4) порядок расчета пользования транспортом детям и пенсионерам.
В России сегодня система государственных социальных гарантий имеет множество недостатков и проблем. Особенно это касается финансирования этой системы. И эти проблемы необходимо решать, так как обеспечение достойной жизни общества - главная задача государства.
Использованные источники: Шрожиточный минимум // ЕМИСС - 26.05.2010. - №367 // http://fedstatru/mdicator/data.do?id=30957
2. Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Глава 1. Статья 7. (в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ). - М: Юрайт-Издат, 2009.
3.Население. Уровень жизни / Росстат. - М., 2010 // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/l evel/#
Иванов Д.А. студент Каримов Д.А. студент
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Москва, Россия АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ: ВОПРОСЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ИЕРАРХИИ, ПЕРСПЕКТИВ
Настоящая работа посвящена общему понятию административного прецедента, его сущностным, отличительным признакам. Авторами предложено собственное определение понятия. Авторы также анализируют функциональное назначение административного прецедента и ставят вопрос о статусе прецедента в России.
Ключевые слова: источники права, прецедент, административный прецедент.
This paper is devoted to the general meaning of administrative precedent, its main, distinctive features. Authors suggest their own definition of the term. Authors also analyze functions of administrative precedent and highlight problem of precedent law in Russian legal system.
Key words: sources of law, precedent, administrative precedent.
Несмотря на значимость темы источников права, белые пятна в юридической науке сохраняются и в этой сфере. Российская и зарубежная доктрина активно разрабатывает тематику источников права, но один из вопросов - административный прецедент - по-прежнему остаётся без должного внимания юридической общественности. Тем не менее, как мы покажем ниже, игнорирование этого вопроса неоправданно.
Отчасти, такое отношение к теме административного прецедента понятно: вне зависимости от ответа ему «да» или «нет» в той или иной правовой системе, системообразующим элементом административный прецедент стать не может по ряду очевидных причин. Но, в то же время, понимание сущности административного прецедента ценно в первую очередь с точки зрения понимания своей собственной правовой системы. Разобрав понятие административного прецедента, мы сможем объяснить ряд явлений отечественного правопорядка, до этого пребывавших в забвении.
По своей сути административный прецедент является «младшим братом» судебного прецедента. Большая часть положений, относимых наукой и практикой к судебному прецеденту, может быть беспрепятственно отнесена и к административному прецеденту. Такая близость послужила причиной объединения их в понятие «юридического прецедента». Но если тематика судебного прецедента и правотворчества активно разрабатывалась и разрабатывается, административный прецедент в большинстве случаев удостаивается лишь упоминания, а зачастую и вовсе игнорируется15.
Что же такое административный прецедент? Определение может быть сформулировано следующим образом - это правовая позиция органа или должностного лица исполнительной ветви власти, формально выраженная в связи конкретным делом тогда, когда норма закона отсутствует или недостаточна для разрешения возникшего правового вопроса.
Система исполнительной власти сложна и иерархична, что во многом и обуславливает потребность в приведении правовых позиций всех элементов системы к единообразию, что мы можем видеть и на примере судебного прецедента и судебной системы. В какой-то мере можно утверждать, что единообразие позиций органов исполнительной власти даже более важно: если судебные дела относительно редки для большинства субъектов права, то столкновение с органами исполнительной власти - явление частое для большинства. Кроме того, судебная власть более динамична - правовые позиции могут меняться, при необходимости, с завидной частотой, быстро реагируя на требования ситуации. В отличие от системы исполнительной власти, где единообразие сталкивается с проблемой уже на уровне донесения правовой позиции вышестоящего органа до всех нижестоящих, приведения формальных правил, традиций ведения документации в соответствие с ней. Это значительно повышает значимость однократно принятого решения, которое должно быть, по возможности, правильным. Не говоря уже о том, что и судебные органы, и органы исполнительной власти разрешают важные дела, оказывая значительное влияние на состояние правовой системы и правоприменения в частности.
Мы также не будем вдаваться в дискуссию об идеологической допустимости существования прецедентного права с точки зрения принципа
15 См. например: В.С. Нерсесянц. Общая теория права и государство. Учебник. М., 2004. С. 400-403.
разделения властей, законотворчества Федерального Собрания РФ и т.д. Ответы на некоторые из подобных вопросов будут даны ниже, в целом же можно сказать, что в прецедентном праве проявляется главная цель существования права вообще - быть максимально удобным в конкретных общественных условиях, максимально эффективно защищать интересы и регулировать общественные отношения. И там, где законодательная власть не может справиться с этим в одиночку, существование прецедентного права не только допустимо, но и необходимо.
Существование административного прецедента может быть поставлено под сомнение в связи с тем, что за органами исполнительной власти и так закреплены правотворческие функции. Возможно, правильнее рассматривать те или иные решения органов исполнительной власти, как подзаконные нормативно-правовые акты? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным по ряду как чисто формальных, так и сущностных причин. К нормативно-правовому акту подзаконного характера предъявляется ряд требований: определенный порядок принятия, опубликования, регистрации. Условно, нормативно-правовой акт направлен «вовне», ориентирован всегда на максимально широкий круг лиц, его правила обязательны для всех, а их нарушение может влечь наложение юридической ответственности. Эта идея заложена и в Конституции: п. 3 ст. 15 устанавливает, что нормативно-правовой акт, затрагивающий права и свободы человека, не может применяться, если он не был в надлежащем порядке опубликован. Прецедент же направлен «внутрь» системы: он «обязывает» (хотя и система «обязывания» здесь специфична) лишь нижестоящие органы, он не устанавливает прав и обязанностей граждан, а лишь устанавливает особенности применения существующих правовых норм. Конечно, на практике эта граница в определенной степени эфемерна: ведь изменения в применении нормы могут запросто нивелировать наличие «права», в случае, если позиция органа или должностного суда противоречит позиции заявителя.
