Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО УСТРАНИМЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО НАКАЗУЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА'

АДМИНИСТРАТИВНО УСТРАНИМЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО НАКАЗУЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1328
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный процесс / нарушение обязательных требований / административный деликт / административное правонарушение / административное производство / administrative process / violation of mandatory requirements / administrative tort / administrative offense / administrative proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А И. Стахов

в статье обосновывается обособление административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию нарушениям правовых норм, устанавливающих обязательные требования в Российской Федерации. В связи с этим разрабатывается дифференцированный подход к пониманию административного деликта в сфере контрольно-надзорных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А И. Стахов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АDMINISTRATIVELY REMOVABLE AND ADMINISTRATIVELY PUNISHABLE VIOLATIONS OF MANDATORY REQUIREMENTS IN THE STRUCTURE OF THE MODERN ADMINISTRATIVE PROCESS

the article substantiates the separation of administrative and procedural activities of executive authorities and local self-government bodies to counteract violations of legal norms that establish mandatory requirements in the Russian Federation. In this regard, a differentiated approach to the understanding of administrative tort in the field of control and supervisory relations is being developed. Keywords: administrative process, violation of mandatory requirements, administrative tort, administrative offense, administrative proceedings

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО УСТРАНИМЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО НАКАЗУЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА»

А.И. Стахов,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и процесса имени Н.Г. Салищевой, главный научный сотрудник (руководитель направления) Центра исследования проблем правосудия Российского государственного университета правосудия

БО!:

A.I Stakhov,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Administrative Law and Procedure named after N.G. Salishcheva, Chief Researcher (Head ofDirection) of the Center for the Study of Problems of Justice, Russian State University of Justice

АДМИНИСТРАТИВНО УСТРАНИМЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНО НАКАЗУЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ .а СОВРЕМЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

эс

25 Аннотация: в статье обосновывается обособление административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти и органов местного

О: самоуправления по противодействию нарушениям правовых норм, устанавливающих

§ обязательные требования в Российской Федерации. В связи с этим разрабатывается

^ дифференцированный подход к пониманию административного деликта в сфере

g контрольно-надзорных отношений.

Ключевые слова: административный процесс, нарушение обязательных тре-S бований, административный деликт, административное правонарушение, админи-Я стративное производство.

I

§ АйМ^ЗТРАТМБЬУ REMOVABLE

О AND ADMINISTRATIVELY PUNISHABLE VIOLATIONS

5 OF MANDATORY REQUIREMENTS IN THE STRUCTURE

§ OF THE MODERN ADMINISTRATIVE PROCESS

OQ

^ Abstract: the article substantiates the separation of administrative and procedural

activities of executive authorities and local self-government bodies to counteract violations of legal norms that establish mandatory requirements in the Russian Federation. In this regard, a differentiated approach to the understanding of administrative tort in the field of control and supervisory relations is being developed. Keywords: administrative process, violation of mandatory requirements, administrative tort, administrative offense, administrative {y proceedings.

® Keywords: administrative process, violation of mandatory requirements, administrative

« tort, administrative offense, administrative proceedings.

122

о

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» с достаточной определенностью выделил из общего массива правовых норм,

предопределяющих содержание административных дел в структуре современного административного процесса, правовые нормы, устанавливающие разнообразные обязательные требования.

При этом посредством КоАП РФ, Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также множества других федеральных законов, регулирующих деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по оценке

