Научная статья на тему 'Административное принуждение и временное ограничение на пользование специальным правом: вопросы соотношения и целеполагания'

Административное принуждение и временное ограничение на пользование специальным правом: вопросы соотношения и целеполагания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1217
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADMINISTRATIVE COERCION / ADMINISTRATIVE RESTRICTION / ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL MEASURES / TEMPORARY RESTRICTION ON USE OF THE SPECIAL RIGHT / EXECUTIVE PRODUCTION / PRECLUSIVE MEASURES OF ENSURING EXECUTIVE PRODUCTION / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ МЕРЫ / ВРЕМЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРАВОМ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕСЕКАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апарина Ирина Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос соотношения административного принуждения и временного ограничения на пользование специальным правом, которое в настоящее время регламентировано нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве». В работе акцентируется внимание на дискуссионном характере классификации административного принуждения, а также проблеме отнесения временных ограничений к определенному виду метода государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE COERCION AND TEMPORARY RESTRICTION ON USE OF THE SPECIAL RIGHT: QUESTIONS OF THE RATIO AND GOAL-SETTING

In article the question of a ratio of administrative coercion and a temporary restriction on use of the special right which is regulated by standards of the Federal law "About executive production now" is considered. In work the attention is focused on debatable nature of classification of administrative coercion, and also a problem of reference of temporary restrictions to a certain type of a method of public administration.

Текст научной работы на тему «Административное принуждение и временное ограничение на пользование специальным правом: вопросы соотношения и целеполагания»

ЛИ.В. Апарина,

кандидат юридических наук, Волжский институт экономики, педагогики и права

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ И ВРЕМЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРАВОМ: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ADMINISTRATIVE COERCION AND TEMPORARY RESTRICTION ON USE OF THE SPECIAL RIGHT: QUESTIONS OF THE RATIO AND

GOAL-SETTING

В статье рассматривается вопрос соотношения административного принуждения и временного ограничения на пользование специальным правом, которое в настоящее время регламентировано нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве». В работе акцентируется внимание на дискуссионном характере классификации административного принуждения, а также проблеме отнесения временных ограничений к определенному виду метода государственного управления.

In article the question of a ratio of administrative coercion and a temporary restriction on use of the special right which is regulated by standards of the Federal law "About executive production now " is considered. In work the attention is focused on debatable nature of classification of administrative coercion, and also a problem of reference of temporary restrictions to a certain type of a method ofpublic administration.

С 15 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], наделяющий судебных приставов-исполнителей полномочиями по вынесению постановления о временном ограничении специального права должника, который не выполняет требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин.

Обратим внимание, что ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту — Федеральный закон №229-ФЗ) уже закрепляет принудительную

меру, направленную на обеспечение реализации требований исполнительных документов [2], между тем в российском правовом поле появляется новое средство воздействия на должников — временное ограничение специального права на управление транспортным средством. Более того, можно предположить, что ограничение других специальных прав — это всего лишь вопрос времени. В связи с этим вызывает определенный научный интерес вопрос природы таких временных ограничений, их целевое назначение и место в системе административного принуждения.

В науке административного права институт административного принуждения является сформировавшейся понятийной категорией, содержащейся в классических учебниках [3].

По мнению Ю.М. Козлова, принуждение является одним из административно-правовых методов управления и может рассматриваться как «комплекс различных приемов и способов управляющего воздействия в случаях недолжного поведения управляемых, отклонений от их требований, сформулированных административно-правовыми нормами (в особенности), а по существу, всей системой нормативных правовых актов различной юридической силы» [4. — С. 356].

Д.Н. Бахрах, характеризуя административно -правовое принуждение, отмечает, что это «особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер к гражданам и коллективным субъектам административного права в связи с их неправомерными действиями» [5. — С. 437—438].

В свою очередь Л.Л. Попов и Ю.И. Мигачев, исследуя признаки государственного принуждения, указывают на то, что оно «применяется для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них, либо подчиниться установленным ограничениям» [6. — С. 202].

А.В. Сургутскова, анализируя содержание и правовую характеристику административно-правового принуждения, приходит к выводу, что оно «в юридической литературе рассматривается в качестве правовой формы, метода управления, способа обеспечения законности, стадии управленческого производства (например, контрольно-надзорного производства)» [7. — С. 11].

