Научная статья на тему 'Адыгский писатель-просветитель Хан-Гирей: духовно-культурные основы творчества'

Адыгский писатель-просветитель Хан-Гирей: духовно-культурные основы творчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
685
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щекихачева А. Х.

В национальном литературном процессе XIX начала XX века главенствующее направление получила литература, сформировавшаяся под влиянием идей русского Просвещения. Хан-Гирей (1808-1842) стоял у истоков адыгской просветительской литературы и явился одним из ярчайших ее представителей не только своего времени, но и всего XIX века в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адыгский писатель-просветитель Хан-Гирей: духовно-культурные основы творчества»

А.Х. Щекихачева

Адыгский писатель-просветитель Хан-Гирей: духовно-культурные

основы творчества

В национальном литературном процессе XIX - начала XX века главенствующее направление получила литература, сформировавшаяся под влиянием идей русского Просвещения. Хан-Гирей (1808-1842) стоял у истоков адыгской просветительской литературы и явился одним из ярчайших ее представителей не только своего времени, но и всего XIX века в целом.

Историк, этнограф, фольклорист, писатель, он оставил бесценное наследие, являющееся подлинной энциклопедией общественно-политической и духовной жизни черкесов (1). За непродолжительное время творческой деятельности (всего 7 лет) он создал следующие произведения: 1) историко-этнографическое сочинение «Записки о Черкесии» (1836, рукопись была обнаружена в середине XX столетия); 2) повесть «Черкесские предания» (Русский вестник. 1841. Т. 2. Кн. 4, 5); 3) очерк «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (там же. 1842. Т. 5. Кн. 1); 4) повесть «Князь Канбулат» (там же. 1844. Т. 2); 5) повесть «Наезд Кунчука» (Кавказ. 1846. № 37, 38; перепечатано в «Русском инвалиде». 1846. № 228, 229; в сборнике газеты «Кавказ» за 2-е полугодие 1846 года; в журнале «На Кавказе». 1909. Т. I. Вып. 2); 6) очерк «Мифология черкесских народов (отрывок из очерка "Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов")» (Кавказ. 1846. № 35; перепечатан в сборнике газеты «Кавказ» за 2-е полугодие 1846 года); 7) повесть «БесльнийАбат» (Кавказ. 1847, № 42-48; перепечатан в сборнике газеты «Кавказ» за 2-е полугодие 1847 года); 8) повесть «Князь ПшьскойАходягоко» (Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1893. Вып. 17).

Произведения Хан-Гирея стали широко известны еще в XIX веке: они печатались в крупных русских и зарубежных журналах и газетах, привлекали пристальное внимание известных ученых. Эти классические памятники

адыгской словесности, положившие начало ее истории, и до настоящего времени представляют большую ценность для кавказоведов и филологов.

В своем литературном творчестве Хан-Гирей опирался, с одной стороны, на идейно-художественные традиции родного фольклора и историко-этнографические сведения, с другой - на прогрессивные

осознать, что он сам может создать свою национальную литературу, основываясь на богатейших традициях устного народного творчества. Это, наряду с патриотическим порывом сохранить для потомства культурные ценности народа, побудило Хан-Гирея к активной и интенсивной работе по сбору и записи преданий, сказаний, песен и этнографических сведений. На наш взгляд, именно русская литература помогла Хан-Гирею и другим адыгским писателям понять, каким бесценным богатством они обладают, и таким образом избежать длительных поисков путей и основ создания национальной литературы. Перед ними был реальный образец, и они плодотворно им воспользовались. Кроме того, адыгским писателям-просветителям «оказался близок сам тип русской литературы, которая в отличие от европейских и восточных литератур не была для своего народа только литературой, была выражением социальных исканий народа. Проза адыгских писателей-просветителей была для народа его социологией, историей, философией, этнографией» (6).

Русская литература периода творчества Хан-Гирея претерпевала значительные изменения в прозаических жанрах. В частности, заметно было стремление к созданию большого прозаического полотна, поэтому особое развитие получили роман и повесть.

В 30-е годы XIX века появляется жанр исторического романа, успехи которого отражали развитие национально-исторического самосознания русского общества, подъем его интереса к прошлому России. Первым таким романом был «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829) М. Н. Загоскина. В последующие несколько лет появляется множество других, из которых наиболее значительные - «Рославлев, или Русские в 1812 году»

(1830) того же М. Н. Загоскина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. Полевого, «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова.

В романах М. Н. Загоскина воссоздается местный колорит через изображение черт народного быта прошлого. Однако, несмотря на заметное стремление к правдивому показу событий, на реалистичность зарисовок старинного быта, писатель испытывал влияние романтизма. Он мастерски строит композицию: подготавливает читателя к различным событиям в жизни героев, исподволь заинтриговывая его, создает напряженные ситуации, развязка которых зачастую неожиданна. Любовь автора к таинственному, загадочному связана со стилем его произведений.

