УДК 342 ББК 67.401
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЮРИЙ ВА СИЛЬЕВИЧ КИВИЧ,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: yv_kivich@mail.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Е.О. Бондарь
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы общей теории административного процесса, установлены основные подходы к определению места органов внутренних дел в производстве по делам об административных правонарушениях, регулируемого новым Проектом Кодекса, анализируются в связи с этим его недостатки, предлагаются варианты разрешения соответствующих противоречий и юридических коллизий.
Ключевые слова: административный процесс, законодательство об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, новый Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Abstract. The questions of the general theory of the administrative process are considered, the main approaches to determining the place of law enforcement bodies in the proceedings on cases of administrative violations regulated by the new Draft Code are analyzed, its shortcomings are analyzed in this connection, variants of resolving the corresponding contradictions and legal conflicts are suggested.
Keywords: administrative process, legislation on administrative offenses, production on cases of administrative offenses, new Draft of the Russian Federation Code of Administrative Offences.
Среди типичных нарушений, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях чаще всего встречаются такие как, несоблюдение предусмотренных законом сроков давности привлечения к ответственности; составление протоколов и постановлений об административном правонарушении без указания в них всех необходимых сведений и без требуемого разъ-
яснения прав и обязанностей всем участникам производства по делу; неполное выявление всех предусмотренных законом обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении; нарушение установленного законом порядка административного расследования; применение штрафов за конкретные виды правонарушений, предусмотренных законом, ниже или выше установленных размеров и др. [3].
№ 3 / 2017
Вестник экономической безопасности
161
Полиция обладает рядом полномочий в области обеспечения правопорядка и безопасности, что обусловлено основными направлениями деятельности данного органа, определенными в статье 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», среди которых важную роль играют административно-юрисдикционные полномочия. Значимость названных правомочий во многом предопределена реформированием законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и внесением на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Проект).
Анализ части 1 статьи 43.12 Проекта позволяет сделать вывод о том, что органам внутренних дел подведомственны административные правонарушения, предусмотренные 12 главами Особенной части Проекта. В настоящее время сотрудники ОВД вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в главах 6, 8, 10— 14, 18—20 КоАП РФ, то есть 10 главами Особенной части КоАП РФ, что в первом приближении дает возможность констатировать расширение админи-стративно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел. Вместе с тем, детальный анализ позволяет заключить, что такое положение объясняется увеличением числа глав Особенной части Проекта по сравнению с действующим КоАП РФ. При этом можно сделать вывод о том, что реальное число категорий дел об административных правонарушениях подведомственных ОВД, сокращено.
В Проекте правами по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены должностные лица ОВД по аналогии с КоАП РФ. Такое решение вполне закономерно, так как существующее положение является наиболее оптимальным. При этом должностные лица органов внутренних дел вправе назначать административные наказания исключительно двух видов — предупреждение и административный штраф. Очевидно, что эффективное воздействие на развитие противоправной ситуации, особенно предупреждение административных правонарушений, что является основной целью применения административных наказаний, существенно затруднено.
Полагаем, что должностных лиц органов внутренних дел целесообразно наделить правомочиями по применению ряда видов административных наказаний. В частности, в арсенал органов внутренних дел (полиции) целесообразно включить такие виды административных наказаний, как лишение специального права и обязательные работы. Данный вывод обусловливается не только учетом правоохранительного потенциала названных административных наказаний, но и тем, что органы внутренних дел наделяются правомочиями по их исполнению. В этой связи они при расширении полномочий по применению дополнительных видов административных наказаний смогут обеспечить эффективность их исполнения.
Обращает на себя внимание сохранение негативной тенденции сокращения административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел в экономической сфере. Органами внутренних дел на протяжении длительного времени накоплен существенный опыт противодействия административным правонарушениям в данной сфере [1].
В настоящее время органы исполнительной власти не в полной мере справляются с этой важной правоохранительной задачей. Органы Роспо-требнадзора России и другие юрисдикционные органы в ряде ситуаций не могут оказать должного противодействия экономическим правонарушениям. При этом следует учитывать, что должностные лица органов внутренних дел содействуют ряду субъектов, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в частности осуществляют применение таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление, административное задержание, досмотр (его различных видов), изъятие вещей и документов, а также других полномочий.
Значимость законодательства об административных правонарушениях такова, что принято решение об отложении рассмотрения Проекта. Такое решение является вполне закономерным, так как имеют место недостатки как в Общей, Особенной, так и процессуальной частях Проекта. В этой связи можно высказать надежду, что в ходе его доработки будут учтены выявленные дефекты, в том числе
162
Вестник экономической безопасности
№ 3/2017
и по расширению административно-юрисдикци-онных полномочий органов внутренних дел. Очевидно, что необходимо принять во внимание отечественные правовые традиции, накопленный опыт, перспективы развития охраняемых общественных отношений и в этой связи выстроить механизм пра-воохраны.
Следует предупредить опасность в виде принятия тенденциозных решений по ограничению правоохранительного потенциала органов внутренних дел. Они объективно должны быть расширены, но при совершенствовании средств контроля (надзора), в том числе и использовании потенциала общественного контроля [2].
Осуществление реформирования законодательства об административных правонарушениях является неизбежным, при этом преобразования будут носить глубинный характер.
Литература
1. Кивич Ю.В. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел. // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы». 1—30 апреля 2006 г. МосУ МВД России. Москва. 2006. С. 456—462.
2. Макарейко Н.В. Административно-юрис-дикционные полномочия органов внутренних дел в свете проекта кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 244—245.
3. Низаметдинов А.М., Потапенкова И.В. Проблемные аспекты в административно-юрис-дикционной деятельности органов внутренних дел (полиции) // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 176—179.
Институт экономики,управления и права РГГУ
Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях: сб. науч. публикаций / под ред. ВО. Бежанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 199 с.
Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях
Сборник научных публикаций Юридического факультета
• Статьи преподавателей, аспирантов, магистрантов
• Статьи студентов — участников круглого стола
Вниманию читателей предлагается сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов по материалам круглого стола кафедры публичного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.
Основное внимание уделено проблемам: правового статуса ликвидированной партии; сравнительной характеристики понятий «конституционная ответственность», «публично-правовая ответственность», «политическая ответственность»; коллективной ответственности в избирательном праве, ответственности наблюдателей на выборах, в том числе международных; ответственности государственных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) за вред, причиненный субъектам предпринимательской деятельности; защиты работников аппаратов политических партий.
Для студентов, преподавателей магистрантов, аспирантов, преподавателей образовательных учреждений, интересующихся вопросами юридической ответственности в публично-правовых отношениях.
№ 3/2017
Вестник экономической безопасности
163