Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / КАЗАХСТАН / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ОСУЖДЕННЫЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахимбердин Куат Хажумуханович, Гета Максим Ростиславович

Предлагаемая читателям статья посвящена отдельным аспектам правового регулирования административного надзора за осужденными, отбывшими наказание в виде лишения свободы за преступления террористической и экстремистской направленности на основе использования инструментария законодательства Республики Казахстан. Данная проблема в контексте посткриминального контроля, затрагивается в международных стандартах ООН и законодательных актах Республики Казахстан. В статье отмечается тесная связь мер административного надзора с предупреждением экстремистской и террористической преступности и на основе концептуальных подходов, сложившихся в юридической науке, раскрывается сущность административного надзора как особой формы посткриминального контроля в отношении лиц, отбывших наказание за преступления террористической и экстремистской направленности и сохраняющих высокий риск рецидивных преступлений. В статье на основе использования методологического подхода криминопенологической науки предпринят обстоятельный доктринальный и правовой анализ положений Закона РК «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в части его принципов, определения содержания административного надзора, правовых ограничений, возлагаемых на осужденных, их правового статуса, алгоритма осуществления административного надзора. В статье отмечается, что несомненное достоинство законодательного регулирования административного надзора в Казахстане не исключает его недостатков. Эти недостатки, в частности, обусловлены неполным учетом криминологических особенностей личности осужденных экстремистов и террористов при конструировании правовых ограничений, возлагаемых на них, отсутствием перечня мер ресоциализации осужденных, неиспользованием законодателем инструментария судебного и общественного контроля для повышения эффективности административного надзора.В связи с этим в статье содержатся оригинальные авторские предложения, относительно совершенствования правового регулирования административного надзора в Казахстане, уточнения его юридических признаков и улучшения механизма реализации, заслуживающие внимание законодателя и правоприменительной практики. Имеющиеся выводы и предложения в статье являются полезными для развития отечественного права, криминологии и деликтологии в аспекте предупреждения террористической и экстремистской преступности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рахимбердин Куат Хажумуханович, Гета Максим Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS COMMITTING TERRORIST AND EXTREMIST CRIMES UNDER THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION

The article offered to the readers is devoted to certain aspects of the legal regulation of administrative supervision of convicts who have served a sentence of imprisonment for crimes of terrorist and extremist orientation on the basis of using the tools of the legislation of the Republic of Kazakhstan. This problem, in the context of post-criminal control, is touched upon in UN international standards and legislative acts of the Republic of Kazakhstan. The article notes the close connection of administrative supervision measures with the prevention of extremist and terrorist crime and, on the basis of conceptual approaches that have developed in legal science, reveals the essence of administrative supervision as a special form of postcriminal control in relation to persons who have served sentences for crimes of terrorist and extremist orientation and remain at high risk. recurrent crimes. The article, based on the use of the methodological approach of criminopenological science, undertakes a detailed doctrinal and legal analysis of the provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan "On Administrative Supervision of Persons Released from Places of Deprivation of Liberty" in terms of its principles, determining the content of administrative supervision, legal restrictions imposed on convicts, their legal status, algorithm for the implementation of administrative supervision. The article notes that the undoubted merit of the legislative regulation of administrative supervision in Kazakhstan does not exclude its shortcomings. These shortcomings, in particular, are due to the incomplete consideration of the criminological characteristics of the personality of convicted extremists and terrorists when constructing legal restrictions imposed on them. The lack of a list of measures for the resocialization of convicts, the failure of the legislator to use the tools of judicial and public control to increase the efficiency of administrative supervision. In this regard, the article contains original author's proposals on improving the legal regulation of administrative supervision in Kazakhstan, clarifying its legal features and improving the implementation mechanism, which deserves the attention of the legislator and law enforcement practice. The available conclusions and proposals of the article are useful for the development of domestic law, criminology and tortology in the aspect of preventing terrorist and extremist crime.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК: 343. 214

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1 Автор для корреспонденции

Рахимбердин Куат Хажумуханович1

Профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса НАО «Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова», доктор юридических наук, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан, е- mail: matai71@mail.ru

Гета Максим Ростиславович

Профессор юридического факультета Кемеровского государственного университета, доцент ВАК РФ, г. Новокузнецк, Россия, е-mail: irina2969@yandex.ru

Аннотация. Предлагаемая читателям статья посвящена отдельным аспектам правового регулирования административного надзора за осужденными, отбывшими наказание в виде лишения свободы за преступления террористической и экстремистской направленности на основе использования инструментария законодательства Республики Казахстан. Данная проблема в контексте посткриминального контроля, затрагивается в международных стандартах ООН и законодательных актах Республики Казахстан. В статье отмечается тесная связь мер административного надзора с предупреждением экстремистской и террористической преступности и на основе концептуальных подходов, сложившихся в юридической науке, раскрывается сущность административного надзора как особой формы посткриминального контроля в отношении лиц, отбывших наказание

