Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ДЕПУТАТЫ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иналкаева Казбан Саматовна

В статье анализируется исторический путь становления государственности чеченского народов, который неотделим от истории народов Северного Кавказа. Автор делает вывод о том, что в процессе совершенствования государственно-правовых отношений изучение народов Северного Кавказа имеет большое научно-практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ■ ■ ■ ■ ■

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА

Иналкаева Казбан Саматовна

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета

г. Грозный

Аннотация. В статье анализируется исторический путь становления государственности чеченского народов, который неотделим от истории народов Северного Кавказа. Автор делает вывод о том, что в процессе совершенствования государственно-правовых отношений изучение народов Северного Кавказа имеет большое научно-практическое значение.

Ключевые слова: конституционализм, государственно-правовые отношения, Северный Кавказ, депутаты, советская власть, автономия

История становления государственности чеченского народа неразрывно связана с историей других народов, живущих на Северном Кавказе. Многовековая история говорит о том, что народы Северного Кавказа имели дружеские и родственные связи, обменивались материальными и духовными ценностями. Как отмечает Золотова Б.Х., в этногенезе народов Северного Кавказа очень много общего, в результате чего происходило взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев и других элементов этнокультур у различных нардов [4].

Февральская революция, падение самодержавия всколыхнули народные массы. В бурном потоке событий того времени выделяется Северный Кавказ с его пестрой национальной спецификой, политическими и социальными противоречиями. Как нигде, здесь проявилась активизация политических партий и движений, перед которыми, помимо решения политических задач, стояли проблемы национального самоопределения.

15 (2 ноября) 1917 года была опубликована «Декларация прав народов России». В ней провозглашалось равенство и суверенность народов, отмена всех национально-религиозных привилегий и ограничений, право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

В 1917 году на Северном Кавказе создается «Союз объединенных горцев Кавказа» (горское правительство) - национально-территориальное объединение народов Северного Кавказа в составе Российской республики. Логическим завершением формирования Национальных Советов стало проведение 14 мая 1917 года во Владикавказе I съезда горских народов Кавказа. Съезд принял ряд документов: несколько резолюций, политическую программу и «Конституцию Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана». Был избран Центральный Комитет Союза. Центральному комитету Союза объединённых горцев непосредственно подчинялись Дагестанская область, горские округа Терской области (Назрановский, Нальчикский, Владикавказский, Грозненский, Веденский, Хасав-Юртовский), Ногайский участок Терской области, Кубанский Горский областной комитет и Кубанский Горский областной совет, исполнительные комитеты ногайцев и караногайцев Ставропольской губернии [1].

Росло социальное напряжение, участились столкновения между горцами и казаками, ЦК Союза объединенных горцев пошел на заключение союза с казачеством, подписав договор о создании «Юго-Восточного Союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей». Целью нового объединения провозглашалось: «а) Достижение скорейшего учреждения Российской Демократической Федеративной Республики с признанием членов Союза отдельными ее штатами; г) Содействие Центральной Государственной власти в борьбе с внешним врагом...»; з) Согласование и объединение мер к обеспечению порядка и спокойствия на территории членов Союза. Собственно, это соглашение было последней попыткой горской социальной верхушки сохранить свое положение в союзе с российской правящей верхушкой. Однако Октябрьская революция в Петрограде показала слабость российского союзника, а разгоравшаяся на Тереке война с казачеством наглядно демонстрировала всю непопулярность в народе политического союза с ним. Совершенно очевидно, что в конце 1917 года Союз объединенных горцев начинает склоняться к курсу на создание независимой Горской Республики. 11 мая 1918 года публикуется Декларация об объявлении независимой Горской Республики. Во главе Горской Республики стали Абдул-Межид (Тапа) Чермоев и Гайдар Бамматов.

В декабре 1918 года был сформирован состав коалиционного правительства Горской Республики. Независимая Горская Республика просуществовала 3 года.

