Научная статья на тему 'Административные правонарушения в сфере образования'

Административные правонарушения в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3518
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яруллин Б. М., Сахабетдинова Р. М.

В предложенной для внимания статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся административных правонарушений в сфере образования, а также детально рассмотрены особенности составов административных правонарушений, установленных статьями 5.57 и 19.30 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яруллин Б. М., Сахабетдинова Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные правонарушения в сфере образования»

5. Юридична енциклопедiя: в 6 т. / Редкол.: Ю.С. Шемшученко (голова редкол.) та ш. - К.: «Укр. енциклопедiя», 1998 - Т. 5: П-С. - 2003. - 736 с.

6. Российская юридическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 1999. -1110 с.

7. Базекс М. Контроль и регулирование экономической деятельности во Франции / М. Базекс // Государственное регулирование экономической деятельности. - М.: Юристъ, 2000. - 316 с.

8. Ортега Л. Взаимодействие между государственными контролирующими органами и различными способами административного регулирования экономической деятельности в Испании / Л. Ортега // Государственное регулирование экономической деятельности. - М.: Юристъ, 2000. - 316 с.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Яруллин Б.М.*, Сахабетдинова Р.М.*

Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань

В предложенной для внимания статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся административных правонарушений в сфере образования, а также детально рассмотрены особенности составов административных правонарушений, установленных статьями 5.57 и 19.30 КоАП РФ.

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной и гарантирует каждому право на образование, что закреплено как в основном законе страны - Конституции Российской Федерации, так и в «профильном» законе, регулирующем саму область образования - Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании).

Для выполнения и обеспечения гарантий и положений вышеуказанных и иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую нами приоритетную область, необходима их государственная защита. Одной из форм такой защиты является административная защита. Так, законодатель уполномочивает должностных лиц органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

* Ведущий советник отдела Правового регулирования департамента Надзора и контроля в сфере образования.

* Начальник отдела Правового регулирования департамента Надзора и контроля в сфере образования.

- 5.57 Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

- 19.30 Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Кроме того, вышеуказанные должностные лица вправе составлять протоколы и по административным правонарушениям против порядка управления по части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 КоАП РФ.

Статья 5.57 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

Согласно части 1 данной статьи, за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а также незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, предусматривается ответственность должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 2 данной статьи, нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При этом частью 3 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (рецидив правонарушения), влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под незаконным отказом в приеме в образовательное учреждение (далее - ОУ) либо незаконным исключением обучающегося из ОУ следует понимать такой отказ или исключение, для которых отсутствуют основания, предусмотренные в законе и ином нормативном правовом акте или в уставе ОУ.

Если образование (по программе и уровню) в конкретном ОУ законодательно объявлено общедоступным, то основанием для отказа в приеме может служить только отсутствие в нем мест либо специальный статус учреждения, предусмотренный его уставом (например, коррекционное ОУ). При этом количество мест в учреждении определяется не только лицензи-

ей, но и количеством (комплектованием) классов и их предельной наполняемостью. Иными словами, образовательные учреждения не обязаны только по той причине, что этого требуют родители, открывать дополнительные к утвержденному комплекту классы (например, на одного-двух обучающихся), даже если это позволяет лицензия. В данном случае общедоступность образования должна быть обеспечена сетью образовательных учреждений, созданных учредителем, с учетом СанПиНов, предусматривающих предельное расстояние и время в пути от дома до учреждения (за исключением интернатов, в которых обеспечено проживание обучающихся).

Отказ в приеме в ОУ в связи с местом жительства (регистрацией) считается таким же дискриминационным основанием, как и отказ по признакам национальности и пола.

Законными основаниями для отказа в приеме в ОУ являются:

- незавершенность обучающимся предыдущего уровня образования;

- отсутствие у обучающегося промежуточной аттестации за предыдущий год обучения.

Тестирование поступающих в ОУ детей возможно лишь в целях получения данных для оптимальной организации образовательного процесса с согласия их родителей (законных представителей). Результаты тестирования и собеседования не могут служить основанием для отказа в приеме.

Под нарушением или ограничением права на образование следует понимать лишение гражданина возможности получения образования соответствующего уровня, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) или федеральным государственным требованиям независимо от причин такого лишения. В качестве примера подобного рода нарушений можно привести недопуск обучающегося на занятия из-за одежды или стрижки, которые показались учителю неприемлемыми, а также удаление обучающегося с урока, потому что он забыл дома дневник или учебник.

