Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕХИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЧЕХИИ / ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД / ОБЛАСТНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков П.Н.

Статья посвящена деятельности Высшего административного суда Чехии (далее - ВАС) и областных административных судов (далее - АС). Подробно изучается структура ВАС. Рассматриваются правила судопроизводства. Анализируется Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС) и другие законы. Выявляются особенности чешского административного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE COURTS IN THE CZECH REPUBLIC

The article is devoted to the activities of the Czech Supreme Administrative Court (hereinafter -SAC) and regional administrative courts (hereinafter - ACs). The structure of SAC is studied in detail. The rules of court proceedings are considered. The Code of Administrative Procedure (hereinafter - CAP) and other acts are analyzed. The features of the Czech administrative legal proceedings are revealed.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

УДК 342.9

П. Н. Бирюков

Воронежский государственный университет АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Статья посвящена деятельности Высшего административного суда Чехии (далее - ВАС) и областных административных судов (далее - АС). Подробно изучается структура ВАС. Рассматриваются правила судопроизводства. Анализируется Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС) и другие законы. Выявляются особенности чешского административного судопроизводства.

К л ю ч е в ы е с л о в а: Чехия, судебная система Чехии, Высший административный суд, областные административные суды, административное судопроизводство.

ADMINISTRATIVE COURTS IN THE CZECH REPUBLIC

The article is devoted to the activities of the Czech Supreme Administrative Court (hereinafter -SAC) and regional administrative courts (hereinafter - ACs). The structure of SAC is studied in detail. The rules of court proceedings are considered. The Code of Administrative Procedure (hereinafter - CAP) and other acts are analyzed. The features of the Czech administrative legal proceedings are revealed.

K e y w o r d s: Czech Republic, judicial system of the Czech Republic, Supreme Administrative Court, regional administrative courts, administrative proceedings.

Чешская административная юстиция имеет давние традиции1, анализ которых требует отдельного изучения и не входит в предмет нашего исследования.

После запрета в 1948 г. административное судопроизводство было восстановлено лишь в

1991 г. Основу административного правосудия Чехии на современном этапе заложили: Конституция Республики2 и Постановление Президиума Чешского национального совета от 16 декабря

1992 г. о провозглашении Хартии основных прав и свобод частью конституционного строя Чешской Республики3.

Новая концепция административного правосудия, принятая в 1992 г., с самого начала была несовершенной. Она противоречила международным обязательствам Чешской Республики в области прав человека. В связи с этим в течение 1990-х гг. было предпринято несколько попыток создать новую законодательную базу, но все они потерпели неудачу4.

Необходимой частью судебной реформы было также учреждение механизма, который гарантировал бы, что дела частного права не

© Бирюков П. Н., 2022

будут рассматриваться в АС, а публично-правовые вопросы не будут предметом исследования в общих судах.

В дело вступил Конституционный Суд Чехии. В своих решениях середины 1990-х гг. он неоднократно обращал внимание на серьезные недостатки законодательства. Наконец, решением № 276/20015 КС отменил всю Пятую часть ГПК. Таким образом, Конституционный Суд значительно способствовал тому, чтобы проект административной юстиции стал возможным. Фактически создание АС «погасило давний конституционный долг, возникший в 1993 г.», когда создание ВАС было провозглашено, но учреждение было отложено6.

В настоящее время чешские АС защищают права физических и юридических лиц в отношении решений органов власти. Они предоставляют защиту от незаконного вмешательства или принуждения со стороны органов власти, а также предоставляют меры борьбы с невыполнением административными органами своих функций7.

Чешские АС рассматривают споры относительно: а) решений, принятых в области государственного управления исполнительным органом, органом самоуправления, юридическим лицом

или другим органом, если им это было поручено органом власти; б) незаконного вмешательства со стороны администрации; в) бездействия со стороны администрации; г) юрисдикционных действий органов власти8.

Процедура разбирательства определяется Кодексом административного судопроизводства 2002 г.9 (далее - КАС). В связи с принятием КАС законодательство было усовершенствовано (Закон № 151/2002 о внесении изменений в некоторые законы10 и др.).