А вот Д.О. Николаевский утверждает, что «большинство подходов к определению административного принуждения как правовой категории предполагают акцент на его правоограничительный характер как имманентный элемент сущности» [8].

По мнению В.А. Мельникова, административное принуждение представляет собой «метод воздействия государства на субъекты права, заключающийся в причинении им каких-либо пра-воограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с иной государственной необходимостью путем возложения на субъектов права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения на использование) уже имеющихся у них прав» [9].

Между тем в российской административно -правовой науке есть точка зрения, в соответствии с которой «ограничение прав и свобод физических лиц и прав организаций и принуждение этих субъектов к соблюдению установленных законодательством правил и требований — это разные методы административно-публичной деятельности» [10. — С. 343].

В связи с этим предлагается выделять два самостоятельных метода государственного управления, такие как методы административного ограничения и административного принуждения. К системе мер административного принуждения авторы данной концепции относят меры обеспечения исполнения физическим лицами и организациями возложенных на них в установленном законодательством порядке субъективных юридических обязанностей или законно предъявленных к ним со стороны административных органов властных требований, не выполненных ими добровольно.

При этом в перечень способов, обеспечивающих реализацию этого вида принудительного воздействия, включается обращение взыскания на денежные средства и имущество должника, в том числе путем наложения на него ареста [10. — С. 356], а вот временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации не называется.

Можно предположить, что этот факт обусловлен признанием наличия самостоятельных методов административного ограничения, которые «заключаются в установлении компетентными административными органами в определенной правовой форме временных ограничений прав и свобод физических лиц и прав организаций» [10. — С. 343].

Однако представители данного подхода, указывая на целевую направленность этих мер — «обеспечение и поддержание необходимого режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц, безопасности организаций» [10. — С. 343], соответственно, не могут временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации отнести к способам реализации административного ограничения.

В связи с этим возникает вопрос о том, к какой группе методов государственного управления следует отнести временные ограничения, регламентированные законодательством об исполнительном производстве?

В поисках ответа обратимся к рассмотрению классификации административного принуждения. М.С. Десятик отмечает, что «во взглядах на

классификацию мер административно-правового принуждения среди ученых-административистов нет единого мнения» [11. — С. 32].

Следует признать, что бесспорно в системе административного принуждения выделяют меры административной ответственности, также называют меры административного пресечения (Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, М.И.Еропкин, Д.М. Ов-сянко), хотя есть позиция, в соответствии с которой пресечение не признается мерой государственного принуждения [12. — С. 270—273] или оно рассматривается в составе мер защиты [13].

Кроме того, «дискуссионный характер с позиции разных авторов носит, в частности, отнесение к мерам административного принуждения также административно-восстановительных мер, административно-предупредительных мер и так называемых мер административно-процессуального обеспечения» [14. — С. 59].

Анализ специальной литературы, посвященной методам государственного управления и, в частности, административного принуждения, позволяет утверждать, что временные ограничения, которые применяются для обеспечения режима безопасности государства, общественной и личной безопасности физических лиц и организаций многими учеными относятся к мерам административного предупреждения [15. — С. 383—384; С. 485—488], а вот временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации рассматривается как пресекательная мера принудительного исполнения в процессе обеспечения исполнительного производства [16. — С. 8]. Причем эта разновидность принудительного воздействия относится к группе мер административно-процессуального обеспечения.

Ранее мы уже обращали внимание на то, что в отечественной административно-правовой науке «имеет место неоднозначный подход к выделению в качестве самостоятельной группы мер процессуального обеспечения» [8].

Отдельные ученые считают искусственным выделение административно-процессуального обеспечения [17. — С. 103], в свою очередь другие, такие как И.И. Веремеенко, Ю.С. Адушкин, З.А. Баги-шаев, Л.Л. Попов, А.П. Коренев, А.И. Каплунов, В.Р. Кисип, В.К. Гижевский, Д.Д. Ильин, В.М. Манохин, А.В. Коркин, Н.В. Макарейко, М.В. Никифоров, Ю.И. Попугаев, И.А. Скляров, настаивают на его самостоятельности.

Полагаем, следует согласиться с тем, что «если исключить процессуально-обеспечительные меры из классификации, то оставшиеся группы мер станут внутренне разнородными» [8].

