Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / СРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Позигулина В. В., Висторобская Р. А.

Статья посвящена проблемным вопросам преодоления административных барьеров в процессе предоставления государственных услуг представителям малого и среднего бизнеса. Анализируются причины и условия возникновения административных барьеров, а также их виды. В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современной российской экономики - это высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности.The article is devoted to problematic issues of overcoming administrative barriers in the process of provision of the state services to representatives of small and medium business. The reasons and conditions of emergence of administrative barriers, and also their types are analyzed. In article one of the most urgent problems of the modern Russian economy is considered. It is a high level of administrative barriers in case of implementation of economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

«Инициатива XXI века». №4 - 2014.

7. Котлер Ф. , Армстронг Г., Вонг В. Основы маркетинга.-М.:Вильямс, 2016.-752с

8. Аакер Д. Аакер о брендинге. 20 принципов достижения успеха.-М.:ЭКСМО, 2016.

9. Келлер К. Стратегический бренд-менеджмент. 2016.-704с

10. Аналитика информационного поля бренда Brand Analytics [Электронный ресурс], 2016.

УДК 338

Позигулина В.В. студент 3 курса, гр. 05001421 Висторобская Р.А. студент 3 курса, гр. 05001421 Луговская М. В. научный руководитель, ассистент кафедра менеджмента и маркетинга Институт управления НИУ «БелГУ»

Россия, г. Белгород АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ МАЛОГО И

СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Статья посвящена проблемным вопросам преодоления административных барьеров в процессе предоставления государственных услуг представителям малого и среднего бизнеса. Анализируются причины и условия возникновения административных барьеров, а также их виды. В статье рассматривается одна из наиболее актуальных проблем современной российской экономики - это высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, административные барьеры, средний и малый бизнес.

The article is devoted to problematic issues of overcoming administrative barriers in the process of provision of the state services to representatives of small and medium business. The reasons and conditions of emergence of administrative barriers, and also their types are analyzed. In article one of the most urgent problems of the modern Russian economy is considered. It is a high level of administrative barriers in case of implementation of economic activity.

Keywords: entrepreneurship, administrative barriers, medium and small business.

В течение последних двух десятилетий руководство РФ неоднократно высказывалось о важности борьбы с административными барьерами. Во многих городах созданы межведомственные комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Правительство РФ предпринимает меры по улучшению законодательства, стимулированию развития микрокредитования, активизации деятельности

центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов [1]. Тем не менее его деятельность в этой области к системным улучшениям так и не привела. Напротив, работа организаций постоянно усложняется, что лучше всего прослеживается на примере малых фирм.

Под административным барьером следует понимать преграды, поставленные государством перед организациями, затрудняющие их деятельность и не приводящие к улучшениям функционирования государства.

В литературе административные барьеры классифицируют на [2]:

- административные барьеры при получении права на ведение хозяйственной деятельности (согласование проектной документации с государственными органами, регистрация предприятий, получение лицензий, получение права на покупку (аренду) помещения, получение доступа к кредитам, лизингу оборудования);

- административные барьеры общего характера (противоречивость и несовершенство действующего законодательства, нарушение правовых гарантий для субъектов хозяйствования);

- административные барьеры при получении доступа товаров на рынки (квотирование объемов закупок, сертификация товаров и услуг, маркировка товаров, регистрация товаров, техническая экспертиза и идентификация товаров);

- административные барьеры при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (контрольно-надзорная деятельность уполномоченных государственных органов, установление форм обязательной отчетности, инспекционная деятельность уполномоченных государственных органов, введение норм обязательных согласований и регистрации принимаемых решений с государственными органами).

Существующие административные барьеры [3]:

- в малом бизнесе — препятствуют росту масштабов и легализации деятельности, ограничивают «стратегичность» развития;

- в среднем бизнесе — создают значительные издержки для бизнеса, формируют дополнительные препятствия к диверсификации деятельности, расширению инноваций и развитию экспортной деятельности;

- в крупном бизнесе — подталкивают крупные предприятия к выработке «договорной» (индивидуальной) модели взаимодействия с властью, ограничивают компании в самостоятельном принятии решений;

- в целом создают предпосылки к тому, что «внешняя среда» больше адаптируется к нуждам крупного бизнеса.

