Научная статья на тему 'Административноправовая составляющая в методе транспортного права'

Административноправовая составляющая в методе транспортного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ТРАНСПОРТНАЯ ПРАВО / МЕТОД / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ADMINISTRATIVE LAW / TRANSPORT LAW / METHOD / LICENSING / CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олимпиев Анатолий Юрьевич, Стрельникова Ирина Александровна

Статья посвящена исследованию вопроса способов публично-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности транспорта. Раскрываются формы государственного контроля за деятельностью транспорта через призму сертификации и лицензирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal component in the method of transport law

The article is devoted to the study of the ways of public legal regulation of social relations in the sphere of transport. The forms of state control over the activity of transport through the prism of certification, standardization and licensing are revealed.

Текст научной работы на тему «Административноправовая составляющая в методе транспортного права»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10286

ББК 67 © А.Ю. Олимпиев, И.А. Стрельникова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В МЕТОДЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

Анатолий Юрьевич Олимпиев, профессор кафедры частного права, кандидат юридических наук, доктор исторических наук Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99) E-mail: A.olimpiev@yandex.ru

Ирина Александровна Стрельникова, доцент кафедры частного права, кандидат юридических наук Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99) E-mail: irina.a.strelnikova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса способов публично-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности транспорта. Раскрываются формы государственного контроля за деятельностью транспорта через призму сертификации и лицензирования.

Ключевые слова: административное право, транспортная право, метод, лицензирование, сертификация.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL COMPONENT IN THE METHOD OF TRANSPORT LAW

Anatoliy Yu. Olimpiev, professor of department of private law, candidate of legal sciences, doctor of historical sciences State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky pr-t, d. 99) E-mail: A.olimpiev@yandex.ru

Irina A. Strelnikova, associate professor of department of private law, candidate of legal sciences State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky pr-t, d. 99) E-mail: irina.a.strelnikova@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the study of the ways of public legal regulation of social relations in the sphere of transport. The forms of state control over the activity of transport through the prism of certification, standardization and licensing are revealed. Keywords: administrative law, transport law, method, licensing, certification.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Олимпиев А.Ю., Стрельникова И.А. Административно-правовая составляющая в методе транспортного права. 2019;(5):231-4.

Метод транспортного права можно определить как совокупность способов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет транспортного права.

В процессе регулирования общественных отношений используются различные методы, которые в зависимости от содержания отношений, усмотрения законодателя и сложившейся правоприменительной практики могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом[1].

Ввиду того, что транспортное право сочетает регулирование как публичных, так и частных отношений, оно соответственно не может использовать лишь один императивный или диспозитивный метод для их регламентации.

Рассмотрим проявление императивного метода в структуре отношений, регламентирующих деятельность транспорта.

Метод императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес[2]. Данный метод применяется при регулировании публичных отношений, входящих в предмет транспортного права (государственное регулирование на транспорте, отношения по безопасности и охране окружающей среды на транспорте и др.).

В структуре императивного метода правового регулирования следует выделять позитивное предписание (обязывание) и юридическое запрещение.

Позитивное предписание (обязывание). Для обязываний характерно веление — лицо вынуждено делать то, чего бы оно, может быть, и не делало бы по собственной воле, не будь соответствующей обязанности (бремени). Обязывание имеет активный характер, предусматривающий активное поведение со стороны субъекта. При реализации юридической обязанности одна сторона является носителем бремени — обязана совершать какие-то действия, а другая сторона имеет право требовать совершения данных действий[3].

