Научная статья на тему 'Адвентизм Седьмого дня — наследие и рецепция Реформации'

Адвентизм Седьмого дня — наследие и рецепция Реформации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адвентизм Седьмого дня — наследие и рецепция Реформации»

Адвентизм Седьмого дня — ы

наследие и рецепция Реформации ч

^

й

В 2032 г. пройдет двести лет с года публикации богослов- ^ ц О*

ской гипотезы Уильяма Миллера, с деятельностью которого ы

связано историческое оформление адвентизма. В связи с этим й мы предлагаем читателю (не претендуя на полноту изложе- ^ ния) обзор двух основных догматических и вероучительных ° положений адвентизма, развивающих идеи эпохи Реформа- ^ ции. В строгом смысле период Реформации можно ограничи- : вать 1517 и 1648 г., однако он имел далеко идущие последствия. Еще Ф. Шафф указывал на то, что «великое интеллектуальное пробуждение», «возникновение духа национальной независимости» и средневековые движения обновления (лолларды, гуситы, братья общей жизни, вальденсы, друзья Бога и др.) «внесли свой вклад в великие перемены и проложили путь для новой эры христианства»1. Реформация, первоначально явившая себя, как движение за возвращение к евангельскому учению ранней христианской церкви, впоследствии обусловило конфессиональное многообразие протестантизма.

Напомним, что адвентизм возник в начале XIX в. на территории Соединенных Штатов Америки среди адептов евангелических деноминаций (баптистов, методистов, пресвитериан и др.). В названии этого религиозного движения — Адвентизм Седьмого Дня — равно отражены два принципа вероисповедания этого протестантского учения, а именно: 1) вера в Адвент (лат. а^епШБ — «пришествие»), то есть в близость Второго пришествия Иисуса Христа на землю для установления Его вечного Царства; 2) соблюдение библейских Десяти Заповедей с особенным почитанием Седьмого дня недели — Субботы.

Второе пришествие Христа является одним из главных догматических положений христианства, неоднократно упомянутый в Библии (Мф 16:27; 24:27; 25:31; Мк 8:38; Лк 12:40; 1 Ин 2:28; 1 Кор 4:5; 1 Фес 5:2-6) и отраженный Никео-Констан-тинопольском Символе веры («...и снова грядущего со сла-

1 Шафф Ф. История христианской церкви. Т.УП. СПб, 2009. С.16.

га вою судить живых и мертвых, Царству Его не будет конца»)2. о Отметим, что эсхатологическое мироощущение христиан-tj ства в разные исторические эпохи вступало в противоречие О с социокультурной ситуацией, что, в первую очередь, способ-л ствовало изменению представлений об избавлении от брен-

CQ

о ности этого мира посредством близкого пришествия Спасись теля — Иисуса Христа. В частности, острое эсхатологическое ^ переживание было очень характерным для протестантской 2 среды во второй половине XVIII-XIX вв., когда происходила ^ очередная историко-культурная «смена вех».3 ч Такие деятели, например, как Эдвард Ирвинг (1792-1834)

^ и Роберт Халдане (1764-1843) много размышляли о конце света, а их идеи в свою очередь побудили Эндрю Фуллера (1754-1815) и Вильямса Керри (1761-1834) и др. к активной миссионерской деятельности. Заметим, что острое апокалипсическое мироощущение было характерно и для эпохи Реформации, что можно проиллюстрировать на примерах известного памфлета Томаса Лаптона «Падение Вавилона» 1597 г., где апокалипсические ожидание «года Зверя» были связаны с 1666 г. (ср.: Откр. 13:18),4 или широко известного сочинения «Ключ Апокалипсиса» Джозефа Мида (Mead или Mede) 1627 г. Согласно последнему, падение Антихриста и пришествие Христа должны были произойти в 1655 г., однако позже (поскольку прогнозируемое событие не произошло) дату перенесли на тот же 1666 г.5

На американском континенте, в Соединенных Штатах Америки, в среде протестантов общественные, социальные, религиозные и духовные переживания воплощались в череде «Великих пробуждений» (Great Awakening), которые характеризовались особенным вниманием к эмоциональной сто-

2 Лебедев П. Руководство к пониманию православного богослужения. СПб., 1898. С. 10-11.

3 Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М., 1982. С. 27.