Среди причин возникновения барьерных проблем называют сложность форм отчетности, документов и требований по их заполнению, большое количество форм отчетности, частая периодичность заполнения утвержденных форм, отсутствие прозрачности процедур, недостаточная подготовка государственных служащих и низкий уровень их зарплаты.

Административные барьеры порождают зависимость бизнеса от

власти, особенно на региональном и местном уровне.

Для уменьшения числа административных барьеров предлагается:

1. Обязать каждую государственную службу подготовить методические рекомендации по прохождению всех этапов согласования во всех направлениях, необходимых потребителю, с указанием взаимосвязей между собой всех подразделений и наилучшего порядка действий, адресов учреждений, схемы проезда к ним, контактных должностей, часов приема и номеров телефонов. Эти рекомендации должны находиться в свободном доступе в Интернете и быть представлены в месте начала сбора документов на стендах.

2. Организовать работу по принципу «одного окна», который характеризуется тем, что оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа.

3. Создать разноскоростные и разнооплачиваемые периоды движения любых документов. Это изменение формальных правил будет успешным, так как оно всего лишь закрепит имеющиеся неформальные правила. Например, есть множество фирм, предлагающих очень быстро зарегистрировать или ликвидировать бизнес. Если немного дешевле этой цены будут работать органы власти, то это принесет государству дополнительные доходы, сократит стоимость этого административного барьера, ускорит официальный документооборот. На уровне государства в ряде областей это уже делается. Так, есть практика выдачи виз разной стоимости в зависимости от скорости их оформления.

4. Дать четкие характеристики организациям, относящимся к малому и среднему бизнесу и упростить порядок их взаимодействия с государством по сравнению с крупными компаниями. Акцент предлагается делать на сокращении суммы налогов, снижении количества требуемой с них отчетности, уменьшении числа проверок.

5. Создать центр консультации и поддержки организаций, взаимодействующих с госорганами. Его сотрудники в рамках консультаций должны сообщать о доступных организациям госуслугах (как на своих стендах, так и в Интернете), пояснять, сколько времени на получение любой услуги будет потрачено, сообщать, куда и в какой период времени нужно обращаться, объяснить оптимальный порядок сбора документов. В рамках поддержки организаций его специалисты должны принимать жалобы на саботаж или волокиту чиновников, принимать информацию обо всех проблемах, с которыми столкнулись потребители, отмечать сложные или ненужные этапы согласования.

7. Дать возможность малым фирмам выплачивать неподъемные для них штрафы в рассрочку (после устранения нарушения). В зависимости от размера их имущества, дохода и прибыли в период от одного года до трех лет. Иначе они просто закроются. При этом после банкротства они все равно не выплатят эти штрафы, перестанут платить налоги и обеспечивать работой

граждан.

8. Передача все большей части элементов контроля над процессом и результатами деятельности компаний от госорганов в профессиональные ассоциации, саморегулируемые организации и объединения предпринимателей.

В результате предложенные рекомендации позволят снизить многие административные барьеры в области малого и среднего бизнеса. После этого снизятся расходы организаций на их преодоление, ускорится процесс их функционирования. Это приведет к выходу ряда фирм из «тени», улучшению условий для создания новых предпринимательских структур, оживлению конкуренции, увеличению общих объемов производства и снижению стоимости товаров, работ и услуг.

Использованные источники:

1. Сапрыкина В.Ю. Экономика России дальнейшие: сценарии развития / В.Ю. Сапрыкина // Научный вестник Южного института менеджмента. -2014. - №3. - С. 12-16.

2. Истомина Л.А. Малое предпринимательство: как снизить административные барьеры? Зарубежный опыт / Л.А. Истомина, Г.В. Германович, С.Ф. Пятинкин. - Мн., 2003. - С. 8

3. Лашко С.И. Проблемы менеджмента, компетенций и экономического выбора / С.И. Лашко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №3(56). - С. 534-536.

УДК 316.7

Полежаев Н.В. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПРИЗНАКИ СТРЕССА И СПОСОБЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

Аннотация: Речь в данной статье пойдет о стрессе, о его видах и признаках, а также о способах психической саморегуляции организма.

Ключевые слова: стресс, особенности стресса, напряжение, давление, саморегуляция, психическая саморегуляция, способы саморегуляции.

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.