Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 69 — 78. State service and personnel. 2022;(1 ):69 — 78.
Научная статья УДК 342.95
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-69-78
NIION: 2012-0061-01/22-016 MOSURED: 77/27-008-2022-01-216
Административно устранимые и административно наказуемые деликты в сфере безопасности дорожного движения: некоторые аспекты правового регулирования и практики применения
Наталья Викторовна Ландерсон
Российский государственный университет правосудия,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы, связанные с чрезмерным административным принуждением при выявлении сотрудниками ГИБДД правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, одновременным вынесением предписаний об устранении нарушения и назначением административных наказаний. Обозначена проблема, связанная с применением мер оперативного реагирования на выявляемые нарушения, за совершение которых не предусмотрена административная ответственность в главе 12 КоАП РФ. Наряду с этим акцентировано внимание на соразмерности и целесообразности при выборе применяемых за правонарушения мер административно-принудительного воздействия.
Предложен альтернативный вариант применения мер административного воздействия в виде административного уведомления о совершении правонарушения с фиксацией в единой базе данных ГИБДД и направлением его в электронном виде для сведения нарушителю в личный кабинет на сайте государственных услуг. Поднят вопрос о необходимости декриминализации составов административно устранимых деликтов и административно наказуемых деликтов, выделив из них те нарушения, за совершение которых нецелесообразно применение мер административного принуждения в виде предписаний и назначения административных наказаний, а разумно ограничиться административным уведомлением. Представляется, что внедрение в правоприменительную практику административного уведомления позволит оперативно реагировать на незначительные правонарушения без применения мер административного принуждения, а также создать новую систему мер административного воздействия, распространив ее по аналогии на все сферы административно-публичной деятельности органов публичной администрации (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных административно-публичных органов), в ходе осуществления которых могут быть выявлены незначительные правонарушения.
Ключевые слова: административно устранимые деликты, административно наказуемые деликты, сфера безопасности дорожного движения, чрезмерное административное принуждение.
Для цитирования: Ландерсон Н.В. Административно устранимые и административно наказуемые деликты в сфере безопасности дорожного движения: некоторые аспекты правового регулирования и практики применения // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 69—78. ЬМ^://ао1.огд/10.24411/2312-0444-2022-1-69—78.
Original article
Administratively removable and administratively punishable torts in the field of road safety: some aspects of legal regulation and application practice
Natalya V. Landerson
Russian State University of Justice, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers some problems related to excessive administrative coercion when traffic police officers identify violations in the field of road safety, while simultaneously issuing orders to eliminate violations and assigning administrative penalties. The problem associated with the use of rapid response measures to detected violations, for which administrative responsibility is not provided for in Chapter 12 of the Administrative Code of the Russian Federation, is also identified. Along with this, attention is focused on the proportionality and expediency when choosing administrative and coercive measures applied for offenses. An alternative version of the application of administrative measures is proposed in the form of an administrative notification about the commission of an offense with recording in the unified
© flaHflepcoH H.B. M., 2022.
№ 1/2022
database of the traffic police and sending it in electronic form for information to the violator in the personal account on the website of public services.
The question is raised about the need to decriminalize the composition of administratively removable torts and administratively punishable torts, highlighting from them those violations for which it is not advisable to use administrative coercion measures in the form of prescriptions and administrative penalties, and it is reasonable to limit yourself to administrative notification. It seems that the introduction of administrative notification into law enforcement practice will allow to respond promptly to minor offenses without the use of administrative coercion measures, as well as to create a new system of administrative impact measures, extending it by analogy to all spheres of administrative and public activities of public administration bodies (executive authorities, local self-government bodies and other administrative and public bodies), during the implementation of which minor offenses can be identified.
Keywords: administratively disposable torts, administratively punishable torts, road safety sphere, excessive administrative coercion.
For citation: Landerson N.V. Administratively disposable and administratively punishable torts in the field of road safety: some aspects of legal regulation and application practice // State service and personnel. 2022;(1):69—78. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-69—78.
Введение
В соответствии со ст. 2 Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Определяя механизм административного реагирования при выявлении нарушений и обеспечивая правовой режим законности, важно создать условия для признания человека и гражданина добросовестным, сформировать благоприятное правомерное поведение и соблюдение им норм действующего законодательства РФ, снизив административно-принудительное воздействие со стороны контрольно-надзорных органов, в том числе в сфере контрольно-надзорной деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) по обеспечению безопасности дорожного движения.