КАС регламентирует: а) компетенцию АС и некоторые вопросы, касающиеся организации судов и статуса судей; б) действия суда и участников административного судопроизводства (§ 1 КАС).

При рассмотрении дел АС должны применять международные нормы о правах человека. Согласно ст. 10 Конституции Республики опубликованные международные договоры, ратификация которых одобрена парламентом и которыми связана Чешская Республика, являются частью правового порядка; «если международным договором предусмотрено иное, применяется международный договор». Согласно § 2 Закона 500/2004 г.11 «административный орган действует в соответствии с законами и другими правовыми актами, а также международными соглашениями, являющимися частью правопорядка (далее именуемые правовые акты). Когда этот закон относится к закону, он также означает международный договор, являющийся частью правопорядка».

В силу изложенного чешскими судами должны непосредственно применяться: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о правах человека 1950 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Международной пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Пакту, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Факультативный протокол к Конвенции 2000 г., и др.

Права, закрепленные в указанных документах, также подлежат защите чешскими АС. К примеру, ВАС в апреле 2022 г. вынес решение 4296/202212, применив международные конвенции о правах беженцев в отношении лиц, прибывших из Польши.

Система АС состоит из двух звеньев: 1) Высший Административный Суд Чехии13 (далее -ВАС) и 2) областных АС14.

По Конституции и Закону № 6/2002 «О судах, судьях, народных заседателях и Государственной судебной администрации»15 судьей АС может стать несудимый гражданин Чехии, получивший

высшее юридическое образование, прошедший судебную практику и сдавший профессиональный экзамен. Судья назначается на должность по предложению Министра юстиции Президентом Республики без ограничения срока полномочий. Судья не может быть одновременно депутатом парламента или сенатором, он не должен иметь никаких функций в сфере государственного управления или осуществлять другие виды деятельности, за исключением преподавания.

В настоящее время ВАС действует в составе 35 судей16. Он расположен в Брно. ВАС рассматривает, во-первых, дела по первой инстанции по искам и заявлениям, касающимся защиты субъективных прав, и, во-вторых, жалобы на решения областных АС. В качестве суда первой инстанции ВАС компетентен по вопросам выборов, политических партий, а также споров о компетенции между органами власти. Кроме того, ВАС рассматривает другие вопросы, отнесенные к его ведению специальным законодательством.

При принятии решений ВАС вправе издать постановление, которое будет использовано в качестве образца для будущего. Тем самым ВАС гарантирует единообразие практики. Кроме того, после обсуждения судьями на пленарном заседании ВАС публикует «Сборник отчетов ВАС»17. Эти отчеты содержат избранные судебные акты ВАС и областных АС.

К примеру, в Сборнике было опубликовано постановление Окружного суда в Праге от 12 июня 2017 г.18 Суд указал, что «частью выполнения задач городской полиции может быть также установление личности заинтересованных лиц. Требование сотрудника муниципальной полиции об установлении его личности должно, прежде всего, содержать достаточно конкретное и понятное изложение причин, по которым он это делает. Указанные причины должны быть подчинены одной из предусмотренных законом ситуаций, в которых сотрудник городской полиции имеет право потребовать удостоверение личности».

ВАС работает в коллегиях (sen t) в составе трех или шести судей. Пленарное заседание ВАС по предложению Председателя принимает решение о количестве и составе сенатов. ВАС также руководствуется принятым им самим Регламентом, который действует в редакции 2021 г.19

Важнейшим инструментом ВАС является расширенный Сенат. Он принимает решения в составе семи либо девяти членов (§ 17 и 18 КАС). Актуальная структура сенатов ВАС представлена в Схеме20.

В § 7 КАС определена территориальная и иерархическая подсудность дел. Если иное не предусмотрено законом, областной АС обладает

полной юрисдикцией в сфере административной юстиции. По общему правилу, компетентен АС, имеющий юрисдикцию в отношении органа, который вынес оспариваемое решение. Если орган власти расположен вне пределов деятельности суда, то для осуществления юриспруденции может быть использовано наличие филиала/ отделения органа в данной местности21.

По вопросам пенсий и пособий в сфере занятости, защиты работников в случае банкротства работодателя, государственных пособий, пособий по уходу за приемными детьми и некоторых других компетентен суд по месту проживания заявителя22.

