Научная статья на тему 'Административно-процессуальные основы организации и деятельности территориальных органов МВД России в сфере миграционных отношений'

Административно-процессуальные основы организации и деятельности территориальных органов МВД России в сфере миграционных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграционная политика / внутренняя политика / ФМС / migration policy / internal policy / FMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Николаевна Сосновская, Элеонора Викторовна Маркина

Раскрываются причины реформирования миграционной политики и целесообразность внесения изменений в миграционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF MIGRATION RELATIONS

The article reveals the reasons for reforming the migration policy and the feasibility of making changes to the migration policy

Текст научной работы на тему «Административно-процессуальные основы организации и деятельности территориальных органов МВД России в сфере миграционных отношений»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10193

© Ю.Н. Сосновская, Э.В. Маркина, 2020

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Юлия Николаевна Сосновская,

доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: lisenok1214@yandex.ru;

Элеонора Викторовна Маркина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Раскрываются причины реформирования миграционной политики и целесообразность внесения изменений в миграционную политику.

Ключевые слова: миграционная политика, внутренняя политика, ФМС.

ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF MIGRATION RELATIONS

Yuliya N. Sosnovskaya,

Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Eleonora V. Markina,

Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article reveals the reasons for reforming the migration policy and the feasibility of making changes to the migration policy.

Keywords: migration policy, internal policy, FMS.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Административно-процессуальные основы организации и деятельности территориальных органов МВД России в сфере миграционных отношений. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):239-42.

Анализ исследования миграционных проблем Федерации» [1], «перед Министерством внутренних

свидетельствует о неуклонном росте интереса к ми- дел России и его территориальными органами по-

грационным процессам. Однако необходимо обратить ставлены задачи по разработке и реализации государ-

внимание на то, что до сих пор существуют нерешен- ственной политики и правового регулирования в сфе-

ные вопросы в миграционных правоотношениях. ре миграции, а также правоохранительные функции

Таким образом, нормативно-правовая база посто- федерального государственного контроля (надзора) в

янно обновляется, а также часто меняется система фе- сфере внутренних дел. Кроме того, в структуре МВД

деральных миграционных органов. Поэтому некото- России создано Главное управление по вопросам ми-

рые аспекты проблемы не были затронуты в научных грации» [2]. Данное управление является самостоя-

исследованиях по правовому регулированию в сфере тельным структурным подразделением центрального

миграционной политики в Российской Федерации. аппарата МВД России, работа которого заключается

Как следует из содержания Указа Президента в обеспечении и осуществлении в пределах возло-

Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об ут- женных на него полномочий функций МВД России

верждении Положения о Министерстве внутренних по разработке, реализации государственной полити-

дел Российской Федерации и Типового положения о ки и правового регулирования в области миграции. территориальном органе Министерства внутренних Новым витком развития в формировании вну-

дел Российской Федерации по субъекту Российской тренней политики, часто считают современные ис-

следователи, упразднение Федеральной миграционной службы России [3, с. 4].

Кроме того, еще одной из причин реформирования миграционной политики, можно считать «отсутствие достаточных полномочий ФМС России по розыску и задержанию нелегальных мигрантов, подлежащих административному выдворению, депортации» [4].

Необходимо обратить внимание на то, что административное выдворение применяется к иностранным гражданам не только, если данное лицо нарушило правила въезда в страну или режима пребывания (проживания) на территории страны (ст. 18.8 КоАП РФ [5]), но и также в случаях «совершения иных административных правонарушений, предусматривающих административную ответственность в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы России или без такового, к которой привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства, осуществляющие на российской территории незаконную трудовую деятельность» [6].

Между тем, как неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации, в случае решения об административном выдворении должны быть взяты во внимание «личностные характеристики иностранного гражданина, его семейное положение, продолжительность проживания в России, род занятий и профессии, финансовое положение и другое» [7]. «Иначе, административное выдворение иностранного гражданина может рассматриваться, как излишнее ограничение права человека на частную жизнь, которое непропорционально целям административного наказания» [8].

Из-за недостатка вышеуказанных полномочий ФМС России вынуждена была обращаться за помощью в МВД России, что часто приводило к снижению эффективности ФМС России из-за увеличения времени, необходимого для введения этих полномочий на практике.

В роли независимой причины можно также упомянуть о необходимости исключить дублирование контрольных полномочий различных ведомств касательно оценки легальности режима пребывания (проживания) иностранного гражданина и лица без гражданства на территории России, так как такое дублирование имеет расхождение с единой концепцией административной реформы.

В настоящее время на территории Российской Федерации принято внушительное количество зако-

нов и подзаконных актов, регулирующих миграцию, которые в совокупности составляют миграционное законодательство и являются всеобъемлющим по своему характеру благодаря многогранным отношениям, которые развиваются в процессе регулирования «подвижности населения» [9].

Исследование и анализ ранее упомянутых нормативных правовых актов дает возможность предположить, что они прямо или опосредованно регулируют участие МВД России и его территориальных органов в реализуемой миграционной политики.

Необходимым представляется обозначить обширный круг полномочий МВД России в области миграции, в том числе:

- принятие (отмена) решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

- определение гражданства Российской Федерации для лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

- выдача и замена гражданам Российской Федерации документов, которые удостоверяют их личность;

- оформление и выдача загранпаспортов гражданам Российской Федерации для выезда из России, равно как и въезда;

- учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации;

- регистрация (учет) иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства (по месту пребывания). Полное осуществление миграционной политики предполагает осуществление целого ряда мер, включая ведение миграционного учета, которое направлено на создание условий, необходимых российским и иностранным гражданам для реализации их прав и свобод на территории Российской Федерации и для выполнения ими своих обязанностей;

- выработка и реализация государственной миграционной политики;

- оформление приглашений на въезд в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства;

- оформление, выдача, продление срока действия, восстановление, аннулирование виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые находятся в России, выдача им разрешений на работу и патентов;

- сбор, обобщение и анализ сведений о перемещении иностранных граждан.