Анализ норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего привлечение к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения
Анализ действующих норм КоАП РФ, Правил дорожного движения, приказов МВД России, а также складывающейся правоприменительной практики по соблюдению участниками Правил дорожного движения свидетельствует о том, что сотрудниками ГИБДД выявляются три категории нарушений:
1) нарушения обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в соответствии с ФЗ № 248, за совершение которых предусмотрена мера административно-принудительного воздействия в виде вынесения предписания об устранении нарушений обязательных требований (административно устранимые деликты);
2) административные правонарушения, за совершение которых предусмотрены главой 12 КоАП РФ административные наказания (административно наказуемые деликты);
3) нарушения Правил дорожного движения, за совершение которых не предусмотрена административная ответственность в главе 12 КоАП РФ и которые не относятся к предмету контрольно-надзорной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» и Федеральным законом № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» (не являются административно наказуемыми и административно устранимыми деликтами).
Заметим, что в теории административного права уже устойчиво сформировалось учение об административно устранимых и административно наказуемых деликтах [24; 25; 26]. Наряду с этим в специальной литературе поднимается вопрос о целесообразности применения мер административно-принудительного воздействия за совершение правонарушений, в том числе в сфере безопасности дорожного движения [22; 23]. Разделяя мнения ученых, рассмотрим некоторые вопросы правового регулирования и практики применения действующего законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения более подробно.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [1] сотрудники ГИБДД осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ [6] (части 4, 5 ст. 30 ФЗ № 196).
№ 1/2022
При этом весьма важно обратить внимание, что приказ МВД РФ № 727 от 14 ноября 2006 г. [14], утвердивший административный регламент в сфере данного вида федерального государственного надзора, еще действует, не отменен; решением Верховного Суда РФ [15] было отказано в признании не действующим первого пункта данного приказа об утверждении регламента. Однако в связи со вступлением в силу ФЗ № 248 представляется очевидным, что организация и проведение федерального государственного надзора в области дорожного движения должны быть урегулированы постановлением Правительства РФ (ст. 3, ч. 2, п. 1), а приказ МВД РФ № 727 от 14 ноября 2006 г. должен быть признан утратившим силу.
На основании ч. 2 ст. 29 ФЗ № 248 сотрудники ГИБДД наделяются правом выносить предписания об устранении нарушений обязательных требований по результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия, которое ограничено предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения согласно ст. 2 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 11011.
Нарушения обязательных требований ГОСТа и технических регламентов, перечень которых закреплен в Приложении 2 постановления Правительства от 30 июня 2021 г. № 1101, можно обозначить в качестве административно устранимых, поскольку законодательно определена мера административно-принудительного воздействия в виде предписания об устранении нарушении обязательных требований, которая может быть применена только по результатам контрольно-надзорного мероприятия (инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка и др.) [см.: 6, п. 34; 2, главы 12, 13].
При этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 ФЗ № 248 закреплено, что к государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю не относится осуществление производства по делам об административных правонарушениях. Фактически нарушение обязательных требований законодательно определено как устранимое в административном порядке и в ходе контрольно-надзорного мероприятия осуществление производства по делам об административных правонарушениях не
1 Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения является, например, содержание дорог, дорожных сооружений; проведение строительных работ, установка и эксплуатация технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог; конструкции и техническое состояние находящихся в эксплуатации транспортных средств; перевозки пассажиров и грузов, эксплуатация транспортных средств и др.
предусмотрено. Однако в случае невыполнения в установленный срок предписания контрольно-надзорного органа контролируемое лицо подвергается в судебном порядке административному наказанию по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ. При повторном невыполнении предписания лицо привлекается к административной ответственности уже по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вступление в течение двух лет в законную силу двух и более постановлений о назначении административного наказания по ч. 28 ст. 19.5 КоАП РФ, а также наличие 35 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания контролируемому лицу или его должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.33, ч. 1 ст. 12.34, ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, является критерием для отнесения контролируемого лица к категории высокого риска [7, п. 3 «б»] и основанием для включения в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [9, п. 14].