Так, перевозчик на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, воздушном и морском транспорте согласно ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ[4] обязан иметь лицензию на осуществление всех подлежащих лицензированию видов деятельности при осуществлении перевозок. Это представляет собой способ позитивного обязыва-ния, поскольку норма возлагает на перевозчика обязанность путем активных действий получить лицензию. К этому же способу может быть отнесено требование к перевозчику о необходимости привести судно в мореходное состояние. Так, согласно ст. 124 Кодекса торгового мореплавания (далее КТМ РФ)[5] перевозчик, если перевозка груза осуществляется на основании коносамента или коносамент выдается в соответствии с чартером и регулирует отношения между перевозчиком и не являющимся фрахтователем держателем коносамента, обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

Законодатель использует аналогичный способ и при предъявлении требования к надлежащей идентификации судна, его регистрации и наличию на нем соответствующих документов. Согласно ст. 13, 14 и 16 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее — КВВТ РФ)[6] судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге; каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником. На судне, зарегистрированном в государственном судовом реестре РФ и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находится свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государствен-

ным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса, судовой журнал и ряд других документов, обеспечить наличие которых обязан либо собственник судна, либо иное уполномоченное в соответствие с законодательством лицо. Нормы аналогичного содержания мы можем найти также в Воздушном кодексе (далее — ВК РФ)[7] (ст. 33) и КТМ РФ (ст. 33).

Кроме того к позитивному обязыванию можно отнести и требование об обязательном предъявлении претензии к перевозчику (ст.797 ГК РФ). Согласно ст. 403 КТМ РФ до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза обязательным является предъявление к перевозчику претензии. Аналогичная норма содержится и в других транспортных уставах и кодексах, поскольку обязательный претензионный порядок в связи с перевозкой груза является особенностью всего транспортного права. Так, согласно ст. 120 Устава железнодорожного транспорта (далее — УЖТ РФ)[8] до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Однако если имеет место перевозка не груза, а пассажиров и багажа, предъявление претензии уже не является обязанностью, а становится правом для лица, и способ позитивного обязывания в данной ситуации сменяется способом дозволения (ст.121 УЖТ РФ).

Юридические запреты, пишет Ю.В. Сорокина, создают барьер для нежелательного, вредного социального поведения. Основное назначение запретов — «утвердить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого существующие порядки и от-ношения»[9]. В качестве примера можно привести ст.175 КТМ РФ, которая гласит, что в случае, если перевозка груза осуществляется на основании коносамента, или коносамента, который выдан в соответствии с чартером и регулирует отношения между перевозчиком и держателем коносамента, не являющимся фрахтователем, соглашение об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности ничтожно. Это правило представляет собой запрет на заключение соглашений подобного рода. Еще одним примером применения указанного способа правового регулирования может служить ч.3 ст. 15 Закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая устанавливает запрет на регистрацию транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения. В свою очередь ч.2 ст.19 того же закона предусматривает запрет в отношении эксплуатации транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность

по страхованию своей гражданской ответственности.

Методу транспортного права присуща определенная специфика: сочетание государственного контроля и надзора за деятельностью транспорта с договорным характером предоставления транспортных услуг и работ. По общему правилу на транспортные обязательства распространяется принцип свободы договора. Таким образом, стороны, как правило, всегда обладают автономией воли при решении вопроса о вступлении или невступлении в договорные отношения, за исключением тех случаев, когда услуги оказываются транспортом общего пользования и опосредуются публичным договором (ст. 789 ГК РФ). Вместе с тем ввиду нормативного закрепления за транспортной деятельностью статуса источника повышенной опасности, а также ее высокой общественной значимости для экономики страны государство осуществляет в отношении ее субъектов особый контроль и надзор и призвано, помимо всего прочего, принимать меры по выявлению реального состояния транспортной системы страны и качества оказываемых ею услуг и работ и эффективно распределять средства для повышения этого качества и улучшения транспортного процесса.

В настоящее время контроль и надзор государства за транспортной деятельностью и качеством ее продукции осуществляется с помощью ряда мер, среди которых можно отдельно выделить лицензирование и сертификацию.

Лицензирование транспортной деятельности означает, что физические и юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность на транспорте в виде перевозки грузов, пассажиров и другие работы и услуги только на основании специальных разрешений (лицензий).