После окончания Гражданской войны и восстановления Советской власти в марте 1920 года видными деятелями Коммунистической партии и Советской России немало усилий было потрачено на поиски наиболее оптимального варианта самоопределения горцев Северного Кавказа, тем более что прецедент был создан в лице «независимой» Горской Республики. В новых условиях расклада политических сил Горская Республика не могла быть призвана как приемлемая форма управления горцами.

20 января 1921 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета издал декрет об образовании Горской Автономной Социалистической Советской Республики, в котором постановлялось:

1. Образовать Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР, в состав которой включить территорию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними, а именно:

а) Чеченской округ (бывшие Веденский и Грозненский округа, Правотеречная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела);

б) Назрановский округ (Ингушетия);

в) Владикавказский округ (Осетия и западная часть бывшего Сунженского отдела);

г) Кабардинский округ (северная часть бывшего Нальчикского округа);

д) Балкарский округ (южная часть бывшего Нальчикского округа);

е) Карачаевский округ (западная часть бывшего Нальчикского, южная часть Пятигорского отдела и южная часть Баталпашинского отдела Кубанской области).

Органами управления Горской АССР было признано иметь: Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком Горской АССР, местные Советы, избираемые на основе Конституции РСФСР. Горская АССР, как многонациональное автономное объединение горцев создавала благоприятные условия для быстрого политического и экономического развития народов.

Первые выборы сельских Советов в областях, входящих в Горскую АССР были проведены в июле

1920 года, из состава сельского Совета 2 человека с соответствующими мандатами направлялись в качестве делегатов на Окружной съезд Советов; одновременно один делегат направлялся на Областной съезд Советов, который созывался в г. Владикавказе в августе этого же года. Наряду с собраниями представителей всех областей Горской АССР собирались также сельские сходы для выборов должностных лиц, поземельных депутатов, доверенных от сельского общества для обсуждения хозяйственных и других вопросов.

Отдавая дань уважения Горской АССР, надо в то же время признать, что в тот период всплеска национального сознания горских народов перед стремлением их лидеров к приобретению национальной государственности не смогла устоять центральная власть, не стала препятствовать этому стремлению и решила демократично формировать национальные автономии в составе РСФСР. И это было единственно верное решение с учетом особенностей той эпохи (Декрет ВЦИК от 7 июля 1924 г.).

1 сентября 1921 года ВЦИК РСФСР принял постановление: «Выделить из территории Автономной Горской Социалистической Советской Республики автономную область кабардинского народа, непосредственно связанную с РСФСР...». После выделения Кабарды из Горской АССР встал вопрос о выделении Балкарии. Б.Э. Калмыков, обосновывая предложения об объединении Кабарды и Балкарии и создании объединенной Кабардино-Балкарской автономной области в составе РСФСР, подчеркнул, что «интересы кабардинцев и балкарцев связаны неразрывными узами. ».

В декабре 1922 года на областном съезде Советов была образована Кабардино-Балкарская автономная область. Специальным декретом ВЦИК постановил: «1. Во изменение постановления ВЦИК от 1 сентября

1921 года об образовании Кабардинской автономной области, образовать объединенную Кабардино -Балкарскую автономную область, непосредственно связанную с РСФСР, выделив для сего из состава Горской Автономной Республики территорию, занимаемую ныне Балкарией, и объединив Балкарию с Кабардой.

12 января 1922 года ВЦИК издал декрет о создании объединенной Карачаево-Черкесской автономной области, напрямую входящей в РСФСР. В 1926 году она была разделена на 2 самостоятельных автономных государственных образования - Карачаевская автономная область и Черкесский национальный округ. В 1930-е годы Карачаевская автономная область была включена в состав нынешнего Ставропольского края.

30 ноября 1922 года декретом ВЦИК Чечня была выделена из состава Горской АССР в самостоятельную автономную область.

После выхода Кабарды, а потом Карачаево-Черкессии, Балкарской, Чеченской областей судьба Горской АССР была предрешена, так как в ее составе оставались лишь Ингушский и Осетинский административный округ.