В данном случае прослеживается взаимосвязь административно наказуемых деликтов с контрольно-надзорной деятельностью сотрудников ГИБДД и применением административно-принудительной меры в виде предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере безопасности дорожного движения.
На сферу надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации (действующих Правил дорожного движения) [11] положения ФЗ № 248 не распространяются, поскольку данный вид контрольно- надзорной деятельности на основании ч. 6 ст. 30 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В июне 2021 г. в Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ была внесена дополнительная обязанность сотрудников полиции осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 19.1 ст. 12) [см.: 3; 4].
В настоящее время действует приказ МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664, утвердивший административный регламент [13], в ст. 4 которого в качестве правовой основы исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения указан Федеральный закон «О защите прав юридических лиц
№ 1/2022
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [5], который применяется до 31 декабря 2024 г. в отношении отдельных видов контроля (надзора) (ст. 26.3).
Однако в этом перечне отсутствует федеральный государственный надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Приказ МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664 принят в соответствии с ФЗ «О полиции» и Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 [10], положения которого утрачивают силу с 1 января 2025 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 20 июля 2021 г. № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг ...» [8].
В связи с этим возникает вопрос о дальнейшем правовом урегулировании федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, а именно: является ли данный вид надзора государственной услугой или приказ МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664 и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» необходимо привести в соответствие с положениями ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
С точки зрения определенных ныне действующим приказом МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664 мер административно-принудительного воздействия предусмотрено, что сотрудники ГИБДД наделяются правом объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо о недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Вынесение предписания об устранении нарушения в ходе данного вида надзора, осуществляемого сотрудниками ГИБДД, не предусмотрено.
Наряду с этим приказом МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664 предусмотрено право сотрудников ГИБДД составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 6.7).
Фактически на основании данного приказа МВД РФ в ходе федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения предоставлено право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, что противоречит общим правилам контрольно-надзорного производства, урегулированного новым ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Нарушение в соответствии с КоАП РФ признается административным, и на практике, как правило, влечет за собой применение двойной системы мер административно-принудительного воздействия.
Например, за тонировку стекол, когда сотрудником ГИБДД выносится предписание о необходимости устранить нарушение, а в дальнейшем правонарушитель подвергается административному наказанию как за неисполнение предписания по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, а также за само административное правонарушение по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
В данном случае возникает вопрос: может ли быть отнесено данное административное правонарушение, совершенное водителем транспортного средства, к предмету федерального государственного надзора ГИБДД (требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств), осуществляемого в соответствии с приказом МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664 или речь идет о приказе МВД РФ от 14 ноября 2006 г. № 727 и ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и вправе ли сотрудники ГИБДД в данном случае выносить предписание об устранении нарушений обязательных требований?
Согласно п. 5.1.2.5 ГОСТа 32565-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации» [12] и ч. 6 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» [16], которые предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101, прозрачная часть переднего и боковых окон — часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопро-пускание не менее 70%, и это позволяет сделать вывод о правомерности вынесения предписания об устранении данного нарушения обязательных требований, поскольку данная мера применяется в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере безопасности дорожного движения.
№ 1/2022
Однако в этой ситуации в правоприменительной деятельности сотрудников ГИБДД проявляется чрезмерное административное принуждение.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при наличии предписания об устранении нарушения обязательных требований технического регламента водитель транспортного средства одновременно привлекается к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции), в том числе при наличии факта удаления тонировки со стекол на месте [17; 18; 19; 20; 21].
Очевидно, что после вынесения предписания нарушение признается административно устранимым и участник дорожного движения не должен подвергаться административному наказанию по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Для устранения фактов чрезмерного административного принуждения необходимо вести речь о декриминализации данного состава административного правонарушения (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ) путем исключения его из главы 12 КоАП РФ.
Аналогичным образом можно вести речь о рассмотрении вопроса о целесообразности исключения из категории административно наказуемых деликтов составы иных административных правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП РФ в сфере Правил дорожного движения, признав их административно устранимыми путем вынесения предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Весьма интересным также остается вопрос о том, какие меры оперативного административного реагирования необходимо урегулировать в случае выявления сотрудниками ГИБДД тех нарушений Правил дорожного движения, за совершение которых в главе 12 КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность.
