Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕЧНИ В 1917 Г.'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕЧНИ В 1917 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
социальная реконструкция / общество народа / прав и равноправия / новый взгляд на жизнь / форм ее организации. / social reconstruction / society of the people / rights and equality / a new outlook on life / forms of its organization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Димаева Ф. В.

В статье рассматривается процесс реорганизации структур (власти) управления в Чечне накануне революции 1917 года. Исторические события и их исследование предполагают закономерность и преемственность проводимых реформ. Россия длительное время придерживалась буржуазно-либеральных и самодержавных реформ, что, безусловно, отражало взгляды элиты и настроения монарха. В новом историческом развитии на первом плане настроения широких масс (а не монархов) и реформирование определяется понятием социалистическая модернизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE STRUCTURE AND SOCIALIST MODERNIZATION OF CHECHNIA IN 1917

The article examines the process of reorganizing the structures (power) of government in Chechnya on the eve of the 1917 revolution. Historical events and studies suggest the regularity and continuity of the reforms. Russia for a long time adhered to bourgeois-liberal and autocratic reforms, which, of course, reflected the views of the elite and the mood of the monarch. In the new historical development, in the foreground, the mood of the broad masses (and not the monarchs) and the reform is determined by the concept of socialist modernization.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕЧНИ В 1917 Г.»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЧЕЧНИ В 1917 Г.

ADMINISTRATIVE STRUCTURE AND SOCIALIST MODERNIZATION

OF CHECHNIA IN 1917

УДК 351

Димаева Ф. В., кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории историко-этнологических исследований, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, Чеченская Республика, г. Грозный. E-mail: dimaeva@bk.ru

Dimaeva F.V.

Аннотация

В статье рассматривается процесс реорганизации структур (власти) управления в Чечне накануне революции 1917 года. Исторические события и их исследование предполагают закономерность и преемственность проводимых реформ. Россия длительное время придерживалась буржуазно-либеральных и самодержавных реформ, что, безусловно, отражало взгляды элиты и настроения монарха. В новом историческом развитии на первом плане настроения широких масс (а не монархов) и реформирование определяется понятием -социалистическая модернизация.

Annotation

The article examines the process of reorganizing the structures (power) of government in Chechnya on the eve of the 1917 revolution. Historical events and studies suggest the regularity and continuity of the reforms. Russia for a long time adhered to bourgeois-liberal and autocratic reforms, which, of course, reflected the views of the elite and the mood of the monarch. In the new historical development, in the foreground,

the mood of the broad masses (and not the monarchs) and the reform is determined by the concept of socialist modernization.

Ключевые слова: социальная реконструкция, общество народа, прав и равноправия, новый взгляд на жизнь, форм ее организации.

Keywords: social reconstruction, society of the people, rights and equality, a new outlook on life, forms of its organization.

Как следует понимать вопрос социалистическая модернизация в начале ХХ века? В начале XX века сохранялись прежние установленные царизмом формы управления народами Северного Кавказа. Только в разные периоды исторического развития функции управления сокращались или расширялись. Такое изменений было принято 1905 году, когда властные функции в расширенном виде были переданы наместнику Кавказа при тех же административно-территориальных делениях с их не соответствиями, границами, требующими кардинального пересмотра. Такова была общая структура администрирования на Северном Кавказе и накануне Октября 1917 года.

Рассматривая процесс модернизация, следует учитывать то, что монархическая Россия использовала принцип модернизации, и каждый из монархов России оглашал себя реформатором то буржуазно-либеральных ценностей, то укрепления самодержавия как Николай I. Но на всех этапах царствования внедрялись нововведения в соответствии с переменами на мировой арене.

Так императорским указом от 8 февраля 1860 Александром II на завершающем этапе Кавказской войны (1817-1964) на территории левого фланга Кавказской линии на Северном Кавказе была образована административно-территориальная единица Терская область в российской империи. Она стала правопреемницей Российской республики, а затем и РСФСР [1]. Положение об управлении областью утверждено в 1862 году в состав Терской области вошли восемь округов: Нальчикский, Кумыкский, Осетинский, Ингушский, Нагорный, Ичкеринский, Чеченский и Аргунский [2]. Благодаря этому указу горские народы

Северного Кавказа обрели форму государственности и перешли в новую формацию - капиталистических отношений, что в корне меняло их восприятие и традиционный образ жизни.

