УДК 615.8+37.0
АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Коняхина Регина Александровна.
Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, г. Новосибирск, специалист по документообороту, [email protected].
Аннотация. В статье представлена характеристика термина «Аэробика» с учетом мнений разных авторов, выявлена актуальность данного вида фитнеса, а также раскрыты положительные аспекты влияния аэробики на организм.
Ключевые слова: физическая культура, фитнес, аэробика.
AEROBICS AS PHYSICAL AND EMOTIONAL UPBRINGING
Konyahina Regina A.
Siberian institute of practical psychology, pedagogy and social work, Novosibirsk, specialist by document management, [email protected].
Abstract. In the article there is the characteristic of definition 'aerobics' including views of different authors. Besides, here was adjusted the actuality of that type of fitness and disclosed assertive aspects of aerobics' influence on our organism.
Key words: physical culture, fitness, aerobics.
Двадцать первый век - это время технологий и прогресса. Оно диктует нам условия, которым должен соответствовать современный человек. Нельзя просто стоять на месте: нужно развиваться, совершенствоваться, везде и все успевать. Однако, зачастую, данные стремления подвергают человека физическим и эмоциональным нагрузкам.
Как говорил великий Аристотель: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» [1]. Смысл, лежащий в основе данного высказывания, действительно, глубок и актуален во все времена. Антонимом, упомянутого определения физического бездействия является физическое воспитание. В силу того, что спорт сегодня основательно вошел в нашу жизнь, и носит массовый характер, актуальным является исследование и анализ его влияния на человека.
Во главе заявленной темы лежит ключевое понятие - физическая культура. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») [7, ст. 2, п. 26].
На сегодняшний день, в качестве одного из видов массовой физической культуры, все большую популярность набирают фитнес-тренировки. Фитнес, по определению самого репрезентативного словаря спортивных и медицинских терминов - Оксфордовского словаря, включает в себя не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало [6]. Если не «работает» один из компонентов, то не действует и вся система. Таким образом, фитнес решает задачи оздоровления с позиций здорового образа жизни. Наиболее популярной формой оздоровительной тренировки в клубах являются групповые занятия аэробикой, которая стала частью фитнеса [4].
Для более точного понимания аэробики и ее составляющих, рассмотрим толкования разных авторов.
Таблица 1 - Интерпретация термина «Аэробика» разными авторами.
Автор/источник Толкование
«Аэробика», Кеннет Купер Физические упражнения, необходимые для укрепления здоровья, предназначенные для массового пользования
Современный толковый словарь Т.Ф.Ефремовой Комплекс физических упражнений, направленных на улучшение кислородного обмена организма и выполняемых под музыку
Большой энциклопедический словарь Ритмическая гимнастика
Толковый словарь Ожегова Оздоровительная ритмическая гимнастика, выполняемая под музыку без пауз и в быстром темпе
Ю.В. Семенова, П.Е Артамонова Эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений с высокой интенсивностью и сложно координированными элементами
Определение, предложенное американским врачом Купером [2], в данную таблицу внесено первым неслучайно, поскольку он является основателем и родоначальником аэробики. В целом же, все толкования не несут в себе противоречий и позволяют нам сделать вывод о том, что аэробика - это совокупность физических упражнений, направленных на подержание здоровья, внешней формы и внутреннего эмоционального удовлетворения.
Однако, чтобы не быть голословным, полагаясь на одни лишь интерпретации термина, целесообразным является доказательство двух главенствующих факторов (здоровье физическое, здоровье эмоциональное) путем анализа и систематизации накопленного теоретического и практического опыта (таблица 2).
Конечно, можно еще перечислять и перечислять положительные эффекты от занятий аэробикой, вдаваясь в детальные подробности. Но, на наш взгляд, были названы главные аспекты, которых достаточно для формирования соответствующих выводов.
Анализ накопленного опыта и исследований, касающихся данного вида фитнеса, а также личный практический опыт (при занятиях аэробикой) заставил задуматься о квалифицированности и подготовке инструкторов. Дело в том, что сегодня очень популярны групповые занятия в финес-клубах, где инструктор выступает в качестве «направляющего звена» и от качества и правильности
предложенной им программы зависит успех в достижении тех аспектов, о которых мы рассуждали ранее. Сегодня, отдельные институты физической культуры готовят бакалавров по данному виду оздоровительной двигательной деятельности. Выпуски же факультетов физического воспитания педагогических институтов не удовлетворяют требованиям новых форм услуг в фитнес-клубах и требуют специального обучения [4]. Большое значение в этой связи приобретает дополнительное профессиональное обучение. Подготовка инструкторов в основном осуществляется рядом частных клубов, ассоциациями, федерациями, лишь отдельные из которых имеют лицензирование на педагогическую деятельности. В. К. Бальсевич и Л.И. Лубышева отмечают низкий уровень информационный культуры специалистов-практиков: «На смену профессионалам уже приходят «умельцы».