К числу таких нарушений можно отнести: п. 2.1.1 (обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение и др.); п. 9.10 (обязанность водителя соблюдать дистанцию до движущегося впереди транспортного средства); п. 9.11 (обязанность водителя поддерживать дистанцию вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы); п. 10.1 (обязанность водителя принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства); п. 14.2 (обязанность водителя остановиться или снизить скорость, если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство); п. 3.3. (водитель не выполняет требования, предъявляемые к внешним световым приборам, не работают в установленном режиме или заг-
рязнены внешние световые приборы и световозвращатели ) [11] и др..
Производство по делу об административном правонарушении при выявлении в данном случае не осуществляется, а сотрудники ГИБДД выносят определение об отказе в возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ, п. 172 приказа МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664).
Нередко в подобных ситуациях на основании ч. 1 п. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудники ГИБДД, реализуя право требовать от граждан и организаций соблюдения законодательства РФ и прекращения совершаемых ими правонарушений, составляют протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции.
Право требовать прекращения противоправных действий также закреплено в п. 6.1 и п. 68 приказа МВД РФ № 664, например, при выявлении факта управления транспортным средством с не горящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости либо при не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. В случае невыполнения водителем законного требования сотрудника о прекращении движения транспортного средства до устранения неисправностей или условий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сотрудник возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (п. 68).
Фактически у участников дорожного движения есть обязанности по соблюдению Правил дорожного движения, а у сотрудников ГИБДД — право требовать соблюдение Правил дорожного движения и прекращение правонарушений при осуществлении функции федерального государственного надзора, в том числе выражающейся в выдаче предписаний.
При этом при исполнении государственной функции по надзору в сфере обеспечения безопасности дорожного движения сотрудники ГИБДД обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и субъектов транспортной деятельности (п. 8.6 Приложения к приказу МВД России от 14 ноября 2016 г. № 727).
№ 1/2022
Выводы и предложения
Учитывая тот факт, что применяемые меры по фактам выявленных нарушений в сфере безопасности дорожного движения в основном характеризуются административно-принудительным воздействием, представляется целесообразным предложить альтернативный вариант применения мер административного не принудительного воздействия, а именно, можно оперативно реагировать, не прибегая к мерам принуждения, например, посредством административного уведомления о необходимости соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации с разъяснением нарушенной нормы с занесением сведений в единую базу данных ГИБДД с последующим электронным сообщением в личный кабинет на сайте государственных услуг нарушителю.
Наряду с этим представляется важным и необходимым:
1) определить критерии, по которым часть составов административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения можно отнести к категории административно устранимых, декриминализировать путем исключения их из главы 12 КоАП РФ, по принципу разумности и достаточности вынесения предписания об устранении нарушения, выявляемого в ходе контрольно-надзорной деятельности ГИБДД;
2) определить критерии, по которым нарушение Правил дорожного движения можно включить в перечень административно уведомительных. К их числу можно отнести те нарушения Правил дорожного движения, за совершение которых не предусмотрена административная ответственность в главе 12 КоАП РФ. Наряду с этим в данный перечень можно включить также те незначительные и несущественные нарушения обязательных требований, для которых разумно и достаточно вместо предписания об устранении нарушений ограничиться мерой административного уведомления. Вместе с тем также представляется необходимым определить критерии, по которым часть административно наказуемых составов нарушений, предусмотренных в гл. 12 КоАП РФ, возможно по принципу разумности и достаточности признать административно уведомительными;
3) разработать систему применения мер непринудительного административного воздействия и мер административно-принудительного воздействия, внедрив в правоприменительную практику ГИБДД меры непринудительного административно уведомительного характера.
Заключение
Представляется, что внедрение в правоприменительную практику административного уведомления позволит оперативно реагировать на не-
значительные правонарушения без применения мер административного принуждения, а также создать новую систему мер административного воздействия, распространив ее по аналогии на все сферы административно-публичной деятельности органов публичной администрации (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных административно-публичных органов — организаций, реализующих государственные и иные публично значимые полномочия), в ходе осуществления которой могут быть выявлены незначительные правонарушения.