Особое внимание следует также уделить участию Министерства внутренних дел России в нормотворчестве. В то же время следует отметить не только само ведомственное законотворчество, а также участие в разработке законопроектов и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел. Так, в качестве примера можно привести разработанный МВД России проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [10], который предусмотрел введение балльной системы отбора мигрантов. Суть данной системы заключается в том, что мигрантам, набравшим определенное количество баллов по установленным критериям отбора, разрешено жить в России постоянно. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что при ее разработке учитывались интересы экономической и демографической политики российского государства.

В определенной степени можно объединить полномочия в сфере нелегальной миграции в отдельную группу, когда МВД России уполномочено принимать решение о депортации, нежелательном пребывании (проживании) иностранных граждан в России, а также о запрете въезда на территорию РФ, о чем говорилось выше. Понимая всю масштабность нелегальной миграции и тяжесть ее последствий, в последнее время многие авторы нередко соотносят нелегальную миграцию, к числу угроз национальной безопасности России.

Данный исследовательский подход опирается на положения стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г., так пункт 22 которой предполагает усугубление проблем, связанных с бесконтрольной и нелегальной миграцией, торговлей живым товаром, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными проявлениями межнациональной организованной преступности [11].

Несмотря на множество правовых актов в регулируемой области, говорить о совершенствовании миграционного законодательства, что также подчеркивается в ряде концептуальных документов, пока рано. Кроме всего прочего, важность продолжать работы по совершенствованию миграционного законодательства обозначена в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [12].

В этой связи представляется целесообразным внести изменения и дополнить миграционное законодательство в части, а именно:

- модернизации межведомственного сотрудничества;

- создания инфраструктуры для реализации такой процедуры, как реадмиссия и обеспечения эффективного функционирования специальных учреждений, созданных для временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в соответствии с административным законодательством подлежат выдворению или депортации;

- ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области миграции;

- кодификации миграционного законодательства в регулировании вопросов о роли Министерства внутренних дел России в реализации государственной миграционной политики.

Вопрос миграционных процессов в Российской Федерации на сегодняшний день является одними из актуальных проблем в нашем обществе. Современная миграционная ситуация, является следствием сложной социально-экономической обстановки, которая свидетельствует о том, что государству требуется новая Миграционная политика. Данная политика должна включать следующие аспекты:

1. Внешняя безопасность страны, которая в первую очередь должна защищать население РФ от террористических угроз;

2. Внутренняя безопасность государства учитывающая национальные, расовые, политические и религиозные разногласия между социальными группами;

3. Экономическая составляющая, выраженная в том, что мигранты, пребывая на территории РФ должны приносить существенный доход государственной казне.

Президент РФ, укрепляя политику получения гражданства и миграционных процессов, издает специальную нормативно-правовую базу, направленную на решение проблем в данной сфере.

Указ «О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы», подтверждает установленный тезис. Данная концепция была не обходима так, как «усилились» миграционные потоки на территории РФ.

Основная цель миграционной политики - решение социальных, экономических, пространственных

и демографических проблем страны. Поэтому важно повысить уровень «миграционной привлекательности», а также сделать миграционную политику более устойчивой к миграционным (трудовым) потокам.

Важно отметить, что на данный момент большинство целей концепции не достигнуты, и основные проблемы не решены. Основной не решенной проблемой является то, что на все категории мигрантов распространяются одни правила. В основном мигранты приезжают на общих условиях: например, специализированные медицинские работники, ученые и низкоквалифицированные сезонные работники должны следовать одному и тому же регламенту для доступа на рынок труда. Концепция, которая подходила бы индивидуально к каждому иностранному гражданину помогла бы привлечь на территорию РФ специализированных иностранных граждан.

Следует отметить, что на данном этапе отсутствует комплексный правовой порядок по регулированию миграционных потоков в РФ, также на законодательном уровне не принят «действующий» акт, регулирующий незаконную миграцию. Требуются изменения в правовой сфере, которые разделят группы мигрантов по признакам профессиональной подготовленности. Индивидуальная работа с каждым иностранным гражданином помогла бы привлечь на территорию РФ специализированных иностранных граждан.

Литература

1. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.12.2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.

2. Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 26.10.2018) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации».

3. Катаева О.В. Влияние реформирования миграционных систем Российской Федерации на формирование отечественной миграционной политики // Современные проблемы административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел. Белгород, 2016 г.

4. Новопавловская Е.Е., Молочков А.А. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: от правовой регламентации к реалиям правоприменительной практики // Matters of Russian and International Law. 2016 г.

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, № 1 (ч. 1), Ст. 1.

6. Рыжих В.А. МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 3. с. 76.

7. Новопольская Е.Е., Переверзев Е.А. Вопросы административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в практике конституционного судопроизводства // Бизес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016 г. № 4 (37). с. 238-242.

8. Болгова В.В., Новопавловская Е.А, Правомерные цели и принципы миграционной политики в практике конституционного суда Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2018 г. с. 54-62.

9. Андриченко Л.В. Миграционное законодательство в системе российского законодательства // Журнал российского права. 2018 г. № 3. с. 5-16.

10. Паспорт проекта Федерального закона № 709474-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» (внесен Правительством РФ) (подписан Президентом РФ). [Электронный ресурс].URL:http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base =PRJ&n=183929#04163628246795097

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

12. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.