Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ТРУДОВЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ АПК: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ТРУДОВЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ АПК: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSES / LABOR RIGHTS / WORKERS / AGRIBUSINESS / ADMINISTRATIVE FINE / WARNING / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапфирова Аполлинария Александровна

В статье рассматриваются составы административных правонарушений, посягающих на трудовые права работников, в том числе и работников агропромышленного комплекса. Анализ этих административных правонарушений позволил предложить авторскую классификацию составов административных правонарушений по двум основаниям: по предмету правового регулирования и по общественной опасности. Изучая проблему замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, автор делает вывод о том, что это правило не должно применяться при нарушении сроков выплаты заработной платы, отсутствии оформления трудовых отношений и т.д. (специальные составы), поскольку нарушениях этих трудовых прав создает угрозу жизни и здоровью работников и членам их семей. Наоборот, правило замены штрафа предупреждением необходимо установить в случае привлечения к ответственности за общие нарушение трудовых прав (например, ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ), так как это является проявлением принципа гуманизма. В статье делается вывод о важности ведения Рострудом отсутствующей в настоящее время статистической отчетности об отраслевых нарушениях трудовых прав, так как это эффективный способ предупреждения нарушений их трудовых прав, включая нарушения трудовых прав работников АПК. В статье также анализируются составы административных правонарушений, предусмотренные одним из последних вариантов проекта КоАП РФ, и делаются выводы о необходимости корректировки отдельных положений данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сапфирова Аполлинария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE OFFENCES INFRINGING ON THE LABOR RIGHTS OF WORKERS OF THE APC: THE STATE AND TRENDS OF LEGAL REGULATION

The article examines the composition of administrative offenses that encroach on the labor rights of workers, including agricultural workers. An analysis of these administrative offenses made it possible to propose an author's classification of the composition of administrative offenses on two grounds: on the subject of legal regulation and on public danger. Studying the problem of replacing an administrative penalty in the form of an administrative fine with a warning, the author concludes that this rule should not be applied in case of violation of the terms of payment of wages, absence of registration of labor relations, etc. (special structures), since violations of these labor rights pose a threat to the life and health of workers and their families. On the contrary, the rule of replacing the fine with a warning must be established in case of prosecution for a general violation of labor rights (for example, part 1 of article 5.27 of the Code of Administrative Offenses), since this is a manifestation of the principle of humanism. The article concludes that it is important that Rostrud maintain statistics currently missing on industry-specific violations of labor rights, as this is an effective way to prevent violations of their labor rights, including violations of labor rights of agricultural workers. The article also analyzes the composition of administrative offenses provided for by one of the latest draft Administrative Offenses Code of the Russian Federation, and draws conclusions about the need to adjust certain provisions of this project.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ТРУДОВЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ АПК: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Трудовое право; право социального обеспечения

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ТРУДОВЫЕ ПРАВА РАБОТНИКОВ АПК: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

САПФИРОВА Аполлинария Александровна,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: pol499@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются составы административных правонарушений, посягающих на трудовые права работников, в том числе и работников агропромышленного комплекса. Анализ этих административных правонарушений позволил предложить авторскую классификацию составов административных правонарушений по двум основаниям: по предмету правового регулирования и по общественной опасности. Изучая проблему замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, автор делает вывод о том, что это правило не должно применяться при нарушении сроков выплаты заработной платы, отсутствии оформления трудовых отношений и т.д. (специальные составы), поскольку нарушениях этих трудовых прав создает угрозу жизни и здоровью работников и членам их семей. Наоборот, правило замены штрафа предупреждением необходимо установить в случае привлечения к ответственности за общие нарушение трудовых прав (например, ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ), так как это является проявлением принципа гуманизма. В статье делается вывод о важности ведения Рострудом отсутствующей в настоящее время статистической отчетности об отраслевых нарушениях трудовых прав, так как это эффективный способ предупреждения нарушений их трудовых прав, включая нарушения трудовых прав работников АПК. В статье также анализируются составы административных правонарушений, предусмотренные одним из последних вариантов проекта КоАП РФ, и делаются выводы о необходимости корректировки отдельных положений данного проекта.