соблюдения обязательных требований, из общей массы правона- о

рушений достаточно рельефно выделяется массив противоправных <5

деяний, посягающих на правовые нормы, установившие обязательные | ь

требования, и поэтому терминологически обозначаемых законодате- | |

лем как «нарушения обязательных требований». д |

Указанные законодательные приемы, по сути, обособляют адми- § Ц

нистративно-процессуальную деятельность органов исполнительной § §

власти и органов местного самоуправления по противодействию § °

нарушениям правовых норм, устанавливающих обязательные тре- д -3

бования в Российской Федерации, и, соответственно, обнажают ^ |

давно назревшую потребность административно-правовой науки ^ |

в разработке дифференцированного подхода к пониманию админи- § <

стративного деликта в структуре современного административного | |

процесса. | |

В связи с этим стоит отметить, что административный деликт в со- д <

ветской доктрине административного процесса выделялся как «непре- ь §

ступное правонарушение, административное правонарушение, адми- | §

нистративный проступок» [1, с. 111], понятие которого раскрывалось д <

в ст. 10 КоАП РСФСР, действовавшего до 2002 г., как «посягающее | '5

на государственный или общественный порядок, социалистическую § |

собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок д

управления противоправное, виновное (умышленное или неосто- §21

рожное) действие либо бездействие, за которое законодательством < | предусмотрена административная ответственность».

В постсоветский период Российского государства под воздей- 123

ствием КоАП РФ сложилось распространенное мнение ученых-ад- 3

министративистов о том, что административный деликт есть адми- х

нистративное правонарушение или противоправное административно 3

наказуемое деяние [2, 3]. §

Соглашаясь в целом с устоявшимися научными подходами отечественной административно-правовой науки, необходимо обратить внимание на то, что они не учитывают анализ законодательства РФ, регулирующего деятельность органов исполнительной власти и ор-

■л

8 со я

ганов местного самоуправления по противодействию нарушениям правовых норм, устанавливающих обязательные требования.

По сути, выделяемый массив законодательства позволяет рассматривать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, выполняющие административно-публичные функции по противодействию нарушениям обязательных требований, в качестве контрольно-надзорных органов, которые являются составной частью публичной администрации в Российской Федерации. Соответственно, законодательство, регулирующее деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию нарушениям обязательных требований, будет логичным называть законодательством о контрольно-надзорной деятельности публичной администрации.

С одной стороны, в структуре законодательства о контрольно-надзорной деятельности публичной администрации объективно выделяется ся ряд поэтапно сменяющих друг друга федеральных законов, которые регулируют консолидированную контрольно-надзорную деятельность 05 органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, терминологически обозначаемую законодателем как «государственный контроль (надзор)», «муниципальный контроль». Это в том 2 числе Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при — проведении государственного контроля (надзора)», Федеральный § закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических § лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской о Федерации» (далее - 248-ФЗ). С другой стороны, в структуре данного ^ законодательства следует различать федеральные законы, которые С регулируют обособленные виды контрольно-надзорной деятельности публичной администрации (например, НК РФ, Федеральный закон 124 «О защите конкуренции» и др.).

Учитывая вскрытые особенности законодательного регулирова-(V ния, предлагается в современной системе административно-процес-® суальных отношений различать централизованную сферу контрольно-^ надзорных отношений, регулируемую 248-ФЗ, и децентрализованные (*} сферы контрольно-надзорных отношений, выведенные из-под регулирующего воздействия 248-ФЗ.

В силу ст. 1 248-ФЗ деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в централизованной сфере

§ С

контрольно-надзорных отношений осуществляется посредством применения данными органами административно-принудительных мер в отношении контролируемого лица, которые нацелены не на привлечение его к административной ответственности, а на предупреждение, выявление и устранение нарушений обязательных требований, восстановление правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований. Следует подчеркнуть, что данные административно-принудительные меры применяются компетентными органами исполнительной власти и органами местного о самоуправления в рамках контрольно-надзорного мероприятия <5 установленного вида, а именно в рамках контрольного (надзорного) | ь мероприятия, предусмотренного ст. 56 248-ФЗ (в том числе: кон- | | трольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; д | инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; § Ц выездная проверка). § | Анализ федеральных законов, регулирующих децентрали- ® ° зованные сферы контрольно-надзорных отношений, обнаружил д -3 множество административно-принудительных мер, применяемых ^ | главным образом органами исполнительной власти в целях выяв- д | ления и устранения нарушений обязательных требований, которые | < отграничиваются от административных правонарушений посред- | | ством специальных законодательных терминов (например, «на- | | логовое правонарушение» [4, ст. 106], «бюджетное нарушение» д < [5, ст. 306.1], «нарушение антимонопольного законодательства» ё § [6, ст. 39], «нарушение лицензионных требований» или «грубое на- | § рушение лицензионных требований» [7, ст. 19] и др.). По общему д |