4 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение 13: 18, Брюссель, 1989. С. 1833.

5 Дмитриев И. Идолы школы // Поиск гармонии в мире хаоса: Ян Амос Коменский и современная философия образования: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 86-88.

роне веры. Это феномен носит название ривайвелизма (от ^ англ. revival — возрождение, оживление). Конечно, одной из его причин можно видеть протест рядовых американцев про- ^ тив прихода эпохи крупного, монополистического капитала... ^ Однако все же подлинным содержанием ривайвелизма стано- ^ вится призыв к моральному и духовному обновлению и так- ^ же возвращению к стандарту истинного христианства перво- ^ апостольской церкви. Эти идеи, безусловно, созвучны иделам ^ эпохи Реформации. Кроме того, в ривайвелизме ярко прояв- ^ ляется эсхатологическое мироощущение и апокалипсическая ^ рефлексия современности. Для ривайелизма были характерны ? идеи о Божественной предназначенности американского христианства к созданию Царствия Божия на Земле, выражавшиеся в массовых покаяниях и «обращениях». Подразумевалось, что эти духовные практики мгновенно приводили к состоянию духовного катарсиса, освящения и «рождения свыше». Об этом писали проповедник Джонатан Эдвардс (1703-2758), один из основателей методистской церкви Джордж Уайтфилд (1714-1770), ректор Йельского университета Тимоти Дуайт (1752-1815), евангелик и президент Оберлинского колледжа Чарльз Финни (1792-1875) и наконец проповедник и миссионер Дуайт Муди (1837-1899).

В целом, принято говорить о четырех периодах пробуждения: в 1720-1750-х гг. (Первый), в 1787-1840-х гг. (Вторый), в 1850-1900-х гг. (Третий) и в 1960-1980-х гг. (Четвертый). Движение второй половины ХХ в. при этом не было сугубо американским, но было частью общеевропейских движений обновления6. Наиболее значимым же является период Второго Великого Пробуждения, который можно, как представляется, назвать «американской Реформацией». Для этого периода было также характерна острая эсхатологическое чувство, которое особенно ярко нашло отражение в деятельности Уильяма Миллера (1782-1849) — основоположника и лидера Миллеритского движения, повлиявшего и на сложение Адвентизма Седьмого дня7.

6 Sweet W. W. Revivalism in America. New York, 1944. P. XII.

7 Gordon M. J. Encyclopedia of American Religions. Vol. 2. P. 21-22.

га Изучая Откровения Иоанна Богослова и книге пророка

о Даниила и сопоставляя описания с состоянием современно-

tj го мира, У. Миллер «был вынужден поверить в то, что этот

О мир только что подошел к концу срока, отведенного ему

л на существование»8. Он стремился рассчитать точную дату га

о возвращения Христа на землю и в результате изучения, он g пришел к мысли о том, что тысячелетнее царство Христо-^ во должно начаться не прежде (как традиционно считалось), 2 но после конца мира. Кроме того, он полагал, что Второе ^ Пришествие уже близко, и по его расчетам оно должно было ч наступить между 1843 и 1844 гг. Идеи Миллера были опубли-^ кованы в 1832 г. в баптистской газете «The Vermont Telegraph». Годом позже была издана брошюра «Свидетельства из Писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о Его личном царстве в продолжении 1000 лет». Наконец, в 1836 г. У. Миллер опубликовал более обстоятельный труд в виде книги, содержащей 16 лекций «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 году, изложенные в обзоре докладов»9. И хотя его расчеты оказались ошибочны, его многочисленные последователи сохранили веру в идею скорого пришествия в «скором, но неопределенном времени» и получили оформление как адвентисты на конференции, состоявшейся 29 апреля 1845 г. в Олбани (штат Нью-Йорк, США)10.

Второй отличительной особенностью учения и практики адвентизма стало почитание и проповедь святости седьмого дня — Субботы. Как известно, иудеями именно суббота — Шаб-бат — была праздничным днем, воспоминанием о седьмом дне творения, тогда как в христианстве почитание субботы отошло на второй план: первичной стала идея о Воскресении Христовом. Этому способствовало развитие культа святых и сложение

8 Miller W. Encyclopcdia Britannica [Электронный ресурс] || URL: https:||www.britannica.com|biography|William-Mille (дата обращения 25.01.2022).

