Научная статья на тему 'Адмирал С.О. Макаров'

Адмирал С.О. Макаров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ясько Татьяна Николаевна

Степан Осипович Макаров жил в переломную эпоху, когда парусный военный флот уходил в прошлое, а паровой железный флот только набирал силу. Трудно и медленно проходила эта смена. Новая техника предъявляла и новые требования к жизнедеятельности флота. Менялись представления о кораблях, их возможностях, эксплуатации, задачах и организации службы. Новое с трудом пробивало себе дорогу. В таких условиях формировался С.О. Ма¬каров как моряк, флотоводец, ученый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Admiral S.O. Makarov

The article by Candidate of Historical Sciences Tatyana Yasko «Admiral S.O. Makarov» is devoted to the 150th anniversary of his birth date. The article deals with life and activity of an outstanding Russian naval commander, scientist, naval architect. Admiral worked out a theory of unsinking a ship, he was a creator of the legendary ice-breaker «Ermak». Works by S.O. Makarov in the field of ship-building, naval practice, oceanography do not lose its significance till present time.

Текст научной работы на тему «Адмирал С.О. Макаров»

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

АДМИРАЛ С. О. МАКАРОВ

Татьяна Николаевна ЯСЬКО,

кандидат исторических наук

Степан Осипович Макаров жил в переломную эпоху, когда парусный военный флот уходил в прошлое, а паровой железный флот только набирал силу. Трудно и медленно проходила эта смена. Новая техника предъявляла и новые требования к жизнедеятельности флота. Менялись представления о кораблях, их возможностях, эксплуатации, задачах и организации службы. Новое с трудом пробивало себе дорогу. В таких условиях формировался С.О. Макаров как моряк, флотоводец, ученый.

Он родился 27 декабря 1848 г. в г. Николаеве. В метрической книге Николаевской церкви за 1848 г. есть запись: «Тысяча восемьсот сорок осьмого года декабря двадцать седьмого дня родился, а тридцатого дня того же месяца окрещен Степан, сын № 11 арестантской роты прапорщика Иосифа Федорова Макарова и законной жены Елисаветы Андреевой кои оба православного вероисповедания»1 .

Отец Макарова, Иосиф (Осип) Федорович Макаров, родился в 1813 г. тоже в г. Николаеве и воспитывался в учебном морском экипаже. К 25 годам он имел чин фельдфебеля, а в 35 был произведен в прапорщики (тогда это был первый офицерский чин). Через десять лет после производства в этот чин, будучи уже поручиком, он был удостоен дворянского звания.

Мать С.О. Макарова, Елизавета Андреевна, была также из семьи военнослужащего — дочерью отставного унтер-офицера. Степан Осипович очень любил свою мать и в дневнике с большой теплотой вспоминал ее. Она умерла, когда Степану было всего 8 лет.

В 1858 г. отец Макарова вступил во второй брак, и семья переехала в г. Николаевск-на-Амуре. Здесь Степан Макаров поступил в морское училище. В то время оно имело штатными только директора и помощника директора, преподаватели же в штате училища не числились и назначались местным начальством из числа свободных от службы офицеров и портовых морских чиновников. Последние, не получая за преподавание вознаграждения, не утруждали себя посещениями классов и учили кадетов каждый по своему разумению и своей программе.

В двух классах училища было 12 учеников: шестеро — в младшем и шестеро — в старшем. Летом старшие кадеты уходили в плавание на кораблях флотилии, а младшие оставались в училище без всякого надзора и внимания.

N

Адмирал С. О. Макаров

Несмотря на такое своеобразное преподавание, училище все-таки сыграло большую роль в жизни Макарова. Будучи в натянутых отношениях с отцом и мачехой, он мало общался с ними. Однако унаследовав от отца трудолюбие, любовь к морскому делу, а главное — аккуратность и дисциплинированность. Он много и упорно занимался самостоятельно и находил среди флотских офицеров и преподавателей бескорыстных учителей-наставников, которые помогали ему в овладении как общими, так и специальными дисциплинами.

Необходимо отметить еще одно качество, очень характерное для Макарова. Оно также проявилось у него необычайно рано: чрезвычайная требовательность к себе и самодисциплина. Одаренный юноша скоро стал в училище первым учеником.

