Научная статья на тему 'Адмирал Степан Осипович макаров и исследование Тихого океана'

Адмирал Степан Осипович макаров и исследование Тихого океана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1304
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адмирал Степан Осипович макаров и исследование Тихого океана»

150 лет со дня рождения адмирала С.О. Макарова

Н.И.Павлов

доктор географических наук, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, профессор кафедры эколодш и безопасности жизнедеятельности ДВГП

АДМИРАЛ СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ ТИХОГО ОКЕАНА

28 декабря 1998 г. исполнилось 150 лет со дня рождения известного мореплавателя, флотоводца и ученого Степана Осиповича Макарова.

Важным событием в мировой науке стало путешествие адмирала Макарова в 1886-1889 годах на корабле "Витязь". Это были первые серьезные океанографические исследования, обогатившие науку о Мировом океане. На фронтоне известного Океанографического института в Монако корабль "Витязь" назван среди десяти самых известных океанографических судов мира. Труды С.О. Макарова "Витязь" и Тихий океан" стали известны ученым всего мира. Заслуги этой экспедиции были высоко оценены отечественной и мировой наукой.

Степан Осипович Макаров родился в г. Николаеве на Черном море^ Его отец был боцман, дослужившийся до чина штабс-кагасгана^В десяхь лет С О Макаров был отдан в морское штурманское училище в Николаевске-на-Амуре, куда к тому времени переехала семья Макаровых.

евске ™ Амур^УД среди своих сверстников исключитель-

тшп способностями и добросовестным отношением к учебе. ™ Первое свое плавание' будуший мореплаватель совершил двенадцатилетнимкадетом на судах Сибирской флотилии, а в 14 лет он плавал на кораблях Тихоокеанской эскадры. В своем отзыве после окончания ш-ван^Тенерал-майор Шетошников пишет: «Макаров подает надежду ста™со временем выдающимся, по своим знаниям и усердию, флотским офицером " В 1865 т. он с отличием окончил морское училище и сдал экзшен на гардемарина, в то время как ето сверстники получили звание ~аов корпуса флотских штурманов. После окончания училища сТмакаров был назначен на фретат "Америка", плававшим в дальне-

восточных морях. В конце 1866 г. С.О. Макаров был переведен на корвет "Аскольд", который отправлялся в Балтийское море. В 1867-1869 гг. в чине гардемарина совершает плавание на фрегате "Дмитрий Донской" в Атлантическом океане. В 1870-1871 гг. С.О. Макаров совершает переход из Кронштадта в Николаевск-на-Амуре на паровой шхуне "Тунгус". Затем он был срочно отозван из Николаевска в распоряжение адмирала A.A. Попова для разработки и изучения сложных вопросов непотопляемости корабля, а перед русско-турецкой войной был переведен на Черноморский флот. За боевые заслуги в русско-турецкой войне С.О. Макаров был награжден орденами и произведен в капиталы 2 ранга. По возвращению в Петербург был назначен командиром корабля "Тамань", находившегося в распоряжении русского посла в Константинополе. Будучи командиром корабля "Тамань", С.О. Макаров осознал необходимость изучения явлений в Мировом океане для обеспечения безопасности мореплавания и боевых действий флота. Первое океанографическое исследование С.О. Макарова "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" было удостоено премии Российской Академии наук. С 1886 по 1889 гг. С.О. Макаров совершает свое знаменитое кругосветное плавание на корвете "Витязь". Благодаря инициативе С.О. Макарова были развернуты обширные океанографические работы на дальневосточных морях и в Тихом океане. Эти работы состояли в наблюдениях температуры и удельного веса морской воды на поверхности и на глубине, в измерении скорости течений, определении цвета и прозрачности воды, измерения глубин.

С.О. Макаров отмечает, что пропуски в наблюдениях не составляют большого недостатка, но непростительно заполнять пустые места соображаемыми величинами. В связи с этим ему очень понравилась поучительная запись в судовом журнале, сделанная штурманским офицером Т.Т. Будриным: "Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем".

