Научная статья на тему 'АДР-первая демократическая республика на Востоке. (в связи со 100 летием АДР)'

АДР-первая демократическая республика на Востоке. (в связи со 100 летием АДР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ПРАВО НАЦИЙ И НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / THE RIGHT OF NATIONS AND PEOPLES TO SELF-DETERMINATION / КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / CULTURAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нуриева Ирада Тофик Гызы

В статье под названием “АДР-первая демократическая республика на Востоке” дана политическая оценка данному событию на Южном Кавказе. Несмотря на сложное политическое положение на Востоке в Азербайджане была провозглашена первая демократическая республика дающая равные права всем народам, населяющим ее территорию. 19 ноября 1918 года Национальный Совет принял “Закон об образовании Азербайджанского Парламента” с участием представителей всех национальностей Азербайджанской Республики. И это доказательство политики АДР по отношению к национальным меньшинствам. Защита прав и свобод всех граждан Азербайджана как основное направление национальной политики Азербайджанской Демократической Республикой рассматривается как определяющий фактор существования демократического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нуриева Ирада Тофик Гызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An article titled "ADR the first democratic republic in the East" provides a political assessment of this event in the South Caucasus. Despite the serious political instability in the East, Azerbaijan was proclaimed the first democratic republic giving equal rights to all peoples living on its territory. On November 19, 1918, the National Council adopted the "Law on the Establishment of the Parliament of Azerbaijan" with the participation of representatives of all nationalities living in the Republic of Azerbaijan. And this proves the policy of the ADR towards the national minorities. The protection of the rights and freedoms of all citizens of Azerbaijan as the main direction of the national policy of the Azerbaijan Democratic Republic is considered the crucial factor of the existence of a democratic society.

Текст научной работы на тему «АДР-первая демократическая республика на Востоке. (в связи со 100 летием АДР)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК - 328 ББК - 66.02

АДР-ПЕРВАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА НА ВОСТОКЕ.

(в связи со 100 летием АДР)

Нуриева Ирада Тофик гызы

Доктор политических наук, профессор кафедры «Общественных наук» Азербайджанского Государственного Университета Нефти и Промышленности, г. Баку

АННОТАЦИЯ

В статье под названием "АДР-первая демократическая республика на Востоке" дана политическая оценка данному событию на Южном Кавказе. Несмотря на сложное политическое положение на Востоке в Азербайджане была провозглашена первая демократическая республика дающая равные права всем народам, населяющим ее территорию. 19 ноября 1918 года Национальный Совет принял "Закон об образовании Азербайджанского Парламента" с участием представителей всех национальностей Азербайджанской Республики. И это доказательство политики АДР по отношению к национальным меньшинствам. Защита прав и свобод всех граждан Азербайджана как основное направление национальной политики Азербайджанской Демократической Республикой рассматривается как определяющий фактор существования демократического общества.

ABSTRACT

An article titled "ADR - the first democratic republic in the East" provides a political assessment of this event in the South Caucasus. Despite the serious political instability in the East, Azerbaijan was proclaimed the first democratic republic giving equal rights to all peoples living on its territory. On November 19, 1918, the National Council adopted the "Law on the Establishment of the Parliament of Azerbaijan" with the participation of representatives of all nationalities living in the Republic of Azerbaijan. And this proves the policy of the ADR towards the national minorities. The protection of the rights and freedoms of all citizens of Azerbaijan as the main direction of the national policy of the Azerbaijan Democratic Republic is considered the crucial factor of the existence of a democratic society.

Ключевые слова: республика, демократия, парламент, право наций и народов на самоопределение, культурная автономия.

Keywords: republic, democracy, parliament, the right of nations and peoples to self-determination, cultural autonomy.

После Февральской революции 1917 года, в результате чего пала Российская империя, общественно-политическое положение на Южном Кавказе было напряженным. После октябрьского переворота и прихода к власти большевиков обстановка еще больше осложнилась.

В начале января 1918 года большевики разогнали Учредительное Собрание, обсудив политическое положение на Южном Кавказе, приняли решение о созыве Закавказского Сейма, который 26 мая 1918 года объявил о самороспуске. В этот же день провозглашается независимость Грузии.