Морская практика в училище была поставлена превосходно. Каждое лето ученики старшего класса уходили в море на «настоящих», а не учебных кораблях и возвращались только поздней осенью, с концом навигации на Амуре. 17 мая 1861 г., двенадцатилетний кадет Степан Макаров впервые вышел в открытое море на винтовом клипере «Стрелок». Вернулся в Николаевск он только 15 октября (для первого плавания срок более чем достаточный). А затем все пошло своим чередом: занятия в училище, чтение книг, жизнь в казенном

пансионе. Будущий флотоводец рано пристрастился к чтению. В далеком городе найти нужные книги было нелегко. Известно, что в шестнадцать лет он выписал из Петербурга разного рода литературу на огромную по тому времени сумму — 60 руб. серебром. Весьма показателен и круг его интересов в то время: он любил серьезную литературу, ему особенно нравились произведения А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова. Он работал много и упорно, фактически самостоятельно.

Добросовестное отношение Макарова к своим обязанностям и его увлечение морскими науками стало известно адмиралу В.П. Казакевичу, командиру Николаевского порта. По его предложению летом 1863 г. Макаров был назначен на эскадру контр-адмирала А.А. Попова, командующего русской Тихоокеанской эскадрой. Последний сочетал в себе качества решительного командира, талантливого флотоводца и умелого кораблестроителя. Пройти службу под непосредственным командованием Попова значило многое. Адмирал В.П. Казакевич рассчитывал, что по прибытии в Петербург А.А. Попов попытается поместить Макарова в Морской корпус. Он прекрасно понимал, что Николаевское училище не сможет дать должного образования талантливому юноше.

К сожалению, это намерение осуществить не удалось, но плавание на корвете «Богатырь» сыграло большую роль в становлении Макарова как моряка и широко образованного человека. На «Богатыре» царил дух искренней и страстной преданности морскому делу. Офицеры корвета приняли юношу под особое покровительство, обучали его морскому делу, занимались с ним английским и французским языками. Во время длительной семимесячной стоянки «Богатыря» в Сан-Франциско Макарова ввели в дом американского командора Сельфриджа, где он получил дополнительные навыки в английском языке и познакомился с английской литературой.

В марте 1864 г. юношу отзывают в Николаевск. Рушится его мечта о поступлении в Петербургский морской корпус. Да и расставаться с офицерами и командой «Богатыря» ему было тяжело, так как там он нашел много друзей.

В августе 1864 г. Степан возвратился в Николаевск, где продолжил учебу в Николаевском морском училище. В апреле 1865 г. он отлично сдает экзамены. Итак, первый рубеж был взят блистательно.

Начиналась морская служба. Сначала будущий флотоводец служил на пароходе «Америка», потом на корвете «Варяг». В ноябре 1866 г. он был переведен на флагманский корабль эскадры — корвет «Аскольд». И тут неожиданно пришел приказ о переводе «Аскольда» в Кронштадт.

Службу на Балтике молодой моряк начал на фрегате «Дмитрий Донской», который уходил в плавание в Атлантический океан. Перед уходом в море Макаров представил в редакцию «Морского сборника» свою первую статью, посвященную описанию инструмента Адкинса для определения девиации в море.

После плавания на «Дмитрии Донском» в мае 1869 г. Макаров был произведен в мичманы — первый флотский офицерский чин. Двадцатилетний мичман был уже довольно опытным моряком: до своего производства в офицеры он успел послужить на 1 1 различных кораблях, а в морских походах в общей сложности провел 1970 дней2. Цифры впечатляющие. На летнюю кампанию 1869 г. Макарова назначили на броненосную лодку «Русалка». Служба

на этой лодке сыграла особую роль в жизни Степана Осиповича — на ней он начал заниматься вопросами непотопляемости, впоследствии развившимися в самостоятельную теоретическую дисциплину. Эти работы имели большую ценность. Недаром после первой же статьи Макаров был «За отличие» произведен в лейтенанты — всего лишь через 1,5 года после производства в мичманы (случай небывалый на флоте в мирное время).

В январе 1870 г. лейтенант стал вторым помощником командира еще строившейся шхуны «Тунгус», которая должна была идти из Петербурга на Дальний Восток. Только в ноябре она сумела выйти в море, а в июне следующего года достигла Владивостока, обогнув Южную Америку.

Однако вскоре Макарова вызвали в Петербург, где уже было готово распоряжение о прикомандировании его к адмиралу А.А. Попову. Попов в это время был увлечен новыми идеями в судостроении, проектировал и строил свои оригинальные суда круглой формы. И вот Попов, помня Макарова еще кадетом на Тихом океане, а потом познакомившись с его работами о непотопляемости, пригласил лейтенанта к себе для развития этих работ.