за преступления террористической и экстремистской направленности и сохраняющих и

высокий риск рецидивных преступлений. В статье на основе использования методологи- и

ческого подхода криминопенологической науки предпринят обстоятельный доктриналь- И

ный и правовой анализ положений Закона РК «Об административном надзоре за лицами, S

освобожденными из мест лишения свободы» в части его принципов, определения содер- s

жания административного надзора, правовых ограничений, возлагаемых на осужденных, А

их правового статуса, алгоритма осуществления административного надзора. В ста- а

тье отмечается, что несомненное достоинство законодательного регулирования адми- о

нистративного надзора в Казахстане не исключает его недостатков. Эти недостатки, о

в частности, обусловлены неполным учетом криминологических особенностей личности Е

осужденных экстремистов и террористов при конструировании правовых ограничений, Ь

возлагаемых на них, отсутствием перечня мерресоциализации осужденных, неиспользова- В

нием законодателем инструментария судебного и общественного контроля для повыше- И

ния эффективности административного надзора. р

В связи с этим в статье содержатся оригинальные авторские предложения, относи- О

тельно совершенствования правового регулирования административного надзора в Казах- О

стане, уточнения его юридических признаков и улучшения механизма реализации, заслужи- И

вающие внимание законодателя и правоприменительной практики. Имеющиеся выводы и ф

предложения в статье являются полезными для развития отечественного права, крими- М

нологии и деликтологии в аспекте предупреждения террористической и экстремистской Ц

преступности. И

Ключевые слова: административный надзор, Казахстан, профилактика, предупрежде- ^

ние, наказание, уголовный закон, осужденные, освобождение из мест лишения свободы, 4

ограничения, органы внутренних дел, терроризм, экстремизм. 7

NJ О NJ

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ ЗАЦНАМАСЫ БОЙЫНША ТЕРРОРИСТ1К ЖЭНЕ ЭКСТРЕМИСТ1К ЦЫЛМЫСТАР ЖАСАГАН АДАМДАРДЫ ЭК1МШ1Л1К ЦАДАГАЛАУ: ЦУЦЬЩТЬЩ РЕТТЕУДЩ КЕЙБ1Р АСПЕКТ1ЛЕР1

Куат Хажум^хан^лы Рахимбердин *

С. Аманжолова атындагы Шыгыс Казацстан университеттщ цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц ic жург1зу кафедрасыныц профессоры, зац гылымдарыныц докторы, Казацстан Республикасы, Оскемен цаласы, e-mail: matai71@mail.ru

Максим Ростиславович Гета

Кемерово мемлекеттт университеттщ зац факультeтiнiц профессоры, РФ ЖАК доцeнтi, Новокузнецк, Ресей, E-mail: irina2969@yandex.ru

Аннотация. Оцырмандарга усынылып отырган мацала Казацстан Республикасы зацна-масыныц цуралдарын пайдалану нeгiзiндe террористы жэне экстремисты багыттагы цылмыстар ушт бас бостандыгынан айыру тYрiндeгi жазасын втеген сотталгандарды эюмшшк цадагалауды цуцыцтыц реттеудщ жекелеген аcпeктiлeрiнe арналган. Бул проблема цылмыстан rnuimi бацылау мэтшнде Б¥¥-ныц халыцаралыц стандарттарында жэне Казацстан Республикасыныц зацнамалыц актыертде цозгалады. Мацалада эюмшшк цадагалау шараларыныц экстремисты жэне террористы цылмыстыц алдын алумен тыгыз байланысы жэне зац гылымында цалыптасцан тужырымдамалыц квзцарастар нeгiзiндe эюмшшк цадагалаудыц мэш террористы жэне экстремисты багыттагы цылмыстар Yшiн жазасын втеген жэне цайталанатын цылмыстардыц жогары цаутн сацтайтын адамдарга цатысты цылмыстан rnuimi бацылаудыц ерекше нысаны реттде ашылады. Мацалада криминопенологиялыц гылымныц эдicнамалыц тэсшн пайдалану нeгiзiндe «бас бостандыгынан айыру орындарынан босатылган адамдарды эюмшшк цадагалау туралы» КР Зацыныц ережелерте оныц цагидаттары, эюмшшк цадагалаудыц мазмунын, сот-3 талгандарга ЖYктeлeтiн цуцыцтыц шeктeулeрдi, олардыц цуцыцтыц мэртебест айцын-™ дау, эюмшшы цадагалауды ЖYзeгe асыру алгоритмi бвлтнде eгжeй-тeгжeйлi доктрина-£ лыц жэне цуцыцтыц талдау жасалды. Мацалада Казацстандагы эюмшшк цадагалауды ^ зацнамалыц реттеудщ свзс1з артыцшылыгы оныц кeмшiлiктeрiн жоцца шыгармайды. ^ Бул кемшшктер, атап айтцанда, сотталган экстремистер мен террористердщ жеке ^ басыныц криминологиялыц ерекшелытерт толыц есепке алмаумен, оларга ЖYктeлeтiн цуцыцтыц шeктeулeрдi цурастырумен, сотталгандарды цайта элeумeттeндiру шарала-g ры тiзбeciнiц болмауымен, зац шыгарушыныц эюмшшк цадагалаудыц тшмдшгт артты-е ру Yшiн сот жэне цогамдыц бацылау цуралдарын пайдаланбауымен байланысты.

