Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / РЕГЛАМЕНТ / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / STATE CONTROL / OFFICIAL / REPRESENTATIVE OF AUTHORITY / IMPLEMENTATION OF RIGHTS / REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Сергей Александрович, Данилов Николай Филиппович

В статье изложены теоретические и нормативные основы осуществления административных процедур при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Определены основные формы реализации прав физических и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также полномочия должностных лиц пограничных органных как представителей органов исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидоров Сергей Александрович, Данилов Николай Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative procedures for the implementation of state control in the field of marine biological resources

The article describes the theoretical and regulatory framework for the implementation of administrative procedures in the implementation of state control in the field of marine biological resources protection. The main forms of implementation of the rights of individuals and legal entities that legally extract (catch) aquatic biological resources, as well as the powers of border officials as representatives of Executive authorities.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

Административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СИДОРОВ Сергей Александрович,

доктор политических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Всероссийского государственного университета юстиции. Е-таМ: бШогоу1061@ yandex.ru; ДАНИЛОВ Николай Филиппович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Всероссийского государственного университета. Е-mail: sidorov1061@ yandex.ru

Краткая аннотация: в статье изложены теоретические и нормативные основы осуществления административных процедур при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Определены основные формы реализации прав физических и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также полномочия должностных лиц пограничных органных как представителей органов исполнительной власти.

Abstract: The article describes the theoretical and regulatory framework for the implementation of administrative procedures in the implementation of state control in the field of marine biological resources protection. The main forms of implementation of the rights of individuals and legal entities that legally extract (catch) aquatic biological resources, as well as the powers of border officials as representatives of Executive authorities.

Ключевые слова: административные процедуры, государственный контроль, должностное лицо, представитель власти, реализация права, регламент.

Keywords: administrative procedures, state control, official, representative of authority, implementation of rights, regulations.

Институт административных процедур является неотъемлемой частью современного административного права, для понимания природы которого, ключевую роль играют категории государственного управления и исполнительной власти. Проблемные вопросы соотношения этих категорий, освещались в трудах зарубежных и отечественных ученых-юристов XIX - начала XX в., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время [1, 3, 10,11].

Появление в литературе множества теоретических позиций, мнений и суждений по данной проблеме, во многом связано с тем, что на юридический анализ проблем государственного управления оказали и оказывают значительное влияние:

- собственно правовые теории, например, теория правового государства, теория разделения властей и другие;

- отрасли знания, связанные с кибернетикой, социологией и теорией управления (менеджмента).

Государственное управление, как государственно-правовая категория, выработанная юридической наукой, представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение, претворение в жизнь положений законов и иных нормативных правовых актов. Сущность деятельности органов исполнительной власти состоит в осуществлении ими нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных публичных полномочий.

Для внесения в организацию и функционирование публичной власти надлежащего порядка, обеспечения

соблюдения принципа законности, установления гарантий полезности, эффективности и открытости административных действий в правовую систему современных государств, включаются соответствующие административные процедуры.

Органы исполнительной власти и их должностные лица, в рамках установленных административных процедур, совершают действия, направленные на исполнение положений, предусмотренных законодательством. Эти действия, например, в сфере охраны морских биологических ресурсов, могут касаться выдачи, разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других исполнительных действий. При этом, в установленных законом случаях должностные лица органов исполнительной власти (например, должностные лица пограничных органов) имеют право на осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия.

Теоретический анализ существующих в литературе мнений ученых о сущности, назначении, перспективах законодательного регулирования административных процедур позволяет констатировать, что административные процедуры, как бы они ни понимались в теории административного права и практике государственного управления, связываются с созданием специального правового порядка в осуществлении тех или иных управленческих действий. Следовательно, административные процедуры необходимо рассматривать как важнейший административно-правовой институт, логически вписывающийся в структуру административно-правового регулирования.

Основная цель формирования административных процедурных правоотношений - установление административного правового порядка осуществления управленческих действий, реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций, обеспечение законности публичного управления, установление гарантий справедливости и обоснованности совершения управленческих действий.

В рамках деятельности федеральной службы безопасности, как органа исполнительной власти, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [5], утверждены соответствующие административные регламенты по двум направлениям:

- по предоставлению государственной услуги;

- по исполнению государственной функции:

Административные регламенты предоставления

государственных услуг - это нормативные правовые акты Федеральной службы безопасности Российской Федерации, устанавливающие сроки и последовательность административных процедур (действий) органов федеральной службы безопасности, осуществляемые по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу таких нормативных правовых актов федеральной службы безопасности относятся регламенты по предоставлению государственной услуги:

- по выдаче российским судам разрешений на пересечение государственной границы Российской Федерации для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации [6];

- по выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля [7];

- по другим направлениям.

Административные регламенты исполнения государственных функций - это нормативные правовые акты федеральной службы безопасности, устанавливающие сроки и последовательность административных процедур (действий) органов федеральной службы безопасности при осуществлении государственного контроля (надзора). В качестве таких нормативных правовых актов федеральной

службы безопасности рассматриваются регламенты по исполнению государственной функции:

- по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации [8];

- по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов [9];

- по другим направлениям.

