценты (2-3% годовых), сроком на 12-15 лет. На середину 1988 года задолженность Афганистана по государственным кредитам, предоставленным на экономические цели, составила 1,2 млрд руб., а с учетом спецкредитов - свыше 2,1 млрд рублей [33, д. 33, л. 65].
Помимо кредитов в эту страну отправлялась значительная безвозмездная помощь. В 1980 года между двумя странами было подписано Соглашение о безвозмездной поставке потребительских товаров хозяйственно- и культурно-бытового назначения из СССР в 1980-1984 гг. до 10 млн рублей ежегодно [36, д. 7560, л. 45].
Ввод войск и огромная экономическая помощь, оказываемая Советским Союзом,
помогали удерживать власть в руках просоветского режима Кармаля, но не прибавляли ей сторонников в афганском обществе.
Международное положение СССР после ввода войск резко ухудшилось. США крайне агрессивно отнеслись к этой акции СССР. Им быстро удалось на антисоветской основе консолидировать Запад и многие страны «третьего мира», особенно мусульманские. США объявили санкции Советскому Союзу. В частности, была запрещена выдача лицензий на передачу в СССР высоких технологий, а прежние лицензии отменялись (на сумму 150 млн долл.). 6 января 1980 года Картер заявил об одностороннем свертывании научных, культурных и торгово-экономических связей с СССР [32, с. 49]. Санкции в области высоких технологий были весьма болезненными для нашей страны. В этой связи А.С. Черняев 3 марта 1980 года отметил в своем дневнике: «После мер, принятых Картером (за Афганистан) - не знаю, что будут делать некоторые отрасли, например, Кастандов (химическое машиностроение), который все спланировал из расчета на получение американской технологии, машин и аппаратов. Все у него остановится. Потому что то, на что, он и другие министры сориентировались, заложив уже в стройки и в планы снабжения, ничего этого у нас не производится и не имелось в виду производить, не говоря уже о нашей способности обеспечить нужное качество»
[42, с. 391-392].
Политика США с момента ввода советских войск, была направлена на то, чтобы превратить Афганистан в «советский Вьетнам». В этой связи, руководитель ЦРУ Уильям Кейси выразился предельно откровенно: «Дадим прикурить коммунистам... Если нам удастся заставить Советы вкладывать все больше средств для сохранения своего влияния, то это в конце концов развалит их систему. Нам нужно еще несколько Афганистанов» [43, с. 39, 58].
К концу 1979 г. Советский Союз окончательно втянулся в Гражданскую войну в этой стране на стороне просоветского афганского режима. Уже в середине 1980-х гг. численность советских войск, названных «ограниченным контингентом», составляла более 100 тыс. человек [10, с. 133].
Советское руководство на том этапе еще питало иллюзии о военной победе над моджахедами, за спиной которых стояли США, Китай и некоторые мусульманские страны. В феврале 1982 года с секретной двухдневной миссией в Кабуле находился
член Политбюро, председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов. После бесед с советскими представителями, а также с Кармалем и Наджибуллой, была поставлена задача: в 1982 года покончить в основном с бандформированиями на территории Афганистана [44, с. 201].
Боевые действия в 1982 году серьезно активизировались, но задача «уничтожить бандформирования», поставленная Андроповым, не была выполнена. Генерал А.И. Лебедь вспоминает о боевых действиях в районе Баграма в 1982 году: «Большинство операций были безрезультатны...» [21, с. 89].
Неэффективность боевых операций 1982 г. окончательно убедила советское руководство в пользу мирного урегулирования афганской проблемы. Публично эта позиция была высказана Ю.В. Андроповым 28 марта 1983 года в Москве в беседе с генеральным секретарем ООН Пересом де Куэ-льяром. Андропов назвал пять мотивов, по которым он считал необходимым вывести войска: «Сложившаяся ситуация наносила серьезный ущерб отношениям Советского Союза, во-первых, с Западом; во-вторых, с социалистическими странами; в-третьих, с исламским миром; в-четвертых, с другими станами "третьего мира"», и, наконец, в-пятых, она весьма болезненна для внутреннего положения СССР, для его экономии и общества» [18, с. 251].