5 января 1934 года постановлением Президиума ВЦИК были объединены автономные области Чеченская и Ингушская.

Так, 17 февраля 1924 года Комиссия Оргбюро ЦК ВКП (б) приняла по докладу А.И. Микояна постановление «О конструкции власти в Горской республике». Горская АССР, несмотря на непродолжительность существования, сыграла важную роль в деле объединения горских народов по движению их к созданию единой национальной государственности.

Рассматривая этапы движения народов Северного Кавказа к нынешней форме государственного устройства, мы не должны обойти стороной и создание на Юге России Северо-Кавказского края с центром в г. Ростове-на-Дону. От 10 января 1925 года специальным декретом ВЦИК было принято решение: «Образовать из Донской области, Кубано-Черноморской, Терской и Ставропольской губерний, гор. Грозного и автономных областей: Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Адыгейской (Черкесской) и Чеченской - Северо-Кавказский край с центром в гор. Ростове-на-Дону». (Упразднен Декретом ВЦИК РСФСР от 10 января 1934г.). Автономные области входят в край в качестве самостоятельных административно-финансовых единиц с оставлением неприкосновенными прав, предоставленных им постановлениями об их образовании. Автономные области сохраняют за собой право непосредственного выбора на своих областных съездах Советов делегатов на Всероссийский съезд Советов, точно также за ними остается право делегировать непосредственно от себя делегатов на другие всероссийские съезды и совещания. Автономные национальные области, входящие в состав СевероКавказского края, могут непосредственно сноситься с Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Советом Народных комиссаров РСФСР.

После принятия Конституции СССР в 1936 году произошли важнейшие изменения в устройстве государства. Многие автономные республики были преобразованы в союзные, а автономные области - в автономные республики с приданием им соответствующих атрибутов автономного государства в составе Союза СССР. Это было знаменательное событие - республики приобрели государственные властные структуры: Верховный Совет, Совет Народных Комиссаров, Президиум Верховного Совета, Верховный Суд и т.д.

40-е годы - тяжелые 13 лет ссылки чеченцев вместе с другими братскими народами. Указы об упразднении автономии депортированных народов полностью противоречили Конституции СССР. Документы о выселении нередко оформлялись после фактически совершившегося события. Лишенные государственности, эти народы получили запрет на национальное самоопределение. Были стерты с карт и спешно переименовывались исторические названия населенных пунктов, горных вершин, рек и других географических и исторических памятников.

Упразднение национальной государственности этих народов, депортация в Среднюю Азию и Казахстан, резкое изменение среды обитания, уклада жизни и питания, холод, голод и болезни имели трагические последствия. Потери жизни этих народов в ссылке составляют 40 % депортированной численности населения. Депортированные народы, на протяжении 13 лет были лишены возможности получать не только высшее и средне-специальное образование, но и учиться в школе.

Вопрос о восстановлении попранных прав репрессированных народов был поставлен на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, Н.С. Хрущев в своем известном докладе «О культе личности и его последствиях» осудил грубое нарушение основных принципах национальной политики Советского государства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года гласил: «Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа».

Реабилитационные процессы второй половины 50-60-х годов были возобновлены в конце 80-х- начале 90-х годов XX века, когда были приняты: Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, обеспечении их прав», Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов».

В 60-80 гг. XX века на протяжении одного поколения произошла решительная модернизация российского общества [3]. Национальные процессы позволяют определить, какие уроки дает история развития СССР за этот период, каким является их содержание, правильно отличить то негативное, наносившее вред связям народов в процессе совершенствования государственности, использовать ценное и полезное для суверенной России, строящейся на основах правового государства.

В 1994 году во всех субъектах Российской Федерации, ныне входящих в состав Северо-Кавказского округа, за исключением Чеченской Республики, были созданы государственно-правовые институты, соответствующие основам конституционного строя Российской Федерации, законодательство как субъекта Российской Федерации и органы государственной власти, предусмотренные Конституций Российской Федерации и федеральными законами.