Список источников
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08. 2021) // https://student2.consultant.ru/cgi/online. cgi?req=doc&ts (Дата обращения: 14.01.2022)
2. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_358750/ (Дата обращения: 14.01.2022)
3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 11.06.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/ (Дата обращения: 14.01.2022)
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 11.06.2021 № 170-Ф3 // https://student2. consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=19074 (Дата обращения: 14.01.2022)
5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-Ф3 (ред. от 11.06.2021) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (Дата обращения: 14.01.2022)
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» / / https: //student2.consultant.ru/ cgi/online.cgi?req=doc&ts
7. Приложение № 2 «Критерии отнесения объектов федерального государственного контро-
№ 1/2022
ля (надзора) в области безопасности дорожного движения к категории риска причинения вреда (ущерба)»: Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // http://publication. pravo.gov.ru/Document /View/0001202107050 (Дата обращения: 14.01.2022)
8. Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_391580/ (Дата обращения: 14.01.2022)
9. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 24.08.2021) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203 819/ (Дата обращения: 14.01.2022)
10. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (ред. от 03.11.2018) «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 114205/ (Дата обращения: 14.01.2022)
11. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эк-
сплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) / / http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2 709/6d8c7fbd95f0b2f282a790182c6 d28e791f15e51/ (Дата обращения: 14.01.2022)
12. ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт РФ // https://docs.cntd.ru/document/1200107894 (Дата обращения: 14.01.2022)
13. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 № 48459) // Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_280037/ (Дата обращения: 14.01.2022)
14. Приказ МВД России от 14.11.2006 № 727 « Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов» // http://study. garant. ru/#/document/ 71601032/paragraph/1/doclist/4127/showentries/0/ highlight/приказ+МВД+России+от+14+ноября+2-016+года+№+727:1 (Дата обращения: 14.01.2022)
15. Решение Верховного Суда РФ от 10.08.2017 № АКПИ17-471 «Об отказе в признании частично не действующим приказа МВД РФ от 14.11.2006 № 727 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по тех-
№ 1/2022
ническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства РФ...» / / http://study.garant.ru/ #/document/71767400/paragraph/4/doclist/4127/ showentries/ü/highlight/приказ+МВД+России+от-+14+ноября+2016+года+№+727:5 (Дата обращения: 14.01.2022)
16. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (ред. от 21.06.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_125114/ (Дата обращения: 14.01.2022)
17. Решение № 07-513/2020 07П-513/2020 от 15.10.2020 по делу № 07-513/2020. Волгоградский областной суд (административное дело) // https://sudact.ru/regular/doc/7vfVEqWO17Vb/ (Дата обращения: 14.09.2021)
18. Постановление № 5-3674/2020 от 15.09.2020 по делу № 5-3674/2020. Вологодский городской суд (административное дело) // https://sudact.ru/ regular/doc/ebxChybxdwYe/ (Дата обращения: 14.01.2022)
19. Постановление № 5-137/2020 от 05.05.2020 по делу № 5-137/2020. Центральный районный суд г. Новосибирска ( административное дело) // https : / / sudact.ru/regular / doc/SACIrwoVlglT / (дата обращения: 14.09.2021)
20. Постановление № 5-63/2019 от 25.06.2019 по делу № 5-63/2019. Лахденпохский районный суд (Республика Карелия) (административные правонарушения) // https://sudact.ru/regular/doc/ SACIrwoVlglT/ (Дата обращения: 14.09.2021)
21. Постановление № 5-182/2019 от 28.05.2019 по делу № 5-182/2019. Старооскольский городской суд (Белгородская об.) (административные правонарушения) // https://sudact.ru/regular/doc/ wKwtcgACiedR/ (Дата обращения: 14.01.2022)
22. Бондарь Е.О., Колчева А.И. Меры, направленные на профилактику, предупреждение и пресечение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения. // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2021. № 3. С. 28—35.
23. Гончарук Л.Ю., Носач C.B. Опыт зарубежных стран в применении мер административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения // Интернаука. Сер.: Юрид. науки. 2017. № 4 (4) С. 19—24.
24. Марченко Е.И. О некоторых вопросах профилактики совершения административных правонарушений в сфере дорожного движения / / На-
ука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021.№ 3 (130). С. 123—126.