Abstract: The article examines the composition of administrative offenses that encroach on the labor rights of workers, including agricultural workers. An analysis of these administrative offenses made it possible to propose an author's classification of the composition of administrative offenses on two grounds: on the subject of legal regulation and on public danger. Studying the problem of replacing an administrative penalty in the form of an administrative fine with a warning, the author concludes that this rule should not be applied in case of violation of the terms of payment of wages, absence of registration of labor relations, etc. (special structures), since violations of these labor rights pose a threat to the life and health of workers and their families. On the contrary, the rule of replacing the fine with a warning must be established in case of prosecution for a general violation of labor rights (for example, part 1 of article 5.27 of the Code of Administrative Offenses), since this is a manifestation of the principle of humanism. The article concludes that it is important that Rostrud maintain statistics currently missing on industry-specific violations of labor rights, as this is an effective way to prevent violations of their labor rights, including violations of labor rights of agricultural workers. The article also analyzes the composition of administrative offenses provided for by one of the latest draft Administrative Offenses Code of the Russian Federation, and draws conclusions about the need to adjust certain provisions of this project.

Ключевые слова: административные правонарушения, нарушение трудовых прав работников, агропромышленный комплекс, административный штраф, предупреждение.

Keywords: administrative offenses, labor rights, workers, agribusiness, administrative fine, warning, employer.

Современное законодательство РФ об административных правонарушениях в сфере труда содержит немало норм об административной ответственности за нарушение трудовых прав работников, в том числе и работников агропромышленного комплекса (далее по тексту - АПК). В настоящей статье нами будет сделан акцент на административной ответственности за нарушения трудовых прав работников АПК в отличие от других работников. В сущности, в нормах о порядке привлечения к административной ответственности отличия вряд ли найдутся, но они имеют место в содержании нарушений трудовых прав, ибо трудовые права работников дифференцируются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и принципом единства и дифференциации в трудовом праве. Учитывая, что ответственность за нарушение трудовых прав установлена Трудовым кодексом РФ, а КоАП РФ предусматривает конкретные составы административных правонарушений, то и материально-правовое содержание этих административных правонарушений будет разниться в зависимости от работников, права которых нарушены, включая и работников АПК. К

сожалению, Роструд не ведет отдельной статистики нарушений трудовых прав работников АПК и мерах, принятых по восстановлению нарушенных работодателями АПК трудовых прав работников [1,2]. Думается, что это упущение организационной работы Роструда, на которое необходимо отдельно указать, поскольку выявление отраслевых нарушений трудовых прав работников - это эффективный способ предупреждения нарушений их трудовых прав. Анализ выявленных отраслевых нарушений, несомненно, покажет пути их (нарушений) преодоления.

Вопросы привлечения к административной ответственности неоднократно становились предметом исследования ученых, но выводы и предложения, высказанные ими в ходе изучения состояния и перспектив привлечения к административной ответственности, не всегда воспринимались законодателем [3,4,5,6,7,8,9], хотя в последнее время их предложения вновь обрели актуальность. Эти предложения нашли свое отражение в разработанном по поручению Правительства РФ новом проекте КоАП РФ [10].

Проанализируем действующие составы админи-

стративных правонарушений за нарушение трудовых прав работников АПК. Здесь надо отметить, что любой работодатель АПК - это экономически более сильная сторона, нежели работник, и субъектами административной ответственности предусматриваются соответственно работодатель и (или) его должностные лица. Причем действующий КоАП РФ допускает одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица (работодателя) и его должностных лиц. В проекте КоАП РФ эта несправедливость устранена, и привлекать к административной ответственности одновременно двух лиц за одно и то же нарушение трудовых прав не будет допускаться, за исключением отдельных случаев [10].