Закреплены и случаи исключительной подсудности. К примеру, дела относительно разрешения на строительства транспортной инфраструктуры входят в компетенцию областного АС в Остраве (§ 1 Закона № 416/2009 «Об ускорении строительства транспортной, водной и энергетической инфраструктуры»23).

В случае если заявление было подано в ненадлежащий суд, тот передает жалобу по подсудности. Если дело было ошибочно передано в ВАС, он направляет его в компетентный АС.

В чешском административном процессе действует принцип «концентрации производства»24. Заявитель обязан: а) своевременно подать жалобу; б) правильно сформулировать основания жалобы и требования; в) представить соответствующие доказательства в суд.

Жалоба может быть подана через Интернет и заверена электронной подписью (§ 37 (4) КАС). Без этого она не имеет юридических последствий (решения ВАС от 23 сентября 2009 г., 9 As 90/2008-70 и др.25).

Заявитель, а также иные лица, которых может непосредственно затронуть отмена решения, считаются истцами (§ 34 КАС). Например, в числе сторон по делу может оказаться владелец разрешения на строительство, если выдачу разрешения оспаривает собственник соседнего земельного участка. Для того чтобы третье лицо стало участником судопроизводства, его необходимо привлечь в процессуальном порядке и уведомить о месте и времени рассмотрения дела.

В областных АС заявитель не нуждается в юридическом представительстве; в ВАС участие адвоката обязательно.

Интересным представляется институт «удовлетворения заявителя» (§ 62 КАС). Во время рассмотрения дела орган, чьи действия обжалуются, вправе отменить свое решение и вынести новое, в пользу заявителя. В этом случае суд прекращает производство по делу.

Заявитель может ходатайствовать о приостановке действия оспариваемого акта, если последствия решения причинят ему «непоправимый ущерб». Суд вправе приостановить исполнение административного акта (§ 73 КАС). Так, по делу 3952/2020 ВАС приостановил действие исполнительного листа вследствие его недостатков26.

При рассмотрении дела суд исходит из фактической и правовой ситуации, существовавшей на момент вынесения решения (§ 75 КАС). Если суд не находит оснований для отмены административного акта по своей инициативе, он пересматривает решение только в пределах заявленных истцом возражений с учетом принципа концентрации процесса. Однако суд не ограничивается в отборе доказательств только предложениями сторон и может по своему усмотрению проводить и другие доказательства (§ 52 КАС).

Интересная норма закреплена § 77 КАС. Суд вправе принимать доказательства только во время судебного заседания. Ошибки, допущенные сторонами в первой инстанции, в ВАС исправить нельзя.

В итоге разбирательства АС вправе:

а) отклонить жалобу и оставить в силе оспариваемое решение;

б) аннулировать решение и принять свое;

в) аннулировать решение и направить дело обратно в административный орган для принятия нового. При повторном рассмотрении дела орган связан позицией АС.

В случае обжалования привлечения к административной ответственности суд вправе уменьшить наказание либо вообще отменить обжалуемый акт. Так, в апреле 2021 г. ВАС прекратил производство по делу об административном правонарушении вследствие истечения срока давности27.

Решения всех АС публикуются на сайте ВАС28.

Компетенция АС достаточно широка. Рассмотрим некоторые сферы отношений, подведомственных АС.

Первое. Основной категорией дел для АС является пересмотр решений органов власти (2а1оЬа ргой гоЛо^иИ 8ргауи1Ьо о^али). Жалоба может быть подана любым лицом, которое утверждает, что его права были нарушены решением властного органа, либо оно было незаконно привлечено к административной ответственности29.

Критерием приемлемости жалобы служит исчерпание средств правовой защиты в органах власти. Так, 5 ноября 2020 г. ВАС принял решение о приемлемости иска вследствие неисчерпания средств в налоговых органах30.

Срок обжалования - два месяца с момента получения письменного уведомления об окончательном решении компетентного органа.

