Научная статья на тему 'АФФИЛИАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ'

АФФИЛИАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН АФФИЛИАЦИИ / МОТИВАЦИЯ АФФИЛИАЦИИ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / PHENOMENON OF AFFILIATION / MOTIVATION OF AFFILIATION / NEED FOR COMMUNICATION / PERSONALITY / SOCIAL SUPPORT / SOCIAL IDENTIFICATION / NEED

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Мария Владимировна

В рамках данной статьи рассмотрен вопрос о влиянии характера общения и взаимодействия между людьми на качество жизни и здоровья. По имеющимся данным, стиль воспитания, потребность в коммуникации формируется в отношениях с родителями, сверстниками, а усиливается в ситуациях, порождающих неуверенность в себе, стресс и тревогу. Контакт с людьми помогает смягчить негативные эмоции у индивида. Если же мотивация аффилиации блокируется, возникает ощущение одиночества, чувство собственного бессилия, отчаяния и тревожности. Здоровье каждого индивида напрямую связано с нашей потребностью в общении. Взаимоотношение между индивидами способствует улучшению состояния их здоровья. В свою очередь люди со слабыми социальными связями в большей степени подвержены риску к заболеваниям и даже преждевременной смерти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFFILIATION AS AN INFLUENCING FACTOR ON QUALITY OF LIFE AND PSYCHOLOGICAL HEALTH

The quality of life and health of a person is influenced by the nature of communication and interaction between people. The style of education, the need for communication is formed in relations with parents, peers, and is enhanced in situations that generate self-doubt, stress and anxiety. Contact with people helps to soften negative emotions in the individual. If the motivation of affiliation is blocked, there is a feeling of loneliness, feeling of own powerlessness, despair and anxiety. The health of each individual is directly related to our need for communication. The relationship between individuals improves their health. In turn, people with weak social connections are more at risk of disease and even premature death.

Текст научной работы на тему «АФФИЛИАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»

- рефлексивных [2].

В структуре личности педагога одним из важнейших компонентов выступают профессионально важные качества. Под данным понятием, вслед за Д.В. Дудко, будем понимать «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность» [2, с. 65].

В контексте профессии педагога к таким профессионально значимым качествам отнесем:

- активность личности;

- целеустремленность, включающую умения направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей;

- уравновешенность, проявляющуюся в способности контролировать свое поведение в различных педагогических ситуациях;

- стремление работать с детьми;

- способность соблюдать самообладание в экстремальных ситуациях,

- обаяние;

- честность;

- справедливость;

- педагогический гуманизм;

- эрудиция;

- педагогический такт и др.

Компоненты профессионально обусловленной структуры личности педагога включают основные составляющие структуры профессионально направленной личности специалиста, сформулированные Э.Ф. Зеером. Кроме того, структуру профессионально обусловленной личности педагога составляют профессионально важные качества и свойства личности. Их перечень продиктован требованиями к профессиональной деятельности педагога, определяющими спектр умений компетентного современного учителя. Развитость умений, в свою очередь, зависит от наличия и уровня сформированности профессионально значимых качеств, необходимых успешной для реализации профессионально-педагогической деятельности.

Выводы. Перечисленные в статье профессионально важные качества личности педагога выступают характеристикой его интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизнедеятельности, фактором воздействия на результат профессиональной педагогической деятельности, а также оказывают влияние на формирование индивидуального стиля педагога.

Аннотация. В статье изучается проблема определения компонентов профессионально обусловленной структуры личности педагога. В исследовании обосновывается взаимосвязь профессионального и личностного развития человека, раскрывается сущность понятий «направленность личности», «профессиональная направленность личности», изучены компоненты профессионально обусловленной структуры личности специалиста, сформулирован перечень профессионально значимых личностных качеств современного учителя.

Ключевые слова: личность, структура личности, профессиональное развитие, личностное развитие, компоненты профессионально обусловленной структуры личности педагога, умения, профессионально значимые качества.

Annotation. This article examines the problem of determining the components of a professional due to the structure of the personality of the teacher. The study substantiates the relationship between professional and personal development of a person, reveals the essence of the concepts of "orientation of the person", "professional orientation of the person", studied the components of professionally conditioned structure of the personality of a specialist, formulated a list of professionally significant personal qualities of a modern teacher.