правилу, установившемуся в децентрализованных сферах контроль- 1 '5

ю 3

но-надзорных отношений, указанные правонарушения выявляются § | органами исполнительной власти в рамках документарных или вы- д д ездных проверок, проводимых в отношении контролируемого лица. §21 В связи с этим будет логичным рассматривать данные проверочные 3 | мероприятия в качестве обособляемых видов контрольно-надзорных мероприятий. 125

Нельзя не отметить, что в рамках контрольно-надзорного меропри- 3

ятия установленного вида компетентные контрольно-надзорные ор- х ганы вправе в целях выявления нарушений обязательных требований 3

применить ряд административно-принудительных мер в отношении ю контролируемого лица, которые законодатель разграничивает с административно-принудительными мерами по привлечению данного лица к административной ответственности, используя специальные термины и приемы.

Так, в ч. 1 ст. 65, ст. 76-85 248-ФЗ предусмотрены административно-принудительные меры по выявлению нарушений обязательных требований, применяемые в рамках контрольного (надзорного) мероприятия, которые называются контрольными (надзорными) действиями. Это в том числе осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 ст. 90 248-ФЗ в случае выявления

при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений

обязательных требований компетентные органы исполнительной

власти и местного самоуправления вправе принимать следующие

административно-принудительные меры по устранению выявленного

нарушения: а) выдать после оформления акта контрольного (надзорно-

„о го) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении

выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения

и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения

се вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других ме-

§ роприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

§ б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством РФ

2 меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым зако-

^ ном ценностям или прекращению его причинения. При этом в соответ-

— ствии с п. 3 ч. 2 ст. 90 248-ФЗ контрольно-надзорный орган вправе при

§ выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков с

§ административного правонарушения, посягающего на нормативные §

I

обязательные требования, направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по при-

о влечению виновных лиц к установленной законом административной ^ ответственности.

П В соответствии с ч. 2 ст. 95 248-ФЗ в случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что 126 решение об устранении выявленных нарушений обязательных требований не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, контроль-(V ный (надзорный) орган вправе вновь выдать контролируемому лицу ® предписание об устранении выявленных нарушений обязательных ^ требований с указанием новых сроков его исполнения. При этом кон-(*} трольный (надзорный) орган на основании ст. 19.5 КоАП РФ вправе принять меры по привлечению к административной ответственности по факту неисполненного решения, а также на основании ч. 2 ст. 95 КоАП РФ принять иные административно-принудительные меры,

обеспечивающие исполнение данного решения, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

Представляется, что применение перечисленных административно-принудительных мер по выявлению и устранению нарушений обязательных требований одновременно с применением мер по привлечению к административной ответственности является для контролируемого лица чрезмерным административно-правовым принуждением, т.к. не учитывает существенных различий между вредными о последствиями нарушений обязательных требований, выявляемых <

в рамках контрольно-надзорного мероприятия установленного вида, | ь

§ ё

и соответствующие возможности контролируемого лица по восста- ? г

й §

новлению регулирующего воздействия нарушенной правовой нормы, д |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

установившей обязательные требования. § З

По моему твердому убеждению, используемый законодателем при- § ю

ем регулирования административно-правового принуждения в сфере *

контрольно-надзорных отношений объективно требует дифференци- д -3

рованной квалификации нарушений обязательных требований, выяв- ^ |

ляемых в рамках контрольно-надзорного мероприятия установленного Й 5

вида, и адекватного применения административно-принудительных Ю 5

мер, которые должны учитывать характер вредных последствий, при- | |

чиняемых данными правонарушениями, а также соответствующую § |

возможность восстановления правового положения, существовавшего д 5

до нарушения обязательных требований, не прибегая к администра- ё §

тивному преследованию, урегулированному КоАП РФ. | §

В целях разработки единообразных научных и законодательных д 5

подходов к дифференцированному пониманию правонарушений, 1 5

ю

выявляемых в рамках контрольно-надзорного мероприятия установ- § 5

ленного вида, выделим и охарактеризуем два самостоятельных адми- д д

нистративных деликта: 1) административно устранимое нарушение §21

обязательных требований; 2) административно наказуемое нарушение 3 | обязательных требований.

