Научная статья на тему 'Административное и экономическое управление в условиях свободной экономической зоны'

Административное и экономическое управление в условиях свободной экономической зоны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
265
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административное и экономическое управление в условиях свободной экономической зоны»

Раздел II. Проблемы социально-экономического развития

муниципальных образований

- экспортно-импортные операции, т. е. создание особого внешнеэкономического механизма (отмена квот, лицензий, таможенных пошлин на экспорт);

- социальная политика;

- валютное обращение (в том числе введение безналичного валютного обращения в зоне во взаиморасчетах между предприятиями, право на выплату валютной зарплаты работникам зоны);

- создание субзон, в основном таможенных зон закрытого типа;

- организация управления зоной, для чего создан комитет по управлению зоной, наделенный широкими полномочиями.

Поспешность, с которой стремились руководители некоторых регионов создавать свободные экономические зоны, привела к определенным упущениям, просчетам и в уже принятых документах, и в создаваемой проектной документации. По мнению МАРСЭЗ, наиболее характерными недостатками в ранее принятых документах по СЭЗ являются:

- отсутствие в ряде программ разделов, определяющих цели, задачи и этапы создания СЭЗ, объем потребных инвестиций и источники получения необходимых материальных и финансовых средств;

- значительное число продекларированных льгот, предоставленных субъектами федерации, что спровоцировало стремление решать вопросы создания свободных экономических зон на местном уровне;

- игнорирование в ряде случаев необходимости подготовительного и переходного этапов, в течение которых должны быть проведены приватизация, формирование финансово-экономической инфраструктуры.

Серьезной проблемой при формировании СЭЗ явился вопрос об управляющих органах. Он обсуждался на разных уровнях: на коллегии Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РФ в апреле 1993 г., в Минэкономики; в МАРСЭЗе были предложения создать специальный комитет или совет на федеральном уровне или поручить управление СЭЗ Российскому агентству по международному сотрудничеству и развитию.

В настоящее время в РФ разработано более 50 проектов создания СЭЗ на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, в Поволжье, в Центральном районе, на Северо-Западе.

В числе проектов СЭЗ есть два проекта, относящиеся к Ростовской области — это СЭЗ «Таганрог» и свободная таможенная зона «Ростов».

На наш взгляд, СЭЗ в Таганроге имеет реальные перспективы. Здесь — благоприятные для этого условия. Назовем только несколько предпосылок:

- исторические (старинный русский город-порт, которому уже 300 лет, до революции — крупный торговый центр, имевший 13 иностранных консульств);

- выгодное природно-географическое положение;

- благоприятные социально-экономические условия.

Прохорова Л. С.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

В последние годы экономическое и социальное развитие города Таганрога во многом связывается с возможностью обретения им статуса свободной экономической зоны. Для этого имеются достаточные предпосылки, общепринятые в мировой практике и адаптированные к Таганро-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

гу. Эффективная реализация целей создания и функционирования СЭЗ «Таганрог» будет зависеть от адекватности механизма их достижения реальным возможностям города.

Функционирование свободной экономической зоны обеспечивается административным и экономическим управлением в соответствии с Конституцией России, Таможенным кодексом Российской Федерации и Положением о СЭЗ. Административное управление будущей свободной экономической зоны должно осуществляться единой администрацией в рамках административно-территориального статуса города Таганрога и Не-клиновского района. Экономическое регулирование хозяйственной деятельности СЭЗ реализуется правлением и директоратом компании развития СЭЗ в форме акционерного общества закрытого типа, в состав которого войдут представители резидентов СЭЗ, администрации города Таганрога и Неклиновского района.

В становлении СЭЗ можно выделить два этапа: институциональный (формирование организационной инфраструктуры) и адаптационный (создание и отладка собственно механизма хозяйствования и управления).

Система административного и экономического управления зоной свободного предпринимательства призвана на каждом из этих этапов обеспечить жизнеспособность региона с учетом принципов управленческого и предпринимательского риска, гармонии экономических интересов страны и региона, конкурентных преимуществ, равноправного партнерства и т. п. Поэтому администрация СЭЗ должна решать не только текущие проблемы (лицензирование и регистрация резидентов, обеспечение им гарантий в занятии предпринимательской деятельностью, защита имущества резидентов от незаконного изъятия), но и заниматься разработкой и реализацией стратегии, отслеживанием и анализом движения инфраструктуры СЭЗ, обеспечением социальных прав и гарантий работникам не ниже общероссийских требований. Одной из важнейших функций администрации СЭЗ должно быть представительство интересов участников СЭЗ «Таганрог» в отношениях с федеральными и региональными органами власти, российскими и иностранными фирмами, а также инициирование заключения новых договоров с другими странами и включение новых видов деятельности и новых хозяйствующих субъектов в СЭЗ «Таганрог». Директорат акционерного общества СЭЗ «Таганрог» призван осуществлять оперативное руководство хозяйственной деятельностью, представлять экономические интересы СЭЗ внутри России и за ее пределами, объявлять и проводить конкурсы на право стать резидентом СЭЗ, регулировать инвестиционную деятельность, ценообразование, формирование и использование специальных фондов и готовить материалы по эффективному размещению резидентов СЭЗ.

Поскольку Таганрог представляет собой уникальный историко-культурный центр, административное и экономическое управление предполагают специфические функции, связанные не только с развитием экономического, социального, научно-технического потенциала региона, но и с сохранением и приумножением его историко-культурных и природных ценностей. Достижение этого, на наш взгляд, возможно, если уже на институциональном этапе создания СЭЗ будет разработан четкий экологический механизм, включающий как административные, так и экономические рычаги воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.