Keywords: personality, personality structure, professional development, personal development, components of professionally determined structure of the teacher's personality, skills, professionally significant qualities.

Литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Дудко Д.В. Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 28. -С. 63-67

3. Залесская С.Е. Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Минск, 1990. - 188 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

5. Митина М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. - 1997. - № 4.

УДК 371

АФФИЛИАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

магистрант Смирнова Мария Владимировна Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Степень коммуникабельности индивида и отсутствие у него потребности в общении способны оказать влияние на реализацию его базовых потребностей.

На качество жизни любого человека в большой степени оказывает влияние характер общения и взаимодействия с другими людьми. Достаток в общении ведет к удовлетворяющим, продуктивным отношениям с коллегами, друзьями, близкими людьми и зависит не только от самого индивида, но и от партнера коммуникации.

В настоящее время жизнь человека практически невозможно представить без различных социальных мотивов (занять определенное место в обществе, достичь успеха, оказать помощь ближнему и просто общаться), основным из которых является мотив аффилиции. В свою очередь, термин «аффилиация» можно определить в качестве потребности человека быть в обществе других людей и устанавливать с ними доверительные взаимоотношения.

Все эти побуждения определяют наше отношение к окружающим людям. Вот примеры одних из наиболее значимых мотиваций аффилиации:

- Периодически разговаривать;

- Налаживать отношения и контакты;

- Делиться проблемами с близкими.

Изложение основного материала исследования. Аффилиации людей очень давно изучаются психологами, которые пришли к выводу, что тесные взаимоотношения индивидуумов способствуют улучшению состояния их здоровья, а люди со слабыми социальными связями в большей степени подвержены риску преждевременной смерти.

Удовлетворенность человека своей жизнью зависит от особенностей взаимоотношений в социуме, а также состояния своего здоровья и физического развития, и в меньшей степени от материального, финансового положения. Установлено, что у различных возрастных групп респондентов, участвующих в исследовании Куликова Л.В., Долиной М.Ю. и Дмитриевой М.С., отмечена высокая потребность в стремлении улучшить межличностные отношения. Следует отметить, что испытуемые, которые в данный момент удовлетворены супружескими отношениями и своим здоровьем, считались наиболее полно удовлетворенными людьми.

В свою очередь у психически здорового человека отмечается баланс различных психических процессов и свойств. В частности, умение отдавать и брать от другого, быть одному и быть среди людей, любить себя и других. В своих трудах Брудный А.А. писал: «Чем исключительнее личностное отношение, тем полнее раскрываются в нем наиболее интимные, чувствительные, скрытые от посторонних аспекты. Я за счет сокращения обмена не интимной, эмоционально менее значимой информацией» [3].

Для современного общества характерен страх человека открыто выражать свои чувства. Индивид испытывает трудность в установлении отношений и получении социальной поддержки, в связи с чем попадает в ситуацию когда страдает от одиночества. В настоящее время современных людей все чаще охватывают чувства беспомощности и дезориентации. Ослабление социальной направленности личности определено нарушением потребности в общении, обусловленной недостатками социальной регуляции деятельности, поведением, обеднением социально - направленных эмоций и неадекватной самооценкой. Крайнее проявление данных нарушений в перспективе может спровоцировать отрыв от реальности и погружение в мир внутренних переживаний, которые Э. Блейлер рассматривал как аутистическое мышление[4].

Позитивным моментом является тот факт, что неуверенность способна заставлять людей изыскивать в себе и своем ближайшем окружении внутренние резервы. Сочетание ставки на самого себя с обращением к своей семье, родственникам, национальным корням способствует преодолению кризисных ситуаций. Так, проблема изолированности человека не будет так остра, если человек ощущает себя частью какой-либо группы и считает её нормы и положения приемлемыми.

Кроме того, специалистам в данной области известен так называемый буферный эффект социальной поддержки [9], который в свою очередь заключается в том, что люди, чувствующие поддержку, менее подвержены воздействию негативных факторов вызывающих стресс событий и обстоятельств, чем люди, которые этой поддержки не ощущают. Исследования А. Бойзена показывают, что человек, сумевший занять свое место в какой-либо социальной группе, пусть даже немногочисленной и своеобразной, не ощущает себя изолированным, и как правило не испытывает чувства одиночества и отчуждения. Неполноценная личность, нашедшая группу, где ее принимают, и чьи нормы она считает приемлемыми для себя, может стать преступником или правонарушителем, однако у нее редко развивается психоз, если она поддерживает свои отношения с этой группой [2]. В целом, социальная идентификация в условиях кризиса способна обеспечить реализацию базовых потребностей и социальную защищенность личности.

