Научная статья на тему 'Административно-юрисдикционные действия в административном процессе'

Административно-юрисдикционные действия в административном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1894
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова Екатерина Владимировна

Статья посвяшена анализу административно-юрисдикционных действий, которые входят в состав административного процесса. Речь идет об административном производстве, которое подразлеляется на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке и административную юрисдикцию, осушествляемую в судебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-юрисдикционные действия в административном процессе»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2014. № 2(16)

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИШИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

© Е. В. Родионова

Родионова

Екатерина Владимировна кандидат юридических наук заведующая кафедрой государственного и финансового права филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Статья посвящена анализу алминистративно-юрис-аикционных лействий, которые вхолят в состав алми-нистративного процесса. Речь илет об алминистра-тивном произволстве, которое полразлеляется на лве основные ветви: административную юрисликцию, осуществляемую в алминистративном порялке и алмини-стративную юрисликцию, осуществляемую в сулебном порялке.

Ключевые слова: алминистративный процесс, ал-министративно-юрисликционные лействия, алмини-стративное произволство, алминистративная юрис-ликция.

В состав административного процесса входят административно-процедурные и админист-ративно-юрисдикционные действия, которые охватывают широкий круг деятельности субъектов административного процесса.

Административные процедуры представляют собой установленный законом порядок разрешения индивидуальных дел органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления1.

В России приняты федеральные законы о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации прав на недвижимое

1 Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации : курс лекций (подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009).

имущество и сделок с ним, о лицензировании отдельных видов деятельности, о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и ряд других федеральных законов, в которых в той или иной мере определен процесс рассмотрения обращений граждан и их организаций в органы публичной власти.

В сфере социально-культурной деятельности федеральными законами определены многочисленные правила, связанные с реализацией их права на образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, охрану труда и т. д. Административно-процессуальные нормы содержатся в Федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе»2, «О статусе военнослужащих»3, «Об альтернативной гражданской службе»4.

Административно-юрисдикционные действия (административное производство) являются самостоятельным видом административного процесса. В свою очередь, административно-юрисдикционное производство подразделяется на две основные ветви: административную юрисдикцию, осуществляемую в административном порядке, и административную юрисдикцию, осуществляемую в судебном порядке5.

Административная юрисдикция характеризуется следующим принципами:

1) принцип объективности выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела;

2) принцип законности административного производства заключается в том, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами;

3) принцип гласности заключается в открытом рассмотрении дел об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, защиты их чести и достоинства;

4) принцип осуществления процесса на языке коренного населения. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

5) принцип равенства всех перед законом.

Как проявление процессуальной деятельности административная юрисдикция рассматривается в качестве процессуальной деятельности судей и дру-

2 Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

3 Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

4 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.

Алминистративно-юрисликиионные леиствия в алминистративном процессе

гих уполномоченных на то органов и должностных лиц органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях физических и юридических лиц.

Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое закреплено в разделе IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях».

Административно-юрисдикционный процесс в отличие от административно-процедурного процесса имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер.

С. В. Комлев называет следующие обстоятельства применения:

1) в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор, т. е. спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права;

2) в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения6.

Административно-правовой спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативно-правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления. Споры разрешаются в судебном и во внесудебном порядке. Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконным с вытекающими отсюда последствиями в виде отмены нормативно-правового акта (решения органа государственного управления), совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т. д. Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативно-правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматриваются Конституционным судом РФ.

Споры могут возникать между органами государственного управления по их инициативе с применением согласительных процедур, создания специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

М. Я. Масленщиков выделяет следующие характерные черты административного производства7:

5 Комлев С. В. Административно-юрисдикционный процесс : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / ВНИИ МВД РФ. М., 2008. URL: htpp// www.eLIBRARY.RU (дата обращения: 07.04.2014).

6 Там же.

7 Масленщиков М. Я. Российский административный процесс: триединство процессуальной нормы, содержание и формы // Административное право и процесс. 2008. № 2. С. 8.

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административного производства составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

3) субъект административного производства — орган государственной власти, принимающих властное решение в рамках собственной компенсации. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

4) отношения участников административного производства приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

5) результат административного производства в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

6) цель административного производства — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административного производства служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

В последние годы в нашей стране ведется активная работа над нормативным регулированием данной области права, принимаются нормативно-правовые акты, которые в той или иной степени определяют направление и содержание административного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комлев С. В. Административно-юрисдикционный процесс : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / ВНИИ МВД РФ. М., 2008. URL: htpp// www.eLIBRARY.RU (дата обращения: 07.04.2014).

2. Масленщиков М. Я. Российский административный процесс: триединство процессуальной нормы, содержание и формы // Административное право и процесс. — 2008. — № 2. — С. 8.

3. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации : курс лекций (подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.