Второе. Жалоба за бездействие органа власти (Zaloba proti necinnosti). Этот вид жалобы (§ 79 КАС) является новым правовым институтом. Она стала средством защиты от «служебного молчания»31. Жалоба может быть подана лицом, которое потребовало от административного органа решения или выдачи документа, а тот бездействовал. При этом заявитель должен исчерпать доступные средства, предусмотренные регламентом.

Речь идет о невынесении решения по существу проблемы. Так, областной АС в Градце Кралове указал, что «нельзя требовать наложения обязательства издать какое-либо решение, но это должен быть содержательный административный акт, регулирующий материальный статус участников в административном производстве. Оно относится к компетенции административного органа... и характеризуется соответствующими реквизитами таких административных актов данного органа»32.

При удовлетворении жалобы суд обязывает орган вынести соответствующий акт или выдать документ в срок, который он установит. Как подчеркивает ВАС, нельзя обязать орган власти только продолжить производство по делу вообще33.

Срок подачи заявлений такого рода - один год со дня, когда согласно закону соответствующий орган должен был принять решение (§ 49 КАС).

Третье. Производство по делу об отмене мер общего характера (opatreni obecne povahy). Данный институт введен Законом № 500/2004. Мера общего характера является административным актом с указанным предметом и определенным кругом адресатов (§ 101а, 101b, 101g и др. КАС). АС оценивают соответствие принятых мер законодательству, компетенции принявшего их органа, а также соблюдение установленной процедуры34.

Так, в 2021 г. ВАС согласился с тем, что анти-ковидные меры Министерства здравоохранения очень близки к закону, поскольку имеют очень широкую сферу применения и ограничивают широкий круг прав и свобод (предпринимательство, свободу передвижения и т. д.). ВАС указал, что оспариваемые меры в ВАС имеют конкретную цель - защиту от covid-19. Поэтому они «носят общий характер» и могут быть предметом разбирательства в АС35.

Четвертое. Большую роль АС играют в избирательном праве. (Soudnictvi ve vecech volebnich a ve vecech mistniho a krajskeho referenda). Избирательные споры по своей «основной прописке»

входят в предмет конституционного права, в то же время являются административно-правовыми36. Именно поэтому компетенция в их отношении была передана АС.

В данной сфере применяются: Закон № 62/2003 о выборах в Европейский парламент37; Закон № 247/1995 о выборах в парламент Чешской Республики38; Закон № 130/2000 о выборах в региональные советы39; Закон № 22/2004 о местном референдуме40, Закон № 491/2001 о выборах в местные советы41, Закон № 275/2012 о выборах Президента42.

АС, в частности, правомочны рассматривать споры, связанные со списками избирателей, регистрацией списка кандидатов для участия в выборах, исключением кандидата из списка или оспариванием регистрации списка. Кроме того, к компетенции АС относятся дела о действительности бюллетеней, правильности подсчета голосов, результатов выборов и т. д.

По первой инстанции в ВАС оспариваются вопросы выборов Президента Республики, а также выборов в парламент Республики и Евро-парламент. ВАС по второй инстанции проверяет решения областных АС. Сроки рассмотрения «выборных дел» сокращены (20 либо 30 дней).

Так, рассмотрев спор о выборах в парламент Чехии43, ВАС подчеркнул, что «стороной в производстве по заявлению о признании выборов кандидата в депутаты недействительными является не только кандидат, избрание которого оспаривалось заявителем, но и другие кандидаты, в отношении которых суд считает, что результатом разбирательства может быть признание их избрания недействительным».

Пятое. Входят в компетенцию АС и вопросы политических партий (Ёл2еп1 уе уе сесИ роПйскусЬ 81хап а роШскусЬ Ьпи1). Они вытекают из Закона № 424/1991 «Об объединении в политические партии и политические движения»44.

В частности, в § 94 КАС закреплен особый тип судебного разбирательства, в котором заявитель может оспорить в ВАС решение МВД Республики об отказе в регистрации политической партии или движения. В ВАС также подается ходатайство о роспуске, приостановлении или возобновлении деятельности партии или движения. Так, 6 апреля 2022 г. Избирательный сенат (Уо1еЬп1 8епа0 ВАС приостановил деятельность политической партии «Республика»45.