Проблема вывода советских войск стала трудноразрешимой для СССР. Важное внимание он уделял женевским переговорам по мирному урегулированию афганского вопроса, начавшимся в июне 1982 года. В них принимали участие СССР, США, Афганистан, Пакистан. Однако быстрое мирное урегулирование афганской проблемы не соответствовало целям США, поставившим перед собой задачу экономического обескровливания своего геополитического противника. Именно таким подходом руководствовалась администрация Р. Рейгана. Поэтому переговоры в Женеве для них были всего лишь ширмой. В этой связи В.С. Христофоров отмечает: «Антиафганская политика США оставалась главным препятствием на пути к успеху в Женеве» [40, с. 38]. С их стороны делалось все возможное, чтобы продолжалась война в этой стране с участием СССР. В 1984 году Конгресс США одобрил увеличение поставок современной техники моджахедам. В 1985 г. они стали поставлять зенитную ракету «Блоупайп», производства Великобритании, а в марте 1986 года - «Стингер» американского производства [22, с. 378].
Была резко увеличена военная помощь: в
1984 году она составила 120 млн, 1985 г. -250 млн, в 1986 году - 470 млн долларов [26, с. 330]. Война приобрела еще более ожесточенный характер.
Новая политика СССР в отношении Афганистана начинает формироваться с приходом к власти М.С. Горбачева в марте
1985 году. Уже 10 октября 1985 года в Москве состоялась тайная встреча Горбачева и Бабрака Кармаля, на которой, как передает А.С. Черняев, Горбачев прямо заявил: «К лету 1986 года должны будете научиться сами защищать свою революцию» [41, с. 649-650].
Политика СССР в отношении Афганистана теперь заключалась в сохранении в модернизированном виде политического режима, выводе войск и в сохранении его статуса как независимого, нейтрального и дружественного государства.
С этого времени на заседаниях Политбюро вопрос об Афганистане стал рассматриваться в контексте вывода наших войск. Решение об их выводе было принято 13 ноября 1986 года на Политбюро ЦК КПСС. «Стратегическая цель - в один, максимум два года, - заявил Горбачев, -завершить войну и вывести войска» [4, с. 104]. Генсек сделал также важный политический вывод: «...мы же не социализма там хотим» [4, с. 106]. Это означало полный пересмотр прежней политики КПСС, направленной на создание в Афганистане государства социалистической ориентации. Идеологическое присутствие СССР стало резко сужаться. Советский Союз отказался от идеи и политики строительства социализма в этой стране.
Присутствовавший на этом заседании Политбюро начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР маршал С.Ф. Ахромеев убеждал в невозможности решения афганского вопроса военным путем. «За 7 лет в Афганистане не осталось ни одного километра, чтобы там не ступала нога советского солдата. Но стоит оттуда уйти, как тут же приходит противник и восстанавливает все, как было» [4, с. 105].
В мае 1986 года генеральным секретарем ЦК НДПА стал Мухаммад Наджиб (Над-жибулла), «молодой, энергичный, образованный, не по годам умудренный жизненным опытом человек» [20, с. 252]. В конце
1986 года он провозгласил курс на национальное примирение, создание временного коалиционного правительства, с участием представителей оппозиции. Был объявлен также поворот в сторону исламских ценностей, частной собственности и т.д.
о
Однако политика национального примирения не была подержана значительной частью вооруженной афганской оппозиции. К этому времени она контролировала примерно 80% территории страны [4, с. 105] и поэтому рассчитывала на полную победу.
Между тем, сложные переговоры в Женеве шли уже более четырех лет и не принесли никаких положительных результатов. Пакистан добивался скорейшего вывода советских войск как главного условия политического урегулирования. Кроме того, они требовали отстранения от руководства страной НДПА. Афганистан же требовал прекращения вооруженного вмешательства извне при твердых международных гарантиях.