Рассмотрев сущностные признаки административного прецедента, мы легко обнаружим и иные отличия административного прецедента от подзаконного нормативно-правового акта.
Казуистичность. Административный прецедент разрешает конкретную ситуацию, проецируя своё действие на аналогичные ситуации в будущем. Чаще всего, к созданию административного прецедента приходится прибегать при пробеле в законе, его неясности или недостаточности для разрешения правовой ситуации.
Множественность. Практически любой уровень органов исполнительной власти может создавать административный прецедент. Однако, этот признак, традиционно относимый к юридическим прецедентам, в последнее время теряет своё значение. В действительности, по более-менее важным вопросам существует практика вышестоящей (высшей) инстанции. Хотя в ситуациях, когда определенная проблема, практика существует
только в пределах определенной территории, практика может формироваться и в самых низких по статусу территориальных отделениях.
Исходит от органов и должностных лиц исполнительной власти. Очевидный признак, указывающий на происхождение решений. Хотя, на наш взгляд, под понятие административного прецедента попадают не только решения органов государственной власти, но и близких к ним по статусу органов (например, Банк России) и даже частно-правовых образований там, где наличествуют отношения подчинения (например, ГУП «Мосгортранс» и другие).
Подзаконный характер. Источникам права, как известно, свойственна собственная видовая иерархия. Административный прецедент, конечно, должен укладываться в существующее позитивное регулирование вопроса и уж, конечно, в регулирование законодательное. Этот признак административного прецедента, кроме прочего, даёт ответ на вопрос о допустимости правотворчества должностных лиц исполнительных органов власти.
В целом, в подавляющем большинстве стран административный прецедент не имеет какой-либо нормативной базы для своего появления. Как и судебный прецедент, прецедент административный «появляется из ниоткуда» и имеет достаточно специфичную систему принуждения. Чиновник, разрешивший дело в разрез с существующим прецедентом вышестоящего органа, не может быть обвинен в неправильном, неправомерном решении, но решение будет пересмотрено вышестоящим органом на основе его убеждений. Следующее решение нижестоящего органа будет отталкиваться не столько от нормативной обязательности существующего решения вышестоящего органа, но от начал служебной субординации, дисциплинарной зависимости. Но при этой упрощенной схеме, в отсутствии нормативного основания для применения административного прецедента правовые позиции рискуют попасть под частый пересмотр, подчиняясь изменчивому мнению отдельных лиц. Институционализация же позволит, на наш взгляд, решить эту и другие проблемы. Проблемы существования и институционализации административного прецедента на примере отечественной правовой системы будут рассмотрены ниже.
В российском праве административный прецедент, как и прецедент судебный16, не имеет прямой законодательной базы, нормативного закрепления своей обязательности. Однако если и доктриной, и практикой признано наличие косвенного закрепления обязательности решений высших судебных инстанций для нижестоящих судов по аналогичным делам, то в отношении административного прецедента такой научный (или научно-практический) анализ всё еще отсутствует, хотя он и необходим.
16 Подробнее о проблеме: Д.А. Иванов. Судебный прецедент в российской правовой системе: проблемы теории и практики // Советник юриста, №8, 2015. С. 55-59.
Использованные источники:
1. Иванов Д.А. Судебный прецедент в российской правовой системе: проблемы теории и практики // Советник юриста, №8, 2015.
2. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государство. Учебник. М., 2004.
УДК 316.442
Иванова О.А., магистр социологии социолог, Центр специальной связи и информации
ФСО России в Алтайском крае Россия, г. Барнаул КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ С НАЧАЛА 2000-Х ГГ.
Аннотация: В статье представлены результаты верификации методики комплексного исследования изменения территориальных характеристик социального положения сельской молодежи современного российского региона на примере Алтайского края.
Ключевые слова: сельская молодежь, социальное положение, территориальные характеристики.
Проблемы социально-экономического развития российского села на современном этапе взаимосвязаны с перспективами сокращения массового миграционного оттока сельской молодежи и улучшения ее социального положения, во многом зависящего от условий среды жизнедеятельности молодых селян. Ограниченные возможности трудоустройства, доступа к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, жилищные и другие проблемы традиционно ведут к неудовлетворенности молодых селян своим положением и способствуют их миграционной активности. Особое значение данные проблемы приобретают в аграрных регионах с высокой долей сельского населения, в частности, Алтайском крае.
Социальное положение сельской молодежи - это ее характеристика как элемента социальной структуры общества, отражающая комплекс как внутригрупповых социальных различий, так и различий, выявленных на основе сравнения взаимосвязанных позиций молодых селян и других территориально-демографических групп в группообразующих и прочих социальных структурах. В анализ включены два вида дифференциации положения сельской молодежи: внешняя (по отношению к другим группам) и внутренняя (социальные различия между подгруппами).
В качестве территориальных характеристик положения сельской молодежи рассматриваются типообразующие признаки сельской территориальной общности по уровню социально-экономического развития микросоциальной среды жизнедеятельности населения (показатели развития сфер здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, общего и