Шестое. В 2008 г. ВАС стал дисциплинарным судом в отношении правоохранителей - вступил в силу Закон № 7/2002 «О дисциплинарном производстве в отношении судей, государственных обвинителей и судебных исполнителей»46.

В случае производства по делам судей ВАС действует в составе Председателя сената, его заместителя, судьи и трех народных заседателей (§ 4 Закона). К членам Сената применяются дополнительные требования (§ 5-7).

Дисциплинарное производство возбуждается по ходатайству определенного круга лиц, в их числе: а) Президент Республики; б) Министр юстиции; в) Председатель Верховного Суда в отношении любого судьи общей юрисдикции;

г) Председатель ВАС против любого судьи АС;

д) председатель областного суда в отношении любого судьи своего областного суда и судьи районного суда, находящегося на его территории.

Ходатайство о возбуждении дисциплинарного производства должно быть заявлено не позднее шести месяцев со дня, когда стало известно о проступке, но не позднее трех лет со дня его совершения (§ 9). Дело рассматривается по правилам КАС с учетом положений Закона № 7/2002.

Седьмое. АС решают споры о компетенции (Konflikt kompetenci mezi moci vykonnou a soudni). По Закону № 131/2002 «Об урегулировании некоторых конфликтов компетенции»47 (§ 1) споры о подведомственности, возникают между: а) судами и органами исполнительной власти; б) судами и органами исполнительной власти; в) общими судами (в гражданском судопроизводстве) и АС.

Указанные споры рассматривает Специальный сенат, состоящий из трех судей Верховного Суда Чехии и трех судей ВАС. Производство начинается с подачи ходатайства стороной по уже рассматриваемому делу либо органов власти, спорящих о своей компетенции, в Сенат. Интересно, что в процессе участвуют все вышеуказанные стороны (§ 3 Закона № 131/2002). Если решение по первоначальному спору уже было вынесено, а, по мнению Сената, орган превысил свои полномочия, Сенат отменяет указанный акт (§ 5). Решения Сената являются обязательными для всех и обжалованию не подлежат.

Так, в декабре 2009 г. ВАС рассмотрел дело по спору о компетенции между МВД и Министерством охраны окружающей среды48. ВАС указал, что «компетенция по ведению производства переходит к органу, компетентному в данном вопросе в соответствии с новым правовым регулированием», и вынес решение в пользу МВД.

Восьмое. В ВАС обжалуются решения областных АС. Критерии приемлемости жалобы сформулированы достаточно широко (§ 102 КАС) - «если это прямо не запрещено законом». Могут быть обжалованы как ошибки в применении материального права, так и ошибки процесса (§ 103 КАС).

При этом ВАС подчеркивает, что «основания кассационной жалобы должны быть направлены против решения областного суда по существу дела. Общая ссылка на доводы при рассмотрении дела в областном суде не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к кассационной жалобе. Заявитель должен указать каждое основание, на котором он основывает свою кассационную жалобу, как юридически, так и фактически. В обязанности суда не входит отслеживание утверждений, сделанных в ходе предыдущих разбирательств, или представлений от имени истца. Это нарушило бы принцип равенства сторон и в некоторой степени заменило бы работу заявителя по формулированию возражений. Однако у суда такой роли нет (см. решение Конституционного суда от 11 января 2007 г., дело № II. Ш 493/05, а также, например, решения ВАС от 20 декабря 2005 г., № 2 Аз 92/2005-58, от 16 февраля 2012 г., и др.)»49.

Срок подачи такого рода жалобы - две недели с момента вступления решения областного АС в силу.

Помимо прочего, ВАС является контролером персональных данных по смыслу Закона № 110/2019 «О защите персональных данных»50, а также Регламента ЕС 2016/679. В этой сфере ВАС имеет широкие полномочия по сбору, обработке и хранению данных как относительно судей и сотрудников, так и заявителей и иных лиц, участвующих в процессе. С персональными данными, обрабатываемыми ВАС, могут знакомиться только судьи и работники ВАС, имеющие право по должности. ВАС может сделать обработанные данные доступными для государственных органов, властей, учреждений и других лиц, если это требуется по закону.