Между тем, Горбачев в соответствии с поставленной задачей «в один, максимум два года завершить войну и вывести войска», добивался скорейшего подписания женевских соглашений. По утверждению бывшего председателя КГБ СССР В.А. Крючкова «история женевских переговоров и соглашений свидетельствует о том, что с нашей стороны шла прямая сдача союзника по всем направлениям. Во время переговоров в Женеве и после них советская сторона делала одну уступку за другой, ничего другого не оставалось и афганским друзьям» [20, с. 260].
По многим важным вопросам Горбачев не проявлял твердости и последовательности. В частности, под давлением американцев, он перестал увязывать проблему вывода советских войск с проблемой создания в Афганистане коалиционного правительства. Такой поворот в его позиции произошел во время переговоров с госсекретарем США Дж. Шульцем в Москве 22 февраля 1988 года, когда Горбачев согласился с американской позицией. «Мы приняли, учли Ваши соображения относительно того, что договоренность на женевских переговорах должна быть достигнута как можно скорее, и наш уход не следует увязывать с формированием коалиционного правительства в Афганистане» [25, с. 633].
Эта была серьезная уступка со стороны Горбачева. В интересах СССР было формирование коалиционного правительства, так как после вывода советских войск его трудно было бы свергнуть, поскольку оно опиралось бы на более широкую социальную базу. Американцам же, наоборот, было невыгодно наличие такого правительства, поскольку они рассчитывали после ухода СССР поставить у власти те силы, которые
ими финансировались и руками которых они воевали против советской армии.
14 апреля 1988 г. в Женеве представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны соглашения по политическому урегулированию вокруг Афганистана. В соответствии с ними СССР выводил свои войска в течение 9 месяцев в два этапа: первый с 15 мая по 15 августа 1988 года; второй этап - с 15 января по 15 февраля 1989 года.
Нужно заметить, что взяв курс на вывод войск, советское руководство одновременно пыталось укрепить запас прочности афганского режима. В феврале 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление, предусматривавшее безвозмездную гуманитарную помощь в течение 1987 года на сумму 950 млн рублей [34, д. 27, л. 129; 3, с. 27].
Серьезной трансформации подвергалась советская политика экономического и торгового сотрудничества. Модификация экономической политики выражалась в усилении связей с частным сектором [44, с.142]. Посол Н.Г. Егорычев, на заседании Комиссии по Афганистану убеждал: «...незамедлительно решить вопрос о сбалансированности нашей торговли с частными афганскими фирмами и купцами, так как вопрос приобретает не только торгово-экономическое, но и политическое звучание» [34, д. 31. л. 25].
После начала вывода советских войск, 19-20 сентября 1988 года СССР посетил премьер-министр Афганистана М.Х. Шарк. Были подписаны Долгосрочная программа экономического, технического и торгового сотрудничества на период до 2000 года и Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве с предоставлением 300 млн рублей на проведение проектно-изыскательских работ по объектам, предусмотренным Долгосрочной программой [13, с. 334].
24 января 1989 года на Политбюро рассматривался вопрос «О мероприятиях в связи с предстоящим выводом советских войск из Афганистана». Госплан СССР, Министерство финансов СССР и Министерство внешних экономических связей СССР получили указания по оказанию дополнительной экономической помощи Афганистану [33, д. 39, л. 1-2].
После вывода советских войск, военные действия в Афганистане ужесточились. СССР вынужден был в срочном порядке поставить ракеты, танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия, минометы, вертолеты и т.д. Только в 1989 году была
поставлена военная техника на сумму 2,6 млрд рублей, а в 1990 году - не менее чем на 1,4 млрд [1, с. 313, 315].
7 марта 1990 году Политбюро приняло решение о поставке для афганской армии и органов госбезопасности специмущества на сумму 2,15 млрд рублей [22, с. 550].