9 Carrol H. K. ^e religious forces of the United States. New York, 1986. Р. 2.

10Духовно-историческое наследие церкви адвентистов седьмого дня.

Пророческие корни Адвентистского движения. [Электронный ресурс] || URL: https:||egw-heritage.esd-sda.org|milleritstkoe-dvizhenie (дата обращения 25.01.2022).

t

праздничного календаря. В ходе Реформации литургический календарь был существенно реформирован, однако Лютер всячески избегал проводить параллели между воскресным днем ^ и субботой. Напротив, Жан Кальвин считал что, с одной сторо- ^ ны, освящение одного, отдельного дня в неделе уже не имеет обя- ^ зательного характера, но с другой — что заповедь поклонения ^ Творцу остается и поэтому говорил, что суббота есть прообраз ^ духовного покоя, который исполнился во Христе11. ^

Одной из идей, характерной для английской Реформа- ^ ции, станет именно проповедь о субботе как дне Господнем. ^ В частности, Джон Брэдфорд и Хью Латимер во «Второй Кни- ? ге проповедей» (1562) подчеркивали, что суббота есть день Господень, в которую все должны прекратить всякую работу и совершить поклонение Богу в соответствии с Четвертой заповедью Бога, упокоившегося от дел Своих12. Сторонники радикальной реформации, называвшие себя пуританами (от англ. Puritans, от лат. puritas «чистота»). Пуритане, как библейские фундаменталисты, сохранив воскресную литургию, впервые в истории христианства назвали его «субботой». Немаловажным в споре о субботе становится аргумент о подражании Христу: если Спаситель соблюдал субботу, ее надлежит исполнять также и христианам. Поскольку закон о строгом соблюдении «субботы» (воскресенья) не был поддержан в 1565 г., для многих адептов это стало поводом для миграции. Как считается, именно группа английских пуритан, высадившаяся в 1620 г. недалеко от Плимут-Рока, привнесла в американский баптизм идею святости субботы. Так возникло движение, известное как Баптисты Седьмого дня, адепты которого соблюдают «субботнее воскресение».

Внутри адвентизма «субботнее» движение получило развитие в 1844 г. Благодаря деятельности баптистки Рахиль Престон, которая в конце лета 1844 г. она прибыла из штата Нью-Йорк в Вашингтон (Нью-Гэмпшир), где была небольшая адвентистская община. Проповедь Престон была очень

11 Gaffin B. R. Calvin and the Sabbath: The Controversy of applying the Fourth Commandment. Mentor Series, 1998, P. 141-142.

12 Gilfillan J. The Sabbath Viewed in the Light of Reason, Revelation, and History. New York, 1865. P. 41.

га убедительна, и община пришла к мысли о необходимости о соблюдать субботу. Так появилась первая община Адвенти-tj стов Седьмого дня, состоящая, первоначально, из 40 человек13. О Аналогичным образом от баптистов пришел к идее почитал ния субботы и Т. М. Пребл, адвентист, написавший «Трактат,

CQ

о доказывающий, что седьмой день следует соблюдать в суббо-g ту, а не в первый день». Его труд повлиял на Джозефа Бейтса, ^ который, в свою очередь, написал в защиту субботы неболь-2 шой труд «Суббота в седьмой день, вечное знамение» (1846). ^ Именно его работа оказала влияние на пресвитера Джеймса ч Уайта (1821-1881) и его супругу Эллен Уайт (1827-1915), кото-^ рых можно назвать «пионерами» движения Адвентистов Седьмого дня. Официальная регистрация Церкви Адвентистов Седьмого дня (Seventh Day Adventists, SDA) произошла в 1860 г., а с 1863 г. она вошла в состав Генеральной Конференции Всемирной Церкви Адвентитстов Седьмого Дня14.

Игорь Витальевич Левин, магистр богословия, аспирант, Русская Христианская Гуманитарная Академия (наб. р. Фонтанки, д. 15, Санкт-Петербург, Россия, 191011)

levit1962@gmail.com

Igor Vitalievich Levin, Master of Theology, Postgraduate student, Russian Christian Humanitarian Academy (Fontanka River Embankment, 15, Saint Petersburg, Russia, 191011)

levit1962@gmail.com

13 Conradi А. Die Geschichte des Sabbaths. Basel; Hamburg, 1891. P. 114.

14 Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. СПб, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.