25. Стахов А.И. Административно-охранительные меры, применяемые публичной администрацией в России: понятие и классификация // Сибирское юрид. обозрение, 2013. // https://cyber-leninka.ru/article/n/administrativno-ohranitelnye-mery-primenyaemye-publichnoy-administratsiey-v-rossii-ponyatie-i-klassifikatsiya/viewer (Дата обращения: 14.01.2022)
26. Стахов А.И. Административное право России: Учебник для вузов / А.И. Стахов, П.И. Кононов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 677 с. С. 104 // URL: https://urait.ru/bcode/448165 (Дата обращения: 14.01.2022)
References
1. Federal Law «On Road Traffic Safety» dated 10.12.1995 № 196-FZ (ed. dated 02.07.2021, with amendments and additions, intro. effective from 08/ 22/2021) // https://student2.consultant.ru/cgi/ online.cgi?req=doc&ts (Accessed: 14.01.2022)
2. Federal Law «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 31.07.2020 № 248-FZ (as amended on
11.06.2021) // http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_358750 / (Accessed: 14.01.2022)
3. Federal Law «On the Police» dated 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 11.06.2021, with amendments and additions, intro. effective from 08/ 24/2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165 / (Accessed: 14.01.2022)
4. Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 11.06.2021 № 170-FZ // https://student2.consultant.ru/cgi/ online.cgi?req=doc&rnd=19074 (Accessed: 14.01.2022)
5. Federal Law «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control» dated 26.12.2008 № 294-FZ (ed. of 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_83079 / (Accessed:
14.01.2022)
6. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1101 dated 30.06.2021 «On Approval of the Regulations on Federal State Control (Supervision) in the Field of road Safety and Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Certain Provisions of Certain Acts of the Government of the Russian Federation» // https://student2.consultant.ru/cgi/ online.cgi?req=doc&ts
№ 1/2022
7. Appendix № 2 «Criteria for Assigning objects of Federal State control (supervision) in the field of road safety to the category of risk of harm (damage)» : Decree of the Government of the Russian Federation of 30.06.2021 № 1101 «On Approval of the Regulations on Federal State Control (Supervision) in the field of road safety and Invalidation of Certain Acts of the Government Of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation» // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202107050 (Accessed: 14.01.2022)
8. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1228 dated 07/20/2021 «On Approval of the Rules for the Development and Approval of Administrative Regulations for the Provision of Public Services, on Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Invalidation of Certain Acts and Certain Provisions of Acts of the Government of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_391580 / (Accessed: 14.01.2022)
9. Decree of the Government of the Russian Federation of 17.08.2016 № 806 (ed. of 24.08.2021) «On the application of a risk-based approach in the organization of certain types of state control (supervision) and Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation» (together with the Rules for Classifying the Activities of Legal Entities and Individual Entrepreneurs and (or) production facilities used by them to a certain risk category or a certain class (category) of danger») // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_203819 / (Accessed: 14.01.2022)
10. Decree of the Government of the Russian Federation № 373 of 16.05.2011 (ed. dated 03.11.2018) «On the development and approval of administrative regulations for the implementation of state control (supervision) and administrative regulations for the provision of public services» (together with the Rules for the Development and Approval of Administrative Regulations for the Implementation of State Control (Supervision), the Rules for the Development and approval of Administrative Regulations for the Provision of public services, Rules for the examination of draft administrative regulations for the implementation of state control (supervision) and administrative regulations for the provision of public services) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_114205 / (Accessed: 14.01.2022)
11. Decree of the Government of the Russian Federation № 1090 of 10/23/1993 (ed. of 12/31/ 2020, with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021) «On the Rules of the Road» (together with the Basic Provisions on the Admission of Vehicles to Operation and the duties
of officials to ensure road safety) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2709/6d8c7fbd95f0b2f282a790182c 6d28e791f15e51 / (Accessed: 14.01.2022)
12. GOST 32565-2013. National Standard of the Russian Federation // https://docs.cntd.ru/ document/1200107894 (Accessed: 14.01.2022)
