Научная статья на тему 'Адвентизм в XXI В. : постмодернистский период'

Адвентизм в XXI В. : постмодернистский период Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
110
22
Поделиться
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / АДВЕНТИЗМ / МОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Кульчицкий Анатолий Ефимович

Постмодернизм это социокультурный феномен, который раскрывает новое видение относительно действительности, сложившиеся и за-крепившиеся в 90-х гг. XX в., как вызов на глобальные изменения новейшего времени.Стремительные процессы преобразования геополитического пространства России, политические и социальные перемены, смена духовных ориентиров, все это поспособствует общественному мировоззрению общества. Автор старается поднять актуальность рассматриваемой темы, дать оценку происходящему и решить проблему.

Adventism in the 21st century: post-modernist period

Postmodernism is a new cultural phenomenon and a new approach to reality that emerged in the 90ies of XX century as a reaction to global turmoil of modern times.The rapid transformation of the geopolitical space of Russia, political and social change, change of spiritual orientation, which contributed to the public mindset. The author tries to raise the relevance of the subject, to assess and solve the problem.

Текст научной работы на тему «Адвентизм в XXI В. : постмодернистский период»

УДК 304

Адвентизм в XXI в.: постмодернистский период

Кульчицкий А.Е.

Магистр Богословия, соискатель кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета, юрист

Постмодернизм - это социокультурный феномен, который раскрывает новое видение относительно действительности, сложившиеся и закрепившиеся в 90-х гг. XXв., как вызов на глобальные изменения новейшего времени.

Стремительные процессы преобразования геополитического пространства России, политические и социальные перемены, смена духовных ориентиров, все это поспособствует общественному мировоззрению общества. Автор старается поднять актуальность рассматриваемой темы, дать оценку происходящему и решить проблему.

Ключевые слова: Церковь, адвентизм, модернизм, постмодернизм, лидер.

Современный мир, по сравнению с прошлым живет по другим правилам. Человеческая жизнь вносит собой глобальные изменения в области технологий, так и в области мышления. Общество становится все более и более информационным (постиндустриальным).

Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня, действующая на постсоветском пространстве, насчитывает более 1,7 тыс. местных общин и групп. В Церкви работают различные учреждения: «За-окская Духовная Академия (ЗДА) - первое высшее протестантское учебное заведение в России, основанное в 1988 году, Заокский христианский гуманитарно-экономический институт (ЗХГЭИ), издательство "Источник жизни", Институт Перевода Библии, клиника для детей, больных церебральным параличом в Рязани, радиотелецентр "Голос надежды" в Туле, телекомпания "Три ангела" в Нижнем Новгороде, представительства Адвентистского агентства помощи и развития (АДРА) в различных регионах России, ряд общеобразовательных школ, гимназия и др.» [1, с. 283]. Справедливо заметил академик С.С. Аверинцев, что сегодня «адвентисты и другие неопротестантские деноминации успешно проявляют свойственный им динамизм» [2, с. 481].

Несмотря на то, что Церковь обладает большим потенциалом, вызовы времени неумолимо теснят 280

ее. Ранее считавшиеся системы ценностей без сожаления подменяются другими, производя глобальные перемены в мировоззрении людей.

Да, мы живем в век перемен. С ошеломляющей скоростью меняется духовный ландшафт общества. Этот важный переход в мышлении оказывает огромное влияние на понимание Церкви относительно ее природы, ее особенностей и бросает серьезный вызов ее миссии. Церковь стоит перед новой реальностью, для которой традиционная модель развития зачастую становится чуждой. Однако, нельзя согласиться с тем, что Церковь должна раствориться в современной культуре, потеряв свою идентичность. Напротив, в ее обязанности входит искать такие методы общения и взаимопонимания, который были бы ясны и понятны современному поколению, обеспечив их необходимыми духовными ориентирами и ценностями, необходимые для них в этот период перемен.

Адвентисты, как и все христиане, считают, что Евангелие будет возвещаться «живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр. 14: 6). В этот сложный период истории, в век нигилизма и скептицизма, когда так безжалостно попираются духовные ценности, да и само понятие «духовность» утратила свое значение, заменив его чем-то другим, это вечное евангельское воззвание включает в себя и миссию людям постмодерна.

С этой целью 14-16 ноября 2013 г. в помещении Заокской Духовной Академии Тульской области проходил методологический Форум по духовной работе в постмодернистском и секулярном обществе. Кто такие постмодернисты, чем они руководствуются, в чем сложность этого общества, и как могут христиане повлиять на них? На эти вопросы приходилось давать ответы.