27 мая азербайджанские депутаты бывшего Сейма на чрезвычайном заседании обсуждают создавшееся политическое положение. Бывшие члены Сейма азербайджанской национальности единогласно провозгласили Временный Национальный Совет Азербайджана, председателем которого был избран М.Э.Расулзаде. 28 мая состоялось I заседание Национального Совета, которое в 24 голоса объявило учреждение Азербайджанской Демократической Республики в пределах Восточного и Южного Закавказья, огласило "Акт о независимости Азербайджана" [9, 4, с. 15]. Так как, г. Баку был

в руках армянских националистов и большевиков, возглавляемое С.Шаумяном правительство решило временно функционировать в городе Гянджа. [2, с. 26].

31 июля 1918 г. Советская власть прекратила свое существование в г. Баку. Власть в городе перешла в руки так называемой "Диктатуры Центра-каспия", состоящая, в основном, из эсеров и дашнаков. 15 сентября 1918 г. азербайджанские войска освободили г. Баку от диктатуры, через три дня и турецкие войска вошли в город для оказания помощи азербайджанским войскам. 17 сентября правительство Азербайджана во главе Ф. Х. Хойским прибыло из Гянджи в г. Баку.

30 сентября 1918 г. Османская Турция, как побежденная сторона в I Мировой войне, вынуждена была заключить Мудросское перемирие с Великобританией, согласно которому Османская Турция обязалась вывести свои войска из Южного Кавказа, в том числе из Азербайджана [4, с. 16; 3, с. 51]. Это развязала руки армянским националистам, которые с новой мощью продолжили опустошать азербайджанские поселения.

17 ноября 1918 г. английские войска во главе с генералом Томпсоном из Анзали прибыли в г. Баку. По его требованию азербайджанские войска были выведены из г. Баку.

В такой сложной политической обстановке правительство Азербайджана выбирает единственно правильный путь - решение проблемы политическим путем. 19 ноября Национальный Совет принял "Закон об образовании Азербайджанского парламента" [10] с участием представителей всех национальностей Азербайджанской Республики.

В парламенте АДР из 120 депутатских мест 80 были представлены азербайджанским тюркам, 21 -армянам, 10 - русским, по одному месту немцам, евреям, грузинам и полякам, 5 мест было отведено представителям профессиональных организаций, 3 места - Бакинской профсоюзной организации, 2 места- Совету Бакинских нефтепромышленников и торгово - промышленному союзу.

На начальном этапе своей деятельности Азербайджанский Парламент состоял из 97 членов и функционировал на многопартийной основе. Самую крупную парламентскую фракцию образовали представители партии "Мусават", совместно с группой беспартийных деятелей в составе 38 человек. Партия "Иттихад" имела в парламенте 13 человек, "Экрар" - 7, фракция социалистов, состоящая из членов "Гуммета" и мусульманского социалистического блока - 13, Славяно - Русское Общество - 4, партия "Дашнакцутюн" - 4 (даже несмотря на то, что эта партия была лидером в резне мусульманского населения - от авт.). По 4 члена имели фракции национальных меньшинств и армянские общины [11].

Состав Совета Министров также был многонациональным. Из 13 министров 4 поста министров Юстиции, Труда, Здравоохранения и Земледелия, согласно принципу коалиционной власти, были представлены азербайджанским гражданам из некоренного населения - русским и армянам.

Из исторических документов начала XX века, касающихся "прав национальностей" в Азербайджане, мы узнаем, что 28 мая 1918 г. Национальный Совет Азербайджана объявил: "... Отныне Азербайджан является полноправным, независимым государством.

Азербайджанская Демократическая Республика всем народностям, населяющим ее территорию, предоставит широкий простор для свободного развития" [5].

Наряду с этим, в газете "Азербайджан" от 28 мая 1919 г. был опубликован ряд статей руководителей и членов парламента республики. В одной из них I заместитель председателя парламента Азербайджанской Демократической Республики Гасан бек Агаев изложил политику государства по отношению к национальным меньшинствам: "Об отношении Азербайджана к национальным меньшинствам говорить не приходится. Мы мыслим себе всех граждан Азербайджана свободными и полноправными. У нас нет сынов и пасынков. Мы желаем только, чтобы граждане Азербайджана, нетюрки освободились от наносных влияний и относились

17

бы лояльно к нашей самостоятельности. Это не только слова. Мы доказали это всей нашей политикой по отношению к национальным меньшинствам" [5].