А между тем обстановка в мире в 1876 г. была напряженной, «в воздухе пахло войной». Турецкие войска бесчинствовали на Балканах. Русское общественное мнение настойчиво требовало решительной помощи братским славянским народам. Однако в Петербурге колебались: русская армия не была готова к войне, она находилась в стадии перевооружения и реорганизации. Все попытки достичь компромиссного решения отношений с Турцией дипломатическим путем не привели к успеху. 12 апреля 1877 г. началась война. 13 декабря 1876 г. Макаров вступил в командование пароходом «Великий князь Константин». Война застала корабль в полной готовности к боевым действиям. 28 апреля 1877 г. «Константин» с четырьмя минными катерами на борту вышел из Севастополя и направился к Кавказскому побережью, где находилась турецкая эскадра. В этом походе Макаров впервые использовал против турецких кораблей минные катера, которые стали родоначальниками нового класса кораблей — миноносцев. Тогда же впервые были применены торпеды.

О действиях Макарова на «Константине» в те дни много писали и говорили. Он не раз был награжден, в том числе Георгиевским крестом, золотым оружием за храбрость и был произведен в чин капитана 2 ранга.

Важные этапы жизни С.О. Макарова были связаны с Дальним Востоком и Тихим океаном.

В сентябре 1885 г. он был назначен командиром корвета «Витязь»,кото-рый только еще строился и предназначался для кругосветного плавания. Достройка и оборудование корабля заняли почти год. 31 августа 1886 г. «Витязь» вышел из Кронштадта, прошел через Магелланов пролив в Тихий океан и после заходов в Вальпараисо (Чили), на Маркизские острова и в Гонолулу 13 апреля 1887 г. пришел в Йокогаму3, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. В сентябре того же года «Витязь» отправился в новое плавание на целых полгода. Он посетил многие тихоокеанские порты и острова, проводя их описание и обследуя пригодность для заходов и стоянки кораблей. Экипаж «Витязя» занимался гидрографическими работами, в том числе произвел съемку бухт Троицы и Витязь близ Владивостока. 11 декабря 1883 г. из Нагасаки корвет вышел в обратный путь и 20 мая 1889 г. вернулся в Кронштадт. Все плавание заняло 993 дня.

По возвращении из похода Макаров составил очень обстоятельную записку, в которой изложил свои мысли, относящиеся к оборудованию и использованию военного корабля. Записка не была обязательным элементом донесения о плавании. Она была скорее исключением, так как обычно командиры ограничивались формальными сообщениями о походах.

В январе 1890 г. С.О. Макаров за отличие в службе был произведен в контр-адмиралы. В мае 1892 г. Степан Осипович подготовил рукопись «Витязь» и Тихий океан», которую передал в Академию наук для издания. Книга принесла моряку признание как ученому, и с этих пор адмирал стал признанным авторитетом в области океанографии. Но не отошел и от практической деятельности на флоте. Три года он исполнял обязанности главного инспектора морской артиллерии.

7 ноября 1894 г. Макарова назначают командующим эскадрой в Средиземном море. В декабре он прибыл в Пирей, где стояли корабли русской эскадры, а в начале 1895 г. получил распоряжение вести ее на соединение с Тихоокеанской эскадрой.

Летом 1895 г. С.О. Макаров, будучи в отпуске, который он провел на минеральных водах в Японии, работал над книгой «Рассуждения по вопросам морской тактики».

В конце 1895 г. адмирал много плавал в тихоокеанских водах, продолжая свои гидрологические исследования. В 1896 — 1897 гг. им было опубликовано 11 печатных работ в различных изданиях4 .

Выход в свет труда Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики» стал крупным событием в отечественном военно-морском флоте и получил широкий отклик на иностранных флотах.

В те же годы адмирал принялся за разработку идеи, занимавшей его давно — подготовку проекта мощного ледокола. Мысль о таком корабле зародилась у него еще в 1892 г. Но для осуществления идеи нужны были время и деньги, требовалось получить поддержку общественного мнения. И он добился организации публичной лекции в Русском Географическом обществе. Лекция оказалась интересной — с демонстрацией карт, чертежей, фотографий и даже моделей ледокола. Макаров сумел заинтересовать своим проектом и ученых, и власти. После долгих споров и согласований встал вопрос, где строить ледокол — в России или за границей. Отечественная судостроительная промышленность не имела опыта строительства ледоколов, и Макаров решает привлечь к сооружению корабля иностранные фирмы.