Однако по мере углубления экономического и политического кризиса в самом СССР, интерес к происходящим событиям в Афганистане у руководства страны, угасал. Об этом свидетельствовало и решение Политбюро, принятое по инициативе Шеварднадзе, о прекращении 12 февраля 1990 году деятельности Комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану [22, с.547].
Августовские события 1991 году ускорили процесс распада СССР, что сделало затруднительным дальнейшее выполнение ранее взятых на себя обязательств. Кроме того, в сентябре 1991 году министр иностранных дел СССР и госсекретарь США Дж. Бейкер в Москве подписали соглашение о прекращении с 1 января 1992 году военных поставок конфликтующим сторонам в Афганистане. Для Наджибул-лы это было смерти подобно, так как СССР был единственным источником поступления военной помощи, в то время как его противники получали вооружение из ряда стран. В этих условиях кабульский режим Наджибуллы через четыре месяца, в середине апреля 1992 года, пал.
На трансформацию афганской политики Горбачева серьезное влияние оказыва-
ло также «новое политическое мышление», составной частью которого стали деидео-логизация внешней политики и признание за народами свободы выбора [28, с. 87, 89; 29, с. 145, 149].
В заключение необходимо отметить, что советским руководством по такому важному вопросу, как ввод войск в Афганистан, была допущена большая стратегическая ошибка. Защитить просоветский режим НДПА военным путем было невозможно потому, что экстремистские и авантюристические реформы, проводившиеся под его руководством, не получили поддержки большинства афганского населения. Кроме того, США, некоторые мусульманские страны, в особенности Саудовская Аравия, оказывали противникам нового афганского режима экономическую, финансовую, военную помощь и их руками обескровливали СССР. При такой ситуации война могла продолжаться бесконечно долго. Однако при решении вопроса о выводе войск советской стороной были допущены серьезные уступки и ошибки, в частности то, что отказались от идеи создания правительства национального примирения.
И все же значительная экономическая, финансовая и материальная помощь, оказывавшаяся Афганистану Советским Союзом в тот период, была не напрасной. Миллионы афганцев об этой помощи знают и помнят, и именно поэтому образ «шурави» в современном афганском обществе имеет положительный смысл.
список литературы:
[1] Аллан П., Клей Д. Афганский капкан. Правда о советском вторжении / Пер. с нем. - М.: Международные отношения, 1999. - 446 с.
[2] Борщов А.Д., Гайкалов С.И., Герасимов В.Л. Войны и вооруженные конфликты второй половины ХХ века / Под общ. ред. Б.В. Громова. - М.: Р-Медиа, 2003. - 247 с.
[3] Брачев В. С., Полынов М. Ф. СССР и Афганистан в период войны 1979-1989 гг.: экономическое и гуманитарное сотрудничество // Вопросы истории. - 2019, № 3. - С. 18-30.
[4] В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985-1991). - М.: Горбачев-Фонд, 2008. - 800 с.
[5] Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. - М.: Центрполиграф, 2018. - 670 с.
[6] Вестад О.А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. 1978-1979 гг. // Новая и новейшая история. - 1994, № 2. - С. 19-35.
[7] Воробьева Т.А., Юнгблюд В.Т. Афганистан в политике СССР и США в 1979 г. // Вопросы истории. -
2016, № 10. - С. 105-125.
[8] Гай Д., Снегирев В. Вторжение: Неизвестные страницы необъявленной войны. - М.: СП «ИКПА», 1990. - 380 с.
[9] Горбачев М.С. Новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.
[10] Громов Б.В. Ограниченный контингент. Советские войска в Афганистане. - М.: Прогресс, 1994. -351 с.
[11] Демократическая Республика Афганистан. Справочник. - М.: Наука, 1981. - 178 с.