На наш взгляд, особенность административно -процессуального принуждения заключается в его полицелевом характере. Конечно же, как разновидность административного принуждения оно обеспечивает достижение общей цели — охраны общественных отношений.

Вместе с тем целый ряд административно-процессуальных мер обеспечивает и пресечение правонарушений. Следует признать оправданным утверждение Н.В. Макарейко: «Очевидно, что меры процессуального принуждения несут в себе существенный пресекательный потенциал, но сводить их исключительно к мерам пресечения не отвечает действительности, так как в ряде случаев они преследуют цели создания условий для рассмотрения конкретного юридического дела, исполнения принятого по делу решения..» [18. — С. 150].

Таким образом, обеспечивая нормальный ход юрисдикционного процесса, меры процессуального принуждения помогают успешной реализации мер материально-правового принуждения [19. — С. 291]. Это можно сказать и о мерах производства по делу об административном правонарушении, перечень которых закреплен в ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) [20], и о мерах процессуального принуждения, регламентированных гл. 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [21], и мерах принудительного исполнения, а также временных ограничениях, применяемых к должникам в соответствии с нормами Федерального закона №229-ФЗ [2].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что временные ограничения на пользование специальным правом — это разновидность временных ограничений прав индивидуальных и коллективных субъектов, которые устанавливаются и применяются в правовой форме, имеют временные рамки и реализуются в целях охраны общественных отношений. Общая целевая направленность этих способов независимо от оснований их применения позволяет утверждать, что они относятся к мерам административного принуждения.

На наш взгляд, нет необходимости временные ограничения, вводимые без наличия противоправности действий тех субъектов, в отношении которых они устанавливаются, причислять к мерам административно-ограничительного метода, а временные ограничения, которые применяются в связи с неисполнением обязанностей, включать в систему административного принуждения.

Безусловно, следует иметь в виду, что при наличии единого целеполагания административного принуждения имеются и «непосредственные правоохранительные цели — обеспечение безопасности, стабильного правопорядка; пресечение антиобщественного образа жизни, недисциплинированного отношения к исполнению обязанностей; оказание предупредительно-воспитательного воздействия в процессе наложения административных взысканий; возмещение причиненного ущерба, восстановление нарушенного правопорядка; процессуальное обеспечение реализации административно-принудительных мер» [22. — С. 9], и временные ограничения, как один из способов осуществления административного принуждения, пресекают правонарушения, обеспечивают безопасность и правопорядок, а также реализацию юрисдикционного процесса.

Временные ограничения на пользование специальным правом имеют своим фактическим основанием неисполнение обязанностей в исполнительном производстве: требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом (ч. 2 ст. 67.1 Федерального закона №229-ФЗ) [2]. В связи с этим, полагаем, их следует отнести к мерам обеспечения исполнительного производства, входящим в состав административно -процессуального принуждения.

Причем заметим, что в административно-правовой науке «меры принудительного исполнения в процессе обеспечения исполнительного производства подразделяются на меры материального обеспечения (наложение ареста на имущество должника, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский сбор) и меры пресечения (временные ограничения на выезд за границу)» [16. — С. 9].

В соответствии с данной классификацией временные ограничения на пользование должником специальным правом можно именовать пресека-тельными мерами обеспечения исполнительного производства.

Думается, что этот способ принудительного воздействия позволяет достичь нескольких целей административного принуждения. При установлении данного ограничения мы не только обеспе-

чиваем исполнение наказания в виде административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, но и пресекаем административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ [20].

Более того, заметим, что данная мера административного принуждения направлена не только на обеспечение исполнения решения по админи-стративно-юрисдикционному делу, но и на выполнение обязанностей, установленных в рамках гражданского и уголовного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 28.11.2015 № 340-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 48 (часть I). — Ст. 6706.

2. Об исполнительном производстве [Электронный ресурс] : федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016). — URL: http ://base.consultant. ru

3. Лапина М. А., Карпухин Д. В. Сравнительно-правовой анализ мер государственного принуждения в бюджетной сфере (КоАП РФ и БК РФ) [Электронный ресурс] // Аналитический портал «Отрасли права». — URL: http://xn— 7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/2299

4. Козлов Ю. М. Административное право : учебник. — М., 2005. — 554 с.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник. — 5-е изд. — М., 2010. — 607 с.

6. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / отв. ред. Л. Л. Попов. — М., 2014. — 568 с.

7. Сургутскова А. В. Административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. — Челябинск, 2011. — 23 с.

8. Николаевский Д. О. Понятие, цели и признаки административного принуждения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2014. — Декабрь. — URL: http://www.journal nio.com/index.php?option =com_content&view=article&id=2691&Itemid=140

9. Мельников В. А. Проблемы определения понятия административного принуждения // Административное право и процесс. — 2012. — № 1. — С. 2—8.

10. Административное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова.

— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2010. — 559 с.

11. Десятик М. С. Классификация мер административного принуждения в исполнительном производстве // Вестник Новгородского университета. — 2012. — № 69. — С. 31—33.

12. Алексеев С. С. Общая теория права : курс в 2 т. — М., 1981. — Т. 1. — 360 с.

13. Ардашкин В. Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск : Изд-во Томского ун-та. — 1968. — 17 с.

14. Писенко К. А. Правовые проблемы использования меры взыскания в бюджет незаконно полученного дохода в системе государственного антимонопольного контроля в Российской Федерации // Современная конкуренция. — 2010. — № 6 (24) — С. 53—64.

15. Бахрах Д. Н. Административное право России : учеб. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Эксмо, 2007. — 528 с.

16. Логвиненко И. Ю. Применение мер административного принуждения в особых правовых режимах // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 485—488.

17. Десятик М. С. Административное принуждение в исполнительном производстве : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. — М., 2011. — 22 с.

18. Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. — Волгоград, 1997. — 192 с.

19. Максимов И. В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. И. М. Конина. — Саратов, 2003. — 204 с.

20. Макарейко Н. В. Меры административно -процессуального обеспечения как форма административного принуждения // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2011. — № 3 (16).

— С. 149—156.

21. Цыганкова Е. А. Классификация мер государственного принуждения по целевой направленности // Общество и право. — 2009. — № 4 (26). — С. 287—292.

22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 15.01.2016, с изм. от 17.02.2016). — URL: http://base.consultant.ru

23. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ (в ред. от 30.12.2015). — URL: http://base.consult-ant.ru

24. Пастушенко Е. Н. Функции административного принуждения по советскому законодательству : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов. — 1986. — 19 с.

REFERENCES

1. O vnesenii izmeneniy v Federalnyiy zakon «Ob ispolnitelnom proizvodstve» i otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii : federalnyiy zakon ot 28.11.2015 № 340-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. —2015. — № 48 (chast I). — St. 6706.

2. Ob ispolnitelnom proizvodstve [Elektronnyiy resurs] : federalnyiy zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ (v red. ot 30.12.2015, s izm. i dop., vstup. v silu s 15.01.2016). — URL: http://base.consultant.ru

3. Lapina M. A., Karpuhin D. V. Sravnitelno-pravovoy analiz mer gosudarstvennogo prinu-zhdeniya v byudzhetnoy sfere (KoAP RF i BK RF) [Elektronnyiy resurs] // Analiticheskiy portal «Otrasli prava». — URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/2299

4. Kozlov Yu. M. Administrativnoe pravo : uchebnik. — M., 2005. — 554 s.

5. Bahrah D. N. Administrativnoe pravo Rossii : uchebnik. — 5-e izd. — M., 2010. — 607 s.

6. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatsii : uchebnik dlya bakalavrov / otv. red. L. L. Popov. — M., 2014. — 568 s.

7. Surgutskova A. V. Administrativno-pravovoe prinuzhdenie, primenyaemoe pri narushenii tamo-zhennyih pravil : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.14. — Chelyabinsk, 2011. — 23 s.

8. Nikolaevskiy D. O. Ponyatie, tseli i priznaki administrativnogo prinuzhdeniya [Elektronnyiy resurs] // Nauka i obrazovanie: hozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie. — 2014. — Dekabr. — URL: http://www.jour-nal nio.com/index.php?option=com_content&view =article&id=2691&Itemid=140

9. Melnikov V. A. Problemyi opredeleniya po-nyatiya administrativnogo prinuzhdeniya // Adminis-trativnoe pravo i protsess. — 2012. — № 1. — S. 2—8.