В главе 5 КоАП РФ все составы административных правонарушений условно можно разграничить на 2 группы: административные правонарушения за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и административные правонарушения за нарушение трудового законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Прежде всего, отметим, что обе группы составов административных правонарушений не предусматривают освобождение от административной ответственности, лишь отдельные из них указывают, во-первых, на возможность привлечения к таким видам административных наказаний, как предупреждение (например, воспрепятствование работодателем реализации работников права на замену банка, куда должна быть переведена зарплата - ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ; не проведение специальной оценки условий труда - ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ), и дисквалификация (например, совершение административного правонарушения в сфере труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, - ч.2 ст.5.27, ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ), и, во-вторых, в основном, закрепляют административный штраф как преимущественное административное наказание за нарушение трудовых прав работников (например, уклонение от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора - ч.4 ст.5.27 КоАП РФ; не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты - ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

В целом, составы административных правонарушений охватывают практически все нарушения трудовых прав работников АПК. Нормы КоАП РФ построены таким образам, что можно выделить общие и специальные составы административных правонарушений. Так, ч.1 и ч.2 ст.5.27 КоАП РФ охватывает все общие нарушения трудовых прав работников АПК, включая нарушения трудовых прав работников АПК по охране труда. Все остальные со-

ставы административных правонарушений - это специальные составы, которые предусматривают ответственность за отдельные, наиболее существенные, нарушения трудовых прав работников АПК, т.е. права на заработную плату, на обеспечение безопасных условий труда путем выдачи индивидуальных средств защиты, проведения специальной оценки условий труда, права на надлежащее оформление трудовых отношений, включая признание фактическими трудовыми отношений, вытекающих из заключенного договора гражданско-правового характера, право на социальное партнерство (нарушение обязательств по коллективному договору - ст.5.31 КоАП РФ, уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах - ст.5.32 коАП РФ) и т.д. Конечно, размер административного штрафа несравненно выше за нарушение трудовых прав, охваченных специальными составами административных правонарушений, чем общими. Однако даже общие составы административных правонарушений предусматривают серьезные административные наказания, например, дисквалификацию за нарушение государственных нормативных требований охраны труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ).

За нарушение трудовых прав работников АПК к административной ответственности привлекаются работодатель (предприниматель или юридическое лицо) и должностные лица работодателя. Протоколы об административных правонарушениях составляются государственными инспекторами труда федеральной инспекции труда и ими же выносятся постановления об административных наказаниях, за исключением случаев, прямо предусмотренных ст.23.1 КоАП РФ, когда решения по делу выносятся судьями районных (городских) судов, которым дела переданы государственными инспекторами труда. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором, который передает дело на рассмотрение либо государственному инспектору труда, либо судье районного (городского) суда в соответствии с их компетенцией.

На практике активно используются положения ст.4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Это правило распространяется только на субъектов малого и среднего предпринимательства (предпринимателей или юридических лиц и их должностных лиц) за впервые совершенное административное правонарушение, которые было выявлено в ходе проверки, проводимой государственным инспектором труда, в случаях, когда предупреждение не предусмотрено санкцией КоАП РФ как административное

Трудовое право; право социального обеспечения

наказание. И еще одно условие: необходимо отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба (ч.2 ст.3.4 КоАП РФ). Нельзя не сказать, что проект КоАП РФ предусматривает обязанность заменять штраф предупреждением в отношении всех субъектов, привлекающихся к ответственности [10].

Обычно государственные инспекторы труда не заменяют административный штраф предупреждением в случае невыплаты или неполной выплаты работодателем в установленный срок заработной платы. Ими приводится весомый аргумент: отсутствие заработной платы или весьма скромный ее размер (например, ниже прожиточного минимума для трудоспособного человека) создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников АПК.

Нам представляется, что замена административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по специальным составам административных правонарушений не должна иметь место, поскольку эти составы охватывают наиболее значимые нарушения трудовых прав, которые по своей сущности как раз и создают угрозу причинению вреда жизни и здоровью работников и членам их семей. Напротив, предупреждение как административное наказание за административные правонарушения, предусмотренные общими составами, -это шаг проявления общеправового принципа гуманности при привлечении к административной ответственности.