Осыган байланысты, мацалада Казацстандагы эюмшшк цадагалауды цуцыцтыц о рeттeудi жeтiлдiругe, оныц зацдыц белгыерт нацтылауга жэне wm асыру теттн жац-2 сартуга цатысты зац шыгарушы мен цуцыц цолдану практикасыныц назарына лайыц ^ бiрeгeй авторлыц усыныстар цамтылган. Мацаладагы тужырымдар мен усыныстар s террористы жэне экстремисты цылмыстыц алдын алу тургысынан отандыц цуцыцты, g криминология мен деликтологияны дамыту Yшiн пайдалы.

¿g Tyüíh свздер: эюмшшк цадагалау, Казацстан, профилактика, ескерту, жаза, цылмы-стыц зац, сотталгандар, бас бостандыгынан айыру орындарынан босату, шектеулер, § шю wтер органдары, терроризм, экстремизм.

X

о <

СП

S

ь

X S

S X

ь

ш

сп

ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS COMMITTING TERRORIST AND EXTREMIST CRIMES UNDER THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION

Rakhimberdin Kuat Khazhumukhanovich*

Professor of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure,

NJSC "East Kazakhstan University named after S. Amanzholova ", Doctor of Law,

Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan, e-mail: matai71@mail.ru

Geta Maxim Rostislavovich

Professor of the Faculty of Law of Kemerovo State University, Associate Professor of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation, Novokuznetsk, Russia, e-mail: irina2969@yandex.ru

Abstract. The article offered to the readers is devoted to certain aspects of the legal regulation of administrative supervision of convicts who have served a sentence of imprisonment for crimes of terrorist and extremist orientation on the basis of using the tools of the legislation of the Republic of Kazakhstan. This problem, in the context of post-criminal control, is touched upon in UN international standards and legislative acts of the Republic of Kazakhstan. The article notes the close connection of administrative supervision measures with the prevention of extremist and terrorist crime and, on the basis of conceptual approaches that have developed in legal science, reveals the essence of administrative supervision as a special form of postcriminal control in relation to persons who have served sentences for crimes of terrorist and extremist orientation and remain at high risk. recurrent crimes. The article, based on the use of the methodological approach of criminopenological science, undertakes a detailed doctrinal and legal analysis of the provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan "On Administrative Supervision of Persons Released from Places of Deprivation of Liberty" in terms of its principles, determining the content of administrative supervision, legal restrictions imposed on convicts, their legal ro status, algorithm for the implementation of administrative supervision. The article notes that q the undoubted merit of the legislative regulation of administrative supervision in Kazakhstan К does not exclude its shortcomings. These shortcomings, in particular, are due to the incomplete н consideration of the criminological characteristics of the personality of convicted extremists and q terrorists when constructing legal restrictions imposed on them. The lack of a list of measures for У the resocialization of convicts, the failure of the legislator to use the tools ofjudicial and public 5 control to increase the efficiency of administrative supervision. К

In this regard, the article contains original author'sproposals on improving the legal regulation Н of administrative supervision in Kazakhstan, clarifying its legal features and improving the ДА implementation mechanism, which deserves the attention of the legislator and law enforcement Л practice. The available conclusions and proposals of the article are useful for the development of С domestic law, criminology and tortology in the aspect of preventing terrorist and extremist crime. а Key words: administrative supervision, Kazakhstan, prevention, prevention, punishment, 5 criminal law, convicts, release from places of imprisonment, restrictions, internal affairs bodies, 5 terrorism, extremism.

ro

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 67 4 61 Н

_ _ e

о

реализуется, прежде всего, через исполнение А

наказаний и иных мер уголовно-правового И

воздействия в условиях функционирования О

органов и учреждений уголовно-исполни- №

тельной системы страны. 5

В связи с этим заслуживает внимания 7

численность осужденных за преступле- 00

ния террористической и экстремистской 1 направленности, находящихся под контро-

Введение. Проблема противодействия террористической и экстремистской преступности является одной из криминальных угроз для казахстанского общества и государства. Одним из важных инструментов нейтрализации данной угрозы выступает посткриминальный контроль за лицами, совершившими террористические и экстремистские преступления. Данный контроль