Ведущая партия Азербайджана в начале XX века тюркская демократическая партия федералистов "Мусават" в своей Программе, принятой 26 октября 1917 г. на I партийном съезде в Баку, дала свое определение "нации": "Нация - это существо органическое, а не механическое соединение отдельных личностей. Она живет, мыслит, имеет свои цели и стремления. И поэтому каждая человеческая личность связана с нацией, а не с государством.

Нация - это человеческое общество, связанное общностью языка, религии, традиции, литературы, культуры, истории и нравов. Единство одной лишь религии не создает нацию, как об этом ошибочно думают некоторые из наших современников.

Каждая нация определяется главным образом по общему языку, обычаям и литературе" [6, с. 26].

Как видно из названия партии, "мусаватисты" в вопросе "самоопределения наций" были сторонниками федерализма: "Только федеративная децен-тралистическая система государства может обеспечить политические права нации по отношению к государству и духовно - культурные права по отношению к религии. Федерация не есть разрыв сношений с центром, наоборот, это - система, дающая возможность умело и уместно распределить обязанности, что создаст еще большую связь с центром.

Как у каждого государства и входящих в его состав национальностей, у каждой религии и ее толками, наряду с частичными расхождениями существует, тем не менее, нечто общее, так и среди отдельных групп населения имеются те же самые расхождения и общности. Вот почему естественным путем всякого политического, религиозного и национального единства и является путь федерации.

В Программе "Мусават" подробно излагается партийное видение "государственный строй и автономия". Ниже приводятся несколько пунктов этой программы, касающихся темы:

.Обладающие определенной территорией народы, имеют право на автономию.

.Не обладающие определенной отдельной территорией народы имеют право на национально - культурную автономию.

.Все автономные единицы связываются с центральной властью только в общих вопросах, так-то: обороны страны, денежной системы, таможенной, внешней политики, железной дороги, почты и телеграфов и пр.

.Официальным языком каждой автономной единицы считается язык, на котором говорит большинство населения данной области [6, с. 27].

Как видно, в годы существования АДР (май 1918 - апрель 1920), как и в настоящее время "право на самоопределение наций" в Азербайджане признавалось безоговорочно.

_18

11 января 1920 г. Верховный Совет Союзных Держав единогласно принял решение о признании де - факто независимости Азербайджана.

Несмотря на международные признания независимости Азербайджанской Республики, обстановка у ее северных границ, где стояла белогвардейская армия генерала Деникина, оставалась тревожной. В начале 1920 г. Министр Иностранных Дел РСФСР Г.В.Чичерин отправил две ноты в адрес Азербайджанского правительства. В первой ноте Г.В.Чичерин предложил правительству Азербайджана заключить с Советской Россией военный союз против Деникина. Во второй ноте от 23 января 1920 г. Г.В.Чичерин откровенно заявил, что при отказе от борьбы против Деникинской контрреволюции Советская Россия воздержится от признания независимости Азербайджана. Министр Иностранных Дел Азербайджана Ф.Х.Хойский в ответ на это заявил: "...всякие переговоры по любым вопросам между Советской Россией и Азербайджанской Республикой могут происходить лишь на основе безусловного признания Советским правительством независимости и суверенности Азербайджанской Республики" [12]. Этим политическим противоборством тут же решили воспользоваться большевистские организации г. Баку, возглавляемые А.И.Микояном. Они в содействии с дашнакскими бандами весной 1920 г. подымают армянские мятежи в Азербайджане. 22 марта - в день Новруз байрамы (новый год у азербайджанского народа - от авт.) дашнакские банды напали на Ханкендинсий гарнизон азербайджанских войск, что послужило сигналом для начала дашнакского мятежа в населенных армянами местностях Карабаха и Гянджабасара. Азербайджанское правительство вынуждено было сосредоточить итак скудные вооруженные силы в этих местностях, тем самым оставить практически беззащитными северные границы Азербайджана.

Советское правительство давно уже планировало оккупацию Азербайджана. Характерной является телеграмма В.И.Ленина от 17 марта 1920 г. И.Т.Смилге и Г.К.Орджаникидзе: "Взять г. Баку нам крайне, крайне необходимо!" [6, с. 163].

Такое развитие событий вполне устраивало армянских националистов. Тем временем, к середине апреля части XI Красной Армии, разбив остатки Деникинских войск, вплотную подошли к северным границам Азербайджана и готовились к интервенции. Тут же делегация бакинских большевиков во главе с А.И.Микояном прибывает в расположение частей XI Красной Армии и от имени (как не парадоксально) азербайджанского народа приглашает советскую армию в Азербайджан.