Направление обучающихся вместо проведения занятий по расписанию на общественно полезные работы (например, уборку территории) или иные не связанные с освоением образовательной программы мероприятия также могут рассматриваться как нарушение права на образование. Если в ОУ воспитательной частью образовательной программы предусмотрены, например, субботники и тому подобные мероприятия, то в этом случае изменения в расписании допустимы только при условии выполнения годового учебного графика и учебного плана.

Права и свободы обучающихся определены Законом об образовании, типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также некоторыми другими нормативными правовыми актами, например, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Кроме того, права обучающихся могут предусматриваться в уставе и локальных актах ОУ (например, в положении о правах и обязанностях обучающихся, кодексе поведения обучающихся и т.п.). Однако в ст. 5.57 КоАП РФ говорится только о тех правах и свободах, которые предусмотрены законодательством об образовании. Это означает, что нарушение права, предусмотренного только уставом или локальным актом ОУ, не подпадает под действие КоАП РФ.

Статья 19.30 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Согласно части 1 данной статьи нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Согласно ст. 7 Закона об образовании в представительствах ОУ ведение образовательной деятельности запрещается (вести образовательную деятельность могут филиалы).

В соответствии со ст. 45 Закона об образовании государственное или муниципальное ОУ вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и т.п.) не предусмотренные соответствующими образовательными программами и ФГОС. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Законодательство не запрещает ОУ обучать дополнительно по тем предметам, которые предусмотрены ФГОС, однако оплата может взиматься лишь за обучение по программам, выходящим за рамки образовательных стандартов. Основным требованием в данном случае является то, что образование в пределах ФГОС и основной образовательной программы, в т.ч. ее части, определяемой участниками образовательного процесса самостоятельно, должно предоставляется бесплатно.

Другим частым нарушением является предоставление ОУ платных образовательных услуг не на добровольной основе, т.е. когда ОУ навязывает обучающимся платную услугу путем предъявления разного рода требований (например, обещает перевести обучающегося в профильный класс).

Согласно ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учеб-

ного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне и (или) квалификации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Необходимо отметить, что требование ч.2 этой статьи касается несоблюдения требований собственных локальных актов ОУ - утвержденного учебного плана или графика учебного процесса.

Отказ в выдаче документов государственного образца является незаконным, если он не основан на нормах закона. Например, в соответствии с законом документ государственного образца не может быть выдан лицам:

- не завершившим образования данного уровня;

- не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию;

- получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты.

Невыдача же документа, например, в связи с материальной задолженностью перед ОУ или по иным подобного рода причинам, подпадает под действие указанной нормы КоАП РФ и наказуема.

Частью 3 ст. 19.30 КоАП РФ установлено, что выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 мес. до одного года, на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

В соответствии с частью 4 статьи 19.30 предусмотрена административная ответственность не только образовательных учреждений и их должностных лиц, но и граждан за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников, а также за нарушение установленного законодательством порядка проведения государственной (итоговой) аттестации. Эти нарушения наказуемы штрафом: для граждан - в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; для юридических лиц - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Ответственность граждан предусмотрена в связи с тем, что для проведения олимпиад, а также итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА привлекаются эксперты, рядовые работники и общественные наблюдатели, т.е. лица, не относящиеся к категории должностных лиц. Следует отметить, что административная ответственность в отношении граждан наступает в случае достижения к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Согласно ч. 5 ст. 19.30 КоАП нарушение установленного законодательством РФ порядка приема в образовательную организацию влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В данном случае речь идет именно о нарушении порядка приема в ОУ, которое выражается в нарушении процедуры, порядка приема, запроса дополнительных документов либо приеме документов не установленного образца. За незаконный отказ в приеме, который фактически приравнивается к нарушению права на образование, ответственность установлена другой статьей - 5.57 КоАП РФ.

Поскольку составы указанных нарушений в данных статьях законодателем отчетливо не различаются, на практике часто возникает проблема квалификации действий ОУ Иными словами, появляется возможность их двоякого толкования, с одной стороны, и успешного обжалования постановления об административном правонарушении в суде - с другой.

Следует помнить, что в соответствии с частью 6 статьи 19.30 КоАП РФ так же, как и в соответствии с частью 3 статьи 5.57 КоАП РФ, совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Составы же административных правонарушений предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 КоАП РФ носят своеобразную вспомогательную роль, что не отрицает их связь со сферой образования.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Администртаивное право России: учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - «Проспект», 2010. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.