лем уголовно-исполнительной системы, на фоне общей численности осужденных. Так, в частности, в 2016 году в исправительных учреждениях «закрытого» типа отбывали наказания 354 осужденных террориста и экстремиста. В 2017 году их численность возросла до 480 осужденных. В 2018 году происходит дальнейший рост (643 осужденных). В 2019 году в учреждениях «закрытого» типа находилось 646 осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности, в 2020 году - 628 осужденных. Таким образом, на фоне общего снижения численности осужденных в местах лишения свободы имеет место рост количества религиозных экстремистов и террористов. То, что они содержатся в учреждениях «закрытого» типа КУИС МВД РК, свидетельствует о достаточно высокой общественной опасности данных лиц. В учреждениях «открытого» типа (ранее колонии поселения), таких осужденных до 2020 года не было вообще. Лишь в 2020 году в учреждениях «открытого» типа содержалось два осужденных за рассматриваемые преступления. Представляется интересным, что в 2020 году, осужденные за террористические и экстремистские преступления, впервые появились на учете в органах про-^ бации (91 осужденный). Следует отметить, ¡3 что по данным КУИС МВД РК, в учрежде-£ ниях «закрытого» типа преобладали осу-^г жденные за террористические преступления 1 (535 осужденных). Доля экстремистов на 01.01.2020 года составила 89 осужденных. ^ Таким образом, преступления террористи-^ ческой направленности отличались более

0 высоким уровнем общественной опасности.

1 На это указывают и данные статистического учета органов пробации. В 2020 году служба ба пробации контролировала 63 осужден-< ных-экстремиста и только 28 осужденных с за террористические преступления [1]. Од-<1 нако ограничивается ли наказанием и про-(З бационным воздействием инструментарий ^ посткриминального контроля? Вполне оче-^ видно, что все лица, совершившие престу-о пления экстремистской и террористической о направленности, равно или поздно отбудут ^ наказание, получат освобождение от него. ^ Это означает, что упомянутые осужденные ЁЕ окажутся в свободном обществе, и поэтому Ь высокую социальную значимость имеет во-^ прос о том, как воспримет общество данных ^ осужденных и как «вчерашние» преступ-Ь ники-радикалы отнесутся к обществу и его т ценностям? Следовательно, в доктриналь-

ном и прикладном контексте представляется необходимым дальнейшая разработка и совершенствование средств осуществления посткриминального контроля за лицами, виновными в преступлениях террористической и экстремистской направленности. Одним из таких средств является инструментарий административного надзора.

Следует отметить, что в юридической науке давно обращалось внимание на то, что надзор представляет собой наиболее строгую форму посткриминального контроля [2, а108]. Таким образом, надзор является особой властно-распорядительной регулятивной деятельностью по оказанию воздействия на осужденных, отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях. Несомненным является то обстоятельство, что административный надзор — это исключительно серьезная организационно-правовое вмешательство государства в сферу жизнедеятельности определенных категорий граждан. Чем же вызвано подобное вмешательство? Как отмечал профессор Н.В. Шадрин, важнейшим основанием для такого вмешательства выступает поведение лиц, являющееся «источником повышенной опасности» [3, а200]. Солидаризуясь с подобным подходом известного специалиста в области криминальной деликтологии мы полагаем, что системным основанием установления режима административного надзора за лицами, осужденными в связи с совершением преступлений террористической и экстремистской направленности, следует считать наличие фактических данных, свидетельствующих о сохранении общественной опасности личности террориста или религиозного экстремиста даже после отбытия наказания в виде лишения свободы. Сохранение этой общественной опасности требует привлечения ресурсов административно-полицейского контроля, позволяющего блокировать ее разрушительные проявления. В тоже время необходимо помнить, что реализация мер рассматриваемого надзора требует соблюдения разумного и обоснованного баланса между интересами безопасности общества и ценностями индивидуальной свободы личности, признаваемыми и охраняемыми в условиях правового, демократического государства. Административный надзор должен выстраиваться на основе необходимой достаточности мер применения и минимального вмешательства со стороны публичной администрации, направленного на решение задач уголовной политики государства.

Представляется, что упомянутый надзор как специфическая, властно-предупредительная деятельность органов внутренних дел заключается в применении разнообразного, организационного и правового инструментария воздействия на лиц, поведение которых выступает источником повышенной деликтной опасности новых экстремистских и террористических преступлений после отбытия наказания в виде лишения свободы. Однако недопустимо сводить проблему административного надзора к сугубо функциональному подходу, выражающемуся формулой «блокировка источника повышенной опасности». Увлечение этим подходом может привести к возрождению давно отвергнутой мировой пенологией теории «опасного состояния личности». В ХХ веке она в том или ином варианте служила идеологическим обоснованием массовых репрессий «превентивного» характера в тоталитарных и авторитарных государствах. Современная деликтология рассматривает общественную опасность как совокупность определенных свойств, иллюстрирующих поведение личности, но никак ее состояние. Поэтому в более глобальном смысле административный надзор за лицами, виновными в преступлениях террористического и религиозно-экстремистского характера, должен быть направлен на создание оптимальных условий, способствующих их успешной ресоциализа-ции после отбытия наказания. Вполне очевидно, что достижение данной цели будет одновременно означать наилучший вариант обеспечения безопасности общества и государства. Данные обстоятельства означают необходимость всестороннего исследования различных аспектов административного надзора в Республике Казахстан и поиска путей повышения его эффективности, определения оптимального объема и содержания правовых ограничений в отношении осужденных, установления отлаженного алгоритма взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере посткриминального надзора за лицами, совершившими преступления террористической и экстремистской направленности.