На вопрос, что представляет собой постмодернизм, ответов предложено, не мало, и порой они разные. Но во многом их объединяет что-то общее: «постмодернизм — это резко негативное отношение к модернизму, т.е. новоевропейской рациональности, стилю, дискурсу, культуре, восходящим к эпохе Просвещения» [3, с. 110]. Более краткое литературное определение постмодернизма даёт Жан-Франсуа Лотар, определяет его так: «недоверием ко всем метаизложениям» [4, с. 24] .

Ученый в области социологии У. Д. Барнард называет постмодернизм «бесцельным, аморфным, всеядным, горизонтально структурированным, патологически популярным явлением современной культурной жизни» [5, с. 88].

Следующие определение гласит: «Постмодернизм — это реакционное движение, мощная обратная реакция группы людей против самонадеянного подхода, который бытовал в эпоху модернизма с его преклонением перед авторитетом науки и доказательства» [6, с. 24]. Постмодернисты могут и не отрицать Бога, но они не имеют с Ним развивающихся отношений.

Нередко приходится сталкиваться с неправильным пониманием слов светский, постмодернистский, плюралистический и современный, используя их как синонимы, но это далеко не соответствует истине. Светский (мирской) человек не верит в Бога вообще, плюралист верит во многих богов или многие истины. Современный человек просто живёт в одно время с вами, но с постмодернистом дело обстоит гораздо сложнее и приводит к предсказуемым действиям. Люди, живущие в этом периоде, имеют свое представление о духовных вещах и расставляют их по своей приоритетной шкале.

Леонтий Гунько, преподаватель ЗДА, провел социологические исследования жителей города Москвы с целью выяснения их ценностных ориентаций и духовных запросов. Результаты говорят сами за себя (см. рис. 1) [7, с. 3].

Реакцией постмодернизма на промахи модернизма стало отвержение универсальной истины и возведение терпимости в ранг высшей добродетели. Но

1 Метаизложения - повествования или истины, концепции, которые являются матрицей для всего остального в жизни.

такой подход упирается в противоречивые границы, ведя к системе избирательной терпимости. Стивен Коннор говорит: «Что поражает больше всего, так это степень единодушия в рассуждениях постмодернистов о том, что единодушие больше невозможно, а также их авторитетные заявления об исчезновении высшего авторитета и всеобщее принятие идеи, что в современной культуре всеобщие взгляды никак не достижимы» [8, с. 24]. Иными словами, постмодернизм утверждает, что невозможно быть уверенным в абсолютных истинах.

Наиболее распространённое заблуждение по поводу постмодернизма зиждется на представлении, что постмодернизм полностью отрицает истину, и таким образом всё делает относительным. Постмодернисты не отрицают объективной реальности; они просто сомневаются в нашей способности отличить истину от её суррогата. Они не отвергают истину, они просто не уверены в том, что она, содержится в Библии и что ее легко найти.

Вот понимание самой Церкви постмодернистского периода записанной в «Настольной книге теологии»: «В последнее время постмодернизм поверг мыслителей всех богословских направлений в кризис самоопределения, поскольку он ставит под сомнение главные предпосылки эпистемологии эпохи Просвещения. Постмодернистский разум больше не уверен в том, что человечество способно посредством разума доказывать верность философских, научных и религиозных постулатов. Он отказывается ограничить истину рациональными измерениями, тем самым свергая человеческий рассудок с престола как беспристрастного арбитра истины...» [9, с. 415].

В 2012 г. Заокская Духовная Академия организовала докторскую программу по специализации «Доктор практической теологии» в области «Лидерства» в сфере духовного образования Евро-Азиатского региона, с участием зарубежных преподавателей из ведущего адвентистского на-

Чем вы интересуетесь?

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0

Кино и/или телевидение Музыка Спорт Интернет Семейные отношения Здоровый образ жизни Путешествия Литература Воспитание детей Мода, дизайн Религия Бизнес История

Компьютерные технологии Изобразительное искусство Театр Наука

Общественно-политическая деятельность Национальные традиции Философия Эзотерика Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Социологические исследования жителей г. Москвы

Какой должна быть церковь?