Таким образом, межличностные отношения помогают социальной адаптации личности, а также обеспечивают социальную поддержку в трудных жизненных ситуациях. Личность оценивает социальные контакты как желательные, когда испытывает психологическую потребность в отношениях с другими людьми. Желание сохраняется на протяжении длительного времени и может функционировать вне когнитивной сферы, бессознательно.

Кроме того, на ожидание желательных отношений может оказать влияние предыдущий опыт. Так, если в сложной жизненной ситуации (развод, смерть близкого человека, смена места жительства) личность не встречает «помогающего» отношения, то у неё возникает неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Тем самым, сравнение ожидаемых и действительных социальных контактов может стать критической точкой одиночества и вызвать отрицательные эмоциональные реакции по отношению к другим людям. В этой связи между людьми уменьшится обмен персональной информацией, что приведет к отчужденности и отстранению.

Само по себе общение может стать самым эффективным способом облегчить психологическое страдание [1], у тех, кто болен тяжелыми заболеваниями или попал в трудную жизненную ситуацию. Однако может оказаться, что большинство знакомых таких людей не хотят или не способны обеспечить эффективное общение, возможно, из-за того, что сами страдающие подают неверные сигналы.

Отсутствие интереса к разнообразным взаимоотношениям не только приводит к одиночеству, но и может иметь серьезные последствия для здоровья. Беркман и Сэм [8] установили связь степени смертности и наличием/отсутствием аффилиации. При этом смертность не связана с меньшим количеством социальных связей и невозможностью личности устанавливать и поддерживать социальные связи.

В работах Джонеса, Рубина и др. отмечено, что личность, не имеющая устойчивых связей, более одинока, чем та, которая имеет друзей. Разрыв устойчивых, близких отношений всегда сопровождается одиночеством, особенно, если он инициирован партнером.

Неудовлетворение важных потребностей и невозможность найти альтернативные способы и предметы, способно привести к глубоким личностным нарушениям. Неудовлетворение жизненно важных потребностей

человека — таких как принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах — приводит к возникновению чувства неизбывного одиночества, тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека, либо меняет направление этой активности. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к состоянию фрустрации.

По мнению Т.П. Скрипкиной [6], доверительные отношения предполагают отношения, построенные на взаимопроникновении взаимодействующих людей в смыслы друг друга и служит условием порождения новых смыслов. Рассчитывая на взаимность, в реальном взаимодействии человек может ее не получить. Подобная несимметричность может быть обусловлена как причинами субъективного характера, так и объективными обстоятельствами. Возникновение непонимания, наличие межличностных конфликтов и прекращение отношений в первую очередь связано с отсутствием поведенческих навыков — неумение "настраиваться" на партнера, заканчивать беседу и отсоединяться от партнера, с проблемами в понимании и адекватной реакцией на информацию предлагаемой собеседником.

Следует различать шесть основных причин конфликтов, в связи с нахождением собеседников на разных стадиях взаимодействия [5]:

1. Потребность в привязанности с одной стороны и ожидание, а также потребность высвобождения с другой. В таких отношениях типичные нарушения следующие: синдром пренебрежения, обусловленный страхом остаться в одиночестве, боязнь разлуки, обостренная эмоциональная зависимость, нетерпение или терпение из-за страха.

2. Потребность в привязанности с одной стороны, необходимость давать указания и предостережения, с другой. Нарушения отношений следующие: перегрузка, потеря доверия, колебания настроения, агрессия, балансирование между любовью и страхом, страх перед разочарованием, торможение в случае подавляющего своим авторитетом человека-идеала.

3. Потребность в информации, предостережении и требовании самостоятельности, свободного выбора решения, отсутствие поддержки. В результате возникает кризис доверия, чрезмерная впечатлительность, чувство неуверенности, беспомощность и чрезмерная осторожность, расчетливость в отношениях.

4. Потребность в информации, предостережении и потребность в привязанности. Возможные нарушения: торможение агрессии, неспособность принимать решения, двойственная позиция в отношении любви, преувеличенные ожидания от самого себя и от примера для подражания, конфликты в семейных отношениях.