Методы. В процессе подготовки настоящей статьи использовались различные, известные в современной науке способы исследования и познания социально-правовой реальности, складывающейся в области ад-

2 Закон РК «Об административном надзоре за лицами, https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z960000028_/z960028.htm

министративного надзора и его применения. К этим способам следует отнести диалектический, системно-логический, сравнительно-правовой, эвристический, проблемно-поисковый методы. Их сочетание позволило выявить ряд положений, учет которых будет способствовать улучшению состояния правового регулирования административного надзора за лицами, виновными в террористических и экстремистских преступлениях, в Республике Казахстан.

Обсуждение. Республика Казахстан стала первой страной на евразийском пространстве, где на законодательном уровне был сконструирован институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Административный надзор как особая форма посткриминального контроля в известной степени позволил восполнить существенный пробел в правовом регулировании воздействия на лиц, совершивших экстремистские и террористические преступления, которые уже отбыли наказание, но еще не утратили своей общественной опасности, т.е. возможности совершения рецидивных преступлений. Необходимо было создать инструментарий, позволяющий реализовывать «промежуточный» контроль за осужденными между контролем исправительных учреждений и усло- Е виями свободной, самостоятельной жизни р этих осужденных. К

15 июля 1996 года был принят Закон РК и №28-1 «Об административном надзоре за р лицами, освобожденными из мест лишения У свободы»2 (далее - Закон «Об администра- ^ тивном надзоре в РК»). В этот законодатель- А ный акт вносились изменения. Так, в част- о ности, Законом РК от 18.04.2017 года №58-6 ДД было введено наименование «учреждения Е уголовно-исполнительной системы», заме- Ь нившее формулировку «исправительные уч- В реждения». Таким образом, Закон «Об адми- И нистративном надзоре в РК», принятый еще р в прошлом веке, насчитывает почти 25 лет В своего применения. О

В соответствии со статьей 1 данного За- и кона административный надзор определен ф как форма предупреждения рецидивной р преступности и как принудительная мера А в виде установления за поведением лиц, и освобожденных из мест лишения свободы, в р отношение которых установлены ограниче- № ния в целях предупреждения правонаруше- (

ний. Следует отметить, что казахстанский -

2

южденными из мест лишения свободы» от 15 июля 1996 г. '-*

законодатель (как в прочем, в дальнейшим российский и узбекский) неоправданно смешал наблюдение и надзор, как различные по своей природе формы посткриминального контроля. Надзор невозможно свести к наблюдению, поскольку он сопровождается властными полномочиями субъектов такого контроля и их юридической возможностью воздействовать на поведение поднадзорных.

Несомненной заслугой казахстанского законодателя является четкое обозначение им среди адресатов административного надзора лиц, осужденных за террористические или экстремистские преступления (пункт «а» ч.1 ст.2 Закона «Об административном надзоре в РК»). При этом одним из оснований для установления режима административного надзора является вступивший в законную силу приговор суда, признавший лицо террористом или экстремистом (ст.3 Закона «Об административном надзоре в РК»). Представляется, что установление административного надзора в законодательстве Республики Казахстан детерминируется рядом юридических фактов. Прежде всего это юридический факт признания осужденного террористом или экстремистом. Далее следует юридический факт отбывания им наказания виде лишения свободы. Следующим ^ по очередности выступает юридический ¡3 факт - освобождение такого осужденного ^ из мест лишения свободы. И наконец, важ-^г ным правоустанавливающим юридическим 1 фактом является решение судьи районного (городского) суда о направлении бывшего ^ заключенного на административный надзор.

В соответствии со статьей 6 Закона «Об

0 административном надзоре в РК» его про-

1 должительность в отношении осужденных за террористические и экстремистские пре-

§ ступления устанавливается на срок от шести < месяцев до трех лет. Следует отметить, что с такая продолжительность административен! ного надзора является наиболее оптималь-(З ной и соответствует рекомендациям пено-^ логической науки. Такую рекомендацию ^ высказывал, в частности еще в 70-х годах о прошлого века украинский ученый В.А. Ло-о мако, касаясь вопроса об оптимальной про-т должительности испытательного надзора ^ для осужденных, находящихся на свободе, ЁЕ отмечал, что эта продолжительность долж-Ь на быть не более трех лет и срок в три года ^ наиболее целесообразен [4, с.26]. В даль-^ нейшем в пенитенциарной науке сложилось £ представление о том, что нежелательна как т слишком небольшая продолжительность

срока испытания, так и чрезмерная, превышающая три года.