Чешское административное судопроизводство достаточно успешно и активно используется гражданами и юридическими лицами для защиты своих прав. Так, ВАС критически оценил чрезвычайные меры исполнительной власти в 2021 г. «Опьяненный идеей (часто преувеличенной) о том, что Соу1ё-19 может нанести ущерб здоровью населения Чехии, власть приняла меры, выходящие за рамки правового поля»51. ВАС был вынужден исправить это несоответствие и отменил незаконные нормы в ряде решений властей. Недавно, например, были вынесены решения ВАС по делу № 8 Ао 29/2021, по иску ассоциации собственников помещений, и по делу № 8 Ао 30/2021, по иску операторов кинотеатров в пользу заявителей.

В год ВАС рассматривает около 3000-3500 дел52, в связи с чем председатель ВАС в последнее

время стал жаловаться «на перегрузку». Об этом, в частности, шла речь 20 апреля 2022 г. на встрече судей ВАС с членами Конституционно-правового комитета чешского парламента53. Устали, бедолаги. Эх, не работали они в наших судах.

1 См. подробнее: URL: https://www.nssoud.cz/o-soudu/historie-a-budova-soudu

2 Ûstavni zakon с. 1/1993 Sb. URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/1993-1

3 Usneseni predsednictva Ceské narodni rady ze dne 16. prosince 1992 o prohlaseni Listiny zakladnich prav a svobod za soucast ùstavniho poradku Ceské republiky. URL: https://www.psp.cz/docs/laws/listina.html

4 См.: Slâdecek V; Tomoszkovâ V. a kol. Spravni soudnictvi v Ceské republice a ve vybranych statech Evropy. 1. vyd. Praha : Wolters Kluwer, 2010. 257 s.

5 Nalez Ùstavniho soudu ze dne 27. cervna 2001 ve vëci navrhû na zruseni nëkterych ustanoveni casti paté «Spravni soudnictvi» zakona c. 99/1963 Sb., obcansky soudni rad, ve znëni pozdëjsich predpisû, popfipadë celé této casti obcanského soudniho radu. URL: https://www. psp.cz/sqw/sbirka.sqw?cz=276&r=2001

6 См.: Kriz J. Rizeni administrativnich a spravnich procesû. Praha : Ceska zemëdëlska univerzita v Praze, 2012. 148 s.

7 См. подробнее: Kindl J., Kupcik J., Mikes S. a Svoboda P. Soutëzni pravo. 3. vyd. Praha : Nakladatelstvi C.H. Beck, 2021. 975 s.

8 См. подробнее: Kühn Z.; Kocourek T. a kol. Soudni rad spravni. Komentaf. 1. vyd. Praha : Wolters Kluwer, 2019. 1073 s.

9 Zakon soudni rad spravni № 150/2002 Coll. URL: www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-150

10 Zakon c. 151/2002 Sb., kterym se mëni nëkteré zakony v souvislosti s pfijetim soudniho radu spravniho. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-151

11 Zakon c. 500/2004 Sb. Zakon spravni rad. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2004-500

12 4296/2022. Mezinarodni ochrana: zadatel o me-zinarodni ochranu pochazejici z Polska. URL: https:// sbirka.nssoud.cz/cz/mezinarodni-ochrana-zadatel-o-mezinarodni-ochranu-pochazejici-z-polska.p4302.html

13 Nejvyssi spravni soud. URL: www.nssoud.cz/-p--Legal-Documents-p-/art/50?menu=181

14 URL: https://justice.cz/soudy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Zakon c. 6/2002 Sb., o soudech, soudcich, prise-dicich a statni spravë soudû a o zmënë nëkterych dalsich zakonû. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-6

16 URL: https://www.nssoud.cz/o-soudu/soudci/ soucasni-soudci

17 Sbirka rozhodnuti Nejvyssiho spravniho soudu. URL: https://sbirka.nssoud.cz

18 Podle rozsudku Krajského soudu v Praze ze dne 12. 6. 2017, cj. 48 A 68/2016-84. URL: https://sbirka. nssoud.cz/cz/obecni-policie-vyzva-k-prokazani-totoz-nosti.p3650.html

