Научная статья на тему 'Административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в свете Проекта кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях'

Административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в свете Проекта кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в свете Проекта кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

4. Меры юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений или несоблюдение требований, установленных для сотрудников органов внутренних дел, к которым традиционно следует отнести дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Н.В. Макарейко, кандидат юридических наук, доцент, докторант адъюнктуры Нижегородской академии МВД России

Административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел в свете Проекта кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Полиция как правопреемник милиции обладает рядом полномочий в области обеспечения правопорядка и безопасности, что обусловлено основными направлениями деятельности данного органа, определенными в статье 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», среди которых важную роль играют административно-юрисдикционные полномочия. Значимость названных правомочий во многом предопределена реформированием законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и внесением на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Проект).

Анализ части 1 статьи 43.12 Проекта позволяет сделать вывод о том, что ОВД (полиции) подведомственны административные правонарушения, предусмотренные 12 главами Особенной части Проекта. В настоящее время сотрудники ОВД вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в главах 6, 8, 10—14, 18—20 КоАП РФ, то есть 10 главами Особенной части КоАП РФ, что в первом приближении дает возможность констатировать расширение административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел (полиции). Вместе с тем, детальный анализ позволяет заключить, что такое положение объясняется увеличением числа глав Особенной части Проекта по сравнению с действующим КоАП РФ. При этом можно сделать вывод о том, что реальное число категорий дел об административных правонарушениях подведомственных ОВД (полиции), сокращено.

В Проекте правами по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены должностные лица ОВД (полиции) по аналогии с КоАП РФ. Такое решение вполне закономерно, так как существующее положение является наиболее оптимальным. При этом должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе назначать административные наказания исключительно двух видов — предупреждение и административный штраф. Очевидно, что эффективное воздействие на развитие противоправной ситуации, особенно предупреждение административных правонарушений, что является основной целью применения административных наказаний, существенно затруднено. Полагаем, что должностных лиц органов внутренних дел (полиции) целесообразно наделить правомочиями по применению ряда видов административных наказаний. В частности, в арсенал органов внутренних дел (полиции) целесообразно включить такие виды административных наказаний, как лишение специального права и обязательные работы. Данный вывод обусловливается не только учетом правоохранительного потенциала названных административных наказаний, но и тем, что органы внутренних дел (полиции) наделяются правомочиями по их исполнению. В этой связи они при расширении полномочий по применению дополнительных видов административных наказаний смогут обеспечить эффективность их исполнения.

Обращает на себя внимание сохранение негативной тенденции сокращения административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел (полиции) в экономической сфере. Органами внутренних дел на протяжении длительного времени накоплен существенный опыт противодействия административным правонарушениям в данной сфере. В настоящее время органы исполнительной власти не в полной мере справляются с этой важной правоохранительной задачей. Органы Роспотребнадзора России и другие юрисдикционные органы в ряде ситуаций не могут оказать должного противодействия экономическим правонарушениям. При этом следует учитывать, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) содействуют ряду субъектов, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в частности осуществляют применение таких мер обеспечения производства по делам об административных

2ПП

Юридическая наука и практика

правонарушениях, как доставление, административное задержание, досмотр (его различных видов), изъятие вещей и документов, а также других полномочий.

Значимость законодательства об административных правонарушениях такова, что принято решение об отложении рассмотрения Проекта. Такое решение является вполне закономерным, так как имеют место недостатки как в Общей, Особенной, так и процессуальной частях Проекта. В этой связи можно высказать надежду, что в ходе его доработки будут учтены выявленные дефекты, в том числе и по расширению административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел (полиции). Очевидно, что необходимо принять во внимание отечественные правовые традиции, накопленный опыт, перспективы развития охраняемых общественных отношений и в этой связи выстроить механизм правоохраны. Следует предупредить опасность в виде принятия тенденциозных решений по ограничению правоохранительного потенциала органов внутренних дел (полиции). Они объективно должны быть расширены, но при совершенствовании средств контроля (надзора), в том числе и использовании потенциала общественного контроля.

Осуществление реформирования законодательства об административных правонарушениях является неизбежным, при этом преобразования будут носить глубинный характер. Учитывая значимость данного сегмента законодательства для самого широкого числа субъектов, необходимо вовлечь в его обсуждение граждан, а главное — профессиональное юридическое экспертное сообщество, в том числе специалистов, которые работают в системе МВД России. Полагаем, что на этапе доработки Проекта административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел (полиции) будут расширены, что позитивно скажется на состоянии общественного порядка и безопасности.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 3 (35)

2П5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.