Обратимся к реформаторскому проекту Николая II. Политический ритуал, культивируемый Николаем II, отличался антиреформизмом. Между тем с самого начала царствования и впоследствии, в манифестах 20 октября 1894 г. по 26 февраля 1903 г., в указе 12 декабря 1904 г. и т.д. он публично идентифицировал себя как реформатора. Николая II в период «правление» таковым отмечен и «осведомленными современниками. Даже те, кто упрекал его в сопротивлении преобразованиям, признавали в нем... реформатора. В его проект "Предисловие" внесено проведение аграрной реформы, развитие промышленности и народного просвещения, меры социального характера, преобразование местного управления и самоуправления. Реформатором признавало Николая II и массовое сознание начала XX века». К примеру, самая народная Столыпинская реформа, которую инициировал и курировал сам Николай II.

Поясним, что означает понятие «модернизация» (англ. modernization -обновление, усовершенствование) в мировой социологии описывается переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Модернизация означает новаторство, которое позволяют обществу соответствовать современным требованиям, а также отказ от старых форм социальной организации и поиск новых.

Эпоха монархизма завершилась отречением Николая II от престола 2 февраля 1917 года и установлением периода Двоевластия. В Терской области, в состав которой входила Чечня, весть об отречении царя, вызвала бурное ликование во всех слоях общества и стала катализатором ускорившим развитие политических процессов, где впервые же дни население приступило к формированию новых структур власти. Так, в областном центре - во Владикавказе горская интеллигенция была отстранена от управления (переворот 1907 г.) за намерение провести собрание с целью обсудить вопросы по Февральской революции. Собрание успело сформировать Временный центральный комитет

объединенных горцев во главе с известным юристом Б.А. Шахановым. В состав комитета вошли представители интеллигенции, за исключением князей Р. Капланова, Т.К. Алхазава, отставного генерала Т.Н. Укурова, чеченского миллионера Т. Чермоева.

Временное правительство - высшей орган государственной власти (от 2 марта - 24 октября 1917 г.), созданный по соглашению между Временным комитетом Государственной Думы и исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (в ночь 26 октября 1917 год в 2 часа 10 минут) прекратило свои функции, и страна нуждалась в новых кадрах, новых реформах для поддержания и укрепления централизованной и региональной власти.

Для Временного Центрального комитета жизненно важно было для начала сформировать органы национального самоуправления на местах. В Чеченском округе, точнее в г. Грозном первыми приступили к формированию органов городского управления члены городской управы, которые 4 марта создали Гражданский исполнительный комитет, впоследствии за бездеятельность прозванный в прессе «справочным бюро». Помимо Гражданского комитета было создано еще два органа управления: Городская Дума и Грозненский областной военно-промышленный комитет.

5 марта 1917 г. после грандиозного митинга рабочих в г. Грозном на общем собрании был избран Совет рабочих депутатов из 15 человек, был избран Совет рабочих депутатов также на Старых промыслах, где председателем комитет стал меньшевик Е. Богданов. В Грозненский городской Совет старопромысловцы делегировали 15 человек, в том числе двух большевиков. Так возник еще один орган власти.

По ряду причин большинством в Советах оказались представители меньшевиков и эсеров, вскоре в Совет вошли и представители воинских частей. Грозненский Совет благодаря воинским частям сосредоточил в своих руках реальную власть в городе. Деятельность Советов была направлена на отстаивание интересов рабочего класса. Так в результате соглашений между Согласительной комиссией из членов Грозненского совета и представителей фирм, был

установлен 8-часовой рабочий день и на каждом предприятии Грозненского района создавались контрольные комиссии.

Тем временем между социальными слоями наметилась борьба за власть. 14 марта 1917 г. в г. Грозном начал работу 1-й съезд делегатов Чечни, на котором присутствовало, по некоторым данным до 10 тыс. человек. Среди них были муллы, адвокаты, учителя, торговцы, офицеры и простые горцы, все они приехали в г. Грозный, чтобы решить вопрос о власти. Многотысячный форум поддержали Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов и Грозненский гражданский комитет. Активность на съезде проявляли шейхи - это наиболее влиятельные религиозные лидеры, у которых было преимущество в последователях. Работа съезда выявила настроения и разногласия в борьбе религиозных деятелей и чеченской интеллигенции. Цель духовенства сводилась к установлению в Чечне теократического режима, основанного на шариате, из чего следовало -мусульманская страна со структурами власти из представителей исламского духовенства.