19 Uplne zneni Organizacniho radu Nejvyssiho spravniho soudu, jak vyplyva ze zmen provedenych smernici c. 6/2004, c. 7/2004, c. 4/2005, c. 4/2007, c. 1 /2009, c. 5/2011, c. 10/2011, c. 2/2014, c. 7/2016 a c. 6/2021. URL: https://www.nssoud.cz/fileadmin/user_ upload/dokumenty/organizacni-dokumenty/organizac-ni_rad_uplne_zneni_2021.pdf

20 URL: https://www.nssoud.cz/fileadmin/user_ upload/dokumenty/organizacni-dokumenty/struktura_ soudu.pdf

21 Cm.: Psenicka S. Prislusnost spravniho organu a jeji zmena v prestupkovem rizeni // Spravni parvo. 2022. № 2. S. 26.

22 Nejvyssi spravni soud. 4004/2020. Vojaci z povo-lani: vypocet prijmu po sluzebnim urazu. URL: https:// sbirka.nssoud.cz/cz/vojaci-z-povolani-vypocet-prijmu--po-sluzebnim-urazu.p3988.html

23 Zakon c. 416/2009 Sb., o urychleni vystavby dopravni, vodni a energeticke infrastruktury. URL: htt-ps://www.zakonyprolidi.cz/cs/2009-416

24 Cm.: Hendrych Dusan, a kol. Spravni pravo. Obecna cast. 9. vyd. Praha : C. H. Beck, 2016. 570 s.

25 Nejvyssi spravni soud. 2041/2010. Spravni rizeni: podani v elektronicke forme. URL: https://sbirka.nssoud.cz/ cz/spravni-rizeni-podani-v-elektronicke-forme.p1965.html

26 Nejvyssi spravni soud. 3952/2020. Danove rizeni : vady exekucniho titulu; zastaveni exekuce. URL: https:// sbirka.nssoud.cz/cz/danove-rizeni-vady-exekucniho-titulu-zastaveni-exekuce.p3943.html

27 Nejvyssi spravni soud. 4133/2021. Prestupky : adhezni rizeni; zanik odpovednosti za prestupek. URL: https://sbirka.nssoud.cz/cz/prestupky-adhezni-rizeni-zanik-odpovednosti-za-prestupek.p4118.html

28 URL: https://www.nssoud.cz/rozhodovaci-cin-nost/informace-o-rizeni

29 Cm.: Soudni rad spravni : komentar. Praha : Leges, 2014. 545 s.

30 Nejvyssi spravni soud. 4123/2021. Danove rizeni : ochrana pred necinnosti; (ne)vycerpani prostredku k naprave v danovem rizeni. URL: https://sbirka.nssoud. cz/cz/danove-rizeni-ochrana-pred-necinnosti-ne-vycer-pani-prostredku-k-naprave-v-danovem-rizeni.p4126. html

31 Vedral J. Spravni rad. Komentar. 1. Vydani. Praha : Ivana Exnerova - Bova Polygon, 2006. S. 89 ; Fruma-rova K. Zaloba na ochranu proti necinnosti spravniho organu. S. 354. URL: https://www.mvcr.cz/soubor/ spravni-pravo-6-11w-frumarova-pdf.aspx

32 Rozsudek Krajskeho soudu v H radci Kralove ze dne 26. 8. 2004, cj. 52 Ca 28/2004-67, publikovan pod c. 362/2004 Sb. NSS, ses. 11.

33 Rozsudek Nejvyssiho spravniho soudu ze dne 15. 12. 2004, cj. Ans 4/2004-116, pristupny na www.nssoud.cz.

34 Cm.: Hejc D.; Bahyl'ova L. Opatreni obecne po-vahy v teorii a praxi. Praha : C. H. Beck, 2017. 252 s.

35 Cm.: CrncevicF. K pravni povaze protiepidemic-kych opatreni. Pravni predpisy, nebo opatreni obecne povahy? // Pravo. 2021.04.01.

36 См.: VaclavPavliceka kolektiv: Ustavni pravo a statoveda, II. dil: Ustavni pravo Ceske republiky. Praha : Nakladatelstvi Leges s. r. o., 2011.