Таблица -2. Основные аспекты влияния аэробики на организм
Теоретический аспект Практический аспект Примечание*
1.Снижается риск сердечно-сосудистых заболеваний 1. Аэробные упражнения относятся к таким видам нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени [2]. У тренированного человека сердце работает ритмично* и экономно, сердечная мышца укрепляется за счет развития сосудов. Выполнение физических упражнений повышает частоту пульса в 2-3 раза. Работающие мышцы требуют кислорода и скорейшего удаления из крови углекислоты
2.Улучшается деятельность органов брюшной полости 2. Аэробный класс направлен на активизацию дыхания, которому уделяется особое внимание. За счет чего улучшается вентиляция легких, открывается большое количество капилляров, укоряется кровоток, улучшается венозное кровообращение
3. Повышается координация* движений Например, при сгибании конечности, выполняя, скажем, приседания возбуждение нервных клеток, посылающих импульсы к мышцам-сгибателям, вызывает одновременно торможение клеток, связанных с мышцами-разгибателями. Координация подразумевает под собой согласование деятельности различных органов и систем организма, обусловленное сочетанием процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе [3, с. 210]
4. Улучшается дыхательная система В состоянии покоя частота дыхания* снижается, при мышечной же активности возрастает потребность в кислороде, что влечет к насыщению им легких. Дыханию уделяется особое внимание при тренировках. Так, например, на групповых занятиях опытный инструктор обязательно делает акцент на технику выполнения упражнения: «на вдохе приседаем, на выдохе поднимаемся»
5. Укрепляется костная система* Учеными доказано, что систематические занятия способствуют укреплению костных тканей и плотности костей за счет развития силы мышечных групп. Чем больше приходится умеренной нагрузки на кости, тем они крепче. Одно из исследований установили, что кости играющей руки у теннисистов более толстые и крепкие. У штангистов кости рук крепче, чем у бегунов [3]. Костная ткань постоянно обновляется. В детстве и юности кости наращивают максимальную плотность, а затем начинается ежегодная потеря костной массы -по 1% в год [5]
6. Аэробика - путь к похудению и подержанию веса в норме.* Аэробные упражнения позволяют избавиться от полукилограмма веса за каждые две недели. Для этого необходимо ежедневно тратить за счет физической активности 200250 килокалорий (при весе до 70 кг) [3]. Важно помнить, что достижения результата необходимо взять за правило «физические нагрузки + правильное питание». Один аспект без другого менее эффективны.
7. Аэробика улучшает интеллектуальные способности и повышает работоспособность В сообщении психиатра из Флориды доктора Рэя Киллинджера, показано, что у занимающихся физическими упражнениями наблюдается оригинальность мышления, возрастает способность к длительной концентрации внимания, ускоряется время решения умственных задач. Человек, тренированный по программе аэробики, обладает способностью быстрее менять объект внимания (переключать внимание), чем нетренированный.
8. Аэробика - средство эмоционального равновесия Занятия аэробикой заряжают позитивным настроем за счет выполнения ритмичных упражнений, музыкального сопровождения. Если заниматься в группе* также могут «сделать свое дело»: повышается стимул, мотивация благодаря некой конкуренции в борьбе за спортивный вид и здоровье. Доктор Майкл Полок, бывший директор Института исследования аэробики, отмечал, что у участников оздоровительных программ аэробики наблюдается множество положительных изменений эмоционального состояния. Значительно улучшается сон, появляется ощущение внутреннего благополучия, уменьшается напряжение, снимается депрессия.
На самом деле, значимость квалифицированности, профессионализма и компетентности фитнес-инструктора трудно переоценить. До настоящего момента в России отсутствовала определенная сформированная система подготовки инструкторов-тренеров по фитнесу и аэробике. Это своего рода проблема, ввиду быстрого развития и популярности фитнес-индустрии и важности квалифицированности тренеров. Явно назревает необходимость в разработке общей концепции подготовки и требований для тренеров по фитнесу и аэробике.
Решение данной проблемы, на наш взгляд будет возможно с введением профессиональных стандартов для педагогов дополнительного образования детей и взрослых которые включают такие должности как: тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель и тренер-преподаватель по спорту. В проекте профессионального стандарта указаны обязательные требования к квалификации людей, занимающихся тренерской деятельностью. Каждый тренер, независимо от того, в каком фитнес-направлении он работает, должен будет иметь подтверждающий квалификацию диплом установленного образца, что, безусловно, позволит улучшить качество услуг в фитнес индустрии.
Библиографический список:
1. Аристотель. Переводчик: Брагинская Н.В., Миллер Т.А. Этика. - АСТ. 2010. -496 с.
2. Купер К.. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224с.
3. Учебник инструктора групповых фитнес-занятий. - М.: Коммерческие технологии, 2001. - 316с.
4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. Том I. - М. 2002. -230 с.
5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. Том II. - М. 2002. -216 с.
6. Oxford Dictionary [Электронный источник] URL://http://www.oxforddictionaries.com (date of acces: 19.08.2015).
7. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