В новейшей истории Чеченской Республики последние двадцать лет - это наиболее сложный и драматический период, насыщенный всевозможными потрясениями, небывалыми разрушениями и людскими потерями.

На сегодняшний день, на основе взаимоотношения и сотрудничества, поиска разумных компромиссов удалось снять многие проблемы и обеспечить политическую стабильность, мир и межнациональное согласие в республике. Политическая нестабильность и затянувшаяся социально-экономическая депрессия Северного Кавказа таит в себе значительную геополитическую угрозу для всей страны. Назрела острая необходимость в разработке долгосрочной стратегии развития этого региона [5].

19 января 2010 года Президент России принял решение о создании Северо-Кавказского федерального округа «. я изменил систему федеральных округов, которая существует в нашей стране, и теперь из

Южного федерального округа выделяется Северо-Кавказский федеральный округ, в который входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске», - сказал Д. Медведев в ходе рабочей встречи с А. Хлопониным - полномочным представителем Президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) [6]. 27 мая 2011 года в Нальчике руководители законодательных органов регионов СКФО подписали договор об образовании Северо-Кавказской парламентской ассоциации. В числе ее основных задач - координация деятельности законодательных органов округа, развитие межпарламентского сотрудничества, выработка согласованного подхода к проведению политических, экономических и социальных реформ и т.д.

Сегодня определенно можно сказать, что субъекты Северного Кавказа состоялись как самостоятельные субъекты, конституционно-правовой статус их характеризуется тем, что имеет свою конституционно-правовую систему. В каждом субъекте Северного Кавказа действуют избранные на демократических началах высшее должностное лицо (глава, президент), региональные парламенты, правительство (кабинет министров), другие региональные органы управления, создана судебная система. Утверждена законами государственная символика субъекта - гимн, герб, флаг, их изображение, описание, статус, выражающие самобытность и исторические традиции каждого народа, проживающих конкретно в соответствующем субъекте.

В каждом субъекте сформированы и действуют органы местного самоуправления. Здесь необходимо отметить, что в Чеченской Республике и Республике Ингушетия организационные мероприятия по определению территории, установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом, формированию органов местного самоуправления и ряд других мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством завершены в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 октября 2008 года № 207 «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». Институт местного самоуправления является важным компонентом демократического государства и служит надежной гарантией обеспечения прав граждан на участие управления делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.

Гражданское общество на Северном Кавказе формируется в особой специфической среде, на почве глубокого традиционализма, особенностей национального сознания, особых, присущих только региону обычаев и норм. Важно рассмотреть процессы формирования гражданского общества, проблему и ценность его построения глазами населения региона, через личность, ее развитие, ценности и предпочтения. Такой подход к изучению гражданского общества на Северном Кавказе необходим, так как личность является основой гражданского общества, и именно развитие личности, ее сознание, ценности и приоритеты определяют возможность формирования гражданского общества, и степень его возможного построения.

Использованная литература

1. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. М., 2005.

2. Владимир Кузьмин. Президент сделал ход. Полпредом Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и одновременно вице-премьером назначен Александр Хлопонина. // Российская газета - Центральный выпуск №5088 (9) от 20 января 2010 г. URL: http:// www.rg.ru/2010/01/20/hloponin.html (дата обращения: 15.02.2011)

3.Гумашвили Л.Э., Таймасханов Х.С., Вагапов М.М. Становление и конституционное развитие Чеченской Республики в постсоветское время: Монография. - Грозный. ГУП «Книжное издательство», 2009.

4. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: Региональный аспект / дис. канд. фил. наук, Ставрополь, 2004

5.Иналкаева К.С. Становление и развитие национальной государственности Чеченской Республики. Государственная власть и местное самоуправление: научный журнал. - Москва. - 2016. - №2. - С. 60-64.

6. О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента РФ от 19 января 2010 года № 82 //СПС Консультант Плюс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.