37 Zakon c. 62/2003 Sb., o volbach do Evropskeho parlamentu. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/ cs/2003-62

38 Zakon c. 247/1995 Sb., o volbach do Parlamentu CR. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/1995-247

39 Zakon c. 130/2000 Sb., o volbach do zastupitelstev krajU a o zmene nekterych zakonU. URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/2000-130

40 Zakon c. 22/2004 Sb., o mistnim referendu a o zmene nekterych zakonU. URL: https://www.zakony-prolidi.cz/cs/2004-22

41 Zakon c. 491/2001 Sb., o volbach do zastupitelstev obci a o zmene nekterych zakonU. URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/2001-491

42 Zakon c. 275/2012 Sb., o volbach prezidenta republiky a o zmene nekterych zakonU. URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/2012-275

43 Nejvyssi spravni soud. 3682/2018. Volby : neplat-nost volby kandidata, aktivni legitimace k podani navr-hu. URL: https://sbirka.nssoud.cz/cz/volby-neplatnost--volby-kandidata-aktivni-legitimace-k-podani-navrhu. p3664.html

44 Zakon c. 424/1991 Sb., o sdruzovani v politickych stranach a politickych hnuti. URL: https://www.zakony-prolidi.cz/cs/1991-424

45 URL: https://www.nssoud.cz/aktualne/tiskove--zpravy/detail/volebni-senat-pozastavil-cinnost-politic-ke-strane-republika

46 Zakon c. 7/2002 Sb., o fizeni ve vecech soudcU, statnich zastupcU a soudnich exekutoru. URL: https:// www.zakonyprolidi.cz/cs/2002-7

47 Zakon c. 131/2002 Sb., o rozhodovani nekterych kompetencnich sporu. URL: https://www.zakonyprolidi. cz/cs/2002-131

48 Rozsudek Nejvyssiho spravniho soudu ze dne 31. 12. 2009, cj. Komp 6/2009-35. URL: https://www.aspi. cz/products/lawText/4/160570/1/2/rozsudek-sjs--c-komp-6-2009-35-kompetencni-spory-prislusnost-k--rozhodnuti-o-stiznosti-na-postup-pri-vyrizovani-zados-ti-o-informace-spravni-rizeni-okolnosti-rozhodne-pro--urceni-prislusnosti

49 Rozsudek Nejvyssiho spravniho soudu ze dne e 7. fijna 2021. Ufad pro ochranu osobnich ¿dajU. 7 As 146/2021-26. URL: https://www.uoou.cz/assets/File. ashx?id_org=200144&id_dokumenty=53418

50 Zakon c. 110/2019 Sb., Zakon o zpracovani osobnich ¿dajU. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2019-110/zneni-20190424#p67_p67-1-1

51 Aktualni rozhodnuti Nejvyssiho spravniho soudu ve veci mimofadneho opatfeni Ministerstva zdravotnic-tvi CR regulujici dopady pandemie COVID-19 v oblas-ti podnikani a obcanskeho zivota aneb zruseni „povin-neho" ockovani. URL: https://www.epravo.cz/top/ clanky/aktualni-rozhodnuti-nejvyssiho-spravniho-sou-du-ve-veci-mimoradneho-opatreni-ministerstva-zdra-votnictvi-cr-regulujici-dopady-pandemie-covid-19-v--oblasti-podnikani-a-obcanskeho-zivota-aneb-zruseni--povinneho-ockovani-114250.html

52 URL: https://www.nssoud.cz/rozhodovaci-cin-nost/statistiky/rok-2021

53 Jak pomoci pfetizenemu Nejvyssimu spravnimu soudu? URL: https://www.nssoud.cz/aktualne/tiskove--zpravy/detail/jak-pomoci-pretizenemu-nejvyssimu--spravnimu-soudu-to-bylo-hlavni-tema-setkani-soudcu--nss-se-cleny-ustavne-pravniho-vyboru-senatu-cr

Воронежский государственный университет Бирюков П. Н., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и евразийского права

e-mail: birukovpn@yandex.ru

Voronezh State University

Biriukov P. N., Doctor of Legal Science, Professor, Head of the Department of Internationaland Eurasian Law e-mail: birukovpn@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.