19 февраля 1899 г. комиссия под председательством адмирала приняла ледокол, и 21 февраля 1899 г. мощный «Ермак» — тезка покорителя Сибири — вышел в свое первое плавание, держа курс на Кронштадт. Уже в пути «Ермак» оказал помощь группе пароходов, застрявших во льдах Финского залива.

Это был успех С.О. Макарова. В 1899 г. он сам совершил арктическое плавание в Северном Ледовитом океане. И хотя Макарову удалось поработать на севере недолго, но, как и всегда, он даже за малый срок сумел сделать очень много. В этом убеждаешься, познакомившись с его книгой «Ермак» во льдах», вышедшей в свет в 1901 г. В работе изложены результаты его похода в Ледовитом океане. Экспедиция на «Ермаке» была последним плаванием Макарова с научными целями. После этого он служил только на военных кораблях.

Между тем, политическая обстановка на Дальнем Востоке обострялась все больше. Соперничество России и Японии за обладание важными в стратегическом и экономическом отношении районами принимало опасные формы и в любой момент могло привести к военным действиям. Макаров пристально следил за событиями, развивавшимися на Дальнем Востоке. 26 января 1904 г. он пишет письмо управляющему Морским министерством вице-адмиралу Ф.К. Авелану5, в котором предупреждает его об опасности стоянки флота на внешнем рейде Порт-Артура и обосновывает необходимость держать корабли в закрытой, хотя и небольшой бухте Порт-Артура. И именно в ночь 26 января 1904 г. без объявления войны японцы атаковали русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура. В результате были торпедированы и подорваны броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич», крейсер «Паллада». Предвидение Макарова, к сожалению, сбылось.

1 февраля 1904 г. адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом и начал деятельно готовиться к отъезду на Дальний Восток. 24 февраля 1904 г. он прибыл в Порт-Артур и поднял флаг командующего флотом на крейсере «Аскольд». Не теряя ни минуты, адмирал начал знакомство с личным составом эскадры и боеготовностью кораблей. Его появление в Порт-Артуре вызвало энтузиазм на флоте и среди защитников крепости. Макаров несколько раз выходил с эскадрой в море, но японские корабли избегали боевого столкновения с нашим флотом и ограничивались либо артиллерийским обстрелом Порт-Артура с дальних дистанций, либо пытались закрыть выход нашим кораблям из бухты. 30 марта, получив сведения о месте скопления судов противника, Макаров направил туда отряд миноносцев. Утром 31 марта стало известно, что в бою с японцами погибает эсминец «Страшный». Командующий принял решение вступить в бой и сам вышел в море на броненосце «Петропавловск». Русские корабли атаковали японскую крейсерскую эскадру и заставили ее отступить, но вскоре пришлось прекратить преследование, так как на горизонте появились главные силы японского флота во главе с адмиралом Того. Вся русская эскадра легла на обратный курс. Впереди шел «Петропавловск» под флагом командующего флотом. При входе на внешний рейд Порт-Артура «Петропавловск» подорвался на мине, опрокинулся и зато-нул6. Вместе с ним погиб и прославленный адмирал С.О. Макаров.

Россия потеряла нечто большее, чем командующего флотом, — она потеряла национального героя, потеряла талантливого моряка-ученого.

1 Потапов Ю.П. Степан Осипович Макаров. Л., 1982. С. 12.

2 Семанов С.Н. С.О. Макаров. М., 1988. С. 40.

3 Добровольский А.О. Адмирал С.О. Макаров путешественник и океанограф. М., 1948. С. 86.

4 Семанов С.Н. Указ. соч. С. 40.

5 Потапов Ю.П. Указ. соч. С. 195.

6 История русско-японской войны 1904—1905 гг. М., 1977. С. 141.

SUMMARY: The article by Candidate of Historical Sciences Tatyana Yasko «Admiral S.O. Makarov» is devoted to the 150th anniversary of his birth date. The article deals with life and activity of an outstanding Russian naval commander, scientist, naval architect. Admiral worked out a theory of unsinking a ship, he was a creator of the legendary ice-breaker «Ermak». Works by S.O. Makarov in the field of ship-building, naval practice, oceanography do not lose its significance till present time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.