В романах И. И. Лажечникова также заметно тяготение ко всему исключительному, таинственному, к сценам страсти; в них есть резкий контраст идеальных персонажей и злодеев, увлечение эффектными сценами, лиризм, постоянное вмешательство авторского «я», важную роль в ходе действия играют случайности. Все эти черты - свидетельство принадлежности И. И. Лажечникова как писателя к русским романтикам 1830-х годов.

Основные черты художественного почерка М. Н. Загоскина и И. И. Лажечникова особенно сказались на повестях Хан-Гирея «Черкесские предания» (одном из самых крупных его произведений), «Наезд Кунчука» и «Князь Канбулат». На творчество Хан-Гирея заметное влияние оказали также А. С. Пушкин и А. А. Бестужев-Марлинский, что особенно отразилось на структуре и стилистике повести «Черкесские предания».

Общей тенденцией литературного движения 1830-х годов был переход от романтизма к реализму, на что не раз указывал В. Г. Белинский, отмечая две линии в литературном процессе - одновременное существование поэзии «идеальной», романтической и поэзии «реальной», «поэзии жизни, поэзии действительности».

Хан-Гирей, начав с романтического изображения народной старины, перешел затем к реалистическому показу настоящей действительности.

Такой плавный переход от романтизма к реалии» наметился в биографических повестях «БесльныйАбат» и «Князь ПшьскойАходягоко», содержащих жизнеописания представителей знатных черкесских родов, старших современников писателя. Реализм этих произведений проявился в преодолении псевдоромантического восприятия т» Кавказа, в изображении социальных конфликтов, в способах обрисовки персонажей и стилистике повествования.

Мастерски воссоздавая образы исторических деятелей в вышеназванных биографически повестях, Хан-Гирей использует художественный метод Плутарха, ставший традиционным для последующих поколений, в том числе и для Карамзина. Как и Плутарх, а затем и Н. М. Карамзин, Хан-Гирей преследует цель показать достойные образцы поведения. Однако, восхваляя своих героев талантливо проявляющих себя на государственном поприще, просветитель Хан-Гирей критикует их как крепостников за жестокое отношение к простому народу, за недостойные методы, за недостойные методы используемые ими для утверждения своей власти и классовых интересов.

Таким образом, можно сказать, что Хан-Гирей в своем творчестве опирался на труды известного русского историка Н. М. Карамзина, особенно на «Историю государства Российского», и древнегреческого моралиста, мастера биографического жанра Плутарха, автора «Сравнительных жизнеописаний» (7).

Литературно-художественные черты историко-этнографического сочинения Хан-Гирея «Записки оЧеркесии» обусловлены традициями художественной историографии, заложенными отцом истории Геродотом и блестяще развитыми Н. М. Карамзиным. Общеизвестно, что его^««.< тория государства Российского» вошла 5 т» скую культуру и как выдающееся историкам исследование, и как художественное прс;::зс_: ние. Эти же черты научности и литерат;. гАи 1 присущи «Запискам о Черкесии» Хан-Гиреи и способу изложения исследовательского чзАяч ала они сохраняют характер

художествен*!!* повествования, свойственный русской и":э»и| графин той поры.

Произведения Хан-Гирея свидетель ст.'к о высоком художественном мастерстье ни сателя, его великолепной способности -»я| чески использовать богатейшие трад и :::«•.» и» ционального фольклора, русской и у.:ош| литературы для глубокого и многосторонне:! отображения истории своего народа, его :«» ственного развития, особенностей традкл*»* ного быта и духовной культуры. Как вер:-*; И метил литературовед Т. Чамоков, в твор*-гп< Хан-Гирея «произошло своеобразное :; ние, а нередко слияние двух стилевых тации - книжно-романтической и национально-фольклорной» (8).

Литература

1. См. о Хан-Гирее: Хашхожева Р. X. Адыгс-кие просветители XIX -начала XX в. Нальчик, 1993. С. 25-38; Поиски и находки: избранные ст. Нальчик, 2000. С. 48-102; Избранные произведения Хан-Гирея. Нальчик, 1974. С. 3-54; Избранные произведения Хан-Гирея. Нальчик, 1989 (2-е доп. изд.). С. 3-51.

2. Мижаев М. И. Хан-Гирей как фольклорист // Вопросы кавказской филологии. Нальчик, 1994. Вып. 2. С. 69.

3. Аутлева С. Ш. Адыгские историко-героичес-кие народные песни ХУ1-ХУШ веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тбилиси, 1965. С. 5.

4. Бекизова Л. А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. С. 138-144.

5. Пушкин А. С. Поли.собр. соч. Т. 11. М, 1949. С. 40.

6. Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов (опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996. С. 275.

7. Хашхожева Р. X. Античные традиции в творчестве Хан-Гирея // Филологические труды. Сб. статей. Вып. 1. Нальчик, 1977. С. 85-92.

8. Чамоков Т. Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.