Под административно устранимым нарушением обязательных 127

требований предлагается понимать выявляемое компетентным а

контрольно-надзорным органом (уполномоченным представителем X

данного органа) в ходе контрольно-надзорного мероприятия установ- <

ленного вида противоправное, по общему правилу недобросовестное * действие или бездействие контролируемого лица в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения правовых норм, установивших обязательные требования (нормативных обязательных требований), которое влечет применение административно-принудительных мер

по восстановлению нарушенного регулирующего воздействия данных правовых норм.

С учетом сформулированного понятия выделим типичные квалифицирующие признаки административно устранимого нарушения обязательных требований, которые позволяют в ходе и по результатам контрольно-надзорного мероприятия установленного вида сделать вывод об отсутствии или наличии факта (события) административно устранимого нарушения обязательных требований: противоправность; недобросовестность; административная элиминируемость (от лат. elimino - выносить за порог, удалять, исключение, удаление).

Противоправность как квалифицирующий признак административно устранимого нарушения обязательных требований выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении контролируемыми „о лицами правовых норм, установивших обязательные требования. го Недобросовестность как квалифицирующий признак административно устранимого нарушения обязательных требований отражает отсутствие желания контролируемого физического лица или отсутствие необходимого уровня саморегулирования организации, органа публичной власти, обеспечивающих соблюдение и исполне-S ние посильных для них обязательных требований самостоятельно, без проведения контрольно-надзорного мероприятия. В связи с этим — в рамках проводимого контрольно-надзорного мероприятия указанные § лица, организации, органы считаются добросовестными, пока не будет доказано обратное. Данный квалифицирующий признак предопределяет принцип стимулирования добросовестности исполнения обязательных требований, закрепленный в ст. 8 248-ФЗ (государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать о стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований g и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных С требований).

Административная элиминируемость как квалифицирующий 128 признак административно устранимого нарушения обязательных требований - реальная возможность восстановить регулирующее CV воздействие нарушенных правовых норм, которые установили обя-® зательные требования, обеспечить возврат к правовому положению, ^ существовавшему до данного противоправного деяния, не прибегая (Y) к административному преследованию.

Элементами административно устранимого нарушения обязательных требований являются субъекты, объекты, объективная сторона, субъективная сторона.

§ С

Исходя из анализа положений ст. 31 248-ФЗ, к субъектам административно устранимого нарушения обязательных требований относятся: 1) граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие и (или) пользующиеся объектами, к которым предъявляются обязательные требования, а также выполняющие возложенные на них в установленном порядке обязанности по соблюдению и исполнению нормативных обязательных требований; 2) юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, владеющие и (или) пользующиеся объектами, к которым предъявляются о обязательные требования, а также выполняющие возложенные на них 3 в установленном порядке обязанности по соблюдению и исполнению | ь

обязательных требований; 3) органы государственной власти, органы ? г

й §

местного самоуправления, иные государственные и муниципальные д | органы, владеющие и (или) пользующиеся объектами, к которым »З предъявляются обязательные требования, и поэтому выполняющие § * обязанности по соблюдению и исполнению обязательных требований. * ° Объектами административно устранимого нарушения обяза- д -3 тельных требований являются общественные отношения, которые ^ | регулируются правовыми нормами, установившими обязательные тре- Й 5 бования, и оцениваются в ходе контрольно-надзорного мероприятия. Ю 3 Объективная сторона административно устранимого нарушения | | обязательных требований выражается в деянии (действии либо без- § | действии) в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения д 3 организацией, физическим лицом либо органом публичной власти, ё § владеющими и (или) пользующимися объектами, к которым предъ- | § являются обязательные требования, а также выполняющими воз- д | ложенные в установленном порядке обязанности по исполнению 1 5 и соблюдению нормативных обязательных требований, подлежащих § 5 официальной оценке соблюдения в ходе контрольно-надзорного ме- д д роприятия, проводимого публичной администрацией. §21 Субъективная сторона административно устранимого наруше- 3 | ния обязательных требований проявляется в недобросовестном соблюдении или исполнении нормативных обязательных требований 129 физическим лицом, организацией либо органом публичной власти, 3 владеющими и (или) пользующимися объектами, к которым предъ- X являются обязательные требования, выполняющими возложенные 3 в установленном порядке обязанности по соблюдению и исполнению * нормативных обязательных требований.