За время плавания на "Витязе" исследователь собрал и обработал огромный материал океанографических наблюдений, которые нашли отражение в капитальном двухтомном труде "Витязь" и Тихий океан", опубликованном в 1894 г. По данным наблюдениям общая схема течений в северо-западной части Тихого океана представляла собой круговорот по часовой стрелке, в котором главную роль играло северное экваториальное течение. Он впервые показал, что течение Куро-Сиво является продолжением этого экваториального течения. С.О. Макаров дал подробное описание гидрологических особенностей Южно-Китайского моря, Тайваньского пролива, Японского моря, пролива Лаперуза, Охотского и Берингова морей.

Совершив рейс от пролива Лаперуза до Охотска, Аяна и обратно, С.О. Макаров составил первую карту распределения температуры и удельного веса воды Охотского моря. Он обнаружил некоторые места выхода глубинных вод на поверхность моря.

Интересные наблюдения С.О. Макаров провел в экваториальной части Тихого океана и в зонах зарождения и развития тайфунов. "Витязь" последовательно пересек три крупнейших океанских течения: южное и северное пассатные течения, а также экваториальное противотечение. Отмечая большую сложность изучения этих крупномасштабных течений Мирового океана, он указывал на необходимость подробных океаногра-

фических исследований этих районов и предлагал в зоне 10° с.ш.-10°ю.ш. провести батометрические наблюдения через 20-30 миль.

Трудно переоценить значение работ С.О. Макарова на "Витязе" для отечественной и мировой науки. Эти работы дают не только описание крупнейшего района океана, но и содержат целый ряд теоретических положений океанографии. С.О. Макаров одним из первых обратил внимание на влияние отклоняющей силы вращения Земли на морские течения. Он указал на три фактора изменения уровня моря, к которым относятся плотность воды, приливы и господствующие ветры. Своими работами на "Витязе" С.О. Макаров выдвинулся в первые ряды исследователей Мирового океана и по праву считается одним и основоположников океанографии. В 1890 г. С.О. Макаров после возращения из плавания на "Витязе" был произведен в контр-адмиралы.

"Витязь" как бы олицетворяет преемственность научных исследований в Мировом океане, которые начали русские моряки еще в XVIII в. Был первый "Витязь", на котором плавал Миклухо-Маклай; второй "Витязь", на котором исследовал Тихий океан С.О. Макаров. Третий "Витязь" был передан советским правительством в 1946 г. Институту океанологии АН СССР. Это был дизель-электроход водоизмещением 5 700 т на котором располагалось 14 лабораторий и каюты на 136 мест. "Витязь" имел современное оборудование и мог опускать приборы на максимальную глубину Мирового океана - 11 022 м. "Витязь" вступил в строй в 1949 г. и долгое время был флагманом советского научно-исследовательского флота. В 1979 г. "Витязь" совершил свой последний 65-ый рейс. "Витязь" принимал участие во многих международных экспедициях, таких как Индоокеанская международная экспедиция, экспедиция "Рифтовые зоны океана", "Тропэкс", "Полимоде" (Бермудский греугольник) и др. Начиная с 1970 г.. в Тихом океане проводились широкомасштабные комплексные исследования по программам "Муссон", "Тайфун", "Кис 3", "Вестпак", "Пигап", которые продолжили исследования Тихого океана, начатые С.О. Макаровым.

Впервые в мире в 1975 и 1978 гг. в тропической зоне северозападной части Тихого океана, где зарождаются и развиваются тайфуны, были проведены уникальные исследования с одновременным участием 5 научно-исследовательских судов.

Благодаря морским исследования, начатым С.О. Макаровым, ученые всего мира поняли, что без учета крупномасштабного взаимодействия океана и атмосферы, невозможно решить проблему прогноза погоды и изменений климата. Около 250 лет назад М.В. Ломоносов сказал: "Если бы мы умели составлять правильные прогнозы погоды, то человечеству от бога требовать больше нечего". Этой мечте человечества в конечном итоге и были посвящены морские исследования С.О. Макарова, 150-летие рождения которого отмечают ученые-океанологи всего мира.

"Да послужат труды этих исследователей драгоценным заветом дедов своим внукам, и да найдут в них грядущие поколения наших моряков пример служения науке". Этими словами, обращенными к потомкам, заканчивается предисловие книги С.О. Макарова "Витязь" и Тихий океан".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.