Центральным нормативным правовым актом в области лицензирования является ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в том числе и в сфере реализации функций транспорта, закреплен в ст.12 данного Закона. Так, подлежит лицензированию следующая деятельность на транспорте:

1) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

2) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

3) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспе-

чения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

5) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Вместе с тем лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

6) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

7) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

8) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

9) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

10) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Министерство транспорта РФ осуществляет контроль за соблюдением порядка лицензирования на железнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном и воздушном транспорте, в том числе за выполнением лицензионных требований и иных условий. При этом наличие лицензии не является основанием для освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь иные необходимые документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования технических средств и устройств (свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы)[10].

Еще одной распространенной формой государственного контроля за деятельностью транспорта является сертификация, которая служит инструментом для подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. Она призвана обеспечить надлежащее качество выполняемых транспортными организациями услуг и работ[11]. В соответствии с «Соглашением участников всемирной торговой организации по техническим барьерам в

торговле» в России принят ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ[12], который предусматривает создание в России системы нормативных документов в области обеспечения безопасности, качества продукции и услуг. К данным документам относятся регламенты, содержащие обязательные требования, и добровольные стандарты, в том числе и в области транспорта.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О техническом регулировании» техническим регламентом является документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования или к связанным с требованиями к продукции процессами проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Оценка соответствия ему объектов технического регулирования проводится в рамках государственного контроля.

Подтверждение соответствия может осуществляться в форме добровольной сертификации с последующей регистрацией заявителя в реестре систем добровольной сертификации, а также на основании обязательной сертификации в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ввиду специфики предмета транспортного права, в качестве которого выступает комплекс разнородных частно-правовых и публично-правовых отношений в сфере деятельности транспорта, как следствие транспортное право не обладает единым методом правового регулирования. Правовой регламентации комплекса разнородных общественных отношений, образующих предмет транспортного права, свойственно применение метода комплексного характера и различных способов правового регулирования, среди которых публично-правовая составляющая метода транспорта права находится в сфере регламентации административного права.

Литература

1. Теория государства и права: учеб. для вузов / С. С. Алексеев, С.И. Архипов, Г. В. Игна-тенко и др. / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. М.: Изд-во Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2002. С.266.

2. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2002.

3. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. С. 114-115.

4. Собрание законодательства РФ. 2011. N 19, ст. 2716.

5. Собрание законодательства РФ.1999. N 18, ст. 2207.

6. Собрание законодательства РФ. 2001. N 11, ст. 1001.

7. Собрание законодательства РФ.1997. N 12, ст. 1383.

8. «Собрание законодательства РФ .2003. N 2, ст. 170,

9. Сорокина Ю. В. Государство и право: философские проблемы: курс лекций. М.: Изд. дом «Городец», 2004 (1-я Обр. тип.). С.186.

10. Егиазаров В.А. Транспортное право. Юсти-цинформ 2017. С. 27.

11. Морозов С.Ю. Транспортное право. М.: Изд.-во «Волтерс Клувер», 2007. С.37.

12. Собрание законодательства РФ.2002. N 52 (ч. 1), ст. 5140.

References

1. Theory of state and law: textbook. for universities / S. S. Alekseev, S.I. Arkhipov, G.V. Ignatenko et al. / Res. ed. V. M. Korelsky, V. D. Perevalov. M .: Norma Publishing House (Norma-Infra-M Publishing Group), 2002. P.266.

2. Theory of Government and Rights. Textbook for law schools and faculties. M., 2002.

3. Sorokin V.D. Legal regulation: Subject, method, process (macro level). St. Petersburg: Publishing House "Legal Center Press", 2003. S. 114-115.

4. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2011. N 19, Art. 2716.

5. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1999. N 18, Art. 2207.

6. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2001. N 11, Art. 1001.

7. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1997. N 12, Art. 1383.

8. "Meeting of the legislation of the Russian Federation .2003. N 2, Art. 170.

9. Sorokina Yu. V. State and law: philosophical problems: a course of lectures. M .: Publishing. House "Gorodets", 2004 (1st Arr. typ.). S.186.

10. Egiazarov V.A. Transport law. Justicinform 2017.S. 27.

11. Morozov S.Yu. Transport law. M .: Publishing House "Volters Clover", 2007. P.37.

12. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. N 52 (part 1), Art. 5140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.