В юридической литературе обращается внимание на некоторые проблемы, связанные с осуществлением административного надзора. Так в частности, российский автор А.В. Ваньков пишет о том, что основной причиной низкой эффективности административного надзора, является отсутствие постоянного контроля за поведением осужденных со стороны органов внутренних дел [5, с.27].

По мнению казахстанских исследователей С.М. Иманбаева, Т.К. Мекишева, «сущность административного надзора заключается в наблюдении органами внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом...временных ограничений его прав свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим законом» [6, с.10]. С этим положением в целом можно согласиться. Возражение вызывает, однако, понимание данными авторами сущности административного надзора как наблюдения. Ранее нами отмечалось, что наблюдение — это наиболее мягкая форма посткриминального контроля, исключающая властно-распределительное воздействие. Без такого воздействия административный надзор за лицами, совершившими экстремистские и террористические преступления, становится невозможным. Упомянутые авторы также затрагивают проблему недостаточного уровня взаимодействия органов внутренних дел с исправительными учреждениями КУИС МВД РК, относительно обмена информацией о лицах, подлежащих административному надзору [6, с.14]. Как полагает И.Д. Мо-трович, категория профилактического учета и контроля выступает в качестве родовой по отношению к инструментарию административного надзора за лицами, освободившимся из мест лишения свободы. Сравнивая профилактической учет в Российской Федерации и Республике Казахстан, он приходит к выводу о том, что в Казахстане подходы к содержанию профилактического контроля разграничиваются в зависимости от того, в рамках реализации какого закона используется данная форма профилактического воздействия. На его взгляд, в Республике Казахстан имеется достаточно четкая правовая основа для всех видов профилактического контроля, обеспечиваемого органами внутренних дел [7, с.77].

Полагаем, что вопрос профилактической эффективности административного надзора за лицами, совершившими преступления террористической и экстремистской направленности, тесно связан с объемом и содержанием правовых ограничений, возлагаемых на осужденных в связи с режимом административного надзора. В статье 7 Закона «Об административном надзоре в РК» предусмотрены правовые ограничения в отношении его адресатов. Их установление зависит от уровня общественной опасности личности поднадзорного, его образа жизни, поведения в семье и по месту жительства. Данные правовые ограничения заключаются в запретах следующего характера:

1) покидать жилище в определенное органами внутренних дел время;

2) пребывать в определенных органами внутренних дел местах района (города);

3) выезжать за пределы района (города) без разрешения органов внутренних дел, осуществляющих надзор;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) разыскивать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иным способом с несовершеннолетними без согласия их родителей либо законных представителей;

5) употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества.

Заслуживает внимания, что перечень правовых ограничений административного надзора, предусмотренных казахстанским законодателем, более конкретизирован и удачен по сравнению с аналогичным перечнем в Узбекистане3 и Таджикистане4. Вполне очевидно, что перечисленные запреты имеют выраженную профилактическую направленность на снижение рисков совершения поднадзорным нового преступления. Запрет разыскивать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами с несовершеннолетними без согласия их родителей или их законных представителей призван способствовать нейтрализации возможности осужденных за террористические и экстремистские преступления, вести пропаганду своих идей среди несовершеннолетних. Известно, что именно что в молодежной среде экстремисты пытаются найти свою «аудиторию» и вербовать кадры для различных акций радикального толка. Поэтому упомянутый запрет весьма уместен. В

тоже время, на наш взгляд, перечень правовых ограничений в отношении осужденных - экстремистов и террористов не в полной мере учитывает особенности их личности и социально-криминологические основания конструирования запретов. Думается, что этот перечень законодателю следует расширить, дополнив запреты юридическими обязанностями как разновидностью правовых ограничений. Это должен сделать законодатель, поскольку согласно статье 8 Закона «Об административном надзоре в РК» перечень ограничений для поднадзорных является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что законодательство об административном надзоре предусматривает возможность контрольно-профилактического посещения сотрудниками ОВД в любое время суток (а значит и в ночное время), жилища поднадзорного. Такие посещения необходимы для проверки выполнения осужденным возложенных на него в процессе административного надзора юридических обязанностей. Законодательство не допускает при таких посещениях производства обыска, осмотра жилого помещения без соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан. Однако несмотря на эту существенную оговорку, посещение жилища поднадзорного в любое время (а значит и в ночное время) суток без необходимых оснований и только по усмотрению сотрудников органов внутренних дел выглядит чрезмерным вмешательством в частную жизнь граждан. Помимо бытовых неудобств, оно может провоцировать конфликтные ситуации с поднадзорным, а религиозных экстремистов убеждать в том, что между ними и органами государственной власти существует «глухая стена» противостояния. Кроме того, в подобной ситуации возникает вероятность нарушения принципа минимального вмешательства, предусмотренного международными стандартами прав человека в области обращения с осужденными. Этот принцип в полной мере распространяется и на институт административного надзора. Он означает соблюдение требований обоснованной необходимости, достаточности и допустимости пределов вмешательства органов уголовной

3 Закон Республики Узбекистан «Об административном надзоре за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания» от 28.02.2019 г. https://lex.uz/ru/docs/4266604

4 Положение «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Утверждено Указом Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан от 30.09.1993 г. №117. http:// www.adlia.t]/showdoc.fwx?Rgn=4811

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

NJ

о

юстиции в жизнедеятельность осужденных и их близких.