Ваш ответ 13

Где бы я испытывал радость 11,8

Чтобы я чувствовал себя нужным 11,2

Где бы я нашел друзей 4,3

Должна звучать хорошая проповедь 13

Я не должен чувствовать себя одиноким 10,2

Здание должно.

быть величественным 13,4

Служители должны быть

людьми с безупречной репутацией 37,9

Важно, как люди живут и . относятся друг ко другу 35,7

Люди ищут возможность послужить 22,7

Рис. 2. Социологические исследования жителей

учно-образовательного центра - Университета «Андрюса». Там были представлены новые методы обучения, учитывающие сложность времени, что в синтезе с прежними методами помогут нашему образованию стать еще более эффективным в период постмодернизма.

Преподаватель Н.И. Щеглова поделилась своими размышлениями о важности такой специализации: «Мы должны серьезно относиться к лидерству и практиковать настоящее лидерство. Для меня было открытием, что лидерство - это предоставление новых возможностей тем людям, которые находятся рядом с тобой, то есть подлинная забота о ближних. Для меня это было очень ценным в этой программе. Это изменяет жизнь. Ты начинаешь думать не так, как учили в советские времена, что лидер -это заводила, тот, кто идет впереди, несет знамя, а все остальные пусть поспевают за ним. Лидер - это тот, кто всматривается в жизнь окружающих людей и пытается обеспечить им возможности для развития» [10, с. 25]. Это лидеры нового типа.

Первостепенной задачей Церкви является, - умение предвидеть последствия этого феноменального изменения и четко излагать христианское вероучение библейских доктрин подрастающему поколению, среди истолкований несущих противоречивый характер действительности. Второе, священнослужители должны проявлять интерес к новым переменам в области социокультурного аспекта, чтобы иметь возможность найти эффективные пути к сознанию современного человека.

И следующий шаг для того чтобы достичь влияния на постмодернистское общество, у которого есть своя концепция на Церковь, ей следует вернуться к духовным основам: жить по библейским принципам, поддерживать искреннюю дружбу, проявляя заботу о практических нуждах людей и предоста-282

вить новым ученикам возможность собственного отождествления посредством ощущения сопричастности. Исследования москвичей показали, какой должна быть церковь и что люди ожидают от ее служителей (см. рис. 2) [7, с. 24], которые должны проявлять свою веру в жизни, потому что «только такую веру могут принять постмодернисты. Сегодня нужнее не те христиане, что готовы умереть за Христа, а те, что готовы жить за Него» [6, с. 10].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что «...несмотря на противоречивый характер культуры, в становлении и развитии которой христианство играет исключительно г. Москвы важную роль, точно так же и культура влияет на Церковь, которая была и остается неотъемлемой частью социума. В этом закономерном взаимодействии Церковь обретает особое видение - осознает свою реальную ответственность за общество, в котором она существует. Язык веры должен быть понятен современникам и одновременно не противоречить языку Церкви, а потому диалог между Церковью и культурой не только необходим, но и неизбежен» [1, с. 131].

Литература:

1. Основы социального учения Церкви Христиан АСД. - М.: Источник жизни, 2009. - 288 с.

2. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х т. Т. 3. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 783 с.

3. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - 1992. - № 1.

- С. 109-136.

4. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. - Minneapolis, MM: University of Minnesota, 1984. - 144 p.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: пособие для студентов. - М.: Логос, 1995. - 144 с.

6. Пуджик М. Переосмысливая Евангелизм в постмодернистской культуре // Альфа и Омега. -2014. - № 41. - С. 9-12.

7. Гунько Л.П. Благовестие в постмодернистском обществе на примере социологического исследования жителей г. Москвы.

8. Connor S. Postmodernist Culture: An Introduction to Theories of the Contemporary. - Oxford, UK: Blackwell, 1998. - 327 p.

9. Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД. Т.12. - М.: Источник жизни, 2010. - 434 с.

10. Новоселова А. Христианское образование - будущее церкви // Адвентистский вестник. - 2012.

- № 3. - С. 24-25.

Adventism in the 21st century: post-modernist period

A.E. Kuchitskiy Kazan (Volga Region) Federal University

Postmodernism is a new cultural phenomenon and a new approach to reality that emerged in the 90-ies of XX century as a reaction to global turmoil of modern times.

The rapid transformation of the geopolitical space of Russia, political and social change, change of spiritual orientation, which contributed to the public mindset. The author tries to raise the relevance of the subject, to assess and solve the problem.

Key words: Church, adventism, modernism, postmodernism, leader.