5. Желание самостоятельности — непризнание этого желания, желание руководить. Типичные нарушения: агрессия — торможение агрессии, чувство вины, ненависть, молчание из упрямства, аффективное отталкивание примера для подражания, нежелание что-либо выслушивать, неспособность принимать решения, блокирование способности к действию и недовольство.

6. Желание самостоятельности — противопоставление собственных ожиданий, привязанностей. Типичные нарушения: зависимость, чувство вины, открытая и скрытая агрессия, балансирование между любовью и ненавистью, недоверие, неспособность принимать решение.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия целесообразно рассмотреть гипотезу Д. Кислера, которая заключается в том, что участники взаимодействия при выборе своих поведенческих реакций исходят из принципа взаимного дополнения по критерию доминирование — подчинение, т. е. доминирование одного собеседника вызывает подчинение другого собеседника, и наоборот — подчинение дополняется доминированием.

В отличие от этого принцип «доброжелательность — враждебность» вызывает не дополнение, а отражение реакции собеседника: на враждебность реагируют с враждебностью, и на приветливость -доброжелательностью.

Данная гипотеза основывалась на холистической теории Вильяма Милтона Марстона, считавшего, что в зависимости от вида окружения (враждебное или дружественное) необходимы различные адаптивные формы поведения. Кроме того, возможны формы активного и пассивного поведения. Во враждебной среде активная форма поведения формирует доминантность, пассивная — осторожность и податливость, а в дружественной атмосфере активная форма поведения проявляется через убеждение, пассивная — через уступчивость, принятие.

Выводы. Учитывая изложенное можно сделать вывод, что очень важным моментом является отношение человека к социуму и умение создавать вокруг себя благоприятную и комфортную психологическую обстановку. Вне зависимости от выраженности потребности в эмоционально-доверительном общении, мотив аффилиации позволяет выработать необходимый поведенческий навык у человека, в результате чего он может стать более успешным при взаимодействии с другими людьми.

Перспективным является дальнейшее изучение особенностей влияния аффилиации на взаимоотношения между людьми, так как это может обеспечить лучшее понимание процесса установления и развития межличностных отношений и позволит использовать полученные результаты как в рамках диагностики и последующей коррекции, так и для помощи в формировании более успешных и эмоционально-доверительных отношений с окружающими людьми.

Аннотация. В рамках данной статьи рассмотрен вопрос о влиянии характера общения и взаимодействия между людьми на качество жизни и здоровья. По имеющимся данным, стиль воспитания, потребность в коммуникации формируется в отношениях с родителями, сверстниками, а усиливается в ситуациях, порождающих неуверенность в себе, стресс и тревогу. Контакт с людьми помогает смягчить негативные эмоции у индивида. Если же мотивация аффилиации блокируется, возникает ощущение одиночества, чувство собственного бессилия, отчаяния и тревожности. Здоровье каждого индивида напрямую связано с нашей потребностью в общении. Взаимоотношение между индивидами способствует улучшению состояния их здоровья. В свою очередь люди со слабыми социальными связями в большей степени подвержены риску к заболеваниям и даже преждевременной смерти.

Ключевые слова: феномен аффилиации, мотивация аффилиации, потребность в общении, личность, социальная поддержка, социальная идентификация, потребность.

Annotation. The quality of life and health of a person is influenced by the nature of communication and interaction between people. The style of education, the need for communication is formed in relations with parents, peers, and is enhanced in situations that generate self-doubt, stress and anxiety. Contact with people helps to soften negative emotions in the individual. If the motivation of affiliation is blocked, there is a feeling of loneliness, feeling

of own powerlessness, despair and anxiety. The health of each individual is directly related to our need for communication. The relationship between individuals improves their health. In turn, people with weak social connections are more at risk of disease and even premature death.

Keywords: phenomenon of affiliation , motivation of affiliation, need for communication, personality, social support, social identification, need.

Литература:

1. Джон М. Уайменн и Говард Джайлс Коммуникация в межличностных и социальных отношениях // Перспективы социальной психологии. — М.: ЭКСМО-Пресс. — 2001. — гл 11. - с. 342-371

2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Автореф. дис... канд. психол. наук. — Л. — 1985. — 20 с.