Законодательство Республики Казахстан предусматривает перечень прав и обязанностей осужденных за террористические и экстремистские преступления, находящихся в режиме административного надзора. Следует отметить, что перечень прав поднадзорных в основном сводится к их информированию о порядке и условиях осуществления административного надзора и к заявлению ходатайств о досрочном прекращении его режима, об отмене установленных правовых ограничений. Конечно, это важно, но в перечне прав поднадзорных отсутствует право индивидуальной жалобы. Это право предусматривается в частности, Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), включая тех, кто готовится к освобождению. По смыслу «Правил Нельсона Манделы» и других международных стандартов юридическая возможность обжаловать неправомерные действия органов и служб, контролирующих осужденных, должна существовать и после освобождения из пенитенциарных учреждений. Поэтому статья 17 Закона «Об административ-^ ном надзоре в РК» явно не в полном объеме ¡3 имплементирует положения международных £ стандартов в сфере обращения осужденными. ^г Законодателем оговаривается, что поднад-1 зорный, допустивший нарушение режима административного надзора, привлекается к ^ ответственности в порядке, установленном ^ законом Республики Казахстан. При этом

0 не уточняется, какова юридическая природа

1 данной ответственности.

Контроль за соблюдением законности § в процессе административного надзора за < лицами, совершившими преступления тер-с рористической и экстремистской направ-<1 ленности, осуществляется Генеральным (З прокурором РК и подчиненными ему прокусу рорами.

^ Результаты. Завершение работы над о данной статьей позволило сформулировать о ее результаты, относящиеся к отдельным т аспектам правового регулирования адми-^ нистративного надзора за лицами, совер-ЁЕ шившими преступления террористической Ь и экстремистской направленности. Прежде ^ всего, несмотря на имеющиеся достоинства, ^ Закон РК «Об административном надзоре за £ лицами, освобожденными из мест лишения т свободы» не в полной мере учитывает реко-

мендации международных правовых актов и современные социально-криминологические реалии, связанные с состоянием террористической и экстремистской преступности, особенностями личности виновных в преступлениях террористической и экстремистской направленности.

Казахстанский законодатель предусмотрел, что контрольные полномочия за осуществлением режима административного надзора возлагаются только на органы прокуратуры Республики Казахстан. При этом инструментария судебного контроля не предусмотрено. Отсутствует также общественный контроль, хотя, как мы полагаем, на сферу административного надзора за осужденными, особенно в части их вызова в органы внутренних дел и в посещении по месту жительства, должна распространяться деятельность Национального превентивного механизма (НПМ). Полагаем, что отсутствие упоминания о судебном и общественном контроле противоречит рекомендациям международных стандартов прав человека и принципам правового государства, закрепленного в Конституции Республики Казахстан. Кроме того, Закон «Об административном надзоре в РК» не предусматривает каких-либо конкретных мер по ресоциали-зации поднадзорных - экстремистов и террористов, что говорит о его слабой корреляции с нормами уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, посвященными ресоциализации осужденных.

Учитывая нечеткость определения административного надзора с позиции юридической техники в изученных нами нормах законодательства Республики Казахстан, представляется оправданным определить административный надзор как особый вид деятельности уполномоченных государственных органов по воздействию на поведение лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы за преступления террористической и экстремистской направленности, выявлению и нейтрализации криминогенных и иных рисков в данном поведении, а также по оказанию социально-правовой и иной помощи данным лицам в целях обеспечения условий их дальнейшей ресоциализации, предупреждения новых преступлений, безопасности личности, общества и государства. Административный надзор исполняется посредством возложения на лиц, совершивших преступления террористической и экстремистской направленности, правовых ограничений предупредительного характера.

Правовые ограничения административного надзора основываются на уважении человеческого достоинства поднадзорных и иных лиц, а также на минимально необходимом вмешательстве.

В законодательстве об административном надзоре целесообразно закрепить такие его принципы, как законность, гуманизм, уважение прав и свобод человека, сотрудничество государства и гражданского общества, индивидуализация применения, минимальное вмешательство, социально-криминологическая обусловленность, сочетание мер контроля и ресоциализации.

Как отмечалось нами ранее, представляется оправданным дополнить перечень правовых ограничений административного надзора за лицами, совершившими преступления террористической и экстремистской направленности. Эти правовые ограничения могут состоять из юридических обязанностей и запретов в отношении поднадзорного. Дополнительные правовые ограничения для поднадзорных, по нашему мнению, могут иметь следующий характер:

Обязанность принять меры по трудоустройству путем постановки на учет в государственную службу занятости или направления на курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Запрет общения в какой-либо в форме с несовершеннолетними, учащимися образовательных организаций.