Практически аналогичные составы содержатся и в последнем из представленных на обсуждение общественности проекте КоАП РФ [10]. Однако с учетом развития цифровизации трудовых отношений появились новые составы административных правонарушений, например, за нарушение сроков предоставления в информационную систему Пенсионного фонда РФ сведений о трудовой деятельности работника (ст.8.1 проекта), за нарушение законодательства о рабочем времени и времени отдыха (ст.8.3 проекта), нарушение порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев (ст.8.8 проекта),

Библиография:

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к факторам производственной среды, трудовому процессу (ст.8.17 проекта), нарушение законодательства о занятости (ст.8.19 проекта) и другие составы.

Некоторые из перечисленных выше составов административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, уже предлагалось включить в действующий КоАП РФ в качестве специальных составов, так как они отражали не только закрепленное в ст.37 Конституции РФ право работников на отдых, что влечет за собой и соблюдение продолжительности рабочего времени, но и право на выплату заработной платы и т.д. [7]. Отрадно заметить, что обязательное наличие специальных составов административных правонарушений было воспринято не только действующим законодательством (например, ч.6 ст.5.27 КоАП РФ), но и в проекте КоАП РФ (например, 8.2,8.3,8.8 проекта КоАП РФ). В проект КоАП РФ «вернули» такие составы административных нарушений, которые были ранее предусмотрены КоАП РФ, а потом исключены - сокрытие несчастного случая (ст.8.9 проекта КоАП РФ).

При этом сохраняется отсутствие логики в административных наказаниях: за специальные административные правонарушения возможно установление предупреждения, а за общие административные правонарушения -административный штраф. Нам представляется, необходимо упорядочить административные наказания: за совершения нарушений, предусмотренных специальными составами, - штраф, дисквалификация, а общими - предупреждение и в некоторых случаях штраф.

Подчеркнем, что проект КоАП РФ не только увеличивает составы административных правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, но и систематизирует их по институтам трудового права: трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата, охрана труда и т.д., что также позволяет увидеть «стройность» проекта.

В итоге, хотелось бы выразить надежду, что одна из тенденций правового регулирования - кодификация законодательства, выраженная, в том числе разработкой проекта КоАП РФ, носит положительный характер хотя бы в части установления административной ответственности за нарушение трудовых прав работников, включая работников АПК.

Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2018 год //https://www.rostrud.ru/press_center/doklady/doklady-ob-osushchestvlenii-i-effektivnosti-federalnogo-gosudarstvennogo-nadzora-za-soblyudeniem-tru/ (дата обращения - 06.06.2020 года)

Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2017 год //https://www.rostrud.ru/press_center/doklady/doklady-ob-osushchestvlenii-i-effektivnosti-federalnogo-gosudarstvennogo-nadzora-za-soblyudeniem-tru/ (дата обращения - 06.06.2020 года)

3. Гетман Я.Б. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 204с.

4. Дацко Н.П. Дисквалификация как мера административной ответственности за нарушение трудовых прав. - Челябинск, 2005. - 212с.

5. Мещерякова Т.Р. Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан //Административное и муниципальное право. 2015. №12 (96). С.1249-1253

6. Волкова В.В., Хахалева Е.В., Петрушкина А.В. Административная ответственность за нарушение трудовых прав и прав в области социального обеспечения. Учебное пособие. - М., 2016. - 80с.

7. Сапфирова А.А. Административно-правовой статус государственной инспекции труда в субъекте РФ. Дисс. ... канд.юрид.наук. - Саратов, 2002. - 199с.

8. Адриановская Т.Л. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства //Теория и практика общественного развития. 2014. №16. С.118-120

9. Передерин С.В. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права //В сб.: Актуальные проблемы реализации норм права /под ред. С.В. Передерина. - Воронеж, 2011. -С.175-185.

10. Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (подготовлен Минюстом России, Ю проекта 02/04/0520/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020) // https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 29.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.