10. Administrativnoe pravo Rossii : uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po spetsi-alnosti 030501 «Yurisprudentsiya» / pod red. P. I. Kononova, V. Ya. Kikotya, I. Sh. Kilyashanova. —

3-e izd., pererab. i dop. — M. : YuNITI-DANA : Za-kon i pravo, 2010. — 559 s.

11. Desyatik M. S. Klassifikatsiya mer adminis-trativnogo prinuzhdeniya v ispolnitelnom proizvod-stve // Vestnik Novgorodskogo universiteta. — 2012.

— № 69. — S. 31—33.

12. Alekseev S. S. Obschaya teoriya prava : kurs v 2 t.

— M., 1981. — T. 1. — 360 s.

13. Ardashkin V. D. Meryi zaschityi (preseche-niya) v sovetskom administrativnom prave : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk : Izd-vo Tomskogo un-ta. — 1968. — 17 s.

14. Pisenko K. A. Pravovyie problemyi ispol-zovaniya meryi vzyiskaniya v byudzhet nezakonno poluchennogo dohoda v sisteme gosudarstvennogo antimonopolnogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii // Sovremennaya konkurentsiya. — 2010. — № 6 (24) — S. 53—64.

15. Bahrah D. N. Administrativnoe pravo Rossii : ucheb. — 3-e izd., isprav. i dop. — M.: Eksmo, 2007. — 528 s.

16. Logvinenko I. Yu. Primenenie mer adminis-trativnogo prinuzhdeniya v osobyih pravovyih rezhi-mah // Molodoy uchenyiy. — 2014. — № 20. — S. 485—488.

17. Desyatik M. S. Administrativnoe prinuzhde-nie v ispolnitelnom proizvodstve : Atoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.14. — M., 2011. — 22 s.

18. Rostovschikov I. V. Prava lichnosti v Rossii: ih obespechenie i zaschita organami vnutrennih del.

— Volgograd, 1997. — 192 s.

19. Maksimov I. V. Administrativnyie nakaza-niya: ponyatie, pravovoe soderzhanie i ih sistema / pod obsch. red. d-ra yurid. nauk, prof. I. M. Konina.

— Saratov, 2003. — 204 s.

20. Makareyko N. V. Meryi administrativno-protsessualnogo obespecheniya kak forma adminis-trativnogo prinuzhdeniya // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. — 2011. — № 3 (16). — S. 149—156.

21. Tsyigankova E. A. Klassifikatsiya mer gosu-darstvennogo prinuzhdeniya po tselevoy napravlen-nosti // Obschestvo i pravo. — 2009. — № 4 (26). — S. 287—292.

22. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravona-rusheniyah [Elektronnyiy resurs] : federalnyiy zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ (v red. ot 15.01.2016, s izm. ot 17.02.2016). — URL: http://base.consultant.ru

23. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs] : federalnyiy zakon ot 08.03.2015 № 21-FZ (v red. ot 30.12.2015). — URL: http://base.consultant.ru

24. Pastushenko E. N. Funktsii administra-tivnogo prinuzhdeniya po sovetskomu za-konodatelstvu : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. — Saratov. — 1986. — 19 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Апарина Ирина Вячеславовна. Доцент кафедры теории государства и права. Кандидат юридических наук.

Волжский институт экономики, педагогики и права. E-mail: irina.aparina@mail.ru

Россия, 404111, г. Волжский, Волгоградская обл., ул. Советская, 6. Тел. 8 (8443) 31-39-83. Aparina Irina Vyacheslavovna. Assistant Professor of the chair of Theory of State and Law. Candidate

of Law.

Volzhsky Institute of Ekonomics, Pedagogy and Law. E-mail: irina.aparina@mail.ru

Work address: Russia, 404111, Volzhsky, Volgograd region, Sovetskaya Str., 6. Tel. 8 (8443) 31-39-83.

Ключевые слова: административное принуждение; административное ограничение; административно-процессуальные меры; временное ограничение на пользование специальным правом; исполнительное производство; пресекательные меры обеспечения исполнительного производства.

Key words: administrative coercion; administrative restriction; administrative and procedural measures; temporary restriction on use of the special right; executive production; preclusive measures of ensuring executive production.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.