Административно наказуемое нарушение обязательных требований можно определить как выявляемое компетентным контрольно-надзорным органом (уполномоченным представителем данного

I

с

Противоправность как квалифицирующий признак административно наказуемого нарушения обязательных требований выражается

органа) в рамках контрольно-надзорного мероприятия установленного вида противоправное, по общему правилу виновное действие или бездействие контролируемого физического либо юридического лица в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения правовых норм, установивших обязательные требования (нормативных обязательных требований), либо неисполнения или ненадлежащего исполнения законного предписания или иного решения контрольно-надзорного органа, установившего индивидуализированные обязательные требования, которые влекут применение к контролируемому лицу мер административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

С учетом сформулированного определения выделим квалифицирующие признаки административно наказуемого нарушения обязательных требований, которые позволяют в ходе или по результатам „о контрольно-надзорного мероприятия установленного вида сделать вывод об отсутствии или наличии факта (события) административно наказуемого нарушения обязательных требований: противоправ-№ ность; виновность; административная наказуемость.

I ■в

(£ в неисполнении или ненадлежащем исполнении контролируемыми лицами правовых норм, установивших обязательные требования, — и законных предписаний, а также иных решений контрольно-надзор-§ ных органов, установивших индивидуализированные обязательные требования.

Виновность как квалифицирующий признак административно наказуемого нарушения обязательных требований является специальным квалифицирующим признаком, который предопределен статьей о 1.5 КоАП РФ, установившей презумпцию невиновности. ^ Административная наказуемость как квалифицирующий при-С знак административно наказуемого нарушения обязательных требований - реальная возможность назначить контролируемому лицу ад-130 министративное наказание, предусмотренное КоАП РФ либо законом субъекта РФ об административных правонарушениях за неисполнение (V или ненадлежащее исполнение нормативных обязательных требова-® ний, установленных правовыми нормами, либо за неисполнение или ^ ненадлежащее исполнение индивидуализированных обязательных (*} требований, установленных законным предписанием или иным законным решением контрольно-надзорного органа.

По сути, административная наказуемость является специальным квалифицирующим признаком, который, в отличие от административ-

ной элиминируемости, означает, что охраняемым законом ценностям причинен необратимый (неустранимый) вред, поэтому он должен быть компенсирован посредством причинения контролируемому лицу, допустившему данное правонарушение, неблагоприятных последствий имущественного или личного характера, признающихся административным наказанием, а также посредством такого специфического неблагоприятного юридического последствия, как истечение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. о Элементами административно наказуемого нарушения обязатель- 3 ных требований выступают субъекты, объекты, объективная сторона, | ь субъективная сторона. | | Исходя из системного анализа положений ст. 31 248-ФЗ и ст. 2.3, д | 2.10 КоАП РФ, субъектами административно наказуемого нарушения § 3 обязательных требований являются: 1) граждане РФ, иностранные § * граждане, лица без гражданства, которые достигли возраста 16 лет * ° и являются вменяемыми в момент совершения правонарушения, д -3 посягающего на обязательные требования, а также владеют и (или) ^ | пользуются объектами, к которым предъявляются обязательные Й 5 требования, и выполняют возложенные в установленном порядке Ю 3 обязанности по соблюдению и исполнению нормативных и (или) | | индивидуализированных обязательных требований под угрозой ад- § | министративной ответственности; 2) организации, а также органы д 3 публичной власти, выступающие участниками контрольно-надзор- ё § ных отношений в качестве юридического лица, владеющего и (или) | § пользующегося объектами, к которым предъявляются обязательные д 3 требования, и выполняющего возложенные в установленном поряд- 1 5 ке обязанности по соблюдению и исполнению нормативных и (или) § 5 индивидуализированных обязательных требований под угрозой ад- д д министративной ответственности. 2 1 Объектами административно наказуемого нарушения обязатель- 3 | ных требований являются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, установившими обязательные требования, 131 а также общественные отношения, урегулированные индивидуали- 3 зированными обязательными требованиями, которые оцениваются X в рамках контрольно-надзорного мероприятия. Общественные от- 3 ношения, урегулированные правовыми нормами, установившими * обязательные требования, и отнесенные к объектам административно наказуемых нарушений обязательных требований, определены в главах 6-16 и 18 КоАП РФ. Общественные отношения, урегулированные индивидуализированными обязательными требованиями и отнесен-