27 апреля, днем части XI Красной Армии нарушили границу Азербайджана. С целью недопущения кровопролития и жертв, среди мирного населения, Азербайджанский Парламент в тот же день в 12 часов вынужден был принять постановление о сдаче власти коммунистам. Однако, несмотря на добровольную сдачу власти, XI Красная Армия три дня и три ночи учинила убийства и грабежи на улицах г. Баку. Итак, в результате интервенции XI

Красной Армии, было свергнуто законное правительство Азербайджанской Демократической Республики, что было грубейшим нарушением международных правовых норм [4, с. 29].

Несмотря на все это, в 1991 году в Азербайджане восстановился демократический строй и была провозглашена Суверенная Азербайджанская Республика.

Азербайджан испокон веков был страной многонациональной и имеет исторический опыт мирного сосуществования многих народов.

Азербайджанская Республика всегда заявляла, что защита прав и свобод граждан рассматривается как определяющий фактор существования демократического общества. Согласно ст. 19 Конституционного акта 1991 года "О государственной независимости Азербайджанской Республики", все граждане республики равны перед законом. Азербайджанская Республика, присоединяясь к Всеобщей Декларации прав человека, Заключительному Акту Хельсинского Совещания и другим общепризнанным международно-правовым документам, обеспечивает соблюдение и беспрепятственное осуществление всех предусмотренных ими прав и свобод, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения, политических убеждений и иных обстоятельств [1, с.40, 45]. В конце отметим, что Азербайджанская Республика, построив правовое государство, руководствуясь общепризнанными международными принципами и нормами, принятыми волей азербайджанского народа собственными законами, гарантирует свободу и равноправие каждой расы, нации, религии и языка.

В III пункте статьи 25 Конституции Азербайджанской Республики (12 ноября 1995) по этому поводу сказано: "Государство гарантирует равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии и языка...Запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности." [7, c. 7].

Успешное решение национальной проблемы, защита прав меньшинств, предоставление им возможности самоопределиться (на уровне национально - культурной автономии), работа, проведенная в области сохранения и развития культуры, языка, традиции и религии коренных национальных и иных меньшинств, в полном объеме отразилась в нынешней государственной политике Азербайджанской Республики.

Литература:

1. Azarbaycan Respublikasinin insan huquqlari uzra muvakkili (Ombudsman), prof. Elmira Suleymanova umumi redaktasi. "Azarbaycan Respublikasinin i§tirakgi oldugu beynalxalq konvensiyalarin qanunvericilikda tasbiti. Baki: Qanun, 2003, 58 s.

2. Ojdar Tagioglu. Qadim On Asiya va On Qafqaz turk tayfalari (2 cildda). Ermanilar va gurcular Qafqaz Oguz Albaniyasi arazisinda. Cild 2. Baki: Nurlan, 2006, 676 s.

3. Mustafa Kamal Ataturk va turkçuluk (Elmi kon-fransin materiallari) 29 oktyabr 2005-ci il. Tartib edani Osman Musayev. Baki: Nurlan, 2006, 74 s.

4. Zeynalova T.M. Azarbaycan milli-dovlat quruculugu tarixindan (1920-30-cu illar). Baki: Elm, 2004, 176 s.

5. "Азербайджан", 1919, 28 мая, № 110.

6. Гусейнов М.Д. Тюркская демократическая партия федералистов "Мусават" в прошлом и настоящем. Тифлис: Заккнига, 1927, вып. 1, 86 с.

7. Конституция Азербайджанской Республики (1995). Баку, 1996, 50 с.

8. Ленин В.И. Полный сборник сочинений. 5-е изд. Т.51. М.: Политиздат, 1965, 573 с.

9. ЦГА Аз.ССР, ф. 970, д.4, л.1-2.

10. ЦГАОР Аз. ССР, ф. 895, оп. 1, ед. хр.25, л.6.

11. ЦГАОР Аз.ССР,ф.895,оп.1,ед.хр. 18, лл. 1-2.

12. ЦГАОР Аз. ССР, ф. 970, оп. 1, ед. хр. 204,

л. 2.

Азербайджанская Республика, г. Баку-10, пр. Азадлыг, 20, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности. АЗ-1010, Ирада Нуриева Тофик гызы, д.п.н., профессор, раб. тел.: +994 012 493-59-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.