3. Кон И.С. Дружба. — Спб.: Питер —2005. — 329 с.

4. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности // Психол. журнал 1997, №3. — с. 34-42

5. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизнью. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи: пер. с нем. — М.: Медицина. — 1995. — 336 с.

6. Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. — 1999, №5. — с. 77-89

7. Фернхем А., Хейвен П. Личность и близкие отношения // Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер. — 2001. — с. 147-174

8. Scoll W. Das Sozio-emotionale Apriori des Menschen / Forschungsvertiefung Social-und Organisationsprychologie / T.8. — Humboldt Universitaet. — Berlin. — 2001. — p. 51-83.

9. Stroebe W., Stroebe M. The social psychology of social support.// Higgins E., Kruglanski A. Social Psychology: Handbook of Basic Principles. — New York: Guilford, 1996, p. 597-621.

УДК 81-2-81-23

ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧИТАТЕЛЯ В ПЕЧАТНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ассистент кафедры рекламы и издательского дела Товкач Светлана Сергеевна Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Печатные средства массовой информации, например, такие как газеты и журналы сегодня все чаще заменяются электронными версиями изданий. Действительно, доступ к всемирной системе Интернет обеспечивает мгновенность загрузки новости при возможной мобильности адресата, при помощи гаджета. Но тексты печатных СМИ также остаются эффективными и влияющими на читателей. Отдельного внимания заслуживает язык средств массовой информации, благодаря которому определяется результативность. Для привлечения внимания читателя авторы используют приемы, такие как языковая игра, языковое манипулирование. В нашей статье мы рассмотрим особенности последнего приема.

Изложение основного материала исследования. Под языковым манипулированием понимают «вид языкового воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» [1, с. 99].

Эффективным является использование различных фигур речи. Например, в «Крымском журнале» авторы заголовков статей употребляют оксюморон с целью заинтересовать, заставить читателя удивиться и обратить внимание на заголовок и, соответственно, статью. Например, «беззвучная сигнализация» [6]. Слово «сигнализация» в первую очередь ассоциируется со звуковым сопровождением: железнодорожная сигнализация, морская сигнализация. Поэтому использование прилагательного «беззвучная» показывает сочетание противоречащих, на первый взгляд, слов. Но, изучив все определения слова «сигнализация», видим, что оно имеет также значение «действие», например, сигнализация флагами. Но прочитав статью, о низкой безопасности магазинов, понимаем, что в этом случае сигнализация должна «звучать».

В заголовке «Мягкая сила Олеси Харитоненко» [6], словосочетание «мягкая сила» носит оттенок оксюморона, но не является таким в связи с частым употреблением этих в контексте политики. Также слово «сила» является многозначным.

В текстах региональных СМИ наблюдается частое использование устойчивых выражения с целью привлечения внимания: «безопасность ниже плинтуса» [6], «собачья работа» [6], «хорошо забытое старое» [6].

В статье «Руссия»: добро пожаловать за счастьем!» повествуется об известном санаторно-оздоровительном комплексе г. Ялта. В тексте статьи используется фразеологизм «здесь отдыхают сильные мира сего» [3, с. 56]. Под значением фразеологизма мы понимаем, что в комплексе могут отдохнуть наиболее влиятельные люди, которые занимают высокое общественное положение и от которых зависит судьба других. Также это выражение можно трактовать с акцентом на слово «сего» в значение «этого». Существует формулировка «не из мира сего», так называют человека, который «увлеченный чем-то своим, непонятным другим». Таким образом, читатель понимает, что гости санаторно-оздоровительного комплекса «Руссия» положительные люди, и он может стать одним из них.

Для достижения эффективности восприятия текста, авторы используют узнаваемые фразы с целью произвести впечатление и показать себя знающими тенденции, возможно, чувство юмора. В заголовке «Рыба моя, Севастополь!» [4, с. 63] выражение «рыба моя» является устойчивым и показывает обращение мужчины к любимой женщине. Но город Севастополь - это мужской род. Если проанализировать этот заголовок, как, своего рода, заявление: знай Севастополь, рыба принадлежит мне, тогда он приобретает другой окрас и значение, узнаем, что он считает слово «рыба» восходящим из Библии, где описываются чувства царя Соломона и Суламит. Царь преподносит ей «блюдо из разных фруктов», что на иврите звучит «риба».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.