[12] Джонсон Д.У. Накануне войны: национальная советская выставка в Кабуле, апрель-май 1979 г. // о Новейшая история России. - 2004, № 2(10). - С. 97-105. £
[13] Егорычев Н.Г. Солдат. Политик. Дипломат. Воспоминания об очень разном. - М.: Центрполиграф, ^
2017. - 351 с. ю
О
36
[14
[15
[16 [17
[18 [19 [20 [21 [22 [23
[24 [25
[26
[27
[28
[29
[30 [31 [32
[33
[34
[35 [36 [37
[38 [39 [40
[41
[42 [43
[44 [45
Жискар д'Эстен. Власть и жизнь. Противостояние / Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1993. - 318 с.
Зубок В.М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. - М.: РОССПЭН, 2011. - 671 с.
Калугин О.Д. Прощай, Лубянка. - М.: Олимп, 1995. - 347 с.
Карапетян Г.В., Грачев-Селих В. От Молотова до Лаврова. Ненаписанные воспоминания Юлия Воронцова. - М.: Международный центр Рерихов мастер-Банк, 2011. - 862 с.
Корниенко Г. М. Холодная война. Свидетельство ее участника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 415 с. Красная звезда. -1989, 18 ноября
Крючков В.А. Личное дело. - М.: Эксмо, 2003. - 480 с.
Лебедь А.И. За державу обидно. - М.: Московская правда, 1995. - 463 с.
Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. - М.: Исконна, 1995. - 645 с.
Марчук Н.И. «Необъявленная» война в Афганистане: официальная версия и уроки правды. - М.: Луч, 1993. - 207 с.
Меримский В.А. Загадки Афганской войны. - М.: Вече, 2006. - 384 с.
Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим записям. - М.: Весь Мир, 2010. - 944 с. Пиков Н.И., Никитенко Е.Г., Тегин Ю.Л., Шведов Ю.Н. Война в Афганистане. - М.: Воениздат, 1991. - 366 с.
Позиция руководства США в связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. Документ № 1 // Новая и новейшая история. - 1997, № 3. - С. 107-137.
Полынов М.Ф. «Новое политическое мышление»: возникновение и основные идеи // Общество. Среда. Развитие. - 2012, № 1. - С. 84-89.
Полынов М.Ф. М.С. Горбачев и новое политическое мышление: истоки, основные идеи, результаты // Новейшая история России. - 2011, № 2. - С. 136-152. Правда. - 1979, 28 декабря. Правда. - 1980, 13 января.
Рабуш Т.В. Санкции США против СССР, их итоги и последствия (на примере антисоветских санкций 1980 года // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016, № 6. - С. 45-53.
Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). - Ф. 89. оп. 14, д. 25; д. 26; д. 27; д. 30; д. 33; д. 39; д. 31.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 797, оп. 1, д. 27; д. 31; д. 33.
Российский государственный архив экономики (РГАЭ). - Ф. 365, оп. 9, д. 2703. РГАЭ. - Ф. 413, оп. 13, д. 7560.
Рубцов Ю.В. Советский Союз в «необъявленной» войне в Афганистане (1979-1989 годы): осмысление прошлого // Новая и новейшая история. - 2009, № 1. - С. 48-70.
Сафрончук В. Афганистан времен Амина // Международная жизнь. - 1991, № 1. - С. 124-142. Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия. 1979-1989. - М.: Граница, 2009. - 320 с. Христофоров В.С. Трудный путь к женевским соглашениям 1988 года по Афганистану // Новая и новейшая история. - 2008, № 5. - С. 23-47.
Черняев А. С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972-1991 годы. - М.: РОССПЭН, 2010. -1047 с.
Черняев А.С. Избранное. - М.: Собрание, 2011. - 560 с.
Швейцер П. Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и распаде социалистического лагеря / Пер. с англ. - Минск: Авест, 1995. - 463 с. Шебаршин Л.В. Рука Москвы. - М.: Эксмо, 2002. - 448 с.
Robinson P. Aiding Afghanistan: A History of Soviet Assistance to a Developing Country. - London: Hurst& Company, 2013. - 226 p.
О