13. Order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 664 dated 23.08.2017 (ed. dated 21.12.2017) «On approval of the Administrative Regulations for the Execution by the Ministry of internal affairs of the Russian Federation of the state Function for the Implementation of Federal state supervision over compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety» (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 06.10.2017 № 48459) // Electronic resource: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_280037 / (Accessed: 14.01.2022)
14. Order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 727 dated 14.11.2006 «On Approval of the Administrative Regulations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation on the Execution of the State Function for the Implementation of Federal State Supervision in the Field of Road Safety in Terms of Compliance by Legal Entities and Individual Entrepreneurs and Citizens Engaged in the Operation of Vehicles, Performing Works and Providing Services for the Maintenance and Repair of Vehicles — road users of the requirements of the legislation of the Russian Federation, rules, standards, technical norms and other regulatory documents in the field of road safety to the design and technical condition of motor vehicles in operation and items of their additional equipment, changes in their design, transportation of passengers and cargo" / / http://study .garant.ru/ #/document/71601032/paragraph/1/doclist/4127/ showentries/0/highlight/npHKa3 +Ministry of internal affairs+Russia+from+14+November+ 2016+year+№+727:1 (Accessed: 14.01.2022)
15. The decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated 10.08.2017 № AKPI17-471 «On the refusal to partially invalidate the Order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation dated 14.11.2006 № 727 «On the Approval of the Administrative Regulations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation of the execution of the state function for the implementation of federal state supervision in the field of road safety in terms of compliance with the operating activities of vehicles, performing works and providing services for the maintenance and repair of vehicles by legal entities and individual entrepreneurs and citizens — road users of the requirements of the legislation of the Russian
№ 1/2022
Federation ...» // http://study .garant.ru/#/ document /71767400/paragraph/4/doclist/4127/ showentries/0/highlight/npHKa3 +Ministry of internal affairs+Russia+from+14+November+ 2016+year+№+727:5 (Accessed: 14.01.2022)
16. Decision of the Customs Union Commission dated 09.12.2011 № 877 (ed. dated 21.06.2019) «On the adoption of the Technical Regulations of the Customs Union «On the safety of wheeled vehicles» (together with TR CU 018/2011. Technical regulations of the Customs Union. About the safety of wheeled vehicles) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_125114 / (Accessed: 14.01.2022)
17. Decision № 07-513/2020 07P-513/2020 of 10/15/2020 in case № 07-513/2020. Volgograd Regional Court (administrative case) // https:// sudact.ru/regular/doc/7vfVEqWO17Vb / (Accessed: 09/14/2021)
18. Resolution № 5-3674/2020 of 15.09.2020 on case № 5-3674/2020. Vologda City Court (administrative case) // https://sudact.ru/regular/ doc/ebxChybxdwYe / (Accessed: 14.01.2022)
19. Resolution № 5-137/2020 of 05.05.2020 on case № 5-137/2020. The Central District Court of Novosibirsk (administrative case) // https:// sudact.ru/regular/doc/SACIrwoVlglT / (accessed: 09/14/2021)
20. Resolution № 5-63/2019 of 25.06.2019 on case № 5-63/2019. Lahdenpokhsky District Court (Republic of Karelia) (administrative offenses) / / https: //sudact.ru/regular/doc/SACIrwoVlglT / (Accessed: 09/14/2021)
21. Resolution № 5-182/2019 of 28.05.2019 on case № 5-182/2019. Starooskolsky City Court (Belgorod region) (administrative offenses) / / https:/ /sudact.ru/regular/doc/wKwtcgACiedR / (Accessed: 14.01.2022)
22. Bondar E.O., Kolcheva A.I. Measures aimed at prevention, prevention and suppression of administrative offenses in the field of road safety. // Police and society: problems and prospects of interaction. 2021. № 3. Pp. 28—35.
23. Goncharuk L.Yu., Nosach S.V. Experience of foreign countries in the application of measures of administrative responsibility for offenses in the field of road safety / / Internauka. Series: Legal Sciences. 2017. № 4 (4) Pp. 19—24.
24. Marchenk o E.I. About some issues of prevention of administrative offenses in the field of traffic // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021. № 3 (130). Pp. 123—126.
25. Stakhov A.I. Administrative and protective measures applied by public administration in Russia: concept and classification // Siberian Legal Review, 2013 // https://cyberleninka.ru/article/n/ administrativno-ohranitelnye-mery-primenyaemye-publichnoy-administratsiey-v-rossii-ponyatie-i-klassifikatsiya/viewer (Accessed: 14.01.2022)
26. Stakhov A.I. Administrative law of Russia: Textbook for universities / A.I. Stakhov, P.I. Ko-nonov. 5th ed., reprint and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 677 p. // URL: https:// urait.ru/bcode/448165 (Accessed: 14.01.2022)
Информация об авторе
Ландерсон Н.В. — кандидат юридических наук, доцент
Information about the author
Landerson N.V. — candidate of law, associate professor
Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
№ 1/2022