ные к объектам административно наказуемых нарушений обязательных требований, определены в главе 19 КоАП РФ.

Объективная сторона административно наказуемого нарушения обязательных требований выражается в деянии (действии либо бездействии) юридического лица или физического лица, владеющего и (или) пользующегося объектами, к которым предъявляются обязательные требования, в форме несоблюдения, неисполнения либо ненадлежащего исполнения нормативных и (или) индивидуализированных обязательных требований, подлежащих официальной оценке соблюдения в рамках контрольно-надзорного мероприятия, проводимого публичной администрацией. Объективная сторона административно наказуемого нарушения обязательных требований установлена соответствующими статьями КоАП РФ, закрепленными в главах 6-19 КоАП РФ. „о Субъективная сторона административно наказуемого нарушения го обязательных требований выражается в виновном несоблюдении либо неисполнении нормативных и (или) индивидуализированных обязательных требований физическим или юридическим лицом, владеющим и (или) пользующимся объектами, к которым предъявляются обязательные требования, и выполняющим возложенные в установ-2 ленном порядке обязанности по соблюдению и исполнению данных ^ обязательных требований.

— Основываясь на проведенном научном разделении админи-§ стративно устранимых и административно наказуемых нарушений 25 обязательных требований, предлагается различать в структуре со-§ временного административного процесса два самостоятельных вида с административного производства: 1) производство по делам об административно устранимых нарушениях обязательных требований, о урегулированное административно-процессуальными принципами ^ и нормами, закрепленными в 248-ФЗ и федеральных законах, регу-С лирующих обособленные виды контрольно-надзорной деятельности публичной администрации; 2) производство по делам об администра-132 тивно наказуемых нарушениях обязательных требований, урегулированное административно-процессуальными принципами и нормами, СЧ закрепленными в КоАП РФ.

® Научно обоснованное уточнение структуры современного админи-^ стративного процесса предлагается использовать в целях дальнейшей (*} систематизации законодательства, регулирующего контрольно-надзорную деятельность публичной администрации, а также в целях успешного завершения реформирования законодательства об административных правонарушениях, начатого Правительством РФ [8].

Список литературы:

1. Словарь административного права / И.Л. Бачило и др. - М. : Фонд «Правовая культура», 1999. - 317 с.

2. Шергин, А.П. Проблемы административного права / А.П. Шергин // Государство и право. - 1994. - № 8-9. - С. 52-61.

3. Попугаев, Ю.И. К вопросу о цели, содержании и критериях административной деликтизации / Ю.И. Попугаев // Сибирское юридическое обозрение. - 2019. - Т. 16, № 4. - С. 530-537.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. § законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3824; 2021. - № 27, Р ч. 1, ст. 5133. 5

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон § ь от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собр. законодатель- ° §

с! | |

© н о\ ^

О О) §

ства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3823; 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5079.

6. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, ст. 3434; 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5171. *

7. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон о от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства 5 § Рос. Федерации. - 2011. - № 19, ст. 2716; 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5177. | |

8. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об администра- | I тивных правонарушениях, утв. Правительством РФ 13 июня 2019 г. // СПС д ё

«КонсультантПлюс». | |

§ |

3

I § § °

о 5 | г

§ г

О ° § §

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.