В ином противоположном русле была сформирована позиция чеченской интеллигенции, она сводилась к тому, что в Чечне должна быть создана светская демократическая система национального самоуправления и проведены прогрессивные реформы. Лидером чеченской интеллигенции выступал А.М. Мутушев - известный адвокат и публицист. Он с соратниками Т. Эльдархановым, Д. Шериповым, М. Абдулкадыровым агитировали делегатов выступить и поддержать только демократическую власть, чтобы обеспечить проведение преобразований в интересах чеченского крестьянства.

Форум народов Чечни выразил свое волеизъявление, избрав А.М. Мутушева, Председателем Чеченского народного исполнительного комитета (восстановлены Грозненский (1888-1921- Терская область) и Веденский округа). Его заместителем стал М. Абдулкадыров.

И так Чеченский народный исполнительный комитет Грозненского и Веденского округов стал высшим органом гражданской власти и органом национального самоуправления чеченского народа. В комитет были избраны и

представители чеченской интеллигенции Т.Э. Эльдарханов (депутат I, II -Государственной Думы), Д. Шерипов, М. Чермоев, полковник, М. Курумов, купцы: А. Арсамирзоев, М. Мациев, Ш. Баширов, А.М. Баталов, муллы: А. Мустафинов, И. Дженгериев [5].

Съездом были избраны окружные комиссары: Т.Э. Эльдарханова избрали комиссаром Грозненского округа, а полковника А.В. Адуева комиссаром Веденского округа.

Одновременно с Чеченским съездом начал работу и 1-й войсковой круг Терского казачьего войска. Комиссар Временного правительства Терской области кадет, есаул М.А. Караулов - видный деятель «Прогрессивного блока» стал наказным атаманом Терского войска. Обретя новое руководство, Терское казачество выступило за восстановление утраченной автономии на территории четырех казачьих отделов Терской области В Терской области казаков к тому времени насчитывается 251 тысяча [7, с. 22-23] .

Атаман М.А. Караулов предложил горцам и их лидерам, призывавших к федерализму в рамках единого государства, объединиться совместно в отдельную Горскую область, избрать собственного президента и правительство, чтобы «скорее сговориться о совместной мирной жизни» [6, Л.501].

К концу марта 1917 г. в Чечне завершилась работа по формированию структур администрации. Чеченским исполкомом была создана комиссия по борьбе с грабежами и разбоями. Чеченский комитет постановил учредить народную милицию для борьбы с преступностью. Свое решение высказало и духовенство, которое требовало в борьбе с преступностью использовать нормы шариата и настаивало на создании специальной шариатской комиссия «О проведении шариатских правил в жизнь Чечни» при Чеченском комитете. Этот вопрос должен был решаться на предстоящем съезде.

I съезд горских народов прошел во Владикавказе 1 мая 1917 года, на котором произошло объединение национальных органов с общегорским движением. Объемной работой этого Съезда завершился важный этап -формирование системы демократического самоуправления на Северном Кавказе.

Более 300 делегатов съезда, представили почти все горские районы Терека, Дагестана, Кубани. На Съезде присутствовали гости из Петрограда, Грузии, Азербайджана. Особенно примечательно и то, что в президиуме съезда в числе остальных, были представители от Чечни - А. Мутушев, Т. Чермоев, Т. Укуров, это свидетельствует о ведущей роли чеченских представителей в работе съезда.