Запрет оставления в своем жилом помещении в ночное время суток посторонних лиц.

Запрет организации и проведения массо-

вых мероприятий с участием посторонних лиц. А равно, запрет приглашения граждан на данные мероприятия.

Запрет использования социальных сетей в Интернете.

Запрет хранения в своем жилище определенных предметов.

Запрет употребления сильнодействующих, возбуждающих, одурманивающих средств и веществ.

Обязанность пройти при необходимости программы ресоциализации, способствующие исправлению и нормальной жизнедеятельности в обществе.

Полагаем, что данные запреты и обязанности, позволяют в большей степени учесть особенности личности террориста и религиозного экстремиста и оказывать на данную личность не только профилактическое, но и ресоциализующие воздействие.

Заключение. Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что преодоление выявленных недостатков и пробелов в правовом регулировании административного надзора за лицами, совершившими преступления террористической и экстремистской направленности, позволит повысить эффективность и профилактические возможности данного надзора. С другой стороны, учитывая несомненные достижения Казахстана в сфере своевременной и актуальной регламентации данного надзора, оно будет способствовать ознакомлению с опытом Республики Казахстан в сфере реализации административного надзора за лицами, виновными в террористических и экстремистских преступлениях, в других государствах Центральной Азии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ешмагамбетов Ж.Б. Ресоциализация осужденных за террористические и экстремистские преступления: взаимодействие государственных органов и НПО. // «Уголовная политика в системе противодействия экстремизму и терроризму в Республике Казахстан»: материалы международной конференции 22 апреля 2021 года. - Нур-Султан: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2021. - С.11-15.

2. Музеник А.К., Уткин В. А., Филимонов О.В. Условное осуждение и отсрочка исполнения приговора — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. - 207 с.

3. Концептуально-теоретические основы правового регулирования и применения мер безопасности: монография / под науч. ред. Н.В. Щедрина; Сиб. федер. ун-т. - Красноярск: СФУ, 2010. - 324 с.

4. Ломако В.А. Применение условного осуждения. - Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1976. - 126 с.

5. Ваньков В.А. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в Российской Федерации и в Республике Казахстан. Деятельность правоохранительных органов в современных условиях // Сборник материалов XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - Иркутск: Издательство Восточно-Си-

X

ы А

О х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

С

7^

к> о к>

бирского института МВД РФ, 2018. - С. 27-31.

6. Иманбаев С.М., Микишев Т.К. Реализация органами внутренних дел института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Юрист юга России и Закавказья. 2019. - № 1(25). - с.10-15.

7. Мотрович И.Д. Профилактический учет и надзор (контроль) за лицами, склонными к совершению правонарушений, в Российской Федерации и в Республике Казахстан // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2021. - № 1 (42). - С. 72-81.

1. Eshmagambetov ZH.B. Resocializaciya osuzhdennyh za terroristicheskie i ekstremistskie prestupleniya: vzaimodejstvie gosudarstvennyh organov i NPO. //«Ugolovnayapolitika v sisteme protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu v Respublike Kazahstan»: materialy mezhdunarodnoj konferencii 22 aprelya 2021 goda. - Nur-Sultan: ENU im. L.N. Gumileva, 2021. - S.11- 15.

2. Muzenik A.K., Utkin V.A., Filimonov O.V. Uslovnoe osuzhdenie i otsrochka ispolneniya prigovora — Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1990. - 207 s.

3. Konceptual'no-teoreticheskie osnovy pravovogo regulirovaniya i primeneniya mer bezopasnosti: monografiya / pod nauch. red. N.V. SHCHedrina; Sib. feder. un-t. - Krasnoyarsk: SFU, 2010. - 324 s.

4. Lomako V.A. Primenenie uslovnogo osuzhdeniya. - Har 'kov: Vishcha shk. Izd-vo pri Har 'k. un-te, 1976. - 126 c.

5. Van'kov V.A. Administrativnyj nadzor za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v Rossijskoj Federacii i v Respublike Kazahstan. Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah // Sbornik materialov XXIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V2-h tomah. - Irkutsk: Izdatel'stvo Vostochno-Sibirskogo institutaMVD RF, 2018. -

6. Imanbaev S.M., Mikishev T.K. Realizaciya organami vnutrennih del instituta administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody. YUristyuga Rossii i Zakavkaz'ya. 2019. - № 1(25). - s.10-15. Я 7. Motrovich I.D. Profilakticheskij uchet i nadzor (kontrol') za licami, sklonnymi k soversheniyu ™ pravonarushenij, v Rossijskoj Federacii i v Respublike Kazahstan // Vestnik Sibirskogo ÉS yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2021. - № 1 (42). - s.72-81.

Oi

z

CL

< z

CL

REFERENCES

s.27-31.

о e

X

X

in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.