Административные процедуры, регламентирующие природоохранную деятельность в морских пространствах, как реально существующие процедурные правовые нормы, структурированы и систематизированы в Административном регламенте федеральной службы безопасности по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Данный регламент определяет порядок и последовательность действий (административных процедур) пограничных органов при осуществлении полномочий:

- по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;

- по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.

Предметом государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, согласно пункту 5 Административного регламента, является соблюдение и выполнение лицами, осуществляющими на законных основаниях деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, в открытом море:

- законодательства Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресурсов;

- условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;

- международных договоров в сфере охраны мор-

Административное право; административный процесс

ских биологических ресурсов.

Осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов включает в себя следующие виды административных процедур:

- осмотр судов, используемых для осуществления рыболовства;

- контроль погрузки, перегрузки водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции на другие суда;

- контроль выгрузки водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в определенных органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации местах доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морских портах Российской Федерации;

- контроль прохождения судами контрольных пунктов (точек);

- осмотр рыбопромысловых участков, используемых для осуществления рыболовства;

- контроль погрузки, выгрузки, перегрузки добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства на рыбопромысловых участках водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.

Исполнение всех этих административных процедур, завершается составлением соответствующего акта осмотра. При этом точно определены сроки осуществления административных процедур. Например, продолжительность осмотра судна не должна превышать 4 часов. При особых обстоятельствах, связанных с размером судна или количеством уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, хранящейся на борту судна, продолжительность осмотра судна по решению должностного лица может быть продлена до 20 часов. Должностное лицо информирует лицо, осуществляющее рыболовство (капитана судна), или иное уполномоченное лицо о продлении осмотра судна. В случае продления осмотра должностные лица не должны оставаться на борту судна дольше, чем на время, необходимое для выполнения осмотра судна и составления акта осмотра судна.

В случае обнаружения признаков административного правонарушения должностные лица пограничных органов остаются на судне на время, необходимое для оформления процессуальных документов о совершенных правонарушениях, а также обеспечения сохранности и целостности доказательств совершения правонарушения, в том числе на время, необходимое для доставления (конвоирования) судна в ближайший порт Российской Федерации.

Права лиц, осуществляющих рыболовство, в от-

ношении которых исполняется государственная функция по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в основном реализуется в форме их использования. Например, лица, осуществляющие рыболовство, в отношении которых исполняется государственная функция, имеют право непосредственно присутствовать при исполнении государственной функции, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля.

В отличие от физических и юридических лиц, занимающихся рыболовством, должностным лицам пограничных органов, осуществляющим государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, права предоставляются только для надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей. Например, в рамках осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов должностные лица пограничных органов, в пределах предоставленных им полномочий имеют право составлять протоколы о нарушениях законодательства и международных договоров Российской Федерации, налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к нарушителям иски в судах Российской Федерации. Если эти права не будут реализованы, при наличии достаточных для этого оснований, то поведение должностных лиц пограничных органов может быть квалифицировано как правонарушение.

Таким образом, исследованные в рамках данной работы вопросы позволяют сделать вывод о том, что:

- в процессе осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов реализуются компетенции пограничных органов как исполнительного органа публичной власти;

- создание процедурных форм, способствуют эффективной реализации прав физических и юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов;

- нормативно установленный порядок осуществления административных процедур является дополнительной гарантией обеспечения законности и правопорядка в сфере охраны морских биологических ресурсов, обеспечивает оперативность и экономичность проведения контрольно-проверочных мероприятий;

- административно-правовая регламентация целей и задач административной процедуры предусматривает рамки осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов и применение необходимых сил и средств пограничных органов при осуществлении своих полномочий;

- определение административно-правового статуса участников административных процедур, позволяет вы-

брать соответствующую форму реализации, предусмотрен- ных законом прав и обязанностей. Библиография:

1. Ананов И.Н. Система органов государственного управления в советской социалистической федерации. М., 1951. 344 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2010. 525 с.

3. Градовский А.Д. Общее государственное право. Лекции профессора Градовского А.Д. СПб., 1885. С. 21-36.

4. Граждан В.Д. Теория управления. М.: Гардарики, 2006. 416 с.

5. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373. //Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2011 г. № 22 ст. 3169

6. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче российским судам разрешений на пересечение государственной границы Российской Федерации для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: Приказ ФСБ России от 24 октября 2013 г. № 563.

7. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на неоднократное пересечение иностранным судном государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля: Приказ ФСБ России от 9 января 2017 г. № 1.

8. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: Приказ ФСБ РФ от 8 ноября 2012 г. № 562.

9. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов: Приказ ФСБ России от 25 декабря 2012 г. № 675.

10. Рейснер М. Государственное управление // Энциклопедия «Гранат». Т. 16. С. 410-411.

11. Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб., 1874.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.