В указанном периоде реформирования можно отметить два направления:

восстановление и модернизация. Период административного устройства Чечни в 1917 году можно охарактеризовать также следующими изменениями:

- процессом модернизации административных структур в духе новых революционных (Советов народных представителей, комитетов комиссаров и пр.) веяний и нужд для решения проблем народных масс;

- созданием Чеченского народного исполнительного комитета, который стал высшим органом гражданской власти и органом национального самоуправления чеченского народа;

- восстановлением административно-территориальных единиц Грозненского и Веденского округов;

- горские народы обрели возможность на защиту своих прав и создание условий трудовой защиты для рабочих - установлением 8 - часового рабочего дня;

- активным участием разных социальных слоев горских сословий (интеллигенции, духовенства, военных, купцов, крестьянства) военных и мирных казаков, несмотря на разные ориентиры устройства (демократическое, теократическое и прочее) региона были настроены на налаживание тесных отношений, ради сохранения мира и строительства новой жизни социалистического образца;

- в монархической России, подвергшееся жестокой войне и репрессиям чеченское общество, в начале ХХ века, подтвердило свою демократичность и оказалось на высоте, проявив толерантность на первоначальном этапе становления новой власти по сравнению с соседскими горскими обществами. Если сравнивать с осетинским обществом, которое отказало части своей

интеллигенции быть избираемыми членами в городских и высших органах власти, как и в различных Советах;

- каждая организация, социальная группа или представительство формировало свое членство, получало и делегировало полномочия от лица своей фракции, что определяло их взгляды, интересы и свободное волеизъявление, независимо от сословия и социального статуса [4, 183 с.];

- следует отметить и то, что процесс расслоения общества, а также процесс расширения сознания в разных социальных группах и, особенно, по гендерному [3, C. 75] признаку (обращение В. Ленина к роли, особенно, женщин) в соседнем в том же осетинском обществе протекал значительно быстрее;

- особенно важно отметить, что процесс советизации на своем первоначальном этапе не противоречил социалистической модернизации - идеи возрождения России. Какой была эта идея в стране охваченной революционными событиями народных масс, устанавливавших новые правила управления и образ организации жизни не проверенный собственным опытом жизни? Отчаянная решимость народа вырваться из оков зависимости и отсталости, и реформировать страну, опираясь на новые идеи и прогресс - и явилась зачатками той модернизации, которая по своей сути определяет непрерывный процесс научно-технического развития человечества.

В этом существенное отличие состояния горских обществ начала ХХ века от монархического периода и это касалось относительно всех горских кавказских народов и в частности чеченского народа.

Литература:

1. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/domestic history/text/4189974

2. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том XXXVII. Отделение 1. 1862 г., закон № 38326.

3. Дзагурова Н.Х., Тедеева Н.В. Женщины-осетинки в контексте последствий революции 1917 г. С.75 \\ Гражданская война на Северном Кавказе: грани осмысления. Материалы Международной научной конференции \ под рук.

докт. истор.наук Э.В. Кануковой. - Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. - 183 с.

4. Там же. Хубулова С.А., Хубулова Э.В. (Социальная психология Революции 1917 года (на материалах Терской области) - Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2017. - 183 с.

5. Э. В. Бурда. Социально-экономическое положение Терского казачьего войска и народов Терской области в предреволюционный период. Ч.1. [Электронный ресурс]. URL: rys-strategia.ru

6. РГВИА. - Ф. 1300. - Оп. 1. - Ед. хр. 295. - Л. 501.

7. Коренев Д. З. Революция на Тереке. - Орджоникидзе, 1967, с. 22-23.

References

1. Great Russian Encyclopedia. [Electronic resource]. URL: https://bigenc.ru/domestic history/text/4189974

2. Complete collection of laws of the Russian Empire. Meeting the Second. Volume XXXVII. Division 1.1862, Law No. 38326.

3. Dzagurova N.Kh., Tedeeva N.V. Ossetian women in the context of the consequences of the 1917 revolution p.75 \\ Civil war in the North Caucasus: the verge of comprehension. Materials of the International Scientific Conference \ under the direction of. doct. History of Sciences E.V. Kanukova. - Vladikavkaz: SOIGSI VSC RAN, 2017. - 183 p.

4. Ibid. Khubulova S.A., Khubulova E.V. (Social psychology of the revolution of 1917 (on the materials of the Terk region) - Vladikavkaz: SOIGSI VSC RAN, 2017. - 183 p.

5. E. V. Burda. Socio-economic situation of the Terek Cossack army and the peoples of the Terek region in the pre-revolutionary period. Part 1. [Electronic resource]. URL: rys-strategia.ru

6. RGVIA. - F. 1300. - Op. 1. - Unit xp. 295. - L. 501.

7. Korenev DZ Revolution on the Terek. - Ordzhonikidze, 1967, p. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.